Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Мезолит рубеж истории человечества
12 тыс. лет назад на Земле резко повысилась температура, что привело в одних регионах к таянию ледника, в других к сильной засухе. Причем засухой были охвачены именно те районы, где в основном концентрировалось население Евразии в период ледниковья. Предполагают, что общее потепление началось либо в результате падения естественного спутника Земли, либо из-за изменения ее магнитного поля, т.н. смены полюсов. Оно привело к длившемуся несколько тысячелетий переходу от ледникового к современному климату, к изменению географического ландшафта, растительного и животного мира, к остепенению лесостепей и опустыниванию степей, к образованию новых рек и подъему на 100 м уровня воды в Мировом океане. Резкие изменения природных условий привели к вымиранию мамонта и других крупных животных, которые прежде доставляли человеку основную пищу. С таяньем ледника травы стало меньше, и мамонты шли за ней на север, добираясь до Таймыра и Чукотки, но участь их была предрешена. В отличие от северных оленей, мамонты так и не смогли приспособиться к новым условиям полярной тундры. На огромных пространствах, освободившихся от ледникового покрова, образовались леса, в которых водились быстроногие нестадные животные (лоси, зубры, косули, медведи, кабаны). Охота на них, как и на других проворных мелких зверей и водоплавающих птиц, прежними методами не годилась. Человек подошел к изобретению лука и стрелы, которые совершили переворот не только в его жизни, но способствовали формированию нового экономического уклада и переворота в истории развития человечества. Человек подошел к возможности не только существенно уменьшить свою зависимость от природы, (став Человеком разумным, он стремится к этому постоянно), но и перейти к воспроизводству основных продуктов питания. Потребность выживания в новых условиях стимулировала развитие более совершенной техники микролитов.
Микролиты маленькие кремневые изделия (длина 1-2 см., ширина 2-3 см., толщина не более 0,1 см.), имеющие удивительно правильную геометрическую форму треугольников, ромбов, трапеций, прямоугольников, полукругов, стороны которых скошены под одним углом. Микролиты это рабочий край орудия или оружия. Они употреблялись в качестве вкладышей в продольные прорези деревянных и костяных оправ для изготовления режущих, строгающих или прокалывающих орудий. Этот технической прием эпохи мезолита используется и сейчас. Некоторые современные резцы и сверла имеют своеобразные вкладыши. Сам инструмент делается из мягкого металла, а на его конце впаян кусочек очень твердого сплава. В эпоху мезолита появился новый тип орудий составное, оснащенное микролитом. Более развитые умственные способности человека эпохи мезолита и накопленный им опыт позволяли оценить, что сломанное цельнокремневое орудие ремонту не подлежит, в отличие от вкладыша, поломка которого устранялась его простой заменой.
Изобретение лука и стрелы дало новый толчок развитию охоты. Лук и стрела начали свое шествие по земному шару именно в эпоху мезолита и не останавливаясь продолжали его 15 тысяч лет. Для первобытного человека это было самое скорострельное и самое совершенное оружие. Оно помогло ему выжить и отстоять свое существование. Лук и стрела еще более сложный механизм, чем микролиты, а поэтому их изготовление уже требовало от человека также и начальных рациональных знаний о свойствах растений и механизмах движения. На многие тысячелетия был взят на вооружение не только лук, но и принцип лука, которым пользовались для создания охотничьих ловушек. Человек мезолита знал, что лучшим деревом для изготовления лука является вяз. Он мог изготовить простой лук из целого куска дерева и сложный из трех кусков дерева, кости и рога. В эпоху мезолита использовались стрелы с наконечниками из камня и кости. Для охоты на птиц и мелкого пушного зверя делали стрелы с тупым концом в виде шарика, чтобы не запачкать кровью перо и не испортить шкурки. Применялись также отравленные и зажигательные стрелы.
В мезолитическую эпоху, когда таяние ледника принесло много воды, и образовались новые реки, продолжалось интенсивное развитие рыболовства. Человек учился на чем-то плавать, возможно. Что вначале это были вовсе не челны и лодки, а плоты или просто бревна. Мезолит открыл навигацию на Земле, знаменуя начало судостроения.
Мезолитические люди это бродячие охотники, которые в поисках источников пропитания не задерживались долго на одном месте. Людей гнал в неведомые земли не ветер странствий, а голод, необходимость выжить и нужда. Когда исчезал корм, животные уходили, а вслед за ними шли и люди, ибо они не могли оставаться в лесах, обедневших дичью, в районах засухи, где пищи не хватало, и поэтому устремлялись на новые земли, покидая знакомые места. Зачастую появлялись и непрошенные гости переселенцы, согнанные с собственных территорий такими же искателями нового. И если эти переселенцы оказывались сильней, то уходить приходилось хозяевам. Мезолитические люди обычно селились по берегам рек и озер, закладывая основы для оседлых поселений неолитического времени.
Человек мезолита не достиг уровня цивилизации, но он произвел грандиозный переворот, которых поставил человечество у порога цивилизации. Мезолит подготовил переход к искусственному воспроизводству основных продуктов питания, к превращению потребляющего хозяйства в производящее. Два нововведения определили дальнейшую судьбу человечества земледелие и скотоводство. В эпоху мезолита они пока не получили широкого распространения, особенно земледелие, которое имело местный, случайный характер. Однако эпоха мезолита создала предпосылки для появления земледелия и скотоводства, как основных отраслей хозяйства, обеспечивающих жизнь человека. Человек мезолита накапливал опыт для перехода к более совершенным формам хозяйствования. В эпоху мезолита человечество готовилось к старту своего цивилизационного развития.
Земледелие и скотоводство появились там и тогда, где и когда в изобилии были дикие животные, которых можно было приручить, и дикорастущие злаки, пригодные для культивирования. Не случайно ранние очаги земледелия возникли в одном поясе земного шара, примерно между 20 и 45 параллелями, т.е. в наиболее благоприятной для этот природной среде. Переход к земледелию был постепенным. Сначала только охраняли урожаи там, где росли дикие полезные растения (отгоняли птиц, диких животных). Иногда часть урожая оставляли несобранным, чтобы на следующий год поле восстановилось самосевом.
Земледелие рождалось на протяжении многих поколений мезолита. Первым злаком, который стали выращивать, былячмень. Он рос на предгорьях Малой Азии, Палестины, Ирана, Южной Туркмении и Северной Африки. Позже освоили и другие злаки. В Малой Азии, на Иранском нагорье и в других местах встречаются и в настоящее время целые поля дикой пшеницы.
Одними из первых земледельцев на Земле были натуфийцы. Так ученые назвали жителей пещеры на горе Кармал в 30 км к северо-западу от Иерусалима у пересыхающего горного потока Вади-эн-Натуф. Натуфийцы создали уникальное общество, стоящее накануне земледелия. Они вели образ жизни, не типичный для людей мезолита, хотя так же занимались охотой и собирательством, изготовлением кремневых орудий. Однако на этом фоне с особой силой стали выступать совершенно новые признаки принципиально иного хозяйства и образа жизни. Среди кремневых орудий. Которыми пользовались натуфийцы, появились необычные микролиты. Эти маленькие прямоугольные пластинки (найдено более 1000 пластин), вставленные в костяную рукоятку, имели ретушированные, иногда зубчатые края с характерным жирным блеском. Такая полировка могла появиться только от длительной резки соломы. Своеобразный каменный инвентарь натуфийцев первобытные серпы дополняли орудия из кости, напоминающие мотыжки, а также каменные ступки и базальтовые песты. Вероятно, натуфийцы не задумывались над тем, что занимаясь сбором естественного урожая, подготовленного самой природой, они встают на путь примитивного земледелия. Однако один шаг к земледелию ими был уже сделан постоянное использование хлебных злаков. Следующий шаг обработка земли и намеренный посев злаковых культур предстояло совершить их потомкам в эпоху неолита.
Почва для скотоводства была подготовлена изобретением лука и стрелы, которые повысили эффективность охоты и возможность получения избыточного продукта. Не стоит забывать, что к новым условиям выживания приспосабливались не только люди, но и животные. Зачастую им вместе приходилось искать пищу и воду, а перед лицом опасности и бедствия животные, как привило, теряют страх перед человеком. Наиболее покорных человек постепенно стал защищать от голода и хищников. Вероятно и то, что охотники не всегда добивали раненых животных, подбирали детенышей и кормили их некоторое время, чтобы иметь запасы пищи. Многих из них приручали, держа у себя дома сначала на привязи, а потом и на свободе. При неурожае большинство питомцев съедали, а затем заводили новых. Процесс доместикации, т.е. приручения диких животных, происходил очень долго. Уже в позднем палеолите Гомо сапиенс приручил собаку, и это было первое домашнее животное. В позднем мезолите (8 тыс. лет до н.э.) стали приручать коз, овец, крупный рогатый скот.
Постепенное превращение диких животных в домашних, почти случайное, довольно скоро стало будничным занятием. Человек мезолита учился строить загоны, стреноживать животных, кормить их, содержать скот рядом с домом и подбирать для него подходящие пастбища, обучать собак пасти и охранять животных. Доместикацией занимались в основном мужчины, ибо как охотники, они лучше знали повадки животных. Но и женщины, как в сказке Киплинга при кошку, которая гуляла сама по себе, вероятно, играли немалую роль. Вспомним, что собака заключила союз с мужчиной. Именно он привел к своему жилищу плененных детенышей овцы, козы, коровы. Но выхаживала их уже его жена.
Вооруженный луком и стрелами, орудиями с вкладышами, ведущий полуоседлый образ жизни и легкий на подъем мезолитический человек уже пытался выделить себя из окружавшего его мира. Менялась тематика наскальных рисунков, где главными становились группы людей, занятых охотой или танцами. Однако мышление мезолитических людей по-прежнему оставалось нерасчлененным. Кормовая территория, ее животные растительный мир, действующие стихийные силы и живущий здесь человеческий род все это мыслилось как единое целое, где люди тождественны с природой. Обладая простейшими знаниями, человек мезолита уже умел считать до трех, а дальше говорил много. Однако в его представлении это были не числа вообще, а лишь числа определенных предметов: не один, два, три, а одно копье, две руки, три стрелы. Опыт и наблюдения, как и в предшествующие эпохи, являлись основным источником знаний. Чтобы поддерживать свое существование человек мезолита должен был знать топографию своей кормовой территории, полезные и вредные свойства растений, пути передвижения и повадки животных, особенности различных минералов и видов древесины, уметь читать следы, ориентироваться на местности и предугадывать погоду. Начиная с мезолита, он овладел не только простейшими навыками практической медицины (лечение ран, змеиных укусов и др.), но проводил операции по трепанации черепа и ампутации поврежденных конечностей. И хотя островки его знаний терялись в море незнания, мезолитический человек все-таки подготовил первую, так называемую, неолитическую революцию.
Неолитическая цивилизация
Неолит завершающий этап каменного века и начало истории цивилизации. В эпоху неолита произошел грандиозный переворот, названный английским ученым Гордоном Чайльдом неолитической революцией. Неолитическая революция это переход от присваивающего хозяйства (охоты, собирательства, рыболовства) к хозяйству производящему (земледелию и скотоводству). Этот период фундаментальных преобразований занял от 2 до 4 тыс. лет и привел к целенаправленному воспроизводству главных продуктов питания на основе развития земледелия и скотоводства. До настоящего времени человечество продолжает жить за счет выделившиеся в неолите в отдельные виды деятельности земледелия и скотоводства. Уже 6-7 тыс. лет назад начали выращивать все те злаки, овощи и фрукты, которые кормят нас и сегодня. В дальнейшем число их увеличилось не намного, но лишь шло их распространение на новые территории. Так, пшеницу, ячмень, просо и чечевицу, освоенные человеком неолита, выращивают ныне в разных районах земного шара. Пшеница была царицей неолита, и хлеб на нашем столе изобретен тогда же. Предполагают, что именно неолитический человек освоил большинство полезных растений. Труд первых земледельцев был весьма тяжелым. Сколько физических усилий требовалось, чтобы вскопать землю простой палкой-копалкой, костяной или роговой мотыгой, чтобы роговым серпом или кремниевым лезвием колосок за колоском срезать жесткие стебли злаков и, наконец, растереть зерна на каменной плите зернотерке. Но труд земледельца возмещался, ибо появился более устойчивый источник обеспечения, нежели собирательство.
Неолит период бури и натиска в доместикации. Все те животные, которых начал одомашнивать неолитический человек корова, бык, овца, коза, свинья, разные породы птиц разводят и сегодня. В наши дни, как 7 тыс. лет назад, эти животные дают человеку мясо, молоко, масло и сыр. Однако, первые земледельцы вначале использовали только мясо, шкуры и шерсть и лишь спустя некоторое время по достоинству оценили и включили в свой рацион питания молоко. Одомашненные лошади и крупный рогатый скот имели еще одно преимущество. Кроме мяса, шерсти, шкуры и молока, они давали человеку свою энергию, став рабочим скотом и транспортным средством. Приручив лошадь, человек получил возможность стремительного преодоления огромных пространств. Без лошади трудно представить процесс развития цивилизации. К концу неолита в доместикации наступило некоторое затишье. Был уже создан своего рода грандиозный золотой фонд домашних животных и началось их распространение по Земле.
Таким образом, в эпоху неолита произошло первое общественное разделение труда земледелие и скотоводство выделились в отдельные виды деятельности. Скотоводство отделилось от земледелия, и появились оседлые земледельческие и кочевые скотоводческие племена. Усилилась неравномерность в историческом развитии, и человечество пошло в цивилизацию разными путями и разными темпами.
В неолите сам процесс перехода к земледелию скотоводству был куда более сложным, чем, к примеру, переход от палеолита к мезолиту. Земледелие и скотоводство, выделившись в отдельные виды деятельности, пока еще не стали ведущими и основными отраслями хозяйства, а носили только подсобный характер. Так, где природные условия не способствовали возникновению и развитию земледелия и скотоводства, неолитический человек вел образ жизни своих предков палеолитических и мезолитических охотников и рыболовов. Высокоорганизованная охота и рыболовство еще долго были основным или даже единственным видом хозяйства. Многие охотники и рыболовы не знали земледелия даже как вспомогательного вида хозяйствования. Если к конце неолита в Месопотамии, Египте, в Индии и Китае преобладало земледелие, то в Европе оно было развито значительно меньше, а в остальных областях земного шара вообще находилось в зачаточном состоянии. На первых порах производящее хозяйство сочеталось с присваивающим. Но каждая последующая эпоха способствовала развитию земледелия, скотоводство и рыболовства, а охоту и собирательство все более и более сводила на нет.
Неолит время новых технологий и материалов. Хотя это и каменный век, но его каменная индустрия достигла совершенства и высокой техники обработки орудий труда. Если палеолит называют эпохой оббитого камня, то в неолите люди научились камень резать, сверлить и полировать. Орудия труда стали не такими грубыми, а в их изготовлении начали использовать новые материалы диорит, яшму, нефрит. Для получения высококачественных сортов камня перешли к его подземной добыче, появились первые кремневые шахты. При помощи новой техники обработки были созданы новые орудия труда, которые человек неолита мог использовать в земледелии: мотыги, песты, ступки, зернотерки, утяжелители для палок-копалок в виде массивных дисков или колец с отверстиями посередине. Характерно появление топоров нового типа, тонких и плоских, имеющих форму трапециевидного клина, т.н. колунов. Их уже можно было использовать для рубки деревьев. Археологи находят многочисленные челны, весла, лыжи и сани, в изготовлении которых топор незаменим.
Все это облегчало и улучшало жизнь неолитического человека. И хотя по физическим данным он не ушел далеко от своих предков, но это был уже человек новой культуры, новых изобретений и открытий. На протяжении сотен тысяч лет всего пять материалов камень, дерево, кость, шкуры животных и глина удовлетворяли человека. Однако, начиная с эпохи неолита, он сам стал создавать необходимые ему материалы. Превращаясь из собирателя и охотника в земледельца и скотовода, он сначала изобрел керамику и текстиль, а в конце неолита сплав металлов.
Появление керамики великое событие в истории человечества и важный шаг его цивилизационного развития. Неолит часто называют керамическим веком. Появившимся не на пустом месте глиняным сосудам неолита предшествовали различные емкости для воды, собранных кореньев, пойманной рыбы и т.д. Ими могли быть тыквы, крупные орехи, плетеные корзины, рога, черепа животных и человека. В эпоху неолита стали изготовлять керамические сосуды для хранения семян, мыса, воды, для приготовления пищи на огне. До появления гончарного круга их делали способом налепа, когда из глиняной массы, куда добавляли песок, толченые раковины или рубленую траву, изготовляли жгуты толщиной 3-4 см и накручивали их по спирали, сглаживая и затирая швы рукой или палочкой. Затем их скромно украшали узором в виде линий, штрихов, зигзагов и ямок, после чего обжигали на костре. Обычно этим трудоемким ремеслом занималась женщина, ибо она вела домашнее хозяйство, а появление такой посуды значительно облегчало домашний труд, улучшая приготовление пищи и ее хранение.
К числу важнейших изобретений эпохи неолита следует отнести и появление текстиля. Уже тогда человек проявил желание найти новые способы изготовления одежды. И это, вероятно, была одна из причин и предпосылок изобретения прядения и ткачества. Для изготовления неолитических тканей использовались в основном растительные волокна лен, крапива, но применяли и полоски кожи, волос, древесное волокно, а в конце неолита овечью шерсть. Неолитические ткани богато орнаментировались цветными нитями. Для своей текстильной индустрии человек неолита придумал различные приспособления: деревянные гребни для чесания волокна, глиняные и деревянные катушки для нитей, веретено, глиняные и каменные пряслица и, значительно позже, прялку.
С появлением прядения и ткачества изменился и внешний вид неолитянина. Грубую одежду из звериных шкур он сменил на более изящную, сшитую из льняных и шерстяных тканей, украшенную тесьмой, кистями и бахромой. Неолитические модницы, как правило, предпочитали ярко окрашенные ткани, преимущественно красного, желтого и синего цвета.
Итак, в эпоху неолита произошло второе общественное разделение труда ремесло стало отделяться от земледелия. Вскоре это выразилось в появлении особых ремесленных поселений городов, что привело к отделению города от деревни.
Неолит возродил и закрепил оседлость, ибо занятие земледелием предполагало оседлый образ жизни. С появлением ремесла улучшились бытовые условия и возникли первые более или менее стационарные поселения, а затем и поселения городского типа. Наряду с землянками и шалашами, свайными постройками и болотными поселками человек неолита начал строить дома из глины, дерева и камня. В таких домах уже был закрытый очаг и первая неолитическая мебель, вокруг дома располагались хозяйственные постройки: амбары, сараи, кладовые. У дома находился огород, который обрабатывали простейшими орудиями. В Малой Азии, Сирии и Палестине появились богатые и развитые поселки, которые иногда окружали стеной. В сфере строительства эпохи неолита распространилось необычное и отчасти загадочное явление мегалиты. Это оригинальные постройки из огромных каменных глыб, среди которых выделяются святилища, родовые усыпальницы. Отдельно стоящие камни воздвигнуты в память о выдающихся членах рода. Назначение многих мегалитических сооружений точно не известно.
Неолит это пик в развитии матриархата, когда еще больше возросла хозяйственная и общественная роль женщины. Домашнее хозяйство (заготовка пищевых припасов, изготовление сосудов, одежды и т.д.), которым управляла женщина, первый и единственный раз в истории человечества воспринималось людьми, как самая ответственная и жизненно важная сфера. В руках женщин эпохи неолита концентрировалась вся действительная власть: земля, поля, урожай. Начала появляться и первая семья, т.н. матриархальная семья, ибо муж переселялся в дом жены и в ее родовой коллектив. Личного имущества у такой семьи не было. Исключение составляло оружие и только потому, что делалось под руку. Взаимобрачующиеся роды, чтобы не потерять друг друга, старались селиться рядом, но не перемешиваясь. Возникали более крупные, чем род, объединения людей племена.
В ходе неолитической революции появились раннеземледельческие комплексы или раннеземледельческие культуры, которые стали исходным пластом первых цивилизаций. В неолите сложилось несколько центров формирования и развития раннеземледельческих культур. Особую культурную зону образовал иордано-палестинский комплекс.К северу от Мертвого моря, в долине р. Иордан, расположен холм Телль-эс-Султан, представляющий собой руины упоминаемого в Библии города Иерихона. Жители Иерихона вели оседлый образ жизни, обустраивая свое поселение, которое занимало 4 гектара и было окружено стеной из камня. К стене, высота которой составляла 4 м, примыкала круглая каменная башня диаметром 7 м и высотой 8 м, являвшаяся сторожевым постом для контроля за окрестностями (значит, было, что защищать!). Жители города особо преуспели в домостроительстве, которое свидетельствует о довольно высоком по меркам неолита уровне благосостояния. Дома строили из сырцового кирпича, пол жилых помещений покрывали известковой штукатуркой, окрашенной в красный или кремовый цвет. Красили и стены дома: до метровой высоты шла красная панель, а выше кремовая окраска. Между домами располагались дворики, где обычно готовили пищу. Видимо качество питания жителей Иерихона было достаточно высоким. Они употребляли в пищу пшеницу, получаемую в результате обмена из более северных областей, и мясо, которое давала охота. Иерихонцы одомашнили козу, собаку и кошку. Иерихон вряд ли можно назвать городом в точном смысле этого слова, видимо он был ближе к поселению городского типа.
В особый центр раннеземледельческих культур выделилась Малая Азия. Ее расцвет характеризует поселение Чатал-Хююк, расположенное на 13 гектарах плодородной Конийской долины. В неолите здесь существовало более 20 оседлых поселений и Чатал-Хююк, вероятно, являлся их столицей, центром этой сельскохозяйственной округи, ее организационным и идеологическим лидером. Это довольно богатое поселение насчитывало от 2 до 6 тыс. человек. Люди жили в добротных домах из сырцового кирпича. Внутри дома из глины делали сиденья типа скамьи. Жители Чатал-Хююка занимались скотоводством и земледелием, культивируя 14 видов растений и выращивая крупный и мелкий рогатый скот. Несколько видов пшеницы, ячмень, горох, фисташковое и миндалевое масло, вино из семян крапивного дерева производили в этом земледельческом центре. О высоком уровне благосостояния его жителей свидетельствует и их интерес к своему внешнему виду. Он не ограничивался обилием внешний украшений (ожерелья, бусы, подвески, браслеты), но дополнялся различными видами древнейшей косметики (румяна, охра, жировые вещества). Богатый мир Чатал-Хююка отражают и его святилища с сюжетной стенной росписью и глиняными рельефами. Отличительная особенность Чатал-Хююка наличие, наряду с глиняной, деревянной посуды.
Третьим центром раннеземледельческих культур была Северная Месопотамия с примыкающими к ней областями Западного Ирана. Население этих районов вело оседлый образ жизни, о чем свидетельствуют прочные долговременные глинобитные дома на каменном фундаменте. Отдельные поселения уже имели солидную первобытную фортификацию с башнями и специально оформленными воротами. Их обитатели выращивали, пшеницу, ячмень, горох и чечевицу, а также разводили овец, коз и домашних свиней. Кроме глиняной посуды они пользовались разнообразными каменными сосудами. Здесь же впервые встречается привычный для нас серп изогнутой формы. Вероятно, в эпоху неолита жизнь в этих района было достаточно благополучна. Свободное время люди коротали за игрой в фишки, которые делались из глины.
Особую культурную зону образовал в эпоху неолита раннеземледельческий центр на Балканах. Оседлые земледельцы и скотоводы, позаимствовав ряд сортов пшеницы и ячменя, а также мелкий рогатый скот из Малой Азии, простимулировали распространение земледелия в Европе. Отличительная особенность балканской раннеземледельческой культуры отражена богато орнаментированной керамикой и терракотовой скульптурой. В неолите центры ранних земледельцев и скотоводов появились также на территории Молдавии и юго-западной Украины, на Кавказе, в Средней Азии, в горных областях Белуджистана, в долине Ганга, в среднем течении Хуанхэ (т.н. культура яншао). Именно в зоне раннеземледельческих культур формировались первые цивилизации, но они не вырастали здесь автоматически. Не везде развитие раннеземледельческих обществ завершилось быстрым и самостоятельным формированием первых цивилизаций. Это произошло лишь там, где продуктивность земледелия была особенно значительна, а темпы социального развития высоки.
После перехода от земледелия к скотоводству население земного шара выросло в 15 раз. Такой демографический взрыв соответствует первой в истории человечества демографической революции, которой способствовали высокий жизненный уровень и возросшее благосостояние человека неолита. Он жил в прочном благоустроенном доме, в окружении разнообразных бытовых предметов, которых не знали его предки, ютившиеся в пещерах и шалашах. Человек неолита вел принципиально новый образ жизни, на формировании которого сказались и прочная оседлость, и относительная обеспеченность продуктами питания. Необходимость наладить достойную организацию потребления новых видов питания породила целый ряд бытовых изменений. Сформировалась новая строительная традиция. Своеобразный архитектурный эталон неолита, который получил повсеместное признание. Благоустроенные долговременные жилища, конструкция которых различна в разных экологических зонах, с обмазанными известью, иногда лощеными полами, с окрашенными стенами символ благосостояния эпохи неолита. Другим таким же символом стала богато орнаментированная посуда разнообразной формы. Орнамент появился тогда, когда условия жизни позволили неолитическому человеку видеть в окружающих его предметах не только практическое их предназначение, но и образы прекрасного.
Не только трудолюбие, но и понимание прекрасного характерно для человека неолита. Сложные узоры, украшающие глиняные сосуды, делали их произведениями искусства! Через мир богато орнаментированной керамики шло эстетическое воспитание и развитие, формировались новые идеи и образы. Человек неолита украшал свое жилище фигурками людей и животных, сделанных из бивня мамонта, разнообразными статуэтками из глины, дерева и других материалов. Очень широко было распространено украшение одежды, оружия, утвари резьбой, вышивкой и т.д. При этом декоративные традиции охотничьих, земледельческих и скотоводческих племен имели свои особенности, отражавшие их быт и род занятий. В неолите начал стремительно формироваться вещный мир, культура. Вследствие неолитической революции материальная культура вышла на первый план, тогда как духовная превратилась как бы во второстепенный феномен, испытывая серьезное влияние материальных факторов в культуре. И в то же время изобразительное искусство эпохи неолита как бы свидетельствует о некотором регрессе. В отличие от реалистического изобразительного искусства палеолита, оно становится условно-схематичным. Человек неолита как бы разучился рисовать или умышленно не стремится к сходству с оригиналом. Причина такого странного изменения стиля еще не до конца изучена. Некоторые ученые считают, что это может быть связано с развитием абстрактного мышления.
Специфика труда земледельцев и скотоводов способствовала накоплению и первичной систематизации различного рода знаний о живой и неживой природе. Был создан солидный задел для формирования своего рода преднауки. Накапливались знания в области селекции искусственного отбора наиболее полезных животных. Появились первые счетные приспособления связки соломы, кучки камней, шнуры с узелками или нанизанными на них раковинами.
По мере накопления знаний человек неолита все меньше отождествлял себя с природой и все больше осознавал свою зависимость от неведомых ему сверхъестественных добрых и злых сил, которые определяли его жизнь. Эпоха неолита сформировала простой и понятный для всех принцип, актуальность которого сохранилась и в начале XXI века: в мире идет извечная борьба доброго и злого начал. Неолитический человек старался умилостивить силы зла и поклонялся добрым силам, как своим защитникам и покровителям. В центре религиозных верований находились силы природы, особенно солнца и земли, дальнейшее развитие получил материнско-родовой культ хозяек и хранительниц домашнего очага. Религиозные верования неолита усложнились, создавая и поддерживая множество норм и табу, складывалась магическая практика, которая всецело являлась монополией жрецов и колдунов. Жрецы окончательно взяли на себя установление связи между человеком и богами, причем в особо отведенных для этого местах. Развитие земледелия, скотоводства, ремесла новый уровень благосостояния и образ жизни привели к изменению человека, раскрыли его способности, которые он уже осознавал как свое личное умение, мастерство, искусность. Уже не требовалось на каждом шагу прибегать к помощи богов. Тем более, что и боги, благодаря усилиям жрецов, не позволяли себе терпеть каждодневные просьбы от человека. Со времен неолита боги отдалились от человека, но и сам человек отдалился от богов.
В неолите жреческая корпорация монополизировала не только сферу религиозных верований. Культовые комплексы становились особыми научными центрами, где проводились регулярные научные наблюдения, медицинские манипуляции, а жрецы стали первой интеллектуальной профессией на Земле.
В конце неолита начался переход от устного способа хранения и передачи информации к письменному. Появилось рисунчатое письмо пиктография. Это пока еще не письмо в полном смысле этого слова, хотя и оно позволяло делать довольно сложные записи. У некоторых племен из счетных шнуров развились своеобразные эквиваленты пиктографии, передававшие мысль формой, цветом и расположением узелков, т.н. узелковое письмо. Настоящее знаковое иероглифическое письмо появилось позже, став сигналом возникновения цивилизации. Стремительно двигаясь в направлении прогрессивного развития, человек неолита уже встал одной ногой на первые ступеньки цивилизации: появились протогорода, т.н. поселки городского типа, монументальное строительство, начала письменности. Следующий, решающий шаг человек сделал уже в бронзовом веке, пройдя кризис и потрясения эпохи энеолита.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 344. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |