Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА ТОЛЬКО МИГРАЦИЮ.




Эта группа нематод включает гельминтов — специфических паразитов собак, кошек и других млекопитающих. Человек для них является лишь случайным хозяином, в организме которого невозможно полноценное развитие. Поэтому личинки этих гельминтов, попадая в пищеварительную систему, способны осуществлять лишь начальные этапы миграционной стадии жизненного цикла: они проходят через стенку кишечника, попадают в сосуды, оттуда могут проникать в различные органы, включая головной и спинной мозг, и там гибнут.

Патогенное действие их включает аллергизацию и интоксикацию хозяина, а затем воспалительные явления вокруг погибших паразитов.

Диагностика заболеваний, вызванных этими паразитами, очень сложна. В подозрительных случаях применяют иммунологические реакции.

4.1.Toxocara canis и Toxascaris ieoninaвозбудителитоксокароза собак и кошек. Паразиты морфофизиологией и жизненным циклом напоминают аскарид. Миграция личинок в печени вызывает гепатит, а в головном мозге — менингитоподобные явления и даже смерть. Часто заражаются дети, активно контактирующие с домашними животными.

Профилактика — гигиеническое содержание домашних животных.

4.2. Гельминты из р. Anisakis— возбудители анизакиаза. Паразитируют в желудке китообразных. Биогельминты. Промежуточными хозяевами их являются морские планктонные рачки, кальмары и рыбы, в мышцах и особенно печени которых инкапсулируются спирально скрученные личинки.

Человек заражается, проглатывая личинок с недостаточно термически обработанными или сырыми морскими рыбными продуктами. Личинки у человека гибнут вскоре после проникновения их через стенку желудка.

Патогенное действие связано с нарушением целостности стенки желудка, что сопровождается сильными болями и явлениями гастрита. Возможны перфорации желудка и перитонит, заканчивающийся смертью больного.

Заболевание распространено в странах Дальневосточного региона, особенно широко известно в Японии, где морские продукты обычно употребляют в пищу в сыром виде.

Диагноз ставится при гастроскопии, когда обнаруживают личинок, внедрившихся в слизистую оболочку желудка.

Профилактика анизакиаза — санитарный контроль морских продуктов, их термическая обработка при приготовлении пищи.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Назовите основные свойства круглых червей. Что вы знаете о медицинском значении этих животных?

2. Как связано паразитирование круглых червей одного и того же вида в организме человека и животных?

3. Каковы характерные особенности жизненных циклов нематод?

4. Что такое природная очаговость гельминтов и чем она определяется? Приведите примеры природно-очаговых гельминтозов.

5. Есть ли особенности в географическом распространении нематод и если да, то в чем они заключаются и от чего зависят?

6. Может ли один и тот же вид животных существ быть окончательным и промежуточным хозяином паразита?

7. Имели ли место ароморфозы в эволюции круглых червей? Если да, то назовите и опишите их с указанием

значения.

8. Может ли человек заражаться гельминтами, специфичными для животных?

9. Где у человека паразитирует взрослая аскарида?

10. Какое строение имеет половая система самки и самца аскариды?

11. Какое значение имеет миграция в биологии аскариды человеческой?

12. Какое значение имеют членистоногие в биологии нематод?

13. Каково значение овогельминтоскопии в лабораторной диагностике гельминтозов?

14. Как вы понимаете происхождение круглых червей?

15. Какое строение имеет аскарида?

16. Чем отличается самка круглых червей от самца?

17. Чем покрыто тело нематод?

18. Какая полость тела у аскариды?

19. Какое строение имеет пищеварительная система власоглава?

20. Каких систем органов нет у нематод?

21. Какое строение имеет выделительная система круглых червей?

22.Какие условия нужны для того, чтобы яйцо стало инвазионным?

23.Как человек заражается трихинеллезом?

24.Как происходит миграция личинок анкилостомид?

25.Какие правила надо соблюдать, чтобы не заболеть энтеробиозом?

 

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ «МЕДИЦИНСКАЯ ГЕЛЬМИНТОЛОГИЯ. НЕМАТОДОЗЫ»

1. У ребенка, посещающего детский сад, часто наблюдаются головные боли, головокружение, боли в животе, тошнота, потеря аппетита. Чем он болен? Назовите паразита. Каковы меры диагностики?

ОТВЕТ: Энтеробиоз, возбудитель - острица (Enterobius vermicularis). Диагностика: соскоб с перианальных складок кожи для исследования на наличие яиц и личинок.

2. В больницу обратился человек с жалобами на боли в ноге и коленном суставе, образование водянистых пузырей на стопе. Назовите заболевание. Каковы меры диагностики? Как произошло заражение?

ОТВЕТ: Дракункулез. Диагностика: учет клинической картины (характерные изменения кожи в месте паразитирования гельминта; нередко паразит виден через кожные покровы), внутрикожная проба. Человек заражается, проглотив циклопа с личинкой ришты, попив воды из загрязненного водоема.

3. В мазке фекалий человека обнаружены яйца овальной формы, имеющие толстую, бугристую оболочку. Чем болен человек? Назовите паразита. Как произошло заражение?

ОТВЕТ: Аскаридоз. Паразит - Ascaris lumbricoides. Человек заражается инвазионными яйцами с развившимися личинками, заглатывая их с пищей.

4. Человек съел свиное мясо, не прошедшее санитарный контроль. Спустя некоторое время у него появились отек лица, резкий подъем температуры, боли в мышцах, судорожное сжатие жевательных мышц. Чем заразился человек? Каковы меры диагностики?

ОТВЕТ: Человек болен трихинеллезом (возбудитель - Trichinella spiralis). Диагностика: учет клинической картины в 1-й стадии болезни, опрос больного, биопсия мышц (дельтовидной или икроножной) на обнаружение инкапсулированных личинок, кожно-аллергическая проба.

5. В мазке фекалий человека обнаружены бесцветные асимметричные яйца (одна сторона выпуклая, другая уплощена). Назовите паразита. Как произошло заражение?

ОТВЕТ: Острица (Enterobius vermicularis). Яйцо паразита с развитой подвижной личинкой попадает в пищеварительный тракт вместе с пищей.

 

ЗАНЯТИЕ № 32

ТЕМА:МЕДИЦИНСКАЯ АРАХНОЭНТОМОЛОГИЯ.КЛАСС Паукообразные - Arachnoidea. ПОДКЛАСС Клещи - Acarina.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ.Ознакомиться с классификацией и морфофункциональными особенностями членистоногих, имеющих медицинское значение. Изучить строение, циклы развития представителей отряда клещей.Уметь идентифицировать виды клещей. Знать меры личной и общественной профилактики.

Тип: Членистоногие- Arthropoda.

Подтип: Хелицеровые - Chelicerata.

Класс: Паукообразные - Arachnoidea.Подкласс: Клещи - Acarina.

Отряд: Акариформные - Akariformes.

Представитель: чесоточный зудень- Sarcoptes scabiei.

Отряд: Паразитоформные - Parasitiformes.

Семейство Иксодовые - Ixodidae.

Собачий клещ - Ixodes ricinus.

Таежный клещ - Ixodes persulkatus.

Семейство аргазовые - Argasidae.

Поселковый клещ - Ornithodorus papillipes.

ВОПРОСЫ ДЛЯ СОБЕСЕДОВАНИЯ

1. Общая характеристика и классификация Типа Членистоногие. Классификация членистоногих.

2. Общая характеристика и классификация класса Паукообразные.

3. Характеристика и классификация клещей.

4. Морфологические особенности и цикл развития чесоточного зудня.

5. Особенности строения и цикл развития иксодового клеща. Эпидемиологическое значение иксодовых клещей.

6. Особенности строения и цикл развития аргазовых клещей. Эпидемиологическое значение аргазовых клещей.

7. Морфология и цикл развития чесоточного зудня.

8. Меры защиты от клещей.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Лекции.

2. Биология (ред. В.Н. Ярыгин). - М.: Высшая школа, 1997-2000. - Кн. 2. - С. 287–297.

3. Руководство к лабораторным занятиям по биологии (ред. Ю.К. Богоявленский). - М., 1988. - С. 184-194.

4. Паразитология человека (ред. Г.С. Первомайский). - Л., 1974. - С. 310-312, 315-318, 333-337, 344-347, 354-364.

5. Иванов В.П., Солодилова М.А., Гребеник Л.А., Кириленко А.И. Трубникова Е.В., Васильева О.В., Рыжаева В.Н. Биология: Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. - Курск, 2010.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

 

РАБОТА 1. Классификация типа Членистоногие,важнейшие представители типа Arthropoda, классов Crustaceaи Arachnoidea, имеющие медицинское значение. Заполнить таблицу 32.1 «Медицинское значение представителей типа Членистоногие, классов Ракообразные и Паукообразные».

Медицинская арахноэнтомология изучает представителей типа Членистоногие Arthropoda. Многие представители класса паукообразных являются временными или постоянными паразитами человека и животных. Одни из них переносят возбудителей трансмиссивных болезней, другие сами способны их вызывать. Знание строения, жизненных циклов паукообразных необходимы врачу для планирования и проведения противоэпидемических мероприятий и профилактики целого ряда заболеваний. С медицинской точки зрения представляют интерес

а) ядовитые животные в основном из классов Паукообразные и Насекомые;

б) переносчики (как механические, так и специфические) заболеваний из классов Паукообразные и Насекомые;

в) возбудители заболеваний, относящиеся к классам Паукообразные и Насекомые;

г) промежуточные хозяева некоторых гельминтов, простейших, которые встречаются среди представителей классов Ракообразные, Насекомые.

 

Изучить представителей типа Членистоногие.Заполнить таблицу32.1, отметив латинские названия представителей и их медицинское значение

Таблица 32.1. «Медицинское значение представителей типа Членистоногие, классов Ракообразные и Паукообразные»

Таксон (латинское название) Представители (латинское названиие) Медицинское значение
ПОДТИП ЖАБЕРНОДЫШАЩИЕ Класс Ракообразные Подкласс Максиллоподы Отряд Веслоногие   циклопыр.Cyclops, р.Eucyclops  
Подкласс Высшие раки Отряд Десятиногие ракир. Caridina, р. Camboroides крабыр. Potamon, р.Eriocher  
ПОДТИП ХЕЛИЦЕРОВЫЕ Класс Паукообразные Отрад Скорпионы:     пестрый скорпион Buthus eupeus  
Отряд Пауки - тарантулLycosa singoriensis - каракуртLatrodectus tredecimguttatus  
Отряд Клещи акариформные (настоящие) клещи   чесоточный зудень, железница угревая  
паразитиформные клещи: - иксодовые   - дермацентор   таежный собачий пастбищный  
аргасовые поселковый клещ  

 

РАБОТА 2.Клещи — переносчики возбудителей трансмиссивных болезней (отряд Parasitiformes).Морфологические особенности клещей семейства иксодовые Ixodidae.

Иксодовые клещи — временные эктопаразиты, служат переносчиками возбудителей болезней человека, таких как клещевой энцефалит, сыпной тиф, лихорадка Ку, туляремии. Сохраняя вирусы, риккетсии и бактерии в своем организме долгое время и передавая их потомству (трансовариальная передача), клещи играют роль не только переносчиков, но и резервуаров возбудителей болезней в природных очагах.

Добычу иксодовые клещи подстерегают в природе. Они могут также длительное время голодать, но, присосавшись к хозяину, несколько дней питаются кровью. Присасываются они незаметно, выделяя со слюной анестезирующие вещества.

Собачийклещ -Ixodesricinus.Встречается в лесной и лесостепной зонах, а также в горных районах.Собачий клещ поддерживает в природе очаги туляремии среди грызунов. Передает человеку и животным возбудителя туляремии, а также весенне-летнего энцефалита.

Изучить строение самца и самки собачьего клеща, обратить внимание на размер, положение ротовых органов, наличие щитка и его размеры.

 

  Рис. 32.1. Строение самки (слева) и самца (справа) собачьего клеща. 1. На тотальных микропрепаратах самки и самца иксодовых клещей обратить внимание на размер, положение ротовых органов, размер щитка. 2. Изучить строение самки и самца клеща и зарисовать в альбом. 3. На рисунке отметить: 1 - ротовой аппарат; 2 – пальпы; 3 – щиток; 4 – стигмы; 5 – анальное отверстие.
  Рис. 32.2. Строение ротовых органов клеща. 1. Рассмотреть микропрепарат ротовых органов клеща.Зарисовать препарат в альбом. 2. На рисунке отметить: 1 - хелицеры; 2 – гипостом; 3 – пальпы.

 

 

РАБОТА 3.Поселковыйклещ - Ornithodoruspapillipes.

Аргасовые клещи распространены в странах с теплым и тропическим климатом. Они обитают в пещерах, норах животных, постройках для скота, в полупустынях и пустынях и питаются кровью позвоночных животных на всех стадиях развития.

Тело клещей продолговатое, мягкое, не имеет щитков, размером 2–30 мм. Ротовой аппарат помещается на брюшной стороне.

Изучить строение поселкового клеща, обратить внимание на размер, положение ротовых органов, отсутствие щитка, форму тела.

 

  Рис. 32.3. Строение поселкового клеща. 1. На тотальном микропрепарате поселкового клеща обратить внимание на размеры тела, положение ротовых органов, отсутствие щитка. 2. Детально изучить строение клеща и зарисовать его в альбом. 3. На рисунке отметить: 1 - ротовой аппарат; 2 – конечности.

 

РАБОТА 4.Клещи отрядаAcariformes—возбудителей болезней.Морфологические особенности акариформных клещей.

Чесоточный зудень -Sarcoptes scabei. Эндопаразит человека, возбудитель скабиоза (чесотки), антропоноза.Тело чесоточного клеща широкое, овальное, складчатое, покрыто треугольными чешуйками.

Размеры самки составляют0,4 мм, самца — 0,3 мм. Ротовые органы клешневидные, грызущего типа. Ногикороткие, состоят из 6 члеников. На передних лапках расположены присоски.Глаза отсутствуют, дыхание осуществляется всей поверхностью тела.Живут они до 2 месяцев, откладывая за это время 30–40 яиц.

  Рис. 32.5. Строение чесоточного клеща. 1. На тотальном микропрепарате самки чесоточного клеща при малом увеличении микроскопа обратить внимание на размер, положение ротовых органов, размеры конечностей. 2. Зарисовать в альбом самку клеща. 3. На рисунке отметить: 1 - ротовой аппарат; 2 – конечности; 3 – шипики; 4 – щетинки.

 

Железница угревая - Demodex folliculorum. Эндопаразит человека, возбудитель демодекоза, антропоноза.Тело железницы червеобразное, малосегментированное, до 0,3 мм длиной.Клещ паразитирует в сальных железах и волосяных луковицах. Чаще всего поражают кожу лица, ушей и живота.

Изучить по таблицам строение железницы угревой, обратить внимание на форму тела, размеры, места локализации.

 

Рис. 32.6. Строение железницы угревой 1. Рассмотреть строение и локализацию железницы угревой.Обратить внимание на размеры тела, червеобразную форму, место паразитирования. 2. Зарисовать в альбом клеща демодекс. 3. На рисунке отметить: 1 - ротовой аппарат; 2 – конечности.  

 

Медицинское значениеАкариформных клещей(Acariformes).Акариформные клещи питаются мертвыми или живыми производными эпидермиса птиц, млекопитающих и человека. Медицинское значение имеют чесоточный зудень и железница угревая(рис. 31.7).

Чесоточный зудень – возбудитель скабиоза (чесотки). При чесотке обычно поражаются кистирук, локти, подмышечные впадины, а также кожа живота, бедер, ягодиц. Больного беспокоят сильный зуд и воспаления на коже. Клещи демодекс вызывают воспаление кожных покровов(угревую сыпь) в результате закупорки сальных желез.

Рис. 32.7. Клещи Acariformes – эктопаразиты и возбудители болезней человека.

 

РАБОТА 5.Природная очаговость паразитарных болезней.

По Е. Н. Павловскомуявление природной очаговости трансмиссивных болезней состоит в том, что независимо от человека(!)на территории определенных географических ландшафтов могут существовать очаги заболеваний, к возбудителям которых человек восприимчив.

Такие очаги сформировались в процессе длительной эволюции биоценозов с включением в их состав трех основных звеньев:

• популяции возбудителей болезни;

• популяции диких животных - природных резервуарных хозяев (доноры и реципиенты);

• популяции кровососущих членистоногих - переносчиковвозбудителей болезни.

 

Природные очаги трансмиссивных болезней бывают двух видов:

моновекторными, если впередаче возбудителя участвует один вид переносчиков (вшивые возвратный и сыпной тифы);

поливекторными, если передача одного и того же вида возбудителя происходит через переносчиков двух, трех и более видов членистоногих. Очагов таких болезней большинство (энцефалиты - таежный, или ранневесенний, и японский, или летне-осенний; спирохетоз - клещевой возвратный тиф; риккетсиоз - клещевой сыпной тиф североазиатский и др.).

Устойчивость природных очагов некоторых болезней объясняется прежде всего непрерывным обменом возбудителями между переносчиками и животными - природными резервуарами (донорами и реципиентами). Существует особая форма передачи возбудителей таких заболеваний, как клещевой энцефалит, клещевой возвратный тиф и др. – миграция с гемолимфой в различные органы, в том числе в яичники.В результате инфицированная самка откладывает инфицированные яйца, т. е. происходит трансовариальнаяпередача возбудителя потомству переносчика.

По способу передачи возбудителя от инфицированного позвоночного-донора → позвоночному-реципиенту природно-очаговые болезни делят на 2 типа:

→облигатно-трансмиссивные - только через кровососущего членистоногого при кровососании;

→факультативно-трансмиссивные - участие кровососущего членистоногого (переносчика) в передаче возбудителя возможно, но не обязательно. Т.е. наряду с трансмиссивным (через кровососа) существуют и другие способы передачи возбудителя от позвоночного-донора → позвоночному-реципиенту и человеку (например, пероральный, алиментарный, контактный и др.)

Возбудителями различных природно-очаговых болезней могут быть вирусы, спирохеты, риккетсии, разнообразные бактерии, простейшие, гельминты, паразитические грибки.

Изучить схему (рис.32.8) «Болезни, передаваемые членистоногими».Зарисовать схему в протокол, выбрав болезни, в передаче которых участвуют клещи.

Рисунок 32.8. Болезни, передаваемые членистоногими

 

РАБОТА 6. Решить ситуационные задачи.Ответы занести в протокол.

Ситуационные задачи

Задача 1. После посещения бассейна ваш приятель стал ощущать сильныйзуд между пальцами и на тыльной стороне ладоней. При осмотре на коже рукбыли обнаружены тонкие извилистые полоски грязного цвета.

Вопросы:

1. Как предположительно называется болезнь, которая развилась у вашегоприятеля?

2. Кто возбудитель данной болезни?

3. Как можно подтвердить предполагаемый диагноз?

Задача 2. Весной после прогулки в лесу студент обнаружил на теле присосавшегося клеща. Он имел следующее строение: тело клеща овальной формы,сильно сужено на переднем конце, длиной 3 мм, переднюю часть спины покрывает короткий щиток, который имеет светлый эмалевый рисунок с симметричнорасположенными бурыми пятнами.

Вопросы:

1. К какому семейству и роду относится обнаруженный клещ?

2. Является обнаруженный клещ самцом или самкой? Почему?

3. Возбудителей каких болезней может переносить этот клещ?

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 522.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...