Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие об архивном фонде, виды архивных фондов




Архивный фонд Российской Федерации - исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации, относящихся к информационным ресурсам и подлежащих постоянному хранению.[1]

В состав Архивного фонда РФ входят находящиеся на территории Российской Федерации архивные документы – независимо от источника их образования, вида носителя, места хранения и формы собственности.

Под архивным фондом понимается совокупность архивных документов, исторически или логически связанных между собой.

Архивный фонд — учетная и классификационная единица Архивного фонда РФ, представляющая собой часть документального фонда, принятого на государственное хранение, либо сформированная в архиве совокупность документов, исторически или логически связанных между собой. Как понятие классификационной и учетной единицы определение "архивный фонд" удобно, но следует отметить, что это понятие включает несколько видов обособленных комплексов документов, хранящихся в государственных архивах и имеющих свои особенности.

Практическое осуществление классификации документов по архивным фондам называется фондированием.

Весь комплекс документов, образующихся в деятельности учреждения или отдельного лица (семьи, рода), составляет его документальный фонд.

Учреждение (или лицо), образующее в процессе своей деятельности документальный фонд, называется фондообразователем.

Часть документального фонда, имеющая историческое, политическое, народно-хозяйственное, научное, социальное, культурное значение составляет архивный фонд и подлежит государственному хранению.

Разновидностями архивного фонда являются:

- архивный фонд государственного органа, органа местного самоуправления, организации, состоящий из образовавшихся в процессе их деятельности документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов;

- объединенный архивный фонд, состоящий из образовавшихся в процессе деятельности двух или более организаций, а также граждан документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов, имеющих между собой исторически и/или логически обусловленные связи;

- архивный фонд личного происхождения (семьи, рода), состоящий из образовавшихся в процессе жизни и деятельности отдельного гражданина, семьи, рода архивных документов, включенных в состав Архивного фонда Российской Федерации.

К архивному фонду приравнивается совокупность отдельных документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов, образовавшихся в деятельности разных источников комплектования архива (фондообразователей), объединенных по одному или нескольким признакам (тематическому, номинальному, объектному, авторскому, хронологическому и другим) (далее - архивная коллекция).

Работа по фондированию документов осуществляется:

- в делопроизводстве учреждений, в процессе формирования дел на основе номенклатур и отбора документов структурных подразделений для постоянного хранения;

- в ведомственных архивах при отборе документов для передачи в госархивы;

- в государственных архивах при необходимости создания объединённых архивных фондов и архивных коллекций, исправление ошибок фондирования, описания документов, переработки описей.

Фондирование заключается в определении (уточнении) границ фондовой принадлежности и хронологических границ документов фондов и в формировании архивных фондов (объединённых архивных фондов, архивных коллекций)

В пределах архивного фонда учетно-классификационной единицей является единица хранения документов. Единицы хранения должны быть описаны, систематизированы, внесены в описи и оформлены в порядке, обеспечивающем их учет, поиск и использование.

Единицы хранения (дела) архивного фонда систематизируются в пределах фонда согласно схеме систематизации. Систематизация документов фонда проводится в делопроизводстве и в архиве организации при подготовке документов к передаче в государственные архивы.

Схема систематизации единиц хранения (дел) фонда является основанием для внутренней организации архивного фонда и закрепляется описью (описями) дел фонда.

Распределение дел внутри фонда по делениям схемы систематизации проводится с учетом следующих признаков:

структурного (в соответствии с принадлежностью единиц хранения к структурным подразделениям);

хронологического (по периодам или датам, к которым относятся документы);

функционального, отраслевого, тематического, предметно-вопросного (с учетом функций, отраслей и направлений деятельности организации, тем и вопросов, которых касается содержание документов);

номинального (по делопроизводственной форме - видам и разновидностям документов);

корреспондентского (по организациям и лицам, в результате переписки с которыми образовались документы);

географического (в соответствии с определенными территориями, населенными пунктами и другими географическими наименованиями, с которыми связано содержание документов, их авторы, корреспонденты);

авторского (по названиям организаций или фамилиям лиц, которые являются авторами документов).

Как правило, единицы хранения группируются последовательно по признакам, применение которых окажется наиболее целесообразным для всех или отдельных групп документов фонда.

Сочетание структурного и хронологического признаков дает два варианта схемы систематизации: хронологически-структурный и структурно-хронологический.

Хронологически-структурная схема систематизации применяется по отношению к фондам действующих организаций (учитывая дальнейшее пополнение фондов) и ликвидированных организаций с часто менявшейся структурой. По этой схеме дела группируются прежде всего по времени их создания (годам, периодам), а в пределах каждой хронологической группы - по структурным подразделениям организации.

Структурно-хронологическая схема систематизации применяется по отношению к фондам организаций, имевших стабильную структуру, изменения которой происходили редко и были несложны. При систематизации по этой схеме дела группируются прежде всего по структурным подразделениям организации, а в пределах каждой структурной группы - по времени их создания.

Хронологически-функциональная или функционально-хронологическая схемы систематизации применяются по отношению к фондам организаций с часто менявшейся структурой.

При систематизации дел по хронологически-функциональной схеме их группировка происходит вначале по хронологическому признаку, а затем по функциям (видам, направлениям деятельности) организации. При этом подгруппы дел располагаются с учетом значимости функций организации (руководство, финансирование, учет и отчетность и т.д.) или по классификатору самой организации.

При систематизации дел по функционально-хронологической схеме дела группируются вначале по функциям деятельности организации, а затем по хронологическому признаку.

Хронологически-тематическая или тематически-хронологическая схемы систематизации применяются по отношению к небольшим по объему фондам, а также отдельным архивным коллекциям.

Хронологически-номинальная и номинально-хронологическая схемы применяются, как правило, для систематизации дел фондов бесструктурных организаций.

Комплектование архива включает:

- определение источников комплектования архива в соответствии с его профилем:

- определение состава документов, подлежащих приёму в архив;

- приём документов в архив.

Комплектование архива осуществляется в соответствии с принципами: принадлежности документов к составу Архивного фонда РФ; соблюдения прав собственности на документы; происхождения и территориальной принадлежности документов; недробимости фондов.

Государственные и муниципальные архивы комплектуются документами Архивного фонда РФ, образующимися в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, предприятий и граждан и имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое или культурное значение.

Комплектование архива включает:

- определение источников комплектования архива в соответствии с его профилем:

- определение состава документов, подлежащих приёму в архив;

- приём документов в архив.

Комплектование архива осуществляется в соответствии с принципами: принадлежности документов к составу Архивного фонда РФ; соблюдения прав собственности на документы; происхождения и территориальной принадлежности документов; недробимости фондов.

Государственные и муниципальные архивы комплектуются документами Архивного фонда РФ, образующимися в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, предприятий и граждан и имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое или культурное значение.

Документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, по истечении сроков их временного хранения в государственных органах, органах местного самоуправления либо государственных и муниципальных организациях передаются на постоянное хранение в соответствующие государственные и муниципальные архивы.

Документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в частной собственности, поступают в государственные и муниципальные архивы, музеи, библиотеки, организации Российской академии наук на основании договоров между этими архивами, музеями, библиотеками, организациями Российской академии наук и собственниками указанных документов.

Передача на постоянное хранение в государственные и муниципальные архивы обязательного бесплатного экземпляра документов осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обязательном экземпляре документов[2].

Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации обеспечивают в соответствии с правилами, установленными Федеральным архивным агентством, отбор, подготовку и передачу в упорядоченном состоянии документов Архивного фонда Российской Федерации на постоянное хранение в государственные и муниципальные архивы. Все работы, связанные с отбором, подготовкой и передачей архивных документов на постоянное хранение, в том числе с их упорядочением и транспортировкой, выполняются за счет средств органов и организаций, передающих документы.

Негосударственные организации обеспечивают отбор и передачу в упорядоченном состоянии в государственные и муниципальные архивы находящихся в их владении архивных документов, отнесенных к федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности.

При реорганизации государственных органов архивные документы в упорядоченном состоянии передаются правопреемникам реорганизуемых государственных органов.

При изменении структуры органов местного самоуправления архивные документы в упорядоченном состоянии передаются вновь формируемым органам местного самоуправления.

Документы личного происхождения поступают в государственные архивы:

- от фондообразователей, передающих архивы лично или по завещанию;

- от лиц, владеющих архивом по праву наследования;

- от собирателей и коллекционеров;

- из общественных организаций (творческих союзов и так далее);

- из нотариальных контор как выборочное имущество;

39. Понятие и виды архивов

 
1.ПОНЯТИЕМ ВИДЫ ТЕХНОТРОННЫХ АРХИВОВ
Технотронные архивы — архивы, хранящие кинофотофоновидео-документы и научно-техническую документацию. Основные виды работы архивариуса в них — комплектование, учет, научно-справочная работа. Использование технотронных документов сходно с использованием документов на бумажных носителях информации. Специфика работы определяется спецификой носителей информации. Кинодокумент — изобразительный или аудиовизуальный документ, созданный кинематографическим способом. Фотодокумент — изобразительный документ, созданный фотографическим способом. Фонодокумент — документ, содержащий звуковую информацию, зафиксированную любой системой звукозаписи. Видеодокумент — документ, содержащий аудиовизуальную информацию, зафиксированную посредством любой системы видеозвукозаписи. Научно-техническая документация — совокупность научных и технических документов, фиксирующих процесс и результаты научных исследований, технических разработок, а также направления и методы их внедрения в производство. К научно-техническим документам относятся научно-исследовательская, конструкторская, технологическая, проектная документация, документация по изобретательству и рационализации. Поскольку носителем научно-технической документации является бумага, то работа с ней более приближена к работе с традиционной документацией. 2.Ведущие технотронные архивы Ведущими технотронными архивами являются РТА кинофотодокументов, РГА фонодокументов, РГ научно-технический архив. В остальных архивах технотронные документы хранятся в специализированных отделах. Кинофотофоновидеодокументы, в зависимости от функционального назначения составляют две группы: * документы, создаваемые в процессе документирования деятельности фондообразователя включаются в состав их фондов; * документы, являющиеся результатом деятельности фондообразователя, организуются самостоятельно и учитываются самостоятельно. При этом их хранение обосабливается в соответствии с требованиями к их хранению. Научно-техническая документация поступает в архив и хранится в составе фонда ее разработчика. Если эта документация создана организацией-соразработчиком, она поступает в составе фонда организации-генпроектировщика. При нефондовом хранении кинофотофонодокументов: * кино- и видеодокументы систематизируются по видам — фильмы, спецвыпуски, киножурналы или видеожурналы, отдельные киновидеотелесюжеты различной цветности (на каждый вид составляется отдельная опись, внутри которой киновидеодокументы систематизируются по времени из изготовления, производственным номерам, материалу и формату носителя); * фотодокументы систематизируются по видам - негативы различной цветности и размера, слайды (диапозитивы) различной цветности, позитивы, фотоотпечатки, фотоальбомы, диафильмы (на каждый вид составляется отдельная опись, внутри которой фотодокументы систематизируются по авторам, объектам, местам съемки); * фонодокументы систематизируются по видам записи звуковой информации — фонографической, граммофонной, шоринофонной, оптической, магнитной, лазерной (на каждый вид составляется отдельная опись, внутри которой фонодокументы систематизируются по выпускающим организациям, производственным номерам, содержанию, формату носителя записи). Внутрифондовая организация научно-технических документов определяется их комплектностью. В состав комплекта входит совокупность научно-технических документов, возникающих при исследовании научной темы, конструировании изделия промышленного производства, разработке технологии его изготовления или проектировании объекта капитального строительства. Каждый комплекс вносится в опись под отдельным номером.

40. Понятие средств массовой информации и требования, предъявляемые к ним

Средства массовой информации рассмат ривают в последнее время не столько в качестве средств общения, с помощью которых происходит передача сведений от человека к человеку или массам людей, сколько в облике института демократии, охраняющего интересы личности, общества и государства. Подобный акцент обусловлен прежде всего необходимостью дополни тельной поддержки таких социальных ценностей, как свобода выра жения мнений и убеждений, политический и идеологический плюрализм, свобода мысли и слова и т. п., которые гарантированы Конституцией Российской Федерации.

Подход к средствам массовой информации как своеобразным выразителям мнений и инструментам получения и распространения общественно значимых сведений нашел свое отражение в Законе РФ «О средствах массовой информации», который развивает и конкретизирует принцип свободы массовой информации, закреп ленный в части пятой ст. 29 Конституции РФ. Названный Закон является базовым в сфере правового регулирования отношений, возникающих по поводу организации деятельности средств массо вой информации, их отношений с гражданами и организациями, порядка распространения массовой информации.

Согласно ст. 2 указанного Закона под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле- или видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

Из данного определения следует, что средство массовой информации в его легальной интерпретации есть не что иное, как одна из форм распространения информации. Таких форм может существовать сколь угодно много, но наиболее значимые и известные из них законодатель выделил в отдельный перечень.

Это, прежде всего, периодическое печатное издание, под которым понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год, т. е. своего рода материальный носитель с зафиксированной на нем информацией с определенными реквизитами.

Следующая форма распространения — это радиопрограмма, т.е. совокупность периодических аудиосообщений и передач, имеющих постоянное название и выходящих в радиоэфир не реже одного раза в год. Радиопрограмма также является своеобразным материальным носителем, существующим в виде физического электромагнитного поля, отображающего то либо иное аудиосообщение в форме сигналов определенного частотного спектра.

Телепрограмма, как форма распространения информации, представляет собой совокупность периодических аудиовизуальных сооб щений и передач, имеющих постоянное название и выходящих в телеэфир не реже одного раза в год. Как и радиопрограмма, теле программа существует в виде физического электромагнитного поля, отображающего аудиовизуальное сообщение в форме сигналов определенного частотного спектра.

Еще одной формой распространения информации выступают видео- и кинохроникальные программы, под которыми понимается совокупность периодических аудиовизуальных сообщений и материалов, имеющих постоянное название и выходящих в свет не реже одного раза в год. Видео- и кинохроникальные программы существуют в виде кинопленок, видеокассет (иных материальных носителей), на которых по определенной технологии зафиксированы видео- и звуковые сигналы.

Законодатель выделяет группу специализированных средств масс вой информации, понимая под ними ту часть средств массовой ин формации, в отношении которой законом установлены специальные правила их регистрации или распространения продукции средств.

Специальные правила регистрации определены для:

· средств массовой информации, учреждаемых органами законодательной, исполнительной и судебной власти исключительно издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов;

· периодических печатных изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров;

· радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия либо имеющим не более десяти абонентов;

· аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более десяти экземпляров.

К специализированным средствам массовой информации, по основанию особенностей распространения их продукции, причисле ны эротические издания, представляющие собой периодические из дания или программы, которые в целом и систематически эксплуатируют интерес к сексу.

Еще одной разновидностью средств массовой информации вы ступают так называемые иные средства массовой информации, в числе которых в ст. 24 Федерального закона «О средствах массовой ин формации» называются печатные издания, созданные с помощью компьютеров и (или) хранящиеся в банках и базах данных, иные средства, продукция которых распространяется в виде печатных со общений, материалов, изображений, системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети.

В основу использования средств массовой информации положен принцип свободы массовой информации, который получил правовое закрепление и развитие в ст.1 Закона РФ «О средствах массо вой информации». Согласно названной статье в Российской Федерации не подлежат ограничениям, за исключениями случаев, установленных законодательством о средствах массовой информации:

· поиск, получение, производство и распространение массовой информации;

· учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими;

· изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации.

Презюмируя свободу массовой информации, законодатель счел необходимым провозгласить тезис о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации. Этот тезис получил развернутое выражение в ст. 4 Закона РФ «О средствах массовой информации» в виде нормы, запрещающей использование средств массовой ин формации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Запрещено, кроме того, использование в телевидеокинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скры тых вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказы вающих вредное влияние на их здоровье.

Важнейшей гарантией свободы массовой информации выступает законодательно установленное правило о недопустимости цензуры массовой информации. Согласно ст. 3 Закона РФ «О средствах мас совой информации»цензура массовой информации понимается как требование от редакции средства массовой информации, выдвигае мое со стороны должностных лиц, государственных органов, орга низаций, предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или ин тервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей. Не допускается и создание, а равно финансирование организаций, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цезуры массовой информации.

Рассматривая понятие средств массовой информации и давая краткую характеристику их отдельным разновидностям, мы следова ли юридической конструкции этих средств, предложенной и закре пленной действующим законодательством. Однако легальная конст рукция далеко не безупречна, поскольку противоречий в ней более чем достаточно. Анализ нормативного материала, сосредоточенного в Законе РФ «О средствах массовой информации», показывает, что законодателю вслед за разработчиками Закона не удалось в полной мере и недвусмысленно определиться с таким важным вопросом, как вопрос об отнесении средства массовой информации к объекту правалибо к его субъекту. Из закона следует, что средство массовой информации, с одной стороны, ни то, ни другое, а с другой — и то, и другое. Говоря иными словами, реализован популярный в послед нее время метод обозначения «как бы», согласно которому средство массовой информации «как бы объект права» и в то же время «как бы субъект права». Представляется, что законотворчество от ис пользования подобных приемов должно решительно отказаться.

К объекту права средство массовой информации причислить весьма непросто, поскольку:

а) ему придана способность продуцировать отдельные издания, выпуски, тиражи и программы (абз. 6 ст. 2 Закона РФ «О средствах массовой информации»);

б) ему придана способность к осуществлению деятельности (гл. II Закона РФ «О средствах массовой информации»);

в) средство массовой информации, как и юридическое лицо, должно быть учреждено (ст. 7 Закона РФ «О средствах массовой ин формации»), его деятельность может быть прекращена или приоста новлена (ст. 16 Закона РФ «О средствах массовой информации»).

Указанные признаки «жизнедеятельности» более подходят к субъекту права, нежели к его объекту. Но в числе поименованных юридических лиц, точнее их организационно-правовых форм, сред ство массовой информации не значится. Поэтому оно и не юриди ческая личность. Роль последней играет, как известно, редакция за­регистрированного средства массовой информации.

В литературе делаются попытки обоснования принад

41. Организация деятельности средств массовой информации

рганизация деятельности средств массовой информации

Статья 9. Учредитель.
1. Учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, организация, орган государственной власти.
2. Учредителем муниципальных средств массовой информации (телевидения, радиовещания, газет, журналов, информационных агентств) является местный представительный и (или) исполнительный орган государственной власти.
3. Не может выступать учредителем:
а) гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо душевнобольной, признанный судом недееспособным;
б) объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которых запрещена по закону;
в) гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Приднестровской Молдавской Республике.
4. Соучредители выступают в качестве учредителя совместно.

Статья 10. Регистрация средства массовой информации.
1. Редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации, за исключением случаев освобождения от регистрации, предусмотренных настоящим Законом.
2. Сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет может быть зарегистрирован как сетевое издание в соответствии с настоящим Законом. Сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, средством массовой информации не является.
3. Заявление о регистрации средства массовой информации подается учредителем либо лицом, действующим по его уполномочию, в соответствии с учредительными документами в уполномоченный орган государственной власти (регистрирующий орган).
Рассмотрение заявления о регистрации средства массовой информации и принятие соответствующего решения осуществляются регистрирующим органом в месячный срок с даты поступления такого заявления.
Средство массовой информации считается зарегистрированным со дня принятия регистрирующим органом решения о регистрации средства массовой информации.
4. На основании решения о регистрации средства массовой информации заявителю выдается свидетельство о регистрации средства массовой информации. Свидетельство о регистрации средства массовой информации оформляется на бланке, являющемся документом строгой отчетности и защищенной от подделок полиграфической продукцией, по форме, установленной уполномоченным органом государственной власти в сфере средств массовой информации.
5. Регистрирующий орган ведет реестр зарегистрированных средств массовой информации в порядке, установленном уполномоченным органом государственной власти в сфере средств массовой информации.
6. Информация, содержащаяся в реестре зарегистрированных средств массовой информации, является открытой и доступной для ознакомления с ней любых физических лиц и юридических лиц, за исключением случаев, если доступ к такой информации ограничен в соответствии с законами Приднестровской Молдавской Республики.
7. Сведения о конкретном средстве массовой информации предоставляются регистрирующим органом бесплатно в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня получения заявления о предоставлении таких сведений.
Сведения о конкретном средстве массовой информации направляются в виде выписки из реестра зарегистрированных средств массовой информации или справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается при отсутствии в данном реестре сведений о конкретном средстве массовой информации.
8. Учредитель сохраняет за собой право приступить к производству продукции средства массовой информации в течение одного года со дня выдачи свидетельства о регистрации. В случае пропуска этого срока свидетельство о регистрации средства массовой информации признается недействительным.

Статья 11. Недопустимость повторной регистрации.
Зарегистрированное средство массовой информации не может быть повторно зарегистрировано в том же или ином регистрирующем органе.
В случае установления судом факта повторной регистрации законной признается первая по дате регистрация.

Статья 12. Заявление о регистрации.
1. В заявлении о регистрации средства массовой информации должны быть указаны:
а) сведения об учредителе (соучредителях), обусловленные требованиями настоящего Закона;
б) наименование (название) средства массовой информации;
в) язык (языки);
г) адрес редакции;
д) форма периодического распространения массовой информации;
е) предполагаемая территория распространения продукции;
ж) примерная тематика и (или) специализация;
з) предполагаемые периодичность выпуска, максимальный объем средства массовой информации;
и) источники финансирования;
к) сведения о том, в отношении каких других средств массовой информации заявитель является учредителем, собственником, главным редактором (редакцией), издателем или распространителем;
л) доменное имя сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для сетевого издания.
2. К заявлению прилагается документ, удостоверяющий уплату государственной пошлины, а также документы, подтверждающие соблюдение заявителем при учреждении средства массовой информации требований, установленных настоящим Законом. Перечень таких документов утверждается Правительством Приднестровской Молдавской Республики.
Предъявление иных требований при регистрации средства массовой информации запрещается.

Статья 13. Перерегистрация средства массовой информации и уведомление об изменениях.
1. Смена учредителя, изменение состава соучредителей, а равно наименования (названия), языка, формы периодического распространения массовой информации, территории распространения его продукции допускается лишь при условии перерегистрации средства массовой информации.
2. Перерегистрация средств массовой информации осуществляется в том же порядке, что и их регистрация.
3. Перерегистрация средства массовой информации, деятельность которого прекращена судом, не допускается.
4. При изменении местонахождения редакции, доменного имени сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для сетевого издания, периодичности выпуска и максимального объема средства массовой информации учредитель обязан в месячный срок письменно уведомить об этом регистрирующий орган.

Статья 14. Освобождение от регистрации.
Не требуется регистрация:
а) средств массовой информации, учреждаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов;
б) периодических печатных изданий тиражом менее 300 (трехсот) экземпляров;
в) радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, одной образовательной организации или промышленного предприятия, либо имеющим не более десяти абонентов;
г) аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более десяти экземпляров.

Статья 15. Отказ в регистрации.
1. Отказ в регистрации средства массовой информации возможен только по следующим основаниям:
а) если заявление подано от имени гражданина, объединения граждан, предприятия, учреждения, организации, не обладающих правом на учреждение средств массовой информации в соответствии с настоящим Законом;
б) если указанные в заявлении сведения не соответствуют действительности;
в) если наименование (название), примерная тематика и (или) специализация средства массовой информации представляют злоупотребление свободой массовой информации в смысле пункта 1 статьи 4 настоящего Закона;
г) если регистрирующим органом ранее зарегистрировано средство массовой информации с теми же наименованием (названием) и формой распространения массовой информации.
2. Извещение об отказе в регистрации направляется заявителю в письменной форме с указанием оснований отказа, предусмотренных настоящим Законом.
3. Заявление о регистрации средства массовой информации возвращается заявителю без рассмотрения, с указанием основания возврата:
а) если заявление подано с нарушением требований пункта 2 статьи 8 или пункта 1 статьи 12 настоящего Закона;
б) если заявление от имени учредителя подано лицом, не имеющим на то полномочий;
в) если не уплачена государственная пошлина.
После устранения нарушений заявление принимается к рассмотрению.

Статья 16. Государственная пошлина.
За государственную регистрацию средства массовой информации, за выдачу дубликата свидетельства о государственной регистрации, за внесение изменений в свидетельство о регистрации уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

Статья 17. Признание свидетельства о регистрации недействительным.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации может быть признано недействительным исключительно судом в порядке гражданского судопроизводства по заявлению регистрирующего органа только в случаях:
а) если свидетельство о регистрации получено обманным путем;
б) если средство массовой информации не выходит в свет (в эфир) более одного года;
в) если устав редакции или заменяющий его договор не принят и (или) не утвержден в течение трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного средства массовой информации;
г) если имела место повторная регистрация данного средства массовой информации.

Статья 18. Прекращение и приостановление деятельности.
1. Деятельность средства массовой информации может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя либо судом в порядке гражданского судопроизводства по иску регистрирующего органа.
Учредитель имеет право прекратить или приостановить деятельность средства массовой информации исключительно в случаях и порядке, предусмотренных уставом редакции или договором между учредителем и редакцией (главным редактором).
2. Основанием для прекращения судом деятельности средства массовой информации являются:
а) неоднократное совершение редакцией средства массовой информации действий, предусмотренных статьей 4 настоящего Закона, в течение 1 (одного) календарного года;
б) неисполнение требований предписаний, вынесенных уполномоченными органами государственной власти и управления;
в) неисполнение судебного акта о приостановлении деятельности средства массовой информации.
3. Деятельность средства массовой информации может быть также прекращена в порядке и по основаниям, предусмотренным Законом Приднестровской Молдавской Республики «О противодействии экстремистской деятельности».
Приостановление деятельности средства массовой информации может быть произведено судом в качестве меры по обеспечению иска, предусмотренного частью первой настоящей статьи.
4. Прекращение деятельности средства массовой информации влечет недействительность свидетельства о его регистрации и устава редакции.

Статья 19. Приостановление выпуска средства массовой информации за нарушение законодательства о выборах и референдумах.
1. Если в период избирательной кампании, кампании референдума после вступления в силу решения суда о привлечении главного редактора или редакции радио- и телепрограммы, периодического печатного издания, иной организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации (далее – организация, осуществляющая выпуск средства массовой информации), к административной ответственности за нарушение законодательства Приднестровской Молдавской Республики о выборах и референдумах этот главный редактор или эта организация допустит повторное нарушение законодательства Приднестровской Молдавской Республики о выборах и референдумах, Центральная избирательная комиссия Приднестровской Молдавской Республики вправе обратиться в уполномоченный орган государственной власти, осуществляющий регистрацию средств массовой информации, с представлением о приостановлении выпуска средства массовой информации, использованного в целях совершения указанных нарушений. Указанный орган государственной власти в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования немедленно осуществляет с привлечением заинтересованных лиц проверку фактов, изложенных в представлении, и обращается в суд с заявлением о приостановлении выпуска средства массовой информации, использованного в целях совершения указанных нарушений, либо направляет в соответствующую избирательную комиссию мотивированный отказ от обращения в суд с указанным заявлением. Мотивированный отказ от обращения в суд с заявлением о приостановлении выпуска средства массовой информации не препятствует применению к организации, осуществляющей выпуск указанного средства массовой информации, иных мер ответственности, предусмотренных законодательством Приднестровской Молдавской Республики, включая предупреждение.
2. Уполномоченный орган государственной власти, осуществляющий регистрацию средств массовой информации, не вправе отказаться от обращения в суд на основании представления соответствующей избирательной комиссии о приостановлении выпуска средства массовой информации, если главным редактором или организацией, осуществляющей выпуск средства массовой информации, в период одной избирательной кампании, кампании референдума совершено более двух нарушений законодательства Приднестровской Молдавской Республики о выборах и референдумах, повлекших назначение административного наказания на основании вступивших в силу решений суда.
3. Рассмотрение судом указанных в настоящей статье заявлений о приостановлении выпуска средства массовой информации осуществляется в порядке и сроки, которые установлены для производства по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Приднестровской Молдавской Республики.
4. Приостановление выпуска средства массовой информации по предусмотренным настоящей статьей основаниям осуществляется судом на срок до момента окончания голосования на выборах, референдуме, а в случае, если проводится повторное голосование, – до момента окончания повторного голосования.
5. В целях настоящей статьи нарушением главным редактором или организацией, осуществляющей выпуск средства массовой информации, законодательства Приднестровской Молдавской Республики о выборах и референдумах признается нарушение этим главным редактором или этой организацией установленного указанным законодательством порядка информирования избирателей, участников референдума, проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, предусмотренное законодательством об административных правонарушениях.
6. Для целей настоящей статьи не признается нарушением законодательства Приднестровской Молдавской Республики о выборах и референдумах распространение в средстве массовой информации материалов и сообщений, за содержание которых главный редактор или организация, осуществляющая выпуск средства массовой информации, не несет ответственности в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики о средствах массовой информации.

Статья 20. Возникновение прав и обязанностей.
Права и обязанности учредителя и редакции, предусмотренные настоящим Законом, возникают с момента регистрации средства массовой информации, а предусмотренные уставом редакции – с момента его утверждения. Учредитель, редакция, издатель, распространитель могут дополнительно установить на договорной основе взаимные права и обязанности. Положения устава и договоров не должны противоречить настоящему Закону и иным актам законодательства Приднестровской Молдавской Республики.

Статья 21. Статус учредителя.
1. Учредитель утверждает устав редакции и (или) заключает договор с редакцией средства массовой информации (главным редактором).
2. Учредитель вправе обязать редакцию поместить бесплатно и в указанный срок сообщение или материал от его имени (заявление учредителя). Максимальный объем заявления учредителя определяется в уставе редакции, ее договоре либо ином соглашении с учредителем. По претензиям и искам, связанным с заявлением учредителя, ответственность несет учредитель. Если принадлежность указанного сообщения или материала учредителю не оговорена редакцией, она выступает соответчиком.
3. Учредитель не вправе вмешиваться в деятельность средства массовой информации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, уставом редакции, договором между учредителем и редакцией (главным редактором).
4. Учредитель может передать свои права и обязанности третьему лицу с согласия редакции и соучредителей. В случае ликвидации или реорганизации учредителя – объединения граждан, предприятия, учреждения, организации, государственного органа его права и обязанности в полном объеме переходят к редакции, если иное не предусмотрено уставом редакции.
5. Учредитель может выступать в качестве редакции, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.

Статья 22. Статус редакции.
1. Редакция осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности.
2. Редакция может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом, организованным в любой допускаемой законом форме. Если редакция зарегистрированного средства массовой информации организуется в качестве предприятия, то она подлежит также регистрации в соответствии с законом о государственной регистрации юридических лиц и помимо производства и выпуска средства массовой информации вправе осуществлять в установленном порядке иную, не запрещенную законом деятельность.
3. Редакция может выступать в качестве учредителя средства массовой информации, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.
4. Редакцией руководит главный редактор, который осуществляет свои полномочия на основе настоящего Закона, устава редакции, договора между учредителем и редакцией (главным редактором). Главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде. Он несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации настоящим Законом и другими законодательными актами Приднестровской Молдавской Республики.

Статья 23. Ограничения, связанные с учреждением телеканалов, радиоканалов, теле-, радио-, видеопрограмм и организаций (юридических лиц), осуществляющих вещание.
1. Иностранное юридическое лицо, а равно юридическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке, с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50 процентов и более, не вправе выступать учредителями телеканалов, радиоканалов, теле-, радио-, видеопрограмм.
2. Иностранный гражданин, лицо без гражданства, иностранное юридическое лицо, а равно юридическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке, с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном (складочном) капитале которого составляет 50 процентов и более, не вправе учреждать организации (юридические лица), осуществляющие вещание, зона уверенного приема передач которых охватывает территорию, на которой проживает половина и более половины численности населения Приднестровской Молдавской Республики.
3. Отчуждение акций (долей) учредителем телеканала, радиоканала, теле-, радио-, видеопрограммы, в том числе после их регистрации, организацией (юридическим лицом), осуществляющей (осуществляющим) вещание, зона уверенного приема передач которой (которого) охватывает территорию, на которой проживает половина и более половины численности населения Приднестровской Молдавской Республики, повлекшее появление в их уставном (складочном) капитале доли (вклада) иностранного участия, составляющей 50 процентов и более, не допускается.

42. Общие и специальные требования к распространению массовой информации

Распространение массовой информации

Статья 28. Порядок распространения.
1. Воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции средств массовой информации со стороны граждан, объединений граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, государственных органов не допускается.
2. Распространение продукции средства массовой информации считается коммерческим, если за нее взимается плата. Продукция, предназначенная для некоммерческого распространения, должна иметь пометку «Бесплатно» и не может быть предметом коммерческого распространения.
3. Демонстрация видеозаписей программ в жилых помещениях, а равно снятие единичных копий с них, если при этом не взимается плата прямо или косвенно, не считается распространением продукции средства массовой информации в смысле настоящего Закона.
4. Розничная продажа, в том числе с рук, тиража периодических печатных изданий не подлежит ограничениям, за исключением предусмотренных настоящим Законом. Розничная продажа тиража периодических печатных изданий в местах, не являющихся общедоступными, – помещениях и иных объектах, в отношении которых собственником или лицом, уполномоченным управлять его имуществом, установлен особый режим пользования, – допускается не иначе как с согласия указанных лиц.
5. В случае нарушения редакцией, издателем или распространителем имущественных либо личных неимущественных прав авторов и в иных случаях, предусмотренных Законом, распространение продукции средства массовой информации может быть прекращено по решению суда.
6. Распространение продукции средств массовой информации, осуществляемое с нарушением требований, установленных законом Приднестровской Молдавской Республики о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, может быть прекращено судом на основании заявления уполномоченного исполнительного органа государственной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением действующего законодательства Приднестровской Молдавской Республики о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. При этом распространение указанной продукции может быть приостановлено судом в целях необходимости обеспечения иска, предусмотренного настоящим пунктом.

43. Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями

Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями

Статья 39. Право на получение информации.
1. Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений и их должностных лиц.
2. Органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения и их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.
3. Предоставление органами государственной власти, органами местного самоуправления информации о своей деятельности по запросам редакций, если такие отношения не урегулированы законодательством о средствах массовой информации, осуществляется в соответствии с законодательством, регулирующим вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, в том числе к информации о деятельности судов в Приднестровской Молдавской Республики.

Статья 40.Запрос информации.
Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию по письменному запросу обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции. По устному запросу информация предоставляется в обязательном порядке, если это является информацией об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Статья 41. Отказ и отсрочка в предоставлении информации.
1. Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен только если она содержит сведения, составляющие государственную или иную специально охраняемую законом тайну. Уведомление об отказе вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. В уведомлении должны быть указаны:
а) причины, по которым запрашиваемая информация не может быть отделена от сведений, составляющих специально охраняемую законом тайну;
б) должностное лицо, отказывающее в предоставлении информации;
в) дата принятия решения об отказе.
2. Отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации допустима, если требуемые сведения не могут быть представлены в семидневный срок.
Уведомление об отсрочке вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. В уведомлении должны быть указаны:
а) причины, по которым запрашиваемая информация не может быть представлена в семидневный срок;
б) дата, к которой будет представлена запрашиваемая информация;
в) должностное лицо, установившее отсрочку;
г) дата принятия решения об отсрочке.

Статья 42. Обеспечение конфиденциальности информации.
1. Редакции запрещается разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне.
2. Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случаев, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом, или от уполномоченных органов в связи с необходимостью расследования преступления, установления лиц, причастных к совершению преступления, розыска пропавших лиц (в том числе несовершеннолетних) и иных случаях, установленных уголовно-процессуальным законодательством Приднестровской Молдавской Республики.
3. Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, совершившего преступление либо подозреваемого в его совершении, а равно совершившего административное правонарушение или антиобщественное действие, без согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя.
4. Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах информацию, указанную в пункте 6 статьи 4 настоящего Закона, за исключением случаев, если распространение такой информации осуществляется в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия). В этих случаях такая информация может распространяться в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях:
а) с согласия несовершеннолетнего, достигшего четырнадцатилетнего возраста и пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия), и его законного представителя;
б) с согласия законного представителя несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста и пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия);
в) без согласия несовершеннолетнего, достигшего четырнадцатилетнего возраста и пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия), и (или) законного представителя такого несовершеннолетнего, если получить это согласие невозможно, либо если законный представитель такого несовершеннолетнего является подозреваемым или обвиняемым в совершении данных противоправных действий.
5. Распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях указанной в пункте 6 статьи 4 настоящего Закона информации в части, относящейся к несовершеннолетнему, потерпевшему от преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, допускается в предусмотренных подпунктами «а»-«в» пункта 4 настоящей статьи случаях только в целях расследования преступления, установления лиц, причастных к совершению преступления, розыска пропавших несовершеннолетних в объеме, необходимом для достижения указанных целей, и с соблюдением требований, установленных уголовно-процессуальным законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

Статья 43. Авторские произведения и письма.
1. Редакция обязана соблюдать права на используемые произведения, включая авторские права, издательские права, иные права на интеллектуальную собственность. Автор либо иное лицо, обладающее правами на произведение, может особо оговорить условия и характер использования предоставляемого редакции произведения.
2. Письмо, адресованное в редакцию, может быть использовано в сообщениях и материалах данного средства массовой информации, если при этом не искажается смысл письма и не нарушаются положения настоящего Закона. Редакция не обязана отвечать на письма граждан и пересылать эти письма тем органам, организациям и должностным лицам, в чью компетенцию входит их рассмотрение.
3. Никто не вправе обязать редакцию опубликовать отклоненное ею произведение, письмо, другое сообщение или материал, если иное не предусмотрено законом или решением суда.

Статья 44. Право на опровержение.
1. Гражданин или организация вправе потребовать от редакции опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации. Такое право имеют также законные представители гражданина, если сам гражданин не имеет возможности потребовать опровержения. Если редакция средства массовой информации не располагает доказательствами того, что распространенные им сведения соответствуют действительности, она обязана опровергнуть их в том же средстве массовой информации.
2. Если гражданин или организация представили текст опровержения, то распространению подлежит данный текст при условии его соответствия требованиям настоящего Закона. Редакция радио-, телепрограммы, обязанная распространить опровержение, может предоставить гражданину или представителю организации, потребовавшему этого, возможность зачитать собственный текст и передать его в записи.

Статья 45. Порядок опровержения.
1. В опровержении должно быть указано, какие сведения не соответствуют действительности, когда и как они были распространены данным средством массовой информации.
2. Опровержение в периодическом печатном издании должно быть набрано тем же шрифтом и помещено под заголовком «Опровержение», как правило, на том же месте полосы, что и опровергаемое сообщение или материал. По радио и телевидению опровержение должно быть передано в то же время суток и, как правило, в той же передаче, что и опровергаемое сообщение или материал.
Объем опровержения не может более чем вдвое превышать объем опровергаемого фрагмента распространенного сообщения или материала. Нельзя требовать, чтобы текст опровержения был короче одной стандартной страницы машинописного текста.
3. Опровержение должно последовать:
а) в средствах массовой информации, выходящих в свет (в эфир) не реже одного раза в неделю, – в течение месяца со дня получения требования об опровержении или его текста;
б) в иных средствах массовой информации – в подготавливаемом или ближайшем планируемом выпуске.
4. В течение месяца со дня получения требования об опровержении либо его текста редакция обязана в письменной форме уведомить заинтересованных гражданина или организацию о предполагаемом сроке распространения опровержения либо об отказе в его распространении с указанием оснований отказа.

Статья 46. Основания отказа в опровержении и обжалования в суд.
1. В опровержении должно быть отказано, если данное требование либо представленный текст опровержения:
а) является злоупотреблением свободой массовой информации в смысле части первой статьи 4 настоящего Закона;
б) противоречит вступившему в законную силу решению суда;
в) является анонимным.
2. В опровержении может быть отказано:
а) если опровергаются сведения, которые уже опровергнуты в данном средстве массовой информации;
б) если требование об опровержении либо представленный текст его поступили в редакцию по истечении одного года со дня распространения опровергаемых сведений в данном средстве массовой информации.
3. Отказ в опровержении является основанием для обжалования в суд в соответствии с гражданским и гражданско-процессуальным законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

Статья 47. Право на ответ.
1. Гражданин или организация, в отношении которых в средстве массовой информации распространены сведения, не соответствующие действительности либо ущемляющие права и законные интересы гражданина, имеют право на ответ (комментарий, реплику) в том же средстве массовой информации.
2. В отношении ответа и отказа в таковом применяются правила статей 42-44 настоящего Закона.
3. Ответ на ответ помещается не ранее чем в следующем выпуске средства массовой информации. Данное правило не распространяется на редакционные комментарии.
44. Профессиональный статус журналиста, его права и обязанности

Права и обязанности журналиста

Статья 48. Права журналиста.
1. Журналист имеет право:
а) искать, запрашивать, получать и распространять информацию;
б) посещать органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения либо их пресс-службы в порядке, предусмотренном действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики;
в) быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;
г) в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики, получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную или иную специально охраняемую законом тайну;
д) копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований пункта 1 статьи 43 настоящего Закона;
е) производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;
ж) посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;
з) отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона;
и) излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и публикациях, предназначенных для распространения за его подписью;
к) отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или публикации, противоречащего его убеждениям;
л) снять свою подпись под сообщением или публикацией, содержание которых, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала в соответствии с пунктом 1 статьи 43 настоящего Закона;
м) распространять подготовленные им сообщения и публикации за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.
2. Журналист пользуется также иными правами, предоставленными ему законодательством Приднестровской Молдавской Республики о средствах массовой информации.

Статья 49. Аккредитация.
1. Редакция имеет право подать заявку в орган государственной власти, организацию, учреждение, орган общественного объединения на аккредитацию при них своих журналистов.
2. Органы государственной власти, организации, учреждения, органы общественных объединений аккредитуют заявленных журналистов при условии соблюдения редакциями правил аккредитации, установленных этими органами, организациями, учреждениями.
3. Аккредитованный журналист имеет право присутствовать на заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых аккредитовавшими его органами, организациями, учреждениями, за исключением случаев, когда приняты решения о проведении закрытого мероприятия.
4. Журналист может быть лишен аккредитации, если им или редакцией нарушены установленные правила аккредитации либо распространены не соответствующие действительности сведения, порочащие честь и достоинство организации, аккредитовавшей журналиста, что подтверждено вступившим в законную силу решением суда.
5. Государственные средства массовой информации имеют право беспрепятственного участия в освещении мероприятий, проводимых органами государственной власти. Аккредитация государственных средств массовой информации для освещения деятельности органов государственной власти не требуется, за исключением случаев, когда приняты решения о проведении закрытого мероприятия.
6. Аккредитация зарубежных журналистов при органах государственной власти, организациях, учреждениях, органах общественных объединений осуществляется после получения аккредитации, предусмотренной статьей 56 настоящего Закона.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 482.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...