Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Раздел 3. Цели, функции и основные направления развития правового просвещения граждан Ханты-Мансийского автономногоСтр 1 из 5Следующая ⇒
ПРОЕКТ Концепция Развития правового просвещения граждан, проживающих В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре Общие положения Настоящая Концепция развития правового просвещения граждан, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (далее также– Концепция представляет собой систему взглядов на обеспечение государственной политики всфере развития правовой грамотности, повышения правосознания граждан и направлена на консолидацию усилий различных органов государственной власти (федеральных и региональных), органов местного самоуправления, правозащитных институтов, профессиональных юридических сообществ, общественных объединений юристов, всех структур гражданского обществав формированииправовых знаний,повышенииправовой культуры и правосознания граждан, проживающих на территории Ханты-мансийского автономного округа – Югры (далее также – автономный округ, Югра). Укрепление основ правового государства, формирование гражданского общества и реализация конституционных прав и свобод граждан непосредственно связаны с состоянием правовой культуры граждан, уровнем их правового сознания. В связи с этим правовое просвещение и правовое воспитание граждан должны быть одними из приоритетных направлений в работе различных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и их должностных лиц независимо от сферы деятельности. Правовую основу Концепции составляют нормативные правовые акты федерального и регионального значения, перечисленные в приложении 1 к настоящей Концепции. Для целей настоящей Концепции используются понятия, определения которых приводятся в приложении 2 к настоящей Концепции. Актуальным является активизация мероприятий Концепции по развитию правового просвещения в 2018 году – это год 70-летия принятия Всеобщей декларации прав человека, 25-летия принятия Конституции Российской Федерации – основного закона нашего государства, год реализации граждан Российской Федерации своих избирательных прав на выборах Президента Российской Федерации, Год добровольца (волонтера) в России, а для югорчан – это еще и Год гражданского согласия. Эти события позволят разнообразить формы работы по реализации основных положений Концепции.
2. Предпосылки развития правового просвещения
Положения настоящей Концепции сформулированы с учетом значимости проблемы правового просвещения граждан, отмеченной вутвержденных 28.04.2011 № Пр-1168 Президентом Российской Федерации Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (далее также – Основы). О расширении системы правового просвещения говорится и в Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 № 460. Согласно пункту 5 указанных Основ, федеральные и региональные государственные органы, органы местного самоуправления, профессиональные юридические сообщества и общественные объединения юристов, а также другие организации во взаимодействии между собой участвуют в реализации государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. В Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан также указывается, что на формирование правовой культуры и позитивного типа правосознания оказывают влияние следующие факторы: характер воспитания и моральный климат в семье, законопослушное поведение родителей; качественный уровень воспитания и обучения в образовательных учреждениях различного типа и вида, в том числе закрепление и развитие у учащихся основ правосознания; распространение и использование доступных для восприятия информационных материалов, формирующих правовую грамотность и правосознание населения, в печатном, электронном, аудиовизуальном и ином виде, а также с помощью средств массовой информации; доступность и понятность оказываемых в системе государственной и муниципальной службы услуг населению; доступность правосудия, судебной защиты нарушенных прав, безупречность и эффективность деятельности судов и органов, исполняющих судебные решения; строгое соблюдение государственными и муниципальными служащими норм закона и профессиональной этики; понятность, доступность и эффективность законодательства, его адекватность реальной экономической и общественно-политической ситуации в стране, реализация в законодательстве принципов справедливости и равноправия, обеспечения соответствия норм права интересам и потребностям различных социальных групп; систематический и качественный контроль за состоянием законодательства Российской Федерации в целях его оптимизации, выявления пробелов и противоречий, своевременной его инкорпорации и кодификации, а также контроль за правоприменением, выявление и анализ проблемных ситуаций, связанных с неправильным пониманием и применением закона; эффективная, профессиональная и законная деятельность правоохранительных и иных уполномоченных органов по выявлению и пресечению преступлений и других нарушений закона, обеспечение неотвратимости соразмерного и справедливого наказания за нарушение закона; обеспечение правопорядка в жизненно важных для большинства граждан сферах жизни, соблюдение нормативных требований организациями, осуществляющими реализацию товаров и оказывающими услуги населению; доступность для граждан квалифицированной юридической помощи; неукоснительное соблюдение адвокатами и нотариусами, иными частнопрактикующими юристами в их профессиональной деятельности норм закона и профессиональной этики; деятельность лиц творческих профессий и их объединений, средств массовой информации, организаторов эфирного и кабельного вещания, издательских организаций, производителей рекламной продукции, направленная на создание и распространение произведений, активно продвигающих в общественное сознание модель законопослушного поведения в качестве общественно одобряемого образца; ограничение распространения произведений, прямо или косвенно пропагандирующих непочтительное отношение к закону, суду и государству, правам человека и гражданина, поэтизирующих и пропагандирующих криминальное поведение. Реализация государственной политики по развитию правовой грамотности и правосознания граждан – сложная и многогранная работа. Реализация мер, предусмотренных Основами государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, а также настоящей Концепцией, могла бы стать неотъемлемой частью государственной политики различных органов власти (федеральных, региональных, муниципальных)в правовом просвещении населения автономного округа с учетом особенностей региона. Правовые, организационные и экономические основы просветительской деятельности, принципы государственной политики в сфере просветительской деятельности, общие правила функционирования системы просвещения и осуществления просветительской деятельности, а также правовое положение и взаимоотношения участников просветительской деятельности нашли свое отражение в Модельном законе о просветительской деятельности, принятым на сорок четвертом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ в городе Санкт-Петербурге 20 мая 2016 года, Постановление № 44-11. О необходимости формирования правовой культуры и правового просвещения граждан указано в приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 10 сентября 2008 года № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению», где, в частности, подчеркнуто, что фундаментальная роль права, на котором основываются государство и гражданское общество, диктует потребность формирования правовой культуры общества, повышения юридической осведомленности граждан, их готовности следовать закону и видеть в этом свой непосредственный интерес.В деле привития гражданам уважения к закону, преодоления правового нигилизма необходимо максимально использовать имеющийся потенциал органов прокуратуры для систематического правового воспитания и просвещения населения.работа по разъяснению законодательства должна проводиться в тесном контакте с органами государственной власти и общественными объединениями, средствами массовой информации, с учетом состояния законности и правопорядка, а также аудитории. О целесообразности активизации правового просвещения населения автономного округа, системном информировании граждан о правовых возможностях реализации их конституционных прав указывалось в докладах Уполномоченного по правам человека в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре Натальи Стребковой«О соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» в 2015, 2016 и в 2017 годах. Эти убеждения построены на анализе жалоб (обращений) граждан, поступающих к региональному Уполномоченному. Отмечается, что более чем у половины граждан, обратившихся к Уполномоченному, конституционные права не были нарушены, а гражданенуждались всвоевременных разъяснениях норм законодательства и законныхпутях реализации их прав. Как правило, это касается обращений по вопросам реализации социально-экономических прав (жилищных, прав на услуги жилищно-коммунального комплекса, прав на социальную поддержку и медицинское обеспечение, занятость, трудовые и другие права). И, напротив, отмечаются случаи, когда права граждан нарушались из-за низкого уровня правосознания и просвещения человека, чем зачастую пользуются недобросовестные работодатели, риэлторы, мелкие фонды микрофинансирования и др. Одна из основных целей правового просвещения состоит в повышении осведомленности граждан, в том числе и несовершеннолетних, о правах и свободах, гарантированных им законодательством Российской Федерации, региональным законодательством, а также механизмах защиты и восстановления нарушенных прав. Следует признать, что данное направление находится, фактически, в начале пути. Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации Татьяны Москальковой также отмечается, что правовое просвещение в России по-прежнему остается одной из важных, но слабо реализованных составляющих развития гражданского общества и требует комплексного подхода. Интенсивное обновление законодательства, невысокий общий уровень правовой грамотности и неумение на практике отстаивать свои интересы зачастую приводят к непоправимым либо трагическим последствиям. В Докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год отмечается, что в формировании правовой культуры ключевая роль принадлежит системе образования всех видов и уровней. От качества и степени интеграции образования в области прав человека в системы общего и высшего образования во многом зависит итоговая результативность политики правового просвещения. В июле 2017 года Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Анна Кузнецова также выступила за правовое просвещение детей в сиротских учреждениях (подробнее: https://www.pnp.ru/social/kuznecova-vystupila-za-pravovoe-prosveshhenie-v-sirotskikhuchrezhdeniyakh.html). В августе 2017 года на информационном портале газеты «Известия» былаопубликована статья известного адвоката, члена Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека; члена Общественной палаты Российской Федерации; председателя Центрального совета Общероссийского общественного движения «Гражданское общество» Анатолия Кучерены «Правовой нигилизм и инфантилизм». В статье прямо говорится о катастрофической отсталости российского общества по уровню правосознания граждан(подробнее:https://iz.ru/635127/pravovoinigilizm-i-pravovoi-infatilizm). Чрезвычайную актуальность создания эффективной системы правовогопросвещения отметила депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детейОльга Окунева в ходе ежегодного доклада в Госдуме Уполномоченного по правам человека Татьяны Москальковой в 2017 году. Окунева отметила, что вопрос воспитания осознанного уважения к правам человекачерез правовое просвещение чрезвычайно актуален, так как распространены случаи нарушения прав граждан именно из-за того, что они сами не знают об изменениях законодательства, а ведомства не информируют граждан и организации об их правах. «Динамичное обновление законодательства выдвигает на передний план задачуповышения правового просвещения, правовой информированности граждан», - отметила парламентарий (подробнее: https://www.pnp.ru/politics/v-rossii-mogut-sozdatobshhegosudarstvennuyu-sistemu-pravovogo-prosveshheniya.html). В большей степени низкий уровень правовых знаний, культуры и правового нигилизма характерен для молодежной среды. Распространение правового нигилизма среди молодежи во многом вытекает из ее правовой некомпетентности. Молодое поколение зачастую не знает о своих правах, о возможности их реализации и об ответственности за свои неправомерные действия. Поэтому в современном российском обществе имеют место такие явления, как незнание и игнорирование законов молодыми людьми, негативное отношение к власти, неверие в справедливость правосудия, отсутствие неприятия любых правонарушений и правовой нигилизм в молодежной среде. Наибольшая пассивностьмолодых людейотмечается в реализации своих политических (избирательных) прав, а это означает, что при правовом просвещении молодежи следует уделять особое внимание активизации политического права молодежи, очень важно довести до сознания каждого молодого гражданина понимание его конституционного права причастности к процессам управления в стране, регионе, результат которых во многом зависит от волеизъявления, активности и ответственности самого человека. О необходимости активизировать избирательное право и общественно-политическую деятельность молодежи говорила Губернатор Югры Наталья Комарова на встрече с молодежью в Нижневартовском государственном университете 24 января 2018 года, а участникам просветительского проекта «Лига молодых парламентариев», представленного педагогами Ханты-Мансийского района намуниципальном этапе Гражданского форума общественного согласия в д. ШапшаХанты-Мансийском районе, Губернатор автономного округа предложила активно вовлекать в мероприятия по правовому просвещению не только учащихся, но и их родителей. В целях привития гражданам уважения к закону, преодоления правового нигилизма, особенно среди подрастающего поколения, молодежи,с учетом состояния законности и правопорядка, потребности целевых групп граждан в повышении правовой грамотности концепцией предлагается максимально использовать имеющийся потенциал различных учреждений и органов власти во взаимодействии с общественными объединениями, средствами массовой информации ворганизации систематического правового просвещения и повышения уровня правосознания населения. И здесь недостаточно только мер, направленных на организацию бесплатной юридической помощи, предусмотренной Федеральным законом от 21.11.2011 № 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.12.2011 № 113-оз "О бесплатной юридической помощи в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре". Известно, что правом бесплатной юридической помощи могут воспользоваться не все категории граждане и только по определенному кругу вопросов. Чаще всего к бесплатной юридической помощи граждане обращаются уже при сложившейся сложной жизненной ситуации, случившихся обстоятельствах, нарушающих их права и свободы. Проблема низкого уровня юридической грамотности и наличие правового нигилизма в обществе возникает неизбежно в том случае, если граждане не имеют возможности реализовать свое право на получение квалифицированной юридической помощи до наступления обстоятельств, указывающих на нарушение прав человека, имеющего права на получение бесплатной юридической помощи. В качестве меры государственной политики в области повышения правовой грамотности Основы закрепляют необходимость обеспечения доступности всем слоям населения юридических услуг. А это означает, что работу по повышению правовой грамотности, правовой культуры и правосознанию граждан необходимо проводить систематически и целенаправленно. К сожалению, на сегодняшний день имеющиеся информационные ресурсы недостаточно отражают потребность населения в социально-правовых знаниях, необходимых им для реализации конституционных прав. Необходимы дополнительные формы просветительской деятельности, которые могли бы способствовать не только получению гражданами правовых знаний, но и формированию у человека высокого уровня правовой культуры и правосознания. Для реализации мероприятий по правовому просвещению особенно важным становится преодоление разрыва между властью и населением, особенно молодежью, что может быть достигнуто через расширение конкретной практической работы, через создание независимой действующей системы социологического мониторинга состояния населения, в целом, и молодежи, в частности, в вопросах формирования правовой грамотности, правовой культуры и правосознания граждан. Необходим механизм взаимодействия всех участников, в результате которого предполагается: - создание единой системы качественного правового просвещения населения в Югре; - анализ и (при необходимости) модернизация существующих форм правового просвещения и создание дополнительных механизмов распространения правовых знаний в автономном округе (муниципальных районах и городских округах); - расширение доступа к официальной правовой информации граждан, проживающих в труднодоступных и отдаленных населенных пунктах, в том числе жителей сельской местности, коренных малочисленных народов Севера (КМНС), ведущих традиционный образ жизни в территориях природопользования; - включение в программы учебных курсов и внеурочной деятельности общеобразовательных учреждений, средних профессиональных и высших учебных заведенийдисциплин(факультативов) правовой тематики; - проведение различных мероприятий, направленных на повышение правовой культуры и правовой активности молодежи; - обеспечение взаимодействия государственных, муниципальных и общественных организаций в работе по пропаганде юридических знаний; - вовлечение молодого поколения в разработку и реализацию правопросветительских и правозащитных проектов; - развитие негосударственных форм, применяемых для формирования правовой грамотности и правосознания граждан, для повышения информированности по правовым вопросам и оказания юридической помощи гражданам, защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе через вовлечение в правопросветительскуюпроектную деятельность, предусмотренную на федеральном и на региональном уровнях, в том числе, предусмотренную постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 5 апреля 2012 года № 132-п «О конкурсе проектов по правовому просвещению, повышению правовой грамотностии правосознания граждан, информированию по правовым вопросам и юридической помощи гражданам в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»
Раздел 3. Цели, функции и основные направления развития правового просвещения граждан Ханты-Мансийского автономного Округа – Югры Целями правового просвещения граждан являются: - обеспечение повышенияправовой грамотности, правовой культуры и правовой активности человека через осознание своих прав, реализацию правовых знаний и убеждений в повседневной правовой практике, привитие гражданам уважения к закону, формирование законопослушного поведения и преодоление правового нигилизма При формировании и реализации Концепции выдвигаются следующие задачи: - использование административного, научного и культурного потенциала региона в интересах повышения уровня правовой грамотности, правового сознания и правовой культуры населения; - обеспечение: координации деятельности различных органов власти и местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций в области правового просвещения граждан в регионе; повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления в области правового просвещения граждан; пропаганды и разъяснений необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, правил общежития, уважения прав и законных интересов других лиц, независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств; распространения сведений о деятельности органов государственной власти (федеральных, региональных), органов местного самоуправления и принятых нормативных правовых актах, направленных на обеспечение реализации и защиты конституционных прав и государственных гарантий человека; - содействие: адекватному пониманию гражданами своих законных интересов, осведомленности о способахих реализации и защиты, с учетом сложившейся в Российской Федерации и в регионе законодательной базы, а также условий и обстоятельств жизни; активному и компетентному участию граждан в различных видах практической деятельности, направленных на повышение уровня правовой культуры и правосознания человека через конкретные виды деятельности; формированию адекватного правового общественного мнения граждан; - создание условий для правовой, профессиональной, социальной, политической, культурной ориентации граждан, осведомленности о характере, способах и пределах осуществления и защиты прав и законных интересов человека в административном и судебном порядке, о доступности правозащитных институтов и бесплатной юридической помощи. В систему правового просвещения целесообразно включить: - различные органы государственной власти (федеральные, региональные), органы местного самоуправления, парламентарии различных уровней, государственные учреждения и организация с соответствующими целям, задачами и функциями; - аналитические и исследовательские центры, вырабатывающие рекомендации по формированию политики в сфере просвещения и по содержанию просветительских программ; - просветительские учреждения и организации различных форм собственности, работающие по проектам и программам различной направленности; - учреждения системы образования; - учреждения культуры и их объединения; - государственные и негосударственные правозащитные институты, оказывающие населению юридическую помощь, в том числе в виде правого информирования; - некоммерческие организации, представляющие (защищающие) законные интересы той или иной категории граждан; - творческие союзы деятелей культуры; - профессиональные объединения; - волонтерские организации; - средства массовой информации; - другие заинтересованные сообщества. Система мер правового просвещения призвана выполнять следующие специфические по своему содержанию функции: - информационную – расширяет осведомленность граждан в правовых вопросах, увеличивает возможность доступа граждан к получению правовой информации о возможности защиты гарантированных государством прав и свобод; - разъяснительную – обеспечивает адекватность уяснения сообщаемых сведений, обеспечивает единство понимания и применения общих стандартов в области прав человека; - идеологическую – популяризует идеи и концепции, отражающие особые интересы социальных общностей и групп, формирует понимание гражданами своего права причастности к процессам управления в стране, округе, как непосредственно, так и через своих представителей, выборных должных лиц, путем активизации и реализации своего избирательного права; - агитационно-пропагандистскую – распространяет сведения о деятельности органов государственной власти, принятых нормативных правовых актах (в том числе государственных целевых программах), направленных на реализацию конституционных прав человека, о просветительских организациях в целях выработки правового мышления у населения; - консультативную – распространяет функциональные знания о едином понимании прав человека, необходимые гражданам в повседневной жизни. К основнымцелевым группамправового просвещения целесообразно отнести: - правовое просвещение детей и подростков; - правовое просвещение молодежи, включая обучающихся в средних специальных и высших учебных заведений (студенты), призывников; - правовое просвещение работающего населения в соответствии со спецификой их деятельности; - правовое просвещение населения в сельской местности, в том числе, проживающих в труднодоступной отдаленныхнаселенных пунктах автономного округа, включая коренных жителей региона (КМНС); - правовое просвещение людей пожилого возраста; - правовое просвещение лиц с ограниченными возможностями здоровья, иных социально незащищенных и льготных категорий граждан (многодетные семьи, граждане из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей; граждане, проживающие в учрежденияхинтернатного типа, ветераны боевых действий и др.); - правовое просвещение мигрантов и лиц без гражданства; - правовое просвещение лиц, находящихся в местах принудительного содержания и (или) готовящихся к освобождению; - другие категории граждан.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 436. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |