Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Поиск точек соприкосновения экономики и экологии как задача экологического менеджмента.




Экологический менеджмент –курс, времках которого изучаются управления природопользования, включая охрану окружающей среды. При этом рассматриваются как отношения между обществом и окружающей средой, так и отношения между людьми по поводу окружающей среды.

Выделение экономики природопользования связано с классификацией экономических наук, их систематизацией. Системо-образующим признаком экономических наук являются производственные отношения.

В системе производственных отношений выделяют (в зависимости от уровня взаимосвязи с производительными силами) организационно-экономические, организационно-технические, а также управленческие отношения.

Классификация наук по признаку специфичности и конкретности производственных отношений позволяет выделить в прикладной экономической науке две группы: организационно-экономические и организационно-технические науки.

Главная задача организационно-экономических наук — исследование механизма действия экономических законов в конкретной области человеческой деятельности.

Предметом организационно-технических наук является исследование системного (упорядоченного) функционирования производительных сил сообразно их природе, уровню развития и в соответствии с присущими данной области экономики производственными отношениями.

Экономика природопользования не только изучает эколого-экономические закономерности воспроизводства природных ресурсов, но и показывает тот конкретный механизм, который необходимо привести в движение для того, чтобы решить проблемы природопользования.

Объектом экономики природопользования выступают эколо-го-экономические системы разного масштаба и уровня.

Главной задачей экономики природопользования является исследование природоохранного механизма функционирования народного хозяйства в условиях рыночной экономики.

Разработка такого механизма должна охватывать три взаимосвязанные стадии воспроизводства природных ресурсов: восстановление, эксплуатацию и переработку. В первую очередь необходимо исследовать: экологические последствия развития научно-технического процесса как главного рычага интенсификации общественного производства; влияние инвестиционной и структурной политики на состояние окружающей среды и воспроизводство природных ресурсов; систему и методы экологического природоохранного хозяйствования; международное сотрудничество в области воспроизводства природных ресурсов. В экономике природопользования используют также экономико-математический, статистический, аналитический методы, метод экспертных оценок и другие. Все отмеченные методы исследований и экономических расчетов чаще всего используются комплексно.


 


Возможности экологического менеджмента в сокращении издержек производства (сокращение потребления природных ресурсов за счет уменьшения энергоемкости, материалоемкости, водоемкости, сокращения затрат на платежи за загрязнение и размещение отходов, налогов и штрафов и пр.).

Предприятия, которым удается найти эффективные способы сокращения или даже устранения загрязнения, отходов, а также экономии энергии, могут обеспечить существенную экономию финансовых затрат и, таким образом, повысить свою конкурентоспособность. В таких сферах, как эффективное энергопотребление, сокращение выбросов и сбросов, вторичное использование и восстановление отходов, минимизация потребления сырьевых материалов и т.д., имеется целый ряд возможностей использования общих подходов к организации экологически более чистого производства.

Такое поведение предприятий часто поддерживается с помощью экономических стимулов, в частности налогами и платежами за выбросы, сбросы и размещение отходов.

Банки все чаще анализируют вопросы экологических обязательств предприятия, прежде чем принять решение о выделении кредитных ресурсов для финансирования его деятельности. Аналогичные тенденции характерны и для деятельности страховых компаний. Предприятие с меньшими экологическими рисками может легче и на более выгодных условиях привлечь финансовые ресурсы для новых инвестиций, получить более дешевую страховку.

Ужесточение законодательства может также привести к росту издержек производства не только в силу необходимости новых капиталовложений на самом предприятии, но и из-за введения новых требований по отношению к поставщикам предприятия, включая поставщиков энергии. Предприятия, которые могут спрогнозировать влияние предстоящих изменений в законодательстве на свою деятельность, имеют хорошие возможности снизить издержки, связанные с необходимостью выполнения требований новых законов.

Работники предприятия, которому в своей деятельности удается решить основные экологические проблемы, могут спокойно заниматься выполнением своих прямых обязанностей, не опасаясь последствий аварий или кампаний общественного протеста по поводу отрицательного воздействия предприятия на состояние окружающей среды. Значение предотвращения ущерба от незапланированных остановок в работе и благоприятного морального климата в коллективе не следует недооценивать.

Новые возможности, которые открывает перед предприятием внедрение системы экологического менеджмента, могут заключаться в сокращении потребления энергии и, тем самым, производственных издержек, в снижении загрязнения или в переработке отходов, или же в продаже продукции на рынках, которые характеризуются высокими экологическими требованиями. В качестве примера может служить компания “3М Корпорейшен”. Объем экономии, получаемой в результате реализации этой компанией программы под девизом “Предотвращение загрязнения – прибыльное дело” от внедрения мероприятий в области контроля загрязнения, нередко превышает 1 млн. долл. в год.


 

17. Возможности экологического менеджмента в создании экологически чистого продукта.

Экологически чистые продукты - те продукты, в которых содержание вредных веществ меньше, чем в обычных (стандартных) продуктах, соответствующих по качеству необходимым нормативным документам, в частности ПДК. Экологически чистый продукт - тот, который получен на чистой территории без дополнительного применения минеральных удобрений, пестицидов и других техногенных воздействий; или это продукт, полученный из натурального сырья по современной технологии, обеспечивающей минимальное попадание в продукт других веществ, практически не содержащий посторонних включений.

Практически абсолютно экологически чистых продуктов получить невозможно. Это миф. Существуют лишь более и менее экологически чистые продукты. С пищей в организм человека попадает от 70 до 90% всех потенциально вредных веществ. Что касается возможностей экологического менеджмента в создании экологически чистого продукта, то можно отметить, что чем более развит экологический менеджмент на предприятии, тем больше возможностей для создания экологически чистого продукта.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 452.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...