Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: Поэтический мир Н.А. Некрасова как реалистическая система




Русская литература 2/3 XIX века

Список художественных произведений

(РО, РТО)

1. Герцен А.И. Кто виноват? Сорока-воровка.  
2. Гончаров И.А. Обыкновенная история. Обломов. Обрыв.  
3. Некрасов Н.А. Стихотворения. Саша. Коробейники. Мороз, красный нос. Дедушка. Русские женщины. Кому на Руси жить хорошо.  
4. Островский А.Н. Свои люди - сочтемся. Гроза. Лес. Бесприданница.  
5. Салтыков-Щедрин М.Е. Губернские очерки. История одного города. Господа Головлевы. Сказки.  
6. Тургенев И.С. Записки охотника. Ася. Первая любовь. Вешние воды. Рудин. Дворянское гнездо. Накануне. Отцы и дети. Стихотворения в прозе.  
7. Тютчев Ф.И. Стихотворения.  
8. Фет А.А. Стихотворения.  
9. Чернышевский Н.Г. Что делать?    
10. Лесков Н.С. Леди Макбет Мценского уезда. Очарованный странник. Тупейный художник. Левша.

С.И. Грахова


И.С. Тургенев

 «Записки охотника»

 (практическое занятие 2)

«Хорь и Калиныч»

1. Типические образы крестьян. Диалектика общего и индивидуального в их характерах. Национальное, историческое, социальное и индивидуальное во взгляде героев на жизнь.

2. Автор в рассказе.

3. Сравнение Хоря с Петром I и заключенный в нем социально-исторический смысл.

4. «Хорь и Калиныч» и физиологический очерк 40-х годов.

 Предмет изображения. Роль быта. Сюжет. Характеры персонажей. Описательный рисунок. Принципы повествования.

«Певцы»

1.Образ народного певца. Песня, им исполняемая, манера исполнения. Стилевые приемы передачи вдохновения. Восприятие его пения слушателями.

2.Антитеза – основа содержания и стиля рассказа. Сцена состязания певцов и обрамляющая рама сюжета, пейзаж знойного летнего дня и картины природы, возникающие в воображении охотника.

3.Стилевая двуплановость в изображении Якова Турка как прием психологической характеристики (ср. стиль описания Якова перед состязанием и в момент пения, обратите внимание на тип сравнений, употребляемых в первом и во втором случаях).

4.Значение образа охотника как действующего лица рассказа.

«Бежин луг»

1. Рассказы крестьянских детей и отражение в них народного мировоззрения.

2. Приемы создания типа. Национальные и социальные свойства мышления детей. Приемы индивидуализации в портрете, содержании рассказов (выбор сюжетов) и в манере рассказывания.

3. Значение образа охотника для выявления авторского отношения к народным повериям. Размышления охотника о человеке и вселенной, о тайнах бытия, его восприятие природы и содержания рассказов детей.

4. Природа в рассказе, стиль её изображения.

 «Касьян с Красивой Мечи»

1. Образ крестьянина-философа в рассказе. Отношение Касьяна к действительности, к природе, его идеалы, крестьянский характер представлений о счастье и справедливости.

2. Отношение к Касьяну крестьян.

3. Антитеза природы и социальной действительности, её роль в раскрытии образа Касьяна.

4. Почему народный мыслитель изображен Тургеневым в образе религиозного сектанта?

 

Литература:

1. «Записки охотника» И.С. Тургенева: Статьи и материалы. Орел, 1955.

2. Голубков В.В. Художественное мастерство И.С. Тургенева. М., 1955.

3. Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм. М.; Л., 1962.

4. Лебедев Ю.В. «Записки охотника» И.С. Тургенева: Пособие для учителя. М., 1977.

5. Пустовойт П.Г. Тургенев – художник слова. М., 1987.

С.И. Грахова

И.А. Гончаров

 «Обыкновенная история»

(практическое занятие 1)

1. Противопоставление двух жизненных укладов и двух мировоззрений в романе.

2. Гончаров об историческом значении конфликта Александра и Петра Адуевых (ст. «Лучше поздно, чем никогда»).

3. Идеалы Александра и реальная жизнь. Женские образы и любовный сюжет в романе.

4. Значение образа Елизаветы Александровны в конфликте романа.

5. Духовная эволюция Александра; роль Петра Адуева в этой эволюции, значение музыкального концерта в изменении мировоззрения Александра.

6. Финал романа.

7. Белинский о романе.

Дополнительные вопросы:

1. Проанализируйте в свете общей концепции романа «Обыкновенная история» сцену концерта «европейской знаменитости» в главе V второй части произведения.

2. Определите роль писем главных героев в композиции «Обыкновенной истории» и «Обломова».

 

Литература:

 

1. Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года // Полн. собр. соч.: В 13 т. М., 1956. Т. 10.

2. Пруцков Н.И. Мастерство Гончарова-романиста. М.; Л., 1962.

3. Недзвецкий В.А. И.А. Гончаров – романист и художник. М., 1992.

4. Недзвецкий В.А. Романы И.А. Гончарова. М., 1996.

 

 


С.И. Грахова

 

Тема: Роман И. С. Тургенева "Отцы и дети"


В современном литературоведении

(практическое занятие 3)

1 "Отцы и дети" и тип тургеневского романа в оценках современного литературоведения (Н.Д.Тамарченко, В.М. Маркович, Ю.М. Лотман) / Ср. с интерпретацией романа в 1960-е годы (Г.А. Бялый).
2 Герой романов Тургенева - "устойчивая модель исторического характера" /Л.Я. Гинзбург/. Значение статьи И.С. Тургенева "Гамлет и Дон-Кихот" для понимания тургеневской характерологии.
3 Реализация конфликта "Базаров и другие" (Ю.В. Манн): 3.1. Базаров и Павел Петрович, Николай Петрович Кирсановы / культурно- исторический уровень/: 3.2. Базаров и люди "прежнего времени": Арина Власьевна, Василий Иванович Базаровы, Тимофеич /архаический уровень/; 3.3. Базаров и два поколения "отцов" /два уровня столкновений главного героя с прошлым / 3.4. Базаров и современное поколение /Аркадий, Ситников, Кукшина./ 3.5. Базаров и нигилизм. 3.6. Базаров и революционеры-демократы.
4 Своеобразие любовной коллизии в романе: а) множественность любовных предыстории в романе /Николай Петрович и его первая жена, Павел Петрович и княгиня Р., Анна Сергеевна и ее муж/; б) истории любви, развивающиеся параллельно главной любовной коллизии /Николай Петрович и Фенечка, Павел Петрович и Фенечка, Аркадий и Катя/; в) Базаров и Одинцова. Роль любовной коллизии в раскрытии характера главного героя. Можно ли говорить об эволюции Базарова? Природа как объективный хронограф в романе. Отношение Базарова к природе и философские проблемы 60-х годов XIX века (противоречие "ощущения" и "мысли" в философских воззрениях Базарова). Смерть героя как проявление природных законов. Философский смысл финала романа.
5 "Отцы и дети" и своеобразие романа 60-х годов XIX века (Ср. с романами Гончарова, Чернышевского).  

Литература:

Тексты:  И.С. Тургенев "Отцы и дети"

 

1. Батюто А. Тургенев-романист. - Л., 1977.-С.38-77.

2. Бялый Г.А. Роман И.С.Тургенева "Отцы и дети". - М.;Л.,1968.

3. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин, Лермонтов, Гоголь - М., 1988.-С.325-349./гл.Сюжетное пространство русского романа XIX столетия/

4. Маркович В.М. И.С.Тургенев и русский реалистический роман XIX века. - Л., 1982, -С. 186-200.

5. Маркович В.М. Человек в романах И.С.Тургенева. -Л., 1975. /гл. Уровни человечности/

6. Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. - М., 1987. -С.97-132. /гл. «Базаров и другие» или первая публикация статьи // Новый мир.-1968.-№ 10.-С.235-238.

7. Пустовойт П.Г. Роман И.С. Тургенева "Отцы и дети": Комментарий. - М.,1991.

8 Тамарченко Н.Д. Целостность как проблема этики и формы в произведениях русской литературы XIX века или перепечатка этого фрагмента в монографии:

9 Тамарченко Н.Д. Типология реалистического романа. - Красноярск, 1988.-С. 147-180.

 

                                                                                                               С.И. Грахова

Тема: Поэтический мир Н.А. Некрасова как реалистическая система

(практическое занятие 5)

1 Периодизация литературного творчества Н.А. Некрасова: место его поэзии в контексте "поэтической" эпохи 1850-х годов.
2 Художественный мир лирики Некрасова: а) ценностные аспекты лирики /принципы изображения действительности, центральные мотивы, образы; б) формы выражения авторского сознания /"автор", "повествователь", герой, ролевая лирика /; в) эпический сюжет в лирическом стихотворении; г) драматизация лирики /стихи о любви/.
3 Сборник Некрасова "Стихотворения" /1856/: а) композиция; б) тематика стихотворений.
4 Особенности лиро-эпоса Н.А. Некрасова: а) жанровое своеобразие, эпопейность поэм: б) поэма "Кому на Руси жить хорошо": -композиция и сюжет; -фольклорные мотивы и образы.  

Литература:

Тексты: Н.А. Некрасов. Стихотворения и поэмы.

 

1. Бухштаб Б.Я. Н.А. Некрасов: Проблемы творчества. - Л., 1983

2. Волкова Л.Д "Душа народа русского...". - М.,1992.

3. Гаркави А.М. Лирика Н.А. Некрасова.

4. Гин М.М. О своеобразии реализма Некрасова. - Петрозаводск, 1965.

5. 3уев. Неизвестный Некрасов //Литература в школе. -1993. -№2.

6. Ковач А. Время и перспектива в лирике Некрасова. - М.,1973.

7. Кожинов В.В. Лирика середины века // Кожинов В.В. Книга о русской лирической поэзии XIX века. - М.,1978.-С.155-217.

8. Корман Б.О. Лирика Некрасова. - Воронеж, 1964.

9. Корман Б.О, Лирика и реализм. - Иркутск, 1989.

10.Корман Б.О. Лирическая система Некрасова//Н.А.Некрасов и русская литература. - М.,1971. -С.81-129.

11.Прокшин В.Г Еще раз о композиции поэмы Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" // Русская литература. - 1988.-№4.

12.Прокшин В.Г. Поэма Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо". - М.,1986.

13.Роговер Е.С. Драматический элемент лирики Н. Некрасова // Некрасов и его время. - М., 1975. Вып.1.-С.28-31.

14.Розанова Л.А. Поэма Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо": Комментарий. - Л., 1976.

15.Скатов Н.Н. "Я лиру посвятил народу своему". - М.,1985.

16.Соколов В.Б. О типологии положительного героя в поэмах Некрасова 60-70 годов //Некрасов и его время. - М.,1975. -Вып.1.-С.59-64.

С.И. Грахова

 

А.Н. Островский

 «Лес»

(практическое занятие 4)

1. Тематическая основа комедии, содержательное многообразие и сюжетообразующая значимость мотивов.

2. Сюжетно-композиционная структура пьесы, место каждого акта в развертывании действия.

3. Характер конфликта и его участники. Любовная интрига в комедии. Поэтика имен.

4. Роль типических и случайных деталей быта и обстановки действия. Интерьер и экстерьер пространства.

5. Быт и внутренняя жизнь героев.

7. Реалистическая символика комедии.

 

Литература:

 

1. Ашукин Н.С., Ожегов С.И., Филиппов В.А. Словарь к пьесам Островского. М., 1983.

2. Холодов Е.Г. Мастерство Островского. М., 1967.

3. Штейн А.Л. Три шедевра Островского: Пьесы «Гроза», «Лес» и «Бесприданница». М., 1967.

4. Лакшин В.Я. Театр Островского. М., 1986.

5. Лотман Л.М. Драматургия Островского // История русской драматургии: Вторая половина XIX – начало XX в. До 1917. Л., 1987.

 

 

С.И. Грахова

Н.С. Лесков

«Очарованный странник»

(практическое занятие 8)

 

1. Смысл названия повести.

2. Тема праведничества.

3. Образ главного героя Ивана Флягина – одного из правдоискателей земли Русской:

а) биография, внешний облик, речь героя;

б) «очарованность» Ивана Флягина;

в) отношение к жизни и смерти;

г) религиозные воззрения;

д) противоречивость характера.

4. Особенности композиции.

5. Жанровое своеобразие (сказ-повествование).

6. Фольклорные мотивы в повести.

7. Жизнь Ивана Флягина как символ духовного пробуждения простого русского народа.

 

Литература:

1. Аннинский Л.А. Лесковское ожерелье. М., 1986.

2. Видуэцкая И.П. Николай Семенович Лесков. М., 1979.

3. Гроссман Л. Н.С. Лесков. Жизнь – творчество – поэтика. М., 1945.

4. Столярова И.В. В поисках идеала. Творчество Н.С. Лескова. Л., 1978.

5. Старыгина Н. Н. Лесков в школе. М., 2000.

 

 

С.И. Грахова

 

М.Е. Салтыков-Щедрин

 «Господа Головлевы»

(практическое занятие 7)

 

1. Семейная хроника Салтыкова-Щедрина в русской романистике 50 - 70-х годов. Судьба дворянских гнезд.

2. Литературно-полемическая направленность качественно нового социально-психологического романа. Значение формы семейного романа для выявления сущности Иудушки Головлева.

3. Арина Петровна Головлева как социально-психологический тип (крепостническая философия и практика, положение в доме, связи с семьей).

4. Смена трех поколений Головлевых как важнейшие сюжетно-композиционные вехи романа. Тема «умертвий» в романе. Судьбы Степана и Павла.

5. Путь Порфирия Головлева в романе (детство, последовательность связей с окружающими).

6. Сатирический психологизм Салтыкова-Щедрина. Пустословие героя как средство исследования психологии социального лицемерия. Пустомыслие как тупик в развитии героя. Пробуждение в Иудушке одичалой совести и появление драматических черт в его облике к концу романа. Закономерность духовной и физической гибели Иудушки Головлева.

 

Литература:

 

1. Покусаев Е. «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина. М., 1975.

2. Бушмин А.С. Салтыков-Щедрин и искусство сатиры. М., 1976.

3. Прозоров В.В. Салтыков-Щедрин. Книга для учителя. М., 1988.

4. Макашин С.А. Головлевы: люди и призраки // Наследие революционных демократов и русская литература. М., 1981.

5. Ауэр А.П., Борисов Ю.Н. Поэтика символических и музыкальных образов М.Е. Салтыкова-Щедрина. Саратов, 1988.

 


С.И. Грахова

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 333.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...