Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Изложение с творческим заданием № СИ-9-3




Изложения с творческим заданием (маркировка буквой «А» и буквой «С»)

Для подготовки к ГВЭ-9 по русскому языку

 

Инструкция для обучающихся

1. Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по предложенному тексту. Передайте главное содержание текста. Объём изложения – не менее 70 слов.

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос. Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения. Продумайте композицию сочинения. Объём сочинения – не менее 200 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

 

Дайте аргументированный ответ на вопрос: Почему интересно узнавать историю происхождения слов?

 

Дайте аргументированный ответ на вопрос: Почему, с Вашей точки зрения, природа вдохновляет писателей и художников на творчество?

 

Дайте аргументированный ответ на вопрос: Почему человек должен чувствовать ответственность за произнесённое слово?

 

Дайте аргументированный ответ на вопрос: Как характеризует человека забота о живой природе?

 

Дайте аргументированный ответ на вопрос: В чём разница между «бессмысленным подвигом» и настоящим подвигом?

 

Дайте аргументированный ответ на вопрос: Нужно ли отстаивать свои идеи?

 

Дайте аргументированный ответ на вопрос: Почему нужно читать книги?

 

Дайте аргументированный ответ на вопрос: Какого человека можно назвать «человеком чести»?

 

Дайте аргументированный ответ на вопрос: Почему так важно, чтобы в мире было больше красоты?

 

Дайте аргументированный ответ на вопрос: Чем для Вас интересен мир природы?

 

Дайте аргументированный ответ на вопрос: Какого человека можно назвать добрым?

 

 

Примеры изложение с творческим заданием № СИ-9-1

 

На исходе дня к бабе Настасье пожаловали ребята. Стоявший впереди других парнишка в высоких сапогах спросил, нет ли у неё реликвии войны. «Есть у меня письмо с фронта. От мужа моего, Петра Васильевича», – сказала баба Настасья неуверенно. Она достала какой-то бумажный треугольник. Старший протянул руку, и баба Настасья нехотя отдала письмо. Письмо было коротким и простым. Когда кончили чтение письма, одна девочка покачала головой: «Нет, это не реликвия. Всё про табак, про портянки. А клятвы «Умрем, но не отступим!» нет». Старший хотел сложить письмо уголком, но не сумел. Так и сунул хозяйке несложенным.

Ребята ушли, а баба Настасья стояла перед закрытой дверью с письмом в руке, словно только что приходил почтальон. Когда много лет назад письмо пришло с фронта, все бабы завидовали ей. Ведь никто давно не получал писем. На фронте была своя война, а в деревне – своя: надрывались бабы, когда вместо лошади впрягались в плуг. Стирали в кровь плечи, сбивали ноги, надрывали животы. Такая это была пахота, что в конце полосы в глазах становилось темно, и тяжёлая кровь начинала звенеть в ушах, и падали бабы на землю, как солдаты под огнём. И вот тогда они требовали от Настасьи читать её письмо. Настасьино письмо грело измученных, осунувшихся подруг, прибавляло им сил. Письмо как бы стало общим, принадлежало всей деревне… И так продолжалось долго. Из других деревень приходили почитать Настасьино письмо. А мужа Петра Васильевича уже не было в живых... Сейчас это письмо лежало на столе перед бабой Настасьей, словно только что пришло от мужа. А раз пришло письмо, значит, он жив. Только очень далеко от дома. И пишет он, живой, про обычные житейские вещи: плохой табак и про забытые впопыхах портянки... Она отвела глаза от письма и вспомнила про ребят, но не рассердилась. Эти ребятишки вечно что-то собирают — то лекарственные травы, то колоски. Теперь они ищут реликвии. А письмо им не подошло, потому что им, ребятишкам, невдомёк, что стояли твёрдо и погибали в бою и те, кто не писал: «Умрём, но не отступим!» Тут хлопнула калитка, и баба Настасья увидела три приближающиеся фигурки: это ребята возвращались за письмом солдата. (По Ю.Я. Яковлеву) (339 слов)

 

 Задание 1. Напишите сжатое изложение по фрагменту по фрагменту рассказа Ю.Я. Яковлева «Реликвия».

3. Дайте аргументированный ответ на вопрос: Почему люди стараются сберечь память о трудных военных годах?

 

 

Изложение с творческим заданием № СИ-9-2

Солдату чаще всего приходилось воевать вдали от дома. Однако бывало, что солдат защищал свои родные места. В родных краях оказался и Василий Плотников. После того как закончился бой, солдат получил у командира отпуск на четыре часа, чтобы сходить в деревню Яблонцы, где остались жена с маленькой дочкой и старенькая мама. Товарищи Плотникова принесли свои продовольственные запасы: консервы, сухари, сахар. Шутка ли – два года не видел родных, ничего не знал о семье, а теперь – скорое свидание.

Деревня Яблонцы была небольшая, но очень красивая. Она часто снилась солдату. Под высокими старыми деревьями стояли крепкие дома с удобными крылечками и чистыми скамеечками. Плотников торопился. Все тропки были известны ему с детства. И вот через час с небольшим увидел он с высокого места Яблонцы. Не было над деревней высоких деревьев. Ветки на деревьях сгорели, а сучья обуглились. Земля была засыпана золой. Среди этого праха стояли закопчённые печи с высокими трубами. Непривычно и жутко было видеть кирпичные трубы такой высоты: прежде-то их закрывали крыши. Сердце у солдата сжалось, заболело. Что было сил он побежал к деревне. Дом Василия до пожара стоял в середине деревни. Солдат легко отыскал и узнал свою печку. Сквозь копоть просвечивала побелка. Он сам белил печку перед тем, как уйти на войну. «Деревня погибла в огне, – рассуждал Василий Плотников. – Если бы её бомбили или обстреливали, непременно какие-то печи развалились бы, трубы обрушились бы...» И появилась у него надежда, что жители спаслись, ушли до пожара куда-нибудь в леса. Солдат сложил кирпичи, сдул с них золу, сел. И так, сидя, не сняв вещевой мешок и автомат, думал горькую думу. Он не сразу почувствовал, что кто-то прикасается к голенищу сапога. Вернее, лёгкие толчки он чувствовал, но не обращал внимания, ведь вокруг ни одной живой души. А когда посмотрел на сапоги, увидел кошку – серую с белой грудкой, свою кошку Дунюшку. Он взял её под живот растопыренной пятернёй, посадил на колени и стал гладить. Время шло. Пора было возвращаться в часть. Солдат покрошил кошке в обломок глиняной миски хлебушка. Вещевой мешок с продуктами положил в печку и закрыл заслонкой. Потом горелым гвоздём выцарапал на печке: «Я живой. Дома вас не застал. Пишите». Письмо из дома он получил, когда от Яблонцев ушли на целые полтысячи километров. (По А.В. Митяеву) (358 слов)

 

Задание 1. Прослушайте (прочитайте) текст. Напишите изложение по фрагменту рассказа А.В. Митяева «Отпуск на четыре часа».

 2. Дайте аргументированный ответ на вопрос: В чём, с Вашей точки зрения, заключается бесчеловечность войны?

 

Изложение с творческим заданием № СИ-9-3

 

В жизни труд – всему голова. И в любом труде, даже самом незаметном, есть поэзия, но слово это слишком громкое, часто употребляемое, и поэтому я бы просто сказал: интерес – в труде. Интерес этот пробуждает в человеке любопытство, доброту и уважение к людям, для которых и делается любая работа. Казалось бы, что интересного может быть в работе птичника. А интересно было оттого, что работавший здесь делал своё дело с любовью и этой любовью наполнялось всё вокруг. И я проникся уважением ко всему, чем жил тот добрый и хороший человек – дядя Кузя, птичник. Всякий труд человеком красен, человеком освещён, и неразделимы они: человек и труд. В нашем городе преподавал литературу Игнатий Дмитриевич Рождественский. Как я теперь понимаю, он заставлял нас «шевелить мозгами», писать на вольные темы. Однажды он предложил написать нам, пятиклассникам, о том, как прошло лето. А я летом заблудился в тайге, много дней провёл в ней один и об этом всём написал. Сочинение было напечатано в школьном журнале, а много лет спустя стало первым рассказом сборника для детей – «Васюткино озеро». Эта книжка о моей родине – Сибири. Я хотел внушить людям: всё, что окружает нас, – от зелёной травинки, малой птахи, таёжного зверька, хлебного поля, солнца, согревающего нас, – всё-всё есть часть нашей жизни, то есть и нас самих, потому что человек – дитя природы и как дитя родное должен относиться к своей матери-Земле. Земля нуждается в нашей помощи. Нам, людям, пора не только рубить, а и садить, нам не надо хвастаться тем, что мы покорители природы, нам пора называться хозяевами своей земли. В Томской области я видел школу, стоящую в кедровом бору, – откроют в перемену ребята окошки и могут рукой потрогать ласковую лапку кедра. Этот бор посажен и выращен учащимися школы: обязанность заботиться о кедрах переходила из класса в класс, из поколения в поколение. На деньги, заработанные от сбора кедровых шишек, приобретаются для школы инвентарь, наглядные пособия, походное снаряжение. С детства ребята приучают себя к самостоятельной жизни и труду. Мне бы хотелось, чтобы возле каждой школы зазеленели боры и дубравы, чтобы дети учились не только грамоте, но и труду. Знали, как выращивается хлеб и картошка. Берегите всегда и всюду мир наш подоблачный и живую жизнь. (По В. Астафьеву)

 

Задание 1. Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту очерка В. Астафьева «Берегите».

 2. Дайте аргументированный ответ на вопрос: Что значит быть «хозяевами своей земли»?

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 3479.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...