Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема: Составление комплексной экономико-географической характеристики стран и регионов мираСтр 1 из 2Следующая ⇒
Практическая работа № 1 Тема: Сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов. Цель: Формирование умений оценивать ресурсообеспеченность стран (регионов) с помощью карт и статистических показателей. Оборудование:учебник, тематические карты атласа, статистические данные. Ход работы Задание 1. Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицу 3.1, рассчитав ресурсообеспеченность в годах отдельных стран и регионов мира важнейшими видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле: Р = З/Д где Р – ресурсообеспеченность (в годах), З – запасы, Д – добыча; Таблица 3.1 - Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья.
Задание 2. Сравните полученные данные со среднемировыми значениями и сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран мира отдельными видами минеральных ресурсов. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Среди перечисленных ниже стран назовите четыре, которые обладают особенно большими разведанными запасами нефти: 1) Аргентина; 2) Венесуэла; 3) Египет; 4) Индия; 5) Ирак; 6) Иран; 7) Кувейт; 8) Мексика; 9) ОАЭ; 10) Саудовская Аравия.
Ответ: ________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ Задание 4.В перечисленном ниже списке стран назовите три страны, обладающие наибольшими разведанными запасами природного газа: 1) Россия; 2) Великобритания; 3) Индия; 4) Иран; 5) Китай; 6) Индонезия; 7) Ливия; 8) Канада; 9) Мексика; 10) Венесуэла.
Ответ: ________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ Задание 5.Какие полезные ископаемые принадлежат к: А) топливным - ________________________________________________________ Б) рудным - ___________________________________________________________ В) горно-химическим - __________________________________________________ Г) строительным материалам - ___________________________________________ ______________________________________________________________________ Задание 6.С помощью карт атласа и учебника укажите страны, имеющие различный уровень обеспеченности водными и лесными ресурсами в мире. Полученный результат занесите в таблицу 3.2. Таблица 3.2 - Уровень обеспеченности водными и лесными ресурсами стран мира
6. Укажите причины неравномерного уровня обеспеченности стран, водными и лесными ресурсами. Сделайте вывод. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы для самоконтроля: 1. Что такое ресурсообеспеченность? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Назовите классификацию минеральных ресурсов. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Объясните основные закономерности размещения рудных и топливных ресурсов мира? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа № 2 Тема: Оценка демографической ситуации и особенностей демографической политики в различных странах и регионах мира. Оценка качества трудовых ресурсов в различных странах и регионах мира. Цель:научиться составлять характеристику населения отдельных стран, оценивать демографическую ситуацию в странах мира, научиться сравнивать обеспеченность трудовыми ресурсами отдельных стран (регионов) мира, используя различные источники информации Оборудование:учебник, тематические карты атласа, статистическая информация Ход работы Задание 1. Население свыше 100 млн человек имеют следующие 11 стран мира: 1) Бангладеш; 2) Бразилия; 3) Индия; 4) Индонезия; 5) Китай; 6) Нигерия; 7) Пакистан; 8) Россия; 9) США; 10) Япония; 11) Мексика. Расставьте эти страны в порядке уменьшения численности населения: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 2.Из приведенного ниже перечня стран выпишите страны, относящиеся к I и II типам воспроизводства населения: 1) Австрия; 2) Индия; 3) Иордания; 4) Италия; 5) Мозамбик; 6) Судан; 7) Таджикистан; 8) Уганда; 9) Филиппины; 10) Эстония.
Страны I типа: _________________________________________________________
Страны II типа: ________________________________________________________
Задание 3. Дайте определение понятия «демографическая политика»: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. На круговых диаграммах показана доля детей во всем населении экономически развитых и развивающихся стран. К какой из этих групп стран относится каждая из этих диаграмм? Объясните причины различий.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Используя данные таблицы 3.3, сделайте выводы об обеспеченности отдельных регионов мира трудовыми ресурсами.
Таблица 3.3 - Распределение населения мира по регионам (на 2013 год)
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. Оцените особенности уровня и качества жизни населения в стране (Германия, Индия, Китай, США, Канада, Австралия, Бразилия – по вариантам) ответив на данные вопросы
1. Дать оценку общей численности населения страны. Назвать районы с наибольшей и наименьшей плотностью населения (учебник – визитная карточка) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________
2. Охарактеризовать показатель естественного прироста населения. Определить тип воспроизводства населения в выбранной стране (учебник стр. 67, рис10) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________
3. Дать характеристику возрастного состава населения, определить обеспеченность страны трудовыми ресурсами, сделать вывод об обеспеченности страны трудовыми ресурсами в настоящее время, дать прогноз обеспеченности трудовыми ресурсами через 20-30 лет. (учебник стр. 68, рис11) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________
4. Оценить уровень урбанизации, дать сравнительную оценку городского и сельского населения (учебник стр. 83 рис.15) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Охарактеризовать занятость населения, сравнить с показателями уровня урбанизации, сделать вывод об уровне развития экономики страны (атлас стр. 10-11) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вопросы для самоконтроля:
1. Каковы основные признаки и показатели первого и второго типов воспроизводства населения?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Что такое трудовые ресурсы? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Что такое «экономически активное население»? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа №3 Тема: Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства и хозяйственной специализации стран и регионов мира Цель:сформировать представление об отраслях промышленности мира; научиться составлять характеристику основных отраслей промышленности по плану, выделять основные центры размещения отраслей промышленности Оборудование:учебник, тематические карты атласа, контурная карта, справочники Ход работы Задание 1.Объясните причины ускоренного развития энергетики, машиностроения и химии по сравнению с другими отраслями. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ Задание 2. На основе текста учебника, карт атласа заполните таблицу 3.4. Выпишите по 5 крупнейших производителей промышленной и с/х продукции.
Таблица 3.4 - Главные страны производители промышленной и с/х продукции
Задание 3.На основе текста учебника, таблиц и рисунков, карт атласа дайте развернутую характеристику указанной отрасли промышленности ___________________ по плану: 1. Значение отрасли в мировом хозяйстве. 2. Факторы, влияющие на размещение отрасли. 3. Главные страны производители. 4. Главные страны экспорта и импорта продукции. 5. Природоохранные и экологические проблемы. 6. Перспективы развития и размещения отрасли.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Вопросы для самоконтроля: 1. Назовите отрасли первичной, вторичной и третичной сфер хозяйства. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Назовите основные факторы размещения производств. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Практическая работа №4 Тема: Установление взаимосвязей между природно-ресурсным потенциалом различных территорий и размещением населения и хозяйства. Цель: Уметь применять полученные знания для характеристики природно-ресурсного потенциала различных территорий и размещения населения и хозяйства, развитие и конкретизация знаний обучающихся о неравномерности социально-экономического развития отдельных стран и регионов мира, о тесных взаимосвязях между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий
Оборудование:учебник, тематические карты атласа, контурная карта, справочники Ход работы Задание 1.Объясните взаимосвязи между природно-ресурсным потенциалом различных территорий и размещением населения и хозяйства страны (Индия, Германия, Франция, США, Саудовская Аравия, Бразилия, Китай, Япония, Австралия – по вариантам)
Влияние природных условий и ресурсов на развитие промышленности и сельского хозяйства ___________(название страны) Сельское хозяйство ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Промышленность ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ Природные ресурсы ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Географическое положение, рельеф и климат ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________
Задание 2.Обозначение на контурной карте главных экономических регионов мира. Используя атлас, учебник нанесите на контурную карту мира границы и подпишите названия главных экономических регионов мира: СНГ, Северная Европа, Западная Европа, Южная Европа, Восточная Европа, Юго-Западная Азия, Центральная и Восточная Азия, Южная и Восточная Азия, Северная Африка, Тропическая Африка, Северная Америка, Латинская Америка, Австралия и Океания. Задания 3. Построение картосхемы главных промышленных и сельскохозяйственных районов субрегиона по плану: 1. Используя карты атласа, условными знаками нанесите важнейшие месторождения нефти, природного газа, каменного угля, железных, марганцевых, алюминиевых, медных, полиметаллических, руд, фосфоритов и калийных солей. 2. Условными знаками отметьте регионы, обладающие лесными ресурсами. 3. Штриховкой одного цвета обозначьте сельскохозяйственные районы с преобладанием растениеводства, а другого цвета - животноводства. 4. Сделайте вывод о развитии и специализации промышленности и сельского хозяйства субрегиона.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое отрасль специализации хозяйства? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Какие факторы влияют на формирование специализации хозяйства региона (страны)? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Практическая работа №5 Тема: Составление комплексной экономико-географической характеристики стран и регионов мира Цель:научиться составлять сравнительную экономико-географическую стран с использованием картографических, статистических и справочных материалов; выявлять социально-экономические особенности стран Оборудование:учебник, тематические карты атласа, контурная карта, справочники Ход работы Работа выполняется в письменном виде по типовому плану: План экономико-географической характеристики страны. 1. Общие сведения о стране (тип страны, размер и состав территории, государственное устройство, столица, участие в международных военных и экономических организациях и т.п.). 2. Географического положение: вид географического положения, местонахождение в регионе, с какими странами и где граничит, чем и где омывается, особенности политико- и экономико-географического положения. 3. Природные условия и ресурсы. 4. Население: численность, особенности размещения, воспроизводства, полового, возрастного, национального и религиозного состава, уровня урбанизации, крупнейшие города и агломерации, характерные черты внутренних и внешних миграций, количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов. 5. Структура национального хозяйства. 6. Отрасли специализации промышленности, крупнейшие промышленные районы и центры. 7. Отрасли специализации сельского хозяйства, главные сельскохозяйственные районы. 8. Характерные черты развития транспорта. 9. Характерные особенности непроизводственной сферы. 10. Внешние экономические связи: главные экономические партнёры, структура и основные статьи экспорта и импорта. 11. Вывод о развитии стран.
Вопросы для самоконтроля:
1.Назовите структуру мирового хозяйства. ________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ 2. От чего зависит хозяйственная специализация страны? ____________________
_________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________ Практическая работа №6 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 24282. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |