Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Педагог-просветитель казахского народа ЫбрайАлтынсарин.




Очень много в области развития народного образования в Казахстане сделал Ибрагим Алтынсарин (1841—1889 гг.)—выдающийся казахский педагог и просветитель. Он родился в Затобольском районе Кустанайской области, воспитывался у дяди, т. к. рано лишился родителей.

Алтынсарин блестяще окончил семилетнюю школу в Оренбурге и стал работать переводчиком. Добившись разрешения на открытие начальных школ для казахских детей, он перешел на учительскую работу, позднее он был инспектором народных училищ.Просветительская и педагогическая деятельность Алтынса-рина протекала под влиянием передовой русской культуры. Он был лично знаком с востоковедом В. В. Григорьевым, лингвистом и этнографом В. В. Радловым, фольклористом А. Е. Алекторо-вым, внимательно изучал труды русского педагога К. Д. Ушинского и чешского педагога Я. А. Коменского.

В 1876 г. Алтынсарин побывал в Петербурге и Казани, где встречался с передовыми учеными и педагогами. Лучшее будущее казахского народа Алтынсарин связывал с Россией, с великим русским народом. «Молодое поколение киргизов (казахов.— Е. Б.),— писал он,— будет смотреть на язык и грамоту русских, как на единственный язык культуры и знания, пристрастится к ним и будет развиваться».

 2. Определите, как повлияла советская идеология на казахскую культуру.

Противодействие национальной интеллигенции. В 60-х годах казахская молодежь, обучавшаяся в Москве, создала неофициальную организацию «Жастулпар». Идейным вдохновителем и главным организатором был Мурат Ауэзов, ему помогали А.Кадыржанов, Б.Тайжанов и др. Последователи этого общества, возникшего вначале вокруг ансамбля «Жастулпар» и объединявшего около 800 студентов, позже появились в Ленинграде, Киеве, Алма-Ате, Одессе, Риге, Павлодаре, Целинограде (Акмоле), Чимкенте и других городах Союза. В Караганде это общество называлось «Жас казак», в Семипалатинске действовало под названием «Тайшубар». Их руководители и участники впоследствии стали известными в республике людьми.

Молодежь организовывала в Казахстане и некоторых областях и городах России, где компактно проживали казахи, концерты, лекции, экспедиции, пыталась раз­будить национальное самосознание масс, делала руководя­щим органам конкретные предложения, касающиеся национальных отношений. Коммунистическая партия ликвидировала эту организацию, но это не смогло погасить национально-патриотические идеи казахов.

Заполните схему «Система управления Казахским ханством».










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 376.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...