Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Геосфера       2) биосфера      3) космосфера




В 1927 г. богослов Шарден и математик Леруа ввели в научный оборот понятие «ноосфера». В отечественной науке учение о ноосфере развивал Вернадский. Ноосферой он называл высокую ступень развития биосферы, включая в нее человеческое общество и все созданное человеком.

Т.О. совокупность природных сфер образует естественную среду обитания, а все, что создано человеком, – искусственную среду (техносферу). Естественная среда не имеет тенденции к какому-либо резкому расширению. Техносфера постоянно расширяется за счет естественной среды.

Столетия господствовало убеждение о самозарождении жизни. Только в 1862 году Луи Пастер опроверг эту догму своим тезисом «Все живое – с живого».

Качественные характеристики систем живой природы:

1) негентропийность, т. е. способность накапливать вещество, энергию, информацию, приобретая сложную организацию, обладающую длительной памятью;

2) живое сохраняется, постоянно разрушаясь;

3) живая система относительно изолирована от внешней среды;

4) для живого характерны упреждающиереакции;

5) живые системы открыты, т. е. обменив. со средой и энергией, и веществом.

 

Древние люди соотносили природу с собой и, задумываясь над сущностью психических процессов, пришли к анимизму – вере в существование души. Часто они наделяли душой весь окружающий мир (гилозоизм). Однако наличие у человека разума приводило к мысли о его праве преобразовывать природу.

В средние века мир был разделен на земной и небесный. Земной мир считался греховным, а природа рассматривалась чаще всего как сосредоточие сил зла.

 

Возрождение восстановило античное отношение к природе и утверждало мысль о том, что только в единстве с природой человек способен приобрести высшие духовные ценности. Однако при этом стало формироваться и утилитарно-практическое отношение к природе, согласно которому природа рассматривалась как неисчерпаемая кладовая богатств, которые человек должен использовать для роста своего материального благополучия.

Такое отношение к природе просуществовала до сер. XX в. Только в 50-е годы XX в. пришло осознание хрупкости природы и исчерпаемости ее ресурсов.

 

Т.О. история взаимоотнош. общ-а и пр-ды представл. собой единство 2ух тенденций:

1) постоянное расширение меры господства человека над природой.

2) неуклонное нарастание дисгармонии в отношениях человека и природы.

Результатом этих взаимодействий стало возникновение экологиинауки о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой на разных уровнях организации живого.

31. Проблема биосоц. природы человека в совр. философии.

 

Большое значение для понимания сущности человека имеет вопрос о его происхождении. В современном естествознании чаще всего он решается на основе эволюционной теории Ч. Дарвина, который обосновал идею появления различных видов животных в ходе эволюционного развития.

В основе эволюции лежит естественный отбор. Главную причину изменения биологических видов Дарвин видел в изменении условий окружающей среды. В процессе борьбы за существование выживают те животные, которые наиболее приспособлены к изменяющимся условиям окружающей среды. Следовательно, человек – это особый биологический вид, который имеет естественное природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими. По Дарвину, мышление человека, способность к труду – это многократно усиленные естественным отбором инстинкты, низшие формы которых есть и у животных.

Т.О, теория Дарвина в определенном смысле «растворяет» человека в животном мире.

Дополнить теорию Дарвина попытался Энгельс, который выделил труд как главную причину превращения обезьяны в человека.

Развитие науки в XX в. подтвердило ряд положений теорий Дарвина и Энгельса.

Однако вопрос о происхождении человека по-прежнему остается открытым.

 

Человекообразные обезьяны (гоминиды) появились около 3,5 млн. лет назад. Процесс их превращения в людей (антропогенез) продолжался длит. время и был тесно связан с процессом формирования человеческого общества (социогенез). Человек – это результат антропосоциогенеза.

Человек современного вида Homo sapiens выделился ок. 50 тыс. лет назад. Выделение человека из животного мира объясняется комплексом природных и социальных факторов. С наступлением похолодания и сокращением площади тропических лесов часть обезьян была вынуждена приспосабливаться к жизни на равнине. Это привело к высвобождению рук и усвоению прямохождения. Свободные руки стали органом для производства и использования орудий труда.

Трудовая деятельность стимулировала общение, что предопределило появление речи. Существенное значение имело регулирование брачных отношений. Животные стада гоминидов основаны на эндогамии – родственных половых отношениях внутри стада. Запрет инцеста стал первым ограничением, которое имело социально-нравственный характер. Затем последовали запрет на убийство соплеменника, требование поддержания жизни родича, независимо от его физического состояния.

Человек – существо биосоциальное: он является частью природы и неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное составляют единство, и только в таком единстве существует человек.

Человека отличает от животных ряд принципиальных особенностей:

· способность к изготовл. орудий труда и использов. их как средств произ-ва;

· сознательная, целенаправленная, творческая деятельность;

· способность к осмысленному образованию сообществ;

· организующее насилие по отнош. к себе и формир. жизни посредством образов;

· наличие высокоорганизованного мозга, мышления, членораздельной речи.

 

  1. Индивид. Индивидуальность. Личность.

 

Понятие «индивид» применяется только по отношению к человеку. По отношению к животным используют понятие «особь», а к неодушевленным предметам – «вещь» или «экземпляр».

Индивид– это отдельный единичный человек. В дословном переводе означает «неделимый». Поэтому индивид – это еще и целостность, которая не может быть разделена на более мелкие части.

Индивидуальность – это совокупность свойств индивида, которые отличают его от других людей. Это не означает, что данные свойства не присущи другим людям. Речь идет о разной степени их развития.

Понятие «личность» всегда относится к отдельному человеку, но никогда к группе людей.

Личность – это человек как носитель свойств, воспитанных в нем обществом.

В каждую историческую эпоху на первый план выдвигались те или иные характеристики личности. Их называют доминантами.

В средние века – это рыцарь, в Новое время – предприниматель, в Советскую эпоху – герой-революционер и т.д. Каждый исторический тип личности порождается историческими условиями и выражает потребности общественного развития.

Человек, в отличие от животных, осознает свою смертность. Осознание конечности бытия приводит человека к вопросу о смысле жизни.

Смысл жизни – это интеграционное понятие, которое объединяет в себе множество других, выражающих многозначность человеческого бытия. Традиционные религии утверждают, что смысл жизни находится за пределами повседневности.

Атеисты уверены в том, что повседневность – это единственная реальностью, а смысл жизни надо искать в ней.

В философии предпринимались попытки сблизить эти крайние понятия. Она связывает понятие смысла жизни с конкретными жизненными обстоятельствами, в которых поведение человека ориентировано на высшие нравственные ценности.

Смысл жизни строго индивидуален, поскольку:

1) он относится к жизни уникального человека,

2) он относится к уникальной жизненной ситуации этого человека,

3) человек обретает его каждый раз только своим собственным путем.

Смысл жизни не существует в готовом виде. Ему нельзя научить. Его нельзя навязать человеку. Это продукт внутренней активности личности, в которой она определяет мотивы своих действий.

33. Проблема генезиса сознания.

Материалистическая диалектика, решая вопрос о происхождении сознания, опирается на теорию отражения.

Отражение – это свойство материальных систем в процессе их взаимодействия воспроизводить особенности друг друга. В неживой природе существует пассивное отражение, которое проявляется в форме механических и физико-химических изменений. С возникновением жизни и появлением простейших организмов и растений возникает раздражимость – способность живого избирательно реагировать на воздействия внешней среды.

У животных, благодаря наличию психики и нервной системы, существуют более сложные формы отражения, связанные с деятельностью органов чувств.

1. Ощущение – способность отражать отдельные свойства предметов в результате их воздействия на органы чувств.

2. Восприятие – способность к целостному охвату объекта во всей его полноте.

3. Представление – способность к воспроизведению объекта, который непосредственно не воздействует на органы чувств.

Как показали исследования физиологов, в основе психической деятельности лежат безусловные (передаются по наследству) и условные (формируются в процессе жизни) рефлексы головного мозга.

Наличие у животных ощущений, восприятий и представлений является основой возникновения человеческого сознания. Эта основа имеет биологический, природный характер.

В то же время, формирование сознания не возможно без участия социальныхфакторов. Эти факторы выделил Энгельс в своей статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Решающим социальным фактором возникновения сознания он назвал труд. Труд начинается с использования предметов природы в качестве орудий деятельности. Следующий этап – созданиеорудий труда из природных форм. Простейшие трудовые навыки способствуют расширению кругозора и совершенствованию мозга. Потребность передачи опыта стала предпосылкой видоизменения гортани и формирования членораздельной речи. Язык стал важнейшим фактором познания мира, средством передачи и хранения информации, основой существования абстрактного мышления.

Биологической предпосылкой сознания человека является его головной мозг. Он представляет собой сложную физиологическую систему, которая функционирует в другой целостной системе – человеческом организме. Между физиологическими и психологическими процессами, происходящими в мозгу человека, существует принципиальная разница.

Физиологические процессы – материальны,

Психические – идеальны.

Сознание не сводится ни к отражаемому миру, ни к физиологическим процессам головного мозга.

34. Сущность и структура сознания.

Сознание – высшая, свойственная только человеку функция головного мозга, которая заключается в активном отражении действительности и ее конструктивно-творческом преобразовании действительности.

Сознание это качественно новая ступень отражения, которая имеет свои особые характеристики:

· универсальность: сознание способно отразить любые явления.

· адекватность: создает объективный образ действительности.

· творческий харак-р: способно создавать проекты новой реальности.

· социализированность: возможности сознания формироваться и изменяться под влиянием общества.

В структуре сознания выделяют:

Онтологическая подсистемапредставляется 3мя уровнями:

1) Осознание – сфера сознания, где информация о мире превращается в устойчивое обоснование знания. Здесь происходит синтез чувственных и мыслительных операций.

2) Надсознание – обеспечивает формирование новых идей.

3) Самосознание – обеспечивает направленность сознания на своё собственное содержание, благодаря этому соотносятся знания о мире и о самом себе, формируются желания и намерения.

Функциональная подсистемавыступает как единство 3ех сфер в сознании:

1) Когнитивная – обеспечивает производство знаний

«что есть что?»

2) Позитивная – определяет ценностные ориентиры

«во имя чего?»

3) Нормативная – обеспеч. проектирование отношения к миру

«каким образом?»

 

Т.О. Сознание функционирует в пределах психики человека, которое включает в себя эмоции и чувства, волю и память.

Сознание присуще только человеку и опосредственно языком. Язык связан с сознанием и выспутает его материальным носителем.


 

35. Деятельность и практика: сущность, структура, виды.

 

В настоящее время в науке нет единого определения деятельности. Чаще всего деятельность определяется через понятие «активность».

Активность – свойство всех материальных систем, которые выражают процесс постоянного изменения материи.

Деятельность – это такая активность, которая в целом контролируется сознанием. Поскольку сознание присуще только человеку, понятие «деятельность» применимо только к человеку.

Не все формы активности человека считаются деятельностью. Те действия, которые носят условно-рефлекторный характер и осуществляются автоматически, не возвышаются до деятельности.

В структуре деятельности выделяют внешний и внутренний аспект.

· Внешний аспект деятельности образуют ее различные виды. Общими сферами приложения деятельности выступают материя и сознание.

На этом основании выделяют материальную и духовную деятельность. Они подразделяются на:


ü преобразовательная,

ü ценностно-ориентационная,

ü коммуникативная деятельность,

ü художественное творчество.


 

· Внутренний аспект структуры деятельности образуют те элементы, которые обеспечивают ее нормальное функционирование:


субъект и объект,

потребности,

интересы,

мотивы и цели,

установки,

навыки,

нормы,

средства,

результаты.


Практика – это общественно-историческая, чувственно-предметная деятельность человека, направленная на познание мира, на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для функционирования общества.

Это деятельность не одного человека, а всего. Современный уровень практики – это результат всемирной истории.

Виды практики:


 

- материально-производственная;

- социально-политическая;

- научный эксперимент.

 

Специфические виды практики:

- семейно-бытовая;

- воспитательная;

- образовательная и др.


Практика служит критерием истинности знания: только подтвержденные практикой знания признаются истинными.

 

36. Сущность познания и многообразие его форм.

 

Современная материалистическая философия исходит из принципиальной познаваемости мира.

Познание общественно-исторический процесс деятельности человека, в ходе которого мысль человека о том или ином объекте все более приближается к нему.

Выделяют следующие виды познания:

1) обыденное познание, которое формируется в процессе повседневной деятельности на основе личного опыта и обобщения. Специфика обыденного познания заключается в том, что его содержание характеризует единичные объекты и ситуации. Оно преимущественно образное, хотя и содержит элементы логики;

2) научное познание изучает в процессах и явлениях только общее и необходимое. Однако в нем присутствуют элементы единичного знания. Научное познание по форме сконцентрировано в общих понятиях, которые приведены в единую систему;

3) философское познание является разновидностью научного познания, но отличается от него двумя моментами: оно направлено на познание не общего, а всеобщего; имеет мировоззренческий характер, поэтому всегда содержит оценку познаваемого;

4) художественное познание является образным и наглядным и в то же время содержит общее и необходимое. Художественное познание ограничено сферой человеческих отношений.

Субъектом познания, в узком смысле слова, является человек или группа людей, а в широком – общество или все человечество.

Объектом познания выступает весь мир или его фрагмент, но только в тех границах, в которых человек с ним взаимодействует.

 

Т.О. познаниерезультат взаимодействия субъекта и объекта. Из этого следует, что в человеческом знании всегда присутствует два момента: субъективная форма и объективное содержание. Особенностью социального познания является то, что там объект и субъект познания совпадают.

37. Чувственное и рациональное познание, их формы.

 

Познание мира человеком осуществляется по этапам: от внешних, чувственно-воспринимаемых характеристик до глубинных, умопостигаемых.

Чувственное познание возникает раньше рационального и является более продуктивным на начальных стадиях жизни. Оно осуществляется в трех формах:

 

Ощущение – это отражение отдельных свойств объекта в результате их воздействия на органы чувств.

Восприятие – целостный образ объекта, возникающий на основе ощущений.

Представление – способность к созданию образов тех объектов, которые непосредственно не воздействуют на органы чувств.

 

Образы, возникающие в результате чувственного познания, отличаются яркостью, насыщенностью и индивидуальной окрашенностью. Это связано с тем, что уровень развития органов чувств различен у разных людей, а также различны традиции, определяющие отношение человека к миру.

 

Рациональное познание позволяет проникнуть в сущность познаваемых объектов. Его высшей формой является абстрактное мышление, которое, в свою очередь, осуществляется в трех формах:

Понятие – форма мысли, в которой отражены наиболее существенные и значимые стороны познаваемого объекта. Понятия различаются глубиной и степенью обобщения;

Суждение – форма мысли, в которой путем соединения нескольких понятий фиксируется отсутствие или наличие признаков каких-либо объектов, изменение их состояний;

Умозаключение – форма мышления, в которой в результате соединения нескольких суждений возникает новое, полученное логическим путем знание.

38. Проблема истины в философии и науке.

 

Цель познания – достижение истины.

Истинаэто адекватное отражение действительности в сознании человека, соответствие образа объекта познания самому объекту по содержанию.

Истина включает в себя объективную и субъективную стороны.

Объективность – содержание человеческих представлений не зависит от человека и человечества.  (2*2=4)

Субъективность истины состоит в том, что она не существует помимо человека и человечества.

Из  объективности истины следует ее конкретность, т. е. зависимость знания от связи и взаимодействия разных явлений, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются.

Существуют разные формы истины. Они выделяются в зависимости от характера познаваемого объекта, от вида предметной реальности, от степени полноты освоения объекта.

Важное место в познании занимают абсолютная и относительная истина.

Абсолютная истинаэто знание, которое тождественно своему предмету и не может быть опровергнуто в дальнейшем познании.

Относительная истинаэто неполное знание о том же самом предмете. Достижение абсолютной истины проблематично, но это не означает, что ее нет: каждая относительная истина содержит в себе часть абсолютной.

 

Антиподом истины является ложь, т. е. преднамеренное возведение неверных представлений в истину. Ложь постоянно присутствует во взаимоотношениях между людьми и при определенных обстоятельствах признается оправданной.

Если в отдельных сферах человеческого бытия она может быть оправдана, то в сфере познания недопустима.

Заблуждениеэто непреднамеренное несоответствие суждений объекту.

Роль заблуждений в познании неоднозначна.

С одной стороны, они уводят от истины,

а с другой, могут создавать проблемные ситуации и служить исходной точкой для дальнейшего развития познания.

История познания показывает, что путь к истине чаще всего проходит через заблуждения.

39. Наука: сущность, функции, язык, классификация.

Наука – сфера познавательной деятел-ти людей, система объективного знания об окружающем мире и человеке, целью которой является достижение истины и открытие объективных законов развития мира.

 

В науке выделяют эмпирический и теоретический уровни познания.

Первый уровень предполагает познание объектов на уровне явления,

а второй – предполагает проникновение в их сущность. Современная наука выполняет ряд важных функций в жизни общества:

1) эвристическая заключается в открытии законов развития мира;

2) культурно-мировоззренческая состоит в формировании общих представлений о мире и человеке;

3) производительная указывает на превращение науки в производительную силу общества, без которой невозможно современное производство;

4) функция науки как социальной силы проявляются в том, что наука непосредственно включена в процессы общественного развития, а ее данные используются в социальном планировании и управлении.

Язык науки – это одна из моделей естественного языка, которая возникает в процессе научного познания. Фундаментом формирования языка науки была и остается живая человеческая речь. В каждой науке существует своя терминология, которая включает в себя не только элементы естественного языка, но и различные знаковые средства, которые создаются по соглашению между учеными. Такая система знаков тяготеет к моносемантичности (однозначности), она исключает свободное словотворчество. Моносематичность обеспечивает точность, ясность изложения и облегчает взаимопонимание между учеными разных стран. Языку науки недоступна эмоциональная функция.

 

Вплоть до XIX в. ведущей тенденцией развития науки была дифференциация, то есть отделение наук друг от друга. В настоящее время преобладает интеграциянаук, которая предполагает укрепление их взаимной связи.

 

В самом общем виде науки разделяются на естественные, технические, социальные, гуманитарные. Иногда выделяют сельскохозяйственные, медицинские и психолого-педагогические науки.

К Естественным наукам относятся науки о космосе (астрономия), о земле (география), о человеке как биологическом существе, о физических, химических, биологических явлениях и процессах.

Социальные науки– науки об обществе и разных сферах общественной жизни (социология, комплекс правовых дисциплин).

Гуманитарные науки – науки о человеке как о духовном существе (история, филология).

Между науками нет жестких границ, особенно подвижна грань между социальными и гуманитарными науками.

40. Эмпирические методы научного познания:

Наблюдение – целенаправленное изучение предметов и явлений, которое опирается на ощущения, восприятия и представления человека.

Структура наблюдения включает в себя:


ü объект наблюдения,

ü наблюдателя,

ü условия наблюдения,

ü средства наблюдения.


 

Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным.

- В первом случае объект воздействует на органы чувств наблюдателя непосредственно;

- во втором используются те или иные приборы.

Основные требования к научному наблюдению:

однозначность замысла, единство средств, возможность контроля результатов наблюдения.

Эксперимент – это активное целенаправленное изучение явлений и процессов в точно фиксированных условиях их протекания, которыемогут воссоздаваться и контролироваться исследователем.

Выделяют следующие виды эксперимента:


ü воспроизводящий;

ü изолирующий;

ü исследовательский (поисковый);

ü проверочный (контрольный);


 

Кроме того, различают эксперименты в зависимости от области научного знания: химические, биологические, социальные и т.д. Любой эксперимент включает в себя следующие стадии:

- планирование;

- выбор технических средств;

- осуществление эксперимента;

- интерпретацю результатов.

Сравнениеэто соотнесение различных объектов для выявления их сходства и различий.

Оно должно отвечать двум требованиям:

ü сравниваются только сопоставимые объекты;

ü сравнение осуществляется по наиболее существенным признакам.

Описание это фиксация в той или иной форме результатов наблюдения.

Для этого могут использоваться естественные и искусственные языки, знаки, символы, графики, схемы и т.д.

41. Теоретические методы научного познания

Формализация – отражен. содержат-го знания посредством формализов-го языка.

Аксиоматический метод– это метод познания, при котором в основу теории кладутся некоторые исходные положения – аксиомы (постулаты), из которых все остальные утверждения выводятся логическим путем с помощью доказательств.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному– способ исследования, при котором из многообразия явлений действит-ти выделяется некотор. абстракция, которая становится инструментом исследования этой же действит-ти.

Гипотетико-дедуктивный метод– способ теоретического исследования, сущность которого заключается в создании системы дедуктивносвязанных между собой гипотез, из которых, в конечном счете, выводятся утверждения об эмпирических фактах. Заключение, полученное на основе этого метода, может иметь лишь вероятностный характер.

 

42. Общелогические методы научного познания

Анализ – это прием мышления, связанный с разделением изучаемого объекта на составные части с целью их относительно самостоятельного изучения.

Синтезобъедин-е ранее выдел-ых частей для более полного представл. о целом.

Абстрагирование– это мысленное выделение отдельных признаков конкретного предмета с одновременным отвлечением от других свойств, которые в данной ситуации представляются несущественными.

Идеализация – это разновидность абстрагир-ния, которое предполаг. предельное отвлечение от всех реальных свойств предмета с одновременным введением в содержан. образуемых понятий, признаков, не реализуемых в действит-ти.

Индукция – это способ рассуждения, в котором общий вывод делается на основе частных посылок. Индуктивные умозаключения не дают абсолютно достоверного знания, но «наводят» на мысль на открытие общих закономерностей.

Дедукция – способ рассуждения, при котором из общих посылок делаются выводы частного характера. Дедуктивные умозаключения дают достоверные знания, если достоверны исходные посылки.

Аналогия – метод, при котором на основании сходства объектов по некоторым признакам выдвигается предположение об их сходстве и по другим признакам. Вывод по аналогии не является достоверным и требует дополнительной проверки.

Моделирование– это метод исследования, при котором интересующий исследователя объект замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия к первому.

Первый объект называется оригиналом, второй – моделью. В дальнейшем знание, полученное при изучении модели, переносится на оригинал на основании аналогии. Моделирование используется там, где изучение оригиналов невозможно, затруднено, требует больших затрат или связано с риском.

Моделирование может быть предметным, физическим, математическим, логическим, знаковым.

43. Формы научного познания

 

Формами научного познания называются способы осуществления научно-познавательной деятельности.

Факт– это знание, достоверно сообщающее о наличии какого-то явления действительности. Факты являются основанием всех научных знаний, поэтому они требуют строгой проверки на истинность. Научный подход требует исследовать все факты, относящиеся к рассматриваемому вопросу.

Проблема – это осознанный вопрос, для ответа на который имеющихся знаний недостаточно. Любая проблема связана с вопросом, но не каждый вопрос является проблемой. Особенность проблемы состоит в том, что для ее решения необходимо выйти за пределы старого знания.

Гипотеза это научное предположение, истинность или ложность которого еще не доказана. Гипотетическое знание носит вероятностный характер и требует проверки. В ходе этой работы одни гипотезы опровергаются, а другие становятся теориями.

Гипотеза выдвигается не произвольно, а при соблюдении следующих правил:

- отсутствие противоречий между гипотезой и проверенными фактами;

- соответствие гипотезы надежно установленным теориям;

- доступность гипотезы экспериментальной проверке (хотя бы в принципе);

- максимальная простота гипотезы.

Теория система истинного доказанного знания о сущности явлений, которое раскрывает структуру и функционирование объекта.

Теория выступает как система законов (теория относительности Эйнштейна, эволюционная теория Дарвина).

Закон это объективная, существенная, необходимая, повторяющаяся, устойчивая, внутренняя связь между явлениями и процессами действительности.

Законы науки представляют собой конкретно исторические феномены.

Принциписходное положение какой-л. теории, науки, мировоззрения. К всеобщим принципам познания относятся:

- принцип детерминизма;

- принцип историзма;

- принцип системности и др.

Категорияпонятие, которое отражает наиболее существенные закономерные связи и отношения реальной действительности и познания.

Категории возникают в определенной последовательности и на определенных ступенях познания.

 

44. Основные стратегии исследования социальной реальности.

 

Раздел философского знания, исследующий общественные явления и процессы, называется социальной философией. Но самостоятельный статус он приобрел лишь во второй половине XIX в.

К этому времени слож-сь три основн. подхода в объяснен. обществ. отнош:

1. Натуралистическийподход рассматривает общество по аналогии с природой, как естеств. продолж. ее закономерностей. Человек признается венцом природы.

Этот подход характерен для философии Гоббса, Гольбаха, Гумилева.

2. Культурно-историческийподход рассматривает общество как надиндивидуальную реальность, в которой воплощен мир моральных, эстетических, культурных смыслов и образов, которые определяют ход мировой истории и деятельность отдельных людей (Гердер, Кант, Гегель).

3. Психологическийподходобъясняет общество с точки зрения определяющей роли психологии, сферы бессознательного, эмоциональных и волевых проявлений (Фрейд и его последователи).

 

Эти подходы не смогли в полной мере отразить многообр. обществ. жизни. В связи с этим в соц.науках XX в. возникли две традиции в исследовании общ-ва:

Социологизм - рассматривает общество как объективную реальность, находящуюся вне индивидуального сознания. Его примером может служить марксистская модель социальной реальности.

Историцизм - предполагает включение субъекта познания в социальную реальность. Основатель этой традиции В. Дильтей.

В настоящее время возникло множество синтетических, социально-философских исследовательских программ общественного развития: концепция социального действия М. Вебера, структурно-функциональная модель общества Т. Парсонса, теория социальной практики П. Бурдье и др.

 

В широком смысле слова общество – это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющего совокупность отношений между людьми, которые складываются в процессе их жизнедеятельности.

В узком смысле слова обществом называют отдельный этап человеческой истории или конкретное социальное образование.

Общество – это сложнообразованная, саморазвивающаяся открытая система, которая включает в себя отдельных индивидов и социальные группы. Этой системе присущи следующие специфические черты:

· большое разнообразие структур, систем и подсистем, иерархический характер;

· несводимость к людям, которые его составляют. Это система вне- и надиндивидуальных связей и отношений, которые создает человек своей активной деятельностью совместно с другими людьми;

· самодостаточность, т. е. способность создавать и воспр-ть необход. условия;

· динамичность, незавершенность и альтернативность развития;

· нелинейность развития, оно может как прогрессировать, так и регрессировать или находиться в состоянии стагнации (застоя).

·

45. Философия культуры.

Слово «культура» первоначально применялось для обозначения продуктов земледельческого труда. Позже было распространено и на другие предметы, обозначая уже все то, что сделано, преобразовано, улучшено человеком. Культура – «вторая природа», т.е. искусственное, созданное человеком. В таком смысле понятие культуры использовалось до сер.XIX века.

Во второй половине XIX века ученые открыли, что существуют разные типы культур. Эти факты были теоретически обобщены Данилевским, Шпенглером. Сорокиным и др., которые заложили предпосылки для философского понимания культуры.

Современные ученые сгруппировали многочисленные определения культуры в несколько основных подходов, среди которых можно выделить следующие: описательный, технологический, деятельностный, игровой, диалогический, психологический, ценностный и т.д. Так,

В широком смысле культура - совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных носителях и передаваемых от одного поколения людей к другому.

Культура является единством объективного и субъективного факторов, которые реализуются в процессе человеческой деятельности. В ходе развития культуры изменяются не только вещи и идеи, но и сами люди.

Двумя формами деятельности человека в поле культуры являются: «Опредмечивание»- процесс созидания культурных ценностей, «Распредмечивание» - акт понимания, расшифр-ки смыслов культурн. ценностей.

Классификация культуры.

Материальная – произв-во, распр-ние и потреб-ние результатов материальной деятел-ти людей. Она удовлетворяет утилитарные потребности человека.

Духовная  – производство, распр-ние и потреб-ние результатов духовной деятельности. Она удовлетворяет сверхутилитарные потребности людей.

 

Культура – явление общественно-историческое. В этом качестве она подразделяется на античную культуру, культуру средних веков, Возрождения, буржуазную и т.п. Наряду с указанными выше типами культуры в ней выделяются также городская и сельская, традиционная и нетрадиционная культуры. Современная культура делится на массовую и элитарную, культуру старшего поколения, контркультуру (культуру молодежи) и др.

Как сложное соц. явление, культура выполняет в общ-ве разл.функции:

1) информационная, функция трансляции опыта, знаний.

2) коммуникативная, функция общения;

3)  регулятивная функция, определяющая поведение людей обычаями, традициями, запретами, общественным мнением, нормами нравственности;

4) прогностическая, функция предвидения; интегральной функцией культуры является творческая, состоящая в создании нового и воплощении его в жизнь.

 

46. Философия и ценностные приоритеты в культуре, XXI века.

Важнейшим разделом философии является аксиология, которая представляет собой теорию ценностей.

Ценность – объективная значимость разнообразных явлений действительности, содержание которых определяется потребностями общественных групп.

Ценность – это всегда социальная значимость, то есть затрагивающая интересы многих людей или всего человечества. Ценность всегда выражает позитивную значимость: каждая вещь может приносить человеку и пользу, и вред, но ценностью она выступает лишь с позитивной стороны.

Источником ценностей выступает практическая деятельность людей. В процессе преобразования мира, люди знакомятся с различными свойствами вещей, выделяют наиболее значимые из них. Ценности имеют исторический характер. В каждую историческую эпоху существуют свои ценности.

Т.О. различные вещи, явления действительности определяются как ценности в зависимости от того, насколько они способствуют совершенствованию личности.

При классификации ценностей используют 2 подхода:

· По объекту ценностного отношения выделяют:

материальные

духовные

природные Приобр. особ. знач. в совр.усл-ях этические эстетическиеСодержат:
экологические не испытавшие воздейств. чел-ка

Не имеют материал. воплощен.

Чувств.реальность, природ. кач-ва предм.

экономические матер. блага, и сам процесс труда
Соц.и Политич. Явл. промежут. м/у мат. и дух. Преломл. этих св-тв ч/з чел. опыт

· По субъекту ценностного отношения выделяют:

1) Индивидуальные ценности порождены потребностями и интересами индивида и выступают как личностное преломление общих интересов.

2) Групповые ценности не сводятся к простой сумме ценностей индивидов, они связаны с групповым интересом. Если ценности индивида противоречат ценностям группы, то они приносятся в жертву групповым.

3) Общечеловеческие ценности вырастают из индивидуальных и групповых и выражают коренные интересы всех людей независимо от их расовой принадлежности и социального статуса: жизнь, здоровье, благополучие и т.д.

 

Ценности формируются в результате выбора человеком наиболее важных для него объектов действительности. в начале XXI века этот выбор связан с проблемами которые решает человечество. Это прежде всего проблемы глобального характера. (Экологическая проблема)

4 закона экологии:


1) все взаимосвязано

2) все должно куда-то деваться

3) за все надо платить

4) природа знает лучше


 

Т.О. Ценностные приоритеты культуры XXI века смещаются в направлении общечеловеческих ценностей.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 216.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...