Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Зарождение и становление экономической мысли




Возникновение экономической мысли в рабовладельческую эпоху:

Древний восток - экономическая жизнь имеет натурально хозяйственную основу и регулируется с одной стороны традициями, а с другой стороны государством. Экономическая мысль древнего востока представлена сводом законов и сочинения по искусству государственного управления. Артхашастра (6й век д.н.э.) - один из первых экономических трактатов, появился в Индии, создан советником министра, в нем говорится о застройке города.

 

Экономическая мысль Китая: Возникновение конфуцианства. Появление экономического трактата Гуаньцзы (4й век д.н.э.) - социальная стратификация общества, деление на знатных и простых людей, богатых и бедных "должен кто то работать". Распределение каст по местам проживания. Трактат описывает налогообложение, денежное и товарное. Упоминается закон о соли, установлены нормы ее добычи. Содержится описание государственного хозяйства, поддержание системы арригации, создание оборонительных сооружений.

 

Древняя Греция: Главной формой хозяйства было рабовладение (Греция и Рим). Труды Ксенофонта - домострой, дэтономика, трактаты земледелия, энциклопедия сельского хозяйства. Экономика как отрасль знаний еще не выделилась, под экономикой древние греки понимали смесь практических рекомендаций по ведению домашнего хозяйства. Аристотель (3й век д.н.э.) стоял у истоков экономической науки. Сформулировал проблему "Чем определяются отношения обмена" (что лежит в основе обмена товарами). По мнению Аристотеля, основой обмена может служить заинтересованность участников в том, что подвергается обмену. Измерителем продукции являются деньги. Обмен должен происходить по справедливой цене, в соответствии с личными пристрастиями. Заслугой Аристотеля является создание само определение экономика. Всю сферу хозяйственной деятельности людей Аристотель разделил на экономику и хрематистику. Экономика - это производство необходимых для жизни продуктов и их справедливый обмен. Хрематистика - деятельность, направленная на обогащение, она заслуживает осуждение. Истинное богатство - имущество, необходимое семье для удовлетворения необходимых потребностей. Неистинное богатство - цель накопление денег до бесконечности. Обмен денег считает произвольным, ссуда, залог, займ. Непроизвольный обмен - кража, угон рабов. Аристотель положил начало традиции выяснения этических основ поведения участников экономики.

 

Древний Рим: Укрепление экономики шло в основном за счет пополнения новых рабов. Для римских патриций занятие коммерцией, ремеслом, производством считалось недостойным занятием, достойным считалось владение земледелием, организацией крупного рабо-земледельческого хозяйства. Марций Коттон пишет трактат о земледелии. По стилю трактат напоминает записки рабовладельца, ведущего земледельческий образ хозяйства.

 

Экономическая мысль феодализма:

 

Средневековая церковь не одобряла богатства и считала, что люди должны иметь столько, сколько необходимо им для жизни. Излишние накопления людей порицалось. Августин Блаженный, один из отцов церкви (4й век д.н.э.), призывал всех работать, любил земледелие, осуждал торговлю. Экономическая мысль в период классического средневековья развивалась под влиянием канонической доктрины. В середине 12го века Полонский монах Грациан составил канонический трактат права. В качестве идеала провозглашалась частная собственность. По мнению Фомы Акринского справедливая цена должна отвечать требованиям. Во первых она должна обеспечить эквивалентность обмена, во вторых справедливая цена должна обеспечивать участникам обмена доход по их социальному статусу.

 

Семинар: экономическая мысль древней Индии; экономическая мысль древнего Китая; экономическая мысль древнего Египта; законы царя Хаммурапи; древнегреческие мыслители Коттон, Ксенофоб; мыслители древнего Рима; взгляды Фомы Акринского.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 212.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...