Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Как пробил коровью лепёшку до земли




Когда я был у тети Али в деревне Липки, однажды увязался с деревенскими ребятами в ночное. Тетя Аля не хотела меня отпускать, но конюх упросил её. Вот я довольный, чувствуя себя большим, оказался вместе со всеми в ночном. Коней пасли на берегу протекающей реки. Не далеко на пригорке начинался лес. Пока еще было светло ребята накопали лесного чеснока и меня научили это делать. Как оказалось это очень вкусное растение. По вкусу что то походило на смесь сладкого лука и чеснока. Ближе к вечеру конюх развел костер. Я вместе с мальчишками участвовал в сборе хвороста для костра. Его насобирали приличную кучу. Костер должен гореть всю ночь. Солнце заходило там, где текла река. Красный диск солнца медленно спускался за стелющийся над рекой туман, окрашивая его в розовато красный цвет. Через некоторое время туман начал сереть и над рекой появились свинцовые тучи. Они так и провисели всю ночь над рекой, пока утренний туман снова не окрасился солнцем. С восходом солнца тучи быстренько растворились и на небе не осталось облаков. Когда стемнело, все собрались у полыхающего костра. В небе ярко светили мигающие звезды. От такой красоты захватывало дух. Я даже не заметил как настала пора рассказов. Ребята рассказывали кто страшилки, а кто и серьезные рассказы. Неожиданно внимание всех было переведено на меня столичного ребенка. Мы сидели кружком вокруг костра на корточках или четвереньках, некоторые лежали на боку. Было светло, тепло и уютно.

Конюх решил посмеяться на до мной. Перед костром мы сидели уже несколько часов. Передо мной на земле была свежая коровья лепёшка. От жара костра она сверху она покрылась тоненькой корочкой. Напротив меня сидел конюх. Вот он и решил проверить меня. Ты, дескать, столичный слабак! Не сможешь пробить до земли эту лепешку. Отвечаю – СМОГУ!. Для того чтобы подначить меня он опять говорит НЕТ НЕ СМОЖЕЩЬ! Тут я сам долго не раздумывая, со словом СМОГУ – замахиваюсь и кулаком бью по этой самой лепешке. Но получилось так, что мой удар пришелся по лепешке ближе ко мне. Из подкорки лепешки все жидкое содержимое вылетает веером и летит прямо на конюха прямо в его лицо. Раздается громчайший смех, а подстрекатель стал устранять последствия своей шутки. Потом ему не было прохода по деревне. Что столичный смелее и сильнее ТЕБЯ?

Была ещё одна шкода которую я учудил по подсказке одного старика. Сидели на скамеечке перед ФАПом на улице. Вот дедушка, который пришел на прием к врачу и говорит. А ты катался на поросенке? Конечно ответ – нет. Слабо тебе прокатиться. На поросенке надо ездить задом наперд и держаться за хвост.Как раз напротив у забора хрюкая носом ковырял землю огромный поросенок. Не долго думая подхожу к поросенку – вскакиваю на него и хватаю за хвост. Что тут началось. Поднялся страшенный визг поросенка. Он от испуга и боли очумев мчится по деревне. Вот уж был переполох. Меня за это катание тетя Аля хорошенько выпорола ивовыми прутами. Так я не мог сидеть на стуле пуру дней. Кушать приходилось стоя. Да и деду тому тоже досталось от деревенских, что надоумил меня кататься на поросенке.

В те времена обычным делом было для детей собирать на поле колоски, которые по какой либо причине выпали на землю. Женщины вязали жгуты и собирали сжатые колосья конной жаткой в снопы. Дети собирали колоски и отдавли тем кто вязет снопы. Потом более старшие дети помогали переносить снопы в копны. Копны надо уметь складывать. Это целая наука, как и вязать снопы. Как собирали колоски и помогали складывать копны.

Первый колесный трактор в деревне появился в начале пятидесятых годов. Раньше пахали конной тягой, но видел сам, что зерновые убирали конными жатками. Потом появились первые комбайны. Это была большая радость для крестьян. Идет по полю большая красная машина. Вокруг неё стоит облако пыли. Комбайнер в очках. Спереди комбайна крутится мотовило, которое затягивает колосья в комбайн. Сбоку комбайна большая труба через которую зерно сыпется в бортовой ГАЗон или ЗИС. Стало на много быстрее убирать зерновые. А какие трудности с обслуживанием комбайнов были мне неведомо.

Назад на Ссылки

В части

Жизнь в части г. Минска

Вокруг блестками сверкали на ярком солнце сугробы, а вокруг не души... Но постепенно жизнь наладилась. Появились люди. Так постепенно мы становились жителями города Минска. Воинская часть располагалась на теперешней остановке Солнечная, но тогда вокруг не было никаких зданий... На территории части были две большие аллеи из высоченных тополей. Еще такие же тополя росли вдоль Червеньского тракта, теперь ул. Маяковского. Осенью ребята офицерского состава любили кувыркаться в кучах тополиных листьев. Они издавали неповторимый запах осени, который запомнился.

Для мальчишек любимым местом было стрельбище, которое располагалось сзади части у самой реки Свислочь. Хорошо помнится, что на стрельбище были две установки для метания тарелок, сделанных из битума, по которым стреляли на лету. Большим счастьем было найти такую тарелку целой. За нее можно, было чего либо выменять у мальчишек.

Кроме тарелок котировались гильзы от патронов и пули, правда после проведения стрельб солдаты все собирали и по описи сдавали старшине. Если не хватало, то продолжали поиск. Поэтому считалось большой удачей найти пропущенную гильзу или пулю. Пули обычно мальчишки использовали для грузил или лили «тюшку». Это кусок свинца с кусочком меха. Игра заключалась в том, что ногой надо набить как можно больше подбросов ногой. Больших подробностей я не помню.

Некоторое время мы прожили в части. Там я познакомился с ребятами – Вербенко Вовкой, Осколковым Сашкой, Соколовым Сергеем. Переезд из Чаус в Минск был связан еще с назначением моего отца командиром этой части. Ну, конечно, за мной закрепилась поговорка: Сын полка – нос до потолка. Тогда и приходилось отвоевывать себе авторитет и, действительно, быть сыном командира части – не ныть и показывать всем, что не зря моя фамилия Атаманов. В битвах, спорах и делами приходилось добиваться равного уважения ко мне. Но и уважение и твердое слово распространялось и на общение со всеми ребятами.

Школа 15

В этом разделе будет собран материал, который я смогу вспомнить о времени обучения в этой школе

Назад на Ссылки

Школа пятнадцать

 

В школу я пошел с улицы Полевой. Номер школы был 15. Она располагалась за красным домом через дорогу. Зимой на портфеле скатываясь с горки от красного дома почти доезжали до самой школы. В школе в первый месяц учебы со мной произошел казусный случай. Сижу на уроке – учимся писать буквы. Поднимаю руку и прошу выйти из класса. Учительница, конечно, разрешает. Встаю из-за парты, беру с собой портфель – сумка военного образца из брезентовой ткани. Эти сумки были для хранения карт на полевых работах. Отправляюсь домой. Учительница спрашивает ТЫ куда. Отвечаю домой. Собрался и пошел. Дома спрашивают чего так рано пришел. Отвечаю, что мне это надоело. Упрашивали меня дня три обратно идти в школу. Наверное, если бы знал, что школа будет десять лет, то может быть и не согласился бы пойти снова в школу. Вообще меня уговорили. Так я начал продолжение учебного процесса.

Писать тогда начинали сначала карандашом, а потом уже чернилами. Ручки были перьевые.

Вообще у дороги Червенского тракта был профиль довольно неоднородный с подъемами и спусками. От ул. Полевой к Червенскому рынку шел большой спуск, затем был подъем до улицы Свердлова. В сторону камвольного от Червенского рынка дорога сначала шла немного вниз, затем от швейного ателье и бани начинала подниматься в гору. На которой стоял красный дом и наша 15 школа. Далее дорога снова уходила вниз к перекрестку Червенского рынка и ул. Германовская, ныне Семенова. На этом перекрестке находилась парикмахерская. А по другую сторону дороги была керосиновая лавка. Вот в нее я все время и ездил зимой на санках за керосином с 20 литровой канистрой. Это была моя обязанность. За керосиновой лавкой располагался райвоенкомат, далее детский дом. На перекрестке располагался первый автопарк. Он был огорожен забором из кирпича. Высота которого была выше автобусов сантиметров на 20. Вот зимой надувало такие сугробы, что весь этот забор был засыпан. Однако между забором и сугробом образовывался тоннель. Вот по нему было хорошо тянуть сани с керосином и вообще все люди ходили по нему. В тоннеле было очень тепло идти. Далее дорога шла ровнее до самого камвольного комбинат, а затем резко спускалась к реке, а затем она снова поднималась с левым поворотом. Мост через реку был поломан. Автобусы ходили только до холодильника.По левую сторону был расположен старый винзавод. А по правую сторону был сельский клуб в котором часто демонстрировали кинофильмы

Через год как мы начали учиться в пятнадцатой школе началось строительство новой школы под номером 55. Строительство велось примерно год. И к новому учебному году она была готова. Однако примерно в августе произошла какая – неприятность. Говорили, что часть школы обрушилась. Но жертв не было – ведь школа еще не работала. Эту неполадку быстро ликвидировали и школа начала свой первый учебный год. Часть учеников перевели из пятнадцатой школы в пятьдесят пятую По началу обучение в школах было раздельное , когда учился старший брат. А я уже начал учиться когда обучение стало совместным.

Назад на Ссылки

(15 апреля 2016 года.)

Первоклашки учились на первом этаже. Мне досталась парта у окна из которого был прекрасный вид на школьный сад. Он был довольно большой, среди старых деревьев яблонь было несколько грядок. Все это хозяйство обслуживали школьники на уроках биологии. Особенно было красивое зрелище, когда цвели яблони. В класс через открытые окошки доходили пьянящие запахи весны. Пряный запах цведущих яблонь заполнял наш класс. Было слышно гудение пчел и шмелей, которые летали и собирали нектар.

Окончание урока извещал звук колокола. Дежурный ходил по коридору и звенел в колокол, размахивая рукой. Считалось большим счастьем выпросить у него колокол и позвонить в него. Колокол был латунный – желтого цвета и довольно внушительных размеров На нем была какая-то надпись, но что, там было написано я не помню. На первом этаже располагался спортивный зал, и столовая. Рядом с входом в школу была полукруглая конструкция здания в один этаж в которой располагался школьный киоск. В нем продавали учебники, тетради, карандаши, ручки, дневники. Правда, иногда с учебниками были трудности. Новые учебники были не у всех ребят. В основном учебники переходили от старших классов к младшим. Для первоклашек была школьная форма – брюки, фуражка с кокардой, гимнастерка и поясной ремень черного цвета с бляхой из латуни. Девочки носили коричневые платья и черный фартук. Подшивался белый воротничёк, как у мальчишек так и у девочек. В праздничные дни девочки черный передник заменяли на белый. Проучился я в 15 школе три года. К четвертому классу на камвольном комбинате построили 59 среднюю школу. Опять часть учащихся была передана в новую школу. Теперь все три школы 15, 55, 59 стали проводить занятия в одну смену. Однако это длилось не очень долго. Велась застройка камвольного комбината и в 59 школе занятия стали вестись в две смены.

Назад на Ссылки

Пионерлагерь Гадовичи

27 декабря 2016 года.

Впервые мне Папа взял путовку в пионерский лагерь "Гадовичи". Это под Оршей километрах в двадцати. Пионерский лагерь имел имя константина "Заслонова". Был там одну смену. Рано утром мы приехали на автовокзал (старый) который был на месте тепершнего кинотеатра "Октябрь". В месте с родителями нас собралось довольно много. Приехал большой автобус, скорее всего такой которые ходили на межгородние перевозки. Он был очень громадный. Ехали довольно долго. Дорога была до Борисова покрыта асфальтом, а дальше до Орши попадались участки дороги с разными покрытиями. Были участки которые ремонтировались или строились заново. Поэтому мы приехали в пионерлагерь только к обеду. Это было около 14 часов дня.

Вдоль дороги было очень много лесных массивов. Сам лагерь находится в красивейшем лесу. Сосны и Ели росли высоченные. Располагались они на довольно приличном рассоянии друг от друга. Поэтому лес выглядел осень праздничным и светлым от солнечных пятен. Дорожки посыпаны речным песком. Корпуса, где мы жили были деревянные одноэтажные. Только столовая и клуб были построены из кирпичей. Нас распределили по отрядам. Вожатые и преподаватели были довольно хорошие. Они устраивали много разных интересных занятий для нас. В лагере работал авиационный кружок. Я записался в него. Там мы делали летающие аппараты - коробчатые воздушные змеи, ланеры, резиномоторные самолеты. Было очень интересно полезно для ребят. Самый ответственный момент был, кода были устроены авиамодельные соревнования по воздушным моделям змеев и самолетов и планеров. Во время соревнований произошла одна авария. На летном поле стояло одинокое дерево. И вот в это дерево врезался резиномоторный самолет. До первых веток было очень высоко. Для того что бы залезть на дерево пришлось составлять пирамиду - на руководителя авиакружка залезло два старших отрядов пионера и добрались до первых веток. Самый верхний пионер добрался до момодели самолета. В этот день был какой - то праздник.

Еще каждый день из отряда выделяли четырех дежурных на просушку семян льна. Эти семена были рассыпаны на открытых асфальтированных плащадках. Толщина слоя семян была была сантиметров десять. Все дежурстро заключалось в том, что бы время от времени шевелить их. На солнышке семена нагревались и было очень тепло и уютно поваляться в семенах. Еще можно было пожевать их. Семена были вкусные.

Кроме дежурства на льняном поле Мы ходили километра за полтора в колхоз и помогали в прополке бураков и капусы. Кохоз помогал лагерю сельскохозяйственной продукцией. На столе всегда были свежие овощи и фрукты.

Запомнился еще однодневный поход по местам боев по Оршей. Маршрут похода проходил по лесному массиву. С кажной минутой лес становился все дремучее и дремучее. В конце нашего маршрута мы добрались до стоянки частей нашей армии. Там были хорошо сохранившиеся землянки, траншеи и окопы. Линия фронта проходила по краю болота. В лесу стоял на половину утонувший самый настоящий немецкий танк. Он стоял покосившись на правую сторону по ходу движения. Зад его был до башни утонувшим в земле. О боях под Оршей я читал в одной книге. Недалеко от этого места был наш аэродром с которого летали самолеты бомбить немецкие войска в районе Толочина и Борисова. С этого аэродрома вылетали самолеты разведчики в глубь немецкого тыла и долетали до Минска. Немцы ожидали наступление наших войск по дороге ведущей от Орши на Толочин, Борисов и Минск. Однако командование приняло решение провести через болота танки и всю тяжелую технику. Для этого была построена дорога из гати. По эиой дороге наши танки вышли в тыл немцев и не дожидаясь пока наши войска добьют немцев пошли в наступление на Толочин. Так началось знаменитое наступление в результате которого был освобожден Толочин, Борисов и Минск. Была еще у нас поездка в город Орша. Там мы посетили музей Константина Заслонова, видели на берегу высоком берегу Днепра памятник знаменитой Катюше.

Пребывание в этом лагере мне очень понравилось и оставило в памати незабываемые впечатления...

Назад на Ссылки

Пионерлагерь в Зеленом

В торой раз я согласился поехать в пионерский лагерь с большим удовольствием. Ведь у меня от пионерского лагеря Гадовичи были самые радостные и доброжелательные впечатления.

Путевка была в пионерский лагерь как его звали в народе "Промсосика". Лагерь находился в 25 километрах от Минска на станции железной дороги Зеленое. В этом месте были еще лагеря Солнышко и Лесное. В промсосисках и других лагерях корпуса для проживания уже были построены из кирпичей. В каждом корпусе по два отряда. Один направо, другой налево. Здесь практически вся территория лагерей находилась на открытой местности. Только к задней границе лагерей примыкал мелковатый лес. Который постепенно в глубину становился уже строевым. Как так получилось, но во вовремя тихого часа мы расшалились до того что начали скакать по кроватям и бросаться подушками. Поднялся невообразимый гвалд. На нашу рабость воспитатели кудато исчезли и нас никто не успокаивал. Для нас это было очень здорово. Моя кровать была у окна. Вот в самый разгаз боя я поврнулся к окну лицом чтобы взять прилетевцую в меня подушку и запустить её снова в противника. Но тут у меня как говорят "в зобу дыханье сперло...". Я увидел директра лагеря за окном. Ору атас! Вмиг побоище прекращается. Все чинно лежат в кроватях и "спят". Конечно видно, что все кровани перевернуты... Через некоторое время явился директор и тех кого запомнил позвал к себе в кабинет. Там проводилась неприятнейшая беседа. Вызвали родителей из города. Хотели выгонять из лагеря, но потом пришли к соглашению, что до первого нарушения нас оставили. А спасло то что вожатых не было на месте. Им досталось гораздо больше чем нам.

Однажды в конце смены мы увидели как на нас надвигается ужасно черная туча. Солнце светило ярко. На небе не было облаков. Черная туча приближалась с большой скоростью и её развер выростал на глазах. Все преподаватели быстренько велели всем идти по корпусам и закрыть окна. Мы потом узнали что по радио передали предупреждение о приближающейся грозе. Впереди тучи летел ветер который поднимал всю пыль и закручивал её в воронку. Этот столб пыли разростался и приближался с необыкновенной скоростью. Нам было страшновато и в тоже время интересно поглядеть. Поэтому окна были все облеплены пионерами. Сейчас понятно что это было не совсем безопасно. В момент солнце закрылось пыльным столбом. Туча несла в себе огромный запас воды который вылился минут за деять на землю образуя огромные потоки мутной воды. Стоял очень ужасный вой ветра и грохот воды. Минут через тридцать все утихло. Ветер утих, туча улетела. Снова выглянуло солнце.

На завтра когда мы пошли играть в солнышко в футбол, то очень удивились. В лесу были повалены огромные деревья. Полоса была шириной метров пятьдесят и эта полоса шла шатаясь из стороны в сторону. Деревья толщиной 25 сантиметров были скручены и переломаны словно спичи на высоте от полутора метров до двух. Обломки деревьев были переплетены и проити по лесу оказалось невозможным. Зрелище было грандиозным и страшным. Природа показала нам насколько слаб человек перед стихией.

Назад на Ссылки

Школа пятьдесят девять

Свой четвертый год обучения в школе я уже начал учеником 59 средней школы. Ходили с ул. Полевой на камвольный в новую школу пешком.

Вскоре на улице Денисовской начали строить два четырех этажных дома. В них сейчас расположен магазин Ригонда и автомобили. Сначала там был магазин посуда, потом ткани, некоторое время работал магазин мотовело, который перевели с площади победы на денисовскую – затем только магазин РИГОНДА. Позднее стал отдел и автомобильных частей. До магазина РИГОНДА был магазин МОТО ВЕЛО.

Когда летом начали строительство, то сначала выкопали глубокий котлован для этих домов. Некоторое время стройка была приостановлена. Прошли дожди и в котлованах появилось много воды. Эти котлованы Мы импользовали, как озеро для плавания на щитах от лесов. Брали два три щита и спускали на воду. Получались хорошие плоты, если щиты положить один на один. Плавали отталкиваясь шестами. Правда потом из котлована было трудновато выбираться, но это уже другой вопрос.. На Полевой в конце улицы работала Мельница. На неё все время возили на ЗИС-5 зерно. Там его мололи. Отец Жорки Егорова работал на этом ЗИСе и мы частенько упросив его покатать нас разъезжали в ним в кабинке. Еще радостью для всех детей было, что на территории поставили автомат с газированной водой. Он работал от нажатия кнопки. Частенько мы бегали летом в жару попить водички на мельницу. Нажмешь кнопку и ждешь, пока автомат с шипением нальет тебе граненный стакан с ободком газировки. Пьешь ее, а в горле щиплет, пузырьки воды вылетают из воды и лопаются, обдавая лицо меленькими капельками воды. Сколько было от этого удовольствия! Потом постепенно эту мельницу прикрыли. Здание было из красного кирпича и двухэтажное. Некоторое время оно стояло на берегу реки со стороны высокого берега в полу разваленном состоянии. Затем его совсем развалили. Так постепенно из нашей жизни уходили здания и сооружения прошлых лет. Незаметно появлялись новые здания и сооружения. По ул. Маяковского от ленинского исполкома до Червенского рынка по обе стороны дороги была частная одноэтажная деревянная застройка. Некоторые дома были покосившиеся от старости, были и добротные ухоженные дома. Единственными кирпичными домами были на этом отрезке улицы – это баня на остановке Лесная или еще ее называли средняя. Частенько эти остановки меняли свое название с одного на другое. Второе здание двухэтажное рядом с баней по правой стороне бани. Еще были оштукатуренный дом детского сада, в нем сейчас кафе. Которое, скоро наверное тоже снесут. А ближе к Ленинскому Исполкому в низине располагался Авторемзавод.

Школьные будни проходили практически одинаково. Каждый день дорога в школу преодолевалась минут за сорок, а назад занимала до двух и более часов. Любимым делом было после школы по дороге домой пойти поглядеть кино в кинотеатре знамя расположенного напротив поликлиники. Стоимость билета первых и последних рядов составляла 10 копеек. В школе булочку не купишь, а сходишь в кино.

К нам в конце года в четвертом классе дали новую классную учительницу. Она проработала у нас не долго. Перед началом нового учебного года в августе за несколько дней до начала года она умерла. Была она совсем молодая и пришла после окончания института. Так я впервые столкнулся со смертью знакомого нам человека, да еще все ребята успели полюбить ее, за добродушное отношение к нам.

Вскоре начали строить Дворец камвольного комбината на площади которая образовалась перед центральной проходной камвольного комбината и стадион камвольного комбината за нашей школой.

Точно не помню, когда это было, но к нам в Минск приехала партия Аргентинцев. Устроились они работать на камвольный комбинат. К нам в школу пришли их дети учиться. В это время мы начали учить английский язык. Со мной посадили Катьку Ющик. Интересная и общительная девчонка. Хорошо владела русским языком и английским. Родители ее тоже свободно разговаривали на русском. Прожили они в Минске все не долго. Больше всех прожили Катькины родители – 3 года. Потом они все уехали. Назад в Аргентину. Причиной было то, что они делали очень аккуратно свою работу и при этом им меньше платили, чем нашим рабочим, потому, что они не могли выполнять из-за это положенную норму. Все Аргентинцы были высокорослые, сухощавые и светловолосые. Катька рассказывала, что ее отец работал токарем и следовал технологическому процессу, которому его обучили на его Родине. Он говорил, что деталь, сделанная им, прослужит в два или три раза дольше, чем деталь изготовленная нашими рабочими. Они никогда не снимали стружку за один проход, посколько тогда нарушается структура металла. И деталь становится по прочностным качествам намного хуже, чем та, которая выполнена по всем правилам. Скорее всего, это и послужило причиной отъезда Аргентинцев назад к себе на Родину.

В первый год Катькин отец купил себе мотороллер Вятка – такой пузатенький у заднего колеса, потом купил мотоцикл с коляской на второй год, а на третий купил «Москвич 402». Осенью они уехали. Было скучновато первое время без Катьки в школе, но постепенно время все сравняло. Катька некоторое время писала письма мне, а я отвечал. Но это было совсем недолго – три или четыре месяца.

После смерти молодой классной нам дали новую классную Соколовская Лидия Михайловна. У меня с ней по какой-то причине не сложились взаимоотношения – мы не нашли общего языка. Она все время меня пыталась подковырнуть и выставить не в лучшем виде. Вела она у нас два языка – русский и белорусский. Через некоторое время за ней оставили только белорусский язык.

Не знаю как так получалось, но когда на уроках читал книги или болтал с соседом по парте, любой учитель желая меня наказать за это говорил – Атаманов повтори, что я сказал(а). И хотя я не слушал объяснение учителя в этот момент, вставал спокойно с видом хорошего ученика и на удивление всего класса и даже учителя свободно повторял два или три последних сказанных предложения слово в слово. Как это у меня получалось до сих пор мне неизвестно. Конечно, это меня спасало от двойки или от записи в дневник. Но все равно мой дневник напоминал жалобную книгу, которые были в магазинах. Редко какая неделя в дневнике была без записей учителей. Частенько фигурировали записи с просьбой прийти родителям в школу за очередную проказу в школе.

 

28 апреля 2016 года.

Уже начиная с четвертого класса нам стали доверять ходить со школой на демонстрацию. Это были праздничные дни. Настроение всегда было приподнятое. Играли духовые оркестры, люди одевались по праздничному. У многих были надувные шары и маленькие флажки к которым привязывали эти шарики. Еще, кто был постарше – это шестые и больше классы насли портреты членов правительства, космонавтов победителей соцсоревнования и вообще известных всем людей – ученых рабочих, колхозников…

С камвольного комбината колонна проходила пешком до перекрестка ул. Свердлова, затем поворачивала на Ульяновскую и выходила на привокзальную площадь. Затем шли к площади Мясникова и поворачивали к дому Правительства по ул. Советская. Далее шли до перекрестка, гда расположен Цирк. На этом перекрестке колонны разделялись на потоки в зависимости от того откуда приходили люди. Наша колонна поворачивала у Цирка направо и шла по трамвайным путям до перекрестка свердлова, там поворачивали на направление камвольного комбината. Ш ли назад с песнями и шутками. После четырех часов, если кому удавалось вбиться в автобус , то они уезжали, но большинство ребят и девчат предпочитали идти гурьбой пешком до самого камвольного. Было весело и у всех было хорошее всегда настроение. В то время нас воспитывали относиться с уважением к старшему поколению. Не помню когда я в транспорте сидел, всегда старался посадить на свободное место родителей или людей старшего возраста. В настоящее время это практически исчезло из обихода. Но надо отдать должное некоторым молодым людям, иногда они встают и предлагают присеть на освобожденное ими место. Это стало проявляться совсем не так давно. Видимо какое-то влияние на них кто-то оказал. Это довольно приятно сознавать, что хоть капельки уважения начинают проскальзывать в отношении между поколениями.

Помниться как тяжело было переходить с письма карандашом на перьевые ручки. Это было первое время мучение и слезы… Обязательно практически в конце выполнения домашнего задания с пера срывалась ЖИРНАЯ клякса, выпускала кучу щюпалец и красовалась по среди страницы. Приходилось заново переписывать все задание. Такое повторялось раза три, иногда и четыре. Со временем Мы освоили перьевые ручки и писали красиво с нажимом. Скорость письма была хорошая. Тетради выглядели прилично. Правда, у некоторых горе учеников и тетради были пожеванные и выглядели неопрятно. Таких учеников обычно прикрепляли к хорошим ученикам. Они помогали им учить уроки и следили за состоянием тетрадок. Со временем стали появляться перьевые авторучки. В них была емкость для чернил на 10 милилитров. Писали они довольно для школьной мерки долкго. Чернил хватало на целую неделю по всем урокам. Но нам еще запрещали писать ими.

Вот тут я и сделал свое первое изобретение. Взял гвоздик толшиной два миллиметра, и длиной 40- 50 миллиметров . Разыскал кусочек медной проволоки, наверное 0.5 миллиметра . Навил пружинку на этот гвоздь длиной от 10 до 15 миллиметров . Оставляя свободные хвосты проволоки для крепления пружинки за перо перьевой ручки. Прикрутил это сооружение снизу пера. Тогда мы носили в школу чернильницы-непроливашки с чернилами. С пуском моего изобретения я мог писать целый урок не мокая ручку в чернила. Количества черник, скопившихся в пружинке хватало на целый урок, дажа при большом объемы писанины. Сижу и пишу. Конечно у Соколовской лидии это не прошло мимо глаз. Атаманов почему на макаешь в чернила ручку? Покажи, что там у тебя! Взяла ручку, это что такое? Взяла пружинку и потянула… Все чернила, находящиеся в пружинке, забрызгали ее. Вот и опять запись в дневнике. Так окончилась жизнь моего первого изобретения. Еще были казусные хитрости в зимнее время, когда выключали свет, выкручивали лампочки, жевали куски бумаги и закручивали лампочки с этими кусками бумаги. Приходил учитель и спрашивал: «Что это Вы без света сидите?» Конечно включал свет и все работало некоторое время. Ток шел по этим бумагам и высушивал их. Лампы начинали моргать, а затем вовсе гаснуть. В классе пахло паленым. Без света, конечно какае занятия. Вызывали электрика, но они не сразу догадались до нашего казусного изобретения. Потом после догадки и наказания зачинщиков с записями в дневники, пришлось отказаться от этой затеи. Когда мы учились в школе, молоко, кефир, простоквашу продавали в стеклянных бутылках. Потом появились пирамидки из пропарафиненной бумаги. Опять появилась шальная мысь. Наливать эти пакеты водой и пускать их сверху четвертого этажа на асфальт. Они лопались с хорошим треском. Это нас устраивало. Кто был автором этой задумки нас тогда не интересовало. А использовали эту задумку, практически все кому было не лень пойти в буфет купить пакет молока, выпись его с булочкой , а пакет набрать воды, защемив его родным зажимом и пустить пакет с высоты. Вот и я сподвигся на такое дело. Все заготовил. Приготовился бросать, но тут прозвенел звонок. Решил не гядя вниз пустить пакет за окно. А вот тут самое интересное. В это время шла наша классная Лидия. Я угодил на нее этим пакетом. Конечно, снова разборки, снова запись в дневнике и родители в школу. Так вот проходили наши школьные будни. Конечно обязательным атрибутом было на переменках поноситься по коридору и вогнать себя в пот. А в начале урока отходить от переменки. Где там было до внимательного слушания преподавателя. Однако следует отметить, что учились МЫ все-таки неплохо.

 

06 мая 2016 года.

Окончание школы совпало с проведением реформы системы образования. Так уж получилось что было ранее принято решение об увеличении срока обучения до 11 лет. Это продержалось недолго и снова новое веяние опять переход на десяти летнее обучение. Вот и получилось я отучился 11 лет, те кто учился в 10 классе тоже в этот же год оканчивали школу. Получилось двойной выпуск школьников. При поступлении в ВУЗ был очень большой наплыв абитуриентов. С первого раза не прошел по конкурсу. Вот и решил пойти работать.

Назад на Ссылки

Увлечения

Вообще кроме биографических сведений я опишу некоторые исторический события и архитектурные изменения в стоительстве города. Будет ли это интересно мне неизвестно. Буду писать все, что вспомню. Потом прийдется все выстраивать в соответствии с хронологией событий. А, пока пишу все подряд, что всплывает в памяти с нарушением хронологии. Кроме чтения книг, у меня постепенно появилось увлечение фотографией. Мне от папы перепал старенький фотокор. Снимал он великолепно, фотопленку или на стеклянные пластинки размером 10х12 сантиметров. Фотографии печатались контактным способом. Фотоувеличитель тогда был большой редкостью. Глянцевали фотографии на обыкновенном стекле. Прикатывались они к стеклу обрезиненным валиком. А когда начинали высыхать, то издавали потрескивание и отваливались от стекла. На лицевой стороне фотографии появлялся блестящий слой. Еще немного позднее, когда начали учить физику, я пристрастился к радиолюбительству. Но это отдельная история, которую постараюсь рассказать тоже.

Назад на Ссылки

10 мая 2016 года.

Что касательно радиолюбительства, то тогда была эра ламповых приборов. Радиолампы имели большие размеры. Корпуса ламп выполнялись в основном в стеклянных баллонах. Лампы имели нить накаливания, которая при работе лампы освещалась от нити накаливания слабым светом, но это был завораживающий свет… Гетеродинные лампы были в металлических корпусах и свечение нити накаливания у них видно не было. Свой первый приемник я делал по брошюре «Детекторный приемник». В те времена с различными радиодеталями было довольно туговато. Приходилось разыскивать различные конденсаторы, резисторы, ранее их называли сопротивления. Но опишу строительство первого моего детекторного приемника. С деталями для этого приемника особых сложностей не было. Для намотки контурной катушки приемника использовал старый неработающий трансформатор от радиоприемника или радиостанции. Мне это неизвестно. Принес мне его отец. Из этого трансформатора потребовался медный провод диаметром 0.2- 0.3 миллиметра . Сетевая обмотка обычно моталась более тонким проводом. А такой провод был на вторичной обмотке. Очень ответственный момент это склейка каркаса для намотки контурной катушки. Каркас клеился из обыкновенной бумаги, можно было его клеить и из газетной бумаги. Бумага промазывалась клеем и в несколько слоев наматывалась на подходящего диаметра болванку. Подходила по таким размерам поллитровая банка. Ее диаметр соответствовал близко к размерам рекомендуемым для изготовления каркаса контурной катушки. Клеил сначала казеиновым клеем. Но качество контурной катушки было неважное. Она не обладала требуемой жесткостью. При намотке провода иногда сминалась. Позднее вычитал, радиолюбитель используют клей БФ-2 для этих целей. Он придавал катркасу необходимую жесткость, но при специальной термообработке. Сначала клеишь каркас , наматывая бумагу в несколько слоев, чтобы толщина каркаса составляла около одного миллиметра. Даешь каркасу просохнуть одну ночь при комнатной температуре. Затем включаешь духовку газовой плиты на саамы малый огонь. Прогреваешь духовку и кладешь в нее подсохший каркас. Теперь основной задачей было высушить каркас и не спалить его в духовке. Клей БФ-2 при температуре 35-40 оС полимеризировалкя и костенел. Катушка каркаса получалась по прочности приближаясь к гетинаксовым катушкам заводского производства. Затем начиналась намотка медного провода на каркас. Намотка шла виток к витку. Это довольно трудоемко и требовало усердия. От качества намотки зависели электротехнические данные контурной катушки. Клей БФ-2 хорошо подходил по своим параметрам не ухудшая радиотехнических характеристик контура. Другие клеи значительно снижали качество контурной катушки с точки зрения радиотехнических характеристик. Количество витков зависело от того на каком диапазоне должен был работать радиоприемник: длинноволновый диапазон или средневолновый. На коротковолновом диапазоне делать детекторные приемники я не пробовал. После изготовления контурной катушки подключался диод – детектор Д2Б в контур катушки. Кроме детектора нужен был контенсатор переменной емкости изготовленный из пластин. Они были односекционные, двух и трехсекционными. Подходили любые. Использовалась для приемнико только одна секция. Самое главное требование к конденсатору – это его емкость в микрофарадах. Для прослущивания приемника нужны были наушники. В те времена наушники были низкоомные и высокоомные. Для приемника требовались низкоомные. Они были менее распространены, чем высокоомные, которые в основном шли для ламповых радиоприемников. Короче говоря, обзавелся я наушниками приобрел конденсатор. Все собрал как положено по схеме. Но приемник –то не имеет никакого усилителя. Поэтому нужно было еще изготовить антенну. Для антенны брался медный провод еще большего диаметра, чем для изготовления контурной катушки. Наматывался он виток к витку на ровный стержень из металла или дерева диаметром от одного до двух сантиметров. Лучше всего бл размер около полтора сантиметра. Антенна натягивалась в комнате под потолком. Еще лучшие результаты можно было получить, если установить уличную антенну на высоком шесте. Тогда возникала опасность поражения молнией. Были специальные выключатели с защитой от молний. Подключился и все собрал в соответствии с описанием. Одеваю наушники, кручу ручку ротора конденсатора очень медленно, что бы не проскочить радиостанцию. В наушниках шипение и треск. Вдруг в какой-то момент появляется сигнал радиостанции. Сколько радости – это трудно передаваемое чувство. На длинноволновом диапазоне работали станции: Минск, Киев, Варшава, Прага, Вильнус. Что еще удавалось поймать не помню. Потом смастерил контурную катушку для средневолнового диапазона. Вот на нем можно было сидеть часами, переходя с приема одной станции на другую. Там были все европейские станции – Лондон, берлин, Париж, Стокгольм, БИБИСИ, индия китай и даже США. Еще много станций вообще далеких африканских стран. Вроде даже и австралии. Сигнал конечно удаленных станций был слабее, но сколько интересного было в эфире. Иногда натыкался на работу радиолюбительских радиостанций коротковолновиков. Это попадал сигнал радио эха от КВ. Для авиации работали навигационные радиомаяки, которые передавали прогноз погоды для летчиков. Указывалось направление и скорость ветра, облачность по баллам, кучевые или перистые облака, приближение грозовых фронтов. Скорость ветра давалась на высоте 1000- 150 метров 500 метров и более. Было очень интересно. Слушать о приближении фронта дождя или грозы. Для того что бы не проскакивать радиостанции пришлось делать к конденсатору ТЮНЕР – устройство позволяющее замедлять вращение ротора конденсатора от привода вращаемой ручки. Это аналог ременной передачи с малого диаметра шкива на большого диаметра шкив. Ручка для вращения располагалась на малом диаметре, а на ротор конденсатора одевалкя шкив большого диаметра. Эти шкивы тоже изготавливались самостоятельно…

Постепенно, стал ознакамливаться с журналов «РАДИО». Брал в библиотеке. Выписать такие журналы, как «РАДИО», «НАУКА и ЖИЗНЬ», «ФОТО» - было большим счастьем. Подписка была тогда лимитирована на многие издания, даже и на газеты. В журналах РАДИО вычитал, что сигнал с контурной катушки можно усилить и уже слушать на наушники с большей громкостью. А сигнал станций, которые даже раньше были не слышны, можно будет услышать. Прием становится увереннее. Стал строить первый усилитель высокой частоты. Он был на одной радиолампе и у него был только один каскад усиления. Но для питания ламп понадобился блок питания его пришлось изготавливать самостоятельно. Но для всего этого хозяйства потребовались ламповые панельки, сетевой трансформатор, Нужно было сделать шасси для будущего приемника из алюминиевого листа. Эти листы Мы добывали, когда лазили на свалку авиаремонтного завода, расположенного с первым аэропортом. Это было большим счастьем, если удавалось приобрести там кусок дюраля и не быть словленным охраной. Далее расскажу уже о эре моего лампового радиолюбительства с регенеративными радиоприемниками, приемниками прямого усиления, с различным количеством каскадов высокого и низкого усиления.

Назад на Ссылки

12 мая 2016 года.

Вообще радиолюбительство прививает много терпения, если сразу не бросил, то потом это затягивает. Хочется что то усовершенствовать, ввести новшества в свою радиоконструкцию. Изготавливались контурные катушки, мотались силовые трансформаторы, проводами различных диаметров, проводились расчеты блоков питания, обмоток трансформаторов. Читалось много литературы по радиоконструкциям. Особенно много интересного можно было найти в журнале РАДИО. Там были статьи, схемы, фотографии различных конструкций радиоприемных и радиопередающих устройств. Сколько радости доставляло работающее устройство. Помню, как на собранном приемнике слушал речь Брежнева на съезде партии. Усилитель удался по характеристикам очень удачный. Выходная мощьность его была четыре вата. Динамики добыл от старого немецкого радиопремника. Они были очень хорошие – воспроизводили широкий диапазон частот. Создавалось полное присутствие в зале Съезда.

Через пару лет начали появляться первые транзисторы. Только освоил радиоламповую теорию настройки радиоприемных устройств, как пришлось изучать теорию строительства и настройки транзисторных радиоустройств. Первые транзисторы не обладали высокостабильными характеристиками. Они были очень зависимы от температуры окружающей среды. Первые мои приемники работали нестабильно. Принимаемая станция уплывала и приходилось все время подстраивать контур для точной настройки приемника на частоту станции. В 1961 году я смастерил уже не самый первый карманный приемник. Он был по сравнению с ламповыми устройствами маленьким, но как транзисторное устройство обладал внушительными размерами. Работал он довольно сносно. Вот я и взял его в школу. Это было 12 апреля 1961 года. На втором уроке решил послушать приемник. Включил его тихонечко и стал слушать. Время было уже около десяти часов. Вдруг не стого не ссего мой приемник разорался и я никак не мог его успокоить. Конечно, учительница начала меня было ругать. Но тут на мое спасение приемник сам затих и в десять часов начались новости с экстренного выпуска о запуске ПЕРВОГО человека в космос. Тут уж учительница не стала ругаться. Так вот мы узнали о первом космонавте на уроках в школе. Был теплый и солнечный день. Потом эту новость передали по школьному радиоузлу. Конечно, в этот день уже уроков больше не было. Мы всем классом отправились в центр города на проспект. Везде народ был в праздничном настроении. Поток людей шел по направлению к центру города. Это было очень большое событие в жизни нашего народа и государства, тогда Советского Союза. Потом были пуски ракет, спутников, новых космонавтов, но это уже не было столь радостно и празднично, как 12 апреля 1961 года. Пуск первого космического спутника состоялся 4 октября 1957 года, но это событие тогда не было встречено столь значительно как полет Гагарина Ю.А.

Кроме радиолюбительства я еще занимался фотографией. Это занятие было тоже на уровне самообразования. Однако для хорошего снимка приходилось познавать основы композиции кадров, правил рисования светом. Для проявления фотопленок приходилось составлять наборы химикатов. Иногда стандартное проявление было неэффективным. Из – за нарушения условий съемки. Вернее неправильной экспозиции фотоматериала. Проявители были мелкозернистые – мягко работающие или жестко работающие. Особое таинство совершалось в темной комнате и при свете красного фонаря. Нужно было иметь особое чувство, чтобы при красном свете не передержать фото. Если это все можно описать более проффесионально и литературнее, то у меня это не очень получится.

Что послужило причиной того, что я начал читать литературу по живописи, начал писать красками – сначала акварелью, первое время по сухому, потом по мокрому. Рисунки получаются от этого значительно разные. По сухому контуры четкие а по мокрому контуры размытые. Пробовал рисовать карандашом и перьевой ручкой. Рисовал тушью черной штрихами. После этих всех проб перешел к письму маслом. Узнал о палитре красок используемых различными художниками. Частенько посещал выставки – тогда была выставка куинджи, рериха и российского художника, совершившего много фурора. Фамилию его не помню а картина его вобрала в себя все исторические личности двадцатого столетия. Мой пробел в знании фамили дополнила Кира. Это Глазунов. Запомнилась Картина огромаднейшего размера на которой были отражены все политические деятели...

Назад на Ссылки

13 мая 2016 года .

Приезд Антиповых

Наша семья уже тогда жила в Минске на новой квартире по ул. Маяковского, дом 160 квартира 11, ранее она называлась Червенский тракт. Как-то было решено, что Антиповы переедут в Минск.

Первое время они жили у нас, а потом стали снимать квартиру на Северном поселке по ул. Байкальская в доме 28, который был угловой. Это был частный двухэтажный дом и жили Антиповы там на втором этаже до тех по пока не получили квартиру на ул. Щербакова, дом 30. Тогда в их доме был гастроном. Сейчас в этом доме уже не гастроном, а магазин САНТЕХНИКА. Потом их семья переехала в новую квартиру микрорайона Серебрянка. Это был один из первых домов микрорайона Серебрянка. Название Серебрянка получено от деревни, расположенной у излучины реки Свислочи, а почтовый адрес у них несколько лет был – дом с красными балконами. Он был единственный с красными балконами. Старший брат Петра Володя так и остался со своей семьей жить в Хабаровске.

(Сегодня 10 апреля 2016 года запись оканчиваю.)

Назад на Ссылки

Работа в ЭНИНе

В институт не поступил и устроился на работу в ЭНИН - энергетический научно исследовательский институт. Особенно брать на работу не хотели так как я был призывного возраста. Взяли лаборантом с испытательным сроком в один месяц. Оклад 65 рублей. Работа была не хитрая. Самое первое что велели сделать это начертить шрифтами разного размера весь лист ватмана карандашем а затем тушью. Нужно было выполнить это за два дня. Потом выполнить расчет простейший. Тут в ход пошли счеты и логарифмическая линейка. С этой задачей управился. Через пару недель Григорий Борисович торжественно сообщил мне, что испытание проидено и я приступаю к работе.

Приходилось много выполнять разных расчетов. Вычислительной техники тогда еще не было. Использовали обыкновенные счеты и логарифмическую линейку. Руководителем группы был Пекелис Григорий Борисович. Выполнями тогда расчет паропровода от Минской ТЭЦ-3 до автозавода. В то время на заводе были паровые молота. Потребление пара было периодическое и в трубопроводах пар конденсировался. Появлялась вода. А молота на конденсате работать не могли. После расчета нескольких вариантов было принято решение о постройки на территории завода паропереглевателя. Произвели расчет поверхностей пароперегревателя и приступили к его сооружению. Через некоторое время пароперегреватель был воплощен в металле. Провели пробный пуск и опрессовку его.

Среди всяких хлопот наш руководитель попросил меня начертить ему план дачного домика. Оригиналом была затрепанная синька и порванная на куски. Дал мне он на это неделю. Я управился дня за три. Кульмана тогда в группе не было. Самое прогрессивное это линейка с роликами на концах. Через ролики натянута леска и прибита к чертежной доске доске. Линейка ходила паралленьно длиной стороны доски с верху донизу. Перпердикулярные линии уже чертились с применением различных треугольников. Треугольники были под 45о, 30о, 60о. Для штриховки использовался треугольник под 45 градусов. Нужно было передвигать его и чертить линии при этом выдерживать одинаковое расстояние между линиями. Конечно мне это не очень нравилось. Штриховки на чертежах приходилось делать много. Однажды меня осенило. Я взял и на одной стороне треугольника забил отрезок гвоздя. На другом треугольнике на одной из сторон прорезал паз. Длину паза подобрал опытным путем. Получился отличный инструмент для штриховки чертежей. Штриховка выполнялась теперь намного скорее и вид ее был очень аккуратный. Другие инженеры тоже изготовили себе такие устройства. Правда эти треугольники пришлось использовать только для штриховки так как мешал для черчения гвоздик и прорезанный паз. Пришлось заводить еще два новых треугольника. Мой чертеж был принят очень хорошо. У Пекелиса в РСУ спросили кто ему чертил и похвалили, что все выполнено грамотно, аккуратно и в наличии стоят все размеры.

Проработал в институте с осени до июня следующего года. Но пришла мне повестка и я не дождался ввода пароперегревателя в промышленную работу. Потом призвали в армию. Напутственные слова были возвращайся будам рады...

Назад на Ссылки

Армия

В армию призывался из ЭНИНа военкоматом Ленинского района, который находился на ул. Семенова ранее Германовская. Собрали нас в Ленинском военкомате к девяти часам. Затем отпустили и велели на завтра прибыть в военкомат к восьми утра с запасом еды на трое суток. Утром нас построили и мы пешком проследовали весь путь до областного воекомата на площади свободы. В областном военкомате уже было много призывников. Все находились во дворе военкомата. За ворота военкомата никого не выпускали. Так мы прсидели и прождали своих купцов целый день бесполезно. За другими группами приезжали и забирали. Вскоре наша группа осталась одна. Около семи часов вечера вышел военком и разрешил всех отпустить минчан домой с обязательной явкой завтра к восьми утра. Иногородние остались ночевать в военкомате на нарах. Вернулся домой. Дома уже думали, что мы уехали. На завтра снова в военкомат. Такой растянутый призыв оказался для меня хуже чем если пришел и уехал... Утром уже наши купцы приехали один майор и четыре лейтенанта, один старшина. Построили во дворе в колонну по четыре и пошли на пассажирский вокзал. Утро было прохладным. До вокзала дошли незаметно. Проездные документы были у старших. Наш поезд был пассажирский Минск - Москва. Посадку объявили и мы заняли свои места. Вагоны плацкартные. Всего мызаняли четыре вагода.

В Москву приехали рано утром на Белорусский вокзал. С белорусского вокзала перебрались на Ярославский вокзал. Там сели на поезд Моска Архангельск. Ехали тоже плацкартом почти двое суток. Вышли на станции Плесецкая. Стоит маленькое деревянное здание вокзала. Вокруг пустота. Ничего примечательного в памати не отложилось. Только на одном из путей стоял состав с пассажирскими вагонами. Вот наши купцы и сказали нам следовать к нему и осуществлять посадку. Ехали мы часа полтора. Сейчас трудно сказать где мы вышли и как попали к армейскому клубу где велели ждать. Всех распределили по ротам. Пришли за нами ротные и пошли по казармам после бани и переодевания. Когда переоделись, то даже было трудно в первый момент узнать где кто. Свои вещи зашили в наволочки и сдали на хранене старшине в роте. Не следующий день началась наша карантинная служба. Здесь нас учили строевому шагу. Изучали уставы - сборку и разборку автомата. Одевали противогазы и химкомплекты. Бегали кросс по пять километров. и много длугих военных дел.

Вот окончился каранти и наступил час приняти присяги. На строевом плацу нас построили с автоматами. Жара была сильная. обстановка торжественная. Играет духовой оркестр. Командование в парадной форме. Вынос знамени - это кульминация торжества.Человека три не выдержали жары и стало плохо. Тут же враси оказали им помощь. И это не смогло испортить общего настроения. Самое захватывающее из приняти присяги это прохождение торжественным маржем под звуки прощания славянки.

Далее нас уже распраделили по боевым площадкам. Я попал в рому майора Крыжского, взводным был Лейтенант Лунев, старший сержант Камнев командир отделения.

Назад на Ссылки

Катаклизмы природы

Природные катаклизмы в моей жизни происходили несколько раз. Снежных уже не было, а вот другие наблюдались.

Помню, вечером часов в восемь 1987 года или половина девятого летом было еще светло в секции задрожали стекла. Подошел прижал дрожание прекратилось. Отпустил опять они трясутся и гремят. Через полминутки почувствовал, что пол трясется. Затем замети, что люстра немного раскачивается. Выглянул в окно – на улице полно людей. Так сразу и не понял что призошло. А вечером позднее в новостяхредали, что в Минске было землетрясение около четырех баллов. Больше такого не повторялось.

Кроме землетрясения было чуть не попался в ураган, который пронесся по Минску. Ехал с работы домой, решил зайти на Свердлова в закусочную автомат поужинать. Мне там нравилось, что поменяв деньги на жетоны можно покупать, что хочешь в закусочной. Бросаешь жетон и тебе автомат выталкивает тарелку с пищей, Остальная стопка тарелок опускается вниз. Все стопки тарелок в таких круглых цилиндрах из стекла. Все видно. Зашел в закусочную, поменял деньги на жетоны, взял себе еды и устроился около окошка на столике. Ели стоя. Не спеша поглощаю пищу, светит яркое солнышко. Ничего не предвещало плохой погоды. Неожиданно пошел солнечный дождь – тучек не было видно. Народ попрятался в закусочную. Прямо перед закусочной была остановка пятого троллейбуса и третьего автобуса. Здесь же еще останавливались автобусы и троллейбусы, маршруты которых пролегали на тракторный и автозавод.

Стою ем и наблюдаю за дождем, как он крупными каплями бъется об асфальт над которым стоит водяная пыли из капель воды разбивающихся о тротуар. Вдруг большие тополя, которые росли еще от указания Екатерины вдоль червенского тракта зашумели листвой, которая потом начала отрываться и сыпаться на асфальт. Затрещали ветки и начали обламываться.. Несколько крупных веток упало прямо перед входом в закусочную. Вдруг послышался еще больший гул. Он не был похож ни на что. Это просто был рев стихии. Ветки тополя, стоящего перед закусочной стали загибаться в одну сторону и дерево начало крутить. Строл этого тополя не выдержал такого обхождения и словно спичка от вращения разорвался на высоте около двух метров от земли. Верхняя часть ствола дерева крутясь вокруг оси плюхнулась прямо перед входом в закусочную. При падении дерево порвало троллейбусные провода. После падения дерева наступило полнейшее затишье. Снова выглянуло яркое солнышко. Но транспорт не ходил. На дороге было очень много воды. Машины не могли ехать – их заливало и они глохли. Домой пришлось идти пешком, от Свердлова до Великоморской - транспорт не ходил.

Написать о торнадо в п/л Зеленое и отдыхе там.

В январе 2016 года был еще ледяной дождь. Это прошел ХАВЕР – циклон. Зрелище, конечно потрясающее. Все покрылось льдом и сверкало на солнце. Деревья под тяжестью льда посгибались под тяжестью льда доставали макушками до земли. Все это блестело и сверкало на солнышке. Прямо ледяное царство. Такого явления я еще не видал в своей жизни ни разу. Вообще погода за последние 15-20 лет очень резко изменилась. Стала более капризная – увеличились перепады между дневной и ночной температурой. Эта величина составляет в среднем в четыре пять раз. Ночью пять десят градусов, днем 35 46 градусов по цельсию. Дожди стали большой редкостью. Да если и идут, то в виде грозового фронта с градом. Размер градин достигает до полутора сантиметров .

Назад на Ссылки

Деноминацмя

01 Июля 2016 года – сегодня окончилась эра белорусских миллионеров! Трудно сказать надо плакать или радоваться? Утром пришло СМС сообщение о зачислении денежных средств уже с учетом проводимой деноминации – 110.42 BYN в 6 часов 22 минуты. Вчера на корточке еще лежало – на карточке 993743 BYR. Как теперь зовутся денюжки мне пока неизвестно! Поживем и увидим как нам будет удобно или нет пользоваться этим масштабом измерения денежных средств! Коэффициент деноминации составил – 10000 раз в сторону уменьшения. Для того чтобы было понятно привожу математический пример: Было ранее до деноминации 1000000 белорусских рублей (один миллион). Теперь этот миллион делим на коэффициент и получаем – 1000000 / 10000 = 100. Изменено название кода валюты с BLR на BYN.

Ранее была деноминация в 1961 году. Было и еще какое –то действие с деньгами – талоны купоны, появилась вся беловежская пуща на денежных знаках, потом географические и исторические архитектурные сооружения на денежных знаках. Теперь их спишут из оборота. Сколько продержится масштаб исчисления денег, который сегодня ввели трудно сказать. По моим ожиданиям это лет на пять, а там опять начнется рост значений исчисления с рублей на сотни, затем тысячи и так далее…

С самой весны практически не было дождей. Все засыхает! В ближайшее время и не обещают выпадения осадков. Жара стоит до 32 оС. На солнце все 52 оС.

В парниках завязи от жары отваливаются как у помидор так и у перцев. Решили открыть торцы парников, оставить только пленку по верху. С водой тоже проблемы. Давления в системе НЕТ! А значит и воды НЕТ. Поливаем тем, что смогли набрать в бочки тоненькой струйкой за утреннее или вечернее время.

Пока основных больше новостей не было, если не считать, что на дачу приезжала Тома с Володей. Были они числа 21 июня. Пробыли три дня. Вроде с их стороны не было высказано никаких претензий!

Будем дальше пытаться вести воспоминания и историю нашего рода…

Сегодня третьего июля 2016 года. Был праздник освобождения Беларуси от фашисткой германии. До обеда не было дождя! Когда прошел парад, то после часов трех пошел дождь. В Минске звонили был сильный дождь с градом, а на даче в равноаполье был хороший ровненький дождь! Шел он даже ночью. Это очень хорошо. Давно не было дождей и все уже начало пересыхать!. Теперь природа немного вздохнет от сухоты и жары.

По мои моображениям зима ожидается хитрая с большими перепадами температур. В январе будет Мороз , примерно до 25 оС .

Год

6 января 2017 года

Вот и наступил Новый 2017 год. Прошел для нас практически спокойно, если не считать пиротехнического грохота .В январе сначала дождь, потом к нам заглянул циклон АЛЕКС - он принес мороз и снег . Температура воздуха опускается до минус 20 - 25 оС. Местами до 30 оС.8 чехословакии вообще выпало снега до 50 сантиметров . Вот это действительно испытание для коммунальных служб. Веду работы по поиску информации о предках нашего родословного дерева. Готовлю, осмысливаю информацию для оформления в более приличный вид. Вот первый результат моих трудов.

 

Первоначальное дерево.

 

15,01,2017 года

Время бежит быстренько. Вот уже половиня января 2017 года. Январь начался с туманов и дождей температура воздуха была около нуля. Снега почти не было. Но вот пришел циклон "Аксель" и бемпература воздуха быстренько поползла вниз и доходила в минске до 25-28 оС мороза. Выпал снег, который шел не переставая три дня и насыпал сантиметров 20-25. В некоторых местах намело его и до 30 сантиметров . Начиная с 15 числа морозы ослабели и передвинулись на Москву. Вся европа - Франция, великобритания, германия, Чехословакия и даже Италия засыпана снегом или ураганные ветры обрушились, что принесло много невзгод для населения.

 

Моя мать по девичьей фамилии Клобукова Ольга Ивановна родилась в г. Вятка в 1911 году. Ее семья была не малая – отец, мать и три сестры - Ольга, Лидия, Александра. Исходя из отчества матери следует предположить, что отца звали Иваном. Сведений о фамилии жены Ивана нет.

Родители матери умерли рано. Напротив дома, в котором жила её семья, стоял дом кондитера, семья которого считалась очень зажиточной. После смерти родителей моей матери детям не было куда идти. Вот тогда им и повезло в жизни – их взяли на содержание и воспитание семейство кондитера. Правда, сестрам приходилось помогать по хозяйству в кондитерской. Но зато они были одеты, обуты и накормлены. К праздникам их, как и своих детей, семья кондитеров одаривала подарками. Но, эта благополучная жизнь продолжалась недолго. Наступили плохие времена – кондитера раскулачили, а сестер поместили в детдом. Как раз в это время в стране началась эпидемия тифа. Много людей пострадало от этого заболевания. Но сестрам повезло – они выжили. Видел фотографию, где они пострижены наголо, но судьбу этой фотографии не знаю. Жизнь сестер разбросала по разным уголкам страны.

Мама окончила Московский институт международных отношений и её послали в город Хабаровск на работу. Там она познакомилась с моим отцом и поженились. Как она попала в Москву учиться в МИМО я не знаю. В Хабаровске она работала на драге – большая баржа промывающая грунт и добывали золото. Потом она стала начальником этой драги.

Ольга Ивановна окончила Внешторговый институт. По окончании которого, ее послали в Хабаровск работать. Там она работала сначала на драге, потом стала начальником – вела учет добытого золота. Работа ответственная и довольно опасная. Нужно было вести учет добытого золота и следить за тем, чтобы его не крали. Но наш народ всегда пытался что-либо украсть. Из рассказа матери усвоил одну хорошую вещь. Всякий работник должен иметь две или три подписи. Каждая подпись используется только для определенной важности документов. Эту премудрость ей передал ее предшественник. Используя разные подписи, она спаслась от неминуемого наказания, когда, были подделаны документы по золотодобыче, и некоторое количество оного было украдено. Вскоре это всплыло наружу. Тут вот матери и предъявили обвинение в краже крупных размеров. Подпись взяли с ведомости зарплаты и поставили на документы по добыче золота. Началось расследование, и создалась, ситуация, что избежать наказания практически стало невозможно. Спасло то, что подпись на документах с золотом всегда была другая, а об этом никто не знал. Когда подняли пласт документов, то увидели, что эта подпись не из той серии. Вот такая малая наука оказала неоценимую услугу и спасла от неминуемого наказания.

Там же в Хабаровске мама познакомилась с моим отцом Атамановым Евгением Федоровичем. Встречались они некоторое время, затем поженились. Позже в Хабаровск приехала Лидия Ивановна, где познакомилась с моряком Михаилом Яковлевичем Антиповым. Спустя некоторое время, они тоже поженились. В семье Антиповых росли два брата Володя и Петр. Отец дружил с Михаилом Яковлевичем еще до приезда Лидии Ивановны.

Мои родители уехали из Хабаровска, но связи с Антиповыми не прекращалась за счет почтовой переписки. Антиповы прожили в Хабаровске до 1958 года.

Назад на Ссылки

 

Клобукова Лидия Ивановна, позднее Антипова.

Лидия Ивановна стала учительницей. Знаю, что жили они в Хабаровске. Там она вышла замуж за моряка – Антипова Михаила Яковлевича. В семье было два сына старший Володя и младший Петя. Как попала в Хабаровск тетя Лида я не знаю.

Назад на Ссылки










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 360.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...