Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Оценка физического развития методом «центилий»




Метод вычисления «центилий» (делят данные на 100 частей). Для объективной оценки полученных показателей хорошим методом являются центильные таблицы и шкалы. Они представляют собой процентное распределение показателей среди спортсменов одного возраста и пола. Обычно используется шкала Стюарта, в которой предусмотрено выделение 3, 10, 25, 50, 75, 90, 97 «центилей». При этом исходят из того, что из 100 спортсменов лишь 50 имеют идеальные средние показатели, 3 спортсмена из 100 - крайне низкие значения (3-й «центиль»), 3 спортсмена из 100 - крайне высокие (97-й «центиль»). Совершенно нормальным считаются варианты, лежащие в пределах 75 и 25 «центилей». Выше и ниже этих дентальных пределов лежат пограничные зоны количественных характеристик. Спортсмены, находящиеся в этих границах, требуют внимания тренера в отношении прогнозирования спортивных результатов. Показатели, лежащие за пределами 97-го и 3-го «центилей», отражают уже явную детренированность.

Если масса тела спортсмена определенного роста попадает в среднюю зону (25-75 «центили» или 4-5 интервал), то масса тела адекватна его росту, и развитие является гармоничным. Зоны от 25 до 10 «центилей» и от 75 до 90 «центилей» указывают на тенденцию соответственно к снижению или повышению массы тела и роста. Зоны от 10 до 3 (2-й интервал) и от 90 до 97 «центилей» (7-й интервал) указывают на достоверное снижение или превышение (соответственно) массо-ростового показателя, требующего особенного внимания врача и тренера к состоянию здоровья и питания спортсмена. Еще более крайние отклонения (1-й и 8-й интервалы указывают уже на наличие у спортсмена гипотрофии или гипертрофии (соответственно), требующей соответственного лечения.

Таблица 14

Схема оценки физического развития детей и подростков по центильным таблицам (И.Н. Усов с соавт., 1990)

Центили по массе тела

Центили

3-10 10-25 25-75 75-90 90-97
90-97 Низкое резко дисгармоничное ИМТ II ст. Нижесреднее Дисгармоничное ИМТ II ст. Среднее резко дисгармоничное ИМТ II ст. Вышесреднее рез-ко дисгармоничное ИМТ II ст. Высокое резко дисгармоничное ИМТ II ст.
75-90 Низкое дисгармо-ничное ИМТ I ст. Нижесреднее дисгар-моничное ИМТ I ст. Среднее дисгармо-ничное ИМТ I ст. Вышесреднее дисгар-моничное ИМТ I ст. Высшее дисгармо-ничное ИМТ I ст.
25-75 Низкое гармоничное Нижесреднее гармоничное Среднее гармоничное Вышесреднее гармоничное Высокое гармоничное
10-25 Низкое гармо-ничное ДМТ I ст. Нижесреднее гармо-ничное ДМТ I ст. Среднее гармо-ничное ДМТ I ст. Вышесреднее гармо-ничное ДМТ I ст. Высокое гармо-ничное ДМТ I ст.
3-10 Низкое резко дисгармоничное ДМТ II ст. Нижесреднее резко дисгармоничное ДМТ II ст. Среднее резко дисгармоничное ДМТ II ст. Вышесреднее рез-ко дисгармоничное ДМТ II ст. Высокое резко дисгармоничное ДМТ II ст.

Примечание. ИМТ - избыток массы тела; ДМТ - дефицит массы тела.

 

Заключение о физическом развитии спортсменов

 

1.       Общая оценка физического развития по большинству оценок антропометрических показателей.

2. Тип телосложения и оценка осанки.

3. Указания о конкретных недостатках, выявленных методами соматоскопии, антропометрии.

4. Рекомендации:

а) по устранению выявленных недостатков средствами и методами основного вида спорта и дополнительными упражнениями;

б) по выбору средств и способов повышения физического развития применительно к избранному виду спорта.

Практические занятия

1. Определить физическое развитие всеми описанными методами: соматоскопии; антропометрии; антропоскопическое определение типа конституции.

2. Оценить физическое развитие: методом стандартов; индексов; корреляции; перцентилей.

3. Написать заключение с рекомендациями.

 

Исследование физического развития спортсмена

Испытуемый__________________________________________________

Ф.И.О. _______________________________________________________

Пол _______ Лет ________Рост _______ Вес_______

Условия ______________________________________________________

                (период тренировки и цель исследования)

 

I. ДАННЫЕ СОМАТОСКОПИИ

1. Тип телосложения ____________________________________________

2. Осанка (общая оценка)_______________, недостатки_______________

3. Форма рук ____________Ног _______________Стоп________________

4. Развитие мускулатуры _________________________________________

5. Жироотложение _____________________________________________

 

II. ДАННЫЕ АНТРОПОМЕТРИИ (см. на обороте)

 

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Общая оценка физического развития ______________________________

2. Тип телосложения _____________ 3. Осанка________________________

4. Недостатки, выявленные методами соматоскопии и антропометрии _____

5. Рекомендации:

а) по устранению выявленных недостатков______________________________

б)      по повышению физического развития__________________________

_______200____г.

Исследования проводил

 

II. АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ

Показатель

Обозначение, формула 1

Рост

Вес

ЖЕЛ

Окружшсть

Диаметр

Сила

шеи

груди

плеча

предплечье

бедра

голени

плечевой

попречный

пер./задний

тазогребн.

кисти

становая

вдох выдох пауза экскур. напряж. расслабл.
Измеренный                                        

Стандартный

                                       
                                       
Разница +                                        
Отклонение в «σ»                                        
Очень высокий                                        
Высокий                                        
Выше среднего                                        

Средний

                                       
                                       
Ниже среднего                                        
Низкий                                        
Очень низкий                                        


Тема 7. Методы исследования основных функциональных систем у спортсменов

Методы исследования нервной системы у спортсменов.

 

Известно, что при нерациональных занятиях спортом наиболее часто страдает сердечно-сосудистая система. Последствия острого и хронического физического перенапряжения для сердца спортсмена хорошо изучены и обстоятельно излагаются в учебной литературе по спортивной медицине. Однако последствия физических перенапряжений для других органов и систем, в частности нервной системы, освещены явно недостаточно. Между тем с ростом результатов в спорте, применением стимуляторов, в спортивно-медицинской практике перенапряжения ее встречаются все чаще, в связи с чем при врачебном контроле за спортсменами теперь немалое внимание уделяется обследованию их нервной системы. Для этого используются различные методы врачебного обследования, инструментальные методики и функциональные пробы. Полученные данные позволяют объективно оценить состояние нервной системы, своевременно заметить отклонения в ее функционировании и принять соответствующие меры.

В данной теме обсуждаются особенности обследования нервной системы у спортсменов, влияние занятий спортом на ее функциональное состояние.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 385.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...