Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Оперативная работа центрального аппарата МИД России




Строгие формулировки документов, определяющие статус, функции и структуру Министерства иностранных дел РФ, объективно не могут дать исчерпывающей картины повседневной практической деятельности этого ведомства. Никакая, даже самая совершенная схема не в состоянии предусмотреть действия, вытекающие из информации, поступающей из-зарубежа и от внутригосударственных ведомств, не может учесть характер и особенности инициативных предложений, которые поступают в Центр; не может предугадать результаты многочисленных встреч и бесед, которые изо дня в день приходится проводить министру и другим сотрудникам МИД с представителями иностранных держав. Объем этой работы немал и требует не только времени, но и огромной затраты энергии, не говоря уже о большой ответственности за каждое сказанное слово, за каждый предпринятый шаг.

Работа подразделений центрального аппарата: департаментов, управлений отделов регламентируется Положениями о каждом из них, утверждаемыми министром. В указанных документах определены основные задачи и функции этих подразделений, пределы рабочего времени, основные права и обязанности их работников.

Рабочий день в министерстве, причем как на высших руководящих должностях, так и в подразделениях начинается в 9 часов 00 минут с разбора накопившихся документов. Это переписка министерства с ведомствами и почта, поступившая из загранучреждений, нотная переписка с иностранными представительствами и письма различных организаций, решения, запросы, ответы и много другое. Но помимо документационного потока, для министерства главными являются вопросы, которые реально определяют действенность того или иного подразделения МИД в соответствии с его статусом и функциональной спецификой.

В территориальных департаментах это вопросы, которые касаются дипломатических отношений cо странами, входящими в их компетенцию. В департаментах функциональных, например, правовом, это может быть работа над текстом, правовая и лингвистическая экспертиза проекта договора, который со временем станет предметом обсуждения между его эвентуальными участниками.

Но каковы бы ни были эти вопросы, их решение всегда опирается на необходимые информационно-аналитическиематериалы. Поэтомусбор и накопление служебной

информации составляют одну из важнейших сторон деятельности сотрудника дипломатического ведомства.Умение извлечь необходимую информацию из источников, анализировать ее, обобщить все, что удалось добыть и использовать в своей работе, определяет одно из важнейших деловых качеств дипломатического служащего и каждого дипломата.

Это умение приходит не сразу. Оно приобретается с опытом. Именно поэтому молодым специалистам начинают прививать такой опыт с малого: с ежедневного или тематического обзора прессы, составления характеристики иностранного политического деятеля, написания краткой информации о том или ином событии. Только со временем поручают написание аналитической справки с соответствующими выводами и предложениями. Так постепенно формируется дипломатический работник.

Работа дипломатического сотрудника сегодня немыслима без использования новой техники, в частности, компьютера. Пользование компьютером, во-первых,позволяет занести в его память накапливаемую информацию извне, а также материалы, которые готовит сам сотрудник: справки, характеристики политических деятелей, анализы тех или иных документов, словом все, что ранее составляло содержание многочисленных тематических досье, иногда насчитывавших не один десяток страниц. Компьютер позволяет значительно сократить их.Во-вторых,подключение компьютера к системе Интернет позволяет быстро получить практически любую информацию: данные о тех или иных международных организациях, их уставах, структурах, характеристики отдельных стран, сведения о персоналиях и т.п. Все это в значительной мере освобождает сотрудника от необходимости искать интересующие его сведения по другим источникам, позволяет более рационально использовать рабочее время.

Именно поэтому работе с компьютерной техникой в МИД России сейчас уделяется особое внимание. Дипломатические служащие и обслуживающий персонал имеют возможность получить необходимые навыки работы с техникой в специальном Учебно-консультационном Центре при департаменте информационного обеспечения министерства.

Информационной работой в МИД в той или иной мере занимаются все оперативные подразделения, как территориальные, так и функциональные. Основу же оперативной деятельности дипломатического состава определяет назначение того или иного департамента, задачи, которые перед ним ставятся. Подробно задачи и функции каждого департамента определяются соответствующими положениями, которые утверждаются Министром.

Возьмем территориальные департаменты. Их деятельность регулируется соответствующими положениями, в соответствии с которыми основными для них являются следующие виды работ:

-сбор, анализ и обобщение официальной документации и информационных материалов по всему комплексу отношений со странами, входящими в ведение

департамента. Материалы по этим вопросам распределяются по тематическим досье и в памяти компьютера, образуя, таким образом, непрерывно пополняющийся банк данных, используемых в оперативной работе департамента;

-выполнение заданий, предусмотренных планом работы департамента: написание справочно-аналитических материалов по отдельным направлениям отношений со странами, входящими в ведение департамента; разработка предложений, направляемых руководству МИД по вопросам, возникающим в практике этих отношений; разработка мер по расширению сотрудничества с указанными странами;

-выполнение отдельных поручений руководства МИД. Примером может быть подготовка материалов для предстоящих международных встреч и совещаний, разработка позиции российской делегации по отдельным вопросам повестки дня, составление текстов заявлений и коммюнике и др.;

-осуществление дипломатической переписки с аккредитованными дипломатическими представительствами стран, находящихся в ведении департамента, установление необходимых личных контактов с работниками этих представительств на соответствующих уровнях;

-подготовка заключений на документы, поступившие из российских посольств, запросов и ответов на запросы, направляемых дипломатической почтой.

В своей основной части работа указанных департаментов сосредоточена на вопросах, касающихся отношений с находящимися в его ведении странами. Эта работа включает поддержание контактов с их дипломатическими представительствами в Москве как в форме личных встреч с членами персонала посольств и бесед с ними, так и путем дипломатической переписки. Встречи и беседы большей частью происходят в связи с необходимостью выяснения тех или иных вопросов, выполнения поручений своего министерства.

Встречи проходят на разных уровнях. Если просьба о встрече исходит от посла аккредитованной страны, то обычно он принимается министром или его заместителем, а в отдельных случаях — директором департамента. В других случаях такие встречи и беседы в зависимости от характера вопроса могут происходить на уровне начальника отдела департамента, а со стороны посольства — его советника или первого секретаря. На более низком уровне такого рода встречи и беседы, как правило, не проводятся.

Во всех случаях содержание бесед фиксируется в специальной записи. Совокупность такого рода записей составляет дневник дипломатического служащего. В дневнике помимо записи содержания беседы, вопросов и ответов ее участников, указывается, кто присутствовал на встрече из числа сотрудников МИД и сопровождавших лиц. Запись беседы подписывается и рассылается по тем адресам, к которым могут относиться затронутые вопросы.

Что касается переписки с иностранными посольствами, то она ведется путем обмена нотами (преимущественно вербальными и очень редко личными), памятными записками и письмами. В отдельных случаях с нотой может быть направлен меморандум. Форма личных писем употребляется редко и, как правило, они касаются отношений между адресатом и адресантом (выражения благодарности, поздравления, соболезнования и т.п.).

Между МИД и посольством могут выполняться и некоторые совместные виды работ, например, при подготовке визита высокого государственного деятеля (прорабатывается программа визита, согласовываются тексты заключительных документов

ит.п.). В таких случаях к работе как правило привлекаются и сотрудники других департаментов, прежде всего для проработки вопросов, которые входят в их компетенцию. В составлении программы визита могут принимать участие представители Департамента государственного протокола, особенно если намечаемый визит и переговоры будут проходить на высоком или высшем государственном уровне. В таких случаях всю церемониальную часть программы департамент примет исключительно на себя.

Работа территориального департамента, связанная с деятельностью российского посольства за рубежом, в основном выполняется с помощью переписки. Всякого рода запросы и ответы на них, поручения и т.п. направляются либо телеграфно (шифром), либо почтой с дипкурьерами. С дипкурьерской связью направляются в посольство более объемные материалы: проекты договоров, тексты документов, аналитическая информация, а также наиболее важная информация, поступающая из других источников, в том числе российских посольств и консульских учреждений в других странах.

В свою очередь департамент получает от посольств информацию по странам их пребывания. Она поступает в форме ежедневных шифротелеграмм, а также присылаемых дипломатической почтой других документов: справок, политических писем, записей бесед, годовых отчетов и т.п. Эта информация также тщательно анализируется, и свои замечания и рекомендации департамент направляет посольствам.

От посольств могут поступать также различного рода инициативные предложения: о реакции на те или иные события в стране пребывания, о мерах по развитию отношений с этой страной в политическом, экономическом, научном или культурном плане, об обмене визитами государственных деятелей, о консультативных встречах по линии министерств иностранных дел и т.п. Все эти предложения тщательно рассматриваются, докладываются руководству МИД с соответствующим заключением департамента относительно целесообразности их реализации.

Примерно в том же плане строится работа департаментов, в функции которых входят отношения России с международными организациями. К таким департаментам относятся Департамент международных организаций (ДМО), Департамент культурных связей и дел ЮНЕСКО (ДКСЮ), Департамент общеевропейского сотрудничества (ДОС)1. Своими особенностями отличается деятельность Департаментов консульской службы (ДКС), информации и печати (ДИП), внешнеполитического планирования (ДВП), безопасности и разоружения (ДБВП), государственного протокола (ГП).

Работа перечисленных департаментов сопряжена с деятельностью международных организаций, в которых так или иначе принимает участие Российская Федерация. В зависимости от занимаемой должности работники этих департаментов принимают участие в аналитической работе, готовят предложения к очередным сессиям их органов (например, сессиям Генассамблеи ООН или заседаниям Совета Безопасности), участвуют в разработке позиций российских делегаций, в оперативной переписке с постоянными представительствами России.

Что касается других функциональных департаментов, то их деятельность определяется характером вопросов, которые они призваны решать. Особая роль Правового департамента2, в функции которого входят вопросымеждународно-правовой сферы, это, в первую очередь, подготовка проектов международных договоров и документов к международным встречам и конференциям, проведение консультаций по вопросам, регулируемым международным правом. В перечень задач Департамента входит также наблюдение за выполнением уже заключенных договоров. Ему может принадлежать инициатива в прекращении или приостановлении действий ранее заключенных договоров и соглашений.

Департамент консульской службы3— важнейшее функциональное структурное подразделение МИДа России. Он координирует и направляет деятельность консульских загранучреждений (генконсульств, консульств, вице-консульств), консульских отделов посольств, а также представительств МИД на территории Российской Федерации, консульских постов в международных аэропортах, пограничных контрольно-пропускных пунктах. Консульская работа весьма многопланова, но ее характер в Центре во многом отличается от характера на периферии, в консульских загранучреждениях, которые работают под контролем департамента и посольств. Здесь нет необходимости регистрации актов гражданского состояния: браков, рождения и смерти, как это делается в консульских учреждениях за рубежом. Зато визовой практики более чем достаточно. Ее приходится выполнять не только в Москве, но и в представительствах МИД на территории субъектов Федерации и в таможенных пунктах.

Одно из ведущих мест в системе МИД занимает Департамент информации и печати.На департамент возложены обязанности по проведению брифингов и пресс-конференций, организации работы пресс-центра. Департамент занимается аналитической деятельностью, им обеспечивается обслуживание всех государственных визитов.

Широкий круг вопросов охватывает деятельность Департамента по делам соотечественников и правам человека(ДСПЧ). В функции его отделов входит работа по таким направлениями, как многостороннее сотрудничество по правам человека; двустороннее сотрудничество России по этим вопросам с другими государствами; защита соотечественников и прав человека в странах СНГ и Балтии; решение проблем беженцев и эмигрантов.

Важный вид организационно-аналитической работы выполняет Департамент внешнеполитического планирования(ДВП). В департаменте изучаются

1Департамент международных организаций занимается только вопросами, связанными с деятельностью Организации Объединенных Наций, а также ряда организаций, ей подотчетных. Вопросы деятельности таких организаций, как Совет Европы, Европейский Союз, Организация по безопасности и сотрудничестве в Европе и даже НАТО входят в компетенцию Департамента общеевропейского сотрудничества. Деятельность такой специализированной организации ООН как ЮНЕСКО отнесена к функциям Секретариата Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО.

2См.: Приложение N° 20.

3См.: Приложение № 19.

 

закономерности, тенденции и особенности развития современных международных отношений, что позволяет МИДу находить более эффективные подходы к решению важнейших международных проблем. Департамент изучает внешнеполитические программы иностранных государств, анализирует состояние общественного мнения, поддерживает связи с научно-аналитическими центрами.

Особое положение в структуре МИД России занимает Департамент государственного протокола,на который возложено соблюдение церемониала встреч и проводов государственных деятелей, делегаций, аккредитуемых послов иностранных государств, процедур подписания договорных документов, проведение дипломатических приемов и т.п.

В структуру Министерства иностранных дел Российской Федерации входит также Департамент безопасности(ДБ), функции которого заключаются в обеспечении физической, инженерно-технической и информационной безопасности центрального аппарата МИД России, его представительств в субъектах федерации, загранпредставительств и российских граждан.

Специальные функции выполняет Департамент по связям с парламентом России

и общественными организациями(ДСПО), призванный поддерживать рабочие контакты по возникающим вопросам со всеми структурами Государственной Думы и Совета Федерации, а также региональными государственными органами власти, с общественно-политическими организациями.

Непосредственно руководят деятельностью департаментов их директора. Они несут персональную ответственность за качественное выполнение поставленных перед департаментами задач и функций. Директора ответственны за подбор, подготовку, расстановку и использование кадров, распределяют обязанности среди своих заместителей, заведующих отделами и других сотрудников, утверждают положения об отделах, должностные инструкции, вносят предложения по совершенствованию структуры департамента. Директора департаментов принимают участие в заседаниях Коллегии МИД России и других совещаниях, созываемых руководством министерства для обсуждения вопросов, касающихся деятельности департамента.

Анализ деятельности центральных органов внешнеполитической деятельности российского государства свидетельствует, что развитие России после 1991 г. как самостоятельного и независимого государства привело к необходимости приспособления ее государственных органов к новым международным условиям. Это коснулось и Министерства иностранных дел России, которое ранее существовало практически номинально. Эту задачу удалось решить путем реорганизации доставшегося в наследство вместе со зданием аппарата МИД СССР. На первых порах эта работа свелась к структурным изменениям аппарата прежнего союзного министерства, а также к разработке новых положений о всех подразделениях системы Министерства иностранных дел Российской Федерации: ее центрального аппарата, загранпредставительств и их руководителей. Ныне специальными положениями определяются как структура этих подразделений, так и их правовой статус, компетенция, задачи и функции. Разработаны также положения, регламентирующие работу внутренних подразделений центрального аппарата министерства. В частности, большинство существовавших ранее территориальных

и функциональных управлений и отделов получили статус департаментов, а существовавшие в них референтуры были преобразованы в отделы. Эти меры были призваны повысить авторитет как самого Министерства иностранных дел, так и его подразделений.

Практическая деятельность Министерства иностранных дел Российской Федерации за короткий период своего существования показала, что нынешнее российское внешнеполитическое ведомство России в полной мере отвечает предъявляемым к нему как важнейшему ведомству исполнительной власти Российской Федерации требованиям.

 

 

Контрольные вопросы

1.Как распределены полномочия между федеральными органами власти России в решении внешнеполитических задач?

2.Правовой статус МИД России. Какими нормативно-правовымиактами он регулируется?

3.Основные функции МИД России?

4.Какими полномочиями обладает МИД России в части взаимодействия с субъектами Российской Федерации?

5.Как формируется коллегия МИД России? Как принимаются ее решения? Каким документом они оформляются?

6.Принципы формирования и структура центрального аппарата МИД России.

7.Формы и методы работы департамента МИД.

Литература

1.Конституция Российской Федерации. М., 1993.

2.Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации 28 июня 2000 г. // Дипломатический вестник. 2000. № 8. С. 3—11.

3.Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 14 марта 1995 г. № 271 // Собрание законодательства РФ. 1995. № 12. Ст. 1033.

4.О некоторых вопросах организации деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 27 апреля 2002 г. №

417.Выписка // Дипломатический вестник. 2002. № 6. С. 11.

5.Об организации и порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти и российскими государственными учреждениями функций, связанных с деятельностью за рубежом. Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 1997 г. №

582// Собрание законодательства РФ. 1997. № 24. Ст. 2743.

6.О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 12 марта 1996 г. № 375 // Собрание законодательства РФ. 1996.

№ 12. Ст. 1061.

7.О порядке реализации в МИД России Указа Президента Российской Федерации «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации». Приказ по МИД России от 24 июня 1996 г № 4473.

8.Положение о территориальном органе МИД России в субъекте Российской Федерации. Утверждено приказом по МИД России от 4 ноября 1996 г. № 9304.

9.Положение о Правовом департаменте Министерства иностранных дел Российской Федерации. Утверждено приказом по МИД России от 13 марта 1998 г. № 2053.

10.Положение о Департаменте консульской службы Министерства иностранных дел Российской Федерации. Утверждено приказом по МИД России от 14 августа 1996 г. № 6430.

11.Иванов И.С. Внешняя политика России и мир. Статьи и выступления. М., 2001.

12.Попов В.И. Современная дипломатия: Теория и практика. Курс лекций. Часть 1. Дипломатия — наука и искусство. М., 2000.

13.Селяншов О.П. Практика дипломатических сношений государств. М. 1999.

14.Фельдхем Р.Дж. Настольная книга дипломата / Пер в англ. В.Е.Улаховича. Минск,

2000.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 363.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...