Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эффект масштаба производства.




Масштаб производства задается производственной функцией. В нашем примере производственная функция выпуска термометров описывается уравнением Q = f (L, K). Если фирма принимает решение об одновременном и пропорциональном изменении количества всех применяемых факторов, то налицо – изменение масштаба производства. Взаимосвязь между изменением масштаба производства и соответствующим изменением в объеме выпуска продукции называется отдачей от масштаба. Отдача от масштаба выражает реакцию объема производства продукции на пропорциональное изменение количества всех факторов производства. Отдачу от масштаба можно измерить путем сравнения процентного изменения в выпуске продукции с процентным изменением в количестве применяемых факторов. Принято различать возрастающую, постоянную, и убывающую отдачу от масштаба.

Возрастающая отдача от масштаба. В случае, когда пропорциональное увеличение количества всех применяемых факторов в n раз вызовет рост объема производства больше, чем в n раз, наблюдается возрастающая отдача от масштаба. Важнейшими источниками возрастающей отдачи являются специализации и используемые технологии. В случае возрастающей экономии от масштаба фирме следует наращивать объем производства, так как это приводит к относительной экономии имеющихся ресурсов.

Постоянная отдача от масштаба. Если при пропорциональном увеличении количества факторов в n раз, объём производства тоже возрастает в n раз, то имеет место постоянная отдача от масштаба.

Уменьшающая отдача от масштаба. Когда пропорциональное увеличение всех применяемых факторов в n раз вызывает рост объема производства меньше, чем в n раз, имеет место убывающая отдача от масштаба. Причинами уменьшающей отдачи от масштаба чаще всего бывают растущие бюрократические, или иерархические издержки внутреннего управления возросшей фирмы. Убывающая экономия от масштаба свидетельствует о том, что минимально эффективный размер предприятия уже достигнут и дальнейшее наращивание производства нецелесообразно.

 

  1. Предельная производительность факторов производства.

Предельная производительность фактора производства [marginal productivity of factor] — вклад производственного фактора, равный изменению производства продукта при добавлении или отнятии единицы этого фактора, если количества других факторов остаются неизменными. Автор теории предельной производительности Дж.Б.Кларк делал предположение о том, что распределение дохода между факторами(точнее, между их владельцами) соответственно предельной производительности факторов отвечает требованиям социальной справедливости.

Закон убывающей предельной производительности носит относительный характер. Во-первых, он применим на краткосрочном отрезке времени. Во-вторых, технический прогресс постоянно раздвигает его границы. Первые порции труда, присоединяемые к заданному объему капитала, обеспечивают рост выпуска, опережающий рост количества вовлекаемого в производство труда. Это продолжается до достижения технологически оптимального соотношения труда и капитала. Дальше рост выпуска начинает отставать от роста количества применяемого труда.

Факторы производства используются в производстве только тогда, когда их производительность представляет собой положительную величину. Если обозначить предельный продукт в денежном выражении через MRP, а предельные издержки – через MRC, то правило использования ресурсов может быть выражено равенством:

MRP = MRC.

Спрос на факторы производства. Правило использования ресурсов.

Как известно, спрос на конечные товары и услуги предъяв­ляют домашние хозяйства, выступающие в роли покупателей. Предложе­ние товаров и услуг создают фирмы, выступающие в роли продавцов.

Как формируется спрос на факторы производства, кто его предъяв­ляет и чем он определяется?

Отличительной чертой рынков факторов производства является тот факт, что в роли покупателей здесь выступают фирмы, а продавцами яв­ляются домашние хозяйства, или, другими словами, субъекты спроса -фирмы, а субъекты предложения - домашние хозяйства.

Производительность переменного фактора может измеряться не только в физических, но и в денежных единицах. Стоимостным показа­телем производительности фактора является предельный продукт фактора в денежном выражении, или предельный доход от продук­та используемого фактора.

Предельный продукт фактора в денежном выражении (MRPL) –это произведение предельного физического продукта переменного фак­тора (L) и предельного дохода, полученного от продажи одной дополни­тельной единицы продукции.

Производственный процесс представля­ет собой процесс взаимодействия различных факторов производства. Невозможно организовать процесс производства, имея, например, капи­тал, но не имея рабочей силы и наоборот, т. е. ни один фактор в от­дельности не может произвести продукт. Отсюда вытекает, что спрос на факторы производства является взаимозависимым. Фирма, предъявляя спрос на факторы, стал­кивается с необходимостью решения следующих задач:

- оптимального сочетания факторов производства;

- минимизации издержек при каждом заданном объеме производства;

- определения объема производства, максимизирующего величину прибыли.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 539.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...