Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Оценка результатов учебной деятельности студентов⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 20
Контроль учебной деятельности осуществляется для своевременной ее коррекции с целью достижения наибольшей эффективности. Постоянный контроль позволяет своевременно реагировать на те или иные отклонения учебного процесса от намеченной общей и множества конкретных целей. Таким образом, контроль имеет в качестве главной своей функции коррекцию (регулирование) учебной деятельности студентов в составе целостного учебного процесса. Контроль педагогический как проверка хода и результатов учебного процесса через оценку качества усвоения студентами учебной программы, последующие выводы из анализа полученного материала, вынесение общего решения насчет необходимых мер коррекции — все это обязательные компоненты управления образовательной системой. В таком общем виде контроль выступает как процесс надситуа- 275 тивный, возвышающийся над конкретной методикой преподавания и повседневной оценкой успехов и недостатков студенческой учебной деятельности и абстрагированный от учащегося и даже преподавателя. В этом смысле вся существующая система контроля учебного процесса — дело высоких управляющих инстанций: администраций образовательных органов, начиная от министерства образования и заканчивая руководством факультетов и вузов. Методику же преподавания интересует контроль и оценка деятельности студентов, по чему можно оценить как усвоение преподаваемого предмета обучаемыми, так и качество преподавания, в частности эффективность самой методики. Поэтому в рамках методики преподавания психологии в вузе уместно рассмотреть методику оценки качества усвоения студентами изучаемого ими предмета — научной психологии. Всем преподавателям известно из опыта, что вынесение оценки студенту на экзамене — дело не столь простое. Деловые взаимоотношения людей, в том числе преподавателя и студента, изобилуют субъективизмом, когда приходится выносить оценку деятельности друг друга (в данном случае формально оценка вроде бы односторонняя — оценивает преподаватель студента, но это еще не значит, что студент не оценивает преподавателя). И обе стороны знают и чувствуют это, и, главное, обе заинтересованы, чтобы оценка была благоприятная: студент заинтересован в получении хорошей или отличной оценки за свои знания, а преподаватель желает сохранить реноме требовательного и справедливого педагога. Если самая высокая оценка для студента «пятерка», то для преподавателя — это репутация преподавателя справедливого, что означает «требовательный, но добрый, зря не снизит оценку», или чуть иначе: «добрый, но требовательный, так просто не поставит «пятерку». Наивысшим авторитетом среди студенчества обычно пользуются преподаватели творчески мыслящие и много знающие (дают глубокие и разносторонние знания) и одновременно строгие и справедливые (по достоинству оценивающие студентов). При вынесении оценки на экзамене преподавателю нужно поставить именно ту оценку, которую студент действительно заслуживает, и не ошибиться. Как облегчить его задачу, помочь снять сомнения, сохранить твердость позиции? Ответ напрашивается один: нейтрализовать субъективизм, а для этого самому преподавателю разработать объективные критерии оценки знаний студентов, а методику оценки основывать на этих критериях. 276 Как уже говорилось, существуют объективные критерии аттестации студентов по двум взаимосвязанным показателям— знаниям и умению применять их на практике. При всей правильности такого подхода (он требует не ограничиваться оценкой формально усвоенных знаний, а оценивать еще и умения сознательно руководствоваться этими знаниями на практике) остается несколько расплывчатым и неконкретным содержание самих понятий «знание» и «умение». Преподаватель лучше других знает, что именно по его предмету нужно студентам знать и что они должны уметь делать с помощью этих знаний. Если преподаватель придерживается названных выше объективных критериев и оценивает знания в единстве с умениями, то ему остается только определить, какое конкретное содержание вкладывать в понятие «знание» при изучении научной психологии и какое будет иметь содержание понятие «умение», если говорить об использовании на практике психологической теории. Внимательный анализ опыта наиболее авторитетных преподавателей позволяет сделать несколько выводов относительно методики вынесения строгой и справедливой оценки знаниям студентов. Первый вывод — это предсказуемость поведения таких преподавателей: студент всегда уверен, что если хорошо подготовился и вообще регулярно занимался, то случайностей не будет и высокая оценка на экзамене обеспечена. Такая уверенность проистекает из того, что данный преподаватель не пытается ловить студента на оговорках и мелких неточностях высказывания, а всегда старается уточнить, то ли он хотел сказать. И вообще известно, что такие преподаватели никогда не пытаются добиться знаний вопросами типа «что еще скажете?», «а еще что помните?», «ничего вы не забыли?», «вы уверены, что все вспомнили?» и т. п. Они спрашивают студента «по-крупному» (выражение некоторых студентов), выясняя, как он понимает суть вопроса, и заставляют не вспоминать, а размышлять, для чего ставят наводящие вопросы, требующие мышления. Второй вывод. Всякий творчески работающий и потому авторитетный преподаватель смотрит на экзамен не как на средство подстегивания студентов (чтобы, боясь строгих экзаменов, они лучше учились), а как на эффективное средство регулирования процесса преподавания (чтобы понять, что оказалось трудным для усвоения студентами и что надо сделать, чтобы в дальнейшем легче преодолевались эти трудности). Поэтому экзамен иногда превращается в неторопливую беседу, где студент не только отвечает, но и получает определенное разъяснение сути своих 277 ошибок и заблуждений. Такая манера преподавателя импониру Третий вывод: преподаватель заранее, прямо с первых дней изучения предмета предупреждает, какие требования он предъявляет студентам. В частности, он разъясняет, что изучение науки не означает буквального запоминания вычитываемых из книг истин, даже самых умных, а всегда предполагает понимание законов объективного мира, которые в этих книгах излагаются. От студентов нужно творчество, а не начетничество. Тогда свой ответ на экзамене они будут аргументировать не просто ссылкой на то, что « так написано в книге...», а обоснуют и докажут, почему написано именно так. Обнародуя свои требования заранее, преподаватель дает понять студентам, что спрос с них будет строгий, но разумный, ориентированный на научную подготовку студента к решению проблем реальной жизни, к практической послевузовской работе в качестве квалифицированного специалиста. И поэтому спрос со студентов — не только знать, но и уметь что-то делать с этими знаниями. Четвертый вывод, который можно сделать при изучении опыта лучших преподавателей, состоит в том, что их авторитет основан на принципиальности. В частности, они нетерпимы к фактам, когда студент на экзамене как бы выпрашивает более высокую оценку, всячески пытается убедить преподавателя в том, что якобы тот ошибается, оценивая его знания недостаточно высоко. Таким нажимам они никогда не поддаются. «Студент наивно полагает, что человек о себе знает лучше, чем другие про него, — сказал профессор-философ, обсуждая методику преподавания. — Поэтому, когда студент намекает мне, что я его недооценил и поставил «тройку» вместо «четверки», я советую обратиться к психологам. Они объяснят: человек узнает о себе благодаря мнению о нем других людей. Завышенная самооценка вредна самому студенту, она расхолаживает его, мешает упорно учиться», — считает профессор. Немаловажный вопрос для начинающего преподавателя — это вопрос о том, за что и какую оценку ставить студенту на экзамене. Суть проблемы в том, чтобы изложенное выше требование к объективности оценки по критерию «знание плюс умение» адекватно интерпретировать при выставлении оценки за конкретный ответ студента. Тут приходится учитывать несколько аспектов — личностный, общепедагогический и научный. Индивидуальный подход к вынесению оценки -г- это и есть подход личностный, т. е. учитывая, как данный студент вообще учился в течение семестра. Общепедагогический подход предполагает соблюдение определенных педагогических и методических правил, обеспечивающих нормальные, психологически комфортные условия сдачи экзамена. Эти правила в общем и целом известны каждому преподавателю: не прерывать ответ по вопросу билета, не высказывать по ходу ответа каких-либо реплик-комментариев. Однако есть тут определенные детали: если студент говорит не по существу, то лучше сказать, чтобы он переходил к следующему вопросу, а по завершении ответа на все вопросы билета вернуться к замечаниям и уточнениям ответов по каждому вопросу, если они не удовлетворили преподавателя. Научный подход, естественно, означает, что оцениваться должно знание вопроса именно в психологическом аспекте, а не в философском, логическом или педагогическом, так как встречаются случаи, когда студент подменяет психологическое понимание проблемы общефилософским или каким-либо другим. Или вообще, бывает, ограничивается общими рассуждениями типа «мышление — это очень важное качество личности». Достаточно часто студенты путают психологический аспект проблемы с педагогическим или практически методическим или ограничиваются долженствованиями «надо», «необходимо», «следует» и т. п. Разумеется, преподаватель на экзамене не может такие ответы признать правильными. Их надо возвращать в лоно конкретной науки — психологии, а если не удается, то, естественно, оценка не может быть выше «тройки» или студенту придется повторно сдавать экзамен. Готовых рецептов, кому и когда ставить отличную или хорошую оценку, конечно, не существует. Но это не означает, что преподаватель может быть абсолютно свободен в выборе оценки, полагаясь на свою компетентность во всем (есть преподаватели, которые всерьез считают, что на «отлично» знают только они, а студенту это недоступно). От этого недалеко и до субъективизма, непозволительного в педагогической деятельности. Поэтому и нужно иметь в виду требования, конкретизирующие принцип объективности экзаменационной оценки. 278 ЗАКЛЮЧЕНИЕ В психологической структуре деятельности методика преподавания выбирается в зависимости от поставленной цели. Если целью обучения психологии в вузе является формирование у студентов психологического склада мышления, подхода к анализу и оценке человеческого поведения, поступков и действий индивидов, особенностей взаимоотношений, мотивов и целей деятельности — т. е. познания человека и способов эффективного с ним взаимодействия, то и методика обучения должна отвечать этой цели, способствовать успешному ее достижению. Вот почему основой методики преподавания психологии становятся психологические теории учения, учебной деятельности и развивающего обучения, раскрывающие механизмы формирования творческого мышления обучаемых, эффективности усвоения знаний, а также активные методы обучения, реализующие положения этих теорий в педагогической практике. Так как обучение и воспитание взаимосвязаны и взаимообусловлены, то и методика преподавания науки, в особенности психологии, должна отдавать предпочтение интерактивным методам обучения, которые наиболее эффективно реализуют принцип единства обучения и воспитания через диалоге-дискуссионное сотрудничество преподавателя со студентами и студентов между собой. Наряду с этим проблемность, выступая как принцип обучения, реализуемая через методы обучения, постоянно держит процесс преподавания в русле развивающего обучения посредством решаемых студентами учебных задач, рассчитанных на теоретическое мышление. И программирование учебной деятельности (как мыслительной) при опоре на теорию поэтапного формирования умственных действий делает методику пре- 280 подавания средством оптимального управления учебной деятельностью студентов. Соблюдение требований психологически обоснованной методики преподавания делает в известной мере производными методы решения проблемы поиска эффективных форм, методов и приемов проведения контроля и коррекции учебной деятельности студентов (экзаменов, зачетов, контрольных письменных работ), так как все они становятся средствами достижения общей цели изучения студентами психологии как науки. Эффективная методика преподавания — это психологически обоснованная методика, которой лучше других должны владеть преподаватели психологии. ПРИЛОЖЕНИЯ Некоторые примерные образцы дидактических материалов (задания студентам, методические рекомендации и др.) Приложение 1 ЗАДАНИЯ Темы контрольной работы по истории психологии 1. Тему работы выбирает студент самостоятельно. Ею может 2. Работа должна быть посвящена логико-психологическому 3. Студент при подготовке работы может опираться на любой 4. Объем работы не должен быть большим (не более 8 страниц 282 ством продуманности излагаемого и признаком четкости понимания проблемы. В этом требовании заложено предостережение: не пользуйтесь только одним источником, сведения из которого невозможно изложить короче, а стало быть, придется ограничиться простым переписыванием. Лучше всего прочитать по теме несколько разных источников в порядке планового изучения предмета (а не только и не столько для написания данной контрольной работы) и усвоенный материал использовать при написании контрольной работы. Например, готовясь к экзаменам или с целью глубокого усвоения материала по памяти, студент прочитал не только учебник по истории психологии, не только учебники по общей психологии, но и ряд специальных психологических трудов о памяти. Из всего прочитанного ему должно быть ясно, как изменялись и развивались представления о психологических меха^ низмах памяти на протяжении истории изучения данного феномена. Вот эти изменения в научных знаниях о памяти и могут послужить материалом для контрольной работы. Контрольная работа — это некоторый итог усвоения науки в ее развитии. 5. Цель контрольной работы для студента — показать свое 6. Основные требования к тексту работы:
— психологическая грамотность языка (правильное слово — при показе современной истории отечественной психологии — работа должна завершаться выводами: какими темпами, 283 жая их или отставая от них, развивалась (или развивается сейчас) данная отрасль или данная проблема психологии и каковы, по мнению студента — автора работы, перспективы развития науки по избранной им проблеме (теме). 7. Данное задание должно стать ориентиром не только для написания контрольной работы, но и руководством для самостоятельной работы по изучению психологии (любого психологического учебного предмета), чтобы при этом соблюдался принцип историзма, означающий, что наука есть изменяющаяся во времени система, состоящая в единстве с постоянно развивающейся объективной действительностью, обобщением которой она является. Разработчик задания (фамилия, должность, уч. звание) (Дата) Приложение 2 Контрольная работа по общей психологии: «Психологическая характеристика личности* (Задание и методические советы по его выполнению) (Вариант) 1. Тема данной контрольной работы предназначена для совокупного представления общепсихологических явлений конкретной личности. Студент на заданную тему самостоятельно выбирает кого-либо из хорошо знакомых ему людей и дает психологическую характеристику этой личности. Такая характеристика конкретного живого человека, выступающего перед студентом в своей плоти и крови в качестве объекта психологического анализа (исследования), имеет целью научить студента использованию научных знаний и имеющегося опыта для постановки, анализа и решения реальной проблемы — психологическому изучению конкретного человека во имя лучшего его знания и понимания его поведения. Так как в качестве объекта выбирается знакомая студенту личность, то, казалось бы, не представляет какой-либо трудности описать в психологических терминах все, что о ней известно. Однако опыт показывает, что ранее кажущееся знакомым оказывается не всегда понятным и объяснимым с точки зрения требований научной психологии. Поэтому приходится часто дополнительно изучать, практически исследовать психологические особенности хорошо знакомого человека. Напри- 284 мер, чтобы охарактеризовать особенности протекания психических процессов (познавательных, эмоциональных и др.) или определить характер или темперамент человека, оценить его способности, непременно нужно понять, в чем они конкретно проявляются, и показать на примерах. Будет ошибкой, если студент просто констатирует, что, например, у данной личности хорошая память, а почему он так считает, не объясняет. 2. Если цель преподавателя научить студента (см. выше) изучать и понимать психологию человека, то цель студента при написании контрольной работы — показать свое умение мыслить психологически, т. е. творчески применять теоретические знания из области психологии в анализе и оценке поведения (действий, поступков, отношений) реальных людей. Для достижения этой цели студенту придется постоянно проводить мысленную проекцию на избранную личность всех тех теоретических знаний, которые он получает на лекциях и из прочитанной литературы. Это значит, что личность изучается и характеризуется не только для написания контрольной работы, а для лучшего усвоения самого содержания науки, которое невозможно только путем запоминания книжных истин, а возможно только при постоянном сопоставлении этих истин с реальными фактами, явлениями, процессами — объектами и предметами науки, чем в данном случае служит характеризуемая реальная личность. Контрольная работа не самоцель, а руководство к действию при изучении психологии как науки, некое творческое воплощение результатов этого изучения. 3. Основные требования к тексту контрольной работы: — психологическая грамотность языка (правильное употреб — объем работы не должен превышать 10 страниц рукописи, — в тексте работы обязательно должно быть описание особен 285 \ — в начале работы как исходные данные или в конце текста — работа должна завершаться общим выводом о том, как ре Разработчик задания (фамилия, должность, уч. звание) (Дата) Приложение 3 Контрольные работы по возрастной и педагогической психологии А. Задание для студентов-заочников, работающих в общеобразовательной школе Тема контрольной работы: «Психологические условия обучающего и воспитывающего эф (назв. учебного предмета) 1. Работа выполняется на основе анализа преподавания (изу 2. При написании контрольной работы необходимо исходить 3. Объем работы не должен превышать 10 страниц рукописно
4. По своему содержанию работа должна давать аргументированные ответы на следующие вопросы: а) Что является для учащихся ведущей деятельностью при б) Какую мотивацию нужно формировать у учащихся в этой в) Какие виды мотивов реально наблюдаются у учащихся и г) Какие приемы и способы действий (мыслительных, рече д) Какие из них, по вашим наблюдениям, формируются более ус е) Какие методические приемы учителя служат активному Разработчик задания (фамилия, должность, уч. звание) (Дата) Приложение 4 Б. Задание для студентов-заочников, работающих в сферах профессионально-технического, среднеспециалъного и высшего образования Тема контрольной работы: «Психологические условия эффективного профессионального обучения».
286 287
1. Тема может быть построена на примере обучения какой-то 2. Цель работы — научиться начальным умениям применять 3. Объем работы — не более 10 страниц текста. Чтобы не пре 4. Содержание работы должен составлять анализ самого сту а) Что является для обучаемого ведущей деятельностью в мо б) Какую мотивацию нужно формировать в этой ведущей дея в) Какие виды мотивов реально наблюдаются в современной г) Какие приемы и способы действий и операций нужно фор д) Какие из них в практике обычного (общепринятого, тра 288 , Благодаря каким изменениям в деятельности в целом? Разработчик задания -- --- -- — (фамилия, должность, уч. звание) (Дата) Приложение 5 Контрольная работа по курсу «Общая психология» Задание и некоторые методические советы по его выполнению (Вариант) Работа выполняется по одной из нижеперечисленных тем (по выбору студента). Тема1. «Проявление психических познавательных процессов в профес (назв. профессии, спец-ти) На примере каких-то конкретных действий (действия можно взять любые — физические (двигательные), перцептивные (зрительные, слуховые и т. п. действия по восприятию), речевые, мыслительные и т. д.) нужно дать анализ того, какие психические процессы и каким образом проявляются в данных конкретных профессиональных действиях. Так как в одной и той же деятельности присутствуют и физические, и перцептивные, и мыслительные и пр. действия одновременно и во взаимосвязи, то придется студенту выбирать, анализу каких дейст- вий отдать предпочтение. Критерием выбора должна стать особенность взятой для анализа деятельности: какие действия (физические или мыслительные, перцептивные или речевые, или и те, и другие в равной мере) составляют основное содержание данной деятельности, значит, их и нужно пронализировать. Например, если студент взялся анализировать познавательные процессы в деятельности водителя автомобиля, то интерес будут представлять такие перцептивные действия, как восприятие дорожной обстановки по пути движения своего автомобиля и одновременно слежение за показаниями приборов на щитке управления и т. д. Не менее интересно проанализировать мыслительные действия водителя по принятию решения (на обгон, остановку, разворот и т. д.) как в спокойной, так и в экстремальной ситуации. В другой деятельности будут характерны какие-то другие действия (например, для деятельности учителя — мыслительные и речевые действия). Выбор конкретной деятельности — дело самого студента. Тема 2, «Проявление эмоций и переживание эмоциональных состояний в процессе деятельности человека». На фактах собственного опыта или на материале личных наблюдений за людьми в процессе их деятельности студенту предстоит описать с точки зрения общей психологии различные эмоции, проанализировать их, используя свои теоретические знания из общей психологии, и объяснить их причины: почему возникают положительные и почему отрицательные эмоции, каков психологический механизм их проявления. Показать на примерах взаимосвязь эмоций и чувств (моральных, интеллектуальных, эстетических и т. д.) у личности и объяснить ее. Можно выполнить работу на описании и анализе одной-единственной ситуации, богатой эмоциональными переживаниями личности, когда одновременно бурлят в ней гнев и ненависть, жалость и сочувствие, нравственное негодование и радость победы над злом и т. д. Можно написать работу на анализе проявления какого-то одного конкретного чувства в самых разных (реальных) ситуациях, которые описываются достаточно ярко, чтобы действительно было видно, какие чувства при этом могли проявляться. Разработчик задания (фамилия, должность, уч. звание) (Дата) 290 Приложение 6 Задание на очередное практическое занятие по возрастной психологии студентам вечернего отделения курса 1. Описать и проанализировать поведение и действия мальчика или девочки — подростка (вашего хорошего знакомого по работе в школе или по семейным контактам с родственниками, соседями, знакомыми и т. д.), который по сравнению с младшим школьным возрастом изменился: — по отношению к учебе (в чем это проявляется, приведите пример); — по отношению к старшим (родителям, учителям и т. д. — пример); — по отношению к сверстникам (к мальчикам и девочкам — примеры привести по отдельности); — по отношению к другим делам, помимо школьных, учеб пропал былой интерес); — нет ли признаков того, что какое-то новое дело привлекает 2. Сделать вывод: а) Что произошло с подростком (с ним или с ней) в психологическом смысле: — произошла ли смена ведущей деятельности? Если да, то ка — какие мотивы являются сейчас для него реально действую — является ли учебная деятельность сколько-нибудь привле б) Является ли типичным поведение (и действия) данного под
в) Нужно ли предпринимать какие-то новые педагогические Приложение 7 Задание для практического занятия по возрастной и педагогической психологии (для студентов .... курса) 1. К теоретической дискуссии на семинаре по проблеме «раз 2. Практическая работа должна носить исследовательский ха 3. При написании работы (размер ее не более двух страниц) на
— какими современными профессиями готов овладеть дан — как он (она) выражает свое стремление к данной профессии (в — отразилась ли как-нибудь такая профессиональная ориен — может быть, у вашего знакомого нет никакого ярко выра 4. Какие профессии, на ваш взгляд, сейчас наиболее популярны в среде современной школьной молодежи (старшеклассников) по наблюдениям последних двух лет: учитель (какого предмета или предметов), переводчик, инженер, предприниматель в области малого бизнеса, ученый, врач, офицер, работник милиции, таможни и других правоохранительных органов, коммерсант, менеджер в сфере производства, дипломат, секретарь-референт у бизнесмена, помощник-референт у менеджера (или у руководителя госучреждения), юрист, психолог, экономист, программист (и вообще специалист по ЭВМ)? (Ответ напишите в порядке перечисления 3-5 профессий в порядке убывания их популярности: самая популярная — 1-я, далее идут менее популярные из наиболее популярных.) 292 5. Насколько прочно связаны учеба и будущая послешколь-ная практика, на которую ориентирована молодежь?
Разработчик задания (Дата)
Факультет КАЕ ПОДГОТОВИТЬ И ОФОРМИТЬ КУРСОВУЮ И ДИПЛОМНУЮ РАБОТЫ (Методические советы студентам факультета) 1. Курсовая и дипломная работы являются определенными этапами в овладении студентами научными знаниями и навыками исследовательской работы с использованием приобретенных знаний. Курсовая работа (как начальный этап в исследовательской практике студента) должна послужить основой для будущей дипломной работы. Таким образом, студент продолжает исследование темы курсовой работы дальше, углубляя и расширяя ее содержание, поднимая ее научный уровень до уровня дипломной работы. Рекомендуется использовать выбранную тему еще до написания курсовой работы в качестве научной работы в кружке научного студенческого общества (НСО). В этом случае студент может пройти (на условиях полной добровольности) еще один этап научно-исследовательской практики, получить помощь коллег по научному кружку, консультации научного руководителя. После этого научная работа студента может быть оформлена как курсовая. Как показывает опыт, такой путь прохождения студенческой работы, как правило, гарантирует высокую оценку при ее защите в качестве курсовой, а в дальнейшем и дипломной работы. 2. Какие требования предъявляются к курсовой и дипломной работам? Во-первых, студент должен продемонстрировать не просто знание теории, изученной по книгам и лекциям преподавателей, а умение творчески использовать эти знания для исследования реальных проблем, с которыми сталкиваются в своей 293 практике учителя школ, практические психологи и социальные педагоги, т. е. проявить исследовательский подход к изучению и объяснению знакомых жизненных ситуаций, представляющих проблему, трудно разрешимую привычными средствами. Во-вторых, студент обязан проявить достаточную самостоятельность в раскрытии темы (исключаются переписывания и компиляции из готовых работ различных авторов). Если студент и берет в качестве источника научные труды (без этого, конечно, не делается никакая научная работа), то он перерабатывает их содержание применительно к теме своей работы. Он может взять какое-то теоретическое положение или исследовательскую методику, использовать в своей работе с обязательной ссылкой на источник. В-третьих, в работе должна соблюдаться строгая логика исследования: а) выбор проблемы в реальной жизни и ее формулировка в качестве темы исследования в курсовой или дипломной работе; б) описание сути проблемы: в чем она состоит, какие конкретные трудности в ее решении встречают практики — учителя, школьные психологи, родители; в) анализ проблемы с точки зрения научной психологии (здесь как раз используются усвоенные студентом теоретические знания по различным отраслям психологической науки и исследовательские методы, которыми он овладел в процессе обучения); г) выводы из анализа жизненных проблем, объяснение причин возникновения и существования данной проблемы (почему она возникла и почему ее трудно разрешить?) и рекомендации автора курсовой (или дипломной) работы о том, как можно было бы, по его мнению, попытаться разрешить ее (тут надо избегать чрезмерной категоричности, а изложить свое мнение как возможный вариант решения проблемы или как предположение или гипотезу, требующую дополнительного исследования и т. д.). 3. Как целесообразно собирать фактический и теоретический материал для курсовой (дипломной) работы и как его компоновать? Какова технология написания работы, т. е. текстуального оформления работы на основе собранного материала? 3.1. Последовательность работы: а) выбор темы, б) формули 3.2. Технология написания работы/Психологически оправ 294 та своего плана), где вопрос кажется наиболее проясненным для автора, так что он готов по нему тут же высказаться достаточно определенно. В процессе написания этого первого фрагмента работы будет происходить дальнейшее проникновение в существо проблемы и будет становиться все яснее содержание и логика всей работы. Вводную часть лучше написать в последнюю очередь (пусть это не покажется парадоксальным — писать начало в последнюю очередь). Дело в том, что содержание первых строк всегда дается трудно, так как автор тут должен раскрыть свой замысел, как бы обещать изложить нечто такое оригинальное, в чем он еще сам не вполне успел разобраться, а разберется лишь в процессе проникновения в тему в ходе написания работы. Здесь будет очень кстати мысль К. Маркса: «Исследование должно детально освоиться с материалом, проанализировать различные формы его развития, проследить внутреннюю связь. Лишь после того... может быть надлежащим образом изображено действительное движение» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т. 23. — С. 21). 3.3. Оформление работы (некоторые детали). Объем работы должен быть таким, чтобы теоретическое содержание и весь фактический материал, подвергаемый анализу, вошли в содержание работы с нужной достаточностью, чтобы читающему было понятно (это обеспечивается краткостью и логичностью изложения) и убедительно для него все сказанное, т. е. научно доказательно, что достигается за счет последовательного, аргументированного научного анализа материала и логического его подведения под теоретический вывод, соответствующий известному положению психологической науки. Объем работы должен позволять вместить все нужное (теоретические предпосылки, фактический материал, его анализ и четкий логический вывод из него, с последующими практическими рекомендациями) и не включать ничего лишнего. Девиз: «Лаконично и содержательно!» В конце работы должен быть список использованной литературы (монографий, брошюр, статей по теме, учебников и учебных пособий, с указанием соответствующих глав или параграфов, откуда студент позаимствовал те или иные теоретические положения или методы исследования). 4. Оценка курсовой или дипломной работы при их защите студентом-автором будет включать в себя: а) оценку научного содержания (качества); б) степени проявленной студентом-автором творческой самостоятельности; в) степени раскрытия темы: соответствия содержания работы названию темы, а глав и параграфов — названию пунктов плана. 295 Итак, если кратко резюмировать, то: — курсовая или дипломная работа пишется с использованием — целью работы является показ студентом своего умения про — написание курсовой и дипломной работы является и про Примечание. С примерной тематикой курсовых и дипломных работ можно ознакомиться на кафедрах и у научных руководителей. Методические рекомендации обсуждены на заседании кафедры ЛИТЕРАТУРА 1. Авдеев В.В. Психотехнология решения проблемных си 2. Активные методы обучения педагогов и руководителей уч 3. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. 4. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1998. — 376с. 5. Асмолов А.Г. Анализ установок личности в ситуации де 6. Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить. — 7. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обуче 8. Балл Г. А. Теория учебных задач. Психолого-педагогиче 9. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М., 10. Бодалев А. А. Личность и общение. — М., 1983. — 271с. 11. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. 12. Введение в психологию: Учебник для высш. школы / Под 13. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие 256с. 14. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / Под 297
34. Ильясов И.И. Структура процесса учения. — М., 1986. 35. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой 36. Климов Е.А. Психология: Учебник для школы. — М., 1997. — 287 с. 37. Климов Е.А. Основы психологии: Учебник для вузов. — 38. Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко; 1998. — 512 с. 39. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ре 40. Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре ре 41. Леонтьев А. А. Психологические особенности деятель 42. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — 43. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. — 44. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. — М., 1981. — 45. Л яуд ис В. Я. Методика преподавания психологии. — М., 46. Ляудис В.Я. (ред.). Формирование учебной деятельно 47. Ляудис В.Я., Негурэ И.П. Психологические основы 48. Маркова А.К. Усвоение школьниками коммуникатив 49. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и 50. Мухина В.С. Возрастная психология. — М., 1997. — 51. Мюнстерберг Г. Основы психотехники. — М., 1996. — 52. Мюнстерберг Г. Психология и учитель. — М., 1997. — 53. Немов Р.С. Психология: Учебник: В 3 кн. Книга 1. Об 299
54. Немов Р.С. Психология. Книга 2. Психология образова 55. Немов Р.С. Психология. Книга 3. Психодиагностика.— 56. Немов Р.С. Психология. Пособие для учащихся 10-11 57. Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические аспекты подго 58. Обухова Л.Ф. Возрастная детская психология. — М., 59. Омельченко Н.А., Ляудис В.Я. Формирование кон 60. Панибратцева З.М. Методика преподавания психоло 61. Петровская Л.А. Теоретические и методические проб 62. Петровский А.В., Ярошевский М. Г. История и тео 63. Петровский А.В., Ярошевский М.Г рия психологии. — Ростов-н/Д, 1996. — Т. 2. — 416 с. 64. Практикум по общей психологии / Под ред. А. И. Щерба 65. Практикум по возрастной и педагогической психологии / 66. Практикум по экспериментальной и прикладной психоло 67. Психологический анализ учебной деятельности: Сб. научн. 68. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, 69. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова и др. — 70. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекци- 71. Ситников А.П. Методические комплексы акмеологиче- 72. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. — 73. Съедин С.И. Психологический практикум. — М., 300
74. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения зна 75. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программиро 76. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. Учебн. по
77. Хозиев Б.И., Хозиев В.Б. Сборник задач по курсу 78. Хрестоматия по возрастной и педагогической психоло М., 1981 (2 том). 79.Хруцкий Е. А. Организация и проведение деловых игр. - М., 1991. —320с. 80. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. — Архангельск, 1990. — 383 с. 81. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрас 82. Эсаулов А. Ф. Активизация учебно-познавательной дея |
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 222. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |