Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Место и роль государства как субъекта финансово-правовых отношений.
Государство и его уполномоченный орган, муниципальное образование и соответствующий орган местного самоуправления. Это обусловлено тем, что само государство (или муниципальное образование) в интересах общества осуществляет финансовую деятельность: организует поступление денежных средств в различные государственные (муниципальные) денежные фонды, распределяет и использует их на социально-экономические программы и другие общественно необходимые потребности. При этом государственные органы наделены властными полномочиями: они вправе издавать предписания, обязательные для исполнения другими участниками финансовых правоотношений — предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами. Такого рода предписания могут быть адресованы также другим государственным органам согласно подчиненности и подконтрольности. Однако государственные органы, выступая в финансовых правоотношениях от имени государства, имеют не только право властных предписаний, но и обязанности, связанные с правами других участников финансовых правоотношений. Аналогично взаимодействуют с участниками финансовых правоотношений и органы местного самоуправления. Права всех участников финансовых правоотношений находятся под защитой государства, реализация их, как и выполнение финансовых обязанностей, обеспечивается его принудительной силой. Для финансового правоотношения должны быть налицо все рассмотренные специфические черты в комплексе, характеризующие финансовые правоотношения как государственно-властные имущественные (денежные) отношения'. Воля государства, его предписания по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на определенные периоды времени конкретизируются в финансовых планах (квартальных, годовых) или нормативах, лимитах и т.п. Они утверждаются соответствующими государственными органами в установленном порядке и подлежат обязательному исполнению. Наличие финансового плана характерно для финансовых правоотношений. Договор им, как правило, не свойствен. Властно-имущественными являются и финансовые правоотношения с участием, как одной из обязательных сторон, органов местного самоуправления Система финансового права как отрасли права. В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли и институты. Наиболее крупные подразделения российского финансового права - части: Общая и Особенная. Общая часть изучает:
Особенная часть состоит из нескольких разделов, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты, которые имеют свой объект правового регулирования:
Источники финансового права. - разнообразные нормативно-правовые акты, содержащие в себе нормы финансового права. 1. Конституция РФ; 2. Кодексы РФ (Гражданский, Налоговый, Бюджетный, Арбитражно-процессуальный, Таможенный и др.); 3. федеральные законы; 4. указы Президента РФ; 5. постановления Правительства РФ; 6. акты органов государственного управления, ведомственные положения, приказы, инструкции; 7. решения Конституционного Суда РФ; 8. международные договоры и соглашения Российской Федерации с другими государствами. Финансовое законодательство - все нормативные акты, содержащие в себе нормы финансового права в совокупности. Наука финансового права: понятие, предмет, метод, функции. Наука финансового права является самостоятельной отраслью публичного права, которое исследует все стороны жизни государства, поскольку ее функционирование невозможное без финансового обеспечения. Предметом науки финансового права является вся совокупность знаний о финансовом праве, финансовой деятельности государства, финансовую деятельность государства систематизированы и обобщены в форме научных исследований простых элементарных понятий о финансово-правовых нормах, отношениях, и институтах. - аналитическую - критическую - конструктивную - и прогнозирующую функции. Аналитическая функция науки финансового права заключается в осознании «опытного знания», классификации финансово-правовых норм и их научном комментировании, сводке их во внутренне целостную органическую систему. Критическая функция заключается в выявлении дефектов и недостатков в действующем финансовом законодательстве, в фиксации несоответствия правовой нормы требованиям общественной практики. Конструктивная функция способствует образованию новых финансово-правовых норм, институтов и разделов финансового права. Эта функция всегда предшествует изданию нового закона или другого нормативно-правового акта и постоянно используется в процессе нормотворческой деятельности государства. Прогнозирующая же функция науки финансового права, а иногда ее еще называют «ориентировочной» функцией, заключается в том, что наука финансового права дает финансово-правовой практике важные ориентиры в развитии, указывает вехи, в направлении которых вероятно будут двигаться финансово-правовые отношения. Финансовое право как учебная дисциплина. Финансовое право как учебная дисциплина, учебный курс предусматривает обучение студентов финансовому праву, тем правовым нормам, которые в совокупности образуют финансовое право как отрасль права. Система курса финансового права — это последовательность изложения, изучения финансово-правовых норм, позволяющая более эффективно раскрыть их сущность и значение. Система курса финансового права подразделяется на общую и особенную части. В общей части курса выявляется единство финансового права, изучаются его предмет и метод правового регулирования, раскрывается специфика финансово-правовых норм, выявляются особенности форм и методов осуществления финансовой деятельности и финансового контроля, определяется место финансового права в общей системе российского права. В особенной части курса разделы и отдельные финансово-правовые институты рассматриваются в историческом плане, предлагаются пути совершенствования финансово-правовых норм, проводится сравнительно-правовой анализ соответствующих разделов и финансово-правовых институтов.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 543. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |