Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СОЗНАНИЕ КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ




 

Проблема сознания в историко-философской традиции. Сознание как рефлексия, как средство познания, как инструмент объяснения и как фактор преобразования действительности.

Дискуссии об истоках сознания. Сознание как высшая форма отражения. Сознание и мозг. Способность сознания не только отражать мир, но и творить его.

Общественное и индивидуальное сознание. Общественное сознание как относительно самостоятельное духовное образование. Формы общественного сознания: политическое, правовое, научное, религиозное, этическое, эстетическое.                                             

Специфика научного сознания: его структура, основные функции (познавательная, регулятивная, коммуникативная, оценочная, интегративная и прогностическая).

 

Тема 13

 

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ, ПОНИМАНИЯ И ОБЪЯСНЕНИЯ

Познание как исторически развивающееся отношение человека к миру. Гносеологическое отношение в системе «субъект-объект». Образы чувственные и рациональные, информационные и проективные. Познание и его цель.

Чувственный уровень познания, основные его формы: ощущение, восприятие, представление.

Рациональный уровень познания, основные его формы: понятия, суждения и умозаключения.

Практика как критерий истины.

Основные принципы гносеологии: объективность, познаваемость, отражение, творческая активность субъекта познания. определяющая роль практики, обобщение и абстрагирование, восхождение от абстрактного к конкретному, конкретность истины.

Истина и ее понимание в истрико-философской традиции. Истина, ее абсолютность, относительность, объективность. Исторический характер истины.

Общелогические приемы познания: анализ и синтез; абстрагирование; обобщение; индукция и дедукция; аналогия; моделирование.

Методы эмпирического уровня познания: наблюдение, описание, измерение, эксперимент.

Методы теоретического уровня познания: идеализация, формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, единство исторического и логического.

Онтологическое и гносеологическое, логическое и мировоззренческое значение категорий.

 

 

РАЗДЕЛ 111

ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Тема 14

ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО КАК ПРЕДПОСЫЛКА И УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

Природа как объект философского анализа: от натурфилософии до философии природы ХХв. Живая и неживая природа, их качественное различие и взаимосвязь. Проблема происхождения жизни, ее уникальность и сомоценность. Природа как предпосылка возникновения и существования человека.

Коэволюция как новая парадигма развития системы «природа-общество-человек».

Общество как особый объект философского анализа. Социальная реальность в историко-философской традиции. Социальная структура общества. Духовная жизнь общества. Культура и цивилизация.

 

Тема 15

ЧЕЛОВЕК, ЕГО СУЩНОСТЬ И СУЩЕСТВОВАНИЕ

 

 

Феномен человека в историко-философской традиции. О сущности человека с позиции философского естественнонаучного знания. ОТ понятия «человек» к понятию «личность», «индивидуальность». Деятельность как способ бытия человека.Ценностные ориентиры деятельности. Потребности человека и его интересы

.Деятельность творческая и репродуктивная. Ответственность, социальная ориентированность и самоценность человека

Духовны мир человека и его структура. Смысл и образ жизни человека как философская проблема. Проблема жизни и смерти в историко-философской традиции.

 

Тема 16

ЧЕЛОВЕК И МИР НА РУБЕЖЕ ХХ1 в.

 

Глобальные проблемы как объект философского анализа. Завершение «проекта модерна» с его установкой на формальную рациональность.

                                                            

Ситуация постмодерна. Поиск новых моделей развития, ценностных ориентиров.Реальность мультикультурализма, многообразия целей и разнообразие средств в системе отношений «природа-общество-человек».                                                                 

Хаос мира и деятельность человека по формированию собственного космоса.

Необходимость новой прадигмы общественного развития.                                               

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Аристотель.Сочинения: В 4т.М.,1978-1984.

Бердяев Н.А. Философия свободы.Смысл творчества. М.,1989.

Беркли Дж.Сочинения. М.,1978.

Бэкон Ф. Сочинения:В 2т. М., 1977-1978.

Боэций А. Утешение философией. М., 1990.

Гадамер Х. Истина и метод. М..1988.

Гегель Г. Феноменология духа. СПб., 1992.

Гегель Г. Энциклопедия философских наук: В 3т. М., 1974-1977.

Гердер И. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.

Гоббс Т. Сочинения: В 2т. М.,1989-1991.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

Кант И. Сочинения: В 6т. М., 1963-1966.

Лейбниц Г. Сочинения: В 4 т. М., 1982-1989.

Локк Дж. Сочинения: В 3 т. М., 1985-1988.

Николай Кузанский. Сочинения: В 2 т. М., 1979-1980.

Ницше Ф. Сочинения: В 2т. М., 1990.

Платон. Сочинения: В 4т. М., 1990-1995.

Соловьев В.С. Сочинения: В 2т. М., 1990.

Спиноза Б.Избранные произведения: В 2т. М., 1957.

Тойнби А. Постижение истории. М.,1991.

Федоров Н.Ф. Сочинения. М.,1982.

Фейербах Л. Сочинения: В 2т. М., 1995.

Фихте И. Сочинения: В 2т. СПб., 1993.

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.

Фуко М.П. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1994.

Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

Хомяков А.С. Сочинения: В 2т. М., 1986.

Чаадаев П.Я. Сочинения. М., 1989.

Шеллинг Ф. Сочинения: В 2т. М., 1989.

Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.

Юм Д. Сочинения: В 2т. М., 1965.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

 

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1.Предмет и природа философского знания.

2.Место философии в системе форм общественного бытия.

3.Философия как основа мировоззрения.

4.Философия как общая методология.

5.Специфика становления философии Древней Индии и Древнего Китая.

6.Натурфилософия античности, ее ориентир на поиск первоначала сущего.

7.Учение Платона об «идеях», обществе и государстве.

8.Философия Аристотеля.

9.Постклассическая философия античного мира.

10.Средневековая философия и ее основные проблемы.

11.О земном предназначении человека в философии эпохи Возрождения.

12.Пересмотр теологических представлений о мире в философии Возрождения.

13.Эмпиризм философии Нового времени и его развитие.

14.Рационализм философии Нового времени и его развитие.

15.Философия Просвещения и ее национальная специфика.

16.Философи И.Канта: этическое учение и теория познания.

17.Философия И.Фихте и Ф.Шеллинга, их вклад в развитие субъективной диалектики.

18.Панрационализм философии Г.Гегеля и ее диалектический метод.

19.Позитивизм и его эволюции.

20.Философия марксизма, ее исторические и теоретические источники.

21.Проблема человека и его свободы в философии экзистенциализма.

22.Истоки и предпосылки русской философии.

23.»Философия жизни» и прагматизм.

24.Феноменология, экзистенциализм и философия постмодернизма.

25.Русская религиозная философия на рубеже Х1Х-ХХвв.

26.Философия славянофильства и обоснование самобытности России.

27.Бытие как исходная категория бытия.

28.Бытие и дух, материя и сознание.

29.Эволюция философского понимания материи.

30.Пространство, время и движение как атрибуты материи.

31.Материя и формы ее движения.

32.Сознание, его происхождение и сущность.

33.Диалектика как наука о развитии.

34.Соотношение объективной и субъективной диалектики.

35.Принципы причинности, системности, целостности и их роль в познавательной практике.

36.Принципы диалектического метода познания.

37.Закон единства и борьбы противоположностей. Принцип противоречия.

38.Закон перехода количественных изменений в качественные. Принцип взаимосвязи качественных и количественных характеристик.

39.Закон отрицания отрицания. Принцип диалектического отрицания.

40.Категории и их познавательная роль (сущность и явление, часть и целое, необходимость и случайность, форма и содержание, возможность и действительность,общее и особенное.

41.Чувственный и рациональный уровень познания.

42.Теоретические методы познания.

43.Эмпирические методы познания.

44.Философское учение об истине.

45.Взаимосвязь сфер общественной жизни.

46.Природа и общество, исторические формы их взаимодействия.

47.Духовная сфера общественной жизни.

48.Философское понимание человека.

49.Исторический прогресс и глобальные проблемы современности.

50.Смысл истории и его интепроетация.

 

Под общей редакцией










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 427.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...