Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структура понятия: содержание и объем




Предисловие

Термин «логика» происходит от греческого «logos» – «слово», «мысль», «порядок», «разум», «закономерность». Сам перевод – это по сути сжатое определение предмета логики. Логика – это наука о формах и законах мышления.

Основателем логики является древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н.э.). Правда, созданную им науку Аристотель, называл не логикой, а аналитикой и изложил свои взгляды в одноименных трудах «Аналитиках» (первой и второй). Аристотель разработал дедуктивный метод умозаключения – силлогистику – и сформулировал основные законы правильного мышления: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего. Дальнейшее развитие логики связано с именем Ф.Бэкона (1561-1626). Он положил начало разработке индуктивных методов установления причинно-следственных связей. Его учение приобрело относительно завершенный характер в работах Дж.Милля (1806-1873). Вопросами логики занимались и внесли определенный вклад в ее развитие многие видные ученые Нового времени: Р.Декарт (1596-1650), Г.Лейбниц (1646-1716), И.Кант (1724-1804), Г.Гегель (1770-1831) и другие.

Новая эпоха в развитии логики началась в середине XIX столетия, когда к исследованию логических связей начали применять математические методы. Так возникла математическая (символическая) логика. Ее рождение связывают с именем Дж.Буля (1815-1864). В отличие от традиционной логики, ориентирующейся на рассуждения естественного языка, символическая логика строит теории правильного мышления, базирующиеся на искусственных языках. К этому этапу относятся труды А.де Моргана (1806-1871), Ч.Пирса (1839-1914), Э.Шредера (1841-1902), Р.Грассмана (1815-1901), П.Порецкого (1846-1907), Г.Фреге (1848-1925), Б.Рассела (1872-1970). В настоящее время логика представляет собой весьма разветвленную и многоплановую науку, включающую такие направления как интуиционистская логика (Л.Брауэр (1881-1966)), многозначные логики (Я.Лукасевич (1878-1956), Э.Пост (1897-1954)), конструктивные логики (А.Колмогоров (1903-1987), В.Гливенко (1897-1940)), модальные логики (К.Льюис (1883-1964)).

Настоящее учебное пособие сочетает освещение традиционной проблематики курса с изложением основ символической логики. Оно состоит из трех разделов: в первом речь идет о понятиях, во втором – о суждениях, в третьем – об умозаключениях. Каждый раздел предваряется краткими сведениями теоретического и методического характера: дается система понятий и обозначений, техника логического анализа естественного языка, различных видов умозаключений, формализации рассуждений, осуществления некоторых логических операций над языковыми выражениями, подробное решение типовых примеров, указания к выполнению заданий. Далее приведены упражнения, решение которых должно способствовать приобретению практических навыков рассуждения и логического анализа научных и иных текстов. В конце пособия приводится список литературы, которая в значительной мере послужила источником для настоящего пособия и может быть рекомендована студентам для изучения курса.

Авторы выражают признательность Жеренковой Ирине Александровне, чья поддержка позволила оперативно издать эту книгу.

 



Глава 1. Понятие

Общая характеристика понятия

Понятие – это форма мышления, в которой фиксируются существенные признаки предмета.

Существенным называется такой признак, который определяет качественную специфику тех или иных предметов и которым данный предмет отличается от всех остальных.

Например, для понятия «дерево» существенными будут такие признаки как корень, ствол и крона. Листва будет для этого понятия несущественным признаком, потому что есть еще и хвойные деревья. Для понятия «студент» существенны два признака – обучение и вуз.

Понятие, как и всякая мысль, выражается словами. В простейшем случае его можно выразить одним словом (дерево, студент). Многие понятия могут быть выражены только словосочетаниями, которые называются дескриптивными (описательными) выражениями (демократический режим),. Одно и то же понятие может выражаться разными словами: глагол «бежать» выражает то же понятие, что и существительное «бег»; русское слово «стол» выражает то же понятие, что и немецкое слово «der Tisch». И наоборот, одно и то же слово может выражать различные понятия, например «мир» как объективная реальность и «мир» как отсутствие войны.

Структура понятия: содержание и объем

Структура понятия включает два элемента:

1) содержание;

2) объем.

Содержание понятия – это набор признаков, зафиксированных в понятии. Это качественный параметр понятия.

Объем понятия – это множество предметов, обладающих этим набором признаков. Это количественный параметр понятия.

Структуру понятия можно представить в виде семантического треугольника:

                                                           Рис. 1

 

Содержание понятия «дерево» корень, ствол, крона, а объем – все конкретные деревья (ели, сосны, баобабы и др.). Содержание понятия «студент» обучение в вузе, а объем – все студенты, которые существуют сейчас, существовали ранее и будут существовать в будущем.

 

Установим, связаны ли как-нибудь содержание и объем понятия. Для этого будем добавлять к содержанию понятия некоторые новые признаки (т.е. увеличивать содержание понятия) и следить, что при этом происходит с объемом понятия:   

    

ОБЪЕМ все студенты первокурсники первокурсники университета
ПОНЯТИЕ студент
СОДЕРЖАНИЕ обучение в вузе обучение на первом курсе    вуза обучение на первом курсе университета

Если к содержанию понятия «студент» обучение в вузе добавить новый признак «обучение на первом курсе» (содержание исходного понятия при этом увеличилось, так как возросло число его признаков), то его объем уменьшится: получившееся понятие «первокурсники» меньше по объему, чем исходное понятие «студент»: оно составляет лишь часть последнего. Если мы еще больше увеличим содержание, то есть добавим еще один признак «обучение на первом курсе университета», объем понятия станет еще меньше – «первокурсники университета».

По мере того, как новые признаки вовлекаются в содержание понятия, его объем уменьшается, и наоборот, уменьшение содержания за счет исключения некоторых признаков приводит к увеличению объема. Чем больше содержание понятия, тем меньше его объем – это известный с античных времен закон обратного соотношения между содержанием и объемом понятия.

 

Виды понятий

 

Поскольку содержание и объем являются главными логическими характеристиками понятия, то и виды понятий определяются в зависимости от содержания и объема.

По объему понятия делятся на:

1) нулевые (пустые) – понятия, объем которых не содержит ни одного элемента (круглый квадрат, русалка). От нулевых следует отличать понятия, отражающие предметы, которые реально не существуют в настоящее время, но существовали в прошлом (древнегреческий философ); такие понятия не являются нулевыми;

2) единичные – понятия, объемы которых включают только один предмет (Эйфелева башня, Днепр);

3) общие – понятия, объем которых содержит более одного предмета (океан, созвездие); общие понятия делятся на:

       а) регистрирующие – понятия, в которых множество мыслимых в них элементов поддается учету (высшие учебные заведения г. Смоленска);

       б) нерегистрирующие – понятия, относящиеся к неопределенному числу предметов (банкнота, студент); нерегистрирующие понятия имеют нефиксированный, хотя и поддающийся счету объем;

4) неоднозначные – понятия относительно объема которых невозможно точно ответить, является ли он единичным, общим или пустым (внеземная цивилизация).

По содержанию можно выделить следующие четыре пары понятий:

1) конкретные – понятия о предметах (самолет, стол, озеро);

абстрактные – понятия о свойствах и отношениях (любовь, темнота);

2) положительные – понятия, которые указывают на наличие какого-либо признака у предмета (красивый); если частица «не» или предлог «без» («бес») органично слились со словом и оно без них не употребляется, то понятия, выраженные такими словами, также называются положительными, например, неряха, ненастье, беспечный;              

отрицательные – понятия, в содержании которых отрицается, что предмет обладает соответствующим признаком (некрасивый);

3) относительные – понятия, признак которых фиксирует отношение одного предмета к другому (мать, жена, начальник, ученик, часть, сосед);           

абсолютные (безотносительные) – понятия, в которых мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета (человек, государство);

4) собирательные понятия – понятия, у которых отличительный признак, т.е. видовое отличие, характеризует объем понятия в целом, а не каждый элемент объема (народ, Солнечная система, созвездие). Главная особенность собирательных понятий заключается в том, что в их содержании есть признаки, отсутствующие у отдельных элементов класса. Например, Солнечная система состоит из отдельных планет, однако ни одна из них не является Солнечной системой, а лишь ее частью.

Собирательные понятия могут быть общими (студенческая группа) и единичными (22 с группа факультета управления СмолГУ).

Несобирательные (разделительные) понятия – понятия, которые содержат признаки, относящиеся как к классу предметов, так и к отдельным его элементам. Например, понятие «планета Солнечной системы» характеризует и весь класс планет Солнечной системы, и каждую планету в отдельности – Венеру, Меркурий, Марс.               

                                                               Рис. 2

 

Дать логическую характеристику понятию означает определить его место в данных классификациях (рис. 2). Например, дадим логическую характеристику понятиям «человек» и «народ»: «человек» – общее, конкретное, положительное, безотносительное, несобирательное; «народ» - общее, конкретное, положительное, безотносительное, собирательное.

Отношения между понятиями

Между понятиями можно установить разнообразные отношения по содержанию и объему.

По содержанию различают сравнимые и несравнимые понятия.

Несравнимыми называются понятия, в содержании которых нет общего родового признака (они не принадлежат одному роду).

Например, «тангенс» (род – «тригонометрическая функция») и «дерево» (род – «растение»).

Сравнимые – это понятия, в содержании которых имеется хотя бы один общий существенный признак (они принадлежат к одному роду). Например, понятия «лингвистика» и «логика» имеют общее родовое понятие «наука», понятия «дворник» и «студент» общее родовое понятие «человек», поэтому эти пары понятий являются сравнимыми.

 

Сравнимые понятия по объему разделяются на совместимые и несовместимые (рис. 3 стр. 8). Для иллюстрации отношений между объемами понятий применяют диаграммы Эйлера-Венна. Принцип применения их таков: каждый круг обозначает объем какого-либо понятия, а каждая точка круга – отдельный элемент этого объема.

С

Рис. 3

 

Понятия совместимы, если они имеют общие элементы объема. Совместимые понятия могут находиться в следующих отношениях:

 

1. Равнозначность (равнообъемность, эквивалентность)

Понятия находятся в отношениях равнозначности, если у них полностью совпадают объемы. Графически объемы таких понятий сливаются в одном круге Эйлера. Например, «равносторонний прямоугольник» (А) и «квадрат» (В).

2. Пересечение

Если в понятиях зафиксированы как общие, так и различные признаки, то объемы понятий совпадают лишь в некоторой своей части и изображаются пересекающимися окружностями. Например, «лыжник» (А) и «стрелок» (В).

Общая часть двух кругов обозначает образованный в результате пересечения объемов двух понятий объем нового понятия       (биатлонист (С)).

3. Подчинение (включение)

Понятия находятся в отношении подчинения (включения), если объем одного понятия полностью входит в объем другого, но не исчерпывает его. Из двух понятий, находящихся в отношении подчинения, понятие с большим объемом (подчиняющее) является родовым, или родом (А), по отношению к понятию с меньшим объемом. Понятие с меньшим объемом по отношению к первому называется видовым или видом (В). Например, родовое понятие «млекопитающее» (А) и видовое «человек» (В).

Отношения рода и вида следует отличать от отношений части и целого. Вид обладает всеми признаками рода, а часть не обладает признаками целого. Например, понятие «береза» относится к понятию «дерево» как вид к роду, потому что береза обладает всеми признаками дерева. Понятия же «ствол» и «дерево» соотносятся как часть и целое, потому что ствол не обладает признаками дерева, не является его разновидностью.

Родовидовые понятия лежат в основе логических операций ограничения и обобщения понятий, деления объема понятий и некоторых видов определения.

 

Понятия несовместимы, если они не имеют общих элементов объема.

Для изображения отношений несовместимых понятий нужно ввести более широкое по объему понятие, которое включало бы объемы несовместимых понятий.

Несовместимые понятия могут находиться в отношениях:

 

1. Соподчинение (координация)

Понятия А и В находятся в отношении соподчинения, если они совместно подчинены третьему понятию С, как виды подчинены роду. При этом объемы понятий А и В не исчерпывают объем родового понятия С. Например, в отношении соподчинения находятся понятия «береза» (А) и «баобаб» (В); С – понятие «дерево».










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 916.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...