Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Геосфера 2) биосфера 3) космосфера ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
В 1927 г. богослов Шарден и математик Леруа ввели в научный оборот понятие «ноосфера». В отечественной науке учение о ноосфере развивал Вернадский. Ноосферой он называл высокую ступень развития биосферы, включая в нее человеческое общество и все созданное человеком. Т.О. совокупность природных сфер образует естественную среду обитания, а все, что создано человеком, – искусственную среду (техносферу). Естественная среда не имеет тенденции к какому-либо резкому расширению. Техносфера постоянно расширяется за счет естественной среды. Столетия господствовало убеждение о самозарождении жизни. Только в 1862 году Луи Пастер опроверг эту догму своим тезисом «Все живое – с живого». Качественные характеристики систем живой природы: 1) негентропийность, т. е. способность накапливать вещество, энергию, информацию, приобретая сложную организацию, обладающую длительной памятью; 2) живое сохраняется, постоянно разрушаясь; 3) живая система относительно изолирована от внешней среды; 4) для живого характерны упреждающиереакции; 5) живые системы открыты, т. е. обменив. со средой и энергией, и веществом.
Древние люди соотносили природу с собой и, задумываясь над сущностью психических процессов, пришли к анимизму – вере в существование души. Часто они наделяли душой весь окружающий мир (гилозоизм). Однако наличие у человека разума приводило к мысли о его праве преобразовывать природу. В средние века мир был разделен на земной и небесный. Земной мир считался греховным, а природа рассматривалась чаще всего как сосредоточие сил зла.
Возрождение восстановило античное отношение к природе и утверждало мысль о том, что только в единстве с природой человек способен приобрести высшие духовные ценности. Однако при этом стало формироваться и утилитарно-практическое отношение к природе, согласно которому природа рассматривалась как неисчерпаемая кладовая богатств, которые человек должен использовать для роста своего материального благополучия. Такое отношение к природе просуществовала до сер. XX в. Только в 50-е годы XX в. пришло осознание хрупкости природы и исчерпаемости ее ресурсов.
Т.О. история взаимоотнош. общ-а и пр-ды представл. собой единство 2ух тенденций: 1) постоянное расширение меры господства человека над природой. 2) неуклонное нарастание дисгармонии в отношениях человека и природы. Результатом этих взаимодействий стало возникновение экологии – науки о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой на разных уровнях организации живого. 31. Проблема биосоц. природы человека в совр. философии.
Большое значение для понимания сущности человека имеет вопрос о его происхождении. В современном естествознании чаще всего он решается на основе эволюционной теории Ч. Дарвина, который обосновал идею появления различных видов животных в ходе эволюционного развития. В основе эволюции лежит естественный отбор. Главную причину изменения биологических видов Дарвин видел в изменении условий окружающей среды. В процессе борьбы за существование выживают те животные, которые наиболее приспособлены к изменяющимся условиям окружающей среды. Следовательно, человек – это особый биологический вид, который имеет естественное природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими. По Дарвину, мышление человека, способность к труду – это многократно усиленные естественным отбором инстинкты, низшие формы которых есть и у животных. Т.О, теория Дарвина в определенном смысле «растворяет» человека в животном мире. Дополнить теорию Дарвина попытался Энгельс, который выделил труд как главную причину превращения обезьяны в человека. Развитие науки в XX в. подтвердило ряд положений теорий Дарвина и Энгельса. Однако вопрос о происхождении человека по-прежнему остается открытым.
Человекообразные обезьяны (гоминиды) появились около 3,5 млн. лет назад. Процесс их превращения в людей (антропогенез) продолжался длит. время и был тесно связан с процессом формирования человеческого общества (социогенез). Человек – это результат антропосоциогенеза. Человек современного вида Homo sapiens выделился ок. 50 тыс. лет назад. Выделение человека из животного мира объясняется комплексом природных и социальных факторов. С наступлением похолодания и сокращением площади тропических лесов часть обезьян была вынуждена приспосабливаться к жизни на равнине. Это привело к высвобождению рук и усвоению прямохождения. Свободные руки стали органом для производства и использования орудий труда. Трудовая деятельность стимулировала общение, что предопределило появление речи. Существенное значение имело регулирование брачных отношений. Животные стада гоминидов основаны на эндогамии – родственных половых отношениях внутри стада. Запрет инцеста стал первым ограничением, которое имело социально-нравственный характер. Затем последовали запрет на убийство соплеменника, требование поддержания жизни родича, независимо от его физического состояния. Человек – существо биосоциальное: он является частью природы и неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное составляют единство, и только в таком единстве существует человек. Человека отличает от животных ряд принципиальных особенностей: · способность к изготовл. орудий труда и использов. их как средств произ-ва; · сознательная, целенаправленная, творческая деятельность; · способность к осмысленному образованию сообществ; · организующее насилие по отнош. к себе и формир. жизни посредством образов; · наличие высокоорганизованного мозга, мышления, членораздельной речи.
Понятие «индивид» применяется только по отношению к человеку. По отношению к животным используют понятие «особь», а к неодушевленным предметам – «вещь» или «экземпляр». Индивид– это отдельный единичный человек. В дословном переводе означает «неделимый». Поэтому индивид – это еще и целостность, которая не может быть разделена на более мелкие части. Индивидуальность – это совокупность свойств индивида, которые отличают его от других людей. Это не означает, что данные свойства не присущи другим людям. Речь идет о разной степени их развития. Понятие «личность» всегда относится к отдельному человеку, но никогда к группе людей. Личность – это человек как носитель свойств, воспитанных в нем обществом. В каждую историческую эпоху на первый план выдвигались те или иные характеристики личности. Их называют доминантами. В средние века – это рыцарь, в Новое время – предприниматель, в Советскую эпоху – герой-революционер и т.д. Каждый исторический тип личности порождается историческими условиями и выражает потребности общественного развития. Человек, в отличие от животных, осознает свою смертность. Осознание конечности бытия приводит человека к вопросу о смысле жизни. Смысл жизни – это интеграционное понятие, которое объединяет в себе множество других, выражающих многозначность человеческого бытия. Традиционные религии утверждают, что смысл жизни находится за пределами повседневности. Атеисты уверены в том, что повседневность – это единственная реальностью, а смысл жизни надо искать в ней. В философии предпринимались попытки сблизить эти крайние понятия. Она связывает понятие смысла жизни с конкретными жизненными обстоятельствами, в которых поведение человека ориентировано на высшие нравственные ценности. Смысл жизни строго индивидуален, поскольку: 1) он относится к жизни уникального человека, 2) он относится к уникальной жизненной ситуации этого человека, 3) человек обретает его каждый раз только своим собственным путем. Смысл жизни не существует в готовом виде. Ему нельзя научить. Его нельзя навязать человеку. Это продукт внутренней активности личности, в которой она определяет мотивы своих действий. 33. Проблема генезиса сознания. Материалистическая диалектика, решая вопрос о происхождении сознания, опирается на теорию отражения. Отражение – это свойство материальных систем в процессе их взаимодействия воспроизводить особенности друг друга. В неживой природе существует пассивное отражение, которое проявляется в форме механических и физико-химических изменений. С возникновением жизни и появлением простейших организмов и растений возникает раздражимость – способность живого избирательно реагировать на воздействия внешней среды. У животных, благодаря наличию психики и нервной системы, существуют более сложные формы отражения, связанные с деятельностью органов чувств. 1. Ощущение – способность отражать отдельные свойства предметов в результате их воздействия на органы чувств. 2. Восприятие – способность к целостному охвату объекта во всей его полноте. 3. Представление – способность к воспроизведению объекта, который непосредственно не воздействует на органы чувств. Как показали исследования физиологов, в основе психической деятельности лежат безусловные (передаются по наследству) и условные (формируются в процессе жизни) рефлексы головного мозга. Наличие у животных ощущений, восприятий и представлений является основой возникновения человеческого сознания. Эта основа имеет биологический, природный характер. В то же время, формирование сознания не возможно без участия социальныхфакторов. Эти факторы выделил Энгельс в своей статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Решающим социальным фактором возникновения сознания он назвал труд. Труд начинается с использования предметов природы в качестве орудий деятельности. Следующий этап – созданиеорудий труда из природных форм. Простейшие трудовые навыки способствуют расширению кругозора и совершенствованию мозга. Потребность передачи опыта стала предпосылкой видоизменения гортани и формирования членораздельной речи. Язык стал важнейшим фактором познания мира, средством передачи и хранения информации, основой существования абстрактного мышления. Биологической предпосылкой сознания человека является его головной мозг. Он представляет собой сложную физиологическую систему, которая функционирует в другой целостной системе – человеческом организме. Между физиологическими и психологическими процессами, происходящими в мозгу человека, существует принципиальная разница. Физиологические процессы – материальны, Психические – идеальны. Сознание не сводится ни к отражаемому миру, ни к физиологическим процессам головного мозга. 34. Сущность и структура сознания. Сознание – высшая, свойственная только человеку функция головного мозга, которая заключается в активном отражении действительности и ее конструктивно-творческом преобразовании действительности. Сознание это качественно новая ступень отражения, которая имеет свои особые характеристики: · универсальность: сознание способно отразить любые явления. · адекватность: создает объективный образ действительности. · творческий харак-р: способно создавать проекты новой реальности. · социализированность: возможности сознания формироваться и изменяться под влиянием общества. В структуре сознания выделяют: Онтологическая подсистемапредставляется 3мя уровнями: 1) Осознание – сфера сознания, где информация о мире превращается в устойчивое обоснование знания. Здесь происходит синтез чувственных и мыслительных операций. 2) Надсознание – обеспечивает формирование новых идей. 3) Самосознание – обеспечивает направленность сознания на своё собственное содержание, благодаря этому соотносятся знания о мире и о самом себе, формируются желания и намерения. Функциональная подсистемавыступает как единство 3ех сфер в сознании: 1) Когнитивная – обеспечивает производство знаний «что есть что?» 2) Позитивная – определяет ценностные ориентиры «во имя чего?» 3) Нормативная – обеспеч. проектирование отношения к миру «каким образом?»
Т.О. Сознание функционирует в пределах психики человека, которое включает в себя эмоции и чувства, волю и память. Сознание присуще только человеку и опосредственно языком. Язык связан с сознанием и выспутает его материальным носителем.
35. Деятельность и практика: сущность, структура, виды.
В настоящее время в науке нет единого определения деятельности. Чаще всего деятельность определяется через понятие «активность». Активность – свойство всех материальных систем, которые выражают процесс постоянного изменения материи. Деятельность – это такая активность, которая в целом контролируется сознанием. Поскольку сознание присуще только человеку, понятие «деятельность» применимо только к человеку. Не все формы активности человека считаются деятельностью. Те действия, которые носят условно-рефлекторный характер и осуществляются автоматически, не возвышаются до деятельности. В структуре деятельности выделяют внешний и внутренний аспект. · Внешний аспект деятельности образуют ее различные виды. Общими сферами приложения деятельности выступают материя и сознание. На этом основании выделяют материальную и духовную деятельность. Они подразделяются на: ü преобразовательная, ü ценностно-ориентационная, ü коммуникативная деятельность, ü художественное творчество.
· Внутренний аспект структуры деятельности образуют те элементы, которые обеспечивают ее нормальное функционирование: субъект и объект, потребности, интересы, мотивы и цели, установки, навыки, нормы, средства, результаты. Практика – это общественно-историческая, чувственно-предметная деятельность человека, направленная на познание мира, на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для функционирования общества. Это деятельность не одного человека, а всего. Современный уровень практики – это результат всемирной истории. Виды практики:
- материально-производственная; - социально-политическая; - научный эксперимент.
Специфические виды практики: - семейно-бытовая; - воспитательная; - образовательная и др. Практика служит критерием истинности знания: только подтвержденные практикой знания признаются истинными.
36. Сущность познания и многообразие его форм.
Современная материалистическая философия исходит из принципиальной познаваемости мира. Познание – общественно-исторический процесс деятельности человека, в ходе которого мысль человека о том или ином объекте все более приближается к нему. Выделяют следующие виды познания: 1) обыденное познание, которое формируется в процессе повседневной деятельности на основе личного опыта и обобщения. Специфика обыденного познания заключается в том, что его содержание характеризует единичные объекты и ситуации. Оно преимущественно образное, хотя и содержит элементы логики; 2) научное познание изучает в процессах и явлениях только общее и необходимое. Однако в нем присутствуют элементы единичного знания. Научное познание по форме сконцентрировано в общих понятиях, которые приведены в единую систему; 3) философское познание является разновидностью научного познания, но отличается от него двумя моментами: оно направлено на познание не общего, а всеобщего; имеет мировоззренческий характер, поэтому всегда содержит оценку познаваемого; 4) художественное познание является образным и наглядным и в то же время содержит общее и необходимое. Художественное познание ограничено сферой человеческих отношений. Субъектом познания, в узком смысле слова, является человек или группа людей, а в широком – общество или все человечество. Объектом познания выступает весь мир или его фрагмент, но только в тех границах, в которых человек с ним взаимодействует.
Т.О. познание – результат взаимодействия субъекта и объекта. Из этого следует, что в человеческом знании всегда присутствует два момента: субъективная форма и объективное содержание. Особенностью социального познания является то, что там объект и субъект познания совпадают. 37. Чувственное и рациональное познание, их формы.
Познание мира человеком осуществляется по этапам: от внешних, чувственно-воспринимаемых характеристик до глубинных, умопостигаемых. Чувственное познание возникает раньше рационального и является более продуктивным на начальных стадиях жизни. Оно осуществляется в трех формах:
Ощущение – это отражение отдельных свойств объекта в результате их воздействия на органы чувств. Восприятие – целостный образ объекта, возникающий на основе ощущений. Представление – способность к созданию образов тех объектов, которые непосредственно не воздействуют на органы чувств.
Образы, возникающие в результате чувственного познания, отличаются яркостью, насыщенностью и индивидуальной окрашенностью. Это связано с тем, что уровень развития органов чувств различен у разных людей, а также различны традиции, определяющие отношение человека к миру.
Рациональное познание позволяет проникнуть в сущность познаваемых объектов. Его высшей формой является абстрактное мышление, которое, в свою очередь, осуществляется в трех формах: Понятие – форма мысли, в которой отражены наиболее существенные и значимые стороны познаваемого объекта. Понятия различаются глубиной и степенью обобщения; Суждение – форма мысли, в которой путем соединения нескольких понятий фиксируется отсутствие или наличие признаков каких-либо объектов, изменение их состояний; Умозаключение – форма мышления, в которой в результате соединения нескольких суждений возникает новое, полученное логическим путем знание.
38. Проблема истины в философии и науке.
Цель познания – достижение истины. Истина – это адекватное отражение действительности в сознании человека, соответствие образа объекта познания самому объекту по содержанию. Истина включает в себя объективную и субъективную стороны. Объективность – содержание человеческих представлений не зависит от человека и человечества. (2*2=4) Субъективность истины состоит в том, что она не существует помимо человека и человечества. Из объективности истины следует ее конкретность, т. е. зависимость знания от связи и взаимодействия разных явлений, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются. Существуют разные формы истины. Они выделяются в зависимости от характера познаваемого объекта, от вида предметной реальности, от степени полноты освоения объекта. Важное место в познании занимают абсолютная и относительная истина. Абсолютная истина – это знание, которое тождественно своему предмету и не может быть опровергнуто в дальнейшем познании. Относительная истина – это неполное знание о том же самом предмете. Достижение абсолютной истины проблематично, но это не означает, что ее нет: каждая относительная истина содержит в себе часть абсолютной.
Антиподом истины является ложь, т. е. преднамеренное возведение неверных представлений в истину. Ложь постоянно присутствует во взаимоотношениях между людьми и при определенных обстоятельствах признается оправданной. Если в отдельных сферах человеческого бытия она может быть оправдана, то в сфере познания недопустима. Заблуждение– это непреднамеренное несоответствие суждений объекту. Роль заблуждений в познании неоднозначна. С одной стороны, они уводят от истины, а с другой, могут создавать проблемные ситуации и служить исходной точкой для дальнейшего развития познания. История познания показывает, что путь к истине чаще всего проходит через заблуждения.
39. Наука: сущность, функции, язык, классификация. Наука – сфера познавательной деятел-ти людей, система объективного знания об окружающем мире и человеке, целью которой является достижение истины и открытие объективных законов развития мира.
В науке выделяют эмпирический и теоретический уровни познания. Первый уровень предполагает познание объектов на уровне явления, а второй – предполагает проникновение в их сущность. Современная наука выполняет ряд важных функций в жизни общества: 1) эвристическая заключается в открытии законов развития мира; 2) культурно-мировоззренческая состоит в формировании общих представлений о мире и человеке; 3) производительная указывает на превращение науки в производительную силу общества, без которой невозможно современное производство; 4) функция науки как социальной силы проявляются в том, что наука непосредственно включена в процессы общественного развития, а ее данные используются в социальном планировании и управлении. Язык науки – это одна из моделей естественного языка, которая возникает в процессе научного познания. Фундаментом формирования языка науки была и остается живая человеческая речь. В каждой науке существует своя терминология, которая включает в себя не только элементы естественного языка, но и различные знаковые средства, которые создаются по соглашению между учеными. Такая система знаков тяготеет к моносемантичности (однозначности), она исключает свободное словотворчество. Моносематичность обеспечивает точность, ясность изложения и облегчает взаимопонимание между учеными разных стран. Языку науки недоступна эмоциональная функция.
Вплоть до XIX в. ведущей тенденцией развития науки была дифференциация, то есть отделение наук друг от друга. В настоящее время преобладает интеграциянаук, которая предполагает укрепление их взаимной связи.
В самом общем виде науки разделяются на естественные, технические, социальные, гуманитарные. Иногда выделяют сельскохозяйственные, медицинские и психолого-педагогические науки. К Естественным наукам относятся науки о космосе (астрономия), о земле (география), о человеке как биологическом существе, о физических, химических, биологических явлениях и процессах. Социальные науки– науки об обществе и разных сферах общественной жизни (социология, комплекс правовых дисциплин). Гуманитарные науки – науки о человеке как о духовном существе (история, филология). Между науками нет жестких границ, особенно подвижна грань между социальными и гуманитарными науками.
40. Эмпирические методы научного познания: Наблюдение – целенаправленное изучение предметов и явлений, которое опирается на ощущения, восприятия и представления человека. Структура наблюдения включает в себя: ü объект наблюдения, ü наблюдателя, ü условия наблюдения, ü средства наблюдения.
Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным. - В первом случае объект воздействует на органы чувств наблюдателя непосредственно; - во втором используются те или иные приборы. Основные требования к научному наблюдению: однозначность замысла, единство средств, возможность контроля результатов наблюдения.
Эксперимент – это активное целенаправленное изучение явлений и процессов в точно фиксированных условиях их протекания, которыемогут воссоздаваться и контролироваться исследователем. Выделяют следующие виды эксперимента: ü воспроизводящий; ü изолирующий; ü исследовательский (поисковый); ü проверочный (контрольный);
Кроме того, различают эксперименты в зависимости от области научного знания: химические, биологические, социальные и т.д. Любой эксперимент включает в себя следующие стадии: - планирование; - выбор технических средств; - осуществление эксперимента; - интерпретацю результатов.
Сравнение – это соотнесение различных объектов для выявления их сходства и различий. Оно должно отвечать двум требованиям: ü сравниваются только сопоставимые объекты; ü сравнение осуществляется по наиболее существенным признакам.
Описание – это фиксация в той или иной форме результатов наблюдения. Для этого могут использоваться естественные и искусственные языки, знаки, символы, графики, схемы и т.д. 41. Теоретические методы научного познания Формализация – отражен. содержат-го знания посредством формализов-го языка. Аксиоматический метод– это метод познания, при котором в основу теории кладутся некоторые исходные положения – аксиомы (постулаты), из которых все остальные утверждения выводятся логическим путем с помощью доказательств. Метод восхождения от абстрактного к конкретному– способ исследования, при котором из многообразия явлений действит-ти выделяется некотор. абстракция, которая становится инструментом исследования этой же действит-ти. Гипотетико-дедуктивный метод– способ теоретического исследования, сущность которого заключается в создании системы дедуктивносвязанных между собой гипотез, из которых, в конечном счете, выводятся утверждения об эмпирических фактах. Заключение, полученное на основе этого метода, может иметь лишь вероятностный характер.
42. Общелогические методы научного познания Анализ – это прием мышления, связанный с разделением изучаемого объекта на составные части с целью их относительно самостоятельного изучения. Синтез – объедин-е ранее выдел-ых частей для более полного представл. о целом. Абстрагирование– это мысленное выделение отдельных признаков конкретного предмета с одновременным отвлечением от других свойств, которые в данной ситуации представляются несущественными. Идеализация – это разновидность абстрагир-ния, которое предполаг. предельное отвлечение от всех реальных свойств предмета с одновременным введением в содержан. образуемых понятий, признаков, не реализуемых в действит-ти. Индукция – это способ рассуждения, в котором общий вывод делается на основе частных посылок. Индуктивные умозаключения не дают абсолютно достоверного знания, но «наводят» на мысль на открытие общих закономерностей. Дедукция – способ рассуждения, при котором из общих посылок делаются выводы частного характера. Дедуктивные умозаключения дают достоверные знания, если достоверны исходные посылки. Аналогия – метод, при котором на основании сходства объектов по некоторым признакам выдвигается предположение об их сходстве и по другим признакам. Вывод по аналогии не является достоверным и требует дополнительной проверки. Моделирование– это метод исследования, при котором интересующий исследователя объект замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия к первому. Первый объект называется оригиналом, второй – моделью. В дальнейшем знание, полученное при изучении модели, переносится на оригинал на основании аналогии. Моделирование используется там, где изучение оригиналов невозможно, затруднено, требует больших затрат или связано с риском. Моделирование может быть предметным, физическим, математическим, логическим, знаковым.
43. Формы научного познания
Формами научного познания называются способы осуществления научно-познавательной деятельности. Факт– это знание, достоверно сообщающее о наличии какого-то явления действительности. Факты являются основанием всех научных знаний, поэтому они требуют строгой проверки на истинность. Научный подход требует исследовать все факты, относящиеся к рассматриваемому вопросу. Проблема – это осознанный вопрос, для ответа на который имеющихся знаний недостаточно. Любая проблема связана с вопросом, но не каждый вопрос является проблемой. Особенность проблемы состоит в том, что для ее решения необходимо выйти за пределы старого знания. Гипотеза – это научное предположение, истинность или ложность которого еще не доказана. Гипотетическое знание носит вероятностный характер и требует проверки. В ходе этой работы одни гипотезы опровергаются, а другие становятся теориями. Гипотеза выдвигается не произвольно, а при соблюдении следующих правил: - отсутствие противоречий между гипотезой и проверенными фактами; - соответствие гипотезы надежно установленным теориям; - доступность гипотезы экспериментальной проверке (хотя бы в принципе); - максимальная простота гипотезы. Теория – система истинного доказанного знания о сущности явлений, которое раскрывает структуру и функционирование объекта. Теория выступает как система законов (теория относительности Эйнштейна, эволюционная теория Дарвина). Закон – это объективная, существенная, необходимая, повторяющаяся, устойчивая, внутренняя связь между явлениями и процессами действительности. Законы науки представляют собой конкретно исторические феномены. Принцип – исходное положение какой-л. теории, науки, мировоззрения. К всеобщим принципам познания относятся: - принцип детерминизма; - принцип историзма; - принцип системности и др. Категория – понятие, которое отражает наиболее существенные закономерные связи и отношения реальной действительности и познания. Категории возникают в определенной последовательности и на определенных ступенях познания.
44. Основные стратегии исследования социальной реальности.
Раздел философского знания, исследующий общественные явления и процессы, называется социальной философией. Но самостоятельный статус он приобрел лишь во второй половине XIX в. К этому времени слож-сь три основн. подхода в объяснен. обществ. отнош: 1. Натуралистическийподход рассматривает общество по аналогии с природой, как естеств. продолж. ее закономерностей. Человек признается венцом природы. Этот подход характерен для философии Гоббса, Гольбаха, Гумилева. 2. Культурно-историческийподход рассматривает общество как надиндивидуальную реальность, в которой воплощен мир моральных, эстетических, культурных смыслов и образов, которые определяют ход мировой истории и деятельность отдельных людей (Гердер, Кант, Гегель). 3. Психологическийподходобъясняет общество с точки зрения определяющей роли психологии, сферы бессознательного, эмоциональных и волевых проявлений (Фрейд и его последователи).
Эти подходы не смогли в полной мере отразить многообр. обществ. жизни. В связи с этим в соц.науках XX в. возникли две традиции в исследовании общ-ва: Социологизм - рассматривает общество как объективную реальность, находящуюся вне индивидуального сознания. Его примером может служить марксистская модель социальной реальности. Историцизм - предполагает включение субъекта познания в социальную реальность. Основатель этой традиции В. Дильтей. В настоящее время возникло множество синтетических, социально-философских исследовательских программ общественного развития: концепция социального действия М. Вебера, структурно-функциональная модель общества Т. Парсонса, теория социальной практики П. Бурдье и др.
В широком смысле слова общество – это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющего совокупность отношений между людьми, которые складываются в процессе их жизнедеятельности. В узком смысле слова обществом называют отдельный этап человеческой истории или конкретное социальное образование. Общество – это сложнообразованная, саморазвивающаяся открытая система, которая включает в себя отдельных индивидов и социальные группы. Этой системе присущи следующие специфические черты: · большое разнообразие структур, систем и подсистем, иерархический характер; · несводимость к людям, которые его составляют. Это система вне- и надиндивидуальных связей и отношений, которые создает человек своей активной деятельностью совместно с другими людьми; · самодостаточность, т. е. способность создавать и воспр-ть необход. условия; · динамичность, незавершенность и альтернативность развития; · нелинейность развития, оно может как прогрессировать, так и регрессировать или находиться в состоянии стагнации (застоя). · 45. Философия культуры. Слово «культура» первоначально применялось для обозначения продуктов земледельческого труда. Позже было распространено и на другие предметы, обозначая уже все то, что сделано, преобразовано, улучшено человеком. Культура – «вторая природа», т.е. искусственное, созданное человеком. В таком смысле понятие культуры использовалось до сер.XIX века. Во второй половине XIX века ученые открыли, что существуют разные типы культур. Эти факты были теоретически обобщены Данилевским, Шпенглером. Сорокиным и др., которые заложили предпосылки для философского понимания культуры. Современные ученые сгруппировали многочисленные определения культуры в несколько основных подходов, среди которых можно выделить следующие: описательный, технологический, деятельностный, игровой, диалогический, психологический, ценностный и т.д. Так, В широком смысле культура - совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных носителях и передаваемых от одного поколения людей к другому. Культура является единством объективного и субъективного факторов, которые реализуются в процессе человеческой деятельности. В ходе развития культуры изменяются не только вещи и идеи, но и сами люди. Двумя формами деятельности человека в поле культуры являются: «Опредмечивание»- процесс созидания культурных ценностей, «Распредмечивание» - акт понимания, расшифр-ки смыслов культурн. ценностей. Классификация культуры. Материальная – произв-во, распр-ние и потреб-ние результатов материальной деятел-ти людей. Она удовлетворяет утилитарные потребности человека. Духовная – производство, распр-ние и потреб-ние результатов духовной деятельности. Она удовлетворяет сверхутилитарные потребности людей.
Культура – явление общественно-историческое. В этом качестве она подразделяется на античную культуру, культуру средних веков, Возрождения, буржуазную и т.п. Наряду с указанными выше типами культуры в ней выделяются также городская и сельская, традиционная и нетрадиционная культуры. Современная культура делится на массовую и элитарную, культуру старшего поколения, контркультуру (культуру молодежи) и др. Как сложное соц. явление, культура выполняет в общ-ве разл.функции: 1) информационная, функция трансляции опыта, знаний. 2) коммуникативная, функция общения; 3) регулятивная функция, определяющая поведение людей обычаями, традициями, запретами, общественным мнением, нормами нравственности; 4) прогностическая, функция предвидения; интегральной функцией культуры является творческая, состоящая в создании нового и воплощении его в жизнь.
46. Философия и ценностные приоритеты в культуре, XXI века. Важнейшим разделом философии является аксиология, которая представляет собой теорию ценностей. Ценность – объективная значимость разнообразных явлений действительности, содержание которых определяется потребностями общественных групп. Ценность – это всегда социальная значимость, то есть затрагивающая интересы многих людей или всего человечества. Ценность всегда выражает позитивную значимость: каждая вещь может приносить человеку и пользу, и вред, но ценностью она выступает лишь с позитивной стороны. Источником ценностей выступает практическая деятельность людей. В процессе преобразования мира, люди знакомятся с различными свойствами вещей, выделяют наиболее значимые из них. Ценности имеют исторический характер. В каждую историческую эпоху существуют свои ценности. Т.О. различные вещи, явления действительности определяются как ценности в зависимости от того, насколько они способствуют совершенствованию личности. При классификации ценностей используют 2 подхода: · По объекту ценностного отношения выделяют:
· По субъекту ценностного отношения выделяют: 1) Индивидуальные ценности порождены потребностями и интересами индивида и выступают как личностное преломление общих интересов. 2) Групповые ценности не сводятся к простой сумме ценностей индивидов, они связаны с групповым интересом. Если ценности индивида противоречат ценностям группы, то они приносятся в жертву групповым. 3) Общечеловеческие ценности вырастают из индивидуальных и групповых и выражают коренные интересы всех людей независимо от их расовой принадлежности и социального статуса: жизнь, здоровье, благополучие и т.д.
Ценности формируются в результате выбора человеком наиболее важных для него объектов действительности. в начале XXI века этот выбор связан с проблемами которые решает человечество. Это прежде всего проблемы глобального характера. (Экологическая проблема) 4 закона экологии: 1) все взаимосвязано 2) все должно куда-то деваться 3) за все надо платить 4) природа знает лучше
Т.О. Ценностные приоритеты культуры XXI века смещаются в направлении общечеловеческих ценностей. |
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 216. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |