Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 1: Предмет экономики и экономические методы.




Оглавление

Предисловие …………………………………………………………….......................... Введение………………………………………………………………………………….. Тема 1: Предмет экономики и экономические методы……………………………….. 1.1. Общее понятие экономики как науки……………………………………... 1.2. Методология экономики…………………………………………………… 1.3. Структура и функции экономической теории……………………………. Тема 2: Эволюция экономической мысли……………………………………………... 2.1. Формирование экономической науки……………………………………. 2.2. Основные экономические школы………………………………………… Тема 3: Экономические системы……………………………………….......................... 3.1. Понятие экономических систем…………………………………………… 3.2. Виды экономических систем………………………………………………. Тема 4: Производство и экономика…………………………………………………….. 4.1. Потребности и блага………………………………………………………... 4.2. Экономические ресурсы……………………………………………………. 4.3. Производство и воспроизводство…………………………………………. Тема 5: Проблема производственных возможностей и эффективности производства……………………………………………………………………………………….. 5.1. Основные вопросы экономической теории………………………………. 5.2. Кривая производственных возможностей………………………………… 5.3. Закон убывающей доходности и экономическая эффективность……….. Тема 6: Товар, деньги, цена в экономической теории………………………………… 6.1. Товар, виды стоимости товаров…………………………………………... 6.2. Происхождение и сущность денег…………………………………………. 6.3. Цена. Виды. Функции……………………………………………………... Тема 7: Закон спроса и предложения на рынке……………………………………….. 7.1. Спрос, закон спроса………………………………………………………… 7.2. Предложение, закон предложения………………………………………… 7.3. Рыночное равновесие………………………………………………………. Тема 8: Эластичность спроса и предложение…………………………………………. 8.1. Понятие эластичности в экономике……………………………………….. 8.2. Ценовая эластичность спроса……………………………………………… 8.3. Ценовая эластичность предложения………………………………………. Тема 9: Теория спроса или потребительский выбор………………….......................... 9.1. Полезность товаров и потребительское поведение………………………. 9.2. Бюджетная линия. Кривая безразличия…………………………………... Тема 10: Издержки предприятия……………………………………….......................... 10.1. Издержки предприятия……………………………………………………. 10.2. Краткосрочные издержки производства…………………………………. 10.3. Динамика издержек………………………………………………………. 10.4. Долгосрочный период в деятельности фирмы. Эффект масштаба производства……………………………………………………………………………... Тема 11: Анализ рыночных структур………………………………………………….. 11.1. Выручка, прибыль, предельный доход, конкуренция………………….. 11.2. Конкурентная структура рынка. Критерии анализа…………………….. Тема 12: Формы конкурентной борьбы………………………………………………... 12.1. Совершенная конкуренция……………………………………………….. 12.2. Монополистическая конкуренция………………………………………... 12.3. Сравнительная характеристика…………………………………………...   Тема 13: Рынок чистой монополии…………………………………….......................... 13.1. Монополия и ее виды……………………………………………………... 13.2. Признаки чистой монополии…………………………………………….. Тема 14: Олигополия и стратегическое поведение…………………………………… 14.1. Определение олигополии, ее признаки………………………………….. 14.2. Типы олигополистического поведения………………………………….. Тема 15: Капитал как фактор производства…………………………………………… 15.1. Капитал и его виды………………………………………………………... 15.2. Ссудный процент и дисконтирование……………………………………. 15.3. Рынок капитала……………………………………………………………. Тема 16: Земля как фактор производства……………………………………………… 16.1. Земельные ресурсы……………………………………………………….. 16.2.Рента. Рентные отношения……………………………………………….. 16.3. Цена земли………………………………………………………………… Тема 17: Труд как фактор производства………………………………………………. 17.1. Труд – фактор производства……………………………………………… 17.2. Заработная плата…………………………………………………………... 17.3. Рынок труда и инвестиции в человеческий капитал……………………. Тема 18: Понятие макроэкономики. Основные макроэкономические показатели… 18.1. Понятие макроэкономики………………………………………………… 18.2. Основные макроэкономические показатели: количественная составляющая…………………………………………………………………………… 18.3. Основные макроэкономические показатели: ценовая составляющая… Тема 19: Макроэкономическое равновесие…………………………………………… 19.1. Понятие макроэкономического равновесия……………………………... 19.2. Совокупный спрос. Совокупное предложение………………………….. 19.3. Макроэкономическое равновесие в модели “AD – AS”………………… Тема 20: Макроэкономическая нестабильность………………………………………. 20.1. Экономический цикл, его природа……………………………………….. 20.2. Антициклическая политика………………………………………………. Тема 21: Потребление, сбережения, инвестиции……………………………………… 21.1. Потребления и сбережения……………………………………………….. 21.2. Сбережения и инвестиции………………………………………………… 21.3. Равновесие в модели «IS»…………………………………………………. Тема 22: Роль государства в экономике………………………………………………... 22.1. Роль и функции государства в рыночной экономике…………………… 22.2. Формы и методы, основные направления государственного регулирования……………………………………………………………………………………… Тема 23: Денежная система……………………………………………………………... 23.1. Деньги, виды денег, денежное обращение………………………………. 23.2. Денежная система и ее структура………………………………………... Тема 24: Денежный рынок как регулятор экономики………………………………… 24.1. Спрос на деньги и их предложение………………………………………. 24.2. Равновесие на денежном рынке…………………………………………... Тема 25: Инфляция……………………………………………………………………… 25.1. Сущность и причины инфляции………………………………………... 25.2. Виды инфляции, ее последствия…………………………………………. 25.3. Антиинфляционная политика…………………………………………….. Тема 26: Государственный бюджет. Система налогообложения…….......................... 26.1. Сущность и функции финансов…………………………………………... 26.2. Государственный бюджет и бюджетный дефицит……………………… 26.3. Понятие налогов. Налоговая система……………………………………. Тема 27: Кредитно-денежная система…………………………………......................... 27.1. Судный капитал и его источники………………………………………… 27.2. Кредитная система. Роль и функции ЦБ………………………………... 27.3. Операции банков………………………………………………………….. 27.4. Кредитно-денежная политика……………………………………………. Тема 28: Занятость и безработица……………………………………………………… 28.1. Сущность категории занятость…………………………………………… 28.2. Безработица ее виды и последствия……………………………………… Тема 29: Социальная политика государства…………………………………………... 29.1. Социальная политика государства……………………………………….. 29.2. Дифференциация доходов населения. Кривая Лоренца………………… Тема 30: Экономический рост………………………………………….......................... 30.1. Определение экономического роста……………………………………... 30.2. Факторы и типы экономического роста…………………………………. Тема 31: Международная торговля…………………………………….......................... 31.1. Всемирное хозяйство и международная торговля………………………. 31.2. Внешнеэкономическая политика…………………………………………. 31.3. Платежный баланс страны………………………………………………… Тема 32: Международная миграция……………………………………………………. 32.1. Миграция капиталов………………………………………………………. 32.2. Миграция трудовых ресурсов…………………………………………….. Тема 33: Мировая валютная система…………………………………………………... 33.1. Мировая валютная система и ее формирование………………………… 33.2. Национальная валютная система, ее элементы…………………………. Заключение………………………………………………………………………………. Глоссарий………………………………………………………………………………… Библиографический список……………………………………………..........................                                       6 8 9 9 10 11 12 12 14 22 22 23 26 26 28 29   32 32 33 34 36 36 37 40 42 43 44 45 48 48 49 51 52 52 54 58 58 59 60   63 65 65 66 70 71 71 72   74 74 74 76 76 77 79 80 81 82 85 85 85 87 89 89 89 90 93 93   94 97 99 99 100 102 103 103 105 106 106 109 110 112 112   113 116 116 117 119 119 120 122 122 123 124 125 125 126 127 130 130 131 133 133 134 134 135 137 137 138 141 141 142 144 144 145 147 149 149 150 152 152 153 157 158 165

 

 



Предисловие

Ни одна книга не может превратить осла в мудреца или сделать гения из человека, не имеющего способностей …

Питер Друкер

американский экономист

 

На современном историческом этапе развития России, когда рыночные экономические отношения стали основными, интерес к экономическим знаниям резко возрос. Без этих знаний практически невозможен успех в жестких условиях рыночной конкуренции, недостижимы стабильность и высокие доходы как отдельных предприятий, так и отдельных предпринимателей, граждан общества.

Формирование грамотного бухгалтера, страховщика, менеджера, банкира, финансиста, маркетолога не возможно без знания экономической теории, без представлений о тенденциях развития экономической жизни общества.

Современная экономика - это не только новые экономические отношения, новые экономические связи, но это совершенно новая психология, качественно новое мышление.

Современный специалист - это не просто исполнитель, это человек, который на базе экономического анализа может принять решение и нести ответственность за него.

Данная рабочая тетрадь подготовлена в соответствии со стандартами и программой по изучаемой дисциплине от 2002 года для специальностей 080110 (0601) «Экономика и бухгалтерский учет», 080106 (0603) «Финансы и кредит» , 080113 (0606) «Страховое дело», 080108 (0604) «Банковское дело», 080501 (0602) «Менеджмент», 080112 (0607) «Маркетинг». Рабочая тетрадь создана с точки зрения требований и задач базового и повышенного курса указанных специальностей, изучающих «Экономическую теорию».

В рабочей тетради рассматривается перечень важнейших аспектов экономического знания. В применяемой терминологии выражены категории экономической теории, в которых обобщен опыт развития человечества.

Темы 1, 2 посвящены общей характеристике экономической теории, дают представление о ее структуре, функциях, эволюции экономического знания от древних цивилизаций до наших времен.

Широко представлена история развития экономической жизни, основные положения экономических школ рассматриваются тезисами в рамках одной темы и раскрываются более подробно при изучении основного материала. Что позволяет студентам оценить значимость накопленного опыта не только в качестве эстетического воспитания, но и с позиций практического применения полученных знаний в современных экономических условиях.

Темы 3, 4, 5 рассматривают такие вопросы, как: экономические системы, потребности и альтернативные возможности, процесс производств и воспроизводства.

Темы 6, 7, 8. 9, 10 исследуют экономические отношения и явления в рамках отдельных хозяйственных единиц. В этих темах рассматриваются такие проблемы, как: спрос и предложение, эластичность, поведение потребителя на рынке, поведение производителя: расчет издержек производства, выбор оптимального объема производимой продукции, получение максимальной прибыли от реализации.

Темы 11, 12, 13, 14 посвящены характеристике видов конкурентной борьбы, выведение общих закономерностей поведения, положительных и отрицательных последствий существования той или иной формы конкурентной борьбы на рынке.

В темах 15, 16, 17 дается характеристика основных факторов производства (капиталу, труду, земле), рассматриваются спрос и предложения, а также формирование цены на каждый их в условиях рыночной конкуренции.

Темы 18, 19, 20, 21 содержат анализ экономической системы в целом, систему национальных счетов, совокупный спрос и совокупное предложение, макроэкономическое равновесие и макроэкономическую нестабильность.

Темы с 22 по 30 анализируют проблемы государственного регулирования экономики на макроуровне, бюджетно-налоговая политика, спрос и предложение денег, социальная политика, проблемы занятости и безработицы, предпосылки и условия экономического роста страны.

В темах 31,32,33 рассматривается виды и значение внешнеэкономического взаимодействия нашего государства с остальным миром. Дается характеристика международной торговле, международной миграции капиталов и человеческих ресурсов, формируется представление о международной валютной системе.

 

Каждая тема завершается ключевыми вопросами и заданиями, позволяющими студенту проверить степень усвоения основного материала.

Помимо этого, в пустых строчках после слова: «задание» необходимо записывать номера практических заданий и упражнений по теме, представленных в практикуме «Экономическая теория» Мониной Е.С., Кравченко Е.Н.

 

Большое внимание в изложении материала уделяется межпредметным и внутрикурсовым связям, которые способствуют не отрывочному, а комплексно-детальному усвоению материала студентами.

 

Чтобы обратить внимание студентов на материал, который необходимо повторить используется значок          с указанием соответствующей темы и страницы.

Знак ! применяется в тех случаях если необходимо обратить особое внимание на материал, либо, выделенная таким образом информация, требует обсуждения.

 

Особенностью рабочей тетради является доступность изложения материала и ее наглядность: использование схем, рисунков, графиков иллюстрирующих изучаемое явление, систематизирующих и обобщающих учебный материал.

 

В рабочей тетради использованы теоретические предпосылки обще признанных исследователей экономических процессов: Д.М. Кейнса («Общая теория занятости, процента и денег»), В.Ойкена («Основные принципы экономической политики»), А.Смита («Исследования о природе и причинах богатства народов»), К. Маркса («Капитал»). В качестве основных источников использовались учебники и учебные пособия Камаева В.Д., Лобачевой Е.Н., Слагода В.Г., Станковской И.К., Стрелец И.А., Воробъевой Е.В., Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.,Кучукова Р.А., Кузякина А.П., Баликоева В.З.



Введение

При изучении прикладных экономических дисциплин (таких, как маркетинг, финансы, менеджмент, и др.) вопросов практически не возникает, но при первом знакомстве с экономической теорией возможно некоторое недоумение: зачем все это нужно? Очень часто после первых лекций от отдельных слушателей можно услышать тактические высказывания относительно того, что все это конечно интересно, но уж слишком оторвано от действительности и расходится с нашим повседневным опытом.

На данное замечание можно привести ряд доводов, самый очевидный заключается в том, что изучение экономики стимулирует интеллектуальное развитие человека и интересно само по себе, но и это не самое главное.

Одним из важнейших назначений экономической теории является создание моделей поведения экономических субъектов. В качестве субъектов в экономике рассматриваются и отдельный человек, и группа людей, например фирма, государство и т.д. При оценке теории следует должен помнить, что нет совершенных моделей. Иногда те или иные положения экономики критикуют за их несоответствие реальной, особенно российской, практике.

Значимость экономической модели определяется не ее достоверностью, а возможностью ее использования для изучения и объяснения какого-либо экономического явления, выработки рационального решения и практических рекомендаций.

Еще один аргумент в пользу теоретической экономики связан с тем, что очень часто люди не располагают необходимой информацией для принятия достоверных решений. В этом случае можно идти дорогостоящим методом проб и ошибок и изобретать собственный велосипед либо использовать накопленный опыт, учиться на чужих ошибках, т.е. изучать теорию.

Не менее важно и то обстоятельство, что теория подсказывает, какие именно параметры и данные важны и как мы можем их измерить. Она предлагает практикам методы решения разнообразных задач, а также инструменты количественной оценки. Изучение экономической теории невозможно без решения большого числа практических задач. Математический анализ особенно важен в условиях, когда интуитивная оценка ситуации не позволяет дать однозначный ответ.

Российская действительность требует от людей большой информированности во всех сферах жизни. Человеку для благополучия необходимы не только профессия, но и знание основных юридических и экономических законов. Имея представления о тенденциях в экономическом секторе, можно с большей долей уверенности принимать решения в области бизнеса, управляя компанией, или семьи, решая, на что конкретно потратить семейный бюджет для удовлетворения краткосрочных и долгосрочных потребностей.

Таким образом, экономическая теория - не набор правил поведения, направленный на достижение экономического успеха. Это - способ осмысления экономической действительности, развития экономических отношений между экономическими агентами - субъектами экономических отношений, который позволяет им эффективно действовать и развиваться.

 

 



Тема 1: Предмет экономики и экономические методы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 205.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...