Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
СОЗНАНИЕ КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ
Проблема сознания в историко-философской традиции. Сознание как рефлексия, как средство познания, как инструмент объяснения и как фактор преобразования действительности. Дискуссии об истоках сознания. Сознание как высшая форма отражения. Сознание и мозг. Способность сознания не только отражать мир, но и творить его. Общественное и индивидуальное сознание. Общественное сознание как относительно самостоятельное духовное образование. Формы общественного сознания: политическое, правовое, научное, религиозное, этическое, эстетическое. Специфика научного сознания: его структура, основные функции (познавательная, регулятивная, коммуникативная, оценочная, интегративная и прогностическая).
Тема 13
ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ, ПОНИМАНИЯ И ОБЪЯСНЕНИЯ Познание как исторически развивающееся отношение человека к миру. Гносеологическое отношение в системе «субъект-объект». Образы чувственные и рациональные, информационные и проективные. Познание и его цель. Чувственный уровень познания, основные его формы: ощущение, восприятие, представление. Рациональный уровень познания, основные его формы: понятия, суждения и умозаключения. Практика как критерий истины. Основные принципы гносеологии: объективность, познаваемость, отражение, творческая активность субъекта познания. определяющая роль практики, обобщение и абстрагирование, восхождение от абстрактного к конкретному, конкретность истины. Истина и ее понимание в истрико-философской традиции. Истина, ее абсолютность, относительность, объективность. Исторический характер истины. Общелогические приемы познания: анализ и синтез; абстрагирование; обобщение; индукция и дедукция; аналогия; моделирование. Методы эмпирического уровня познания: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Методы теоретического уровня познания: идеализация, формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, единство исторического и логического. Онтологическое и гносеологическое, логическое и мировоззренческое значение категорий.
РАЗДЕЛ 111 ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Тема 14 ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО КАК ПРЕДПОСЫЛКА И УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА
Природа как объект философского анализа: от натурфилософии до философии природы ХХв. Живая и неживая природа, их качественное различие и взаимосвязь. Проблема происхождения жизни, ее уникальность и сомоценность. Природа как предпосылка возникновения и существования человека. Коэволюция как новая парадигма развития системы «природа-общество-человек». Общество как особый объект философского анализа. Социальная реальность в историко-философской традиции. Социальная структура общества. Духовная жизнь общества. Культура и цивилизация.
Тема 15 ЧЕЛОВЕК, ЕГО СУЩНОСТЬ И СУЩЕСТВОВАНИЕ
Феномен человека в историко-философской традиции. О сущности человека с позиции философского естественнонаучного знания. ОТ понятия «человек» к понятию «личность», «индивидуальность». Деятельность как способ бытия человека.Ценностные ориентиры деятельности. Потребности человека и его интересы .Деятельность творческая и репродуктивная. Ответственность, социальная ориентированность и самоценность человека Духовны мир человека и его структура. Смысл и образ жизни человека как философская проблема. Проблема жизни и смерти в историко-философской традиции.
Тема 16 ЧЕЛОВЕК И МИР НА РУБЕЖЕ ХХ1 в.
Глобальные проблемы как объект философского анализа. Завершение «проекта модерна» с его установкой на формальную рациональность.
Ситуация постмодерна. Поиск новых моделей развития, ценностных ориентиров.Реальность мультикультурализма, многообразия целей и разнообразие средств в системе отношений «природа-общество-человек». Хаос мира и деятельность человека по формированию собственного космоса. Необходимость новой прадигмы общественного развития.
ЛИТЕРАТУРА Аристотель.Сочинения: В 4т.М.,1978-1984. Бердяев Н.А. Философия свободы.Смысл творчества. М.,1989. Беркли Дж.Сочинения. М.,1978. Бэкон Ф. Сочинения:В 2т. М., 1977-1978. Боэций А. Утешение философией. М., 1990. Гадамер Х. Истина и метод. М..1988. Гегель Г. Феноменология духа. СПб., 1992. Гегель Г. Энциклопедия философских наук: В 3т. М., 1974-1977. Гердер И. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. Гоббс Т. Сочинения: В 2т. М.,1989-1991. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. Кант И. Сочинения: В 6т. М., 1963-1966. Лейбниц Г. Сочинения: В 4 т. М., 1982-1989. Локк Дж. Сочинения: В 3 т. М., 1985-1988. Николай Кузанский. Сочинения: В 2 т. М., 1979-1980. Ницше Ф. Сочинения: В 2т. М., 1990. Платон. Сочинения: В 4т. М., 1990-1995. Соловьев В.С. Сочинения: В 2т. М., 1990. Спиноза Б.Избранные произведения: В 2т. М., 1957. Тойнби А. Постижение истории. М.,1991. Федоров Н.Ф. Сочинения. М.,1982. Фейербах Л. Сочинения: В 2т. М., 1995. Фихте И. Сочинения: В 2т. СПб., 1993. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994. Фуко М.П. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1994. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. Хомяков А.С. Сочинения: В 2т. М., 1986. Чаадаев П.Я. Сочинения. М., 1989. Шеллинг Ф. Сочинения: В 2т. М., 1989. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. Юм Д. Сочинения: В 2т. М., 1965. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ 1.Предмет и природа философского знания. 2.Место философии в системе форм общественного бытия. 3.Философия как основа мировоззрения. 4.Философия как общая методология. 5.Специфика становления философии Древней Индии и Древнего Китая. 6.Натурфилософия античности, ее ориентир на поиск первоначала сущего. 7.Учение Платона об «идеях», обществе и государстве. 8.Философия Аристотеля. 9.Постклассическая философия античного мира. 10.Средневековая философия и ее основные проблемы. 11.О земном предназначении человека в философии эпохи Возрождения. 12.Пересмотр теологических представлений о мире в философии Возрождения. 13.Эмпиризм философии Нового времени и его развитие. 14.Рационализм философии Нового времени и его развитие. 15.Философия Просвещения и ее национальная специфика. 16.Философи И.Канта: этическое учение и теория познания. 17.Философия И.Фихте и Ф.Шеллинга, их вклад в развитие субъективной диалектики. 18.Панрационализм философии Г.Гегеля и ее диалектический метод. 19.Позитивизм и его эволюции. 20.Философия марксизма, ее исторические и теоретические источники. 21.Проблема человека и его свободы в философии экзистенциализма. 22.Истоки и предпосылки русской философии. 23.»Философия жизни» и прагматизм. 24.Феноменология, экзистенциализм и философия постмодернизма. 25.Русская религиозная философия на рубеже Х1Х-ХХвв. 26.Философия славянофильства и обоснование самобытности России. 27.Бытие как исходная категория бытия. 28.Бытие и дух, материя и сознание. 29.Эволюция философского понимания материи. 30.Пространство, время и движение как атрибуты материи. 31.Материя и формы ее движения. 32.Сознание, его происхождение и сущность. 33.Диалектика как наука о развитии. 34.Соотношение объективной и субъективной диалектики. 35.Принципы причинности, системности, целостности и их роль в познавательной практике. 36.Принципы диалектического метода познания. 37.Закон единства и борьбы противоположностей. Принцип противоречия. 38.Закон перехода количественных изменений в качественные. Принцип взаимосвязи качественных и количественных характеристик. 39.Закон отрицания отрицания. Принцип диалектического отрицания. 40.Категории и их познавательная роль (сущность и явление, часть и целое, необходимость и случайность, форма и содержание, возможность и действительность,общее и особенное. 41.Чувственный и рациональный уровень познания. 42.Теоретические методы познания. 43.Эмпирические методы познания. 44.Философское учение об истине. 45.Взаимосвязь сфер общественной жизни. 46.Природа и общество, исторические формы их взаимодействия. 47.Духовная сфера общественной жизни. 48.Философское понимание человека. 49.Исторический прогресс и глобальные проблемы современности. 50.Смысл истории и его интепроетация.
Под общей редакцией |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 427. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |