Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИСтр 1 из 3Следующая ⇒
РАЗДЕЛ 1. ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНА МИРА Тема 1. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И СМЫСЛ ФИЛОСОФИИ
Мировоззрение и его структура. Исторические типы: мифология, религия, философия. Философия как учение о предельных основаниях бытия (онтология).Философия как учение о познании бытия в мире (гносеология).Философия как учение о подлинных ценностях бытия (аксиология).Философия как учение о возможных формах преобразования бытия в мире (праксиология).Основные функции философии: мировоззренческая, методологическая. Основные философские методы освоения мира: диалектический и метафизический, метод герменевтики и синергетики, метод структурно-функционального анализа.
Тема 2 ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Становление религиозно-философского сознания в Древней Индии. Ведийский и брахманский периоды развития духовной культуры. Джайнизм и буддизм, веданта и чарвака – путь от мифологического и религиозного мировоззрения к философскому.17 век продолжает следующий Идея первоосновы мира. Поиск первоначала сущего. Формирование философской культуры в Древнем Китае. Дао как путь жизни, первоначало и завершение всего сущего в мире. Закон и нравственность, долг и совесть, вина и счтрах- ценностные ориентиры жизнедеятельности дренвнего китайца. Даосизм, конфуцианство, моизм, легизм, школа имен. Тема 3 КОСМОЦЕНТРИЗМ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
Социально-исторические предпосылки древнегреческой философии, ее космоцентризм.Философия как натурфилософия. Поиск первоначала сущего и формирование категориального каркаса философии: хаос и космос, идея и материя, душа и разум, единое как судьба. Милетская школа и Союз Пифагора, Гераклит и элеаты, Анаксагор, Левкипп и Демокрит о бытии мира и его познании. Классический период развития античной философии. Формирование философской культуры и языка философии.Софисты и Сократ. Мир идей и мир вещей в философии Платона.Платон о душе и ее бессмертии. Философия Аристотеля, ее энциклопедический характер. Учение о сущности мира, движении, причине; о возможном и действительном бытии. Учение о категориях и логике. Физика и метафизика. Угасание античного мира и закат его философии. Школа Эпикура, ее просветительский характер.Стоицизи и скептицизм .
Тема 4 ТЕОЦЕНТРИЗМ ФИЛОСОФИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Специфика средневековой философии, ее социокультурная обусловленность. Христианская догматика и философская мысль. Теология и философия. Бог, человек и мир в христианской философии. Учение Аврелия Августина. Схоластика как рациональное обоснование теологии. Обсуждение на языке разума теологических проблем. Основные философские проблемы схоластики: соотношение веры и знания, сущности и существования, природа общих понятий («универсалий»). Противостояние реализма и номинализма. Вместе с тем следует иметь в виду, что в Новое время теория Теолого-философская система Фомы Аквинского. Формирование православной культуры и религиозного мировоззрения Киевской Руси. Вклад Иллариона Киевского, Никифора Грека и Климента Смолятича в становление русской философии. Тема 5 А.НТРОПОЦЕНТРИЗМ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Антропоцентризм и гуманизм философской мысли. Гимн земному предназначению человека и объяснение природы из ее «собственных начал». Становление опытного естествознания. Возрождение натурфилософии, ее пантеизм. Николай Кузанский о соотношении конечного и бесконечного.. Пересмотр теологических представлений о мире. Новая натурфилософия: Леонардо да Винчи и Николай Коперник, Иоган Кеплер и Галилео Галилей,Дж. Бруно. Проблема государства, его правителей и управляемых в произведениях Н.Макиавелли, Т.Мора, Т.Кампанеллы.Эразм Роттердамский и его философия. Философский смысл иосифлянства и нестяжательства. Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Проблема человека и его индивидуальности. О соотношении духовной и светской власти.
Тема 6
ЭМПИРИЗМ И РАЦИОНАЛИЗМ ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Становление гносеологического отношения в системе «субъект-объект», утверждение автономии человеческого разума. Ф.Бэкон и Р.Декарт о природе сознания.»Идолы» сознания. Эмпиризм философии Ф.Бэкона и его развитие в философии Т. Гоббса, Дж. Локка, Дж.Беркли, Д.Юма. Рационализм философии Р. Декарта и его развитие в философии Б. Спинозы и Г. Лейбница. Формирование новой гносеологии и новой методологии. Основные правила индуктивного метода Ф. Бэкона и дедуктивного метода Р. Декарта. Философия эпохи Просвещения. Ставка на разум и программа преобразования сознания человека. Теория общественного договора. Принцип историзма в объяснении сущности человека и общества в философии Д.-Б.Вико и И.Гердера. Философия русского Просвещения.
Тема 7 ПАНРАЦИОНАЛИЗМ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Теоретический и практический разум в философии И.Канта. Гносеологические возможности чувств, рассудка и разума. Учение об антимониях. Идея активности познающего субъекта. Сознание как инструмент объяснения мира. Три аксиомы категорического императива И.Канта. Обоснование суверенитета человека в философии И.Фихте. Субъективная диалектика. Натурфилософия Ф. Шеллинга. Диалектика природы. Взаимосвязь объективного и субъективного, тождество объекта и субъекта, бытия и мышления. Г. Гегель , его философская система и метод. Гегель о закономерности становления сущности человека. Законы диалектики и ее категории. Антропологический материализм Л.Фейербаха. Критика религии и идеализма. Идеи немецкой философии на русской почве (Велланский, Павлов, Галич, Надеждин, Бакунин и Белинский).
Тема 8 ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Х1Х-ХХвв.
Причины мировоззренческого плюрализма и многообразия философских направлений. Философия К.Маркса. Сущность материалистического понимания истории. Соотношение общественного бытия и общественного сознания. Сущность человека. Материалистическая диалектика. А.Шопенгауэр и критика рационализма. Иррационализм С.Кьеркегора.Философия Ф.Ницше. Пересмотр европейских ценностей в конце Х1Хв. Классический позитивизм О.Конта и его эволюция. Человек в философии экзистенциализма, философской антропологии. Герминевтика как метод гуманитарных наук в философии В. Дильтея, М. Хайдеггера, Г. Гадамера. Критическая направленность социальной философии фракфуртской школы. Религиозная философия и позитивизм в России.
Тема 9
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ РАЗВИТИЕ Основные идеи русской философии, ее особенности и направления развития. Славянофилы и западники. П.Я.Чаадаев и его оценка судьбы России. Философия русских революционных демократов, ее становление и основные этапы. Философия Философия В.С.Соловьева как органический синтез религии, философии и науки. Ориентир на диалог Запада и Востока, западного знания и восточного понимания. Проблема свободы и смысл творчества Н.Бердяева. Идеи русского космизма: В. Вернадский, Н.Федоров, А.Чижевский.
РАЗДЕЛ 11
Тема 10
БЫТИЕ МИРА
Бытие как исходная категория философии. Размышления о бытии мира в историко-философской традиции. Осмысление бытия через субстанцию как нечто неизменное и неуничтожимое в противоположность «тленному» миру, решение гносеологического вопроса противопоставления сущности и явления. Эвристический потенциал понятия «материя». Движение как способ существования материи. Противоречивый характер движения. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени, их становление и развитие в историко-философской традиции. Бытие как предикат всего сущего, исходная категория онтологии и гносеологии.
Тема 11
ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ
Развитие как объект гносеологии. Основные признаки развития, от простого изменения. Сущность развития. Время как характеристика развития и категория «становления», как переход от одной определенности бытия к другой, формирование нового качества. Критерий развития. Основные принципы развития, их онтологическая укорененность. Принципы взаимосвязи и взаимодействия и их методологическое значение. Принцип причинности и его эвристические возможности. Детерминизм и индетерминизм. Философское понимание закона. Классификация законов по сфере действия, по содержанию, по форме проявления. Законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей; закон перехода количественных изменений в качественные; закон отрицания отрицания. Объективная и субъективная диалектика. Методологическое значение всеобщих законов развития в осмыслении процессов развития конкретных форм бытия, преемственности, направленности и темпов развития. Особенности развития в различных формах организации бытия: развитие Вселенной; развитие природы; развитие человека; развитие общества. Единство прогресса и регресса.
Тема 12
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 482. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |