Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Грамматическая связь: согласованиеСтр 1 из 2Следующая ⇒
СБОРНИК ЗАДАНИЙ К УЧЕБНИКУ М.В. ПАНОВА КЛАСС О ЯЗЫКЕ 1.Знаете ли вы самую лаконичную переписку в истории? Она состоялась между В. Гюго и его издателем. После того, как был напечатан роман «Отверженные», Гюго послал своему издателю письмо, где стояло только «?», и получил ответ: «!» . Что хотел спросить писатель? Что ответил издатель? Можно ли их переписку назвать языком?
2.Помните сказочную повесть А.Волкова «Урфин Джюс и его деревянные солдаты»? Урфин Джюс захватил власть в Изумрудном городе, а Страшилу Мудрого и Железного Дровосека заключил в тюрьму. Друзья обращаются за помощью к девочке Элли, отправив с вороной Кагги-Карр записку. При этом ни один из героев не умел писать. Они сделали рисунок. Как девочка поняла, что произошло с ее друзья ми? Можно ли подобное письмо считать языком? Докажите свою мысль.
3.Прочитайте отрывок из книги филолога Льва Успенского «Слово о словах».
С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребенок еще не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки – это язык. Радостная или горькая, гневная или нежная летит над просторами Родины крылатая песня. Песня – это язык. На черной доске аудитории резко белеет строгая формула математики. Эта формула – тоже язык! Я пишу книгу, которую вы, может быть, когда-нибудь прочтете. Надо ли говорить, что при этом я снова пользуюсь языком, словами? И вы, и я, и каждый из нас – все мы постоянно думаем. А можно ли думать без слов? Все, что люди совершают в мире действительно человеческого, совершается при помощи языка. Нельзя без него работать согласованно, совместно с другими. Без его посредства немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, искусство – жизнь. Из всех орудий язык – самое удивительное и сложное.
1)Вспомните, что такое текст. Докажите, что перед вами текст. 2)Какие мысли в этом тексте можно считать главными? Подчеркните их и прочитайте с выражением. 3)Опираясь на основные мысли автора, перескажите отрывок. 4.Прочитайте русские пословицы о языке и слове. Как вы их понимаете? Перепишите четыре понравившиеся вам пословицы. Запомните их.
1) Ласковое слово рубля дороже. 2) Не спеши языком, торопись делом. 3) Дурное слово как смола: пристанет – не отлепишь. 4) Язык до Киева доведет. 5) Не бей кулаком – ударь словом. 6) Не убьешь словом, да опозоришь. 7) Недоброе слово больней огня жжет. 8) Непродуманное слово, что недозрелое яблоко. 9) Несколько хороших слов – сладко, слишком много слов – приторно. 10) Пчела жалит жалом, а человек словом.
О ПРЕДЛОЖЕНИИ Что такое предложение? Границы предложений. Типы предложений по интонации И по цели высказывания 5.Прочитайте отрывок из сказочной повести Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков». Витя Перестукин попал во дворец Его Величества Глагола.
– Ты кто? – отрывисто спросил Крючок. А Палка, как будто его толкнули под бока, за- кричал во весь голос: – Ох! Ах! Ох, ох! Ах, ах! Вежливо ответил, что я ученик четвертого класса. – Имя? Фамилия? – допрашивал Крючок. – Перестукин Виктор, – ответил я, как на перекличке. Если бы вы видели, что стало с Палкой! – Ох! Ах! Увы! Тот! Самый! Ох! Ах! Увы! – без передышки выкрикивал он минут пятнадцать подряд.
1) Сравните реплики Крючка и Палки. С какой интонацией произносит свои реплики Крючок, с какой – Палка? Какие знаки препинания они представляют? 2) Прочитайте еще раз последнюю реплику Восклицательного знака. Как ты считаешь, это одно или несколько предложений? Где было бы правильно поставить границу? С какой целью автор разбил это предложение на несколько? 6.Один из героев книги В. Крапивина «Топот шахматных лошадок» – домовой Лихо Тихоныч. Обидевшись на хозяев, он решил от них уйти и написал записку:
«Ухожу я от вас не боися больше зря ты так я вовсе не такой да теперь уж ладно все равно Лихо»
1) Сразу ли вы поняли, о чем эта записка? 2) Что затрудняло чтение? 3) Сделайте вывод: зачем нужны знаки конца предложений? 7.Иногда авторы специально разбивают одно предложение на несколько. Прочитайте такой пример. Попробуйте сделать вывод, с какой целью В.Драгунский из одного предложения сделал несколько.
Я недавно чуть не помер. Со смеху. А все из-за Мишки. (В.Драгунский. Чики-брык)
8.Прочитайте рассуждение «поумневшего» Вити Перестукина и дополните свое рассуждение о роли знаков конца предложения.
Оказалось, что знаки препинания в самом деле нужны. Вот если бы мне дали прочесть целую страницу без знаков препинания, смог бы я ее прочесть и понять, что там написано? Я бы читал, читал, не переводя дыхания, пока не задохнулся. Что тут хорошего? Кроме того, я мало что понял бы от такого чтения.
9. РР (развитие речи) Теперь вы знаете, что знаки конца предложения очень важны. Они помогают определить, с какой интонацией надо читать тот или иной отрывок. Прочитайте отрывки из разных сказок, соблюдая правильную интонацию.
Тут мои учебники онемели. Они смотрели на меня с таким ужасом, как будто я в их присутствии нагрубил директору школы. Потом они стали шептаться и решили, что меня нужно немедленно, как вы думаете – что? Наказать? Ничего подобного! Спасти! Чудаки! От чего, спрашивается, спасти? География сказала, что лучше всего отправить меня в Страну невыученных уроков. Человечки сразу же с нею согласились. (Л.Гераскина. В стране невыученных уроков)
В руках солдата было зеркальце и гребешок. Он смотрелся в зеркальце и расчесывал гребешком свою великолепную бороду, и это занятие настолько поглощало его внимание, что он ничего не видел и не слышал. – Дин Гиор! – крикнул солдату страж ворот. – Я привел чужестранцев, которые хотят видеть великого Гудвина! Никакого ответа. Страшила закричал своим хриплым голосом: – Господин солдат, впустите нас, знаменитых путешественников, победителей саблезубых тигров и отважных пловцов по рекам! Никакого ответа. – Кажется ваш друг страдает рассеян ностью? – спросила Элли стража ворот. – Да, к сожалению, это за ним водится, – отвечал страж ворот. – Почтеннейший! Обратите на нас внимание! – крикнул Дровосек. – Нет, не слышит. Давайте-ка все хором!.. Все приготовились, а Дровосек даже поднес ко рту свою воронку вместо рупора. По знаку Страшилы все заорали что было мочи. – Гос-по-дин сол-дат! Впу-сти-те нас! Гос-по-дин сол-дат! Впу-сти-те нас! Страшила оглушительно колотил по перилам рва своей тростью, а Тотошка звонко лаял. Никакого впечатления: солдат по-прежнему любовно укладывал в своей бороде волосок к волоску. – Я вижу, мне придется рявкнуть по-лесному, – сказал Лев. (А.Волков. Волшебник Изумрудного города)
10.Прочитайте следующие предложения и заполните таблицу, вписывая номера предложений.
1) Давай решать вместе! 2) Я снова открыл учебник. 3) Ну что мне с ними делать? 4) Назло ей я все-таки помножил землекопов. 5) «Попутный ветер в спину!» 6) Не ходи! Не бегай! Не прыгай! 7) Отправляйся немедленно. 8) Мы с Кузей быстро поднялись в воздух, а мяч летел перед нами. 9) Как хорошо, что Кузя увязался со мной! 10) Кузя спросил, знаю ли я, где надо ставить запятые. (По Л.Гераскиной) 11.Сколько вариантов интонации может быть в следующем предложении? Прочитайте, следуя указаниям в скобках.
Я сегодня поеду в школу (не кто-либо другой, а именно я). Я сегодня поеду в школу (не в другой день, а именно сегодня). Я сегодня поеду в школу (обязательно буду там, причем использую один из видов транспорта). Я сегодня поеду в школу (не в другое место, а именно в школу).
12.С какой интонацией надо читать следующие предложения? Отметьте принятыми условными обозначениями повышение и понижение интонации. Выделите слова с логическим ударением. Прочитайте, соблюдая нормы.
Мирная беседа была прервана громовым рычанием. На дорогу выскочил огромный лев. Одним ударом он подбросил Страшилу в воздух; тот полетел кувырком и упал на краю дороги, распластавшись, как тряпка. Лев ударил Железного Дровосека лапой, но когти заскрипели по железу, а Дровосек от толчка сел, и воронка слетела у него с головы. Крохотный Тотошка смело бросился на врага. Громадный зверь разинул пасть, чтобы проглотить собачку, но Элли смело выбежала вперед и загородила собой Тотошку. – Стой! Не смей трогать Тотошку! – гневно закричала она. Лев замер в изумлении. – Простите, – оправдывался Лев. – Но я ведь не съел его… – Однако ты пытался. Как тебе не стыдно обижать слабых! Ты просто трус! – А… а как вы узнали, что я трус? – спросил ошеломленный Лев. – Вам кто-нибудь сказал? (А.Волков. Волшебник Изумрудного города) 13. Корректор
Прочитайте отрывки из сочинений учеников 5-го класса.
1) На высокой яблоне. В нашем саду висит скворечник. 2) Белка прыгала по деревьям. И кидалась шишками. 3) Дружок все понял. И осторожно пополз по льду. 4) Катя каталась с горки со своей собакой Дружок. И вдруг упала в воду.
1) Правильно ли оформлены границы предложений? Какие ошибки допустили пятиклассники? 2) Поработайте корректором и устраните недочеты.
Главные члены предложения 14.Найдите подлежащее и сказуемое. Определите, какой частью речи они выражены.
1) Нарезали мы хлеба, намазали его вареньем и пошли на реку. 2) Внизу что-то шевелится темное. 3) Кто-то стучит. 4) Наверно, чемодан забрал кто-нибудь. 5) Вместо Дружка в чемодане лежали какие-то книжки, тетрадки, полотенце, мыло, очки в роговой оправе, вязальные спицы. 6) Все удивлялись, сколько стихотворений Мишка знает. 7) Приходят только те, кто потерял чемодан. 8) Этот самый красивый. 9) Я не готов. 10) Все пошли за нами. (По рассказам Н.Носова)
15.Найдите подлежащее и сказуемое. Всегда ли подлежащее бывает выражено одним словом?
1) Мы с Мишкой обещали все сорняки на огороде выполоть. 2) Прошло несколько дней. 3) Много дел было у нас под Новый год. 4) Несколько человек забрались на крышу посмотреть, что там клевала ворона. 5) Тетя Наташа удивлялась, какие мы голодные. 6) Мы с Мишкой даже удивлялись, как много людей теряют свои чемоданы. 7) На липах было много круглых вороньих гнезд. (По рассказам Н.Носова) 16.Найдите подлежащее и сказуемое. Всегда ли сказуемое бывает выражено одним словом?
1) Они могут сами прокормить себя. 2) Мишка поднялся и начал взбираться ко мне на спину. 3) Все елки были красивые. 4) Двор был большой, широкий. 5) Вечером я долго не мог заснуть. 6) Мишка от страха закутался с головой в одеяло и стал просить Костю не рассказывать больше. 7) Не надо отзываться! (По рассказам Н. Носова)
17.Рассмотрите таблицу, данную на стр. 19 учебника. Сделайте вывод, чем выражаются подлежащие и сказуемые. Перепишите таблицу в свою тетрадь для схем и правил. 18. Корректор
Найдите ошибки в согласовании подлежащего и сказуемого. Напишите исправленные предложения.
1) Много построек в этом городе были разрушены. 2) Много машин проехали по этой дороге. 3) Мне нравится классика и современная музыка. 4) Мало детей любят читать. 5) Ряд книг стояли на полке. 6) Я с приятелем ходили на море. 7) Лежит на столе книга и журнал. Грамматическая связь: согласование 19.Разберите словосочетания. Докажите, что слова связаны посредством согласования. Для этого поставьте главное слово в другом числе или в другом падеже и посмотрите, как ведет себя зависимое слово.
Новый дом, цветной карандаш, этот мальчик, всякий ребенок, какой-нибудь ответ, бархатная ткань, первый человек, мой костюм, папин пиджак, воробьиная стая. Определение 20.Прочитайте отрывок из сказки Т.Крюковой «Гордячка».
В голубоватом свете, словно морозный узор на стекле, вырисовывался хрустальный дворец. Невесомый и прозрачный, он стоял между небом и землей на призрачной горе. Лунный свет струился на волшебный замок, наполняя его искристым сиянием, и вдруг произошло невероятное. Размытые контуры колоннад обрели четкие очертания и налились мраморной белизной. Величественные купола засверкали бриллиантами и перламутром. В окнах зажегся свет, и из дворца полилась нежная музыка.
1) Найдите в каждом предложении все определения. Выпишите их вместе с главным словом, к которому они относятся. Определите, в чем они согласованы. 2) Какую роль в тексте играют определения? 3) Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу. 4) Охарактеризуйте каждое предложение по цели высказывания и интонации.
21.Сделайте отрывок из сказки Т.Крюковой ярче, вставив подходящие по смыслу определения на месте пропусков.
По улицам города ехала красочно расписанная кибитка. Тощая кобыла, тянувшая повозку, была покрыта ____ попоной, а в ее ____гриве развевались ____ленты. На козлах, широко улыбаясь, сидел мужчина ____ вида. Несмотря на ____ улыбку, он походил на разбойника с большой дороги. Позади него стояли ____ паренек, одетый в ____ костюм скомороха, и ярко накрашенная девица. Скоморох, смешно раздувая щеки, дудел в видавший виды, но до блеска начищенный горн, который издавал ____ звуки, ни в коем случае не претендующие на то, чтобы называться музыкой, а девица била в ____ барабан. Время от времени они переставали терзать инструменты и созывали всех на вечернее представление. В ____ жизнь маленького городка ворвался дух странствий и приключений, ожидания праздника и волшебства, которые может принести только бродячий цирк шапито.
Слова для справок:пестрый, жиденький, яркий, свирепый, открытый, тщедушный, пестрый, истошный, пронзительный, огромный, размеренный. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 240. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |