Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема: Поэтический мир Н.А. Некрасова как реалистическая системаСтр 1 из 2Следующая ⇒
Русская литература 2/3 XIX века Список художественных произведений (РО, РТО)
С.И. Грахова И.С. Тургенев «Записки охотника» (практическое занятие 2) «Хорь и Калиныч» 1. Типические образы крестьян. Диалектика общего и индивидуального в их характерах. Национальное, историческое, социальное и индивидуальное во взгляде героев на жизнь. 2. Автор в рассказе. 3. Сравнение Хоря с Петром I и заключенный в нем социально-исторический смысл. 4. «Хорь и Калиныч» и физиологический очерк 40-х годов. Предмет изображения. Роль быта. Сюжет. Характеры персонажей. Описательный рисунок. Принципы повествования. «Певцы» 1.Образ народного певца. Песня, им исполняемая, манера исполнения. Стилевые приемы передачи вдохновения. Восприятие его пения слушателями. 2.Антитеза – основа содержания и стиля рассказа. Сцена состязания певцов и обрамляющая рама сюжета, пейзаж знойного летнего дня и картины природы, возникающие в воображении охотника. 3.Стилевая двуплановость в изображении Якова Турка как прием психологической характеристики (ср. стиль описания Якова перед состязанием и в момент пения, обратите внимание на тип сравнений, употребляемых в первом и во втором случаях). 4.Значение образа охотника как действующего лица рассказа. «Бежин луг» 1. Рассказы крестьянских детей и отражение в них народного мировоззрения. 2. Приемы создания типа. Национальные и социальные свойства мышления детей. Приемы индивидуализации в портрете, содержании рассказов (выбор сюжетов) и в манере рассказывания. 3. Значение образа охотника для выявления авторского отношения к народным повериям. Размышления охотника о человеке и вселенной, о тайнах бытия, его восприятие природы и содержания рассказов детей. 4. Природа в рассказе, стиль её изображения. «Касьян с Красивой Мечи» 1. Образ крестьянина-философа в рассказе. Отношение Касьяна к действительности, к природе, его идеалы, крестьянский характер представлений о счастье и справедливости. 2. Отношение к Касьяну крестьян. 3. Антитеза природы и социальной действительности, её роль в раскрытии образа Касьяна. 4. Почему народный мыслитель изображен Тургеневым в образе религиозного сектанта?
Литература: 1. «Записки охотника» И.С. Тургенева: Статьи и материалы. Орел, 1955. 2. Голубков В.В. Художественное мастерство И.С. Тургенева. М., 1955. 3. Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм. М.; Л., 1962. 4. Лебедев Ю.В. «Записки охотника» И.С. Тургенева: Пособие для учителя. М., 1977. 5. Пустовойт П.Г. Тургенев – художник слова. М., 1987. С.И. Грахова И.А. Гончаров «Обыкновенная история» (практическое занятие 1) 1. Противопоставление двух жизненных укладов и двух мировоззрений в романе. 2. Гончаров об историческом значении конфликта Александра и Петра Адуевых (ст. «Лучше поздно, чем никогда»). 3. Идеалы Александра и реальная жизнь. Женские образы и любовный сюжет в романе. 4. Значение образа Елизаветы Александровны в конфликте романа. 5. Духовная эволюция Александра; роль Петра Адуева в этой эволюции, значение музыкального концерта в изменении мировоззрения Александра. 6. Финал романа. 7. Белинский о романе. Дополнительные вопросы: 1. Проанализируйте в свете общей концепции романа «Обыкновенная история» сцену концерта «европейской знаменитости» в главе V второй части произведения. 2. Определите роль писем главных героев в композиции «Обыкновенной истории» и «Обломова».
Литература:
1. Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года // Полн. собр. соч.: В 13 т. М., 1956. Т. 10. 2. Пруцков Н.И. Мастерство Гончарова-романиста. М.; Л., 1962. 3. Недзвецкий В.А. И.А. Гончаров – романист и художник. М., 1992. 4. Недзвецкий В.А. Романы И.А. Гончарова. М., 1996.
С.И. Грахова
Тема: Роман И. С. Тургенева "Отцы и дети" В современном литературоведении (практическое занятие 3)
Литература: Тексты: И.С. Тургенев "Отцы и дети"
1. Батюто А. Тургенев-романист. - Л., 1977.-С.38-77. 2. Бялый Г.А. Роман И.С.Тургенева "Отцы и дети". - М.;Л.,1968. 3. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин, Лермонтов, Гоголь - М., 1988.-С.325-349./гл.Сюжетное пространство русского романа XIX столетия/ 4. Маркович В.М. И.С.Тургенев и русский реалистический роман XIX века. - Л., 1982, -С. 186-200. 5. Маркович В.М. Человек в романах И.С.Тургенева. -Л., 1975. /гл. Уровни человечности/ 6. Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. - М., 1987. -С.97-132. /гл. «Базаров и другие» или первая публикация статьи // Новый мир.-1968.-№ 10.-С.235-238. 7. Пустовойт П.Г. Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети": Комментарий. - М.,1991. 8 Тамарченко Н.Д. Целостность как проблема этики и формы в произведениях русской литературы XIX века или перепечатка этого фрагмента в монографии: 9 Тамарченко Н.Д. Типология реалистического романа. - Красноярск, 1988.-С. 147-180.
С.И. Грахова Тема: Поэтический мир Н.А. Некрасова как реалистическая система (практическое занятие 5)
Литература: Тексты: Н.А. Некрасов. Стихотворения и поэмы.
1. Бухштаб Б.Я. Н.А. Некрасов: Проблемы творчества. - Л., 1983 2. Волкова Л.Д "Душа народа русского...". - М.,1992. 3. Гаркави А.М. Лирика Н.А. Некрасова. 4. Гин М.М. О своеобразии реализма Некрасова. - Петрозаводск, 1965. 5. 3уев. Неизвестный Некрасов //Литература в школе. -1993. -№2. 6. Ковач А. Время и перспектива в лирике Некрасова. - М.,1973. 7. Кожинов В.В. Лирика середины века // Кожинов В.В. Книга о русской лирической поэзии XIX века. - М.,1978.-С.155-217. 8. Корман Б.О. Лирика Некрасова. - Воронеж, 1964. 9. Корман Б.О, Лирика и реализм. - Иркутск, 1989. 10.Корман Б.О. Лирическая система Некрасова//Н.А.Некрасов и русская литература. - М.,1971. -С.81-129. 11.Прокшин В.Г Еще раз о композиции поэмы Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" // Русская литература. - 1988.-№4. 12.Прокшин В.Г. Поэма Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо". - М.,1986. 13.Роговер Е.С. Драматический элемент лирики Н. Некрасова // Некрасов и его время. - М., 1975. Вып.1.-С.28-31. 14.Розанова Л.А. Поэма Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо": Комментарий. - Л., 1976. 15.Скатов Н.Н. "Я лиру посвятил народу своему". - М.,1985. 16.Соколов В.Б. О типологии положительного героя в поэмах Некрасова 60-70 годов //Некрасов и его время. - М.,1975. -Вып.1.-С.59-64. С.И. Грахова
А.Н. Островский «Лес» (практическое занятие 4) 1. Тематическая основа комедии, содержательное многообразие и сюжетообразующая значимость мотивов. 2. Сюжетно-композиционная структура пьесы, место каждого акта в развертывании действия. 3. Характер конфликта и его участники. Любовная интрига в комедии. Поэтика имен. 4. Роль типических и случайных деталей быта и обстановки действия. Интерьер и экстерьер пространства. 5. Быт и внутренняя жизнь героев. 7. Реалистическая символика комедии.
Литература:
1. Ашукин Н.С., Ожегов С.И., Филиппов В.А. Словарь к пьесам Островского. М., 1983. 2. Холодов Е.Г. Мастерство Островского. М., 1967. 3. Штейн А.Л. Три шедевра Островского: Пьесы «Гроза», «Лес» и «Бесприданница». М., 1967. 4. Лакшин В.Я. Театр Островского. М., 1986. 5. Лотман Л.М. Драматургия Островского // История русской драматургии: Вторая половина XIX – начало XX в. До 1917. Л., 1987.
С.И. Грахова Н.С. Лесков «Очарованный странник» (практическое занятие 8)
1. Смысл названия повести. 2. Тема праведничества. 3. Образ главного героя Ивана Флягина – одного из правдоискателей земли Русской: а) биография, внешний облик, речь героя; б) «очарованность» Ивана Флягина; в) отношение к жизни и смерти; г) религиозные воззрения; д) противоречивость характера. 4. Особенности композиции. 5. Жанровое своеобразие (сказ-повествование). 6. Фольклорные мотивы в повести. 7. Жизнь Ивана Флягина как символ духовного пробуждения простого русского народа.
Литература: 1. Аннинский Л.А. Лесковское ожерелье. М., 1986. 2. Видуэцкая И.П. Николай Семенович Лесков. М., 1979. 3. Гроссман Л. Н.С. Лесков. Жизнь – творчество – поэтика. М., 1945. 4. Столярова И.В. В поисках идеала. Творчество Н.С. Лескова. Л., 1978. 5. Старыгина Н. Н. Лесков в школе. М., 2000.
С.И. Грахова
М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы» (практическое занятие 7)
1. Семейная хроника Салтыкова-Щедрина в русской романистике 50 - 70-х годов. Судьба дворянских гнезд. 2. Литературно-полемическая направленность качественно нового социально-психологического романа. Значение формы семейного романа для выявления сущности Иудушки Головлева. 3. Арина Петровна Головлева как социально-психологический тип (крепостническая философия и практика, положение в доме, связи с семьей). 4. Смена трех поколений Головлевых как важнейшие сюжетно-композиционные вехи романа. Тема «умертвий» в романе. Судьбы Степана и Павла. 5. Путь Порфирия Головлева в романе (детство, последовательность связей с окружающими). 6. Сатирический психологизм Салтыкова-Щедрина. Пустословие героя как средство исследования психологии социального лицемерия. Пустомыслие как тупик в развитии героя. Пробуждение в Иудушке одичалой совести и появление драматических черт в его облике к концу романа. Закономерность духовной и физической гибели Иудушки Головлева.
Литература:
1. Покусаев Е. «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина. М., 1975. 2. Бушмин А.С. Салтыков-Щедрин и искусство сатиры. М., 1976. 3. Прозоров В.В. Салтыков-Щедрин. Книга для учителя. М., 1988. 4. Макашин С.А. Головлевы: люди и призраки // Наследие революционных демократов и русская литература. М., 1981. 5. Ауэр А.П., Борисов Ю.Н. Поэтика символических и музыкальных образов М.Е. Салтыкова-Щедрина. Саратов, 1988.
С.И. Грахова
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 333. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |