Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Солдатские песни русской Армии




Введение

 

Жизнь давным-давно доказала, что такие человеческие ценности как патриотизм, верность долгу, гражданственность, уважение к старшим нужно воспитывать с детских лет, а сознательно пропагандировать в подростковом возрасте. Когда я смотрю парад на Красной площади или на площади Героев, то замечаю, что мне самому хочется шагать под звуки военных маршей. Печатать шаг в строю сильных и красивых парней, конечно, здорово. Но пройти с боями до Победы, как шли наши деды и прадеды - это кажется пока невыполнимым. Как же стать похожим на них? Ответ могут дать старинные солдатские песни, в которых описана вся история сражений и подвигов наших предков.

Информация о разновидностях русских народных песен

 Человек не может жить без песни. Песня вдохновляет, дает силы, объединяет нас с нашими предками и славными традициями. Жаль только, что поем мы песни больше под хмельком, да и то вряд ли больше одного-двух куплетов, больше не помним, ну а современные «популярные» песни спеть вообще невозможно. Народная музыка входит в быт человека с раннего детства. Первой музыкой, которую слышит ребёнок, является песенка матери. Она её напевает, убаюкивая ребёнка. Недаром колыбельные песни в музыке всех народов составляют особый раздел исключительного значения. Песни, сказки, речь, которые слышит ребёнок и усваивает от матери, всегда включают в себя местные особенности народного творчества.

Пушкин, Горький, композиторы Глинка, Мусоргский и др. не раз в своих воспоминаниях подчёркивали особую роль музыкальных впечатлений, полученных ими в раннем детстве. Эти детские переживания у многих оставались на всю жизнь.

Почему народная музыка, песня так понятна и близка нам? Почему простота народной мелодии так содержательна. А напев так выразителен и оказывает сильное воздействие на слушателя? Народные песни складывались голосом, без помощи музыкального инструмента. Поэтому многие из них удобны для детского голоса и легко усваиваются детьми. Жанр – это вид, тип музыки. Народная песня имеет несколько разновидностей.
Колыбельная, лирическая, хороводная, плясовая, трудовая.


Солдатские песни русской Армии

Особую любовь и уважение вызывают к себе солдатские песни, ведь песня является таким же оружием, как и гранаты, как и сухие портянки. С песней легче жить, легче побеждать, легче умирать. В наиболее тяжелые минуты, когда нет больше сил, а помощи ждать неоткуда, на выручку приходит песня. Она поднимает дух, возвращает силы, зовет к подвигу. Именно такими были залихватские песни Русской Армии - простыми, насыщенными сильными эпитетами, конкретными. Их пронизывает патриотизм, любовь простых людей к Родине, восхищение героями прошлого - защитниками Русской земли и борцами за правое дело - именно так, как видели это простые солдаты, без лишнего пафоса и фальши. Во все времена тяжела жизнь солдата. Солдата Русской Армии - вдвойне. И лишь песня да вера давали нашему солдату силы. Потому и является солдатский фольклор особым явлением в устном народном творчестве. Именно солдатские песни и являются истинно народными. Вот пример роли музыки в армии: в 1904 году, во время Русско-японской войны, музыканты духового оркестра Мокшанского пехотного полка удостоились высшей солдатской награды. В бою под Мукденом, когда полк, потерявший сотни солдат и офицеров, оказавшись в окружении, лишился еще и командира, вперед вышли оркестранты и под звуки марша подняли остатки полка в контратаку. Впереди шел 25-летний капельмейстер Илья Шатров, рядом с ним семеро музыкантов - трубачей и флейтистов. Воодушевленные солдаты прорвали японское окружение и вышли к своим. За этот подвиг музыканты получили высшую солдатскую награду - Знаки отличия Военного Ордена, а капельмейстер Илья Шатров -орден Станислава 3-й степени с мечами и бантами.

Другой пример. Вот что вспоминал в своих мемуарах "Искусство вождения полка" русский офицер, командир финляндских стрелков А.А. Свечин:
«…Вскипев, я поскакал к голове колонны, приказал двигаться самым маленьким шагом и петь песни. Изредка дозорные продолжали стрелять; пулемет в арьергарде надрывался. Мой приказ - запеть песню - вызвал общее недоумение. Учили маскировке, а тут за деревьями уланы, не хватает дыхания, и вдруг «пой». Сзади по колонне передается умоляющее «больше шаг - на 5-ю роту наседают». В ответ я послал по колонне предупреждение, что если я услышу еще раз «больше шаиг», то остановлю всю колонну на 10-минутный привал. Затем я наскочил на старого фельдфебеля, дисциплинированного служаку, и дико заревел на него “пой!” Раздался голос фельдфебеля, сначала одинокий, слабый, неуверенный; но постепенно к нему присоединились другие, напев стал громким и твердым, зазвучал мощный хор, скорость движения уменьшилась до 3 километров. Дозорные прекратили стрельбу, как - будто в песне заключалась магическая сила, отпугнувшая немецких улан; просто они успокоились, и призрак улана перестал им рисоваться за каждым деревом. Да и для немецкой конницы колонна, которая поет, перестала, конечно, рисоваться желанным объектом, готовым сдаться в плен. Продолжал только стучать пулемет в арьергарде, изредка оттуда доносилась робкая просьба «ради бога, прибавьте ходу». Но стрелки уже ухмылялись и острили «пятая рота, привала захотела?».

Вообще музыка в мирное время является большим подспорьем для образования и стойкости войск и необходимостью в торжественных случаях и в войсковом быту, а на походе и в боевой жизни составляет одну из нравственных поддержек духа солдата….Специально для поднятия боевого духа взял с собой в поход песельников с набором народных инструментов и покоритель Сибири атаман Ермак. С пением молитв, боевых песен вошли в Сибирь казаки.

Немалое значение имели и песни-шутки, скрашивавшие нелегкий армейский быт.

Интересные факты из истории русских военных песен:

1. Указом Петра I с 1722 г. каждому полку были предписано иметь свой оркестр.

2. Песня "Варяг" написана немецким поэтом Рудольфом Грейцем, восхищенным подвигом русских моряков, (первая публикация 25 февраля 1904 г. в журнале "Югенд"), и лишь затем (в апреле того же года) была переведена на русский язык Е.М. Студенской. Авторство мелодии песни принадлежит музыканту 12-го гренадерского Астраханского полка А. Турищеву.

3. Вальс "На сопках Маньчжурии" был написан И. Шатровым в 1905-06 г.г. и изначально назывался "Мокшанский полк на сопках Маньчжурии".

4. Многие полковые марши русских частей (особенно гвардейских) были заимствованы из прусской армии либо из произведений немецких композиторов. В частности:
- самый популярный т.н. "старый" Егерский марш, который так любил Николай II, является маршем прусских егерей 1814 г.;
- полковым маршем Лейб-гвардии Кирасирского Ея Величества полка служил германский Хохенфридебергский марш.

5. Официальный гимн Российской Империи "Боже, царя храни" был написан полковником Кавалергардского полка князем А.Ф. Львовым в честь Императора Николая I и в день премьеры, 23 ноября 1833 г., присутствовавший Император повелел считать это произведение гимном державы.

6. С 1856 г. по октябрь 1917 г. куранты на Спасской башне Кремля ежедневно исполняли гимн Д.С. Бортнянского "Коль славен наш Господь в Сионе" (был очень распространен в армии, одно время являлся гимном России) в 15 и 21 час., и марш Лейб-гвардии Преображенского полка - в 12 и 18 часов.

7. В 1886 г. при Императорском Русском Георграфическом Обществе была создана специальная Песенная комиссия для сбора и издания песен казачьих войск.

Исторические песни – это эпические и лиро-эпические устные произведения о конкретных событиях отечественной истории.
Для них характерен живой интерес к реальным эпизодам и героям. Именно в народной песне воплотилась жизнь во всем ее многообразии.
Наиболее ранние исторические песни относятся к середине XIV века. В период борьбы с татарским игом откликом на события общественной и военной истории стало появление исторических песен.
Ещё в далёкой древности музыка в военном деле использовалась постоянно. А 19 февраля 1711 года по указу Петра Первого в русской армии были введены военные оркестры. Военные музыканты имелись во всех полках. А ещё были песенники. В знаменитом Бородинском сражении принимало участие около 3000 барабанщиков, трубачей и флейтистов! Так что в этом году военные музыканты отметили 300 - летний юбилей. Александр Васильевич Суворов! А уж он-то знал, о чём говорил, ибо не проиграл ни одной битвы! И написал книгу «Наука побеждать». А вот ещё одно высказывание великого полководца Александра Суворова: «Хороший солдатский хор расширяет шаг, это ведет к победе, а победа – к славе»

Русское Военное Министерство, понимания значение морального фактора, состояния боевого духа войск, уделяло большое внимание созданию и подготовке полковых оркестров, распространению и сохранению военных песен. В 1886 г. при Императорском Русском Географическом Обществе была создана специальная Песенная комиссия для сбора и издания песен казачьих войск. В 1910 г., после письма генерал-майора фон Фреймана военному министру "Об упорядочении нашей военной музыки", была даже создана комиссия под председательством заведующего придворным оркестром К.К. Штакельберга. Задачи комиссии - упорядочение деятельности военных оркестров, работа над репертуаром, сохранение военных песен для последующих поколений. Комиссией были опрошены ВСЕ полки, собраны ноты ВСЕХ маршей Русской Армии, и подготовлены к изданию для распространения в частях, но выходу этого сборника помешала  Первая Мировая война, затем революция и Гражданская война… Зачем нам нужно это знать и хранить?
Это наша история, это сохраненная в музыке доблесть и верность Родине наших дедов.

 

«Соловей, соловей, пташечка,
Канареечка жалобно поет.
Раз! Два! Горе - не беда,
Канареечка жалобно поет!»










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 544.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...