Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика работы над педагогическим коллажем.




Раздел 1. Организация и проведение учебной практики

Цель учебной практики

Практика предшествует дальнейшему изучению учебной дисциплины «Педагогика» (раздел «Воспитание») в 4-ом семестре, летней педагогической практике после 6-ого семестра. Учебная практика имеет пропедевтическую направленность и исполняет роль базового основания для подготовки студентов к будущей педагогической деятельности во время производственной практики на 5-ом курсе.

 Целиучебной (первой педагогической) практики следующие:

  • обеспечение личностного и профессионального развития будущих педагогов;
  • осмысление ими основ педагогической деятельности;
  • формирование первичных педагогических умений и навыков.

Содержание учебной практики

                                                              

Учебная практика на 2 курсе осуществляется без отрыва от учебы в университете в течение 6 недель. Практические занятия проходят один раз в неделю. Деятельность студентов в период практики является учебно-ознакомительной и включает в себя:

· учебную работу на практических занятиях в университете;

· наблюдение и анализ уроков и воспитательных мероприятий в средней школе, а также внешкольном учреждении образования;

· профессиональное самопознание и самообразование.

Учебная практика организуется в соответствии с учебно-тематическим планом программы.

 

Обязанности студента во время педагогической практики

· Посещает все практические занятия;

· соблюдает правила во время посещения школы, внешкольного учреждения образования, установленные в этих учреждениях;

· регулярно готовится к практическим занятиям и выполняет контрольные задания в соответствии с требованиями.

Студент может:

· обращаться за помощью к своему преподавателю в случае необходимости;

· высказывать замечания и предложения по организации практики своему преподавателю, а также заведующему кафедрой педагогики.

Подведение итогов учебной практики и оценка результатов деятельности

В ходе учебной практики осуществляются различные виды контроля за самостоятельной работой студентов: оперативный контроль (проверка готовности к занятию), текущий (проверка заполнения схем и таблиц наблюдений) и итоговый контроль (проверка выполнения контрольных заданий).  По итогам учебной практики выставляется зачет. Критериями оценки практической деятельности студентов 2 курса следует считать сформированные компетенции (см. п. 1.1.)

 

Занятие № 1

Учебная практика как начальный этап профессионального становления будущего учителя

 

Форма занятия:семинар-практикум.

На занятии вы:

·  познакомитесь с целями, задачами и программой учебной практики;

· определите роль учителя в учебно-воспитательном взаимодействии;

· рассмотрите профессионально значимые личностные качества учителя и отрефлексируете степень их сформированности у себя;

· определите и проанализируете ваше понимание профессиональной роли педагога;

· ознакомитесь с технологией составления коллажа и спроектируете свою работу в составе микрогруппы по его составлению;

· самостоятельно выполните творческое задание в жанре эссе;

· проведете самодиагностику на выявление пригодности к профессии учителя.

Ход занятия

1.Примите участие в групповой работе. (Состав микрогрупп 5-7человек).

 Обсудите вопросы в микрогруппе, на основе анализа сделайте краткие выводы и озвучьте их.

Вопросы для обсуждения:

-Что значит, по-вашему, быть хорошим учителем?

-Какие показатели интереса педагога к своей профессии вы могли бы назвать?

-Как вы понимаете авторитет учителя?

-Какие профессиональные умения педагога вы могли бы назвать?

-Какие личностные качества педагога, по-вашему, обеспечивают  успех во взаимодействии с учащимися. Покажите их проявление на примерах из вашего школьного опыта.

2. Ознакомьтесь с технологией составления коллажа и спроектируйте вашу деятельность в микрогруппе по его составлению (Приложение 1).

3.Индивидуальная работа.Самодиагностика.

Выполните диагностический тест «Ваше понимание профессиональной роли учителя» (Приложение 2) и самостоятельно проанализируйте результаты.

4. Ознакомьтесь с жанром эссе как творческой формой контрольного задания (Приложение 3)

Контрольное задание: напишите сочинение-эссена одну из предложенных тем.

 Примерные темы сочинения-эссе:

1.Мы и наши воспитанники. (Когда мне было 14 лет...).

2. Самое радостное (печальное) событие в моей школьной жизни.

3. Мои профессиональные планы: действительность и мечты.

4. Какие они, современные дети? (психологический портрет современного подростка).

5. Что хорошего в них, современных детях?

6. Что тревожит меня сегодня в детях и какими хотелось бы увидеть их через два десятилетия?

7. В чем суть воспитания?

8. Правомерность воспитания детей и взрослых.

9. Стихийное формирование духовного мира ребенка и последствия этого для общества.

10. Школа будущего: как я ее вижу.

11. Мой идеал учителя.

12. Портрет учителя-неудачника.

13. Если бы я был министром образования ...

14. Правила, которым должен следовать учитель.

Обязательная литература

 

1. Казимирская, И.И. Общие основы педагогической профессии. Практикум / И.И. Казимирская, А.В. Торхова. – Молодечно : УП «Типография «Победа», 2002. - С. 19-22.

2. Кашлев, С.С. Педагогика: теория и практика педагогического процесса: В 3 ч. Ч.1/ С.С.Кашлев.- Минск : Зорны верасень, 2005.- С.5-41.

3. Кухарчук, А.М. Человек и его профессия / А.М. Кухарчук. – Минск : Современное слово, 2006. – С. 183-275.

4. Ротанова, Т.А. Психодиагностические методы изучения личности / Т.А. Ротанова, Н.Ф. Шляхта. – М.: Моск. Психолого-социаль. ин-т: Флинта, 1998. – С. 189-202, 205- 

5. Станкин, М. И. Профессиональные способности педагога / М.И. Станкин. – М.: Моск. Психолого- социаль. ин-т: Флинта, 1998. – 363с.

 

 Задание для самообразования ( по желанию)

Проведите самодиагностику по выявлению эмоциональной устойчивости, эмпатии, пригодности к профессии учителя. Для этого подберите и выполните тесты из списка обязательной литературы № 3, 4, 5.   Сделайте самоанализ полученных результатов

 

Приложение 1

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛАЖ

 

Коллаж - это способ художественного оформления какой-либо темы, мысли, идеи. Представляет собой рисунок, составленный из фрагментов иллюстраций и текстов.

Средства для составления коллажа: заголовки газет, рекламные материалы, фрагменты буклетов, проспектов, каталогов, календарей, плакатов, афиш, наклеек, и др. печатная продукция; лист ватмана, клей, ножницы, краски, маркеры и т.п.

Содержание работы: при создании коллажа сначала необходимо найти рисунки, иллюстрации, фотоснимки и т.п., соответствующие теме. Вырезать их, а затем по-новому сгруппировать полученный материал. Сделать надписи, используя фрагменты печатного текста, различные обозначения и символы.

Методика работы над педагогическим коллажем.

 

• 1 этап - формирование небольших творческих групп (не более 5 человек).

• 2 этап - определение задания, распределение ролей между участниками группы, сбор материала.

• 3 этап - работа групп в аудитории над оформлением коллажа (40-60 мин).

• 4 этап - презентация и защита проекта творческими группами (5-7 мин.).

• 5 этап - рефлексия, совместное обсуждение коллажей (10-15 мин.).

На этапе рефлексии участникам предлагается ответить на следующие вопросы:

1.Почему вы выбрали именно такую тему для своего коллажа?

2.Какую основную идею, мысли, чувства, настроения вы хотели выразить в педагогическом коллаже (ПК)?

3.Удалось ли вам полностью выразить общую идею в окончательном варианте ПК?

4. Какие еще идеи и решения предлагали члены группы, и что помешало их реализовать?

5.Какие формы и стилистические средства могли бы усилить ваш художественный замысел?

6.Наблюдали ли вы за работой других групп? Как это влияло на работу над собственным коллажем?

7.Понравился ли вам данный вид работы? Какие конструктивно-творческие и дидактические задачи позволяет решить метод коллажа?

8.Будете ли вы практиковать изготовление коллажей в процессе преподавания своей дисциплины? Какие это могут быть темы?

 

Приложение 2

Тест «Ваше понимание профессиональной роли педагога»

 

Каковы, по вашему мнению, главные знания и умения педагога (оцените по 10-ти балльной шкале: 5 - первоочередной важности; 4 - важное; 3 - достаточно важное; 2 - не играет решающей роли; 1 - не играет роли;

 иной культуры, культуры поведения и деятельности, качеств и свойств

0 - нейтрально; -1 - скорее отрицательная роль; -2 - видимо, играет отрицатель­ную роль; -3 - явно отрицательная роль; -4 - приносит вред в педагогическом процессе; -5 - приносит сильный вред).

-------------------------------------------------------------------------------------------------------

1 В любой ситуации помнить, что школьник - это личность, беречь его

достоинство;

2 умение грамотно и правильно говорить, обладать богатым словарным

запасом, быть эрудитом;

3- умение доверительно и открыто общаться, вести диалог;

4- умение превращать учащихся в соавторов учебного процесса;

5- умение ставить на место нарушающих дисциплину, беречь достоинство

учителя;

6- умение слушать ребенка, интересоваться его мнением;

7- знание потребностей и интересов учащихся;

8- оберегать симпатичных вам учащихся от мешающих им учиться,

невоспитанных, дурно влияющих на них учеников;

9 - умение обеспечить активную роль учащихся на уроке;

10 - умение адаптировать любой материал к возрастным и индивидуальным особенностям учащихся;

11 - умение держать дистанцию, не выходить за рамки роли учителя, не становиться на один уровень с учениками;

12 - умение добиться того, чтобы все ученики следовали за ходом мысли учителя, слушали его внимательно;

13 - не выделять любимчиков, равно принимая всех учащихся;

14 - умение достигать дисциплины на уровне, добиваться того, чтобы все

учащиеся усвоили материал;

15 - умение при любых обстоятельствах следовать плану урока;

16 - умение выделять в ученике главное - его учебные возможности и работоспособность, отвлекаясь от второстепенных черт личности;

17 - умение оставить все свои чувства в стороне, руководствуясь в общении с учеником только целесообразности;

18 - умение вчувствоваться во внутренний мир учащегося, сопереживать ему.

 

Ключ к оценке ответов.

 

Вопросы разбиты на пары: 1-5; 13-8; 3-11; 9-14; 4-15; 6-12; 7-16; 10-2; 18-17, где первый номер - свидетельство об интересе к личности
учащегося, ориентации на их творческое развитие и сотворчество с ним, желание вжиться в его внутренний мир независимо от того, нравится или не нравится он нам, о стремлении адаптировать учебный материал к ученику.

Второй номер в паре говорит о том, что вы мало интересуетесь личностью учащегося, ориентируетесь в основном на свои действия, независимо от их влияния на детей, не стремитесь к сотрудничеству, склонны к авторитарному поведению, делите детей на любимых и нелюбимых.

В соответствии с этим нормальные ответы: положительное число для суммы баллов вопросов 1, 3, 4, 6, 7, 9, 10, 13, 18 и отрицательная сумма баллов вопросов 2. 5, 8, 11, 12, 14, 15, 16, 17. Если это не так, задумайтесь над своим пониманием профессиональной роли педагога. В любом случае проанализируй­те свои ответы по парам: на какую чашу весов склоняются ваши установки?

 


Приложение 3

ЭССЕ

Эссе представляет собой сочинение небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно. Оно содержит авторскую, иногда довольно парадоксальную точку зрения о каком-либо предмете или явлении, высказанную в произвольной, непринужденной форме.

Еще в 20-е годы ХХ в. эссе находит применение в педагогической теории и практике с целью исследования личностных отношений и ценностей. Так например, известный педагог и психолог Н.А.Рыбников, реализуя биографический метод, предлагал школьникам описать свою жизнь, раскрыв тему «Как я живу теперь». В ходе анализа исследователь прослеживал распределение положительных и отрицательных оценок учащимися своей жизни. На практике эту форму успешно применял в высшей школе П.П. Блонский, который проанализировал 190 собранных им «первых воспоминаний» учителей и студентов.

Ценность данной формы работы на современном этапе видится в том, что в свободной форме можно высказывать самостоятельные суждения о педагогических фактах, событиях личной жизни или источниках, давать личную трактовку, убедительно аргументировать свою позицию по той или иной научной проблеме. Это, в свою очередь, создает определенные предпосылки для перехода на более высокий – исследовательский уровень учебно-познавательной деятельности.

Достоинства свободного эссе состоят и в том, что оно не предполагает использования жестких схем, инструкций или заранее заданного алгоритма деятельности. Это открытая форма сотрудничества педагога и студентов, которая не требует особых усилий со стороны преподавателя или высокой степени подготовленности студентов. 

Использование свободного эссе позволяет в значительной степени индивидуализировать процесс обучения. Самые интересные эссе могут быть по предложению преподавателя и согласию студента зачитаны на занятии, научной конференции.

 

Пример эссе

«Мой идеал учителя»

Мой учитель не имеет конкретного имени. В моем сочинении нет указания и на конкретный предмет, который он преподает. Мой учитель может быть и лингвистом, и биологом, и математиком… Он существует вне времени. Такие учителя были в прошлом, есть сегодня, и будут завтра. А какой он, мой идеал учителя, я расскажу с помощью букв этого привычного слова «Учитель».

У – учит, уважает мнение каждого ученика, умеет дарить радость и тепло, умеет доверять.

Ч – сочетает в себечестность, честь, чистоту души, человечность.

И – огромный интереса к работе, инициативность и новые идеи.

Т – этоталант, чувство такта и терпение.

Е – единство всего перечисленного выше.

ЛЬ - безграничнаялюбовь к Людям.

А теперь пусть прозвучит звонок на урок. Вы слышите приближающиеся шаги? Не сомневайтесь: это идет ваш любимый учитель!

Занятие № 2










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 485.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...