Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержание финансового механизма организаций (предприятий)




 

Финансовый механизм– это система форм и методов планомерной организации финансовых отношений в целях обеспечения финансовыми ресурсами потребностей предприятия, достижения максимальной прибыли и намеченных стратегических целей предприятия

 

 

Финансовый механизм:

1) нормативно-правовое регулирование: устав, лимиты, нормы налогов, учетная политика, финансовая политика, инвестиционная политика, амортизационная политика, контроль, фонды и резервы

2) информационное обеспечение: регистры бух учета, регистры налогового учета, бух баланс, отчеты о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств и др.

3) методы финансового управления: финансовое планирование, финансовый учет, управленческий учет, финансовое регулирование, финансовый анализ, контроль

4) финансовые инструменты: дебиторская задолженность, кредиторская задолженность, кредиты и займы, акции и облигации; вторичные: опционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные (валютные) свопы

5) рычаги и стимулы: ставки налогов, штрафы, пени, неустойки, нормы амортизации, ставки процентов по кредитам и депозитам

6) показатели: финансовые показатели, нормативы, лимиты.

 

 

Основные направления воздействия финансов предприятий на эффективность производства:

1) перестройка финансово-экономической работы на предприятии

2) интенсификация производства за счет научно-технического развития

3) повышение эффективности использования основных производственных фондов и материально-технических ресурсов

4) совершенствование механизма распределения прибыли

5) совершенствование системы оплаты и экономического стимулирования труда работников

6) усиление экономической ответственности за результаты деятельности, за выполнение обязательств перед бюджетом и вышестоящими организациями

 

Экономические показатели эффективности производства:

 

1) производительность труда

2) фондоотдача

3) себестоимость произведенной продукции

4) оборачиваемость оборотных средств

5) рентабельность производства

 

Содержание финансовых отношений на предприятиях:

 

1) Финансовая система государства

• формирование уставного капитала;

• приобретение государственных ценных бумаг и получение дивидендов по ним;

• получение ассигнований из бюджета;

• уплата налоговых платежей;

• формирование внебюджетных фондов

 

2) Учредители

• формирование уставного капитала;

• осуществление финансового контроля.

 

3) Вышестоящие организации

• формирование и распределение целевых фондов и резервов;

• проведение маркетинговых исследований;

• оказание временной финансовой помощи.

 

4) Хозяйствующие субъекты   

• расчеты за различные материальные ценности;

• расчеты по оплате продукции;

• приобретение акций;

• получение дивидендов по ним.

 

5) Филиалы и подразделения

• финансирование расходов;

• финансирование кап. строительства;

• распределение оборотных средств;

• перераспределение прибыли.

 

6) Учреждения банка

• осуществление расчетно-платежных и кассовых операций по счетам в банке; погашение процентов по кредитам;

• покупка – продажа валюты;

• оказание других банковских услуг.

 

7) Работники предприятия

• формирование и распределение фонда оплаты труда;

• формирование и распределение фонда потребления.

 

8) Страховые и инвестиционные компании

• страхование имущества;

• страхование отдельных категорий работников;

• страхование коммерческих рисков;

• привлечение инвестиций;

• размещение инвестиций.

 

 

14.09.12

 

Затраты организации (предприятия) на производство и реализацию продукции. Цена продукции. Выручка от продаж.

 

  1. доходы и расходы: понятие, сущность, виды
  2. состав затрат на производство и реализацию продукции предприятия
  3. себестоимость продукции, ее виды
  4. планирование затрат на производство и реализацию продукции
  5. пути и резервы снижения затрат на производство и реализацию продукции

 

Доходы и расходы: понятие, сущность, виды.

 

Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств и иного имущества) и/или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

 

При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные покупателю товаров (работ, услуг, имущественных прав).

 

Доходы определяются на основании первичных документов и документов налогового учета.

 

В соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» доходы организации в зависимости от их характера, условий получения и предмета деятельности организации подразделяются на:

 

- доходы от обычных видов деятельности (выручка): выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг; арендная плата; лицензионные платежи, включая роялти; доходы от участия в уставных капиталах других организаций

- прочие доходы: арендная плата; лицензионные платежи, включая роялти; доходы от участия в уставных капиталах других организаций; доходы от совместной деятельности; доходы от продажи имущества; проценты по заемным средствам и средствам на расчетном счете; штрафы, пени, неустойки; безвозмездное получение активов; прибыли прошлых лет; кредиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности; курсовые разницы; дооценка активов; страховое возмещение; стоимость МЦ, остающихся после списания активов

 

Ресурсы, потребляемые в процессе производства продукции (работ, услуг).

 

Подход к анализу и оценке:

1) с позиции экономической теории – издержки

2) с позиции фактического использования – затраты

3) с позиции генерирования дохода и учета их использования в целях налогообложения – расходы

 

расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

 

Расходы предприятия согласно ПБУ 10/99 классифицируются следующим образом:

 

- расходы по обычным видам деятельности, связанные с производством и реализацией продукции (себестоимость)

- прочие расходы

 

Не признается расходами, а, следовательно, не влияет на величину капитала выбытие активов организации в связи со следующими обстоятельствами:

 

- приобретением (созданием) внеоборотных активов

- вкладами в уставные (складочные) капиталы других организаций и приобретением акций и иных ценных бумаг не с целью перепродажи

- договорами комиссии, агентскими и иными аналогичными договорами в пользу комитента, принципала и т.д.

Предварительной оплатой материально-производственных запасов и иных ценностей (работ, услуг)

- перечислением авансов и задатков

- погашением кредитов и займов, полученных организацией

 

 

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров (выполнение работ, оказание услуг)

 

Расходы по обычным видам деятельности включают:

 

1) расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов

2) расходы, связанные с продажей продукции (работ, услуг) и товаров

3) расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг

 

Расходы:

1) от обычных видов деятельности

a. расходы по изготовлению и продаже продукции

b. по сдаче активов в аренду

c. по предоставлению нематериальных активов

d. расходы по участию в уставных капиталах других организаций

2) прочие расходы:

a. по сдаче активов в аренду

b. по предоставлению нематериальных активов

c. расходы по участию в уставных капиталах других организаций

d. расходы по выбытию активов

e. проценты за кредиты и займы

f. оплата услуг кредитных организаций

g. штрафы, пени, неустойки

h. возмещение причиненных организацией убытков

i. убытки прошлых лет

j. безнадежная дебиторская задолженность

k. курсовые разницы

l. уценка активов

m. расходы, возникшие как последствия чрезвычайных обстоятельств

 

К доходам в целях налогообложения относятся (ст. 248 НК РФ):

1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав:

a. доходы от реализации товаров, работ, услуг собственного производства, доходы от реализации имущества и имущественных прав (кроме основных средств)

b. доходы от реализации основных средств

c. доходы от реализации покупных товаров

d. доходы от реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке

e. доходы от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке

2) внереализационные доходы (любые доходы, не относящиеся к доходам от организации)

a. доходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке

b. доходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке

c. прочие внереализационные расходы

 

Внереализационные доходы:

- доходы от долевого участия в других организациях

- курсовые и суммовые разницы

- штрафы, пени и иные санкции

- полученные проценты

- лицензионные платежи

- доходы от сдачи имущества в аренду, если этот доход не определяется налогоплательщиком как доход от реализации

- безвозмездно полученное имущество и денежные средства

- иные виды доходов

 

Расходы – обоснованные и документально подтвержденные затраты, произведенные налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком (в отдельных случаях расходами признаются убытки).


Классификация расходов:

1) расходы, связанные с производством и реализацией (для каждой из следующих групп предусмотрен особый порядок отнесения на расходы или особый порядок учета прибыли и убытка):

a. расходы, связанные с производством и реализацией товаров, работ, услуг собственного производства, а также с реализацией имущества и имущественных прав (кроме основных средств)

b. расходы, связанные с реализацией основных средств

c. расходы, связанные с реализацией покупных товаров

d. расходы, связанные с реализацией ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке

e. расходы, связанные с реализацией бумаг, не обращающихся на организованном рынке

f. расходы обслуживающих производств и хозяйств

 

2) внереализационные расходы:

a. расходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке

b. расходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке

c. прочие внереализационные расходы

 

В состав внереализационных расходов включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией:

- суммы штрафов, пеней

- отрицательные курсовые разницы

- расходы на содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества (включая амортизацию)

- проценты по долговым обязательствам любого вида

- расходы налогоплательщика, применяющего метод начисления, на формирование резервов по сомнительным долгам

- иные расходы

 

 

Состав затрат на производство и реализацию продукции предприятия.

 

Экономические элементы затрат, формирующие себестоимость:

1) материальные затраты

2) затраты на оплату труда

3) отчисления на соц нужды

4) амортизация основных фондов

5) прочие затраты

 

В состав материальных затрат включается стоимость:

· покупного сырья, материалов, используемых на производственно-хозяйственные нужды, а также комплектующих изделий и полуфабрикатов, подвергающихся дальнейшему монтажу или дополнительной обработке на данном предприятии

· работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или производствами предприятия, не относящихся к основному виду деятельности

· приобретения запчастей, используемых для ремонта оборудования, инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и другого имущества

· природного сырья (включая плату за природные ресурсы), оплата работ по рекультивации земель, плата за древесину. Отпускаемую на корню, за воду из водохозяйственных систем

· приобретаемого со стороны топлива, энергии всех видов, расходуемых на технологические и другие производственные и хозяйственные нужды

· потерь от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли и тому подобные затраты

 

 

Затраты на оплату труда.

В данный элемент затрат на производство и реализацию продукции включается определенный по предприятию фонд оплаты труда, включая выплаты оп установленным системам премирования, стимулирующие компенсационные выплаты, в т.ч. компенсация женщинам, находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им определенного законодательством возраста, стоимость бесплатного питания, коммунальных услуг, оплата очередных отпусков, а другие выплаты, включаемые в фонд оплаты труда.

 

Амортизация.

Данный элемент включает в себя сумму амортизационных отчислений на полное восстановление (реновацию) элементов основных производственных фондов (основных средств) и нематериальных активов, рассчитываемых по нормам к их балансовой стоимости с учетом установленных предельных сроков их эксплуатации.

 

Прочие затраты:

  • Некоторые налоги (транспортный, на добычу полезных ископаемых, импортная таможенная пошлина и др)
  • Расходы по обязательному и добровольному страхованию работников и имущества предприятия, затраты на сертификацию продукции и услуг
  • Расходы на получение лицензий на право заниматься каким-либо видом деятельности
  • Расходы по освоению природных ресурсов
  • Платежи за выбросы загрязняющих веществ
  • Арендные (лизинговые) платежи за арендуемое имущество
  • Расходы на командировки
  • Расходы на оплату юридических и информационных услуг
  • Проценты по полученным заемным средствам (кредитам, займам) и др

 

 

Признаки классификации затрат по признаку:

1) роль в процессе производства – основные накладные

2) отношение к объему производства – постоянные и переменные

3) способ включения в себестоимость – прямые и косвенные

4) участие в процессе производства – производственные и коммерческие

5) по составу – односоставные и комплексные

 

 

Экономическая роль в процессе производства:

1) основные – непосредственно связанные с технологическим процессом производства (сырье и материалы, электроэнергия на произв нужды)

2) накладные – связанные с организацией, обслуживанием и управлением производством (расходы на доставку сырья и материалов)

 

Отношение к объему производства:

1) переменные – в сумме изменяются прямо пропорционально объему производства (сырье и материалы, энергия для производства)

2) постоянные – сумма не изменяется при изменении объемов производства (зарплата руководителей, административных работников, затраты на соц сферу)

 

Способ включения в себестоимость продукции:

1) прямые – можно прямо отнести на себестоимость конкретного вида или партии продукции (затраты на оплату труда произ рабочих, сырье)

2) косвенные – нельзя прямо отнести на себестоимость конкретного вида продукции (ОПР, ОХР)

 

Общехозяйственные расходы:

· Зарплата АУП

· Отчисления на заработную плату

· Канцелярские расходы

· Расходы на охрану

· Расходы на связь

· Расходы на представительские расходы

· Командировки АУП

· Транспортные расходы АУП

· Амортизация общехоз Фондов

· Экологические платежи

· %банковские

· Налоги в себестоимости

 

Участие в процессе производства:

1) производственные – прямые материальные затраты и прямые трудовые затраты – составляют производственную себестоимость

2) коммерческие – связанные с реализацией готовой продукции – затраты не входят в производственную себестоимость

 

структура внепроизводственных расходов:

- тара

-упаковка

-доставка

-транспортные расходы

-таможенные платежи

-рекламные затраты

-оформительские расходы

 

В структуру затрат могут входить коммерческие (внепроизводственные) расходы.

 

Степень агрегирования:

1) одноэлементные – состоят из одного элемента затрат (амортизация основных средств произв назначения, заработная плата основных произв рабочих); эти затраты не раскладываются на компоненты

2) комплексные – представляют собой многоэлементные затраты (содержание и ремонт основных средств, отчисления на соц нужды, материальные затраты, амортизация оборудования, необходимого для проведения ремонта и т.д.)

 

 

Себестоимость продукции и ее виды.

 

Себестоимость продукции – это стоимостная оценка текущих затрат материальных, трудовых, а также денежных ресурсов на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

 

Функции себестоимости:

 

1) учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции

2) база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности

3) экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия

4) определение оптимальных размеров предприятия

 

Себестоимость бывает:

 

1) цеховая - затраты цеха, связанные с производством продукции

2) производственная – затраты цехов + общепроизводственные и общехоз расходы

3) полная – отражает все затраты на производстве и реализацию продукции, слагается из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов

4) фактическая – определяется в начале планируемого года, исходя из плановых норм расходов и иных плановых показателей на этот период

5) плановая – определяется в конце отчетного периода на основании данных бух учета о фактических затратах на производство

 

 

Смета затрат на производство и продажу продукции – плановый документ, определяющий все затраты предприятия, обусловленные изготовлением установленного объема продукции и выполнением работ непромышленного характера как для собственных подразделений, так и для сторонних организаций.

 

Задачи составления сметы:

1) калькулирование себестоимости

2) создание базы для ценообразования

3) выявление возможностей сокращения затрат

4) определение снижения себестоимости за счет внедрение прогрессивных норм и нормативов

 

калькуляция себестоимости отражает расчет затрат по элементам или статьям.

 

Структура себестоимости:

1) прямые расходы

2) ОПР

3) ОХР

4) Прочие производственные и внепроизводственные расходы (транспортные)

5) Коммерческие арсходы (реклама, транспортные, таможенные, хранение)

 

Плановый объем затрат рассчитывают, исходя из намечаемой структуры продукции и объема ее производства.

 

План по себестоимости продукции вклчюает:

1) плановая смета затрат на производство продукции

2) плановые калькуляции (на ед продукции, сводная общехоз калькуляция себестоимости товарной продукции)

3) расчет резервов снижения себестоимости товарной продукции

 

Методы планирования затрат:

1) нормативный – применяется в отраслях обрабатывающей промышленности с массовым и серийным производством; фактическая себестоимость рассчитывается от нормативной путем учета изменений норм и отклонений от этих норм; учет отклонений от норм организуется в зависимости от технических особенностей сырьоя и материалов, нормирования их расхода и технологии процесса производства. Сами отклонения от действующих норм определяются путем сопоставления фактического расхода материалов на выпуск продукции по партиям с нормативным расходом

 

Фс = Нс + Он + Ин или Фс = Нс – Он – Ин

 

Фс – фактическая себестоимость изделия

Нс – нормативная себестоимость изделия

Он – отклонения от норм

Ин – изменение норм

2) простой

3) показной – применяется на предприятиях индивидуального и мелкосерийного производства, где производственные расходы учитываются по отдельным заказам на изделие или работам. Здесь фактическая себестоимость определяется по окончании выполненного заказа. Вся сумма затрат будет составлять ее себестоимость.

4) Попередельный – применяется на предприятиях, где исходное сырье и материалы в процессе производства проходят ряд пределов, этапов, или там, где из одних исходных материалов в одном технологическом процессе производства получают различные виды продукции. При попередельном методе сначала определяется себестоимость всей продукции, а затем себестоимость ее единицы.

5) direct-costing

6) ABC

 

 

Значение снижения себестоимости продукции:

 

Снижение себестоимости является важнейшим источником роста прибыли предприятия.

Обеспечивает возможность уменьшения цен на изделие.

Уменьшает потребность в оборотных средствах.

 

Направления снижения издержек:

1) по источникам – затраты, за счет экономии которых могут быть снижены издержки производства

2) по факторам – технико-экономические условия, под влиянием которых изменяются издержки

 

основные источники снижения издержек производства и реализации продукции:

-снижение расхода сырья, материалов, топлива и энергии на единицу продукции

-уменьшение размера амортизационных отчислений, приходящихся на единицу продукции

-снижение расхода заработной платы на единицу продукции

-сокращение административно-управленческих и коммерческих расходов

-ликвидация непроизводительных потерь

 

Экономия ресурсов.

Технико-экономические факторы:

1) внутрипроизводственные – совершенствование норм расхода материальных ресурсов, внедрение прогрессивной технологии, повышение уровня механизации и автоматизации производства, улучшение использования оборудования, трудовых ресурсов и др

2) внепроизводственные – рыночные цены на сырье, материалы и оборудование, ставки налогов и отчислений, включаемых в состав издержек предприятия, природные факторы и др

 

 

21.09.12

 

Тема 2. затраты организации (предприятия) на производство и реализацию продукции. Цена продукции. Выручка от продаж.

 

  1. основы ценообразования на предприятии. Классификация цен, основные факторы, определяющие величину цены
  2. характеристика выручки от реализации продукции
  3. методика планирования выручки от реализации продукции
  4. основные направления распределения и использования выручки от реализации продукции

 

 

Основы ценообразования на предприятии. Классификация цен, основные факторы, определяющие величину цены.

 

Цена:

1) экономическая категория, означающая сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар

2) денежное выражение стоимости товара.

 

Ценообразование – процесс формирования цен на товары и услуги.

 

Виды ценообразования:

1) рыночное – цены устанавливают преимущественно производители

2) централизованное (государственное), при котором цены устанавливают преимущественно специальные гос органы и учреждения

 

рыночная цена формируется под влиянием факторов:

1) спрос

2) предложение

3) издержки производства

4) конкуренция

5) вмешательство государства в процессы ценообразования

 

косвенные способы направлены на изменение конъюктуры рынка

 

Признаки классификации цен.

 

  1. по степени регулирования цен:
    1. жестко фиксированные цены (директивные)
    2. регулируемые (изменяемые)
    3. договорные (контрактные)
    4. свободные (рыночные)
  2. по стадиям ценообразования
    1. оптовая цена изготовителя
    2. отпускная цена изготовителя
    3. оптовая цена закупки
    4. розничная цена
  3. в зависимости от территории действия
    1. единые (поясные)
    2. региональные (зональные)
  4. в зависимости от размещения транспортных расходов
    1. франко-станция отправления
    2. франко-станция назначения
    3. франко-станция поставщика
    4. франко-склад покупателя

 

можно еще выделить национальные, внутренние, мировые цены и т.д.

 

Оптовая цена изготовителя включает в себя затраты на производство и реализацию + прибыль изготовителя.

Оптовая (отпускная) цена изготовителя включает оптовую цену изготовителя + НДС и акциз, уплачиваемые изготовителем

Оптовая (отпускная) цена закупки включает в себя оптовую (отпускную) цену изготовителя + цену за посреднические услуги (затраты посреднической организации, прибыль посреднической организации, НДС, уплачиваемый посреднической организацией)

Розничная цена включает в себя оптовую (отпускную) цену закупки + цену за услуги розничной торговли (затраты торговой организации, прибыль торговой организации, НДС, уплачиваемый торговой организацией).

 

Дифференциация цен по транспортной составляющей.

 

Осуществляется в зависимости от порядка оплаты транспортных расходов. На практике это отражается в системе франкирования цен. «Франко» означает, до какого пункта на пути движения продукции от изготовителя до потребителя транспортные расходы включены в состав цены:

1. франко-склад поставщика – все расходы, связанные с отгрузкой, предприятие-поставщик включает в платежное требование

2. франко-станция отправления – поставщик включает в платежное требование железнодорожный тариф и стоимость погрузки продукции в вагоны

3. франко-станция назначения – все расходы по отгрузке, включая ЖД тариф, оплачивает поставщик

4. франко-склад потребителя – кроме указанных расходов поставщик оплачивает разгрузочно-погрузочные работы на станции покупателя, на его складе и стоимость перевозки до его склада и др.

 

 

По степени и способу регулирования цены разделяются на:

1) жесткофиксированные – твердые цены, назначающиеся органами ценообразования или другими гос органами, их уровень фиксируется документально. Ни производители, ни продавцы товара не обладают правом изменить величину такой цены в какую-либо сторону, такое изменение преследуется по закону

2) регулируемые (изменяемые) – цены, величина которых регулируется гос органами. При регулировании воздействие со стороны государства на цены носит ограниченны, косвенный характер, осуществляется посредством воздействия на изменение спроса и предложения на товар.

3) договорные (контрактные) – цены, величина которых определена предваряющим акт купли-продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом между продавцами и покупателями. В современной практике делового сотрудничества принято выделять в договорах спец раздел, в котором оговаривается уровень цен. В ряде случаев в договоре фиксируется не абсолютная величина цен, а диапазон цен, верхний или нижний уровень, либо связь с гос, рыночными, мировыми ценами. Оговаривается также допустимость изменения закрепленных контрактом цен вследствие, скажем, инфляции, принятия новых законом, форс-мажорных обстоятельств

4) свободные (рыночные) – освобождены от непосредственного ценового вмешательства гос органов в формирование цены. Влияет спрос и предложение.

 

 

Характеристика выручки от реализации продукции.

 

Выручка от реализации продукции – сумма денежных средств, поступивших на расчетный счет или в кассу предприятия за реализованную потребителям продукцию, выполненные работы и оказанные услуги.

 

На величину выручки влияют:

1) объем произведенной продукции

2) качество продукции

3) ассортимент

4) ритмичность выпуска

5) своевременность оформления расчетно-платежных документов

6) цена продукции

7) формы расчетов

8) уровень цен на рынке

9) соблюдение договорных обязательств

 

Выручка – основной вид денежных доходов предприятий, один из главных показателей его фин-хоз деятельности.

 

Своевременное поступление выручки одна из основных задач деятельности предприятия в условиях рыночной экономики, т.к. это определяет его финансовое положение

 

Несвоевременное поступление выручки приводит к задержкам выплаты зарплаты работникам. Возникновения задолженности по уплате налогов и других обязательных платежей, задержкам в расчетах поставщиками и т..

 

Доходы организации в бух учете подразделяются на:

- доход от обычных видов деятельности

- прочие доходы (ПБУ 9/99)

 

Доходы от обычных видов деятельности отождествляются с выручкой от продажи продукции, товаров, от выполнения работ или от оказания услуг.

 

Согласно ПБУ 9/99 выручка признается в бух учете если:

 

1) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом

2) сумма выручки может быть определена

3) право собственности на продукцию перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком

4) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив, либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива

5) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены

 

В целях налогообложения выручка от реализации товаров, работ или услуг признается доходом от реализации.

 

Реализованной продукцией считается продукция:

1) отгруженная (метод начисления) – доходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств

2) оплаченная (кассовый метод) – датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках или в кассу (ст. 273 НК РФ)

 

Организация может применять кассовый метод в том случае, если выручка от реализации в среднем за каждый из предыдущих 4х кварталов не превышает 1млн руб. А если выручка превысила 1млн руб, то компания обязана использовать метод начисления.

 

Выручка от реализации формируется в результате:

1) текущей (основной) деятельности и выступает в виде выручки от реализации продукции

2) инвестиционной деятельности и выступает в виде финансового результата от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг др эмитентов

3) финансовой деятельности предприятий, связанной с размещением среди инвесторов облигаций и акций предприятия

 

Денежные потоки от инвестиционных операций:

1) от продажи акций других организаций

2) дивидендов, процентов по долговым финансовым вложениям и аналогичных поступлений от долевого участия в других организациях

3) от продажи внеоборотных активов (кроме вложений)

 

Денежные потоки от финансовых организаций:

- поступления, в т.ч. получение кредитов и займов; денежных вкладов собственников (участников); от выпуска акций, увеличения долей участия; от выпуска облигаций, векселей и других долговых ценных бумаг; прочие поступления

 

Методика планирования выручки от реализации продукции.

 

Предприятия в процессе фин-хоз деятельности могут осуществлять планирование выручки.

 

Различают:

1) годовое планирование, которое эффективно при стабильной экономической ситуации

2) квартальное и оперативное, используемое для контроля за своевременностью поступления денег за отгруженную продукцию на счета предприятий

 

Основные методы планирования выручки:

1) метод прямого счета, который основан на гарантированном спросе и предполагает, что весь объем произведенной продукции приходится на предварительно оформленный пакет заказов; по каждому изделию в отдельности подсчитывается объем реализации в отпускных ценах, а затем результаты складываются

 

В = Р * Ц

где В – выручка

Р – объем произведенной продукции

Ц – цена единицы продукции; в настоящее время эти условия трудно выполнимы, поэтому используется расчетный метод

 

2) расчетный метод – плановая величина выручки от реализации определяется, исходя из величины ожидаемых остатков нереализованной продукции на начало и на конец планового периода, а также из величины прогнозируемого выпуска товарной продукции в плановом периоде

 

В = Онг + Тг – Окг

где В – выручка,

Онг – нереализованные остатки готовой продукции на начало планируемого периода

Тг – товарная продукция, предназначенная к выпуску в планируемом периоде

Окг – остатки нереализованной готовой продукции на конец планируемого периода

 

 

Основные направления распределения и использования выручки от реализации продукции.

 

На величину выручки от реализации влияют следующие факторы:

1) зависящие от деятельности предприятия (внутренние)

a. в сфере производства – объем производства, его структура, ассортимент, качество, конкурентоспособность продукции, ритмичность производства

b. в сфере обращения – уровень применяемых цен, ритмичность, своевременное оформление платежных документов, соблюдение договорных условий, применяемые формы расчетов

2) не зависящие от деятельности предприятия (внешние): нарушение договорных условий поставки материально-технических ресурсов, перебои в работе транспорта, несвоевременная оплата продукции вследствие неплатежеспособности покупателя

 

Выручка используется на:

  • Оплату счетов поставщиков сырья, материалов, топлива, энергии, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий, запасных частей для ремонта
  • Заработную плату
  • Дивиденды
  • Налоги
  • Материальную помощь
  • Возмещение износа основных фондов
  • Погашение кредита и процентов по нему
  • Формирование прибыли

 

Выручка (нетто) от продажи продукции:

1) фонд возмещения

a. материальные затраты

b. амортизационные отчисления

2) валовой доход

a. заработная плата и отчисления на соц нужды

b. налоги, относимые на финансовый результат (налог на имущество)

c. чистый доход (прибыль):

i. налог на прибыль

ii. чистая прибыль

1. дивиденды

2. резервный капитал

3. фонд потребления

4. фонд накопления

5. благотворительность и пр

 

семинар 21.09.2012

 

Банки неохотно выдают кредиты малым предприятиям, а поддержка со стороны государства растет.

Страховые компании отказываются страховать малый бизнес.

Все это связано с очень сложными требованиями (имущество под залог).

Компания нанимает поручителя, которому тоже надо платить %, но с ним проще получить кредит.

 

28.09.12

 

Лекция

 

Прибыль организации. Ее планирование и распределение.

 

Экономическое содержание, функции и виды прибыли.

 

Прибыль бывает:

1) бухгалтерская

2) экономическая

 

В соответствии с экономическим подходом прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности организации, т.е. прибыль является измерителем (мерой) эффективности общественного производства.

 

Согласно п.79 Положения по ведению бухгалтерского учета и бух отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 34н

Бухгалтерская прибыль (убыток) представляет собой конечный финансовый результат (прибыль или убыток), выявленный за отчетный период на основании бух учета всех хоз операций организации и оценки статей бух баланса по правилам, принятым нормативными правовыми актами по бух учету.

 

Налогооблагаемая прибыль – прибыль, определяемая путем уменьшения суммы скорригированного валового дохода предприятия на сумму валовых расходов предприятия и сумму амортизационных отчислений.

 

Определение бух прибыли базируется на двух концепциях:

1) концепция поддержания благосостояния или сохранения капитала;

Прибыль – прирост в течение отчетного периода собственного капитала (средств, вложенных собственниками) предприятия и является результатом улучшения благосостояния фирмы

2) концепция эффективности или наращения капитала;

Прибыль – разница между доходами и расходами предприятия и мерило эффективности деятельности предприятия и его руководства.

 

Прибыль, определяемая на основании данных бух учета (форма №2 «Отчет о прибылях и убытках»), представляет собой разницу между доходами от различных видов деятельности и внешними издержками.

 

Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ и услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей), себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг. Выручку от реализации товаров, продукции, работ и услуг называют доходами от обычных видов деятельности. Затраты на производство товаров, продукции, работ и услуг считают расходами по обычным видам деятельности.

Валовую прибыль рассчитывают по формуле:

Пвал = ВР – С

Где Пвал – валовая прибыль, руб

ВР – выручка от реализации, руб

С – себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг, руб

 

Прибыль (убыток) от продаж (Ппр) представляет собой валовую прибыль за вычетом управленческих и коммерческих расходов:

Ппр = Пвал – Ру – Рк

Где Ру – расходы на управление ,руб

Рк – коммерческие расходы, руб

 

Прибыль (убыток) до налогообложения (Пдно) – это прибыль от продаж с учетом процентов, прочих доходов и расходов, доходов от участия в других организациях:

Пдно = Ппр +- Ддр +- Пуп + Ду

Где Ддр – прочие расходы и расходы, руб

Пуп – проценту к уплате и получению, руб

Ду – доходы от участия в других организациях, руб

 

Чистая прибыль (Пч) – прибыль, полученная вычитанием из прибыли до налогообложения суммы налога на прибыль и изменений отложенных налоговых обязательств и активов:

Пч = Пдно – Н +- Но +- На

Где Н – сумма налога на прибыль

Но – изменение отложенных налоговых обязательств

На – изменение отложенных налоговых активов

 

 

Функции, выполняемые прибылью:

 

1) стимулирующая

a. позволяет получать личный доход акционерам

b. создает возможности для наращивания капитала

c. является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов

 

2) социальная

a. выступает источником формирования бюджетов различных уровней

b. служит источником благотворительной деятельности

c. служит источником материального стимулирования работников

 

 

Факторы, влияющие на величину прибыли.

 

Прибыль как финансовый результат деятельности предприятия является индикатором финансового состояния предприятия, его финансовой устойчивости и платежеспособности, отражает рост его потенциальных возможностей.

 

Внутренние факторы:

- рост объема производства и реализации продукции

- снижение себестоимости продукции

- повышение качества продукции

- улучшение ассортимента выпускаемой продукции

- использование передовых технологий

- уровень цен на выпускаемую продукцию

 

Внешние факторы:

- государственная экономическая политика в области ценообразования, налогообложения, амортизации

- общее состояние экономики страны (уровень инфляции, состояние платежно-расчетной дисциплины и др)

- степень развития рынка

- «Физическая среда» существования предприятия

- Уровень цен, сложившихся на рынке

 

Резервы увеличения прибыли предприятия:

1. обеспечение роста объема производства продукции на основе его технического обновления и повышения эффективности производства

2. улучшение условий родажи продукции, в т.ч. за счет совершенствования расчетно-платежных отношений между предприятиями

3. изменение структуры производимой и продаваемой продукции за счет увеличения доли более рентабельной

4. снижение валовых расходов на производство и обращение продукции

5. установление реальной зависимости уровня цен от качества производимой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения аналогичной продукции другими производителями

6. увеличение прибыли от прочей деятельности предприятия (от продажи основных фондов, иного имущества предприятия, валютных ценностей, ценных бумаг и т.д.)

 

 

Распределение и основные направления использования прибыли.

 

Конечный результат деятельности предприятия называется чистой прибылью или чистым убытком.

 

Согласно действующему законодательству чистая прибыль организации по итогам отчетного периода может быть направлена:

- на отчисления в резервный капитал (формирование резервного фонда)

- на выплату дивидендов

- на погашение убытков прошлых лет

- на прочие выплаты по решению акционеров (учредителей) организации

 

Дивиденды.

 

В акционерных обществах дивиденды распределяют, исходя из количества и типа акций, принадлежащих акционерам. На их выплату направляют либо чистую прибыль компании, либо средства специального фонда, если он создавался (например, по привилегированным акциям).

 

Дивиденды АО вправе начислять по итогам I квартала, полугодия, 9 месяцев и года. Решение об их выплате принимает общее собрание акционеров.

 

Ограничения на выплату дивидендов.

 

Общество не в праве принимать решение (объявлять) о выплате дивидендов по акциям:

- до полной оплаты всего уставного капитала общества

- до выкупа всех акций, которые должны быть выкуплены

- если на день принятия такого решения общество отвечает признакам несостоятельности (банкротства) в соответствии с законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) или если указанные признаки появятся у общества в результате выплаты дивидендов

- если на день принятия такого решения стоимость чистых активов общества меньше его уставного капитала и резервного фонда, и превышения над номинальной стоимостью определенной уставом ликвидационной стоимости размещенных привилегированных акций либо станет меньше их размера в результате принятия такого решения

- в иных случаях, предусмотренных федеральными законами

 

Направления использования прибыли определяются учредительными документами или решением учредительного органа, учетной политикой организации, в соответствии с которыми предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального назначения (фонды накопления и фонды потребления).

 

При этом под накоплением понимается направление прибыли на развитие предприятия, т.е. на расширение масштабов его деятельности или финансирование новых направлений его деятельности в форме капитальных вложений.

 

Под потреблением понимается такое использование прибыли, которое в дальнейшем не предусматривает получения предприятием доходов от вложения финансовых ресурсов: выплата дивидендов, финансирование непроизводственной сферы, выплата премий сотрудникам и т.п.

 

Смета расходов, финансируемая из прибыли, включает расходы на развитие производства, соц нужды трудового коллектива, материальное поощрение работников и благотворительные цели.

 

 

 

05.10.12

Лекция

 

Тема 3.2. Прибыль организации (предприятия), ее планирование, распределение и использование.

 

Планирование прибыли.

Операционный рычаг как инструмент планирования прибыли от продаж.

Показатели рентабельности деятельности предприятия.

 

 

Планирование прибыли.

Традиционные методы планирования прибыли:

1) метод прямого счета – применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции:

П = В – З, или П = П1 + Пт – П2,

Где П – планируемая величина прибыли от продаж

В – планируемая выручка реализации по оптовым ценам предприятия

З – планируемая полная себестоимость реализуемой продукции, включая коммерческие и управленческие расходы

П1, П2 – прибыль в остатках нереализованной продукции на начало и конец планируемого периода

Пт – прибыль в товарной продукции планируемого периода (года), планируемая, исходя из плана производства по развернутой номенклатуре, плановых калькуляций по каджому изделию, смет управленческих и коммерческих расходов

 

2) аналитический метод – находит применение при планировании прибыли в отраслях с широким ассортиментом продукции, а также как дополнение к прямому методу и на стадии составления предварительных расчетов для бизнес-плана

 

Плановая величина прибыли определяется не по каждому виду выпускаемой продукции, а по всей сравнимой продукции в целом.

 

Исчисление прибыли аналитическим методом на основе базовой рентабельности включает этапы:

 

А) определение базовой рентабельности (БР)

БР = По : Со,

Где По – ожидаемая прибыль за отчетный период (год)

Со – полная себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период

 

Б) Исчисление объема товарной продукции – в плановом периоде по себестоимости отчетного года (Вп) и определение прибыли на товарную продукцию (Пр), исходя из базовой рентабельности

Пр = Вп х Рб

 

В) Учет влияния на плановую прибыль различных факторов:

       1. снижения (повышения) себестоимости сравнимой продукции

       2. повышения качества ее сортности

       3. изменения ассортимента

       4. цен на сырье, материалы, энергию, готовую продукцию (работы, услуги)

       5. и т.п.

 

 

К аналитическому методу относится также планирование прибыли на основе затрат на рубль товарной продукции.

В данном случае прибыль планируется по всему выпуску товарной продукции (сравнимой и несравнимой) по следующей формуле:

 

ПВ = Вп х (1000-З)/1000,

Где Пв – прибыль от выпуска товарной продукции

Вп – выпуск товарной продукции в ценах реализации в планируемом периоде (году)

З – затраты, руб на 1000 руб товарной продукции, исчисленной в ценах реализации

 

 

Операционный рычаг как инструмент планирования прибыли от продаж.

Данный метод планирования прибыли базируется на разделении затрат на постоянные и переменные.

 

Прибыль находится в тесной взаимосвязи с показателями объема реализации, доходов и издержек. Система этой взаимосвязи позволяет выявить роль отдельных факторов в формировании прибыли.

 

На все вопросы зависимости показателей ВЫРУЧКА – ЗАТРАТЫ - ПРИБЫЛЬ дает ответ операционный анализ.

CVP – анализ (Cost – Volume – Profit analysis).

 

CVP-анализ как основа для принятия управленческих решений:

1) в практической деятельности руководителю любой организации и предприятия приходится принимать множество разнообразных управленческих решений

2) каждое принимаемое решение, касающееся цены, затрат предприятия, объема и структуры реализации продукции, в конечном итоге сказывается на финансовом результате предприятия

3) для определения взаимосвязи и взаимозависимости между этими категориями необходимо использовать CVP-анализ.

 

Показатель, сумма, процент

  1. выручка от реализации (В) 1500      100%
  2. переменные затраты (Пер) 700        47%
  3. маржинальная прибыль (М) 800 (1 – 2) 53%
  4. постоянные расходы (Пос) 300
  5. финансовый результат (Пр) 500 (3 – 4)

 

 

Ключевые элементы операционного анализа:

 

- маржинальный доход – разница между выручкой (доходом от продаж) и переменными затратами (меняющиеся пропорционально объему выпускаемой продукции); синонимы: маржинальный доход, маржинальная прибыль, прибыль по переменным затратам, вклад на покрытие

 

- порог рентабельности (точка безубыточности) – объем производства при котором суммарный объем выручки от реализации равен суммарным затратам; это точка, начиная с которой, предприятие получает прибыль; синонимы: точка безубыточности, «мертвая» точка, критическая точка

             * Тб = Пос / доля маржинальной прибыли в выручке в % * 100

             * Тб = 300 / 53*100 = 566

 

- операционный рычаг (левередж) – это механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат; с его помощью можно прогнозировать изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж, а также определить точку безубыточной деятельности;

             * измеряет, насколько изменится прибыль при изменении объема продаж;

             * высокий операционный рычаг означает, что небольшой (в%) рост дохода от продаж может привести к гораздо большему росту прибыли;

             * операционный рычаг = маржинальный доход/прибыль

             * эффект операционного рычага = 800 / 500 = 1.6

 

- запас финансовой прочности (Зп) = ((В факт – В Крит )/ В факт) * 100%

             * ((1500 – 566) / 1500) * 100% = 62.3%

 

Показатели рентабельности деятельности предприятия.

 

1. Рентабельность продукции (R) = Преал / Сполн * 100%, где Преал – прибыль от реализации товарной продукции, Сполн – полная себестоимость товарной продукции

2. нормативная рентабельность (Rнор) = Преал / Сполн – М3 * 100%, где М3 – прямые материальные затраты

3. рентабельность производства (Rпроиз) = Побщ / ОПФ + НОС * 100%, где Побщ – общая прибыль, ОПФ – среднегодовая стоимость основных производственных фондов, НОС – среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств

4. Рентабельность продаж (Rпрод) = Преал / Вреал * 100%, где Вреал – выручка от реализации товарной продукции

5. рентабельность совокупного капитала (Ra) = (П + %) / А * 100%, где П – общая (чистая) прибыль, % плата за пользование кредитом, А – среднегодовая стоимость активов

6. рентабельность собственного капитала (Rск) = П / СК * 100%, где СК – собственный капитал фирмы

7. рентабельность инвестиций (Rинв) = П / (Б – К) * 100%, где П – прибыль до уплаты налогов, Б – валюта баланса, К – краткосрочные обязательства

8. рентабельность заемных средств (Rзаем) = % / (Кд + Кк) * 100%, где % - плата за пользование кредитом, Кд – сумма долгосрочных кредитов, Кк – сумма краткосрочных кредитов

 

 

12.10.2012

Лекция

 

Экономическое содержание и источники финансирования основного капитала.

 

Характеристика основного капитала организации

Экономическая характеристика и состав основных средств

Оценка производственных основных средств

Воспроизводство основных фондов и финансирование капитальных вложений.

 

 

Основной капитал характеризует ту часть используемого предприятием капитала, который инвестирован во все виды его внеоборотных активов (т.е. не только в основные средства).

Внеоборотные активы:

- нематериальные активы

- результаты исследований и разработок

- нематериальные поисковые активы

- материальные поисковые активы

- основные средства

- доходные вложения в материальные ценности

- финансовые вложения

- отложенные налоговые активы

- прочие внеоборотные активы

 

Нематериальные активы:

1) произведения литературы, науки и искусства

2) исключительное право на изобретение, пром образец, полезную модель, программу для ЭВМ или базу данных, товарный знак или знак обслуживания, селекционное достижение, топологию интегральной микросхемы, секрет производства

3) деловую репутацию фирмы, т.е. разницу между ее покупной ценой (как имущественного комплекса в целом) и стоимостью всех активов и обязательств фирмы по бух балансу

 

Результаты исследований и разработок:

 

  • Стоимость материально-производственных запасов и услуг сторонних организаций и лиц, используемых при выполнении НИОКР
  • Другие затраты, непосредственно связанные с выполнением НИОКР, включая расходы по проведению испытаний
  • Общехозяйственные расходы, в случае если они непосредственно связаны с выполнением НИОКР
  • Затраты на содержание и эксплуатацию научно-исследовательского оборудования, установок и сооружений, других объектов основных средств и иного имущества
  • Амортизация объектов основных средств и нематериальных активов, используемых при выполнении работ
  • Стоимость спецоборудования и спец оснастки, предназначенных для использования в качестве объектов испытаний и исследований
  • Амортизация объектов основных средств и нематериальных активов, используемых при выполнении работ

 

Основные средства – имущество, предназначенное для использования фирмой в качестве средств труда более одного года.

Доходные вложения в материальные ценности – имущество, предназначенное для сдачи в аренду, лизинг или прокат.

Финансовые вложения – приобретенные организацией акции, облигации, финансовые векселя и другие ценные бумаги на срок свыше 1 года. Также здесь отражают вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, договоры о совместной деятельности и суммы выданных долгосрочных займов.

Отложенные налоговые активы – сумму таких активов учитывают на счете 09. «Отложенные налоговые активы». Отложенный налоговый актив возникает, когда момент признания расходов (доходов) в бух и налоговом учете не совпадает.

Прочие внеоборотные активы – активы и вложения фирмы, не нашедших своего отражения по другим строкам раздела «Внеоборотные активы».

 

В соответствии с ПБУ 24/2011 «Учет затрат на освоение природных ресурсов» организация самостоятельно устанавливает виды поисковых затрат, признаваемые внеоборотными активами.

 

К материальным поисковым активам относятся используемые в процессе поиска. Оценки месторождений полезных ископаемых и разведки полезных ископаемых:

- сооружения (система трубопроводов и т.д.)

- оборудование (спец буровые установки, насосные агрегаты, резервуары и т.д.)

- транспортные средства.

 

К нематериальным поисковым активам относятся:

- право на поиск, оценку месторождений полезных ископаемых и разведку полезных ископаемых, подтвержденное соответствующей лицензией

- информация, полученная в результате топографических, геологических и геофизических исследований

- результаты разведочного бурения

- результаты отбора образцов

- иная геологическая информация о недрах

- оценка коммерческой целесообразности добычи

 

Важно, что нематериальные и материальные поисковые активы учитываются на отдельных субсчетах к счету 08 «Учет вложений во внеоборотные активы».

 

Экономическая характеристика и состав основных средств.

 

Основные фонды организаций (предприятий) – совокупность материальных ценностей, используемых в качестве средств труда и действующих в натурально-вещественной форме в течение длительного времени как в сфере материального производства ,так и в непроизводственной сфере.

 

Главный экономический признак основных фондов – активы со сроком службы более 1 года, независимо от их стоимости, многократно используемые в процессе производства, как правило, не меняющие своей первоначальной формы и постепенно переносящие свою стоимость на стоимость готовой продукции в виде амортизации.

 

Основные средства – денежная оценка основных фондов, как материальных ценностей, имеющих длительный период функционирования. В процессе производственной деятельности основные средства предприятия постепенно уменьшаются на сумму начисленной амортизации.

 

ПБУ 6/01

Основные средства стоимостью менее 40 000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бух отчетности в составе материально-производственных запасов.

 

Классификация основных фондов предприятий.

 

1) По натурально-вещественной форме:

a. Материальные

b. Нематериальные

2) по участию в производственном процессе:

a. основные производственные фонды

b. основные фонды непроизводственного назначения

3) по воздействию на предметы:

a. активные основные фонды

b. пассивные основные фонды (здания, сооружения; т.е. не участвующие в производстве сырья)

4) по использованию в производстве:

a. основные фонды в эксплуатации

b. основные фонды в ремонте

c. основные фонды в запасе

5) по принадлежности собственнику:

a. собственные основные фонды

b. арендуемые основные фонды

 

 

Основные фонды подразделяются на:

1) производственные фонды – совокупность орудий и средств труда, используемых для осуществления хозяйственных процессов в соответствии с профилем мероприятия. В натурально-вещественной форме они представляют материально-техническую базу, производственный потенциал предприятия

2) основные непроизводственные фонды – средства труда, предназначенные для выполнения хоз субъектом соц функций и числящиеся на его балансе объектов этой сферы (библиотеки, дома культуры, спорт сооружения, детские учреждения, здравницы, жилые дома и т.д.)

 

 

Источники формирования основных фондов:

· Взносы учредителей в уставный капитал

· Ассигнования из бюджета на формирование учетного капитала

· Безвозмездное получение от гос органов вышестоящих организаций

· По плату гос капитальных вложений

· Взносы учредителей в уставный капитал основными фондами

 

Оценка производственных основных средств.

 

Основные средства оцениваются по первоначальной, восстановительной, остаточной и ликвидационной стоимости.

 

Оценка основных фондов:

1) первоначальная стоимость – стоимость приобретения новых основных фондов с учетом стоимости их транспортировки и монтажа

2) восстановительная стоимость – стоимость воспроизводства основных фондов с учетом их износа и переоценки на конкретный период времени

3) остаточная стоимость – разница между первоначальной (восстановительной) стоимостью основных фондов и суммой начисленной амортизации

4) ликвидационная стоимость – стоимость запасных частей, металлолома и возвратных материалов, полученных от ликвидации основных фондов за минусом затрат по их ликвидации

 

Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).

 

Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются:

 

- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования

- суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам

- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств

- таможенные пошлины и таможенные сборы

- невозмещаемые налоги, гос пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств

- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств

- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств

 

Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бух учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств

 

Включение расходов по займам.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 260.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...