Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Единой скоординированной внешнеполитической линии Российской Федерации в отношениях с иностранными государствами и международными организациями.




Для реализации указанной функции Президентом Российской Федерации 12 марта 1996 г. был издан специальный Указ «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации о проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации»2. В соответствии с ним МИД России призван способствовать согласованному взаимодействию органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти с тем, чтобы участие указанных органов, а также их

1См.: О некоторых вопросах организации деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 27 апреля 2002 г. N° 417. Выписка // Дипломатический вестник. 2002. №6. С. 11.

2См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 12. Ст. 1061.

 

должностных лиц в международной деятельности обеспечивало соблюдение принципа единства внешней политики в выполнении международных обязательств Российской Федерации.

Указом предусматривается, что с официальными заявлениями и инициативами по вопросам внешней политики, корме Президента и Председателя правительства Российской Федерации, может выступать только Министр иностранных дел, а другие лица — только по соответствующему поручению. При этом представители федеральных органов исполнительной власти могут выступать с заявлениями, затрагивающими отдельные внешнеполитические вопросы, но только по позициям, согласованным с Министерством иностранных дел Российской Федерации.

На МИД России возложен оперативный и стратегический контроль за выполнением международных обязательств со стороны федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации. В свою очередь, федеральным органам исполнительной власти и субъектов Российской Федерации предписано информировать МИД России об осуществляемой ими международной деятельности, в том числе обо всех официальных поездках, консультациях и переговорах, подписанных документах и других договоренностях.

Более того, упомянутым Указом Президента установлено, что предложения, затрагивающие интересы России, в том числе предложения о проведении переговоров и заключении международных договоров Российской Федерации, включая договоры межведомственного характера, в обязательном порядке должны согласовываться с МИД России. При этом Администрации Президента и Правительству предписано не принимать документы, не согласованные с МИД России, к рассмотрению.

В развитие упомянутого выше Указа о координирующей роли МИД России Президентом Российской Федерации были изданы Указ «Об организации и порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти и российскими государственными учреждениями функций, связанных с деятельностью за рубежом» (14 июня 1997 г.) и федеральный закон Российской Федерации «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» (2 декабря 1998 г.). Согласно этому закону субъекты Российской Федерации в целях реализации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей наделены правом открывать свои представительства за пределами Российской Федерации и представительства субъектов иностранных федеративных государств на своей территории только по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации (ст. 10, п. 1, 2). В обязанность же Министерства иностранных дел вменено обеспечение координации и контроль за работой представителей и представительств федеральных органов исполнительной власти и российских государственных учреждений за рубежом.

Таким образом, в настоящее время все государственные ведомства и учреждения, различные организации и предприятия обязаны все свои соглашения, сделки, программы с иностранными контрагентами согласовывать с МИД России. Например, Министерство экономического развития и торговли проекты программ и конвенций (по торговле, таможенному контролю и др.) согласовывает с правовым департаментом и департаментом экономических связей, Министерство культуры — с департаментом по культурным связям и делам ЮНЕСКО, департаментом СНГ, а в необходимых случаях — с соответствующими территориальными департаментами. Аналогично действуют другие министерства и

ведомства. Что касается субъектов Федерации, то во многих из них открыты представительства МИД России1.

1На 30 мая 2002 г. представительства МИД России открыты в Архангельске, Астрахани, Барнауле, Биробиджане, Владивостоке, Владикавказе, Воронеже, Екатеринбурге, Ижевске, Йошкар-Оле, Калининграде, Краснодаре, Красноярске, Майкопе, Махачкале, Минеральных водах, Мурманске, Нижнем Новгороде, Петрозаводске, Пскове, Самаре, Санкт-Петербурге, Сочи, Сыктывкаре, Улан-Удэ, Уфе,

 

К числу их основных задач относится:

-обеспечение взаимодействия министерства с органами исполнительной власти субъектов Федерации, входящих в регион деятельности представительства;

-оказание содействия субъектам Федерации в обеспечении выполнения международных договоров, участником которых является Россия, а также в осуществлении их полномочий в области международных и внешнеэкономических связей при соблюдении норм международного права;

-помощь в развитии торговых, экономических, культурных и иных связей субъектов Федерации с зарубежными партнерами;

-ведение информационно-справочной работы;

-выполнение функций, относящихся к консульской службе;

-взаимодействие с иностранными консульскими учреждениями, расположенными в регионе деятельности представительства.

В целях той же координации Департаментом МИД России по связям с субъектами Федерации собирается два раза в году Консультативный Совет. Как правило, заседания проводят в расширенном составе с участием всех заинтересованных представителей с мест. Совет издает свой информационный бюллетень, содержащий необходимые сведения для использования их в работе. В свою очередь, Департамент консульской службы ежегодно проводит совещание по вопросам, входящим в его компетенцию. Таким образом, связи МИД России с субъектами Российской Федерации осуществляются регулярно, причем как по горизонтали, так и по вертикали.

К числу важнейших правМИД России в соответствии с Положением о нем относятся:

-получение от органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной подчиненности, документов, справочных и иных материалов, необходимых для решения вопросов, входящих в компетенцию министерства, а также передача информации им в установленном порядке;

-осуществление контроля за соответствием законодательству России и международно-правовым нормам ее международных договоров;

-внесение на рассмотрение Президента и Правительства Российской Федерации предложений о разработке проектов законодательных актов по вопросам внешней политики и дипломатической службы;

-принятие в пределах своей компетенции решений нормативного характера, обязательных для исполнения другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями и

организациями, независимо от их организационно-правовых норм и ведомственной подчиненности, при осуществлении ими международных контактов.

Персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и осуществление им своих функций несет Министр иностранных делРоссийской Федерации, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации.

Помимо своих прямых обязанностей по руководству возглавляемого им ведомства и входящих в его систему российских загранпредставительств и подведомственных организаций, Министр, занимая государственную должность категории «А», выполняет ряд специальных политических функций. По поручению Президента Российской

Хабаровске, Чите, Южном Сахалине. В процессе открытия: в Благовещенске, Казани, Новосибирске, Омске, Оренбурге, Петропавловске-Камчатском, Ростове-на-Дону.

Федерации и Правительства страны он представляет Россию на двусторонних и многосторонних переговорах, подписывает заключаемые ею договоры. Он представляет также Министерство во взаимоотношениях с органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органами государственной власти иностранных государств, а также с международными организациями. Министру предоставлено право вносить в установленном порядке предложения о назначении или об отзыве послов Российской Федерации в иностранных государствах и ее представителей при международных (межгосударственных и межправительственных) организациях, о назначении или освобождении глав государственных и правительственных делегаций. В пределах своей компетенции он назначает на должности или освобождает от должности руководящих работников центрального аппарата министерства и загранпредставительств, а также других работников системы министерства.

Ему предоставлено право присваивать дипломатические ранги от атташе до советника 1-гокласса включительно, представлять Президенту Российской Федерации ходатайства о присвоении высших дипломатических рангов Чрезвычайных и Полномочных Посланников1-гои2-гоклассов и Чрезвычайного и Полномочного Посла. Министр вправе представлять Президенту Российской Федерации в установленном порядке к награждению правительственными наградами и присвоению почетных званий особо отличившихся работников. Он осуществляет права и выполняет другие обязанности, вытекающие из Положения о МИД Российской Федерации и ее законодательства.

В распоряжении Министра имеется группа послов по особым поручениям. Они занимают государственные должности категории «А» и как сам министр в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» не являются государственными служащими. Они исполняют не административно-управленческие или информационно-аналитические, а политические функции.

Министр иностранных дел Российской Федерации имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом Российской Федерации, и распределяет обязанности между ними. Каждый из заместителей министра руководит группой департаментов, управлений и иных подразделений министерства.

Структура Министерства иностранных дел, помимо его руководства и упомянутых звеньев, включает также департаменты, управления, самостоятельные отделы и группы1. Именно эти подразделения являются главными элементами организационно-должностной структуры центрального аппарата МИД.

К числу департаментов, занимающихся отношениями Российской Федерации с другими государствами, относятся территориальные департаменты по регионам, которые в свою очередь подразделяются на отделы, занимающиеся отношениями с конкретными странами. Государства Европы, например, делятся на четыре региона, и отношениями с входящими в них странами соответственно занимаются четыре европейских департамента (ЕД). Отношениями с государствами Азии также занимаются четыре департамента (ДА), причем один из них обеспечивает международные отношения России с Австралией, Новой Зеландией и странами Океании (они входят в компетенцию соответствующих отделов департамента, где работают дипломаты, специализирующиеся по этим странам). Соответственно, имеются Департамент Африки (ДАФ) и Департамент Ближнего Востока и Северной Африки (ДБВСА). Отношениями со странами американских континентов занимаются Департамент Северной Америки (ДСА) и Департамент Латинской Америки

(ЛАД).

Особую группу составляют департаменты, занимающиеся отношениями со странами ближнего зарубежья. К ним принадлежат четыре департамента. Три из них занимаются отношениями с этими странами по регионам, а один — вопросами сотрудничества России со странами СНГ в целом. Отделы последнего курируют такие вопросы, как связи с уставными органами СНГ, внешнеполитическое сотрудничество,

1 Дальнейшее изложение структуры дается по состоянию на январь 2000 г.

экономика и право, культура, наука, образование, спорт, охрана границ и правопорядка, таможенный союз, миротворчество и урегулирование конфликтов, информационно-аналитические вопросы.

Таким же образом формируются и функциональные подразделения министерства. Все они, за исключением некоторых управлений и самостоятельных отделов и групп, также именуются департаментами. Среди них правовой (ДП), государственного протокола (ДГП), информации и печати (ДИП), экономического сотрудничества (ДЭС), международных организаций (ДМО), общеевропейского сотрудничества (ДОС), безопасности и разоружения (ДБР), Управление по вопросам новых вызовов и угроз (УНВ), Управление общеазиатских проблем (УАП), Департамент по делам соотечественников и правам человека (ДСПЧ), культурных связей и дел ЮНЕСКО (ДКСЮ), консульской службы (ДКС), кадров (ДК), внешнеполитического планирования (ДВП) и некоторые другие. Имеются в виду департаменты и управления, относящиеся к обслуживанию министерства в целом: Управление делами (УД),Валютно-финансовый департамент (ВФД), Юридическое управление (ЮрУ), Главное производственное коммерческое управление по обслуживанию дипкорпуса в Москве. Специальное место в этой схеме занимают Историко-документальный департамент (ИДЦ), в котором сосредоточен архив министерства.

В рамках сложившихся структурных подразделений и на соответствующих государственных должностях организуется прохождение дипломатической службы в центральном аппарате МИДа. Эти должности могут быть названы должностями дипломатической службы, которые и определяют социально-политический, правовой,властно-управленческийстатус дипломатического служащего, содержание, полномочия, пределы его реального участия в реализации внешнеполитических функций своего ведомства. Поэтому дипломатическую должность без какого-либо преувеличения

можно считать первичным, базовым организационно-структурным элементом дипломатической службы.Должность определяет место служащего в общей системе дипломатической службы, концентрирует в себе права, обязанности и ответственность работника, пределы его компетенции.

Дипломатические должности в центральном аппарате МИД, как и в дипломатических, консульских и загранпредставительствах, начинаются с референтов. Однако принято считать, что подлинно (по статусу и содержанию работы) дипломатическая должность начинается с должности атташе, поскольку она соответствует первому дипломатическому рангу — атташе. Далее идут должности третьего секретаря, второго секретаря и первого секретаря, советника, старшего советника и главного советника. На должность начальника отдела департамента, как административную, может претендовать дипломатический работник, имеющий опыт советника и выше. Должность заместителя директора департамента может занимать дипломат, как правило, имеющий опыт не ниже главного советника.

В назначении на должность может иметь значение ранг дипломатического работника, так или иначе свидетельствующий о его зрелости. Дипломатический ранг — особое звание, которое присваивается в соответствии с занимаемой государственной должностью в Министерстве иностранных дел, дипломатических представительствах и консульских учреждениях. Эти ранги были установлены еще в 1943 г. и сохранились практически неизменными до сих пор. Это ранги атташе, третьего секретаря, второго секретаря II класса и второго секретаря I класса, первого секретаря двух классов и советника также двух классов, — все они присваиваются приказом Министра иностранных дел. Высшие ранги Чрезвычайных и Полномочных Посланников I и II классов и ранг Чрезвычайного и Полномочного посла — присваиваются Президентом Российской Федерации1.

1 См.: Приложения № 12.

 

Обычно ранг совпадает по наименованию с должностью, но деление их на классы позволяет назначать на дипломатическую должность либо более высокую, либо на должность ниже. Так, например, первый секретарь I класса может быть назначен, как исключение, на должность советника, а II класса — на должность второго секретаря. Это несоответствие зависит от штатного расписания. Такое положение обычно существует не долго и при первой возможности «пострадавший» получает повышение в должности, а занимавший более высокую должность — повышение в ранге.

Что касается такой должности, как директор департамента, то, как правило, на нее назначаются дипломаты, имеющие высшие ранги.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 353.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...