Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философское учение о связях детерминации: принцип детерминизма.




Принцип детерминизма решает философский вопрос о том, является ли мир в своем существовании, развитии упорядоченным Космосом или беспорядочным Хаосом.

Детерминизм – учение о всеобщей взаимообусловленности явлений мира. Отказ от детерминизма – индетерминизм – приводит к картине мира, в котором становится возможным все, что угодно, в котором невозможны разумные объяснения связей между явлениями и ориентация в происходящих событиях.

Согласно принципу детерминизма каждое явление, событие имеет свою причину, то есть порождается другим событием, явлением. Простейшая форма причинности – элементарная причинная связь: (причина -> следствие), характеризуемая следующими чертами:

1. Последовательность во времени: причина предшествует следствию. Это необходимое, но недостаточное условие причинной связи.

2. Отношение порождения: причина не просто предшествует следствию, а порождает, вызывает его к жизни, генетически обуславливает его возникновение и существование

3. Непрерывность: между причиной и следствием не должно быть временного или пространственного разрыва. В процессе перехода от причины к следствию происходит перенос вещества, энергии и информации.

4. Необратимость: если причина есть причина следствия, то следствие не может быть причиной причины. Хотя любое явление может выступать и в роли причины (курица), и в роли следствия (яйцо), в ходе самого процесса причинения причина и следствие не могут меняться местами.

5. Необходимость и всеобщность: одна и та же причина в одних и тех же условиях с необходимостью порождает одно и тоже следствие. Если какая-либо причина вызвала однажды определенное следствие, то она будет при определенных условиях порождать его всегда. Это позволяет предвидеть события и управлять ими.

Признание всеобщности причинно-следственных отношений означает, что в мире не существует явлений и событий, которые бы не имели причины своего возникновения и существования. Существование беспричинного события фактически означало бы его независимость от всего материального мира, тем самым нарушался бы принцип материального единства мира.

Учение О Слоях

- понимание действительности как порядка "слоев бытия". Аристотель различал 5 "слоев": низшая - материя высшая - дух; между ними расположены вещи, живые существа идуша. В этой и аналогичной формах онтологическое учение о слоях существует вплоть до наших дней. Слои бытия характеризуются тем, что низшие, более сильные слои являются носителями высших, но, несмотря на это, высшие слои остаются свободными, поскольку свобода не стеснена тем фактом, что низшим слоям присуще быть носителями, особенно потому, что высшие слои по сравнению с низшими обнаруживают новые свойства "Всякий слой бытия имеет свой собственный категориальный комплекс, и каждому из этих комплексов присущ свойственный им детерминационный тип. И подобно тому, как категории любого низшего слоя видоизменяются в высшем и возвращаются в специфически новом качестве усиленными, так и низшие детерминационные типы видоизменяются и усиливаются в высших"

 

 

Философское учение о структурных связях: принцип системности.

В ходе работы над темой надо глубоко усвоить понятие об окружающем нас мире как целостности. Целостность есть обещающая характеристика предмета, обладающего сложной внутренней структурной связью, которая и придает целому такие свойства, которые не присущи ее частям. Понятие целостности выражает интегративность, автономность и самодостаточность предмета. Понятие целостности отражает также то, что предмет отделен от других предметов, противостоит им, внутренне активен за счет специфических внутренних закономерностей функционирования и развития. В то же время предмет как целое, состоящее из частей, обладает множеством связей со средой, поэтому и части и целое подвижны, исторически преходящи, они развиваются в развивающейся среде.

Другим выражением универсальных связей бытия и его упорядоченности выступает форма и содержание. Если содержание определяет форму, то форма влияет на содержание. Форма есть закон строения содержания, при этом содержание выражает тенденции изменчивости, а форма – тенденции устойчивости. Противоречие между содержанием и формой выступает движущей силой развития предмета.

Универсальная системная связь выражена и такими категориями как элемент и структура. Структура это строение предмета, представляющего собой систему; это внутренняя основа предмета

Форма – организация устойчивых связей элементов системы. Форма – принцип упорядоченности какого-либо содержания.

Содержание – все, что содержится в системе: все ее элементы и их взаимодействия друг с другом, все части системы.

Соотношение формы и содержания раскрывается в следующих аспектах:

1. Форма и содержание неразрывны: форма содержательна, содержание оформлено. Одно без другого просто не существует. Если содержание есть совокупность всех компонентов целого, их взаимодействий, то форма – организация устойчивых связей между ними. Поэтому нигде и никогда не существует неоформленного содержания или бессодержательной формы, они взаимосвязаны.

2. Связь формы и содержания неоднозначна: одно и то же содержание может иметь разные формы; одна и та же форма может иметь различное содержание.

3. Единство формы и содержания противоречивы: содержание и форма являются противоположными сторонами предметов и явлений, имеют противоположные тенденции. Определяющая тенденция содержания – изменчивость; формы – устойчивость. Форма организует содержание, закрепляет определенную ступень развития, нормализует ее.

 

Формирование картины мира: натурфилософская парадигма

Картины мира не является отражением мира, или даже выражением нашего взгляда на мир, а является изображением мира таким, как он преломляется в нашем сознании и после рефлексии, "мир" уже осмысленный, оцененный, подверженный классификации и рубрикации. Картина мира имеет двойственный характер - с одной стороны, она кажется строго уникальной, принадлежащей только данному отдельному человеку, с другой, она несомненно по большей части есть отпечаток расхожих взглядов и господствующих в данной среде представлений. Межу первым и вторым как будто пропасть, но она вполне проходима.

Неправы те, кто говорят что каждый смотрит на мир по своему. Неправы и те, кто говорит, что люди как бараны и идут туда куда их ведут, верят в то что им внушили. Но истина и не посередине. У каждого человека соотношение внушенного и собственного неодинаково, более того, на определенном уровне сложности представлений свое и чужое составляют неразрывное единство и просто невозможно провести грань между ними.

У большинства людей картина мира формируется спонтанно и под влиянием многих внешних и внутрених факторов. Картина мира имеет много источников, вдаваться в их анализ и запутанные взаимосвязи было бы долго и утомительно, хотя быть может и полезно.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 146.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...