Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Схема записи наблюдения дидактического обеспечения урока
Цель просмотра (видеозаписи) урока: __________________________________ __________________________________________________________________ Урок______________________________________________________________ Дата:__________Класс____________Школа_____________________________ Учитель___________________________________________________________ Тема______________________________________________________________ Цели урока: Ø образовательная_______________________________________________ Ø воспитательная________________________________________________ Ø развивающая__________________________________________________ Оборудование урока_________________________________________________ Готовность класса к уроку ___________________________________________ _______________________________________________________________ Используйте для наблюдения урока таблицу «Дидактическое обеспечение урока»
Приложение 2
Устно проанализируйте урок, ответив на следующие вопросы
Начало урока 1. С чего начался урок? Что сказал учитель для организации порядка в классе, мобилизации внимания учащихся? 2. Как была сформулирована цель урока? Была ли она принята большинством учащихся? Какими приемами воспользовался учитель, чтобы цель урока стала целью деятельности каждого ученика? 3. Были ли в классе ученики, которые с самого начала урока "выпали" из общего рабочего ритма? Какие меры принял учитель для вовлечения их в работу? 4. Как бы вы построили начало этого урока? Основная часть урока 1. Какие этапы выделяются в структуре урока? Какой тип урока вы 2. Была ли деятельность учащихся посильной для них? (с точки зрения возраста, уровня подготовленности). 3. Все ли учащиеся были активны на протяжении всего урока? Когда активность была наибольшей/наименьшей? С чем это связано? 4. Достиг ли учитель поставленной цели? 5. Определите, какие принципы обучения были реализованы на данном уроке? 6. Интересно ли было учащимся на уроке? При помощи каких средств этот интерес достигался?
Контроль знаний учащихся 1. Какое место на уроке заняла проверка знаний? Сколько времени затратил учитель на проверку знаний учащихся? Сколько человек было опрошено? Какие отметки поставлены? 2. Как проводилась проверка знаний (фронтальный опрос, индивидуальный опрос, самостоятельная работа учащихся, комментированные упражнения, перфокарты и т.п.)? Вопросы какого типа (репродуктивного либо творческого) преобладали в деятельности учителя? Какой вид познавательной деятельности они вызывали? Как формулировал учитель различные типы вопросов? Какие вопросы остались без четкого исчерпывающего ответа? 3. Как осуществлялась оценка знаний? Какие оценочные суждения Задание на дом 1. Когда было дано задание на дом, на каком этапе урока? Насколько целесообразен выбор времени учителем? 2. Насколько подробно и обстоятельно инструктировал учитель учащихся по домашнему заданию? 3. Были ли попытки дифференцировать задания в зависимости от степени подготовленности учащихся?
Окончание урока 1. Как закончился урок? Уложился ли учитель в его временные рамки? 2. Было ли специально оставлено время для вопросов учащихся? Какие 3. Были ли подведены итоги урока? В какой форме это сделал учитель? 4. Сделайте общий вывод об особенностях методической системы учителя. Дайте оценку дидактическому обеспечению с точки зрения эффективности. Хотели бы вы заниматься в классе у данного учителя? Почему? Какие предложения можно внести по совершенствованию отдельных этапов урока (видов деятельности учителя и учащихся)? Как бы вы построили этот урок?
Приложение 3 Схема письменного анализа урока(при анализе урока используйте письменные материалы наблюдения). 1. Общие сведения об уроке. Дата, класс, фамилия, имя, отчество учителя, предмет преподавания, количество учащихся по списку, количество присутствующих, номер урока по порядку. Готовность классного помещения к уроку. Оборудование урока. 2. Тема урока. Цели урока (дидактическая, воспитательная, развивающая). Цель посещения урока. 3. Тип и структура урока. Выбор учителем типа урока и его обоснование (почему?). Последовательность отдельных этапов урока, их примерная продолжительность. Соответствие структуры урока его типу и целям. 4. Содержание урока. Соответствие содержания урока учебной программе, возрасту учащихся, уровню их обученности по предмету. Научная и идейная направленность содержания, его связь с практикой, местным окружением школы и жизненным опытом учащихся. Воспитывающий характер содержания урока. Установление межпредметных связей. 5. Организация урока. Соблюдение учителем дидактических принципов. Система методов и приемов обучения, их развивающий характер. Методы введения нового материала (объяснение, рассказ, лекция, беседа, демонстрация, самостоятельные исследования, работа с книгой и др.). Методы закрепления изученного материала и выработки умений и навыков (беседа, упражнения устные и письменные, работа с учебником и др.). Методы контроля (индивидуальный, фронтальный, комбинированный опрос, письменный контроль, методика проверки письменного домашнего задания и др.). Приемы активизации учебной деятельности школьников на разных этапах урока. Дифференциация и индивидуализация обучения на уроке. Оценка знаний учащихся. Способы организации рефлексии учебной деятельности на уроке. Соответствие методов общей направленности обучения, дидактической цели, возрасту учащихся и специфике учебного предмета. Зависимость методов от материальной оснащенности школы, инициативы и творчества учителя. 6. Работа учащихся на уроке. Подготовка учеников к уроку. Активность на разных этапах урока. Культура учебного труда. Дисциплина. Отношение учащихся к учителю. Проявления организационной и познавательной самостоятельности учащихся. 7. Учитель на уроке. Умение владеть классом, организовать его работу. Личностный и индивидуальный подход к учащимся. Методическое мастерство. Педагогический такт. Культура речи, мимики, жестикуляции. 8. Результаты урока. Достижение целей. Выполнение плана урока. Уровень учебных достижений школьников, их удовлетворенность процессом обучения на уроке. Что ценное из данного урока Вы хотели бы взять для себя как будущего педагога? Хотели бы Вы обучаться у этого учителя? Почему?
Занятие 3 Мастерство взаимодействия педагога с учащимися на уроке Форма занятия:практикум. Наблюдение и анализ видеоурока. На занятии вы: · получите представление о педагогическом взаимодействии как основе педагогического процесса; · самостоятельно повторите функции, структуру, стили педагогического общения; · просмотрите видеоурок по выбору преподавателя и проведете наблюдение за средствами и приемами педагогического общения учителя на уроке; · проанализируете индивидуальные особенности педагогического общения учителя на уроке с точки зрения конструирования педагогически целесообразных отношений с учащимися; · определите методы, приемы, средства организации продуктивного общения на уроке и оцените взаимодействие учителя с учащимися на уроке. Подготовка к практическому занятию 1.Самостоятельно повторите тему «Педагогическое общение» (см. лекцию и обязательную литературу) и изучите содержание Приложения 1 «Основы педагогического общения» 2.Ознакомьтесь с протоколом графической регистрации педагогического общения на уроке, на основании которого вы будете проводить наблюдение видеоурока. (Приложение 2)
Ход занятия 1. В процессе наблюдения заполняйте протокол графической регистрации педагогического общения на уроке. (Приложение 2) 2.На основе наблюдения взаимодействия учителя и учащихся будьте готовы устнопроанализировать урок с точки зрения того, как учитель обеспечил реализацию коммуникативной, перцептивной, интерактивной функций педагогического общения. При анализе ориентируйтесь на заполненный протокол, схему устного анализа в приложении 3. Контрольное задание Письменно проанализируйте педагогическое общение на уроке.
Задание: Укажите способы реализации учителем коммуникативной, перцептивной, интерактивной функций педагогического общения и оцените их эффективность с точки зрения обучения, воспитания, развития школьников. Определите стиль общения учителя и выявите наиболее типичные, на ваш взгляд, ошибки в общении, причины их возникновения, их связь с личностными особенностями учителя (используйте материал приложения 1). Предложите свои варианты организации общения на данном уроке. Сделайте вывод о средствах создания благоприятного психологического климата на уроке. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 697. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |