Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: Составление комплексной экономико-географической характеристики стран и регионов мира




Практическая работа № 1

Тема: Сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов.

Цель: Формирование умений оценивать ресурсообеспеченность стран (регионов) с помощью карт и статистических показателей.

Оборудование:учебник, тематические карты атласа, статистические данные.

Ход работы

Задание 1. Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицу 3.1, рассчитав ресурсообеспеченность в годах отдельных стран и регионов мира важнейшими видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле:

Р = З/Д

где Р – ресурсообеспеченность (в годах),

З – запасы,

                                       Д – добыча;

Таблица 3.1 - Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья.

 

Страна

Запасы

( млрд. тонн )

Добыча

( млн. тонн )

Ресурсообеспеченность

( в годах )

нефть уголь железные руды нефть уголь железные руды нефть уголь железные руды
Весь мир 139,7 1725 394 3541 4700 906      
Россия 6,7 200 71,0 304 281 107      
Германия 0,2 111 2,9 12 249 0      
Китай 3,9 272 40,0 160 1341 170      
Саудовская Аравия 35,5 0 0 404 0 0      
Индия 0,6 29 19,3 36 282 60      
США 3,0 445 25,4 402 937 58      
Канада 0,7 50 25,3 126 73 42      
Бразилия 0,7 12 49,3 61 29 162      
ЮАР 0 130 9,4 0 206 33      
Австралия 0,2 90 23,4 29 243 112      

Задание 2. Сравните полученные данные со среднемировыми значениями и сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран мира отдельными видами минеральных ресурсов.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 3. Среди перечисленных ниже стран назовите четыре, которые обладают особенно большими разведанными запасами нефти:

1) Аргентина; 2) Венесуэла; 3) Египет; 4) Индия; 5) Ирак; 6) Иран; 7) Кувейт;

8) Мексика; 9) ОАЭ; 10) Саудовская Аравия.

 

Ответ: ________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Задание 4.В перечисленном ниже списке стран назовите три страны, обладающие наибольшими разведанными запасами природного газа:

1) Россия; 2) Великобритания; 3) Индия; 4) Иран; 5) Китай; 6) Индонезия;

7) Ливия; 8) Канада; 9) Мексика; 10) Венесуэла.

 

Ответ: ________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Задание 5.Какие полезные ископаемые принадлежат к:

А) топливным - ________________________________________________________

Б) рудным - ___________________________________________________________

В) горно-химическим - __________________________________________________

Г) строительным материалам - ___________________________________________

______________________________________________________________________

Задание 6.С помощью карт атласа и учебника укажите страны, имеющие различный уровень обеспеченности водными и лесными ресурсами в мире. Полученный результат занесите в таблицу 3.2.


Таблица 3.2 - Уровень обеспеченности водными и лесными ресурсами стран мира

Водные ресурсы

Лесные ресурсы

достаточный уровень дефицит ресурса достаточный уровень дефицит ресурса
       
       
       
       
       

 

6. Укажите причины неравномерного уровня обеспеченности стран, водными и лесными ресурсами. Сделайте вывод.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое ресурсообеспеченность? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Назовите классификацию минеральных ресурсов.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Объясните основные закономерности размещения рудных и топливных ресурсов мира?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


Практическая работа № 2

Тема: Оценка демографической ситуации и особенностей демографической политики в различных странах и регионах мира. Оценка качества трудовых ресурсов в различных странах и регионах мира.

Цель:научиться составлять характеристику населения отдельных стран, оценивать демографическую ситуацию в странах мира, научиться сравнивать обеспеченность трудовыми ресурсами отдельных стран (регионов) мира, используя различные источники информации

Оборудование:учебник, тематические карты атласа, статистическая информация

Ход работы

Задание 1. Население свыше 100 млн человек имеют следующие 11 стран мира:

1) Бангладеш; 2) Бразилия; 3) Индия; 4) Индонезия; 5) Китай; 6) Нигерия;

7) Пакистан; 8) Россия; 9) США; 10) Япония; 11) Мексика.

Расставьте эти страны в порядке уменьшения численности населения:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.Из приведенного ниже перечня стран выпишите страны, относящиеся к I и II типам воспроизводства населения:

1) Австрия; 2) Индия; 3) Иордания; 4) Италия; 5) Мозамбик; 6) Судан;

7) Таджикистан; 8) Уганда; 9) Филиппины; 10) Эстония.

 

Страны I типа: _________________________________________________________

 

Страны II типа: ________________________________________________________

 

Задание 3. Дайте определение понятия «демографическая политика»: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 4. На круговых диаграммах показана доля детей во всем населении экономически развитых и развивающихся стран. К какой из этих групп стран относится каждая из этих диаграмм? Объясните причины различий.

 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Используя данные таблицы 3.3, сделайте выводы об обеспеченности отдельных регионов мира трудовыми ресурсами.

 

Таблица 3.3 - Распределение населения мира по регионам (на 2013 год)

 

Название региона Численность населения, чел. В процентном  отношении
Азия 4 298 723 000 60,0%
Африка 1 110 635 000 15,5%
Европа 742 452 000 10,4%
Латинская Америка и Карибский бассейн 616 645 000 8,6%
Северная Америка 355 361 000 5,0%
Океания 38 304 000 0,5%
Весь мир Около 7 085 217 980 100%

Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Оцените особенности уровня и качества жизни населения в стране (Германия, Индия, Китай, США, Канада, Австралия, Бразилия – по вариантам) ответив на данные вопросы

 

1. Дать оценку общей численности населения страны. Назвать районы с наибольшей и наименьшей плотностью населения (учебник – визитная карточка)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

 

2. Охарактеризовать показатель естественного прироста населения. Определить тип воспроизводства населения в выбранной стране (учебник стр. 67, рис10)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

 

3. Дать характеристику возрастного состава населения, определить обеспеченность страны трудовыми ресурсами, сделать вывод об обеспеченности страны трудовыми ресурсами в настоящее время, дать прогноз обеспеченности трудовыми ресурсами через 20-30 лет. (учебник стр. 68, рис11)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

 

4. Оценить уровень урбанизации, дать сравнительную оценку городского и сельского населения (учебник стр. 83 рис.15)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Охарактеризовать занятость населения, сравнить с показателями уровня урбанизации, сделать вывод об уровне развития экономики страны (атлас стр. 10-11)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Каковы основные признаки и показатели первого и второго типов воспроизводства населения?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Что такое трудовые ресурсы?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Что такое «экономически активное население»?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 



Практическая работа №3

Тема: Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства и хозяйственной специализации стран и регионов мира

Цель:сформировать представление об отраслях промышленности мира; научиться составлять характеристику основных отраслей промышленности по плану, выделять основные центры размещения отраслей промышленности

Оборудование:учебник, тематические карты атласа, контурная карта, справочники

Ход работы

Задание 1.Объясните причины ускоренного развития энергетики, машиностроения и химии по сравнению с другими отраслями.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Задание 2. На основе текста учебника, карт атласа заполните таблицу 3.4. Выпишите по 5 крупнейших производителей промышленной и с/х продукции.

 

Таблица 3.4 - Главные страны производители промышленной и с/х продукции

 

Промышленная продукция Страны производители Сельскохозяйственная продукция Страны производители
Добыча нефти     пшеница  
Добыча каменного угля   рис  
Производство алюминия     кукуруза  
Производство чугуна, стали   шерсть  
Производство электроэнергии   хлопок  
Автомобили     свиноводство  
Минеральные удобрения   разведение крупного рогатого скота  

Задание 3.На основе текста учебника, таблиц и рисунков, карт атласа дайте развернутую характеристику указанной отрасли промышленности ___________________ по плану:

1. Значение отрасли в мировом хозяйстве.

2. Факторы, влияющие на размещение отрасли.

3. Главные страны производители.

4. Главные страны экспорта и импорта продукции.

5. Природоохранные и экологические проблемы.

6. Перспективы развития и размещения отрасли.

 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите отрасли первичной, вторичной и третичной сфер хозяйства.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Назовите основные факторы размещения производств.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Практическая работа №4

Тема: Установление взаимосвязей между природно-ресурсным потенциалом различных территорий и размещением населения и хозяйства.

Цель: Уметь применять полученные знания для характеристики природно-ресурсного потенциала различных территорий и размещения населения и хозяйства, развитие и конкретизация знаний обучающихся о неравномерности социально-экономического развития отдельных стран и регионов мира, о тесных взаимосвязях между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий

 

Оборудование:учебник, тематические карты атласа, контурная карта, справочники

Ход работы

Задание 1.Объясните взаимосвязи между природно-ресурсным потенциалом различных территорий и размещением населения и хозяйства страны (Индия, Германия, Франция, США, Саудовская Аравия, Бразилия, Китай, Япония, Австралия – по вариантам)

 

Влияние природных условий и ресурсов на развитие промышленности и сельского хозяйства ___________(название страны)

Сельское хозяйство

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Промышленность

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Природные ресурсы

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Географическое положение, рельеф и климат

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

 

Задание 2.Обозначение на контурной карте главных экономических регионов мира.

Используя атлас, учебник нанесите на контурную карту мира границы и подпишите названия главных экономических регионов мира: СНГ, Северная Европа, Западная Европа, Южная Европа, Восточная Европа, Юго-Западная Азия, Центральная и Восточная Азия, Южная и Восточная Азия, Северная Африка, Тропическая Африка, Северная Америка, Латинская Америка, Австралия и Океания.

Задания 3. Построение картосхемы главных промышленных и сельскохозяйственных районов субрегиона по плану:

1. Используя карты атласа, условными знаками нанесите важнейшие месторождения нефти, природного газа, каменного угля, железных, марганцевых, алюминиевых, медных, полиметаллических, руд, фосфоритов и калийных солей.

2. Условными знаками отметьте регионы, обладающие лесными ресурсами.

3. Штриховкой одного цвета обозначьте сельскохозяйственные районы с преобладанием растениеводства, а другого цвета - животноводства.

4. Сделайте вывод о развитии и специализации промышленности и сельского хозяйства субрегиона.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Что такое отрасль специализации хозяйства?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие факторы влияют на формирование специализации хозяйства региона (страны)?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Практическая работа №5

Тема: Составление комплексной экономико-географической характеристики стран и регионов мира

Цель:научиться составлять сравнительную экономико-географическую стран с использованием картографических, статистических и справочных материалов; выявлять социально-экономические особенности стран

Оборудование:учебник, тематические карты атласа, контурная карта, справочники

Ход работы

Работа выполняется в письменном виде по типовому плану:

План экономико-географической характеристики страны.

1. Общие сведения о стране (тип страны, размер и состав территории, государственное устройство, столица, участие в международных военных и экономических организациях и т.п.).

2. Географического положение: вид географического положения, местонахождение в регионе, с какими странами и где граничит, чем и где омывается, особенности политико- и экономико-географического положения.

3. Природные условия и ресурсы.

4. Население: численность, особенности размещения, воспроизводства, полового, возрастного, национального и религиозного состава, уровня урбанизации, крупнейшие города и агломерации, характерные черты внутренних и внешних миграций, количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов.

5. Структура национального хозяйства.

6. Отрасли специализации промышленности, крупнейшие промышленные районы и центры.

7. Отрасли специализации сельского хозяйства, главные сельскохозяйственные районы.

8. Характерные черты развития транспорта.

9. Характерные особенности непроизводственной сферы.

10. Внешние экономические связи: главные экономические партнёры, структура и основные статьи экспорта и импорта.

11. Вывод о развитии стран.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1.Назовите структуру мирового хозяйства. ________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

2. От чего зависит хозяйственная специализация страны? ____________________

 

_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________

Практическая работа №6










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 24198.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...