Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: Модернистский эксперимент в поэзии 1 половины 20 века (салон по поэзии)




История зарубежной литературы 20 века

Лекция 1

Тема:периодизация, основные направления ЗЛ 20 века, становление модернизма как метода

План:

1.Периодизация литературы 20 века

2. Литература 1 половины 20 века. Становление модернизма как метода.

-предпосылки возникновения модернизма как направления

-худ особенности модернизма

-споры вокруг модернизма

 

Периодизация литературы 20 века – сложный, спорный вопрос, продолжался, пока век не закончился. Несколько вариантов, больше связаны с нижней границей 20 века.

1.Самый ранний вариант – 1870 год, такой подход был возможен только когда 20 век еще продолжался, протяженность не была такой значительной. 1870 – период самостоятельный, рубеж веков. Не актуальная дата.

2. Вторая версия перспективная, не вполне учитывается учебниками – начало 20 века как культурно-исторической эпохи, 1901 год. Было бы удобно запоминать границы. 1901 год – не случайная дата, имеет значение как культурно-историческая, маркированная дата, в Англии заканчивается викторианство, начинаются войны нового типа (коммуниальные войны). Но эта дата пока не так прочно утвердилась в литвед. Привыкли обозначать по новым художественным явлениям! Только перспективна

3.Связана с глобальным потрясением, в истории 20 века – 1914-1918 год, первая мировая война, находит отражение в литературе, даже если писатели не хотят изображать войны. Бегство от войны – доказательство потрясения от нее. В этот период с 14 до 18 года проходит значительный ряд революций, эту дату – 1914 год (18), одно событие – нижняя граница 20 века. Этот период, 10 годы 20 столетия – время формирования модернизма, новой художественной системы. Этот факт важен в связи с изучением истории литературы!

4.Начало 20 века – противоположная исходной т.з. Позиция как долго набиравшей обороты, начало 20 века – с 1945 года, окончание 2 МВ. Выбросить насыщенную половину неправильно, 45 год – важнейшая промежуточная граница. 1 мировая война – начало 20 века в целом, 2 – рубеж, середина столетий. 1 половина – период межвоенный, но это период двух войн, а не межвоенный (обе входят в период)

Активно спорили о конце века. Актуализировалось в последнее десятилетие 20 столетия, связано со спецификой культурного простраства, в районе 80 годов говорили о кризисе литературе как таковой, тезис «литература умерла, ее уже нет». Но литература выдержала кризис, заняла свою нишу. 80 – не конец века и литературы.

2 половина века – с 1845 до 1880 года.

3.Современная литература пока не получила своего окончательного определения, названия (90 годы,2000) – лит современная, эпоха рубежа цивилизаций? Не сформировано определение этим датам.

3 периода, не равные.

1 половина века – наиболее четкое расположение сил. Ведущие худ системы – модернизм и реализм. Реализм не исчезает, доказывает свою гибкость, будет продолжать развиваться. Полемика реализма и модернизма. Модернизм еще переживает свой очередной взлет, можно говорить о нескольких десятилетиях позднего модернизма

2 половина века – больше связано со сменой направлений. Основное событие – постмодернизм. Вызывал больше всего споров в этот период. В нашем литвед до сих пор вызывает споры, хотя уже не нов. Основные споры связаны с объемом понятия (характеристика эпохи в целом или направления). Глобальная данность- является спецификой 2 половины 20 века.

3 – современная литература, не обозначились окончательно термины, чаще используются – «пост-постмодернизм», вряд ли будет продолжать существовать (можно добавлять до бесконечности). Пока понятно, о чем идет речь.

-постколониальная литература (нередко используется)

-мультикультурализм – не разные явления

Термины взаимозаменяемы, одни тенденции, а спор только терминологический.

Литература 1 половины 20 века. Становление модернизма как метода.

-предпосылки возникновения модернизма как направления

-худ особенности модернизма

-споры вокруг модернизма

Понятие «модернизм» само по себе кажется достаточно подвижным, т.к. этимологически обозначает только новую литературу, новации в литературе можно исчислять до бесконечности, но термин «модерн» в качественном значении стал употребляться в 10 годы 20 века, подробно использует термин Вульф, за модернизмом стали закрепляться качественные характеристики (Джойс, кафка). Термин, который в западном литвед утвердился достаточно быстро, под ним стали понимать новаторское направление, который реальности предпочитает собственно художественную реальность, мир худ произведения богаче, интереснее и закономернее, чем реальность вокруг нас – хаос. Разработаны были четкие каноны модернизма, внятность требований модернизма. В отечественном литвед у термина оказалась более сложная судьба:

-утверждение «модернизм» в отеч литвед совпало с терминами, не интересное искусству молодого сов государства, воспринимался под идеологическим углублением. Это наложило отпечаток на читательскую политику, модернистов переводили мало ,плохо, печатали малыми тиражами. Литературоведам 30-х годов приходилось доказать, что и Кафка и Фолкнер – реалисты, самым прогрессивным методом считался реализма. Под такой рекламой можно было перевести. Аккуратно относиться к литвед предшествующих десятилетий. Когда в стране рухнули идеологические преграды для модернизма, когда перевели Джойса (в 90 годы), когда лит оказалась доступной читателю, в моде был постмодернизм. Отечественное литвед стало доказывать, что писатели – постмодернисты (модно – 1 течение). Задачи литвед – сходны, называют модернистами, чтобы похвалить. Элиот (каждую эпоху судил по ее законам, так и мы).

Надо рассматривать как сложившееся в 10 годы 20 века, развивавшееся долго до 1960 годов. Протяженность периода и направления не очень долгая. О модернизме как направлении сформировалось достаточно много школ, течений, измы – внутри худ системы: сюрреализм, экспрессионизм, дадаизм, футуризм, экзистенцианизм, театр абсурда, новый роман. Принадлежат модернизму в целом, выдвигают свои манифесты, шумно входят. Не обязательно модернисты входят в то или иное направления. Практически все крупные авторы – писатели модернисты, но к конкретным измам они отношения не имеют (кроме Сартра и Камю). Декаданс – явление рубежа веков, не метод. И авангард в чем-то схожи, но не синонимичны. Авангард- сдвигается, говорили в 10 годы, в 60, можно говорить и сейчас, менее закреплено за периодом.

Предпосылки возникновения модернизма (четкие)+основные черты метода, его концепции:

-социально-исторические: серия катоклизмов начала 20 века, 1 МВ 14-18 годов, те революции, которые прошли в России, Венгрии, Германии, потрясение Европы. Значение явления для будущей художественной системы проходит со знаком «-«, отталкивается от явлений, для модернизма смысл явлений не постигаем, формулируют установку, что постичь смысл войн и революций нельзя. Катоклизмы – доказательство алогизма истории, непостижимости исторического процесса. Можно рассматривать 1 МВ как фактор, повлиявший в отрицательном значении. Реальность – нагромождение реалий, между собой не связанных ,не радующих человека. Мировоззренческая концепция модернистской литературы – мир как хаос. Другой термин, который постепенно утвреждается – мир представляется абсурдным, сама терминология – на экзистенциалистском основании, камю – определение абсурда. Действительность абсурдна для модернистов. Практически не имеет значения исторический подход в литературе, время не может рассматриваться как последовательная цепочка, время не имеет значение как линейная, движующаяся в определенном направления. Каким образом модернисты ориентируются во времени, задается произвением. Если реальный мир – хаос, то космос – их художественная реальность, есть худ законы, по которым модернисты создают модернисты, эти законы каждый создает сам, космос Джойса не походит на космос Сартра и т.д. Установка на усложненность модернистского текста – элитарная литература. Писатели сознают, что произведение не для всех, для элитарных читателей.

-философские: философской базой стали несколько школ конца 19-начала 20 веков. В этом ряду на 1 место нужно поставить Ф.Ницше, философия жизни. В качестве философской базы усваивается индивидуализм БергсОна, Сартр, Камю, Ясперс, психоанализ Фрейда, Юнг. Особое внимание к субъективности восприятия, то, что становится качественной особенностью модернизма, определяет взгляд и на художественный мир, и на человека.

Концепция личности в литературе модернизма. Субъективность подхода модернистов к миру будет выглядеть противоречиво, не склонны возвеличивать субъекта. Себя считают творцом, а герой- не романтический герой, это маленький человек, «герой» - меньше, не героическая личность, его отличает хаос и прежде всего чувство одинокости, заброшенности, часто не пытается понять, что происходит в мире абсурда, не пытается противопоставить себя миру абсурда. Герой, который не редко встречает со стороны писателя ироническое освещение, хотя это не означает, что литература модернизма стремится принизить этого человека. Отказать модернистам в изначальной тревоге за человека нельзя, им дорог герой, но увидеть его иначе, чем подавленного жизнью, они не могут. Герой не предполагает развития, может развиваться в столкновении с миром хауса.

-эстетические: как правило, понимаем отношение модернизма к предшественникам по лит процессу, модернизм входил в литературу под лозунгом отказа от традиций – дада, сюрреализм, футуризм – отказ от традиций шумно, эпотажно, опровержение авторитетов, на деле эстетические предпосылки намного сложнее. Все не так однозначно. Наиболее активно полемику модернисты ведут с реалистами, 2 направления, которые существуют одновременно, полемика связана с идеологическими обстоятельствами. Модернизм видит реализм как копирование действительности, у них – критика Голсуорси, Франса, писатели, не соотв лит тенденциям 20 века. Но даже по отношению к реализму модернизм далеко не однозначен, не однолинеен. Как правило, отвергает реализм в современной литературе, в 20 веке ему нечего делать, но используется как интересная традиция, у Вульф – статьи об англ лит 20 века. Сокровищница – русская классическая литература, модернизм воспринимает наших классиков как предшественников. Фигура №1 – Достоевский, почти каждый воспринимает предшественников: Сартр и камю – как экзистенциалиста, это их индивидуальные установки, не обязательно воспринимают как реалиста.

Модернистская литература часто связана с аллюзиями, знания не ограничиваются Достоевским и Толстым, еще - Лесков, Гончаров, Гоголь, Тургенев. Принципиально важно из русской классич лит – заимствован типаж маленького человека, модифицируют его только. Гоголь – Кафка, соотношение этих творческих порывов. Если рассматривать других ближайших предшественников, то отношение покажется динамичным – натурализм, импрессионизм. Очень склонны менять свою методологическую установку, переходя на уровень стиля, натурализм – чаще. У многих – именно натурализм на уровне стиля, импрессионизм – реже, на уровне стиля. Другие лит направления, более отдаленные по времени ,привлекают других авторов (романтизм – модернизм, нередко – эпохи отдаленные – Возрождение, Средние века, особенно у сложных авторов – Элиот, Паунд. Чем дальше от 20 века эпоха, тем в большей степени может показаться модернисту, наиболее важной формой словесности оказывается миф, мифологическое мировидение – черта модернизма. Миф буквально возвращается как снежный ком, представляется иррациональной точкой зрения на мир, которая совпадает практически с иррационализмом. Миф как определенный язык отнюдь не примитивное вновь возвращается в литературу, модернисты воспринимают в мифе общий иррациональный подход к иррац мирозданию, много структурных черт в мифе, которые могут заимствоваться: дает возможность ориентироваться в мире, утратившем линейность – время там циклично, это усваивается в лит модернизма, усваивает пространственные схемы – принцип лабиринта.

Миф представляет определенный набор типажей, не типы, а рассматриваются как архетипы. Предполагается, что есть некий независящий от нас характер установки, который есть в каждом человеке. Формула позволяет выстроить вокруг мифологему, сюжет. Миф – бесконечная структура, наполненная аллюзиями, можно выстраивать ссылки к мифу без границ, НОВЫЕ жанровые формы: роман-миф, драма-миф.

3 возможности обращения к миф сюжету, по степени прозрачности:

1)Видим сюжет из мифа или Библии, германо-скандинавского эпоса, трактуется в модернизме, пьеса Сартра «Мухи», античный сюжет о царе Магамемноне, другая трактовка

2)Уровень аллюзий, «Улисс», задан имени Улисса – 1 из имен одиссея. Уже знаем, что соотносится с Одиссеей. Обнаруживаем вполне современных персонажей.

3)Неявные, скрытые аллюзии. В частности – новеллы Кафки.



Лекция 2

Тема: Импрессионизм

Импрессионизм в прозе декаданса и модернизма (Франс Пруст). Сложился в качестве одного из течений, явление очень спорное, но это не тот изм, который признают все исследования рядом с сиволизмом и неоромантизмом, занимает достаточно скромное место, это прежде всего явление живописи. В нашей стране при импрессионизме писал Андреев (среди исследований по Прусту работы занимают важное место – Андреева). Импрессионизм, существуя в литературе конца 19 века моежт быть охарактеризован как течение очень зыбко граничащее с символизмом, но по отношению к импрессионизму в лит можно говорить об определенной эволюции, он не только обнаружил способность становиться стилевой доминантой, но импрессионизм оказался способен выступить предшественником модернизма, динамику импрессионизму обеспечивала философская база, которая кажется созвучной импрессионистскому впечатлению . Стремится эту мгновенность передать, перенести на полотно, зафиксировать. Это внимание мгновению оказывается развитым благодаря философии Бергсона (интуитивизм), эта та философская система, но интуитивизм Бергсона становится созвучен прежде всего новым формам отражения мгновения, речь идет о философии прежде всего в сознании, хотя Бергсон как философ интересуется и проблемой искусства, его творчество можно оценивать и в плане литературы. Бергсон как разработчик именно философской системы, на которую можно опираться. По нему сознание – текуче, оно не сводится исключительно к функциям разума, с его помощью можно постигать какие-то интуитивные вещи – интуитивизм. Интуитивное проникновение и суть вещей и даже в сами объекты, то, что способны увидеть с помощью зрения, обеспечивается интуитивным проникновением. Разрабатывает представление о времени, которое тоже обладает определенной текучестью. Время не является по нему состоящим из объективно существущих мгновений, они не значимы одинаковы: можем воспринимать мгновение как длящееся или как незаметное. НЕ неожжиданно представление о времени, которое более или менее протяженно (по нашему восприятию). По Б. время может быть бесконечно долгим, если наше внимание на нем запечатлено . Это особенно свойственно импрессионистской прозе. Мечта героя Гетте: «Остановись, мгновенье» - Фауст.

Творчество Марселя Пруста

(1871-1922)

В читательском сознании имя М.Пруста связано с многотомным произведением «В поисках утраченного времени», воспринимается как идиома, прецедентный лексический феномен. Фраза нам знакома.Это главная работа М.Пруста, но писателя нельзя назвать автором одного единственного произведения. К роману приступает уже в зрелом возрасте, у него есть свой творческий путь, здесь и те литературные и теоретические труды, которые он создает. М.Пруст прежде всего пишет о том, что он хорошо знает, его круг общения достаточно ограничен общещством светским, тот культурный слой- верхний слой возможности общения с людьми искусств, обеспечивает возможность развития в плане творчества, одновременно у Пруста есть возможность наблюдать за жизнью салонов, которые потом представлены в романе.

1 сборник – «Наслаждение и дни», иногда переводят «Утехи и дни». «Труды и дни» - Гессиод (миф), расписан календарь труда, иронично изначально обозначен тот круг, к которому он принадлежит, очень узкий опыт именно светсткой жизни. Но у Пруста есть и помимо социальной заданности (склонен над ней иронизировать), есть еще и ограничения географического характера, связанные с его слабым здоровья (тяжелая форма астмы, которая ограничивала возможности перемещения). Свой роман В поисках утраченного времени будет создавать, будучи человеком, который не может покидать собственный дом, в доме были приспособления, которые не позволяли проникать уличной пыли, помещение было ограничено в плане шумов. Писал свое произведение фактически в комнате, обитой специальными материалами. Мечта французских авторов – флоберовская башня из слоновой кости, но он знал, что ему не позволено находиться поближе к звездам, а у Пруста была такая физическая необходимость. Творческие интенции Пруста – все больше стремился к творчеству, таким образом уйти от реальности в ее полноте.

При этом подобное заточение не воспринимается героем пруста в качестве наказания, здесь есть преимущество: не имея возможности постоянно пополнять впечатление, человек сосредотачивается на возможностях памяти – все время вспоминал мгновения. Приходит к этому, размышляя над творчеством современников/предшественников. До романа ВПУВ следует назвать критическую работу, которую Пруст назвал «Против Сэнтбе»

Спор был направлен на то, чтобы модифицировать традицию французского романа.

Работа демонстрирует отношения Пруста с его предшественниками – Бальзаком, Флобером, он пересматривает те отношения между литературой и жизнью, которые сложились у реалистов. Входя в литературу в 90 годах, Пруст был современником импрессионизма, его описания живописных полотен позволяют говорить об импрессионизме как вед. Тенд в живописи, в прозе же Пруст выступает новатором, наиболее полно представляет возможности импрессионизма. Роман ВПУВ создавался в начале 20 века на протяжении нескольких десятилетий. Франция в более позднее по отношению к бальзаковской Франции и Франции Золя, с авторами можно сравнивать в том, что перед нами очередная эпопеи, состоит из множество романнов, сопоставляя можем обнаружить принципиальную разницу. ВПУВ - роман, состоящий из 7 более-менее самостоятельных произведений. Все тома в большей степени перекликаются друг с другом, чем романы, составляющие «Человеческую комедию», т.к здесь сложнее говорить о самостоятельном сюжете, сюжетная целостность гораздо меньше интересует. Сюжет ослаблен, но есть.

7 частей романа:

-«По направлению к Свану» - 1913г

-«Под сенью девушек в цвету» - 1919г., роман, который при жизни был связан со славой.

-«У Германтов», 1921г.

-«Содом и Гоморра», 1922

-«Пленница»,1924

-«Беглянка»,1927

-Обретенное время», 28

Сам Пруст считал свой роман не завершенным, считал, что последние части не достаточно проработаны стилистически, главное, что успел завершить «Обретенное время», поставил логически точку в той модели, которая обозначает роман в целом. Утраченное время обретается, можем сказать, что оно представляет собой. Роман проблему времени представляет буквально на каждом шагу, он не заостряет проблему, но мы оказываемся в состоянии определенного поиска, пытаемся соориентироваться в плане времени. Его рассказчик озадачивает нас, если мы пытаемся найти точку времени на временной линии. Роман начинается необычно: начинается с описания непривычного времени и дня. Для романа-эпопеи кажется выгодным описание утра, юности, перспективы, которую затем можно выстроить в произведении. Современник Пруста – Роман Ролан, также произведение – роман – поток. У Ролана героиня просыпается, бежит на реку, радуется новому дню. Роман Пруста начинается с описания человека, который никак не может заснуть. Человек скорее борется с собственной бессонницей, скорее связано с болезненной чувствительностью, бессонница связана с воспоминаниями. Сама по себе бессонница взывает к жизни череду воспоминаний столь же неопределенных. Эта бессонница вызывает к жизни череду столь же мучительных бессонниц, нам трудно сказать, кто перед нами сейчас, сколько ему лет. Это человек, который предлагает нам некий опыт, но этот опыт чрезвычайно субъективен, опыт связан только с физическими впечатлениями (прикосновение к подушке и т.д.)

Здесь задается не столько тон повествования, сколько множественность восприятия мгновений, то, что переживаем сейчас, что связано с данным мгновением, ассоциации делают переживаемое состояние еще более мучительным. Также счастье – одно может накладываться на другое за счет ряда ассоциаций, время предстает как сложная конструкция, как герой. Говоря о герое, можем сконцентрироваться на конкретном персонаже – прежде всего им является сам рассказчик Марсель, автобиографических моментов в произведении очень много, но это не слепок с автора. У Марселя в романе можно увидеть разные периоды его биографии, сразу представлен взрослым человеком, в 1 книге в основном( не возможно выстроить 1 хронологическую последовательность) – период его детства. Есть другие герои, с которыми связано детство центрального персонажа, прежде всего – семья, друзья семьи. И из детства есть периоды более поздние. Таким образом не можем сказать, что из взрослого состояния бросает взгляд на события только 30-ти летней давности. Время очень многоступенчатое произведение, оно прежде всего ассоциативно, что делает его импрессионистом – внимание к впечатлению. Время способно вызывать в жиззни впечатление, но и ассоциации тоже могут растягивать время, ряд впечатление – ассоциации –время –цепочка, которая взаимосвязана, линия не проходит раз и навсегда. Впечатления не покидающего помещение – то, что ему запомнилось. У Пруста ситуация доведена буквально до совершенства, очень мало событий, скорее – переживания, не глобального, а личного характера. Каждая собственная эмоция фиксируется, переживается много раз, нюансы этого впечатления. Впечатления – самым подробным образом, механизм работы памяти представлен классически.

Ех.Ситуация с бисквитом

(все выпало из чашки чая) Материалистическая схема:

1)Материален город Камбре, городские инстанции, все, что обладает плотностью).

2)Чашка чая, тоже материальна. То, что обеспечивает вкус, что реально ощущается.

Между ними – абсолютно субъективная ассоциация. Здесь субъективность обеспечивает форму внутреннего монолога, по отношению к 1 части можно сказать, что перед нами еще не поток сознания. Есть материальные субстанции, развернутая цепочка памяти, Пруст предлагает текучую прозу, перегруженные обороты. Но Пруст не шифрует свою прозу, дает ассоциации проясненными. Вытягивает ниточку ассоциаций, выстраивает ее перед нами.

Время имеет гораздо большее значение, можно говорить о конкретном временном отрезке – 80, 90 годы 19 века, но время имеет небольшое значение – смена правительства, мировая война, эти события менее важны, чем отношения между героем и окружающими его деталями. При этом это человек с очень сложной душевной организации, герой – автобиографический благодаря сложности своей натуры, нерв организация обусловлена болезнью, но сложная организация благодаря развитому вкусу, своей одаренности писательской, восприятие искусства очень привлекает внимание, здесь можно говорить о том, что перед нами выстраивается некая картина искусства, ему посвящены очень многие части романа, есть своя иерархия читаемого текста, любит театр и живопись. Картина жизни Пруста – можно составить благодаря роману. Если время текуче, постоянно меняется под влиянием работы памяти, то пространство, особенно в первых романах, в большей степени позволяет говорить о традиции произв с традициями реалистич романа. Ориентиры, заданные Прустом, позволяют гвоорить о внимани к социуму, о критике общ отношений (как у Бальзака, Флобера). Можно говорить, как моидфицируется традиция описания светских салонов (до – Стендаль, Бальзак). Протсранство не менее значимо, чем время – впув – пространственный характер – по направлению к свану, под сенью девушек в цвету…

По направлению к Свану, 3 часть – задают некую социальную модель отношений.

Герой проводит лето в местечке Комбре. Из дома ведут 2 дорожке – по направлению к Свану (дом соседа, стрелка в лево), 2 – к Герману – в другую сторону направление. Выбирают путь, но 2 пути кажутся поляризованной схемой общественных отношений. Родители Марселя уважают традиции буржуазного круга, конец 19 века, буржуазия не стремится фактически общаться с аристократией, она гордится своими традициями. Буржуазный круг сам по себе очень гордящийся культурными направлениями. Сван – буржуазная среда, Герм – аристократ, фамильная аристократия. Схема кажется прямо противоположной. Марсель воспринимает свана как человека, стоящего ниже по социальной лестнице, на самом деле Сван является человеком, для которого границ социальных почти нет, он принят в самых изысканных салонах благодаря личным качествам, прекрасно разбирается в искусстве. При этом у него нет предрассудков к тем, кто стоит ниже по социальной лестнице, с самого начала сдвинута граница, которая была у Бальзака. Но сами по себе линии, когда сначала можно рассматривать как противоположные, могут соединяться в структуре романа. Дочь Свана выходит за одного из представителя Герм(., нарисовать купол от Свана к Герм – арочная конструкция).Пруст в традициях реалистического романа сатирич предст франц салон, Пруст хорошо показывает, как меняется взгляд его героя, для которого изначальной ступенью изысканностью являются Герм. Салоны буржуазные, претендующие на изысканность богемы, в качетве идеала рассматривается отсутствие скуки, мы видим аристократические салоны, дам полусвета. В высоте Пруста распространяется на все наслаждения и дни, входит как сатирическое видение. О ромне можно говорить, если делить частями, как о самостоятельных сюжетных линиях. Читая 1 том, дойдя до «Любовь Свана», получаем бонус – вполне самостоятельная история любви Свана к Одетти, его женитьба. Историю можно самостоятельно пересказывать. Сван, задавая одно из направлений в романе, охарактеризован в плане его независимости от социальных ориентиров, метафора – он не замык в здан обществ отн…

Роман ВПУВ – сложная динамичная структура, если говорить о художественных тенденциях, которые определяются Прустом, можно назвать несколько традиций.

1, 2 части – импрессионистские. Специфика формы изложения и его психологизма. Реалистическая традиция сказывает, постепенно ослабевает, именно как традиция, а не худ метод. Если за Прустом двигаться к более поздним частям романа, приходим к обретенному времени уже в плане новой концепции, которую можно рассматривать как модернистскую концепцию. Утраченные мгновения изначально представлялись герою Пруста как ассоциации, пережитые впечатления, но в какой-то момент встает вопрос, как сохранить впечатления, если это только впечатления одного человека. Форма обретенного времени становится искусством, что позволяет самим пережить впечатлениями, сделать их своими. Обращенность исск на самого себя – модернизм сформировался в творчестве Пруста очень значительно, переход франц лит из 19в в век 20. В 20 веке писатели тоже будут обращаться к Прусту.

В.Вульф (1882-1941)

Представитель модернистской литературы (англ). С ней связано формирование модернистских тенденций, само утверждение мод англ лит. Одна из 1 писателей- модернистов, одна из 1 использовала слово «модерн». Употребляла слово «модерн» по отношению к новому искусству, обозначила время наступления модернизма, 1 из лекций, декабрь 10 года – человеческая природа изменилась, граница может восприниматься как граница модернизма, начало новой культ эпохи. С ее именем связано организационное оформление нового искусства в Англии, хотя речь не идет о школе в буквальном смылсе слова с манифестами и т.д. Но вокург дома Вульфов созадалась определенная аура, собирался кружок талантливых людей, которые обсуждали вопросы искусства, критика устаревшего искусства – реалистов, кружок – по названию дома, !!вставить название. «Блумсберийцы», обсуждали работы модных философов, говорили о Бергсоне. Можно говорить о влиянии, которое на нее оказал Бергсон, текучесть осознается Вульф в разговорах в изысканном кругу.

Карл Густав (философ), отношение к философии серьезное. В.Вульф –писательница, которую можно обозначить как посредника в плане осознания роли русской литературы на западе, у нее множество статей о русских писталеях, круг русск авторов- Тургенев, Толстой, Чехов. Влияние РК на В.В. О ней можно говорить как о представительнице психологической прозы, что не так часто в модернизме. Психологическое крыло модернизма, одна из основоположниц собственного потока сознания в мод лит. Само ее творчество – прежде всего новеллы и романы, примерно в равной степени распред в творчестве. Путь, который она проходит в романе –путь от традиционной прозы и тем поздним романом, который представляет собой поток сознания.

Романы (перечислить) – последний-« между…» - завершен в 41 году.

Роман «Миссис делэуэй» - визитная карточка В.В. роман, в котором представлен всего 1 день из жизни героини, схема будет встречаться и у Джойса, поток сознания в данном случае самой героини, поток сознания никак не ограничивает героиню во времени, день, когда готовится к приему. Но мыслями она постоянно уносится в прошлое, в будущее, таким образом – поток сознания. В отличие от Пруста, Вульф не описывает процесс воспоминания, представляется только результат, другого содержания практически нет, роман – не исключительно поток сознания героини. Идет заказывать цветы к приему, люди встречаются, но они оказываются в одном пространстве. Мысль разных людей наталкиваются на письмена в июньском небе и т.д. мысли разных людей выстраиваются поток сознания, в чем-то пересекаются, в чем-то противоположные. В конце - трагедия, которая к ней не относится, но самоубийство (никак в реальности не пересекаются), герой берет на себя ее трагедию. Связаны неуловимыми нитями, В.Вульф – мастер создания этой атмосферы, очень важен цвет – импрессионизм на уровне цветовых решений, очень яркий и светлый мир, не смотря на трагические импульсы. По принципу потока сознания созданы и новеллы, в которых цветовые решения могут находить подтверждение даже в самом ритме прозы, у нее есть новелла «синее – зеленое, речь не столько об описании цветовой гаммы, но для англоязычного текста – субъективно сине-зеленое впечатление, эффект определенного цвета, цвет с помощью фразы. Новелла «…видения» - очень светлая, теплая атмосфера дома, в нем хранится любовь, которая передается из поколения, ощущение дома, наполн теплотой. Ритмическая проза, новеллы м/б правильнее воспринимать как лирику (переживание).

«Пн ли вт»

Поток сознания. Цапля – задает полетность. Слишком непоследовательное повестсование. Чтобы определить 1 голос.
задается дневная повторяемость, впечатления 1 человека от дня. Потоки сознания предметов – присутствуют в новеллах.


Лекция 3

Тема: Модернистский эксперимент в поэзии 1 половины 20 века (салон по поэзии)

Утвреждение авангардных течений в литературе 20века, авангардные течения формируют собственно модернизм, но нужно говорить не только в целом о модернизме как о наиболее крупном худ феномене 20 века, но и о более дробных течениях, -измах, которые вступают в литературу очень шумно ,.декларируют себя, предлагают манифесты, отвергающие предыдущие этапы развития литературы, эпотажность авторов манифестов и стихов. Те измы, которые шумно входили в литературу и в искусство начала 20 века в связи с Европой – дадаимз, экспрессионизм, имажизм, футуризм, сюрреализм, для них характерен очень резкий разрыв с предыдущей литераутрной традиции, практически каждое движение начинало свой путь с отрицания, но речь не идет о том, что новое искуссвто не нормировано, но норматив кажется противопоказан литературе, принципы, которые приходят из живописи, кулинарного искусства и т.д. –измы достаточно четко распределяются по географическим точкам: практически все движения настаивают на своей интернациональности, не предлагают придерживаться национальной традиции, с ней рвут всяческие отношения, но сама радикальность явлений была настолько существенна, что было достаточно в рамках 1 нац литературы исповедовать ту или иную тенденцию, рядом они почти не существовали. Футуризм рождается в Италии, закрепляет за собой латинский регион, говорят о латинской = итальянской. Имажизм – явление англо-американское, немецкоязычный регион. Сюрреализм – наиболее показательно существует во Франции и Испании. Дадаизм – не признающий национальных границ, сформировался в Швейцарии, страна нескольких государственных языков, отвлеченность от языковой традиции. Экспрессионизм – почти везде, о взаимовлиянии также можно немного говорить.

Экспрессионизм (в немецкоязычной поэзии)

Это явление достаточно раннее для периода, который изучается. В рамках исследования немецкой литературы специалисты говорят о нем и в связи с рубежом веков и 1 половины 20 века, в Германии скалдывается уже в 900-х годах, до 914 года. В связи с творчеством отдельных поэтов – от импрессионизма (эпоха декаданса) к экспрессионизму. Получает распространение в Австро-Венгрии, Бельгии, Румынии, Польше, России (хотя в нем.яз странах понимается более узко, чем в русской литературе). Экспрессионизм отрицает ту пассивность, которую видят авторы в литературе 90-х годов, требует определенного всплеска, это фиксируется в названии явления, сама экспрессия предлагает взрывную терминологию, экспрессионизм можно обозначить через живописную формулу – крик. Можно изучать, идя от живописи. Импрессионизм –только взгляд. В живописи Э. – только крик, здесь можно представить себе картину норвежского художника Э.Мунка «Крик» (главный национальный проект), где дана обобщенная схематичность взгляда экспрессионистов на мир – просто переложить в формулу. Есть мир, враждебный для человека (реализуется в зловещих красках, тонах). Есть человек, фигура на мосту (мост подчеркивает переходность состояния человека и его души), все, что знаем о человеке, - то, что он кричит. Сложно сказать, какого пола и возраста человек. В экспрессионизме начала 20 века гораздо меньше ироничного, смехового оттенка. Взгляд на мир писателей модернистов можно обозначить как трагический, но другие –измы пытаются противопоставить этому мироощущению шутовство, смех. Экспрессионизм больше тяготеет к серьезному выражению экспрессии, мир вызывает ужас, отношение человека к миру могут быть переданы через ужас, ощущение страха тотально, с помощью экспрессии можно полнее выразить несогласие с миром. Можно говорить о конкретных, социальных моментах (войны, мировая война, атмосфера которой присутствует в воздухе). Войны – определенный стимул, помогающий понять невозможность развития мира, развивается только техника, а естественные законы являются подавленными, экспрессионизм тяготеет к обобщению, отказ от обозначения характеров через детали. Человек присутствует тоже как формула – человек и враждебный ему мир. Через связь человека с природой, статус в семье предстает общество. При этом экспрессионизм восприимчив к идеям Бергсона (мир должен восприниматься интуитивно, нет места рациональному постижению). В основе этого взгляда на мир лежит феноменология Гурслера, идея отказа от детализации, максимально сокращаются подробности, детали, чтобы обнаружить сущность идеи, природных явлений, цветовых ощущений. Свои представления о действительности стремятся воплотить в абстрактных образах, настаивают, чтобы отказаться от всего ложного, приближение к естественности проходит через абстрактные образы. Лит экспрессионизм в Германии и в Австрии складывается благодаря творчеству Г.Гейна, Г.Тракля, Э.Штафлер (в Германии проявит себя не только как поэтическое течение, будет мощно развиваться и в драматургии и в публицистике).

Экспрессионизм осознает себя как движение, протест, который направлен на разрушение устоявшихся формул. Наиболее значительным автором, представляющим нем.яз экспрессионизм в поэзии – Георг Тракль (недолгая жизнь). В россии долгое время не переводили поэта. Небольшие собрания стихов.Сейчас нем экспрессионизм активно изучается благодаря работам ученого – Н.В.Пестова (см.монографии), авторефераты.

1887-1914 – Георг Тракль (Австрия, Зальцбург, родина Моцарта). Благодаря его вниманию к цветовым образам, можно проследить движение от импрессионизма к экспрессионизму, сам эк-ст. 27 лет прожил, трагическая судьба, сложно складывались отношения с родными, близкой была сестра, трагически рано уходят из жизни рано. Сложны отношения с общественными институтами, предчувствия войны могут быть изучены на примере стихов. С 1909 года публикует стихи, но опубликованы были лишь 3 стихотворения из 1 собрания, к 1914 году были опубликованы «Новые стихотворения» (1913 год – сборник). По-разному трактуют и уход молодого поэта из жизни: было ли самоубийство или как было зафиксировано – интоксикация кокаином, сказать сложно). Мировоззрение Тракля глубоко трагично. Для поэта важна тема очищающего страдания, хотя тема смерти у него присутствует постоянно, доминирующая в поэзии, мотивы умирания есть постоянно, но говорить, что смерть - самое скорбное явление –нельзя, т.к трагична и жизнь, у Тракля, который так много включает цветовые метаформы, черный - не самый безысходный. Древние библейские мотивы, умирание – к новой жизни, и цвет порождающий. Белый, серебристый цвет – гораздо более мрачные тона, свидетельствующие к движению к нулю, забвению, органические (природные символы) у него есть постоянно в разных его стихах (образ подсолнуха, вино как напиток, связанный с созреванием винограда, тема осени через природные символы, умирание не обозначает ухода навсегда). Скорее, это уход в неизвестность.

«Подсолнухи»

Подсолнечная тематика рождает неожиданный образ. Видим золотой цвет, но Тракль обращает внимание, что семечки черные, сквозь желтое начало – глубинное начало черное, но чернота не безысходна и т.д. Сама тема осени неизбежно выводит на сочетание умирания и последнего тепла.

«Осенью»

Радостное начало, завершение темой смерти, 2 темы друг от друга не отделимы. Таким же мотивом, который приходит из мифа, оказывается и вино – ситуация процесса сбора винограда, создание вина.

«За юным вином»

Движение цветовой символики – настойчивое присутствие черного цвета, у импрессионистов такого не было. У Тракля –воспринимается глубоко субъективно, желтый цвет, красный – присутствуют с очень разными оттенками, он может быть началом порождающим, может быть темой, ведущей к трагическому мироощущению. Движение оказывается круговым. Цикл годичный аграрной символики возникает. При доминировании природных символов, не ограничивается этим, есть и культурная символика, образ мира трагический и неожиданный в симпатиях и антипатиях.

«Соня»

Толчок связан с Соней Мармеладовой, доминирует белый цвет, цвет страдания, что связано с героиней Достоевского, акцент на белый цвет, страдание очищает, не ведет к моментам возрождения, подводит к абсолютному ничто, это представляется максимальным страданием, чем цвета черные и красные. Каждый цвет у поэта задает определенный шифр, но значение шифра не легко сформулировать, шифровка субъективна, связана с представлениями поэта о жизни, литературе. Оттенки синего (символисты) – воплощает потустороннее спокойствие, холодную чистоту. У Тракля многие символы меняют исходную направленность, возникают сгущенные образы, сами требуют внимания. Его поэзия, не смотря на многочисленность стихов, оказала влияние на развитие нем лирики начала 20 века, картины гибели войны, которые предчувствуются автором, затем будут проецироваться на то восприятие мира, которое характерно для поэзии времен, межвоенный период. Отверженность человека от природы, от комфорта у Тракля есть в предельной форме, от этой поэзии можно отталкиваться. На уровне жанров стихотворный диапазон варьируется очень сильно –сонет. Можно говорить об эксперименте с белым стихом, сложная ритмика. Обращаясь к метафорике, можем учитывать, что эксперимент был достаточно разнообразен, затрагивал разные уровни стиха.

«Из глубины» (лат. Название, которое использовал Уайльд)

Наиболее мрачная кульминация связана с его поэзией.

Литература итальянского футуризма (манифесты)

Ф.формируется параллельно с Э., их объединяет стремление разрушить традицию, отказаться от тех традиционных линий, которые связаны с 19 веком, романтизмом. Отрицают штампы 19 века, но для Э. неприемлима и техника, и традиции. Показывают, как естественное начало противостоит техническому веку. Ф. интересует технический прогресс, привлекает технология разрушения, Ф. – смотрит в будущее как будущее прогресса, это не означает, что взгляд футуризма более оптимистичен, больше связан со смехом, надо выработать технику разрушения, которая присутствует. Ф.очень легко и быстро признали в России, для отечественного авангарда итальянская формула оказалась позитивной, российский иногда даже более значителен, но рождается ф. в Италии, отец – основатель – авторы сложных фамилий. Маринетти, Палаццески, Филлио –авторы, которых чаще всего называют в связи с формированием футуризма, основополжник Ф. – Ф.Маринетти Филиппо Томазо, искал сторонников, искал представителей поэзии, которую можно назвать ф-ой. Сам называет Палаццески автором футуризма, в результате – авторы и манифество ф. Большинство манифестов создано Маринетти. Но он предлагает Палаццески его эссе обозначить =манифест футуризма – «Противоболь» - мировоззренческие уровни футуристического процесса – смеяться над миром, которй состоит из страдания, эпотажные моменты в манифесте связаны с болью. Человеческое горе – радость, покрытая пленкой слез.

Человек плачущий и умирающий – самое веселое (направлено на шум). Логика внятная (не можем изменить мир, отмениить смерть, отказаться от боли. Палаццески предлагает из этого черпать символ для вдохновения. Вырабатывается определенный стиль, язык. Поэт в стихотворениях – образы вполне материальные, которые прочитываются неожиданно, становятся воплощением бессмысленности бытия и возможности над ним смеяться.

«Больной фонтан»

Фонтан предстает через звуковые ассоциации, связанные с болью (сущностный феномен мироздания), над ним можем смеятсья. Болезненные ощущения – через звуки.

У Маринетти в большей степени прописана худ революция, которую должен осуществить футуризм, для него будущее равно технике, технологии в разных сферах. Техника, которая способствует техническому прогрессу, задает опредееленный прототипы – прототип разрушения, то, что отвергает человеческое начало, для М-ти это есть образец, он дает возможность представить, как реализуется техническая программа, когда обращается к лит.

1886-1944 (?)

Множество манифестов - «Технический манифест», «манифест тех. Кухни»

ТМ - ряд изменений, которые должны коснуться литературы, языка, они продиктованы необходимостью футуризма – менять язык, стихотворные традиции. Программа, звучащая как лозунг – освободиться от пуд латинской традиции (начиная от древнеримского периода), выпустить слова на свободу. Предлагает эксперимент в поэзии, но он не ограничивается. Модерниста выдает новый регламент, накладывает ограничения на грам состав в стихотворной лексике – как сущ должны быть соединены по аналогии, на не в с/с, глагол – только в неопределенном наклонении – немаркированная чистота смысла, отменить прил- вносят только оттенки, не дают раздумывая, а техника – только логика, процесс, движение, следует употреблять муз и словесные знаки, чтобы разорвать привычное. Иррациональность должна придти через революц переработку законов языка, когда ф-ты предлагают следовать логике железного века, нужно получать радость от разрушения, но и идею разрушения обосновывают. Не останавливаются на лозунге

«Манифест футуристической кухне» - установка на национальное сознанаие. Рос менталитет – литературоцентричный. М-ти расматривает основополагающим феноменом для итал м-та –кухню, изыски должны быть пересмотрены на уровне тех прогресса, М-ти предлагает какие-то рецепты, хотя то, что он предлагает, повлияло на развитие гастрономической индустрии. Сейчас спокойно впоспринимаем, что блюдо должно быть оформлено по отношению к цвету скатерти, салфеток, музыки и т.д. Начиналось от футуризма. Находить соответствия между разнородными явлениями. Предлагает отказаться от шаблонных рецептов – упразднить макароны. Способствует формированию ироничного скепсиса и т.д. Предлагаются радикальные явления – урпазднение вилок и ножей, т.к блюда способны подарить осязательное наслаждение, каждое блюдо – свой аромат, запретить красноречие и разговоры о политике. Собственно рецепты – «мясо пластика». Тех эксперимент направлен на чувственные описания, дерзкие сочетания, рассчитано как лит формула. «Мужчина-женщина-полночь», «весенний парадокс», «ципленок феат», «горю во рту». Футуризм заявляет о себе как искусство, отменяющее не только традиционные связи внутри текста, здесь предполагается и работа в плане соотношеения искусства и общества, отвергается любая нравоучительность, которая может быть свойственна поэзии, отвергается потенциал образов этического ряда, футуристы вступают на территория, которая в условиях идеологич кризисов была не безопасна. Хотят осущетсвить худ революцию на подобе тому, что в социуме. В италии можно под лозунгом приятия отрицательных феноменов оказаться в неприятной ситуации (фашизм, сформировался в Италии), когда футуристы заявляют об отказе от традиционных норм, могут заиграться.

ü Дадаизм

Дадаизм – это не только лит явление, сформировалось прежде всего в Швейцарии, существовало явление, не сязанное с 1 нац традицией, кружок «Дада», возглавлял его румынский поэт Тристан Тцара. Кружок можно воспринимать как предшествующий сюрреализму, в лит сюрреалисты – наследники ДАДа. Дада задает динамику отрицания, которая затем будет несколько преодолеваться. Сюрреализм – явление больше сделавшее, чем дада в литературе. Из сегодняшнего культ пространства с этим можно и поспорить. Дада сложно каким-то образом расшифровать, дадаисты настаивали, что это ничего вообще не обозначает, разрыв с литературной и языковой традиции. Дада – абсолютное отрицание всяческой традиции, хотя находятся исследователи, которые стремятся найти этимологию слова, но дадаисты изначального говорили, тчо не обозначает ничего. Дада отказывается от признания любой зависимости искусства от изначального плана, искусство рождается моментально, не должно распадаться на различные виды и жанры. Предлагается соединять самые разные формы в рамках одной работы, полное отрицание, абсолютный настрой на эксперимент, отсутствие взаимосвязи между худ явлениями – неплодотворно. Дадаизм к 30-м годам практически сходит на нет, но сегодня так уверенно говорить, что не оставил следа, нельзя. Перфоманс, инсталляция – идет от дада, первые предложили соединять разнородные элементы, предлагать в качестве зрелища. Сама по себе инсталляция была предложена дада – выступали за новые формы искусства, в разных видах искусства обнаруживаем формулы. В литературы у Тцары были свои наработки, достаточно обратиться к формуле создания стиха (по Тцары), рецепт создания стихотворения: взять любую газетную статью, разрезать на слова, взять емкость, перемешать, в произвольном порядке доставая, раскладывать на бумаге. Оказывается, что смысл рождается. Разрушает старые смыслы.

ü Сюрреализм

Сюрреализм и французская поэзия 1 половины 20 века

Сюрреализм формируется как литературное объединение, но чуть позднее: ранее э, ф – начало 10, дада –годы 1 мировой войны, сюрреализм – оформилось в Париже, начало 20-х годов. Сюрреализм выступает в качестве наследника дадаимза, некоторые начинали путь как дадаисты, затем – сюрреалисты. Арагон объяснил смысл перехода: дада не признает никакой традиции, как только предшественники признаются, этому отрицанию приходит конец. Арагон: как только сказали Рембо – наш предшественник, это уже был не дада. Сюрреализм в большей степени оказывается разработанным. Сюрреализм начинается с шумных манифестов, деклараций, программы, которая обозначает разрыв с предыдущим видением места литературы в искесстве, среди авторов манифестов -Бретон, Элюар, Арагон. Большой круг людей, которые застали славу сюрреализма. Можно говорить о Сальвадоре Дали, испанские подключаются к движению. Фигура, которая объединяет сюрреалистов, которая стоит во главе направления - Эндре Бретон, сам себя полагал основоположником сюрреализма, под первыми сюрреалистическими манифестами стоит множество имен, но подлинным автором манифестов являлся Бретон, его положение первично, обычно не оспариваются. Остальные постепенно с ним спорили или сам изгонял из кружка наиболее значимых сюрреалистов (личностные сопры)

Годы жизни – записать.

Знаменит прежде всего своими манифестами, художественно программа реализовалась другими авторами. Андре Бретон стремится представить с-зм как объединение. Сохраняет стремление к кружковости на проятжении многих лет, относится к тем требованиям, которые сам выдвигает, предельно серьезно, а многие из требований не выполнимы в реальной художественной практике, как только автор отказывается выполнять с-ую программу, оказывается искллюченным – Элюар, Арагон и т.д. Все крупные представители течения, но Бретона это не смущало, он привлекал новых и новых представителей, сюрреализм обновлялся, просуществовал как лит объединение дольше, чем футуризм или дада. ПРодолжали функционировать объединения. Для Бретона важным является сам термин сюрреализм, предполагающий выход за пределы реальности – сверхреализм, надреализм, программа прежде всего разрушала установки, которые разрабатываются реализмом. Собственно искусство должно было создавать некую новую надреальность, а не стремиться воплотить ту реальность, которая нас окружает. В манифестах реал иск-во часто получает негативную оценку, 1 из манифестов – «Труп», речь идет не о смерти, а о конкретной смерти крупнейшего писателя Анатоля Франса, они хоронят реалистическое искусство, в очень резких выражениях расстаются со своим прошлым. Сам термин сюрреализм появился несколько раньше,хотя здесь есть разные точки зрения, не все полагают, что термин появился лишь в начале 20 века, само происхождение качественно значимого термина связывают с творчеством франц писателя Аполинера, у него, помимо стихов декаданса, есть драма «Груди телесен», в подзаголовке пьеса была обозначена как сюрелистическая пьеса, впервые зафиксировано понятие как качественное обозначение определенного стиля, течения. Пьесы предвосхищает сюрреализм, нагромождение превращений. Тересий – из мифа, превращение Терезы в Тересея, название объясняется, это преварщение позволило дать подобное название. Сюрреалисты кружка Бретона опирались в лит программе не только на некое соединение разрозненных фактов, деталей, образов, хотя это важные приемы для сюрреализма, но опираются и на философскую базу, которую почти каждый раз имеем возможность отмечать –психоанализ Фрейда. Иную реальность хотят подчеркнуть из подсознания, внимательно относятся к психологическим разработкам, Бретон настаивает, что искусство должно быть сиюмоментным, творящимся прямо сейчас, воспроизводит работу нашего подсознания, не должно рационально объяснять образы,которые рождены подсознанием (сны, галлюцинации). Рембо предлагал выйти поэтическому вдохновению, увидеть другие возможности постижения мира, обозначает принцип – автоматическое письмо, освобождено от сознательных построений. Это какие-то сны, которые родились в подсознании, их можно воспроизвести уже в худ произведении, эта схема может быть представлена благодаря живописи Дали. Сюрреализм хорошо себя проявил именно в живописи – не случайность, в живописи представить антилогику сна хорошо. У Дали нередко присутствует тема сна – «сон, вызванный, за мин до пробуждения…». Живопись Дали дает возможность сформировать многие приемы, это новое творчество, соединение деталей, которые встречаем в реальной жизни, могут объединяться предметы, не встречающиеся в жизни одновременно.

Логика соединнения несоединимого. Для мифотворчества важно вскрытие подспудных связей между разными явлениями (различные шарообразные предметы, которые как бы перетекают одно в другое - гранат, земля, голова)

Устройство головы – интересно позволяет представить (голова с ящичками).

Обозначитть эту линию словом «абсурд» вряд ли правильно –есть логика, новая, оригинальная логика, предлагает искусству опираться на новейшие принципы, отключить сознание, когда худ или поэт работает над произведением.

 Серия требований к лит произведению, освещение жанровых границ. Многие его подвижники были исключены из кружка (они пишут роман, а Бретон полагает, что в лит не должно быть жанровых ограничений). Говорит, что произведение не должно опираться на план, выношенный замысел, произведение сиюминутно. Автор не был сопосбен иронично относиться к самому себе. Исследователи утверждают, что он правил свои тексты – роман «Надя». Сюрреализм оставил серьезный след в искусстве, в рекламных разработках. В кино, в поэзии. Каждый раз можем назвать не франц, а исп деятеля искусств. Фгл – исп автор. Во Франц поэзии – Поль Элюар, Луи Арагон. Арагон – проследить, как в литературе работают приципы, сформулированные в манифестах. С сюерализмом связаны на протяжении не всего своего пути, путь каждого начинался еще в годы 1 мировой войны, к с-зму приходят практически вместе с Бретоном. В какой-то период каждому удается сохранять принцип сюр поэта, затем из кружка были исключены, позднее творчество – в ином русле, прославились как поэты французского сопротивления. Даже в поздниз стихах – сюрреалистическая техника. Это накладывает отпечаток, это и ритмические наработки. Сюрреалисты в поэзии вслед за Рембо отказываются от знаков препинания, стремятся, чтобы их речь выглядела максимально похожей на хаос, который рождает сны, не поделена поэзия часто на предложения.

Луи Арагон (1897-1982)

Есть и сюрреалистические романы (есть романы бесплановые). Луи Арагон начинает свое поэтическое движение в группе дада, заявил как сторонник объединения Швейцарии, дадаистская логика – в ранних стихотворениях.

«Самоубийство»

Графически выглядит необычно для стиха, типично для стихов по рецепту Тцары, французский алфавит в столбик (от 1 до последней), не перемешаны. У стихотворения есть название. Объяснял, что ему интересно проследить, как алфавит может породить настроение. Не бессмысленные эксперименты (прочитать с выражением). Нисхождение создает определенный настрой.

Арагон как сюрреалист осознанно подходит к требованиям Бретона, имя под несколькими манифестами. У Арагона есть ряд сборников стихов – «Магнитные поля», Арагон стремится разрушить те образы, которые связаны с переживанием, ведут к реалистической традиции. Мир творится из явлений, хаотично выстроенных, хаос создает новый ритм стиха, слова должны обозначать связи между предметами. Стремиться увидеть более завершенную логику он не будет. Для него было важно внести революционный момент в искусство. Воспринимает сюрреализм как худ обновление, революция – не просто призыв к разрушению, интересовался социальными явлениями (СССР), дружил с Маяковским (арагон женат на сестре Лили Бриг). Арагона можно сравнивать с М-им (с ритмикой эксперименты). Арагон – сборник стихов «Ура, Урал!». Среди других сборников- Глаза эльзы, франц заря. 20-е годы, исключен из объединения, искл за его идеологические взгялды, симпатии коммунизму. Реализовал находки самостоятельно, его техника разрабатывается уже позже . Сохраняет стремление выстраивать яркие образные ряды, которые приходят из сюрреализма.

Поль Элюар (Эжен Грендель) (1895-1952)

Элюар начинает писать стихи юношеские еще до 1 мировой войны, стихи, созданные в русле традиции. К экспериментам приходит после 1 войны, среди основоположников с-ого кружка, дружит с Бретоном, Дали. Не говорил, что следует принципам автоматического письма, невозможность идти по требованиям. Лирик по дарованию. Но то новаторство в поэзии, свободное отношение к лирическому «я» - на словах с-сты отказываются и от ЛГ также, лир переживание не должно быть в поэзии, Элюару удается выстраиваеть так свой эксперимент, эта не игра словами, это лирика. Но новаторские изыскания, среди поэтических сборников 20, 30 лет – столица скорби, любовь. Поэзия, сама жизнь, плодоносные глаза

Любовь Поэзия

Пренебрегает согласованием между словами, не ставитт знаков препинания, оба слова пишет с большой буквы, принцип перетекания одного явления в другое. Это фактически один феномен, взаимопроникновение явлений в самом себе. Об Элюаре можно говорить как о поэте очень пластичном, его внимание к живописи, его стремление находить параллели между пласт иск и словом – не переносит напрямую открытия Дали, работает именно со словом, но пространство взяляда играет принц роль. Не описывает произведения, а создает некую параллель, установка «помочь увидеть», в различных работах можем увидеть те детали, о которых пишет Элюар. Много кратких формул стихотворений.

«Искусство танца»

Перенесение одного искусства на другое. Но балерина сопоставляется с дождем, графически стих выстроен как треугольник, напоминает калпи дождя, балерина стремится уподобиться дождю, ей это никогда не удастся, но параллель выстраивается. Взгляд субъективный, выстраивает сверхреальность, поэтичный взгляд, не отказывается писать о любви, его отношение к миру выстраивается через пр-во взгляда

«Их чисты по-прежнему глаза»

Удается сознавать новую мифологию, не акцентируя обращение к мифу, взгляд других глаз, глаза задают тон и ритм его поэзии. У Элюара поэзии, которая казалось бы не связана с нравственными категориями, эти категории могут быть обозначены, выстраиваются как дидактическая линия, интуитивные требования к миру.

«Зло»

Нет знаков препинания. Одиночество программирует ситуацию, предметы это – зло, их совокупность.

Программное произведение- сб. В начале начал, 7 стихотворение, по 1 строфе – «земля вся синяя как апельсин». Емкое, запоминающееся сравнение. Любовная лирика, в ней дается эта пластичная формула. Ко многому применима.

«плодоносные глаза»

«Одиннадцать поэм стойкости»

(3 страницы)

«Пропорции» - задает взгляд.

Поэзия сохраняет приверженность традиции, годы позднего творчества – патреотические стихи, антифашистская борьба. И здесь при внятности призывов Элюара можно говорить и о сюр линии.

«свобода»

(на рефренах построено)

Имя твое пишу – повторение, в конце – свобода.

Есть и фольклорная традиция –символика цветов (растений).

Поэзия Федерико Гарсиа(фамилия) Лорки(записать годы жизни) не пользоваться 1 из измов, в русло отдельной школы творчество не вписывается, ближе всего сюрреализм, он общался, дружил с другими – Дали и т.д.)

Лорка не сводится полностью к сюрреализму, в определенных сборниках – сюрреализм, в целом – индивидуальное переплетение традиции и новаторства. Можем отбросить отрицание – очень гармоничное отношение к поэзии

Отечественные работы – Н.Малиновская (спец по Лорке, красивое оформление ). Недолгая жизнь поэта – 37 лет, противостояние поэзии и мира. Фашизм убивает Гарсиа Лорку, то, что для реакционного режима (исп фашизм), врагом оказался поэт – показательно, Лорку нельзя назвать ангажированным автором. Внутренняя свобода. Для него испания и поэзия значат очень много. Его детство для поэта всегда освящает его творческий путь. Лорка всегда будет требовать от поэзии определенной наивности, требование подлинности, естественности стихов. Лорка творит свой мир, но этот мир опирается на нац традицию, переживания детства, доверччивость, беззащитность. Требования искренности в искусстве –путь установитс любовное общение, дух объединение. Лорканачинает творчество не с поэзии, работает в других жанрах, обращается к прозе – создает в 18 году сборник путевых заметок - впечатления и пейзажи. Проза - не его творческое кредо, позднее не будет. Вслед за прозой последовала не поэзия, а драма, его первая пьеса «Колдовство бабочки « потерпела неудачу в начале 20 годов,но по отношению к драме сказать, что эксперимент закончил, нельзя. Создает поэтический театр 20 века – возможности стиха в поэзии. Драма , где внутренний конфликт будет базироваться на переживании.

«Дом Бернарды Альбы», «Кровавая свадьба»

Карлос САора!

Главное кредо – поэзия, обращается в 20 годы, на протяжении 15 лет будет заниматься прежде всего лирикой. Дебютирует книгой стихов, где заметно влияние поэтов испанский , осваивает исп фольклор, хотя ученичество в зрелой поэзии ощущуаться не будет, но традиция для него значима, интересную линию находит в фольклоре. Малиновская предлагает различать фольклорно-литературный и фольклорно-мифологический планы. Включают в себя и стилизацию. Другая линия – стремление передать в поэзии фольклорное мироощущение, фольклор – точка опоры для современого искусства, традиция, которая должна задавать соврменный ритм: «из народной поэзии надо барть только ее глубинную сущность», в мифологизированном духе фольклор обрабатывается в поэмах «О канте хондо», «циганское романсеро»

Можно сказать, что названия однотипные у двух сборников, названием служит жанр народного искусства, канте хондо – жанр поэзии, будет и циганская сигирия. Задавая движение, Лорка включает искусство в новое созданное поэтическое обрамление. Поэма о поэме – так звучит, вторичная обработка, опора на исходные образцы. Может пользоваться трелями, рефреном, берет метафоры, но перерабатывает глубинным образом то, что называет циганской мифологией, но выбирает цыганские мотивы, чтобы подчеркнуть контрасты мира, которые приобретают цветовое оформление. У Лорки противопоставление и слияние разграничивают темное и светлое в мире, много трагических тонов, но трагические возвышает. У лорки – любовь не бывает без страдания, страдание – смерть, смерть возвышает. Даже смерть – движение благородное, пылаются страсти, конфликты, позволяющие включить в себя жанр лиро-эпический. Раскрывается как эпический план, хотя есть ли он здесь – можно поспорить.

«Романс о луне»

Из «Цыганского романсеро»

Есть завершение, задаются мотивы, рассматривали в качестве з-сит: кажется, здесь есть сюжет, а ведь его нет», хотя конфликтные ситуации нередко присутствуют. Стихи называют испанскими стихами Лорки. В противопоставление с поздней лирикой Лорки (путешествие в Америку), проводит несколько месяцев в разных городах, результат поездки – «Поэт в Нью-Йорке», сборник. В наибольшей степени – сюр техника. Произведение, в котором мотивы разработанные Лоркой, по –иному раскрываются. Америка предстает как царство мертвых, порождает контраст, заложенный в названии. Поэт против города, живо только горящее сердце поэта. Апелляция именно к Америке может удивить, этим сборником Лорка предвосхищает фашизм (он 1 из первых приходит к Лорке в Испаннии). На мифологизированном уровне эту логику можно проследить. В древнем сознании царство мертвых – на западе, если так, то попадаешь в Америку. Стихи иначе воспринимаются в последнее десятилетие (11 сентября).

Улисс










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 315.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...