Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Правовой статус государственной службы в XVIII в. (Табель о рангах 1722 г.)




 

Петровская «Табель о рангах» насчитывала 263 должности, однако позже должности из «Табели» упразднялись и в конце XVIII века некоторые исчезли вовсе. Военные чины объявлялись выше соответствующих им гражданских и даже придворных чинов. Такое старшинство давало преимущества военным чинам в главном — переходе в высшее дворянское сословие. Уже 14-й класс «Табели» (фендрик, с 1730 г. — прапорщик) давал право на потомственное дворянство (в гражданской службе потомственное дворянство приобреталось чином 8-го класса — коллежский асессор, а чин коллежского регистратора — 14-й класс, давал право на личное дворянство).
Логическим продолжением Указа о единонаследии стала Табель о рангах (1722 г.). Ее принятие свидетельствовало о целом ряде новых обстоятельств:
1) бюрократическое начало в формировании государственного аппарата несомненно победило начало аристократическое (связанное с принципом местничества). Профессиональные качества, личная преданность и выслуга становятся определяющими критериями для продвижения по службе. Признаком бюрократии как системы управления являются: вписанность каждого чиновника в четкую иерархическую структуру власти (по вертикали) и руководство им в своей деятельности строгими и точными предписаниями закона, регламента, инструкции. Положительными чертами нового бюрократического аппарата стали профессионализм, специализация, нормативность. Отрицательными — его сложность, дороговизна, работа на себя, негибкость;
2) сформулированная Табелью о рангах новая система чинов и должностей, юридически оформила статус правящего класса. Были подчеркнуты его служебные качества: любой высший чин мог быть присвоен только после прохождения через всю цепочку низших чинов. Устанавливались сроки службы в определенных чинах. С достижением чинов восьмого класса чиновнику присваивалось звание потомственного дворянина и он мог передавать титул по наследству, с четырнадцатого по седьмой класс чиновник получал личное дворянство.
Принцип выслуги тем самым подчинял принцип аристократический;
3) Табель о рангах уравнивала службу военную со службой гражданской: чины и звания присваивались в обеих сферах, принципы продвижения по службе были аналогичными. Практика выработала способ прохождения лестницы служебных чинов ускоренным образом (в основном это касалось только дворян): уже после рождения дети дворян-аристократов записывались в должность и по достижении ими пятнадцатилетнего возраста имели достаточно важный чин. Такая юридическая фикция была, несомненно, обусловлена пережитками старых принципов службы и основывалась на фактическом господстве в аппарате дворянской аристократии;
4) подготовка кадров для нового государственного аппарата стала осуществляться в специальных школах и академиях в России и за рубежом. Степень квалификаций определялась не только чином, но и образованием, специальной подготовкой. Обучение дворянских недорослей осуществлялось часто в принудительном порядке (за уклонение от учебы налагались взыскания). Дети дворян по разнарядке направлялись на учение, от уровня их подготовки зависели многие личные права (например, право на вступление в брак).

 

31 - Губернская и городская реформы Петра I

Губернская реформа.
Первой попыткой кардинальных административных реформ была губернская реформа 1708-1710 гг. Страна была разделена на 8 губерний, далеко не одинаковых по размеру территории (Петербургская, Архангелогородская, Смоленская, Московская, Казанская, Киевская, Азовская и Сибирская). Во главе губернии стояли генерал-губернаторы и губернаторы. Разумеется, должности губернаторов занимали особо доверенные лица из окружения царя. Глава губернии, сосредоточивший в своих руках высшие военные и гражданские функции, имел помощника (вице-губернатора), обер-ко-менданта (ведал военными делами), обер-комиссара и обер-провиантмейстера (денежные и хлебные сборы) и так называемого ландрихтера (ведал правосудием). Губернии первоначально делились на «уезды» с «комендантом» (т.е. по-старому воеводой) во главе. Однако губернская канцелярия явно не справлялась со множеством уездов, и поэтому вскоре введена была новая, как бы промежуточная административная единица - «провинция» во главе с обер-комендантом. В 1713-1714 гг. появилось еще 3 губернии (Нижегородская, Астраханская и Рижская). С 1715 г. губернии стали делиться на провинции (числом - 50), а провинции делились уже не на уезды, а «доли» во главе с ландратом (в каждой доле по 5536 дворов). Ландрат был лицом выборным от дворян, хотя всецело подчинялся высшей инстанции. Спустя некоторое время вместо «доль» появились «дистрикты», в каждом из которых теперь должно было быть 2 тыс. дворов. Заметим, что при проверке итогов первой ревизии военной администрацией появился еще один дистрикт - полковой, где размещался тот или иной полк, на содержание которого шли налоги данного дистрикта.
В провинции основными административными звеньями были комендант, камерир, организующий сбор налогов, и рентмейстер, возглавлявший местное казначейство (рентерею). В дистриктах земские комиссары в первую очередь отвечали за сбор налогов и выполняли полицейские функции.
Городская реформа.
Реформа управления русских городов была затеяна Петром Первым после возвращения из-за границы. Тридцатого января 1699 г. последовал указ «Об учреждении Бурмистерской Палаты для ведомства всяких расправных дел между Гостями и посадскими людьми, для управления казенными сборами и градскими повинностями, и об исключении Гостей и посадских людей из ведомства Воевод и Приказов». Бурмистерская палата учреждалась в Москве, а затем такие же появились и в других городах России. Московской Бурмистерской палате подчинялись земские избы всех городов, которые должны были заменить собой приказные избы и воевод. 12 Земских бурмистров заседали в земских избах городов и других крупных населенных пунктов, за исключением Москвы, посадским населением которой ведали Московские бурмистры, и Сибири, в городах которой в соответствии с именным указом от 29 октября 1699 года власть оставалась в руках воевод. Состав земских изб, равно как и Московской бурмистерской палаты был выборным, так что можно говорить, что данная реформа в какой-то степени была реформой местного самоуправления.
Московские бурмистры играли двойную роль – с одной стороны, ведали московским посадом, с другой – являлись центральным государственным органом по управлению городами. Бурмистры выбирались ежегодно и на годовой срок из всех московских корпораций: гостей, гостиной сотни и изо всех сотен и слобод «добрых и правдивых людей, кого они меж себя и поскольку человек похотят»
Основной обязанностью московских бурмистров был контроль за сбором податей:
смотреть и беречь накрепко, которые купецкие и торговые и промышленные люди и чернослободцы и приезжие из городов, живучи на Москве в слободах и у беломестцов, а податей и с торгов и с промыслов своих пошлин не платят: и тех им, бурмистрам, податьми обложить вновь, и с торгов и с промыслов их имать пошлину по Торговому уставу, чтоб посадские и всякие торговые и промышленные люди и чернослободцы и приезжие из городов, живучи в слободах у беломестцов, без податей не были, и безпошлинно не торговали и не промышляли, также бы и беломестцы безпошлинно не торговали и не промышляли; а принимать вышепомянутые московские и из иных городов всякие окладные доходы и сборы тем выбранным бурмистрам, и из тех доходов в расход давать по Его, Великаго государя указу; а которые денежные и иные доходы у них, бурмистров, за расходы у году станут оставаться, и им, бурмистрам, те остаточные доходы отдавать в Приказ Большия Казны.
Другой обязанностью бурмистров должен быть безволокитный и беспристрастный суд над посадскими людьми по всяким их судебным делам: “челобитчиковым”, т. е. по частным искам, “расправным”, по которым привлекало к ответу государство и “купецким”, так называемым коммерческим процессам.

 

















Военная реформа Петра I

В 17-18 веке назрела необходимость провести военную реформу, т.к военные действия показали полную непригодность армии и отсталость страны. Основной чертой военной реформы, проведенной Петром 1, явилось создание регулярной армии. Основой для создания регулярной армии явились «потешные полки» Петра 1-Преображенский и Семеновский. Постоянные войска в форме стрелецких полков и наемников существовали и до Петра однако эти войска были далеки от совершенства. Петр 1 впервые ввел новый принцип формирования армии-рекрутский набор : солдаты полностью отрывались от мирной жизни и целиком отдавались военной службе. Обеспечение солдат полностью брало на себя гос-во, срок службы при этом не определялся. Для комплектования частей была учреждена комиссия- Генеральный двор, в результате рабоы которой было создано 27 пехотный и два драгунских полка, сведенных в три девизии. Армия четко разделялась на полки, батальоны, роты, создавалась жесткая система военной иерархии. Вводилась едина военная форма, на вооружение принимались единые образцы вооружения.
Реформирование ВС дало свои результаты, о чем свидетельствует победа в северной войне.
Военное обучение солдат и офицеров проводилось по « Воинскому артикулу». Вместе с регулярной армией создаются военные школы для подготовки офицеров. Например, в 1701 в Москве создается школа математических и навигационных наук, в 1712 году открылась военно-инженерная школа, в 1715 году Военно-морская академии в Петербурге.
Армия состояла из 3 видов войск:
-пехота- это был главный род войск разделявшийся на гвардейскую, линейную, гренадерскую пехоту.Основной боевой единицей пехоты был полк, состоявший из 2 батальонов. Полком командовал полковник, батальоном - майор, ротой – капитан, а плутонгом- капрал.
- артиллерия, которая делилась на полевую, полковую, крепостную, осадную.
-кавалерия. Регулярная конница, которая с 1702 состояла из даточных людей, а с 1705 комплектовалась рекрутами. Кавалерия состояла из драгунов- гренадеров, драгунов – фузилеров , драгунских гарнизонных полков.
Для управления армией учреждались особые ведомства и должности:
А)генералитет
Б)генерал – комиссар- высший военный судья
В) генерал- провиантмейстер , занимавшийся заготовками для армии, обозами, тылом армии.
Четкая регламентация воинской жизни обусловила необходимость кодификации военных отраслей права. Возникли « Артикул воинский»- кодекс военных преступлений, процессуальный кодекс военной юстиции, Воинский и Морской уставы.

 

- Судебная реформа 1-ой четверти XVIII в. Образование прокуратуры и фискалитета

При Петре 1 было 2 органа политического сыска- Преображеснкий приказ, в кот. рассматривались политические дела, поступающие со всей страны и Тайная канцелярия, в которую поступали дела, возникавшие в Петербурге и близлежащих городах. Действовали они не зависимо друг от друга.
При Петре 1 делаются превые попытки отделить суд от администрации. С этой целью на местах создаються надворные и нижние суды, подчиненные Юстиц-коллегии , они рассматривали уголовные и гражданские дела. Кроме того создается военный суд из двух инстанций, духовный суд. Все эти суды находились под контролем административных органов, губернаторов.
. Функции верховного суда получили Сенат и Юстиц-коллегия. Ниже их находились: провинциях — хофгерихты или надворные апелляционные суды в крупных городах , и провинциальные коллегиальные нижние суды. Провинциальные суды вели гражданские и уголовные дела всех категорий крестьян кроме монастырских, а также горожан, не включенных в посад. Судебные дела горожан включенных в посад с 1721 года вел магистрат. В остальных случаях действовал так называемый единоличный суд (дела единолично решал земской или городорвой судья). Однако в 1722 г. нижние суды были заменены, провинциальными судами, возглавляемыми воеводой. Вместе с тем, при Петре были окончательно ликвидированы прежние принципы судопроизводства (XVI века), частично сохранившиеся до конца XVII в., включая неприкосновенность личности без решения суда, использование суда присяжных (целовальников), которые могли обеспечить какое-то подобие справедливого или независимого суда (и которые позднее Россия пыталась возродить, начиная со второй половины XIX в.). При Петре эти принципы искоренялись самым решительным образом: прежнее судопроизводство было запрещено под страхом каторги . А новое судопроизводство и законы, введенные Петром, теперь уже не «вершили суд», а «учиняли розыск» - то есть выбивали показания под пытками.
Учреждение института фискалов и прокуратуры в системе органов
государственной власти в I четверти ХVIII в. было одним из явлений
связанных с развитием абсолютизма. Указами от 2 и 5 марта 1711г.
предполагалось "учинить фискалов во всяких делах". Фискалитет создавался
как особая отрасль сенатского управления. Глава фискалов (обер-фискал)
состоял при Сенате, который "ведал фискалов". Одновременно фискалы были и
доверенными лицами царя. Последний назначал обер-фискала, который приносил
присягу царю и был ответственен перед ним. Указ от 17 марта 1714 г. наметил
компетенцию фискалов: проведывать про все, что "ко вреду государственному
интересу быть может"; докладывать "о злом умысле против персоны его
величества или измене, о возмущении или бунте", "не вкрадываются ли в
государство шпионы", а также борьба со взяточничеством и казнокрадством.
Основной принцип определения их компетенции - "взыскание всех безгласных
дел". Сеть фискалов расширялась и постепенно выделились два принципа
формирования фискальства: территориальный и ведомственный. Указом 17 марта
1714г. предписывалось в каждой губернии "быть по 4 человека в том числе
провинциал-фискалам из каких чинов достойно, также и из купечества".
Провинциал-фискал наблюдал за городовыми фискалами и один раз в год
"учинял" контроль за ними. В духовном ведомстве во главе организации
фискалов стоял протоинквизитор, в епархиях - провинциал-фискалы, в
монастырях инквизиторы. Со временем предполагалось ввести фискальство во
всех ведомствах. После учреждения Юстиц-коллегии фискальские дела перешли в
ее ведение и попадали под контроль Сената, а с учреждением должности
генерал-прокурора фискалы стали подчиняться ему. В 1723г. был назначен
генерал-фискал, который был высшим органом для фискалов. В соответствии с
указами (1724 и 1725гг.) он имел право требовать к себе любое дело. Его
помощником был обер-фискал. На практике фискалы не всегда выполняли свои
задачи, т.к. сами они были частью бюрократического аппарата.
Первым законодательным актом о прокуратуре был указ от 12 января
1722г.А указом от 18 января 1722г. учреждены
прокуроры в провинциях и надворных судах. Если фискалы находились частично
в ведении Сената, то генерал-прокурор и обер-прокуроры подлежали суду
самого императора. Прокурорский надзор распространялся даже на Сенат. Указ
от 27 апреля 1722г. "О должности генерал-прокурора" устанавливал его
компетенцию , в которую входило: присутствие в Сенате ("смотреть накрепко,
дабы Сенат свою должность хранил.."), осуществление контроля за фискалами,
"и ежели что худо будет немедленно доносить Сенату". Генерал прокурор имел
право: ставить вопрос перед Сенатом для выработки проекта решения,
представляемого императору на утверждение, выносить протест и
приостанавливать дело, сообщая об этом императору. Прокурор коллегии
присутствал на заседаниях коллегий, чтобы "в судах и расправе правильно и
нелицемерно поступали", осуществлял надзор за работой учреждения,
контролировал финансы, рассматривал донесения фискалов, проверял протоколы
и другую документацию коллегии.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 670.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...