![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Натуральной форме общественного хозяйства не присущи отношения ...Стр 1 из 13Следующая ⇒
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого Кафедра экономики и управления РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ По экономике Студента ______ курса группы _________ Факультета __________________________ ______________________________________ (Ф.И.О.) ______________________________________ ______________________________________ Тула 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие. 4 Глава 1. Ведение в экономическую теорию.. 5 Глава 2. Рынок. 11 Глава 3. Конкуренция и теория производства. 17 Глава 4. Факторные рынки. 25 Глава 5. Экономическое равновесие, общественное благосостояние и роль государства 32 Глава 6. Основные макроэкономические показатели, макроэкономическая нестабильность. 37 Глава 7. Макроэкономическое равновесие. 44 Глава 8. Налогово-бюджетная система и политика. 50 Глава 9. Денежно-кредитная система и политика. 54 Глава 10. Мировая экономика и международные экономические отношения. 61 Глава 11. Переходная экономика России. 68
Предисловие
Рабочая тетрадь по экономике для студентов неэкономических специальностей является обязательным элементом учебной деятельности. Она разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта Высшего профессионального образования и программой Интернет-экзамена в среде fepo, используемого в Тульском государственном педагогическом университете им. Л. Н. Толстого. Рабочая тетрадь дополняет теоретический материал учебных пособий и лекционного курса. Учебный материал в тетради представлен в следующей логической последовательности: основные понятия – перечень основных понятий и определений, используемых экономической наукой, знание которых будет проверяться в ходе аудиторных тестирований и итогового Интернет-экзамена; основные умения – перечень умений применять на практике основные понятия, т.е. умение решать экономические задачи. В каждой главе представлены тестовые задания и задачи. Глава заканчивается бланком ответов, который необходимо заполнить в ходе подготовки к практическому занятию по каждой теме. Глава 1. Ведение в экономическую теорию Основные понятия. Предмет экономики. Методы экономики. Этапы и периоды развития экономической теории. Основные научные течения и их представители. Нужды, потребности и их классификации. Благо, товар и их классификации. Ресурсы и факторы производства. Факторные доходы. Проблема экономического выбора и модель производственных возможностей. Общественное производство и воспроизводство. Экономические отношения в процессе воспроизводства. Экономические системы. Собственность и ее формы. Основные умения. Вычислять альтернативную стоимость и упущенную выгоду, принимать эффективные решения в ситуации экономического выбора. Тесты. 1. Переход от изучения единичных факторов к общим положениям и выводам обеспечивается при помощи метода экономической науки … а.моделирование б.индукция в.дедукция г.синтез Экономические законы отличаются от законов природы тем, что они ... а.реализуются через практическую деятельность людей б.устанавливаются государством для регулирования экономики в.создаются людьми и используются ими в практической деятельности г.действуют независимо от воли и сознания людей Термин «политическая экономия» впервые ввел в научный оборот ... а.А. Монкретьен б.А. Смит в.Ф. Кенэ г.С. Аристотель 4. При простом товарном производстве товарами становятся … а.информационные ресурсы б.факторы производства в.неэкономические блага г.продукты труда Экономической теорией не выполняется _______________ функция. а.методологическая б.практическая в.познавательная г.описательная 6. Основополагающими принципами возникновения и функционирования плановой экономики являются … а.высокий уровень обобществления производства, наличие единого экономического центра б.разделение труда и специализация производства в.директивное прогнозирование производства г.составление и изменение макроэкономических пропорций 7. К предмету экономической теории не относится … а.редкость ресурсов б.максимальное удовлетворение потребностей в.неограниченность производственных ресурсов г.эффективность использования ресурсов Для традиционной экономической системы характерно ... а.универсальный характер труда и производства б.разделение труда и социализация производства в.планомерное развитие экономики г.открытость экономических связей 9. Стихийный способ координации деятельности экономических агентов характерен для … а.любой экономической системы б.рыночной экономики в.плановой экономики г.традиционной экономики 10. Условием превращения общественного блага в товар является … а.устранение условий свободного доступа и установление за него платы б.принятие коллективного договора о пользовании данным благом в.только установление очереди среди потребностей данного блага г.установление платы за пользование благом 11. Позитивная экономическая теория изучает … а.модели экономического развития б.что есть в экономической жизни общества в.что должно быть в экономике г.оценочные сведения Наименьший прибавочный продукт создается в _____________ экономической системе. а.рыночной б.традиционной в.плановой г.смешанной 13. Социально-экономические отношения характеризуются … а.отношениями потребления б.разделением труда в.отношениями собственности г.организацией производства 14. Товарное производство непременно предполагает … а.преобладание ручного труда б.обособленность товаропроизводителей в.господство государственной собственности г.непосредственную связь производства и потребления Общественные блага характеризуются ___________ в потреблении. а.неконкурентностью и исключаемостью б.неисключаемостью и неконкурентностью в.исключаемостью и конкурентностью г.неисключаемостью и конкурентностью 16. Процесс производства тождественен … а.процессу труда б.технико-экономическим отношениям в.сумме процесса труда и экономических отношений г.организационно-экономическим отношениям 17. Фундаментальная проблема экономики – это противоречие между безграничными потребностями и … а.ограниченными ресурсами б.нехваткой денежных средств в.исчерпаемостью полезных ископаемых г.возможностями их удовлетворения 18. Представители монетарной теории в качестве причины цикличности экономического развития выделяют изменения … а.величины бюджетного дефицита б.общего уровня цен в.денежного потока г.объемов торговли Натуральной форме общественного хозяйства не присущи отношения ... а.потребления б.производства в.распределения г.обмена 20. Объективно существующие устойчивые причинно-следственные связи между явлениями экономической науки – это экономические … а.законы б.потребности в.категории г.противоречия
Задания.При решении задач важно различать собственно «альтернативную стоимость» и «упущенную выгоду». Альтернативная стоимость – полная количественная оценка всей упущенной выгоды (ценности лучшей из отвергнутых альтернатив). Упущенная выгода – разница между выбранной и наилучшей из отвергнутых альтернатив. Экономический выбор исходит из тех же допущений, что и модель (кривая) производственных возможностей. Кривая производственных возможностей – выпуклая (невогнутая) функция в силу действия закона возрастающих альтернативных затрат (издержек). Пример 1. Студент за первый год обучения заплатил 20 тыс. руб. Бросив ВУЗ, он может зарабатывать 80 тыс. руб. в год. Одновременно работать и учиться ему не хватает времени. Определите величину упущенной выгоды и альтернативную стоимость в первый год обучения в ВУЗе. Решение.В данном случае упущенная выгода есть недополученный доход плюс прямые затраты. Отвергнутая альтернатива (недополученный доход) – заработок 80 тыс. руб. Прямые затраты – 20 тыс.руб. Таким образом, упущенная выгода – 100 тыс. руб., альтернативная стоимость – 80 тыс.руб. Пример 2. У фермера имеется 2 поля. На одном поле он может вырастить 300 т картофеля или 100 т пшеницы. На другом поле альтернативная стоимость выращивания 1 т пшеницы равна 2 т картофеля при максимальном производстве картофеля 400 т. а) Построить общую кривую производственных возможностей фермера. б) Определить наибольшую и наименьшую альтернативные стоимости выращивания картофеля.
Таким образом, на первом поле будет производиться картофель, на втором – пшеница. б) В соответствии с законом возрастающих альтернативных затрат максимальная альтернативная стоимость производства 1 т картофеля составляет 0,66 т пшеницы (300К=200П). Минимальная альтернативная стоимость производства 1 т картофеля – 0,25 т пшеницы (400К=100П).
Задачи 1. Альтернативная стоимость производства 5 табуретов равна 2 стульям при максимальном производстве табуретов 20 штук. Столяру необходимо изготовить 4 стула. Определите максимально возможный объем производства табуретов. 2. На рисунке представлена кривая производственных возможностей фермера, который выращивает пшеницу и картофель на двух полях. а) Определите альтернативную стоимость производства одной тонны картофеля, если его выращивается 75 т. б) Картофеля вырастили 50 т, а пшеницы – 100 т. На сколько в следующем году можно увеличить урожай пшеницы? в) А картофеля?
Ответы.
Глава 2. Рынок Основные понятия. Рынок, условия возникновения и функции. Субъекты рынка и их функции. Спрос, величина спроса, факторы (детерминанты) спроса. Предложение, величина предложения, факторы предложения. Рыночное равновесие и рыночный механизм. Эластичность, ее виды, коэффициенты эластичности спроса и предложения и их практическое значение. Потребительское поведение. Закон убывающей предельной полезности. Эффект дохода и эффект замещения. Основные умения. Определять условия рыночного равновесия, последствия государственного вмешательства, определять значение коэффициентов эластичности. Тесты. 1. Закон убывающей предельной полезности утверждает, что … а.отношения предельных полезностей к их ценам одинаковы б.отношение предельной полезности к цене для предметов роскоши меньше чем для товаров первой необходимости в.полезность каждой последующей единицы товара убывает с увеличением количества приобретаемых товаров г.полезность покупаемых товаров убывает с ростом дохода потребностей 2. Изменение потребления товаров, вызванное ростом покупательной способности при постоянных ценах, представляется как эффект … а.дохода б.Веблена в.замещения г.Гиффена |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 502. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |