Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Духовная культура казахов в XV- XVIII вв.




 Поэзия жырау. XV-начало XIX вв. - время особенного расцвета казахской литературы - известно как эпоха жырау. Жырау были поэтами - импровизаторами, авторами песен-толгау-размышлений и наставлений в стихах. Нередко жырау были видными политическими деятелями, советниками ханов, Разделми родов, военачальниками.Одним из наиболее известных и почитаемых среди казахов жырау был Казтуган Суюншиулы. Он родился в низовьях Едиля в 20-х годах XV в. в семье бия Мангытского Йурта. Его песни - образец кочевнической поэзии, наполненной особым отношением к природе. Казтуган, будучи одним из известных ногайских военачальников, воспевал воинские подвиги, выступал за объединение степных племен под властью казахских ханов.

К концу XVIII-началу XIX вв. относится творчество таких поэтов, как Татикара, Котеш, Шал. Татикара родился в местности Сарыколь на территории современной Костанайской области, участвовал в войне с Цинской империей, прославлял подвиги казахских батыров, исполнял героические эпосы. Акыны-импровизаторы Котеш (1745-1818) и Шал (Тилеуке Кулекеулы) (1748-1819) слагали песни о жизни человека, моральных и этических проблемах.

Письменная литература. Кроме устной литературы, у казахов была развита письменная традиция. Основные жанры литературных произведений - религиозные и исторические труды. В XV-XVIII вв. среди казахов были распространены такие книги, как "Кысас ал-анабия", "Бадуам", "Суфи Аллаяр", "Кесик-баги" и др. Эти произведения носили религиозный характер, содержали ряд сведений этнографического и исторического характера.

До нас дошли также исторические сочинения, написанные в XVI-XVII вв. Сочинение "Тарихи Рашиди" на персидском языке, посвящено истории Могулистана и Казахского ханства. Автор его Мухаммед Хайдар из племени дулат Старшего жуза. Его же перу принадлежит поэма "Жахан-Наме".

Наиболее важный памятник исторической прозы казахов - "Жами ат-тауарих". Автором этой книги является Кадыргали Касымулы из рода жалаир, влиятельный бий при хане Тауекеле. В 1587 г. вместе с султаном Ораз-Мухаммедом он попал в плен к русским и долгое время жил в Москве и Касимове, где и создал свое сочинение. Книга посвящена истории казахов XV-XV1 вв. содержит в себе генеалогию, насыщена поговорками и пословицами. Книга написана на литературном староказахском языке, в котором чувствуется сильное огузское влияние.

В XVI в. Отемис хаджой был написан исторический труд "Чингис-наме". Эта книга примечательна тем, что в ней отражена устная историческая традиция казахов, она была написана на основе преданий и рассказов о племенах и родах, их происхождении, о политической истории XIV-XV вв., о ханах, правивших в Улуг Улусе и Казахском ханстве.

Таким образом, устная и письменная литература получает дальнейшее развитие и обогащение в период XV-начала Х1Хвв. Она была преемственно связана с культурой предыдущего времени, послужила базой, основой для дальнейшего развития казахской национальной литературы.

Устное народное творчество

Песни. В XV-XVII вв. широко развивалось разножанровое казахское устное народное творчество. Особое место занимали обрядовые песни, которые исполнялись при рождении ребенка, свадьбах, во время болезни, после смерти человека, на поминках, при встрече нового года. К свадебным песням относятся той бастар, жар-жар, бет ашар, кызтанысу. С обрядами, сопровождающими смерть, погребение и другие трагические события, связаны песни коштасу, естирту, конил айту, жоктау, жубату.

Одной из наиболее широко распространенных форм казахского песенного творчества было "терме" - короткая, однородная по ритму мелодия речитативного склада, на основе которой акыны создавали свои поэтические импровизации, жырши (сказители) передавали эпические и исторические поэмы, сказки, легенды.

Основными жанрами вокального творчества были трудовые песни, песни на темы эпоса и истории, борьбы и протеста, лирические и обрядовые песни.

Исполнение эпических и исторических сказаний носило характер речитативного распева небольших, коротких по диапазону мелодий, исполнявшихся под сопровождение кобыза или домбры. Песни лирического содержания отличались распевностью и широтой мелодии.

Сказки и эпос. Одним из жанров устного творчества являются сказки. Сказочный репертуар казахов богато и разнообразно отражает жизнь народа. Сказки дают много интересного для понимания общественной жизни и быта, чаяний и стремлений народа. Большинство сказок появилось до принятия мусульманства. Культурные связи с соседними народами способствовали возникновению и распространению общих сказочных сюжетов. Существовали различные сказочные жанры: животных, фантастические, бытовые, реалистические, сатирические. В таких сказках, как "Ер Тостик", "Едил-Жайык", "Кула мерген", "Алтын сака", "Кара-мерген", "Аламан и Жоламан" и "Асан Кайгы"" рассказывается о благородных подвигах и мужественной борьбе охотников, метких стрелках, о батырах и красавицах, мудрых старцах-прорицателях.

Много казахских сказок посвящено животным. В сказках "Бозинген", "Сырттандар", "Тепен кок" друзьями и помощниками человека выступают домашние животные, а врагами - звери.

Сказки об Аяз-бие, Жиренше шешене, Алдар-Косе, Коже Насыре и Шопане Тазше посвящены остроумным, красноречивым и мудрым выходцам из народа.

Казахский эпос - один из основных жанров устного творчества. Он восходит к глубокой древности. В древности на тюркских памятниках и надгробных эпитафиях увековечены ратные подвиги батыров и родоправителей. Такие эпосы, как "Кара-бек", "Ер Кокше", "Кобыланды", "Камбар" относятся в XIII-XIV в. В XVI-XVII вв. начинается новый этап в развитии героического эпоса, который сложился как сюжетная поэма, рассказывающая о защитниках родины от набегов чужеземцев. В них наряду с обычными для эпоса элементами фантастики и героизации отражены исторические события.

Социально-бытовые поэмы посвящены любви молодых людей, в которых большое место отводится описанию быта, обычаев, традиций народа. Наиболее популярными являются "Козы Корпеш и Баян Сулу", "Кыз Жибек", "Кулше кыз", "Назымбек", "Сулу шаш", "Макпал кыз".

Существенное влияние на сложение казахских лирических поэм оказала классическая поэзия народов Востока. Лирические песни о любви "Жусуп и Злиха", "Лейли и Мажнун", "Боз жигит", "Сейфуль Малик" , "Тахир и Зухра" пелись и в казахских аулах.

Широкое развитие в казахском устном творчестве получили произведения различных жанров: пословицы, загадки, изречения, афоризмы (шешендик создер), сатирические, юмористические, лирические песни, словесные состязания на бытовые темы и т.п.

Музыкальное творчество. Трудовая деятельность, обычаи и обряды, народные игры и празднества - все это находило свое отражение в музыке. Развитию вокального и инструментального искусства способствовало и то, что традиции поэтических состязаний стали распространяться на исполнение инструментальных и вокальных произведений. Казахам, как и некоторым другим народам, были известны только формы сольного исполнения. Певец-солист, аккомпанирующий себе на музыкальном инструменте, или солист-инструменталист являлись единственными носителями народной музыкальной культуры.

Материальную и духовную жизнь казахов отражают историческая традиция - "салт" и обычаи народа - "жора-жосын". Много исторически ценного имеется в социальной, юридической и хозяйственно-бытовой терминологии, сохранившейся в исторических преданиях.

Свадебные обряды. Казахские народные обычаи раскрываются в свадебном ритуале - "кудалык салт". Отношения родителей невесты к жениху были свободны от многих обрядов, предписываемых исламом. После сговора и первого взноса калыма жених имел право "тайно" посетить невесту, и его первое посещение (урын келу), обычно скрытое от родителей невесты, происходило в доме брата или родственников невесты. Второе посещение жениха было открытым и носило название "калындык ойнау".

В XV-XVII вв. ислам не имел большого влияния на семейную жизнь казахов и еще не существовал обряд венчания невесты в присутствии муллы. Супружеские узы (жубайлык,) скреплялись общим одобрением народа, пением хоровых песен "жар-жар", исполнявшихся на свадебном торжестве. "Жар-жар" - песня-состязание. Ее поют обычно две группы молодежи: мужская, возглавляемая женихом, женская - невестой.

Погребальные обряды. Погребальные обряды XV-XVIIIBB. были смешанными: основывались как на обрядах ислама, так и на обычаях культа "танир". У казахов существовала вера в загробную жизнь. Поэтому вместе с покойником в могилу клали лук, копье, седло, голову любимого коня, оставляли умершему пищу и питье.

В доме покойника проводился обряд ночной охраны. На другой день умерший подвергался очищению огнем, после чего его хоронили рядом с зимовкой. Ханов хоронили в Туркестане, в мечети Ходжи Ахмеда Яссави. В дальних районах на время зимы покойников подвешивали на лесину (сере) и лишь с наступлением теплой погоды отвозили в Туркестан или другое место, считавшееся священным.

Надгробные сооружения казахов строго дифференцированы в зависимости от социального положения умершего. Наряду с надгробиями из сырцового кирпича в XV-XVII вв. еще существовала древняя традиция насыпного холма из камня.

Народные празднества. Большую роль в культурной жизни казахов играли народные празднества, посвященные важнейшим событиям жизни - свадьба, рождение ребенка, поминки (ас) и др. Некоторые из них носили религиозный характер. На праздниках устраивались различные игры: скачки (байга), борьба джигитов-силачей (курес), борьба всадников, которые должны свалить с седла друг друга (сайыс) или вырвать друг у друга тушу козла (кекпар) и др. Для участников игр назначались ценные призы.

День нового года (наурыз) казахи праздновали как начало весны. Народные празднества сопровождались музыкой и состязаниями акынов-импровизаторов (айтыс).

Каждому большому празднику сопутствовали спортивные народные игры "кок 6epi" (серый волк) и "кыз 6epi" (волк-дева), генетически восходящие к древним тотемическим представлениям. Более массовый характер носили спортивная военная игра - жарыс (конное состязание) и большая облавная охота (аба камаргы).

Сложным видом спортивных состязаний был "алтын табак" (стрельба в золотой диск). Меткие стрелки (мерген) получали ценные награды. Позднее наряду с алтын табак получила распространение стрельба в "серебряный диск" (жамбы ату).

Религия. Господствующей религией в Казахстане был ислам. Основными центрами распространения ислама были Туркестан, Хорезм и Бухара. Среди казахов ислам глубоко не укоренился, народные массы еще были далеки от догматов ислама и по-прежнему выполняли обряды древней религии, основанной на культе "танiр" (поклонение небу). Уже в древнетюркское время она приобрела характер единобожия (6ip танiр). В XV-XVIII вв. культ "тэщр" еще соперничал с исламом. Вопреки предписаниям ислама казахи почитали культ предков, имели изображения своих отцов, которых они называли бут-тенгри. Рузбихан писал: "Среди казахов распространены некоторые обычаи неверия, у них существует образ некого идола, которого они чтут и совершают ему поклонение".










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 454.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...