Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Натурфилософский - (XVI-XVII)




Философская антропология

(учение о человеке),

Социальная философия

(учение об обществе).


Философия – это особый вид духовной деятельности, которая создает общие представления о мире, его природе, законах существования, месте и роли человека в нем.

 

Функции философии принято разделять на мировоззренческие и методологические.

К мировоззренческим функциям относятся:

· гуманистическая (философия, не обещая человеку бессмертие, помогает ему в обретении смысла жизни);

· социально-аксиологическая (философия создает представления о ценностях и формирует общественные идеалы);

· культурно-воспитательная (формирование гармонично-развитой личности);

· объяснительно-информационная, (философия обеспечивает разработку мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки).

Среди методологических функций философии выделяют:

· эвристическую (содействие приросту научных знаний и создании предпосылок для научных открытий);

· координирующую (согласование методов в процессе научных исследований);

· интегрирующую (устранение разграничительных рубежей между различными науками и укрепление их естественных связей);

· логико-гносеологическую (выработка собственного метода исследований).

 

Философия по-разному определяется в современном мире. Она может выступать как наука, как искусство и даже как образ жизни, но, в любом случае она является теоретическим ядром мировоззрения.

2. Понятие «мировоззрение». Исторические типы мировоззрения.

 

Философия возникает на определенной ступени развития общества, ей предшествует более ранние типы мировоззрения.

Мировоззрение - способ духовной ориентации человека в действительности, которая предполагает целостное восприятие мира, понимание и оценку характера, взаимоотношений человека с жизненной средой.

2 стороны мировоззрения:


Мироощущение – эмоционально-чувственное отображение действительности.

Миропонимание – воплощается в системе понятий, идей, теорий и носит рациональный характер.


2 уровня мировоззрения:


Обыденный – формируется стихийно и является результатом обобщенного практического опыта. В его основе – здравый смысл. Сильной стороной является то, что источником размышлений здесь служит реальное событие или явление. Оно не может носить общезначимого характера.

В силу этого обыденная картина мира фрагментарна.

Теоретический – представляет собой систему обобщенных знаний, убеждений, верований, которые отображают отношение мира и человека.

Этот уровень создается профессиональными мыслителями, которые имеют необходимое образование и специальные методы исследования смысложизненных проблем.


 

В своем развитии мировоззрение общества проходит ряд этапов, результатом которых являются 3 исторических типа мировоззрения:

Мифология– возникает на начальных этапах человеческой истории.

Мифы – сказания о мире и человеке, в которых фантазии и реальность представляют собой неразрывное целое. Они выполняли ряд социальных функций:

1) обучение нормам общественной жизни.

2) создание целостного образа мира.

3) передача накопленного опыта от поколения поколению.

4)способствовали объединению людей в сообщества.

В современном мире мифы утратили главенствующую роль, но продолжают сохраняться в искусстве, политике, рекламе.

 

Религия –вера в существование сверхъестественных сил, в их способность влиять на реальность и поклонение этим силам. Главное назначение религии – помочь человеку преодолеть ограниченность его земной жизни и возвыситься до чего-то вечного и абсолютного. В то же время возможности религии в мировоззренческом отношении ограничены, поскольку религия характеризуется догматизмом и отсутствием критичности по отношению к себе самой.

 

Философия – принципиально отличается от мифологии и религии в решении мировоззренческих проблем, она ориентируется на свободный поиск истины и логическое доказательство выдвигаемых положений. Следовательно, философия выступает как рационально-теоретический тип мировоззрения.

3. Специфика философской традиции Древней Индии.

 

Философия зародилась на Древнем Востоке в сер. I тыс. до н.э. Наибольшее развитие она получила в Индии и Китае, где она была тесно связана с религией.

Характерной особенностью Древней Индии было деление общества на касты – замкнутые сословные группы, принадлежность к которым определялась фактом рождения: переход из одной касты в другую и смешанные браки запрещались.

Существовали четыре основные касты:

- брахманы (жрецы);

- кшатрии (воины);

- вайшьи (торговцы, земледельцы, ремесленники);

- шудры (слуги).

Такое положение поддерживалось религией, которая опиралась на комплекс священных текстов под общим названием Веды. Эти тексты представляли собой гимны богам, заклинания, жертвенные формулы и т.д.

Наибольший интерес для философии представляют комментарии к Ведам, которые называются Упанишады. Они содержат представления древних индусов о происхождении мира и человека.

Индусы верили в то, что душа бессмертна и претерпевает бесконечное число перерождений, переселяясь из одного тела в другое (сансара). При этом после смерти тела душа не может переселиться в тело представителя более высокой касты. В этих условиях спасение (мокша) виделось в том, чтобы прервать круг перерождений и привести душу в особое состояние (нирвана), в котором нет никаких эмоций и никакой жизни.

В зависимости от отношения к текстам Вед философы Др.Индии разделились на 2 группы школ:

- Ортодоксальные школы философии считали авторитет Вед непререкаемым и видели свою задачу только в комментировании их текстов. К этим школам относятся: санкхья, веданта, миманса, ньяя, вайшешийа, йога;

- Неортодоксальные школы не признавали авторитет Вед и допускали возможность отступления от них. Среди них особо влиятельными были джайнизм, буддизм, лакаята-чаравака.

Особенностью последней школы была материалистическая трактовка мира, в то время как остальные школы стояли на позициях идеализма. В целом для философии Древней Индии характерно слабое внимание к внешнему миру (природе и обществу) и ориентация человека на внутреннее самосовершенствование.

 

4. Основные философские школы Древнего Китая.

В Древнем Китае достоинство человека определялось не столько происхождением, сколько его образованностью, талантами, умом. Наиболее влиятельными философскими течениями в Китае стали конфуцианство и даосизм, которые возникли в VI в. до н.э.

 

Основатель даосизма Лао-Цзы – личность полулегендарная. Основы его учения изложены в трактате «Дао дэ цзы».

По его мнению, мир существует благодаря взаимодействию двух начал: темного пассивного женского начала Инь и светлого активного мужского начала Ян. Это противоположности, которые присутствуют во всех явлениях действительности. Мир существует и развивается благодаря всеобщему закону Дао, которому подчинены и силы природы, и судьбы людей. Жить в соответствии с Дао можно, руководствуясь принципом «у-вэй» («недеяние»): человек не должен преобразовывать окружающий мир, а обязан всеми способами приспосабливаться к миру.

 

Конфуций, занимаясь государственной деятельностью, видел свою задачу в том, чтобы предложить учение, которое обеспечило бы прочный мир и благоденствие народа. Из его высказываний ученики составили трактат под названием «Лунь юй».

Он говорил, что все беды происходят из-за того, что люди забывают заветы предков и нарушают традиции. Конфуций выдвинул требование «исправления имен». Оно означало, что каждый должен глубоко осознать свое положение в обществе и до мелочей выполнять все ритуалы (ли), которые ему соответствуют. В результате этого в обществе будет установлен обязательный для всех закон (фа), а отношения между людьми станут гуманными (жэнь).

 

 

Даосизм и конфуцианство с течением времени превратились в национально-государственные религии.

 

В целом свое главное назначение китайские философы видели в обучении порядку. Они крайне негативно относились ко всему новому и были сторонниками традиционализма. Эта односторонность философии в дальнейшем предопределила серьезное научно-техническое отставание Китая от других цивилизаций.

 

5. Особенности античной философской традиции.

 

Европейская философия берет свое начало в античности. Античность – это период в истории народов Средиземноморья с середины III тыс. до н.э. по конец V в. н.э.

В своем развитии она прошла 3 этапа:

 

В натурфилософский период (VII-VI вв. до н.э.) философы пытались понять природу мира, происхождение Земл, Солн, звезд. Философия обращалась к проблемам происхожд. мира, поиску его первооснов, обнаружен. законов его развития.

 

· Философы из города Милет пытались найти первооснову мира. Они видели ее в той или иной природной стихии.

· Представители элейской школы философии (Парменид, Зенон, Ксенофан) противопоставляли разум и чувства. По их мнению, чувства создают лишь иллюзию реальности, а истинным бытием – является то, о чем можно мыслить без противоречий.

· Свою концепцию бытия предложил Демокрит.  Мир состоит из атомов, которые отделены друг от друга пустотой. Атом – бытие, пустота – небытие. Атомы соединяясь, образуют самые разные вещи.

 

В классический период (V-IV вв. до н.э.) античная философия достигла своего расцвета в Афинах.

· В это время особой популярностью пользовались философы-софисты, которые за деньги обучали всех желающих любым наукам. Особой популярностью пользовалась риторика.Они впервые в центр философских размышлений поставили человека. Их девизом стало утверждение: «Человек – мера всех вещей».

· Софисты утверждали, что истина – это логическая доказуемость, а доказать можно все, что угодно. Они предложили ряд умозаключений, правильных по форме, но абсурдных по существу, которые вошли в историю философии под названием софизмов. Таким образом, в основе софистики лежит релятивизм, т.е. абсолютизация относительности любого знания.

· Учеником софистов, а затем их противником был Сократ. Он утверждал, что каждый человек содержит в себе всю полноту знания. Задача философов состоит в том, чтобы помочь людям извлечь это знание из самих себя.

· Ученик Сократа Платон является основоположником объективного идеализма. Он утверждал, что подлинным бытием являются вечные, неизменные сущности, которые он назвал идеями. Платон впервые использовал понятие «материя».

· Аристотель, будучи учеником Платона, отошел от идей учителя. Он отказался от понятия «идея» и использовал понятия «форма» и «сущность». Форма – это начало жизни и деятельности, а сущность – это единичное, самостоятельное бытие.

 

Римско-эллинистический период (IV до н.э.-V-н.э.) характеризуется ориентацией философии на индивидуальную жизнь отдельного человека.

кризис античной цивилизации вынуждал философов перенести своё внимание с вопросов устройства мира к проблемам выживания конкретного человека в этом мире. На решении этой были сосредоточены представители философских школ поздней античности: Эпикур и его последователи. Целью жизни они называли наслаждение.

Стоики – проповедовали смирение и покорность судьбе.

Киники – отрицали общеприн. нормы морали. Выступали за абсол. свободу личности.

 

Т.О. античная философия характеризуется:


1. Космоцентризм (мир упорядоч. космосом, организов.по подоб.с человеч.разумом)

2. Эстетизм (мир – воплощение симметрии, гармонии и порядка)

3. Рационализм

(признание сущ-ния мирового разума)

4.Релятивизм(относительность знаний, невозм-ть достичь абсолют.истины)


6. Статус и функции философии в средневек. европ. культуре.

 

Средними веками в истории Западной Европы называют время возникновения, становления и развития феодализма, которое охватывает конец V - конец XV вв.

Для духовной жизни средневекового общества определяющим было безраздельное господство христианской религии и церкви.

Средневековая философия хронологически не совпадает с исторической периодизацией. её формирование началось еще в поздней античности. Она разделяется на 2 этапа:








Патристика (II-VIII)

Связана с деятельностью первых отцов церкви, первых мыслителей создавших новую религию (Василий Великий, Иоанн Златоуст, Аврелий Августин и др.)

Основные темы:

Соотношение земного и небесного, души и тела, животного и божественного в человеке.

Основные принципы:

· теоцентризм – признание Бога определяющей силой мира;

· креационизм – утверждение, что Бог создал мир «из ничего», по собственной воле;

· сотериологизм – ориентация всей деятельности человека на спасение души;

· ревеляционизм – богооткровенность, которая означает, что есть знания, недоступные разуму человека, а получить их можно непосредственно от Бога;

· провиденциализм – утверждение определяющей роли Бога в историческом процессе;

· эсхатология – учение о конце мира, в соответствии с которым человеческая

Схоластика (XIX-XV)

Представляет собой систему рационально-логических доказательств истинности догматов христианских религий. Ее возникновение связано с распространением образования в Европе и создание первых университетов.

В рамках схоластики развернулась борьба между:

Номиналистами (утверждали, что подлинным бытием обладают лишь единичные вещи, а общие понятия являются продуктами человеческого разума) и

Реалистами (настаивали на том, что общие понятия предшествуют единичным вещам)

В своих крайних представлениях они подрывали христианскую картину мира. Так номиналисты приходили к отрицанию догматов святой троицы, а реалисты растворяли Бога в природе.

 

Заслуга за превращение схоластики в систематическое учение принадлежит богослову Фоме Аквинскому. Его учение позднее стало официальной философией католической церкви под названием томизм. (В настоящее время модернизирован и существует в форме неотомизма)

 

Т.О. Средневековая философия выполняла 3 главные задачи:

1. теоретическое обоснование христианского мировоззрения.

2. постижение истины божественной реальности рациональными средствами.

3. обоснование соотношения божественного закона и свободной воли человека.

7. Философия эпохи Ренессанса.

 

Возрождение – это культурная эпоха в развитии европейской цивилизации, которая охватывает XV-XVII века и характеризуется расцветом ремесел и искусств, подъемом духовных сил общества.

В основе новой цивилизации лежали 4 технических открытия.

· Магнитный компас (открытие нов.земель и знакомство с новыми культурами)

· Порох (создание огнестрельного оружия привело к упадку рыцарского сословия и обеспечило возвышение городов)

· Механические часы (стали прообразом для многих механизмов)

· Печатный станок (подорвавший монополию церкви на издательскую деятельность и обеспечивший распространение светского образования, массовых печатных изданий, формирование общественного слоя интеллектуалов)

 

 

Философия возрождения прошла в своем развитии 3 этапа:

Гуманистический (XIV-XV)

Для этого времени характерен рост интереса к человеку и стремление переосмыслить его место в мире. За человеком признавалось право и обязанность совершенствовать окружающий мир, самого себя с помощью разума. Подобно тому, как Бог правит во Вселенной – человек созданный по образу и подобию Бога должен царствовать на земле.

Эти идеи активно развивали Данте Алигьери, Франческа Петрарка, Лоренцо Вала, Жан-Батист Альберти.

Неоплатонический (XV-XVI)

В это время ряд мыслителей используя идеи Платона пытались построить новую картину мира. Наиболее успешным в этом плане оказался Николай Кузанский, который создал свою концепцию развития мира на основе эманации (развертывания): мир – это развёртывание всего того, что содержит в себе Бог, следовательно, нет никакой разницы между землей и небесными сферами, а потому бессмысленно говорить о центре мира.

 

Натурфилософский - (XVI-XVII)

Он связан с творчеством Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея и др. естествоиспытателей. именно в то время была создана гелиоцентрическая картина мира, заложены основы экспериментальной науки.

 

Т.О. для философии возрождения характерны:

Антропоцентризм – человек главная проблема философии и центральный элемент природы.

Гуманизм – признание за человеком права на счастье независимость от его происхождения и положения в обществе.

Индивидуализм – приоритет прав личности по отношению к интересам общества.

Пантеизм – отождествление Бога и природы.

 

8. Эмпиризм в философии Нового времени. Ф. Бэкон.

Новое время – период возникновения и развития капитализма в Зап. Европе (сер.XVII – н.XX вв ) Облик этой эпохи во многом определяется промышленной революцией, которая началась в Англии в сер.XVIII века с изобретения парового двигателя В этот период ведущую роль в философском знании играет гносеология (теория познания). Основу науки составляет убеждение в том, что все природные процессы полностью подчиняются законам классической механики. Такая мировоззренческая установка получает название «механицизм». Природа представляется громадной машиной, которая состоит из машин меньшего размера. В основе мира лежит атом, который считается неделимым и непроницаемым.

Эмпиризм – это течение философии, сторонники которого источником истинного знания считают опыт человека. Основатель эмпиризма – английский философ Ф. Бэкон (1561-1626 гг.). В своих работах «Великое восстановление наук», «Новый Органон» и др. он обратил внимание на те обстоятельства, которые мешают человеку достичь истины, и назвал их идолами.

 

Он выделил 4 группы идолов.

1. Идолы рода. Ошибки в познании связанные с тем, что человек переносит на природные явления свои собственные характеристики (лягушка и пруд)

2. Идолы пещеры. Ограниченность познавательных возможностей человека, обусловленная его образованием, воспитанием, профессией и т.д. (анекдот про пожарника)

3. Идолы рынка. Неправильное понимание и использование различных терминов и выражений. (демократия)

4. Идолы театра. Это слепая вера в авторитеты и бездумное подчинение им. (книги, газеты)

 

Бэкон определил 3 пути познания:

«Путь муравья» - исследователь занят бессистемным собиранием фактов;

«Путь паука» - исследователь извлекает из себя оторванные от жизни теории и схемы;

«Путь пчела» -  целенаправленный сбор фактов по определенной системе, их систематизации, обобщение и выработка достоверного знания.

 

Главным методом научного исследования Бэкон называл индукцию. Этот метод предполагал проведение множества экспериментов, на основе которых делаются вероятностные выводы о закономерностях природных процессов. Опыт он считал не случайным наблюдением, а строго регламентированным экспериментом, в ходе которого природный процесс очищается от случайных влияний и используется для научных открытий. В деле преобразования науки мыслитель выступал с позицией материализма.  Девизом его деятельности стало выражение «Знание - сила».

 

9. Рационализм в философии Нового времени. Р. Декарт.

Рационализм– это течение философии, сторонники которого источником истинного знания считают разум человека.

Основоположник рационализма – фр. мыслитель Рене Декарт (1596-1650 гг.).

Он стремился найти такие основания научных знаний, которые были бы просты и очевидны. По его мнению, человек может сомневаться во всем кроме факта своего мышления и существования, исходной точкой познания является тезис «я мыслю, следовательно, существую». Из этого утверждения путем дедукции выводятся частные знания.

 

Таким образом, дедукция – это главный метод познания, который состоит в том, что из общих построений делаются частные выводы.

Декарт идеалом научных знаний считал математику, а математические методы определял как универсальные. Мир материальных предметов он сводил к пространственным характеристикам, а изменение этого мира – к перемещению. Таким образом, механика служила главным средством объяснения всех явлений природы.

 

Декарт утверждал, что в основе мира лежат два независимых друг от друга основания (субстанции): материальное и духовное.

Материальное характеризуется протяженностью,

Духовное – мышлением.

 

Т.О. Декарт стал основателем философского дуализма. Пытаясь установить связь между духовным и материальным, он ввел в свою систему понятие Бога как единства духовного и материального. Декарт не отрицал роли опыта в познании, но недооценивал его, утверждая, что органы чувств нужны для ориентации в мире, но они не способны раскрыть сущность природных процессов.

 

10. Философская мысль эпохи Просвещения.

 

Просвещение – широкое интеллектуальное движение, направленное против феодализма и диктата церкви, которое распространилось по всей Европе и достигло своего расцвета во Франции в XVIII в.

Для всех просветителей характерна вера в безграничные возможности человеческого разума. 

В своем отношении к религии просветители проповедовали деизм – учение о том, что Бог, создав мир, отстранился от участия в его делах, предоставил человеку право самому распоряжаться своей жизнью. Свои надежды просветители возлагали на высшие образованные слои общества, а в народных массах они видели источник невежества и суеверий.

 

Видным представителем немецкого Просвещения был Лейбниц, Готфрид Вильгельм. В своих сочинениях он выступил с критикой философии Декарта с позиции рационализма. Он утверждал, что очевидность не может быть критерием истины: то, что очевидно для одного, для другого может быть неясно. Для проверки истинности какого-либо утверждения надо разделить его на составляющие элементы и убедиться в их совместимости с помощью законов логики.

Таким образом, Лейбниц стал основателем плюрализма – учения о множественности субстанций, лежащих в основе мира.

 

Английский философ и врач Джон  Локк  подверг критике идею Декарта о врожденном характере некоторых представлений. По мнению Локка, разум человека при рождении представляет собой чистую доску, на которой в процессе жизни постепенно записываются те или иные истины. Главное произведение Локка – «Опыт о человеческом разуме»

 

Идеи механицизма получили распространение в Швейцарии и Франции. Жюльен Офре де Ламетри в своем сочинении «Человек - машина» доказывал, что люди представляют собой сложные механизмы, которые можно понять, изучая механику тела. Более того, даже психические процессы подчиняются законам классической механики. Наиболее обобщенно эта идея выражена в работе

Поля Анри Гольбаха  «Система природы».

Он утверждал, что в мире ничего не происходит без причины. Каждая причина порождает следствие. Следствие, однажды возникшее, само становится причиной и порождает новые явления. Природа представляет собой бесконечную цепь причин и следствий, которые вытекают друг из друга

 

Проблема развития мира, решаемая с позиций эмпиризма, породила сенсуализм – учение о том, что источником знаний человека о мире является деятельность органов чувств.

 

11. Феномен немецкой классической философии.

Немецкая классическая философия – это совокупность философских учений, которые возникли в Германии во второй половине XVIII- н. XIX вв. Основоположник–  И. Кант.

Свои идеи он изложил в трех его главных философских работах: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

Кант совершил настоящий переворот в теории познания. Если до него философы главное внимание уделяли объекту познания, то Кант обратил внимание на субъект познания.

По его мнению, каждому человеку от природы присущи некоторые априорные (доопытные) формы подхода к действительности: пространство, время, формы рассудка.

Органы чувств человека обеспечивают разнообразную информацию об окружающем мире. Разум человека проводит работу по анализу этих категорий, следовательно, не объект познания является источником информации о себе, а субъект познания конструирует объект.

Вещи существуют сами по себе. По отношению к нам они выступают как феномены или явления, что они предаствл. собой все наших органов чувств мы знать не можем. И в этом своем качестве они выступают как ноумены или «вещь в себе» (каждая вещь является и феноменом и вещью в себе)

Кант утверждал что человек – житель двух миров: мира природы и мира свободы.

как природное существо, он зависим от своей телесной организации

в мире свободы действует не теоретический, а практический разум.

Воля подчинена своему собств. закону, который Кант назвал – категорический императив. «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства»

 

Философия Вильгельма Фридриха Гегеля – вершина немецкой классической философии. По его мнению, развитие мира обусловлено движением Абсолютной идеи, которая стремится к самоутверждению и самопознанию. В своем развитии она проходит несколько фаз.

1) представляет собой систему категорий мышления в их движении от простых к сложным. Каждая категория обладает определенным содержанием и предполагает наличие своей собственной противоположности. Это противоречие разрешается путем перехода к новому понятию. Таким образом, процесс развития проходит по схеме: тезис→антитезис→синтез.

2) натурфилософия, т.е. переход  абсолютной идеи в телесные природные формы.

3) философия духа. Это учение о субъективном, объективном и абсолютном духе.

 

Гегеля разработал диалектический метод, который требует изучать все явления и процессы в их взаимосвязи, взаимообусловленности и развитии.

Гегель сформулировал три закона диалектики:

1) закон единства и взаимодействия противоположностей;

2) закон взаимного перехода количественных и качественных изменений;

3) закон отрицания отрицания.

Основные положения своей философии Гегель изложил в работах: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук» и др.

 

Первым философом, который выступил с критикой философии Гегеля с материалистич. позиции стал Людвиг Фейербах. Он показал глубокое родство этой ф-фии и теологии.

Бог – это абстракция, которая сущ-ет лишь в головах людей. Чем больше качеств человек приписывает Богу, тем беднее становится он сам, отнимая их у себя. Филисоф призывал возродить чувство собств. достоинства в человеке. Он утверждал, что природа сущ-ет вечно и не зависит ни от Бога, ни от философии. Человек – высшее существово природы, соединяющее в себе мыслящее и биологич. начала.

12. Иррационализация философии

Иррационализм наиболее полно и всесторонне проявил себя во 2-й пол. XIX в. После смерти Гегеля ряд философов выступали с критикой его учения. Их идеи составляли содержание постклассической философии, отличительной особенностью которой является иррационализм. Его основу составляют исторический  и социальный пессимизм, а также сомнения в созидательных силах человечества. Если рационализм превозносит разумное начало, то иррационализм– бессознательные импульсы и эмоционально-волевые структуры психики.

Свою задачу иррационалисты видят не в познании законов объективного мира, а в выработке эмоционально-нравственных установок, которые должны помочь человеку в межличностных отношениях.

Артур Шопенгауэр (1788-1860) автор фундаментального труда «Мир как воля и представление», в котором он утверждал, что воля – это абсолютное начало всей реальности, космическая сила, биологическая по своей природе, которая лежит в основе мироздания. Мир как представление – возникает вместе с появлением человека, и хотя люди считают, что мир – это реальность, на деле же – это лишь видимость. Человек в мире – раб воли. Каждый из людей имеет 3 блага: здоровье, молодость и свободу, которые он осознает только, когда их теряет.

 Сёрен Обю Кьеркегор (1813-1855) полагал, что мир предметов существует только потому, что он что-то значит для человека. Жизнь людей представляет собой познание собственного существования, которое проходит 3 стадии:

1) эстетическая (человек ощущает смутную тревогу и неудовлетворенность жизнью);

2) этическая (человек начинает понимать, что его беспокойство вызвано страхом перед неизбежной смертью);

3) религиозная (предполагает обращение чел-а к Богу, в к-ром он находит свое утешение)

Основные работы Кьеркегора: «Страх и трепет», «Дневник обольстителя» и др.

 

Фридрих Ницше (1844-1900) внес своеобразную поправку в позицию Шопенгауэра, указав, что движущим стимулом мира является «воля к власти». Он утверждал, что в истории нет ни цели, ни прогресса, а есть вечная борьба сильных и слабых.  Культура – это синтез аполлонийского и дионисийского начал.

Преобладание 1-го дает формализованную культуру, оторванную от жизни, при главенстве 2-го рождается варварство. Современную ему культуру Ницше считал кризисной именно из-за преобладания аполлонийского начала. Он утверждал, что люди еще не вырвались из животного состояния, о чем говорят войны и конкуренция. Современный человек – это своеобразный мост между животным и сверхчеловеком. Ницше призывал к переоценке традиционных культурных ценностей и выработке новых.

13. Специфика и основные идеи философии марксизма.

 

В сер XIX в. Естествознание (комплекс наук о природе) достигло значительных успехов, и наиболее значимыми открытиями стали: 1)закон сохранения и превращения энергии, который свидетельствовал о единстве материального мира;               

2)открытие клеточного строения живого вещества, которое говорило о генетическом родстве всех живых организмов;

3) эволюционная теория Ч. Дарвина, которая наводила на мысль о возможности эволюции общества и познании законов этой эволюции.

К 30-40-м гг. XIX в. В Зап. Европе достиг зрелости и столкнулся с первыми кризисами пролетариат, осознав себя самостоятельной полит силой, он остро нуждался в теории, которая определила бы его место в обществе.

Марксизм стал своеобразным ответом.

Его теретическими источниками стали:

1) немецкая классич философия (диалектч.философ. Гегеля и материализм Фейербха);

2) англ полит экономия (трудовая теория стоимости Адама Смита Давида Рикардо);

3) франц.утопический социализм (идея классой борьбы как движущей силы истории)

Основателями марксизма явл-ся К. Маркс и Ф. Энгельс.

Одним из своих главных достижений Маркс считал материалистическое понимание истории. Он утверждал, что люди работают прежде всего для удовлетворения простейших потребностей в еде, одежде, жилье и т.д. Только удовлетворив их, они способны заниматься различными видами духовной деятельности. Следовательно, материальное  производство – это основа существования и развития общества.

Он выработал понятие «общественно-экономическая формация». Так Маркс назвал общество на определенном этапе своего развития, с присущими ему экономическим базисом и духовно-идеалогической надстройкой.

Историю он рассматривал как процесс последовательной смены формации, которых он выделил 5: первобыт.общин., рабовлад., феодал., капиталист., коммунист.

Эта смена происходит потому, что экономический базис развивается быстрее, чем духовно-идеологическая надстройка.

Переход к коммунизму – это длительная историческая эпоха, в ходе которой капитализм должен исчерпать все потенциальные возможности своего развития.

Основные произведения: К.Маркс «Капитал. К критике экономии», «Тезисы о Фейербахе»; Ф. Энгельс «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии», Маркс и Энгельс «Немецкая идеология», «Манифест коммунистических партий».

В 20 в. Марксизм разделился на множество течений и школ.

1) советский марксизм, который утратил статус философского учения и превратился в тоталитарную идеологию;

2) на западе: как одно из философских течений Неомарксизма.

3) в странах 3-го мира: под лозунгом марксизма выступают национально-освободительного движения, которое по сути своей марксистскими не являются.

Обществ развитие в 20 в подтвердило правильность ряда положений учения Маркса, но вместе с тем показало, что его претензии на исключительность и абсолютную истинность совершенно несостоятельна.

 

14. Специфика и основные историч. формы позитив. философии

Позитивизм – возник во Франции в 30-е XIX в. Основатель – Огюст Кант (1798-1857). Возникновение этого направления характеризовало отход от философской классики: философы уже не стремились к созданию философских систем, охватывающих весь мир, а сосредоточились на решении более частных задач.

Кант преследовал цель преобразовать современную ему науку и перестроить философию по образцу естественных наук. Он сформулировал закон 3 стадий интеллектуальной эволюции, которые в своем развитии проходит как отдельный человек, так и все человечество.

1 стадия – Теологическая – все непонятные явления люди объясняют вмешательством божественных сил.

2 стадия – Метафизическая – божеств. силы заменяются абстрактным понятием.

3 стадия – Позитивная – люди отказыв. от решен. вопросов, которые находятся за пределами их познавател. возмож-ей и просто наблюдают происходящие события.

По мнению Канта, наука не должна искать причины явлений, а должна эти явления описывать.

Философию Кант называл «Царицей наук», и она должна выделять и систематизир. те методы научн. познания, которые применяются всеми науками.

 

В начале XX в. с созданием квантовой физики на смену классич. позитивизму пришел эмпириокритицизм (махизм) – его основатель – швейц. психолог Рихард Авеналиус и австр. физик Эрнст Мах.

Махисты исходят из того, что наука не дает истинного знания, а предлагает лишь ориентиры для практической деятельности.

Тела, котор. нас окружают, представляют собой комплекс наших ощущений. Эти ощущения не материальны и не идеальны, они – «нейтральные элементы мира».

Задача философии состоит в том, чтобы систематизировать эти элементы на основе принципа экономии мышления. Он требует использовать минимум средств при описании изучаемых явлений.

Принцип интроекции утверждает, что наши мысли и представления передаются не непосредственно, а через объекты внешнего мира, следовательно, без объекта научного познания нет субъекта.

 

В 20-е гг. XX в. возник неопозитивизм, у его истоков стояли Морис Шлик, Б. Рассел, Р. Карнап и др.

главный тезис неопозитивизма – все знания находятся в языке.

Язык состоит из высказываний, высказывания можно разделить на 3 группы:

1. осмысленные – «сегодня 6 января»

2. неосмысленные – «добро побеждает зло», «материя первична, сознание вторично»

3. бессмысленные – «луна умножается треугольником», «жареный лед».

Философия должна проанализировать все высказывания языка, выделить осмысленные и проверить их достоверность.

Средством является – верификация. (Достоверны лишь те высказывание, которые можно проверить опытом)

Т.О. неопозитивизм сводит задачи философии до логического анализа языка.

15. Философия прагматизма.

Прагматизм (греч «дело», «действие») Его основатели – амер. ученый

 Чарльз Сандерс Пирс.

Основу прагматизма составляет оригинальная трактовка процесса познания. Этот процесс рассматривается не как приобретение новых знаний, а как приспособление организма к условиям окружающей среды. По его мнению, любое знание определяется другим знанием, другое третьим и так до бесконечности → процесс познания не имеет ни начала, ни конца.

Центральное место в прагматизме занимает теория «сомнения-веры».

Человек живя в мире, вырабатывает различные типы действий в стандартных ситуациях. Эти привычки Пирс назвал «верой».

 

В психологическом плане вера характеризуется спокойным, безмятежным состоянием ума, но когда внешние условия меняются, состояние вер нарушается и наступает сомнение – беспокойство, неуравновешенность. Человек стремится преодолеть сомнения и вернуть веру.

это и есть процесс познания, который в прагматизме называется исследованием.

пример: мы пришли учиться, чтобы познавать, прошел месяц, мы ко всему привыкли и вступили в состояние веры, но когда началась сессия, изменились внешние условия, вера сменилась беспокойством, чтобы вернуть веру – нужно сдать сессию.

Достижение веры разными путями: каждый из них основан на определенной идее.

Какую из них выбрать? – ответ дает «принцип Пирса»:

– ценность идеи определяется совокупностью её практических последствий, т.е. та идея наиболее приемлема, при осуществлении которой, человек приобретает максимум пользы для себя.

 

Идеи Пирса получили развитие в творчестве Уильяма Джеймса, который использовал прагматизм для примирения науки и религии.

Джон Дьюи – автор инструментализма как особой версии прагматизма, которая призвана разрешить конфликтные ситуации.

Прагматизм стал одним из теоретических источников формирования американского образа жизни и методологическим обоснованием идеала среднего американца, который принято называть «американской мечтой».

 

16. Эволюция психоаналитической философии.

 

Психоаналитическая философия выросла на основе учения З. Фрейда (1856-1939), которое первоначально представляло собой методику лечения неврозов и называлось психоанализ.

Фрейд создал модель человеческой психики, в которой выделил три элемента:

«Оно» – это область бессознательных влечений человека, среди которых доминируют сексуальные влечения.

«Я» – это сфера разума, посредник между «Оно» и внешним миром.

«Сверх Я» – это нормативные запреты, выработанные обществом, которые для конкретного человека выступают в виде совести.

Каждый человек обладает определенным запасом сексуальной энергии, которую Фрейд назвал либидо. Когда достигается ее критический уровень, человек должен освободится от избытка либидо. Цивилизованный человек обладает способностью к сублимации, то есть к переводу либидо в те сферы деятельности, которые не связаны с удовлетворением сексуальных желаний и общественно полезны: спорт, искусство, политика и т.д.

Т.О. Источником активности человека выступает бессознательные импульсы.

 

Фрейд на основе своей теории выдвинул теорию происхождения религии и культуры. Он утверждал, что древние люди жили ордами, в каждой из которых господствовал сильный и злобный самец. Все женщины орды были его женами, и он решительно пресекал попытки других самцов (своих сыновей) вступать в сексуальные отношения со своими женщинами. Сыновья видели в отце пример для подражания и в то же время ненавидели его. Однажды они убили и съели своего отца. Совершив этот поступок, они испытали два сильных чувства: вины и страха. Поэтому они договорились почитать убитого отца как божество и поклоняться ему, а также отказаться от сексуальных отношений со своими женщинами и брать жен из других орд. По Фрейду, это стало началом многих запретов и ограничений, которые положили начало культуре человечества.

 

В поздний период своего творчества Фрейд пришел к выводу, что жизнь отдельного человека и человечествав целом определяется борьбой двух базовых инстинктов:

инстинкта жизни и созиданияЭроса,

инстинкта смерти и разрушения - Танатоса.

 

 

Ученики Фрейда (Карл Юнг, Альфред Адлер, Эрих Фромм)

переосмыслили это положение классического Фрейдизма.

Они акцентировали внимание на социальных аспектах формирования личности: стремление к безопасности, «бегство от свободы», комплекс неполноценности.

 

17. Критический рационализм и постпозитивизм.

Критический рационализм – результат распада неопозитивистской философии. Его основатель Карл Поппер (1902-1994), Увлекаясь идеями неопозитивизма он пришел к выводу что опытная проверяемость не может служить критерием научности.

Он утверждал, что научной является та теория, которая может быть опровергнута (фальсифицирована). Исследуя динамику развития науки, Поппер предложил формулу ее роста:

P1 – T1 – E1E1 – P2 – T2 – E2E2…

где P – научная проблема, которая требует решения; Т– теория, которая ее объясняет; Е1Е1 – устранение ошибок, которые создают новую проблему и порождают новую теорию, и так до бесконечности.

Следовательно, развитие науки представляет собой рождение и опровержение научных теорий. При этом каждая опровергаемая теория становится почвой для выдвижения новой. Поппер разработал онтологию трех миров, согласно которой реальность включает в себя:

1) мир вещей, физической природы;

2) мир человека, индивидуальной психики;

Мир идей, научного знания.

Третий мир возникает как результат взаимодействия первого и второго. Способом существования его является язык. Приобретя языковую форму, третий мир существует объективно, независимо от психики людей.

Идеи Поппера получили свое дальнейшее развитие в трудах американских философов

 

Т. Куна, И. Локатоса, П. Фейерабенда и др. Их учения получили общее название постпозитивизм. Главным объектом изучения этих философов были проблемы исторического роста научного знания.

Томас Сэмюэл Кун в своей работе «Структура научных революций» выделил в научной деятельности две фазы: эволюционную и революционную.

1) отличается тем, что ученые уверены в том, что они хорошо знают и понимают окружающий мир. Эта уверенность основана на хорошо формулированой точке зрения на природу мира, которую он называл парадигмой.

2) в определенный период времени число опровергающих устоявшуюся теорию фактов достигает критической отметки и ее обоснованность разрушается. Процесс перехода от одной парадигмы к другой он назвал научной революцией. Формирование новой парадигмы не означает автоматического исчезновения старой. Она существует столько же, сколько живут ее приверженцы.

Поль Фейерабенд выдвинул принцип пролиферации. Его смысл: развитие науки представляет собой процесс постоянного умножения разных конкурирующих друг с другом гипотез. По его мнению, ни одна идея не реализовала полностью себя, поскольку была заменена новой. Теории заменяются другими задолго до того, когда могут показать все свои возможности.

 

Т.О. критицизм признается сторонниками постпозитивизма высшим идеалом, как науки, так и социальной практики.

 

18. Структурализм и герменевтика.

 

Структурализм возникв 20-е гг. XXво Франции. Объектом изучения - культура, которая рассматривается как совокупность знаковых систем и прежде всего языковых. Элементы культуры: наука, искусство, религия, обычаи, мода, реклама.

Создатель структурализма – швейц. ученый Фердинанд де Соссюр. По его мнению, каждый элемент языка определяется в соотношении с другими элементами. → предметом изучения становится структура – совокупность отношений между элементами целого.  Исходя из этого структурализм обращает внимание не на сущность явлений, а на его распределение в структурном целом.

Клод Леви-Стросс в своих исследованиях использовал «бинарные оппозиции»: муж\жена, сестра\брат, отец\сын и т д, которые образуют простейшую структуру родства.  Бин оппозиции показывают, что культура – это своеобразный язык, в котором путем отсылок от одного знака к другому порождается и распределяется информация.

Герменевтика (от антич. бога Гермеса, который считался своеобразным посредником м/у богами и людьми). В широком смысле герменевтикаэто искусство толкования текстов.

Основатель – Фридрих Шлейермахер, который попытался создать теорию понимания. Он связывал понимание текста с решением проблемы герменевтического круга: для понимания целого надо понять его отдельные части, а для понимания частей необходимо понимать целое. Понимание слова происходит благодаря пониманию предложения. Предложения – абзаца – всего текста и наоборот. Данный круг можно разомкнуть только тогда, если представить как выражение духовного мира автора. Задача исследователя – проникнуть в этот мир, а это возможно только путем перевоплощения исследователя в автора текста.

Вильгельм Дильтей различал:

«науки о природе» (оторванные от жизни формы чистого мышления на основе математики, которые игнорируют уникальность чувственного опыта) и

«науки о духе» (выражают жизненный опыт и сохраняют непосредственную связь с потребностями человека)

 

Ганс-Георг Гадамер отрицал объективность гуманитарных наук. Он согласился с тем, что процесс истолкования текста – это самопознание. Но не воссоздание авторского текста, а создание смысла заново. Следовательно, истолкование культурной традиции – это диалог, равноправное общение прошлого и настоящего.

19. Аналитика человеч-го существ. в философии экзистенциализма.

 

Экзистенциализмомназываютфилософию существования (от лат. existetia – существование). Это философское течение получило широкое распространение в XX. Предшественником экзистенциализма является датский мыслитель Сьерен Кьеркегор.

Он утверждал, что мир предметов существует только потому, что он что-то значит для человека. Жизнь человека представляет собой познание экзистенции, которое проходит 3 стадии:

1) эстетическая (человек ощущает смутную тревогу и неудовлетворенность жизнью);

2) этическая (человек начинает понимать, что его беспокойство вызвано страхом перед неизбежной смертью);

3) религиозная (предполагает обращен. чел-а к Богу, в к-ром он находит свое утешен.)

 

Вторым источником экзистенциализма стала философия воли Фридриха Ницше. Он утверждал, что движущей силой мира является не разум, а мировая воля, которая включает в себя все различные проявления сил. Право сильного – это превышение всех моральных, религиозных и других норм. Этим правом должен руководствоваться человек во всех сферах жизни.

 

В XX в. экзистенциализм окончательно оформился как философское течение и получил наибольшее распространение в Германии и Франции. Различают две его основные формы: религиозную и атеистическую.

 

Представители атеистического течения экзистенциализма предлагают человеку самому стать Богом, то есть взять на себя всю полноту ответственности за свои поступки (А. Камю, Ж.-П. Сартр).

Сторонники религиозного экзистенциализма видят путь решения человеческих проблем в обращении к Богу (К. Ясперс, Г. Марсель).

 

По мнению экзистенциалистов, мир абсурден. Каждый человек представляет собой целую Вселенную, но она замкнута и не пересекается с другими. Человек обречен на одиночество в абсурдном мире. Занятые повседневными заботами, люди не осознают своего одиночества. Это осознание приходит к ним в пограничной ситуации – состоянии глубоко эмоционального стресса, которое может быть вызвано потерей близких, смертельной болезнью и т.д.

В этих условиях человеку приходит осознание его беззащитности перед миром смерти. Таким образом, рациональные формы познавательной деятельности, которые представляет наука, не могут помочь человеку в преодолении страха смерти. Эту проблему он может решить либо обращаясь к религии, либо трезво оценивая свои возможности и свое положение в мире.

 

Экзистенциализм получил распространение не только в философии, но и в художественной культуре (особенно литературе). Его представители излагали свои идеи не в форме научных трактатов, а в виде литературных и драматических произведений. Это предопределило широкую популярность экзистенциализма.

20. Философия постмодернизма.

 

Постмодернизм возник в второй половине XXв. сначала в худ культуре, а затем распространился и в других  сферах духовной жизни.

1-я философская работа «Ситуация постмодерна» принадлежит французскому философу Франсуа Лиотару.

 

Идеи постмодернизма представлены также в трудах Теодора Адрио, Жана Деррида и др.

По мнению постмодернистов наступила смерть философии в ее традиционном понимании. Философия исчерпала свои возможности как самостоятельный жанр духовного творчества со строго заданными границами в виде «вечных» вопросов.

 

Постмодернизм не считает философию наукой, т.к. в ней нет преемственности проблем и прогресса в их решении. Реальность нельзя разделять на объективную и субъективную.

Реальность фрагментарна, ее нельзя осмыслить. События всегда предшествуют теории, а когда появляется теория, которая объясняет его, событие уже становится другим. В связи с этим необходимо выработать новый стиль мышления, новые понятия, новые правила интеллект деятельности. На смену логике должен прийти ассоциативно-игровой тип мышления, который больше соответствует состоянию современного человека.

 

21. Основные этапы развития философской мысли Беларуси.

 

Распространение философских идей в Беларуси связано с принятием христианства. В отличие от России, Беларусь в большей степени испытала влияние западных идей и теоретических течений. Особенно ярко это проявилось в период Возрождения и Реформации (XV- XVII).

Франциск Скорина (1490-1551 гг.) не только издавал библейские книги, но в своих предисловиях и комментариях к ним определял их историческое и общекультурное значение.

Симон Будный на белорусском языке издал катехизис и Библию, отрицал бессмертие души и загробный мир, материалистически объяснял психофизические процессы.

Симеон Полоцкий стремился гармонизировать веру и знание. В философии он выделял три раздела: логику, физику (натурфилософия) и этику. Главный предмет его творчества – человек в многообразии его связей и проявлений.

Казимир Лыщинский – автор трактата «О несуществовании Бога». Был сожжен иезуитами за свои взгляды.

Казимир Нарбут целью философии считал поиск истины, выступал против схоластики, был последователем Декарта и сторонником деизма, написал курс «эклектической философии».

 

В период нахождения Беларуси в составе Российской империи (с конца XVIII в.) практически отсутствовали условия для развития национальной философии. В Беларуси не было научных центров и ВУЗов. Выходцы из Беларуси получали образование в России и на Западе и не могли реализовать себя в полной мере на родине.

 

В советский период центрами философской мысли стали Белорусский государственный университет и Национальная академия наук РБ, которые сохраняют этот статус и в настоящее время.

 

До начала 90-х гг. философия в Беларуси развивалась в русле советского марксизма, тем не менее, белорусские философы добились значительных успехов в области методологии науки (Степин, Зеленков), в изучении социальных процессов (Бабосов), исследовании проблем религии и свободомыслия (Круглов, Ленсу).

 

В настоящее время сложились благоприятные условия для развития философии в Беларуси. Тем не менее, национальная белорусская философия еще не сложилась, а ее формирование представляется делом далекой перспективы.

 

22. Основные направления развития русской философии.

 

Русская философия в основном повторяет главные этапы развития мировой философии. Ее специфика заключается:

1) сильная подверженность религиозному влиянию. 

2) особая форма выражения философских идей, через художественное творчество, литературу, публицистику

3) большое значение нравственных проблем.

4) целостность – стремлен.филос-в заниматься не частн., а предельн общ.вопр-ми.

Этапы развития русской философии:

1. ранне-христианский (IX-XIII):

в этот период ее основными темами были нравственные ценности, обоснование христианского вероучения, осмысление проблем природы и общества, с позиций христианской религии.

наиболее значительными представителями были Илларион, который в своем «Слове о законе и благодате» анализировал роль христианства в настоящем и будущем Руси.

Владимир Мономах в своем «поучении» сформулировал моральный кодекс, в котором раскрыл содержание понятий добра и зла.

Клементий Смолятич в своих письмах исследовал проблемы познания и возможности человеческого разума.

2. формирование Русского централизованного государства (XIII-XVII):

главной темой была сохранение русской духовности, проблемы государства, борьба за освобождение от татаро-монгольского иго. Представители: Сергий Радонежский, Филофей, Андрей Курбский и др.

3. философия русского Просвещения (XVIII):

характеризуется соц.-политической проблематикой и интересом к проблемам научного познания мира. Особая роль в развитии философии принадлежит

М.В.Ломоносову. Он не был философом, но занимаясь экспериментальной наукой, сформулировал ряд философских выводов. Среди которых необходимость четкого разграничения проблем науки и религии, признание атомистической теории строения вещества.

А.Н.Радищев – основатель русской философской антропологии. трактат «О человеке, его смертности и бессмертии»

4. философия XIX века:

основные направления: философия декабристов, историческая философия Чаадаева, философские концепции западников и славянофилов. Главным мотивом этих направлений является определение России, и ее место в мире истории.

5. русская религиозная философия (вт. пол.XIX-XXI):

Соловьев, Булгаков, Флоренский, Бердяев, Лосский. Центральное место в его учении занимает идея «всеединого сущего», то есть сфера божественного. Реальный мир рассматривается как ее воплощение.

6. философия XX века:

Советская – основывалась на Марксизме.

Зарубежная – продолжала русскую христианскую.

23. «Бытие» как фундаментальная категория онтологии.

 

Во многих философских учениях понятие «бытие» является центральным.

Философы-идеалисты связывают его с явлениями духовной жизни,материалистыс миром предметных форм.

С точки зрения диалектического материализма, бытие – это философская категория для обозначения единства всего существующего.

Синонимами ее могут выступать такие понятия, как «существование», «реальность», «мир» и др.

Необходимость этой категории обусловлена тем, что для анализа действительности первоначально требуется зафиксировать факт ее существования.

 

В структуре бытия выделяют три основных формы:

 

1) бытие вещей и состояний природы;

2) бытие «второй» природы (культуры, то есть всего, что создано человеком);

3) бытие человека, которое разделяется на субъективное (духовный мир отдельной личности) и объективное (формы общественного сознания: мораль, право, религия, искусство и т.д.).

 

Эти формы бытия тесно связаны друг с другом. Например, как биологическое существо человек относится к миру природы. В то же время он продукт и творец культуры, без которого не может существовать духовный мир.

 

Таким образом, человек выступает как единство всех трех форм бытия.

 

24. Эволюция представлений о материи в философии и науке.

 

Впервые понятие «материя» использовал Платон для обозначения инертной пассивной массы, из которой под воздействием вечных бестелесных идей возникают различные предметы земного мира. Такое понимание материи характерно для идеализма.

Философский материализм долгое время отождествлял материю и вещество. Материи приписывались такие свойства, как протяженность, непроницаемость, вес, механическая масса. Открытия физики в конце XIX – начале XX вв. показали ограниченность этих представлений. Некоторые философы предложили вообще отказаться от понятия материи, объявив его пустой абстракцией (махизм). Против этого выступил В.И. Ленин. В своей книге «Материализм и эмпириокритицизм» он предложил свое определение материи, в соответствии с которым материяэто объективная реальность, данная нам в ощущениях. В этом определении главная характеристика материи – объективность, то есть ее независимое существование от воли и желания людей.

Таким образом, к материи относятся не только те предметы и явления, которые известны человеку, но и те, которые еще не открыты наукой. Кроме того, к материи относятся не только вещественные формы, но и производственные отношения, поскольку они существуют объективно.

 

Современная наука выделяет два основных вида материи: вещество и поле.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 241.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...