Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Бытие как центральная категория в философии




То или иное философское рассуждение выходит с понятия о бытие.

Под бытием в самом широком смысле понимается общее понятие о существовании, о сущем. Бытие есть все то, что есть - это материальные вещи, это и все процессы, их свойства, связи и отношения. А именно, плоды самой буйной фантазии, сказки- это разновидность духовной реальности, статья бытия.

Противопоставлением бытия является Ничто. Бытие и Ничто не могут существовать друг без друга.

Бытие не статично, так например, самые крепкие кристаллы, гигантские скопления звезд, растения, животные, люди, как бы выплывают из небытия и становятся наличным бытием. Бытие вещей, как бы немало времени оно ни продолжалось, приходит к концу и "уплывает" в небытие, в частности, не иначе как данный человек. Переход в небытие мыслится как разрушение этого вида бытия и превращение его в другую форму. Таким образом, небытие относительное понятие, в абсолютном смысле небытия нет.

Над проблемой бытия, люди задумались, начав философ-ать. Рассуждать о мироздании они стали гораздо раньше, чем началась философия, и до нас эти представ-ия дошли в многочисленных мифах и сказаниях.

Первым философом, кто выделил бытие как категорию, был Парменид, он выдвинул теорию о постоянной сущности истинного бытия. В дальнейшем в истории существовало немало разнообразных подходов к уяснению бытия, они все были построены на чувственных и соответствующих представлениях о сущем.

И лишь только в эпоху Нового времени осознание бытия претерпело немалые изменения. Тут бытие осмысливается как нечто телесное, вещественное, как объективная реальность, противостоящая человеку и его разуму.

Многовековые попытки осмыслить проблему бытия способствовали провозглашению философской категории "бытия", самой важнейшей и самый нередко употребляемой среди новых категорий.

Исходя из сущности "бытия", как философской категории, необходимо отметить, что она объединяет весь мир как единое целое во всем его многообразии, когда вещи, предметы, явления берутся в их единстве со собственными характеристиками, особенностями, свойствами. Данным первым шагом познания мира и нас самих, как его составной разделе, задается как исконная точка опоры для дальнейших рассуждений о природе и сущности мироздания, его многообразии, всяческих степенях, характеристиках, атрибутах, формах как целого мира, а именно в отдельных его частей в т.п., для чего вводятся другие философские категории: сущность, явление, субстанция, материя, сознание, пространство, время, закон и многие свежие.

Важнейшей категорией философии является материя. Она есть объективная реальность - причина, основа, содержание и носитель в итоге многообразия мира. Материя проявляется в бесчисленных свойствах. Самый важные свойства материи - структурность, движение, пространство, время, отражение.

Структурность - внутренняя расчлененность реального мира. Материальный мир делится на три сферы: неживая природа, живая природа, социум.

Движение - это изменение, каждой переход из одного состояния в свежее. Путь существования сущего. Быть - значит быть в движении, изменении. Существует немного форм движения: механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное и т.д.

Пространство - это форма бытия материи, характеризующая протяженность материальных объектов, последовательность их расположения, расстояние между ними. Все тела заключают протяженность - длину, ширину, высоту и расположены в отношении друг друга

Время - форма существования материи, характеризующая длительность материальных процессов. Все тела существуют и движутся во времени.

Отражение - способность материальных систем воспроизводить в собственных свойствах особенности взаимодействующих с ними систем.

У всех предметов и процессов внешнего мира есть общий признак, что они существуют вне и независимо от сознания, отражаясь прямо либо косвенно в наших ощущениях. И следовательно признаку философия объединяет и обобщает их в одном понятии материи. Иногда говорится о том, что материя дана нам в ощущениях, то имеется в виду не всего только прямое восприятие предметов, правда и косвенное. Мы не можем видеть.Осязатьотдельные атомы. Хотя мы ощущаем манипуляция тел, сост-их из атомов.

Итак, материя - философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

Таким образом, бытие - это существование, во всех его многообразных формах. Категория бытия объединяет по признаку существования самые всякие явления, предметы, процессы. В связи с этим многие философские системы рассматривают мир как некую целостность.

Субстанциональная концепция бытия: материализм и идеализм.

Исходной, базовой категорией философского знания является бытие. Материя, как часть бытия - явление структурное, т.е. она дискретна. Число вещей в материи бесконечно, бесконечно и число связей между ними, бесконечны и качества этих вещей. Категории пространства и времени выступают как формы бытия материи. Наиболее общая характеристика пространства - свойство объекта быть протяженным, занимать место среди других, граничить с другими объектами. Сравнение различных длительностей, выражающих скорость развертывания процессов, их ритм и темп является понятием времени.

В истории философии существовали две точки зрения об отношении пространства и времени к материи. Первую из них можно условно назвать субстанциальной концепцией. В ней пространство и время трактовали как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Соответственно отношение между пространством, временем и материей представлялось как отношение между двумя видами самостоятельных субстанций. Это вело к выводу о независимости свойств пространства и времени от характера протекающих в них материальных процессов.

Вторую концепцию можно именовать реляционной . Ее сторонники понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы взаимодействий пространство и время считались несуществующими. В этой концепции пространство и время выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Соответственно допускалась и зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействия материальных систем.

Материали́зм— философское мировоззрение, в соответствии с которым материя является онтологически первичным началом, а идеальное— вторичным. Материализм признает существование единственной субстанции — материи; все сущности образованы материей, а явления— являются процессами взаимодействия материальных сущностей.

В античности Фалес Милетский считал, что все возникает из воды и в неё превращается.. Анаксимен и Диоген Аполлонийский полагали, что все возникает из воздуха. Гераклит считал, что все возникает из огня. По мнению, ЭнопидаХиосского, , все возникает из огня и воздуха. Наиболее последовательно проводили материалистическую линию Левкипп, Демокрит, Эпикур и Лукреций Кар. Для античного материализма, особенно для Эпикура, характерен упор на личное самосовершенствование человека: освобождение его от страха перед богами, от всех страстей и приобретение способности быть счастливым в любых обстоятельствах. По мнению некоторых исследователей глубокие исторические корни имеет материалистическая традиция в Китае. Видным представителем этой традиции считается философ Ван Чун. О существовании материалистической традиции в Японии свидетельствует и материал по истории японской философской мысли.

В современном смысле материализм зарождается начиная с работ Томаса Гоббса. Бурного расцвета материализм достигает в эпоху французского Просвещения, но он в этот период остаётся механистическим и редукционистским. Английскую материалистическую мысль в это время представляют такие мыслители как Джон Толанд, Антони Коллинз, Давид Гартли и Джозеф Пристли.

Определяющее влияние на европейскую философию материализм приобретает в XIX веке

Соединение гегелевской диалектики и материализма началось почти одновременно в России (А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский и другие) и в Западной Европе (Маркс, Энгельс). Диалектический материализм Маркса и Энгельса, в отличие от всех остальных видов материализма, не сводит материю только к веществу. Материя охватывает и физические поля, и происходящие процессы.

Исторический материализм. Долгое время считалось, что ход истории обусловлен лишь субъективной волей и поступками руководителей и не имеет отдельной самостоятельной объективной направленности. Гегель в своей работе «Философия истории» предположил, что в основе исторического процесса лежит саморазвивающееся идеальное начало, высшая идея, которая становится объективной необходимостью для всех остальных. Исторический материализм окончательно отбросил опору на идеализм. Маркс считал, что причиной и движущей силой исторического развития являются внутренние противоречия в производственной сфере, которые с развитием общества приобретают форму классовой борьбы. Эта причина объективна и, фактически, не зависит от конкретных людей, участвующих в исторических процессах.

В XX веке в западной философии материализм развивался в основном как механистический, но у ряда западных философов-материалистов сохранялся и интерес к диалектике.

Материализм конца XX и начала XXI века представлен философским направлением «онтологической философии», лидером которого является американский философ Барри Смит . Философский материализм именно потому можно назвать самостоятельным направлением философии, что он разрешает ряд проблем, постановка которых исключена другими направлениями философского познания.

Еще одной, в принципе, продолжающей и в какой-то мере расширяющей материалистическое представление концепцией можно назвать принцип семантического экстернализма , в котором содержание высказывания объясняется как «внешне обусловленное».

Идеализм — термин для обозначения широкого спектра философских концепций и мировоззрений, в основе которых лежит утверждение о первичности сознания по отношению кматерии Во многих историко-философских трудах проводится дихотомия, считающая противопоставление идеализма материализму сущностью философии.

Идеализм утверждает первичность идеального духовного по отношению к материальному. Термин «идеализм» появился в XVIII веке. Впервые его употребил Лейбниц, говоря о философии Платона. Выделяется две основные ветви идеализма: объективный идеализм и субъективный идеализм.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 362.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...