Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Грамматическая связь: управление




Сильное и слабое управление

22.Заполните таблицу примерами, взятыми из рассказов Н.Носова.

 

Сильное управление Слабое управление
   

 

 

1) Он хочет мороженое. 2) Я свой телефон разобрал. 3) Пошел к Мишке. 4) Мама похвалила ребенка. 5) Все спали на печке. 6) Я встал и зажег лампу. 7) Подхожу к двери. 8) Мы давно готовились к празднику. 9) Он толок в ступе сахар. 10) Я передал ему сковородку. 11) Пришлось ходить в валенках. 12) Мишка осмотрел елку. 13) Как ты сделаешь санки из топора? 14) Елку схватил за ствол. 15) В комнату нельзя войти. 16) Поставили самовар во дворе, сели на крылечке.

(По рассказам Н.Носова)

Дополнение

23.Прочитайте отрывок из сказки Т.Крюковой «Гордячка».

 

В тот день все шло наперекосяк. Началось с того, что какая-то дворняга стянула у циркачей кусок вареной говядины и благородным артистам пришлось довольствоваться сухим хлебом с кипятком. Во время представления несчастья посыпались одно за другим. Жонглируя, Скоморох не успел поймать один из мячиков, и тот, отлетев в сторону, попал прямо в лоб зрителю в первом ряду. Пострадавший стал возмущенно кричать, что ему набили шишку, и требовать возмещения ущерба.

 

1) Найдите в каждом предложении дополнение, подчеркните его. Если дополнение относится к глаголу, определите, сильное оно или слабое.

2) Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.

3) Охарактеризуйте каждое предложение по цели высказывания и интонации.

Алгоритм ответа … – это дополнение, выраженное существительным (существительным с предлогом, местоимением).

24.Разберите предложения, подчеркнув каждый член предложения и определив, чем он выражен. Охарактеризуйте предложения по цели высказывания и интонации.

 

1) Они носились в разные стороны, налетали на стены домов и шлепались на землю. 2) Мы перенесли горячий самовар в нашу комнату, зажгли лампу и стали пить чай. 3) Мы с Мишкой остались у нашей соседки тети Наташи.

(По рассказам Н.Носова)

Чем управление отличается от согласования?

25.Докажите, что словосочетания первой колонки – это управление, а словосочетания второй колонки – это согласование.

 

Посыпался из трубки Собирает порошок Положу на стол Подошли к дому Наклеили записки Круглую пластинку Лишние винтики Самый красивый щенок Нетрудное дело Один раз


Грамматическая связь: примыкание

26.В приведенных предложениях найдите наречия. Выпишите их вместе с главным словом. Разберите получившиеся словосочетания.

 

1) Скоро стемнело совсем. 2) Вечером я лег спать и долго не мог заснуть. 3) Справа росли высокие рябины, слева громоздились огромные старые липы. 4) Мы втроем приехали в лагерь раньше. 5) Кто-то снова в дверь колотить начал. 6) Вдруг сверху послышался стук. 7) А потом почему-то все пошло шиворот-навыворот. 8) Тут Дружок жалобно завыл в чемодане.

(По рассказам Н.Носова)

Обстоятельство

27.Прочитайте отрывок из сказки Т.Крюковой «Гордячка».

 

PСуденица – в славянской мифологии фея Судьбы. PСнадобье – лекарство, составленное из разных целебных трав и веществ.

 

Суденица мирно спала. Заветный флакон стоял на туалетном столике возле кровати и отсвечивал изломами хрусталя. Злата тихонько подошла к нему, погладила хрустальные грани пальцем, взяла сосуд в ладони и поднесла его к окну. В лунных лучах розовая жемчужина светилась изнутри таинственным неземным светом. Злата не заметила, как открыла крышку и сделала глоток. Когда опомнилась, девушка испугалась своей дерзости, но тотчас успокоила себя. Крестная все равно дала бы ей снадобье, значит, никакой беды не случилось.

 

1) Найдите в каждом предложении все обстоятельства, определите, чем они выражены.

2) Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.

3) Охарактеризуйте каждое предложение по цели высказывания и интонации.

Алгоритм ответа … – это обстоятельство, выраженное наречием (существительным с предлогом).

Способы выражения членов предложения

28.Прочитайте отрывок из сказки Т.Крюковой «Гордячка». Подчеркните главные и второстепенные члены предложения, определите, чем они выражены, охарактеризуйте каждое предложение по цели высказывания и интонации.

 

Гигантские деревья стояли молчаливые и безжизненные. Кое-где грязными клоками лежал спрессованный снег. От выстывшей за зиму земли тянуло холодом. Продрогшая Злата бежала по тропинке в надежде поскорее выбраться из заколдованного места. Ей надоело скитаться среди гномов, фей и колдунов. Она всей душой желала вернуться к людям. Что с того, что она мала ростом и взрослому человеку лишь по пояс? Мало ли на свете невысоких людей!

 

ПОВТОРЕНИЕ

29. Поиграем! Предложение рассыпалось!

 

В какой последовательности должны быть предложения, чтобы получился текст?

 

1) Вдруг кто-то постучал в дверь. 2) Оказалось, пришел почтальон. 3) Мишка радостный вбежал в комнату с письмом в руках. 4) Один раз мы с Мишкой сидели дома. 5) Мишка побежал отворять.

 

Подчеркните главные члены предложения, чем они выражены?

30.Составьте обобщающую таблицу «Способы выражения членов предложения».

 

Главные члены предложения

Второстепенные члены предложения

Подлежащее Сказуемое Определение Дополнение Обстоятельство
         

 

31. Тест.Выполните задания теста.

А.Допишите ответ.

 

Подлежащее и сказуемое – это ….

К второстепенным членам предложения относятся ….

Б.Найдите ошибки в разборе предложений.

 

1) Она упрямо продолжала путь.

Упрямо – это дополнение, выраженное наречием; путь – дополнение, выраженное существительным.

 

2) Вдруг в шуме водопада и шелесте леса Злате почудился едва слышный звук.

В шуме – это дополнение, выраженное существительным с предлогом; водопада – это дополнение, выраженное существительным; едва – это обстоятельство, выраженное наречием.

 

3) Тонкие прутья цеплялись за волосы.

Тонкие – это определение, выраженное прилагательным; за волосы – это обстоятельство, выраженное существительным с предлогом.

 

В.Найдите предложение, характеристика которого по цели высказывания – вопросительное, по интонации – невосклицательное:

1) Злате почудился едва уловимый звук, похожий на скрежет. 2) Что бы это могло быть? 3) Девушка, осторожно ступая, начала спускаться по склону горы туда, откуда доносился скрип.

Г.Найдите предложение, характеристика которого по цели высказывания – побудительное, по интонации – невосклицательное:

 

1) Не плачь, я не стою твоих слез. 2) В тот миг, когда я стала гордячкой, я перестала быть радостью. 3) Девушка в мольбе протянула руки к толпе.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 223.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...