Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Виды информационных ресурсов




В настоящее время существуют следующие виды информационных ресурсов:
1) Средства массовой информации. К ним относятся различного рода новостные и семантические сайты (или электронные версии СМИ). Их отличительной чертой является высокий уровень посещаемости (например, сайт НТВ, "Вести" и т.п.), быстрая смена информации, наличие видеоряда на сайте.
2) Электронные библиотеки. Электронная библиотека - распределенная информационная система, позволяющая надежно сохранять и эффективно использовать разнородные коллекции электронных документов через глобальные сети передачи данных в удобном для конечного пользователя виде.
3) Электронные базы данных. В самом общем смысле база данных - это набор надписей и файлов, специальным образом организованных. Один из типов баз данных - это документы, набранные при помощи текстовых редакторов и сгруппированные по темам. Другой тип - это файлы с электронными таблицами, которые объединены в группы по характеру их использования.
4) Сайты. Корпоративный сайт - это Интернет-ресурс, посвященный какой-то организации, фирме, предприятию. Как правило, он знакомит пользователей с фирмой, направлениями и видами ее деятельности, отражает различные справочные материалы: прайс-листы, условия поставок и оплаты; рекламную информацию: наличие сертификатов качества, участие в выставках, публикации в прессе т.п.; контактную информацию.
В отличие от корпоративного сайта выделяют персональный и любительский сайт, домашнюю страничку. Они отличаются полнотой представляемой информации и профессионализмом исполнения.
Как правило, на сайте можно познакомиться с информацией узкотематической направленности. Глубина ее раскрытия может быть разной: от чисто ознакомительной, поверхностной до высокопрофессиональной, освещающей все стороны деятельности. Определяет информативность сайта его владелец. На сайтах может быть представлено большое количество гиперссылок, которые помогают ориентироваться в нем.
5) Сервисы - это группа сайтов, на которых можно воспользоваться разнообразными сервисными услугами: электронным почтовым ящиком, блогом (а также познакомиться с правилами его ведения), поиском, различными каталогами, словарями, справочниками, прогнозом погоды, телепрограммой, курсами валют и т.д. Например, Яндекс, Рамблер и т.п.
Информационный портал - это веб-сайт, организованный как многоуровневое объединение различных ресурсов и сервисов, обновление которого происходит в реальном времени. Примером информационного портала может служить портал информационной поддержки единого государственного экзаменаhttp://www1.ege.edu.ru/content/view/14/35/.

Можно говорить также о делении информационных ресурсов по другим признакам. А именно:

· По целевому предназначению

o личные,

o корпоративные,

o СМИ,

o бизнес,

o образовательные,

o политика,

o учреждения и организации,

o сервисы и услуги,

o доски объявлений,

o культура,

o чаты,

o хранилища ПО,

o спорт,

o отдых,

o изображения и фото,

o развлекательные порталы

· По способу представления

o Web-страницы

o Базы данных

o Файловые серверы

o Телеконференции

· По виду носителя

o твердая копия (книга, газета, рукопись и т.д.)

o на машиночитаемых носителях (кино- фотопленка, аудио- и видеозапись, данные на винчестере компьютера, дискете, CD, флэш и т.д.)

o на канале связи (TV, радио)

· По способу организации хранения и использования

o документы на традиционных носителях (книги, газеты, журналы)

o массив документов

o фонд документов

o архив

o автоматизированные формы

· По форме собственности

o общероссийское национальное достояние

o государственная собственность

o собственность субъектов РФ (в том числе муниципальная)

o частная (личная, корпоративная) собственность

· По содержанию

o Тематическая информация

o Научные публикации

o Рекламная информация

o Справочная информация

o Новости

o Вторичная (библиографическая) информация

· По национально-территориальному признаку.

· Информационные ресурсы делятся по языковому признаку и географической территории.

o По языковому признаку. Основным языком в сети Интернет является английский, но практически все основные языки мира представлены в Сети. Некоторые из сайтов поддерживают несколько языков - на выбор пользователя.

o По географическому признаку. Информационный ресурс в большинстве случаев принадлежит какой-либо организации, расположенной и осуществляющей свою деятельность на определенной территории, подчиняющейся ее законам. Информация в некоторых случаях может быть предназначена для аудитории, находящейся преимущественно в пределах региона. Таковы, например, сайты объявлений. Навряд ли информация о купле-продаже в Костроме интересна жителю Вологды. Доступ к этим ресурсам возможен из любой точки, независимо от места нахождения пользователя.

31. Возникновение права пользования информационными ресурсами

32. Реализация права на доступ к информации и гарантии ее предоставления

 
ПРАВО НА ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ
Одно из основных информационных прав - право на доступ к информации, включающее в себя право каждого свободно искать информацию и право получать ее от лиц, обладающих этой информацией на законных основаниях. Основными принципами обеспечения права на доступ к информации являются: • презумпция доступности и открытости информации; • достоверность и полнота информации; • своевременность предоставления информации; • соблюдение ограничений, установленных федеральным законом; • защита права на доступ к информации; • ответственность за нарушение права на доступ к информации. В целях охраны и защиты прав и свобод в информационной сфере Конституция Российской Федерации устанавливает гарантии, обязанности, механизмы защиты и ответственности. К основным конституционным гарантиям относятся: • признание прав и свобод человека и гражданина неотчуждаемыми (ст. 17), равными (ст. 19), непосредственно действующими(ст. 18) согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и защищаемыми государством (ч. 4 ст. 15); • законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15); • права и свободы "определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием"(ст. 18); • органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное непредусмотрено законом (ч. 2 ст. 24); • механизмы защиты наряду с государственной защитой предусматривают право каждого на самозащиту "всеми способами, незапрещенными законом" (ч. 2 ст. 45), судебную защиту (ч. 1 и 2 ст. 46), международно-правовую защиту (ч. 3 ст. 46); • сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (ч. 3 ст. 41). Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" для реализации права на доступ к информации провозглашает следующие дополнительные государственные гарантии: 1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций, а также в пределах своей компетенции осуществляют массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес (п. 1 ст. 13). При этом для формирования таких ресурсов закон предусматривает, что граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения обязаны представлять документированную информацию органам и организациям, ответственным за формирование и использование государственных информационных ресурсов. Перечни представляемой в обязательном порядке документированной информации и перечни органов и организаций, ответственных за сбор и обработку федеральных информационных ресурсов, должно утверждать Правительство Российской Федерации (п. 1 ст. 8). Оно же должно установить перечень информационных услуг (бесплатных или с частичной оплатой для пользователя) с компенсацией затрат из средств государственного бюджета (п. 4 ст. 13). 2. Граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом(п. 1 ст. 12). При этом декларируется, что доступ физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам является основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни. 3. Органы государственной власти и организации, ответственные за формирование и использование информационных ресурсов, обеспечивают условия для оперативного и полного предоставления пользователю документированной информации в соответствии с обязанностями, установленными уставами (положениями) этих органов и организаций (п. 4 ст. 12). При этом перечни информации и информационных услуг, сведения о порядке и условиях доступа к информационным ресурсам должны предоставляться пользователям бесплатно (п. 3 ст. 12). 4. Граждане и организации имеют право на доступ к документированной информации о них, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, имеют право знать, кто ив каких целях использует или использовал эту информацию. Ограничение доступа граждан и организаций к информации о них допустимо лишь на основаниях, предусмотренных федеральными законами (п. 1 ст. 14). Владелец документированной информации о гражданах обязан предоставить информацию бесплатно по требованию тех лиц, которых она касается. Ограничения возможны лишь вслучаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 14). 5. Информация, полученная на законных основаниях из государственных информационных ресурсов гражданами и организациями, может быть использована ими для создания производной информации в целях ее коммерческого распространения с обязательной ссылкой на источник информации (п. 2 ст. 12). 6. Отказ в доступе к открытой информации или предоставление пользователям заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы в судебном порядке. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору поставки, купли-продажи, по 7. другим формам обмена информационными ресурсами между организациями рассматриваются арбитражным судом. Во всех случаях лица, которым отказано в доступе к информации, и лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного ими ущерба (п. 1 ст. 24). 7. Руководители, другие служащие органов государственной власти, организаций, виновные в незаконном ограничении доступа к информации и нарушении режима защиты информации, несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об административных правонарушениях (п. 3 ст. 24). Вместе с тем следует признать, что этот закон не решает в целом задачи охраны права на доступ к информации. Он во многом декларативен и противоречит действующему законодательству, позволяя сохранить прежний разрешительный принцип в реализации этого основного информационного права. Как следует из доктрины информационной безопасности, противоречивость и неразвитость правового регулирования общественных отношений в информационной сфере приводят к серьезным негативным последствиям. Так, недостаточность нормативного правового регулирования отношений в области реализации возможностей конституционных ограничений свободы массовой информации в интересах защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства существенно затрудняет поддержание необходимого баланса интересов личности, общества и государства в информационной сфере. Несовершенное нормативное правовое регулирование отношений в области массовой информации затрудняет формирование на территории Российской Федерации конкурентоспособных российских информационных агентств и средств массовой информации. Необеспеченность прав граждан на доступ к информации, манипулирование информацией вызывают негативную реакцию населения, что в ряде случаев ведет к дестабилизации социально-политической обстановки в обществе. Поэтому необходимо дальнейшее совершенствование законодательства, в том числе специальный Федеральный закон "О праве на доступ к информации", который решал бы следующие задачи:- а) установление ограничений и запретов при реализации прав в информационной сфере (искать, получать, передавать, производить и распространять информацию в соответствии со ст. 29 Конституции Российской Федерации) по основным видам информации (информация без права ограничения доступа, иная общедоступная информация, "вредная" информация, информация с ограниченным доступом);- б) установление законодательных оснований для разрешения коллизий при реализации права на информацию и права "на тайну"; в) определение в законе механизмов доступа к открытой информации; г) унификация заявленных в законах правонарушений в информационной сфере с внесением изменений и дополнений в соответствующие кодексы по установлению ответственности за эти правонарушения. К механизмам доступа к открытой информации можно отнести: • структурирование открытой информации по уровням доступа -подлежащей обязательному опубликованию в средствах массовой информации, предоставлению по запросу каждого гражданина, обязательному предоставлению по запросу отдельных категорий граждан; • структурирование органов государственной власти и местного самоуправления, чьи должностные лица обязаны предоставлять информацию (пример - государственная система научно-технической информации, положение о которой утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля1997г.); • установление обязанности должностных лиц на основании документов предоставлять по запросам граждан информацию, доступ к которой не ограничен законом; • публикацию в общедоступных изданиях документированной информации, подлежащей обязательному распространению, всех перечней по установлению ограничений и запретов в информационной сфере, перечня органов государственной власти и местного самоуправления (с указанием их функций и адресов); • создание общедоступных баз данных в органах государственной власти и местного самоуправления, в том числе на общедоступных серверах с указанием в средствах массовой информации их адресов и порядка получения информации; • порядок предоставления информации, предусматривающий сроки, объем и форму предоставления информации в зависимости от правового статуса организации, в адрес которой направлен запрос; • установление источников финансирования и покрытия расходов, связанных с предоставлением информации, - в соответствии с нормой Гражданского кодекса Российской Федерации (п. 2 ст. 779) предоставление информации отнесено к обязательствам о возмездном оказании услуг.- Важное значение для реализации информационных прав граждан на доступ к информации имеет Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 17 февраля 1998 г., где в целях обеспечения информационной открытости государственной власти гражданского общества определены следующие задачи: • радикальное обновление функций, методов, критериев деятельности существующих информационных служб органов исполнительной власти; • сужение области ведомственных тайн; • уточнение с помощью общественных организаций гарантий предоставления общественно значимой официальной информации; • обучение государственных служащих практической работе в условиях информационной открытости; • установление каналов двусторонней связи государственных органов с общественными организациями, занимающимися аналогичными проблемами (экологическими, социальными и др.). При рассмотрении вопросов реализации права на доступ к информации наиболее важной характеристикой, на наш взгляд, является классификация отношений как по виду информации, как объекта правоотношений, так и по виду субъектов этого права. Вся информация с точки зрения права по степени доступа сегодня делится на несколько основных сегментов: 1. Информация без права ограничения доступа (все те ограничения, которые установлены в Конституции РФ, в Законах РФ "О государственной тайне", "О коммерческой тайне". Этот перечень может быть продолжен и расширен). Представляется важным не только установить норму в Конституции РФ о том, что информация, содержащая сведения об обстоятельствах и фактах, представляющих угрозу жизни, здоровью граждан не подлежит засекречиванию, не может быть отнесена к тайне, но и прописать критерии, по которым эта информация может быть отнесена к такого рода информации, чего, к сожалению, не сделано. 2. Информация с ограниченным доступом. Исходя из Послания Президента Федеральному Собранию 1998 г. область тайн должна сокращаться, но на самом деле она увеличивается. На Первой межпарламентской конференции России, Белоруссии и Украины в 1999 г., где автор руководил секцией по вопросам интеграции и унификации национальных законодательств трех стран, было насчитано уже около 50 видов тайн, с учетом 40 в России, как оснований для ограничения доступа к информации. 3. Информация, распространение которой наносит вред интересам общества, законным интересам и правам граждан (порнография; информация, разжигающая национальную, расовую и другую рознь; пропаганда и призывы к войне, ложная реклама, со скрытыми вставками и т. п.) - так называемая "вредная" информация. 4. Объекты интеллектуальной собственности (то, что не может быть отнесено к информации с ограниченным доступом, за исключением ноу-хау), которые охраняются в режиме коммерческой тайны, но охраняются особым порядком через институты интеллектуальной собственности - авторское право, патентное право, средства индивидуализации и т. п.- 5. Иная общедоступная информация, среди которой, как уже отмечалось, ученые выделяют более чем 20 видов открытой общедоступной информации. Доступ к информации также важно четко разграничить в зависимости от вида субъекта, реализующего свое право на доступ к ней. Исходя из этого, предлагаем различать следующие виды доступа: - обязательное доведение информации до всеобщего сведения; - свободный доступ (сообщение информации для всеобщего сведения); - предоставление информации по запросу юридических лиц; - предоставление информации по запросу физических лиц. На наш взгляд, важно различать понятия "обязательное доведение" и "свободный доступ" по степени активности субъекта (по аналогии с избирательным правом). Например, на сервере соответствующего субъекта органа власти в электронном виде выставляется информация о законопроекте. Правомочия на свободный доступ к информации в данном случае могут реализоваться через обязанность государства создать условия, при которых лицо, заинтересованное в получении информации, могло получить к ней доступ по своему желанию. В перечень таких условий могут входить - накопление информации и поддержание ее в актуальном состоянии, систематизация информации и т. п. В то же время условия свободного доступа, включая адрес нахождения информации, должны быть широко известны, и здесь применимо уже правомочие обязательного доведения. Правомочия на доступ к информации через обязательное ее доведение (на примере законодательной деятельности) возникают только после принятия закона и подписания его Президентом РФ, поскольку законы должны быть опубликованы и вступают в силу только в случае их обязательного опубликования. Наряду с этим обязательному доведению подлежит информация об обстоятельствах и фактах по угрозе общественной безопасности, здоровью и жизни граждан, о реквизитах организаций, предоставляющих информацию, о реестрах официальных документов, которые также подлежат обязательному доведению. Доступ к информации по запросу заинтересованного лица может осуществляться в форме: • ознакомление с официальными документами, содержащими запрашиваемую информацию; • получение копии соответствующего документа или выдержек из него; • получение письменной справки, содержащей запрашиваемую информацию; • получение устного изложения содержания запрашиваемой информации; • получение сведений об источнике опубликования запрашиваемой информации в официальном издании. По степени ограничения доступа к информации можно выделить следующие основные виды отношений, которые могут возникать в этой связи между субъектами: лица (как физические, так и юридические) по отношению к государству; государство по отношению к лицам (как физическим, так и юридическим); физические лица по отношению к юридическим лицам; юридические лица по отношению к физическим лицам; юридические лица по отношению к юридическим лицам; физические лица по отношению к физическим лицам. При запросе лиц в органы государственной власти ограничение права на доступ к информации связано только с государственной тайной, служебной тайной и персональными данными, потому что коммерческой тайны, банковской тайны, профессиональной тайны в органах государственной власти и органах местного самоуправления, по определению, быть не может. Что касается государственных предприятий, которые, казалось бы, представляют государство, то в данной ситуации мы говорим о том, что делаются запросы в органы государственной власти и органы местного самоуправления, выпускающие документы нормативно-правового характера, которые затрагивают интересы граждан, проживающих на территориях административного района, региона России. В данной ситуации невозможно распространить эти отношения в том числе и на казенные предприятия, которые не являются органом власти, а относятся к коммерческим структурам, хотя и с государственным видом собственности, где может быть коммерческая тайна. Важным условием для реализации правомочий в данной области, как представляется, является развитие правосознания, формирование новой информационно-правовой культуры. При запросах государства по отношению к физическим и юридическим лицам (что регламентируется нормами законов "О государственной службе", "О воинской обязанности и военной службе", "Об обороне", "О милиции" и т. п.) в качестве основания для ограничения права доступа к информации могут выступать персональные данные, коммерческая тайна, банковская тайна и профессиональная тайна. При реализации права физических лиц на доступ к информации у юридических лиц в качестве основания для ограничения права доступа к информации могут выступать профессиональная тайна, коммерческая тайна, банковская тайна. При запросе юридических лиц к физическим лицам основанием для ограничения права могут выступать персональные данные. В законодательстве РФ сегодня не отрегулированы до конца вопросы о сроках предоставления информации и случаях возмездного (на платной основе) предоставления информации по запросу. Так, запросы государственных органов в пределах их полномочий на проверку по информационному массиву, создаваемому в процессе проведения государственной дактилоскопической регистрации, исполняются в срок не более 5 дней с момента получения, срочные - не позднее следующего рабочего дня. Лопатин В. Н. Законодательное обеспечение информационной безопасности // Роль прессы в формировании в России гражданского общества. М, 1999. С. 175-187. 2 Лопатин В. Н. Законодательные ограничения права на доступ к информации //Российский и зарубежный опыт правового регулирования доступа граждан к правительственной информации. М., 1999. С. 41-49. 3 Подробнее об этом см.: Лопатин В. Н. О правовых основах регулирования отношений в сфере информационной безопасности // Сборник материалов международной конференции "Безопасность информации". 14-18 апреля 1997 г. М, С. 57-63. 4 Подробнее об этом см.: Марвик К. М. Ваше право на правительственную информацию. СПб., 1996. "Включение объектов интеллектуальной собственности, оправдано, на наш взгляд, тем, что законодательство России регулирует в области интеллектуальной собственности не только имущественные отношения, но и личные неимущественные отношения тоже. Вместе с тем интеллектуальная собственность - это один из видов информации, которая распространяется и хранится, в том числе в органах государственной власти. Например, Патентное ведомство обязано распространять эту информацию путем выпуска соответствующих реестров.

33. Понятие международного информационного обмена

Понятие информационный обмен - очень старое, возможно, одно из самых старых. Ведь, по сути, информационный обмен, если понимать его буквально, и, наверное, однозначно точно, является такой формой отношений между сторонами, при которой за какую-то информацию одна сторона получает какую-то информацию от другой стороны. Можно утверждать, что информационный обмен является частным случаем продажи информации, когда вместо денег или иной материальной субстанции за информацию, как товар, рассчитываются другой информацией. В общем случае мы понимаем информацию как отражение окружающего нас предметного мира в виде сигналов и знаков, причем физические, материальные характеристики различных субъектов, объектов и процессов передаются нам в виде сигналов, а через знаки мы воспринимаем этот окружающий нас предметный мир. Получение же информации как раз и состоит в извлечении из поступивших сигналов и знаков требуемых фактов, сведений, данных, т.е. человек, владея информацией, предварительно должен совершить определенную работу для ее получения.

Международный стандарт — стандарт, принятый международной организацией. Стандартом называется документ, в котором устанавливаются характеристики продукции, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. На практике под международными стандартами часто подразумевают также региональные стандарты и стандарты, разработанные научно-техническими обществами и принятые в качестве норм различными странами мира.

Основное назначение международных стандартов — это создание на международном уровне единой методической основы для разработки новых и совершенствование действующих систем качества и их сертификации.

Международная организация по стандартизаци, ИСО (International Organization for Standardization, ISO) — международная организация, занимающаяся выпуском стандартов.

Международная организация по стандартизации создана в 1946 двадцатью пятью национальными организациями по стандартизации. Фактически её работа началась с 1947. СССР был одним из основателей организации, постоянным членом руководящих органов, дважды представитель Госстандарта избирался председателем организации. Россия стала членом ИСО как правопреемник СССР. 23 сентября 2005 года Россия вошла в Совет ИСО.

Международные стандарты разрабатываются техническими комитетами ИСО и подкомитетами в ходе шестистадийного процесса

Стадия 1:

Стадия предложения

Стадия 2:

Подготовительная стадия

Стадия 3:

Стадия комитета

Стадия 4:

Стадия вопросов

Стадия 5:

Стадия одобрения

Стадия 6:

Стадия публикации

Одним из решений является язык XML (eXtensible Markup Language — расширяемый язык разметки), который создан на основе языка SGML (Standardized General Markup Language — стандартизованный язык общей разметки), разработанного компанией IBM в конце 60-х годов прошлого столетия. Широкораспространенный язык HTML (HyperText Markup Language — язык разметки гипертекста) является ни чем иным, как одной из ранних SGML-версий. Языки HTML и XML были приняты консорциумом W3C (World Wide Web Consortium, www.w3.org) в качестве открытых международных стандартов.

Язык XML — это символический язык, в котором, как и в HTML, используются теги. Разница состоит в том, что HTML-теги определяют внешний вид загруженной в браузер страницы, в то время как теги XML описывают тип содержащейся в элементе данных информации (название продукта, серийный номер, какой-либо выходной параметр, количество продукта на складе и т.п.).

34. Библиотеки и библиотечное дело

Библиотекове́дение — научная дисциплина документно-коммуникационного цикла, теоретически воспроизводящая библиотеку как научное понятие и объект реальности во всех её связях и опосредованиях.









Содержание

[убрать]

· 1 Описание

o 1.1 Разделы библиотековедения

o 1.2 Цели, задачи, функции

o 1.3 Составные части библиотековедения

· 2 История

· 3 Предмет и объект библиотековедения

· 4 Примечания

· 5 Литература

Описание[править исходный текст]

Данная научная дисциплина изучает цели, принципы, содержание, систему и формы общественного пользования произведениями печати, а также теорию, историю, методологию, технологию, методику и организациюбиблиотечного дела[1].

Библиотековедение классифицируется в зависимости от избранных исследователем оснований деления и подразделяется на общее и особенное, в том числе частное.

Разделы библиотековедения[править исходный текст]

· Общее библиотековедение — раздел библиотековедения, содержанием которого являются общетеоретические, исторические и организационные проблемы библиотечной деятельности, а также изучение объекта и предмета библиотековедения, его структуры, терминологии, места в системе наук, связей со смежными и сопредельными научными дисциплинами, закономерностей библиотечной деятельности, ее принципов и концепций, методологии и методики библиотечных исследований, истории библиотековедческой мысли.

· Особенное библиотековедение исследует различные специфические аспекты библиотечной деятельности.

· Частное библиотековедение — комплекс разделов библиотековедения, содержание которых составляют учения о различных частях библиотеки как системы — библиотечном фонде, библиотечном каталоге, контингенте пользователей библиотеки, материально-технической базе библиотеки и т. д.

Цели, задачи, функции[править исходный текст]

· Задача библиотековедения — развитие теории библиотечного дела, анализ его закономерностей как социального явления, связанного с использованием библиотек в помощь социальному, экономическому, культурному процессу.

· Цель библиотековедения — оптимизация социального использования информации в виде публикаций, через библиотечное дело.

· Функции библиотековедения:

1. Научные функции:

· Познавательная

· объяснительная

· предсказательная

· систематизирующая

2. Социальные функции:

· Культурно-воспитательная (выражение общего свойства науки как действенного фактора развития всей человеческой культуры, научного мировоззрения, общественного сознания)

· Функция производительной силы (Является важным условием развития библиотечного дела, играет роль одной из опосредованных сил его прогресса, выдвигает и внедряет в практику новые, перспективные идеи, способствующие повышению эффективности и качества библиотечного обслуживания населения)

· Функция социальной силы (Библиотековедение создает явные и латентные предпосылки изменения общества, его культуры, причем эти изменения носят прогрессивный характер. Огромную социальную роль играет идея информатизации общества, первоисточником которой должно считаться библиотековедение)

Все они связаны с тем, что научные знания и методы библиотековедения используются при решении проблем, возникающих в процессе общественного использования информации.

Составные части библиотековедения[править исходный текст]

Составными частями библиотековедения являются:

1. Научные законы

2. Научные принципы

3. Научные теории

4. Методы исследования

5. Понятийный аппарат

6. Гипотезы

7. Факты, данные наблюдений и опытов

История[править исходный текст]

Истоки библиотековедения — науки о библиотечном деле, сущность которой до сих пор остается дискуссионной, восходит с глубокой древности. Являясь типичным научным феноменом, библиотековедение в то же время характеризуется собственным генезисом и развитием. Их изучение требует исторического подхода, который позволит проследить возникновение и основные этапы формирования библиотековедения, движение теоретической мысли от предложений и догадок к научному знанию, увидеть перспективные направления его развития. История развития библиотековедения в мировом масштабе пока изучена недостаточно. За рубежом этот аспект библиотековедения не находится в центре внимания. Кроме России, ни в одной из стран мира еще не создано обобщающего труда, посвященного истории библиотековедческой мысли. История российского библиотековедения изучена довольно глубоко. Общая характеристика развития русского библиотековедения сформулированная ещё в работах А. М. Ловягина, содержится:

· в учебнике К. И. Абрамова «История библиотечного дела в СССР» (1980),

· в монографии А. Н. Ванеева «Развитие библиотековедческой мысли в СССР» (1980)

· в учебном пособии «Развитие библиотековедческой мысли в России в XI—XVIII веках» (1992),

· в монографии Ю. В. Григорьева «История русского библиотековедения (1700—1860 гг.)» (1989).

В своем развитии библиотековедение подразделяется на два основных этапа:

1. Донаучный (с середины II тысячелетия до н. э. до конца XVIII в.), обозначенный определением «библиотековедческая мысль»

2. Научный (с начала XIX в. до настоящего времени), определенный как становление и развитие библиотековедения как науки и учебной дисциплины.

По мнению Н. С. Карташова и В. В. Скворцова история библиотековедения подразделяется на два этапа:

1. Предыстория библиотековедения:

· Библиотековедческая мысль древности

· Библиотековедческая мысль средневековья

2. Становление и развитие библиотековедения как науки и учебной дисциплины:

· Период единого мирового буржуазного библиотековедения (XIX в.)

· Период бифуркации — разделения библиотековедения на социалистическое и буржуазное (XX в.)

· Период дебифуркации — прогнозируемый период развития библиотековедения как единой науки на методологической основе общечеловеческих ценностей (XXI в.)

Предмет и объект библиотековедения[править исходный текст]

Одним из проблемных вопросов библиотековедения является определение объекта и предмета библиотечной науки. С XIX в. началась разработка этих определений. До 70-х годов XX в. объект и предмет библиотековедения не различались: Объект библиотековедения — библиотечное дело. Лишь в 1976 году было предложено (А. Я. Черняком) развести понятия объекта и предмета библиотековедения, что стало следующим шагом в самопознании библиотековедения. В последние годы в связи с широким распространением в науке системного подхода о библиотеке стали говорить как системном объекте библиотековедения, состоящем из ряда взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов.

Библиотечное дело — одна из форм человеческой деятельности.

Три основополагающих составных элемента:

1. Предмет труда (публикация)

2. Субъект труда (читатель, потребитель)

3. Посредник труда (библиотекарь)

Библиотека в системе общественных отношений является важным и неотъемлемым элементом коммуникативной системы «книга (информация в виде публикации)—библиотекарь—читатель (потребитель)». В этой системе библиотекарь становится организатором взаимоотношений книги и читателя, что соответствует социальной роли библиотеки как идеологического, культурно-просветительного и научно-информационного учреждения. Таким образом, объект библиотековедения это коммуникативная система «книга—библиотекарь—читатель». Предмет — выявление и исследование закономерностей, принципов формирования, развития, функционирования библиотечной системы, взаимодействия библиотек в различных аспектах. Предметом библиотековедения является обеспечиваемое библиотекарем массовое по масштабам явления, индивидуальное по форме реализации взаимодействие читателей с информацией в виде публикаций. В центре предмета библиотековедения находится взаимодействие читателей с информацией, зафиксированной в виде публикаций. Взаимодействие организуется, обеспечивается всем необходимым для того, чтобы оно эффективно осуществлялось, библиотекарем.

35. Понятие и виды документов, входящих в состав обязательного экземпляра

ВИДЫ ДОКУМЕНТОВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО БЕСПЛАТНОГО ЭКЗЕМПЛЯРА И ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЛАТНОГО ЭКЗЕМПЛЯРА
1. В состав обязательного бесплатного экземпляра и обяза тельного платного экземпляра входят следующие виды доку ментов: издания (текстовые, нотные, картографические, изоиздания) — издательская продукция, прошедшая редакционно-издательскую обработку, полиграфически самостоятельно оформ ленная, имеющая выходные сведения; издания для слепых — издания, изготовляемые рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля, и «говорящие книги»; официальные документы — произведения печати, публику емые от имени органов законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие законодательный, нормативный, ди рективный или информационный характер; аудиовизуальная продукция — кино-, видео-, фото-, фонодокументы; электронные издания, включающие программы для элект ронных вычислительных машин (далее — ЭВМ) и базы данных или представляющие собой программы для ЭВМ и базы данных; неопубликованные документы — результаты научно-иссле довательской и опытно-конструкторской деятельности (диссертации, отчеты о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, депонированные научные работы, алгоритмы и программы). 2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут опреде лять с учетом своих потребностей виды документов, входящих в состав обязательного экземпляра субъекта Российской Федера ции и обязательного местного экземпляра. Статья 6. Обязанности производителей документов по дос тавке обязательного бесплатного экземпляра 1. Существуют следующие категории производителей доку ментов: издательства; полиграфические предприятия, другие издающие учреждения и организации: редакции средств мас совой информации; музыкальные фирмы и фирмы грамзаписи; теле- и радиокомпании; киностудии; видеопредприятия и ки нематографические предприятия; научно-исследовательские учреждения; высшие учебные заведения, проектные и конст рукторские учреждения, другие организации, изготовляющие различные виды документов. Производители документов обязаны доставлять обязательный бесплатный экземпляр по лучателям документов бесплатно. Производители документов относят затраты на подготовку, выпуск и рассылку обязательных бесплатных экземпляров на себестоимость издательской продукции, изданий для слепых, официальных документов, аудиовизуальной продукции и элек тронных изданий. Дефектные обязательные экземпляры по запросам получате лей документов заменяются производителем документов в ме сячный срок. 2. Получатели документов имеют право докупать обязатель ные экземпляры, не доставленные производителями докумен тов, за счет последних.

 

36. Производители документов, их права и обязанности










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 314.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...