Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формирование дележа в форме вектора Шепли




5.3.1. Анализ общего выражения вектора Шепли [199]

Условия оптимальности дележа на основе С-ядра и Н–М-решений и других близких к ним подходов являются плохо обусловленными в условиях невыпуклости и некомпактности обсуждаемых множеств и трудно реализуемыми даже при наличии наилучших свойств множеств.

Поэтому [199] имеет смысл поставить вопрос о заранее ожидаемом определённом значении выигрыша каждого игрока. Оказывается, что некоторое априорно ожидаемое значение можно найти.

Пусть p – любая перестановка множества , т.е. преобразование каждого игрока i в p(i). Всего таких преобразований N!, где N – число элементов множества. Пусть игроки образуют одну коалицию, вступая в неё по одному в произвольном порядке, т.е. порядок вступления в коалицию случаен. Следовательно, игроки упорядочиваются согласно некоторой случайной перестановке p : N ® N.

Все перестановки равновероятны, т.е. имеют вероятность 1/N! каждая. Множество первых i игроков по порождённому перестановкой p порядку обозначим через

                                       = {kÎN| p(k) £ i}.

Когда игрок i входит в коалицию p(i)-м по порядку, то множество первых p(i) игроков равно  а множество игроков, вступивших в коалицию до него, имеет вид

                                \(i) = {kÎN| p(k) < p(i)}.

Общий выигрыш коалиции \(i) есть ( \(i)).

После вступления в коалицию i-го игрока равновесный выигрыш соответственно равен .

Тогда разность \(i)) - «лепта» игрока i, вносимая им в коалицию .

Для пояснения изложенного рассмотрим пример:

                     ;

= (1);(1); (2,1); (2,3,1), (3,1), (3,2,1) = (1); (2,1);(3,1);(2,3,1);

= (1,2); (1,3,2); (2), (2), (3,1,2)(3,2) = (1,2); (1,3,2);(2);(3,2) и т.д.;

\(1) = (0);(0); (2); (2,3), (3), (3,2) = (0); (2);(3);(2,3);

\(2) = (1);(1,3); (0); (0),(3,1), (3) = (1); (1,3);(0);(3) и т.д.;

 – \(1)) = ( (1) – (0); (1) – (0); (2,1) – (2); (2,3,1) – (2,3); (3,1) – (3); (3,2,1) – (3,2)).

Определение 5.9.Игрок i в кооперативной игре называется болваном, если

                                     – \(i)) = (i).                              (5.14)

То есть игрок i не привносит в коалицию ничего по сравнению с тем, что он имел бы, если бы действовал самостоятельно.

Определение 5.10. Коалиция, содержащая всех игроков, не являющихся болванами,

                     R = {iÎN: (K) – (K\(i)) > (i), K Ì N, (iK}               (5.15)

называется носителем игры.

Определение 5.11.Если R – носитель игры, а K – любая коалиция
K Ì N, то

                                  (K) = (RìüK)+å (i), (iN\R,                            (5.16)

где  - множество болванов.

Так как игроки вступают в коалицию в любом порядке, то можно сформировать «априорно ожидаемый выигрыш» игрока i как усредненную по всем перестановкам «долю» игрока i [152, 119]

                           .                     (5.17)

Определение 5.12. Вектор

                                          Ф( ) = {Фi( ), i = 1,N}                                    (5.18)

называется вектором Шепли.

В соответствии с примером:

(5.18а)

Таким образом, при малом N вектор Шепли можно получить непосредственно из общего выражения (5.17).

5.3.2. Свойства вектора дележа Шепли

Свойство 5.1.Основным свойством по определению является то, что Фi( ) есть оценка выигрыша игрока, которая получена путем его усреднения по перестановкам множества .

Свойство 5.2 [42, 152, 199]. Для всякой характеристической функции  существует единственный вектор Ф( ), удовлетворяющий трём следующим аксиомам:

A1. Если R – носитель игры, то

                                                 .                                           (5.19)

Эта аксиома означает, что из общего выигрыша коалиции R выделяется дополнительно «болвану» – или на «болванов» ничего не выделяется из общественных средств и не взимается с них.

А2. Для любой перестановки p такой, что

                                           (p(K)) = (K),

где

                                    K = (i1iK), p(K) = (p(i1)p(iK)),

                                                 Фi( ) = Фp(i)( ).                                            (5.20)

То есть игроки, одинаково входящие в коалицию, получают одинаковый выигрыш – или [152] игроки при переименовании получают те же значения выигрыша (выигрыш не зависит от обозначений).

А3. Если  и  – любые игры со своей характеристической функцией, то

                               Фi ( + ) = Фi( ) + Фi( ),                               (5.21)

где

                                     ( + )(K) =  (K)+  (K).

Это означает, что при участии игрока в двух играх выигрыши отдельных игр складываются.

Свойство 5.3[199]. Для любой характеристической функции вектор Шепли является дележом.

Доказательство. На основании равенства (5.16) при K = N

.

То есть  является тривиальным носителем игры, поэтому из аксиомы А1 следует

                                                .

Условие коллективного рационального дележа выполнено. Раскроем выражение (17)

,

где Ki – все возможные коалиции, содержащие i-го игрока. Тогда, применяя свойство супераддитивности функции

,

получим

                                       .

Условие индивидуальной рациональности дележа также выполнено. Следовательно, Ф( ) - вектор дележа.

Свойство 5.4. Для того чтобы вектор Шепли принадлежал С-ядру, необходимо и достаточно, чтобы для любого K Ì N он удовлетворял условию

                                  .

Действительно, так как вектор Шепли является дележом, для него справедливы все утверждения для дележей. Напомним, что С-ядро существует, если K и Фi – выпуклые ограниченные множества и функции соответственно.

Свойство 5.5.Так как вектор Шепли – делёж, то по утверждению 5.4 вектор Шепли либо находится на Парето-границе П–Н-множества компромиссных решений игры N лиц, либо проектируется на Парето-множество в виде предпосылки дележа и даёт оценку эффективности i-го объекта – игрока на множестве возможных коалиций с другими объектами ММС (в утверждении 5.10 это показано для любой ).

5.3.3. Вычисление вектора Шепли

Рассмотрим способ компактного вычисления вектора Шепли. Для этого фиксируем KÌN и вводим обозначение s = |K|, где |K| – «мощность» множества K (число элементов).

Пусть . Заменим в соотношении (5.17) на K, а сумму по всем перестановкам соответственно на сумму по всем K Ì N. Тогда получим

                      ,                 (5.22)

где суммирование ведётся по всем K, содержащим i-го игрока. Пусть перестановка pÎQ. Представим её как

В соотношении (5.22) надо вычислить |W|. Это число всевозможных перестановок p, таких что

.

Очевидно, что для множества \(i) имеем (s – 1)! перестановок, где s – число элементов множества K, а для множества N \  находим
(Ns)! всевозможных перестановок, где

                  \(i) = (1,…,s – 1), N\ = (s+1,…,N),

cледовательно |W| = (s – 1)!(N – s)!.

Подставляя это выражение в формулу (5.22), получаем формулу, удобную для вычисления вектора Шепли:

                      (5.23)

где суммирование происходит по всем коалициям K, содержащим i-го игрока. Приведём несколько вариантов решения в зависимости от N.

При N = 2

(5.24)

При N = 3 возможные коалиции K с игроком i

                                 i = 1: (1,2,3);(1,2);(1,3);(1),

                                 i = 2: (1,2,3);(1,2);(2,3);(2),

                                 i = 3: (1,2,3);(1,3);(3,2);(3).

Поэтому, например (сравнить с (5.18а)),

              (5.25)

Утверждение 5.8. Численные значения компонент {Фi, iÎN} вектора дележа Шепли являются линейными комбинациями показателей конечного числа R-задач Парето- и Нэш-оптимизации, причём R удовлетворяет следующему соотношению:

                                      RN+1 = 2RN, при R2 = 2.                                                     

В конечном наборе RN при каждом фиксированном  имеет место
N – 1 задача Нэш-оптимизации. Доказательство следует из анализа выражений (5.18а), (5.23) – (5.25).

Утверждение 5.9. При N = 2 в игре с постоянной суммой с характеристической функцией (5.3) вектор Шепли – обобщение максиминной цены.

Доказательство. Имеем J1+J2 = 0;

,

                           (1,2) = max[J1+J2] = max[0] = 0.

При наличии равновесия

, поэтому (2) = – (1).

Тогда из (5.24) имеем

.

Следовательно, вектор Шепли есть обобщение максиминной цены. Если равновесие отсутствует, то

.

Следовательно, вектор Шепли соответствует гарантирующей игре с нулевой суммой Ф1+Ф2 = 0.

Утверждение 5.10. Вектор Шепли при общих свойствах Парето-множества и при любой характеристической функции обеспечивает на Парето-границе ПНОК (Парето–Нэш-области компромиссов) сильную предпосылку дележа игры из условий:

для задачи максимизации

                                                          (5.26а)

для задачи минимизации

                                                                 (5.26б)

Рассмотрим метод вычисления вектора Шепли. Общая формула вычисления вектора Шепли имеет вид (5.23). Без ограничения общности рассуждений рассмотрим вариант (5.26б) для случая N = 2. Тогда формула вычисления вектора Шепли принимают вид (5.24), где (1,2) = = min(J1+J2) = +  – точка принадлежит Парето-множеству; (1), (2) – значение любой характеристической функции, например точки Нэша.

Решим систему уравнений:

                              

При замене (1,2) = +  тогда имеют место равенства

                                 2Ф1 = + + (1) – (2),                                 (5.27)

                                 2Ф2 = + + (2) – (1).                                 (5.28)

Вычтем из уравнения (5.28) уравнение (5.27):

                                       2(Ф2Ф1) = 2( (2) – (1)),                                                

                                            Ф2 Ф1 = (2) – (1),                                      (5.29)

                                            (2) – Ф2 = (1) – Ф1;

Ф2 и Ф1 – координаты точки Шепли, (2) и (1) – координаты точки Нэша.

Из (5.29) следует, что точка Шепли и точка Нэша являются диагонально противоположными вершинами квадрата. Точка Шепли всегда лежит на линии, проведённой из точки Нэша под углом 45° к оси 0J1 (линия с наклоном +1; J2 = J1+b; b = const). Эту линию назовем линией равных выигрышей (см. рис. 5.1).

Сложим уравнения (5.27) и (5.28):

                                 2(Ф2 + Ф1) = 2( (2) + (1)),

                                            Ф2 + Ф1 = (2) + (1),                                      (5.30)

                                          Ф2 = Ф1 ;

Ф2 и Ф1 – координаты точки Шепли, и  – координаты точки Парето.

Из (5.30) следует, что точка Шепли и точка min( ) являются диагонально противоположными вершинами квадрата. Точка Шепли всегда лежит на линии, проведённой из точки min( ) под углом 135° к оси 0J1, (линия с наклоном – 1; J2 = – J1+b; b = const) (рис. 5.1). Процедура не зависит от типа характеристической функции V.

Точка Шепли лежит на пересечении линии, проведённой из точки Нэша с наклоном +1 (угол 45° к оси 0J1) (линия равных выигрышей) с линией, проведённой из точки min( ) с наклоном – 1 (угол 135° к оси 0J1). Эти линии пересекаются под прямым углом. (рис. 5.1). Процедура не зависит от типа характеристической функции .

Так как точка min( ) является точкой Парето-множества, то из вышеприведённого доказательства следует, что точка Шепли в общем случае не принадлежит Парето-границе, а лежит «за ней», т.е. является недостижимой («утопической») точкой, так как лежит за областью допустимых значений показателей.

В частном случае точка Шепли может принадлежать Парето-множеству в трёх случаях:

· точка min( ) принадлежит линии равных выигрышей; тогда точка min( ) и точка Шепли совпадают, и точка Шепли принадлежит Парето-границе;

· Парето-граница представляет собой прямую линию, составляющую с осью 0J1 угол 1350, т.е. с наклоном –1; тогда вся Парето-граница состоит из точек min( ) и перпендикулярна линии равных выйгрышей. Точка Шепли будет являться точкой min( ) и принадлежать Парето-границе;

· Парето-граница имеет такую форму, что имеется несколько точек min( ), одна из которой является точкой Шепли.

Во всех рассмотренных трёх случаях, если точка Шепли является точкой min( ), то тогда она (точка Шепли) принадлежит Парето-границе.

Рис. 5.1. Геометрическая интерпретация получения точки Шепли при N = 2

В общем случае имеем следующие соотношения:

точка Нэша – равновесная точка, которая обладает свойствами устойчивости (стабильности);

точка min( ) – точка Парето-множества, имеющая минимальные суммарные равноприоритетные потери (максимальный суммарный выигрыш) систем, объединившихся в коалицию;

точка Шепли – «априорно ожидаемое значение» – значение выигрыша каждого игрока, усреднённое по всем перестановкам, по всем возможным коалициям.

Точка Шепли является способом оценки полезности возможного вступления в коалиционные связи.

Утверждение 5.10 может быть обобщено на случай N ³ 3.

5.4. формирование двухэтапного метода оптимизации решений
в ММС на основе вектора дележа Шепли

Получение значений вектора Шепли позволяет сделать вывод о полезности кооперативного компромисса для объектов ММС.

Следующей задачей становится выбор способа объединения объектов в кооперацию, реализующую выявленную дополнительную эффективность.

В общем случае основным является подход, связанный с объединением ресурсов, перестройкой оптимизационной структуры управления ММС, созданием новых технических средств поддержки и др.

Ориентировкой реализации управляющих функций и параметров ММС в этом общем случае и вариантом реализации кооперативного компромисса при наличии практической полезной и мало меняющейся «при входе» в кооперацию математической модели ММС может служить выбор управлений и параметров состояний ММС, которые обеспечивают близость показателей цели ММС к полученным значениям вектора Шепли.

В таком случае может быть сформирован алгоритм оптимизации решений, состоящий из следующих двух этапов.

Этап 1.Определение значений вектора дележа Шепли {Фi, iÎN} на основе выражений (5.23), которые для N = 2,3 приведены в (5.24), (5.25).

Если при решении задачи этапа 1 применяются (5.1), (5.3), то данный набор задач может быть решён с помощью ПС «MOMДИС» (см. гл. 9), в составе которой реализованы модули Парето- и Нэш- оптимизации.

При неединственности вектора Шепли, вызванной возможной неединственностью решения задач Парето–Нэш-оптимизации, в качестве дополнительного подэтапа возникает задача определения дополнительного компромисса на основе групповой неудовлетворённости (см. гл.6 – частный случай СТЭК-14 (6.53)).

Теперь Ф*Î{Ф} выбирается из условия

                                          ,                                    (5.31)

где J* = { ;iÎN}, J* – идеальная точка векторной оптимизации [246].

Рис. 5.2. Структурная схема двухэтапного метода параметрической оптимизации управления ММС на основе вектора дележа Шепли

Этап 2. Целью данного этапа является решение относительно управлений системы функциональных уравнений

                                                                (5.32)

Данная система может быть приведена к обычной форме задачи оптимизации. С учётом параметризации ПКЗУ и параметрическим уточнением кооперативной структуры ММС задача оптимизации принимает вид

(5.33)

Для решения задачи определения параметризованного программного управления и ПКЗУ применяется модуль W-оптимизации ПС «МОМДИС».

На рис. 5.2 дана структурная схема двухэтапного алгоритма Шепли-оптимизации ММС.

5.5. Применение двухэтапного метода для получения
УКУ–Шепли-оптимального управления
с прогнозом динамики конфликта ЛС СВН–ЛС ПВО

Постановка данной задачи подобна постановке рассмотренной в 4.5.1. Структура взаимодействия в ММС совпадает со структурной схемой на рис. 4.5. Описание модели дается выражениями (4.47), (4.48). Показатели описываются формулами (4.49). Вариант прогноза также упрощенный, полное исследование дано в главе 10.

В отличие от 4.5.1 рассматривается двухтактный прогноз с получением аппроксимированного программного управления, который при повторении двухтактного прогноза на следующем временном интервале позволяет получить ПКЗУ. Кроме того, как показано ниже, данный пример реализует стабильно-эффективный компромисс на основе Парето–Нэш–УКУ–Шепли-комбинации (СТЭК-7, см. главу 6).

За основу взят аналогичный базовый вариант условий и начальных значений. Далее приводятся результаты оптимизации на основе двухэтапного алгоритма при двухтактном прогнозе (0,Т/2,Т).

Первый такт прогноза:

                        ,

                     

1. Определение значений вектора дележа Шепли на основе Парето–Нэш-оптимизации (первый этап алгоритма).

Общий вид множества показателей J1, J2 на основе ортогональной и ЛП-сетей дан на рис. 5.3.

УКУ, Парето-граница, точки Нэша и Шепли даны на рис. 5.4:

· точка min(J1+J2): q1 = 1; q2 = 0; J1 = – 38,7; J2 = - 40,4;

· точка Нэша: q1r = 0,668; q2r = 0,430; J1r = – 10,2; J2r = – 7,29;

· точка Шепли: Ф1 = – 41,005; Ф2 = – 38,095 (в соответствии с (5.24)).

 


Рис. 5.3. Множество показателей J1, J2 (на сетевой основе)

 


Рис. 5.4. Результаты первого этапа алгоритма

2. Векторная оптимизация управления коалициями для минимизации отклонения от точки Шепли (на основе W-оптимизации) (второй этап алгоритма) на множестве показателей , где  (рис. 5.5 и 5.6).

Точки Парето, Нэша и Шепли, полученные на первом этапе, в данной системе координат принимают следующие значения:

· точка  (рис. 5.5, 5.6);

· точка Нэша  (рис. 5.5);

· точка Шепли  (рис. 5.6).

Результатом оптимизации является точка сильной предпосылки игры и УКУ (СТЭК при однотактовом прогнозе) (рис. 5.5):

Таким образом, Парето–УКУ–Шепли-оптимальный вектор параметров на первом такте:

                                                  .

 


Рис. 5.5. Результаты второго этапа алгоритма на первом такте прогноза

Рис. 5.6. СТЭК при однотактовом прогнозе (окрестность начала координат (рис. 5.5))

Вектор состояния к концу первого такта: x1 = 9,972; x2 = 2,027;
x3 = 2,039; x4 = 9,96.

Второй такт прогноза:

            

















Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 524.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...