Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Место и роль государства как субъекта финансово-правовых отношений.




Государство и его уполномоченный орган, муниципальное образование и соответст­вующий орган местного самоуправления. Это обусловлено тем, что само государство (или муниципальное образование) в интересах общества осуществляет финансовую деятельность: организует по­ступление денежных средств в различные государственные (муни­ципальные) денежные фонды, распределяет и использует их на социально-экономические программы и другие общественно необ­ходимые потребности. При этом государственные органы наделе­ны властными полномочиями: они вправе издавать предписания, обязательные для исполнения другими участниками финансовых правоотношений — предприятиями, организациями, учрежде­ниями, гражданами. Такого рода предписания могут быть адресо­ваны также другим государственным органам согласно подчинен­ности и подконтрольности. Однако государственные органы, вы­ступая в финансовых правоотношениях от имени государства, имеют не только право властных предписаний, но и обязанности, связанные с правами других участников финансовых правоотно­шений. Аналогично взаимодействуют с участниками финансовых правоотношений и органы местного самоуправления. Права всех участников финансовых правоотношений находятся под защитой государства, реализация их, как и выполнение финансовых обя­занностей, обеспечивается его принудительной силой.

Для финансового правоотношения должны быть налицо все рассмотренные специфические черты в комплексе, характеризую­щие финансовые правоотношения как государственно-властные имущественные (денежные) отношения'. Воля государства, его предписания по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на определенные периоды времени конкре­тизируются в финансовых планах (квартальных, годовых) или нормативах, лимитах и т.п. Они утверждаются соответствующими государственными органами в установленном порядке и подлежат обязательному исполнению. Наличие финансового плана харак­терно для финансовых правоотношений. Договор им, как правило, не свойствен. Властно-имущественными являются и финансовые правоотношения с участием, как одной из обязательных сторон, органов местного самоуправления

Система финансового права как отрасли права.

В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли и институты.

Наиболее крупные подразделения российского финансового права - части: Общая и Особенная.

Общая часть изучает:

  1. принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства;
  2. систему органов Российской Федерации, осуществляющих финансовую деятельность;
  3. структуру финансовых звеньев финансовой системы;
  4. вопросы регулирования финансового контроля в Российской Федерации;
  5. финансово-правовую ответственность;
  6. другие вопросы.

Особенная часть состоит из нескольких разделов, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты, которые имеют свой объект правового регулирования:

  1. бюджетную систему;
  2. внебюджетные государственные и муниципальные денежные фонды;
  3. финансы государственных и муниципальных предприятий;
  4. государственные и муниципальные доходы;
  5. государственный и муниципальный кредит;
  6. организацию имущественного и личного страхования;
  7. государственные и муниципальные расходы;
  8. банковское кредитование;
  9. денежное обращение и расчеты;
  10. валютное регулирование.

Источники финансового права.

- разнообразные нормативно-правовые акты, содержащие в себе нормы финансового права.

1. Конституция РФ;

2. Кодексы РФ (Гражданский, Налоговый, Бюджетный, Арбитражно-процессуальный, Таможенный и др.);

3. федеральные законы;

4. указы Президента РФ;

5. постановления Правительства РФ;

6. акты органов государственного управления, ведомственные положения, приказы, инструкции;

7. решения Конституционного Суда РФ;

8. международные договоры и соглашения Российской Федерации с другими государствами.

Финансовое законодательство - все нормативные акты, содержащие в себе нормы финансового права в совокупности.

Наука финансового права: понятие, предмет, метод, функции.

Наука финансового права является самостоятельной отраслью публичного права, которое исследует все стороны жизни государства, поскольку ее функционирование невозможное без финансового обеспечения.

Предметом науки финансового права является вся совокупность знаний о финансовом праве, финансовой деятельности государства, финансовую деятельность государства систематизированы и обобщены в форме научных исследований простых элементарных понятий о финансово-правовых нормах, отношениях, и институтах.

- аналитическую

- критическую

- конструктивную

- и прогнозирующую функции.

Аналитическая функция науки финансового права заключается в осознании «опытного знания», классификации финансово-правовых норм и их научном комментировании, сводке их во внутренне целостную органическую систему.

Критическая функция заключается в выявлении дефектов и недостатков в действующем финансовом законодательстве, в фиксации несоответствия правовой нормы требованиям общественной практики.

Конструктивная функция способствует образованию новых финансово-правовых норм, институтов и разделов финансового права. Эта функция всегда предшествует изданию нового закона или другого нормативно-правового акта и постоянно используется в процессе нормотворческой деятельности государства.

Прогнозирующая же функция науки финансового права, а иногда ее еще называют «ориентировочной» функцией, заключается в том, что наука финансового права дает финансово-правовой практике важные ориентиры в развитии, указывает вехи, в направлении которых вероятно будут двигаться финансово-правовые отношения.

Финансовое право как учебная дисциплина.

      Финансовое право как учебная дисциплина, учебный курс предусматривает обучение студентов финансовому праву, тем правовым нормам, которые в совокупности образуют финансовое право как отрасль права.

Система курса финансового права — это последовательность изложения, изучения финансово-правовых норм, позволяющая более эффективно раскрыть их сущность и значение. Система курса финансового права подразделяется на общую и особенную части.

В общей части курса выявляется единство финансового права, изучаются его предмет и метод правового регулирования, раскрывается специфика финансово-правовых норм, выявляются особенности форм и методов осуществления финансовой деятельности и финансового контроля, определяется место финансового права в общей системе российского права.

В особенной части курса разделы и отдельные финансово-правовые институты рассматриваются в историческом плане, предлагаются пути совершенствования финансово-правовых норм, проводится сравнительно-правовой анализ соответствующих разделов и финансово-правовых институтов.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 543.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...