Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раздел IV. Популяционно - видовой уровень организации живого.




Филогенез систем органов.

 

Филогенез органов и функциональных систем хордовых: кровеносной, нервной, выделительной. Возможные отклонения в анатомической организации человека как проявление предковых форм. Онтофилогенетическая обусловленность врожденных пороков развития органов и систем человека.

Индивидуальное и историческое развитие. Закон зародышевого сходства (К. Бэр). Биогенетический закон. Учение о филоэмбриогенезах (А. Н. Северцев). Филогенез как процесс эволюции онтогенеза.

Раздел V. Биогеоценологический уровень организации живого.

 

Экология - наука об отношениях организмов между собой и средой обитания. Экосистема - природный или природно-антропогенный комплекс живых организмов. Биогеоценоз. Биотип. Биоценоз. Антропоценоз. Составные части экосистем: абиотические вещества, продуценты, микро - и макроконсументы, поток энергии и экологическая энергетика. Пищевые цепи и структура биопродуцентной экологической энергетической пирамиды. Экологический гомеостаз и экологическая суссекция как главные события эволюции экосистем.

Среда как сложный комплекс абиотических, биотических и антропогеных факторов. Влияние на организм абиотических факторов: температуры, света, влажности, шума, ионизирующего излучения. Влияние на организм ботических факторов. Биологические ритмы и их связь с внешними ритмами. Формы взаимодействия между организмами в популяции: паразитизм, коменсализм, аменсализм, мутуализм, конкуренция, нейтрализм, хищничество.

 

1. Биологические аспекты антропогенных характеристик среды.

 

Экология человека. Биологический и социальный аспекты адаптации человека и населения к условиям жизнедеятельности. Антропогенные системы связи как результат индустриализации, химизации, урбанизации, развития транспорта, выхода в космос. Основные направления и результаты антропогенных изменений в окружающей среде. Охрана природы и рациональное использование растительных ресурсов лекарственного сырья, человек как объект фармакологического воздействия.

Понятие об экологических типах людей, условия их формирования в историческом развитии человечества. Морфофизиологические характеристики людей ряда экосистем и географических районов.

 

2. Паразитизм и паразитарные болезни человека.

 

Организм как среда обитания. Экологические основы паразитизма. Паразитизм как экологический феномен. Специфика среды обитания паразитов, особенности обмена веществ у паразитических животных. Экологические основы выделения групп паразитов. Классификация паразитических форм животных. Взаимодействия паразита и хозяина на уровне особей. Факторы действия хозяина на организм паразита. Факторы действия паразита на организм хозяина. Пути морфофизиологической адаптации к паразитическому образу жизни.

Специфичность в отношениях между паразитом и хозяином. Расселение и проблема поиска хозяина. Жизненные циклы паразитов. Чередование паразитов и феномен смены хозяев. Промежуточный и основной хозяева.

Трансмиссивные и природно-очаговые паразитарные и инфекционные заболевания. Экологические основы их выделения. Структура природного очага. Основные элементы природного очага: возбудитель, резервуар возбудителя, переносчик. Понятие об антропонозах и зоонозах.

Экологические принципы борьбы с паразитарными заболеваниями. Роль К. И. Скрябина, Е. Н. Павловского в развитии общей и медицинской паразитологии.

3. Простейшие - возбудители заболеваний.

 

Тип простейшие. Характерные черты организации. Значение для медицины. Класс Саркодовые. Дизентерийная амеба. Класс Жгутиковые. Лейшмании - возбудители кожного и висцерального лейшманиоза. Трихомонады - влагалищная и кишечная. Лямблия. Трипаносомы. Виды малярийных плазмодиев, патогенных для человека. Класс Инфузории. Балантидий. Морфологическая характеристика, циклы развития, пути заражения, патогенное действие, обоснование методов лабораторной диагностики и профилактики, лекарственные средства.

4. Гельминты.

 

Понятие о гельминтах. Био- и геогельминты. Тип Плоские черви. Характерные признаки организации. Медицинское значение. Класс Сосальщиков. Печеночный, кошачий, кровяной сосальщики. Морфология, циклы развития, пути заражения, патогенное действие, обоснование методов диагностики и профилактики.

Класс Ленточные черви. Бычий, свиной, карликовый цепни. Эхинококк. Широкий лентец. Морфология, циклы развития, пути заражения, патогенное действие, обоснование методов диагностики и профилактики. Тип Круглые черви. Характерные черты организации и медицинское значение. Аскарида, острица, власоглав, анкилостома, трихинелла, ришта. Морфология, циклыразвития, пути проникновения в организм, патогенное действие, обоснование методов лабораторной диагностики и профилактики, лекарственные средства. Гельминтозы человека, вызываемые мигрирующими личинками гельминтов животных.

5. Членистоногие - переносчики заболеваний.

 

Тип Членистоногие и их значение в медицине. Характерные особенности типа и классов, имеющих эпидемиологическое значение. Класс Ракообразные. Высшие и низшие раки - промежуточные хозяева гельминтов человека. Класс Паукообразные. Клещи: переносчики, природный резервуар, эктопаразиты, возбудители заболеваний. Иксодовые клещи (собачий, таежный, дермаценторы), аргазовые клещи (поселковый). Чесоточный зудень. Строение, циклы развития, меры борьбы и профилактики. Трансовориальная передача таежным клещем вируса весенне-летнего клещевого энцефалита. Профилактика. Класс Насекомые. Отряды, имеющие эпидемиологическое значение. Насекомые - переносчики возбудителей инфекционных и паразитарных заболеваний (тараканы, мухи, вши, блохи, комары, москиты). Использование продуктов жизнедеятельности насекомых в фармации.

Раздел VI. Биосферный уровень организации живого.

 

Биосфера как глобальная экосистема Земли. В. И. Вернадский - основоположник учения о биосфере. Организация биосферы. Границы биосферы. Состав биосферы: живое, костное, биогенное, биокостное вещества. Функции биосферы в развитии природы Земли и поддержание в ней динамических равновесий (окислительно-восстановительная, газообмен, кондиционирование рассеянных в геосфере элементов, синтез и разложение органического вещества). Биогеоценоз - элементарная структурная единица биосферы и элементарная единица биогеохимического круговорота Земли.

Человек и биосфера. Человек как природный объект. Биосфера как среда обитания и источник ресурсов. Ноосфера - высший этап эволюции биосферы. Биотехносфера. Медико-биологические аспекты ноосферы. Проблемы охраны окружающей среды и выживания человечества.



ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ

В результате изучения курса биологии студент фармацевтического вуза должен знать:

· предмет, цель и задачи дисциплины и ее значение для будущей профессиональной деятельности провизора;

· структуру и функции белков, углеводов, жиров и нуклеиновых кислот;

· основные этапы энергетики клетки;

· строение биологических мембран: механизмы транспорта веществ через мембраны;

· строение и функции органелл клетки;

· классификацию клеток в зависимости от их специализации; закономерности структурно-функциональных взаимосвязей в клетке;

· принцип и этапы передачи наследственной информации в поколениях организмов; этапы биосинтеза белка на рибосомах, регуляция этих этапов;

· понятие о гомеостазе;

· механизмы бесполого и полового размножения организмов, сущность митоза, мейоза и гаметогенеза;

· этапы онтогенеза, происхождение различных тканей из зародышевых листков;

· особенности детского организма, определяющие тактику применения лекарств у детей;

· особенности стареющего организма, предопределяющие образ жизни и тактику применения лекарств у лиц пожилого и старческого возраста;

· закономерности взаимосвязи организма со средой обитания, адекватные и неадекватные реакции организма на действие различных факторов среды;

· законы Г. Менделя;

· понятие о генотипе и фенотипе;

· закономерности моно- и дигибридного скрещивания;

· закономерности сцепленного наследования признаков;

· основы генетики пола;

· биологические основы наследственных болезней человека;

· социальные аспекты биологии человека;

· основные положения экологии человека;

· задачи провизора в деле охраны здоровья человека и среды обитания.

 

В результате изучения биологии студент фармацевтического вуза должен уметь:

· использовать знания строения и функций биомолекул клетки для понимания физиологических и патологических процессов, протекающих в клетке, а значит и для рационального применения лекарств;

· охарактеризовать органоиды клетки и их роль в осуществлении жизнедеятельности клетки для поддержания оптимальной регуляции клетки;

· на основе знаний этапов синтеза белка и факторов, обуславливающих его, уметь регулировать механизмы долгосрочной адаптации клетки;

· объяснять закономерности взаимосвязей в клетке и уметь пользоваться этими знаниями для вмешательства в патологический процесс клетки;

· пользоваться знаниями гомеостаза, адаптации в применении к конкретным жизненным ситуациям;

· определять пути регуляции деятельности клетки и управлять этой деятельностью;

· установить принципиальные различия между митозом и мейозом для понимания роли этих процессов в эволюции;

· использовать знания о разных видах адаптации для понимания этиологии некоторых болезней и для определения оптимальной фармакотерапии;

· использовать в будущей практической деятельности знания закономерностей наследования, установленные Г. Менделем, для решения, в частности, вопросов применения лекарств;

· проводить в жизнь систему мероприятий, профилактирующих здоровье человека и обеспечивающих охрану окружающей среды;

· самостоятельно работать с литературой по биологии, а также с учебной, учебно-методической и справочной литературой по медико-биологическим предметам;

· решать ситуационные задачи и тестовые задания для формирования эвристического мышления;

· оценивать общебиологические закономерности жизнедеятельности организма человека;

· оценивать возрастные особенности физиологических систем организма человека под углом зрения дифференцированного применения лекарств у лиц разного возраста.

 

Программа по биологии должна помочь студентам:

- развивать общебиологический подход к решению различных общих, а также частных вопросов фармации;

- развивать биологическое мышление, вооружающее специалиста методологическими установками при решении жизненных ситуаций;

- глубже понять закономерности жизнедеятельности организма человека;

- обобщать и осмысливать данные различных медицинских, фармацевтических наук и общебиологических позиций для того, чтобы в дальнейшем решать экологические проблемы;

- улучшить профессиональную подготовку провизора на современном этапе развития общества.



КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

Вариант I

1. Качественные особенности живой материи. Уровни организации живого. Ответ оформить в виде таблицы 1 (см. Приложение, здесь и далее).

2. Митотический цикл клетки. Характеристика периодов, митоз, его биологическое значение. Ответ оформить в виде таблицы 2.

3. Периодизация постнатального развития человека. Период роста и формирования. Влияние внешних и внутренних факторов. Ответ оформить в виде таблицы 3.

4. Закон Моргана. Хромосомная теория наследственности. Ответ оформить в виде таблицы 4.

5. Виды изменчивости. Норма реакции генетически детерминированных признаков. Фенокопии. Ответ оформить в виде таблицы 5.

6. Экологическая система – элементарная единица биосферы, влияние на организм абиотических факторов среды: температура, свет, влажность. Ответ оформить в виде таблицы 6.

7. Бычий цепень. Систематика, особенности организации, цикл развития, значение для медицины. Ответ оформить в виде таблицы 7.

Вариант II

1. Прокариоты и эукариоты. Клеточная теория, история и современное состояние. Ответ оформить в виде таблиц 8, 9.

2. Особенности строения половых клеток. Стадии процесса оплодотворения. Ответ оформить в виде таблицы 10.

3. Размножение – основное свойство живого. Формы бесполого размножения. Определение, сущность, биологическое значение. Ответ оформить в виде таблицы 11.

4. Генные и геномные мутации, механизм их возникновения. Значение для биологии и медицины. Ответ оформить в виде таблицы 12.

5. Биосфера: состав, структура и функции биосферы. Ответ оформить в виде таблицы 13.

6. Антропогенез, доказательство животного происхождения человека. Место человека в системе классификации. Ответ оформить в виде таблицы 14.

7. Общая характеристика класса Ленточные черви. Систематика, особенности организации, значение для медицины. Ответ оформить в виде таблицы 15.

Вариант III

1. Основные структурные компоненты клетки, органоиды мембранного и немембранного строения. Их строение и функции. Ответ оформить в виде таблицы 16.

2. Мейоз. Особенности первого и второго деления мейоза. Биологическое значение. Ответ оформить в виде таблицы 17.

3. Половое размножение у одноклеточных организмов. Конъюгация и копуляция. Ответ оформить в виде таблицы 18.

4. Законы Менделя. Гипотеза «чистоты гамет» и ее цитологические основы. Ответ оформить в виде таблицы 19.

5. Основные понятия генетики пола. Цитогенетические методы определения пола. Наследование, сцепленное с полом. Ответ оформить в виде таблицы 20.

6. Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина. Ответ оформить в виде таблицы 21.

7. Дизентерийная амеба. Систематика, особенности организации, цикл развития. значение для медицины. Ответ оформить в виде таблицы 22.

 

Вариант IV

1. Клетка как открытая система. дыхание и брожение. Фото- и хемосинтез. Ответ оформить в виде таблицы 23.

2. Сперматогенез: характеристика стадий размножения, роста, созревания, формирования. Ответ оформить в виде таблицы 24.

3. Половое размножение многоклеточных организмов. Половой диморфизм. Партеногенез. Биологическая роль полового размножения. Ответ оформить в виде таблицы 25.

4. Аллельные гены. Формы взаимодействия. Наследование групп крови. Множественные аллели. Примеры. Механизмы возникновения. Ответ оформить в виде таблицы 37, см. Приложение.

5. Понятие о виде. Критерии вида, популяции, видообразование. Микро- и макроэволюция. Ответ оформить в виде таблицы 27.

6. Общая характеристика типа Простейшие. Систематика, особенности организации, значение для медицины. Ответ оформить в виде таблицы 28.

7. Кошачий сосальщик. Систематика. Особенности организации, цикл развития, значение для медицины. Ответ оформить в виде таблицы 29.

Вариант V

1. Ассимиляция и диссимиляция, как основа самообновления биологических систем. Определение, сущность, значение. Ответ оформить в виде таблицы 30.

2. Овогенез: характеристика стадий размножения, роста, созревания. Ответ оформить в виде таблицы 31.

3. Основные этапы эмбриогенеза. Зародышевые листки и их производные. Гистогенез и органогенез. Ответ оформить в виде таблицы 32.

4. Взаимодействие неаллельных генов: комплементарность, эпистаз, полимерия. Плейотропия. Ответ оформить в виде таблицы 33.

5. Основные понятия экологии. Экологические факторы среды. Ответ оформить в виде таблицы 34.

6. Общая характеристика типа Плоские Черви. Систематика, особенности организации, значение для медицины. Ответ оформить в виде таблицы 35.

7. Малярийный плазмодий. Систематика, особенности организации, цикл развития, значение для медицины. Ответ оформить в виде таблицы 36.

Вариант VI

1. Строение и функции ДНК. Механизм редупликации ДНК. Биологическое значение. Ответ оформить в виде таблицы 37.

2. Кариотип и идиограмма хромосом человека. Характеристика кариотипа человека в норме. Ответ оформить в виде таблицы 38.

3. Общая характеристика эмбрионального развития. Внезародышевые или провизорные органы плода. Ответ оформить в виде таблицы 39.

4. Значение генетики для медицины. Цитологический и популяционно-статистический методы изучения наследственности человека. Ответ оформить в виде таблицы 40.

5. Хромосомные аберрации (мутации) или перестройки. Ответ оформить в виде таблицы 41.

6. Общая характеристика типа Круглые черви. Систематика, особенности организации, значение для медицины. Ответ оформить в виде таблицы 42.

7. Лямблия. Систематика, особенности организации, цикл развития. значение для медицины. Ответ оформить в виде таблицы 43.

 

Вариант VII

1. Роль РНК и ДНК в передаче наследственной информации. Основные этапы: транскрипция, процессинг, трансляция. Ответ оформить в виде таблицы 44.

2. Сравнительная характеристика типов деления клеток. Ответ оформить в виде таблицы 45.

3. Жизненные циклы развития. Прямое и непрямое развитие. Ответ оформить в виде таблицы 46.

4. Методы изучения наследственности человека: генеалогический и близнецовый методы, их значение для медицины. Ответ оформить в виде таблицы 47.

5. Биотические факторы среды. Роль организмов в круговороте веществ в биосфере, цепи питания. Взаимоотношения организмов. Ответ оформить в виде таблицы 48.

6. Общая характеристика класса Споровики. Систематика, особенности организации, значение для медицины. Ответ оформить в виде таблицы 49.

7. Печеночный сосальщик. Систематика, особенности организации, цикл развития, значение для медицины. Ответ оформить в виде таблицы 50.

Вариант VIII

1. Клетка – основная форма организации живой материи. Химическая организация клеток. Ответ оформить в виде таблицы 51.

2. Особенности строения яйцеклеток. Типы яйцеклеток по наличию и характеру распределения питательных веществ. Ответ оформить в виде таблицы 52.

3. Роль наследственности и среды в онтогенезе. Критические периоды развития. тератогенные факторы среды. Ответ оформить в виде таблицы 53.

4. Мутационная изменчивость. Классификация мутаций по характеру нарушений генотипа. Ответ оформить в виде таблицы 54.

5. Основные понятия паразитологии. Система паразит-хозяин. Трансмиссивные заболевания. Ответ оформить в виде таблицы 55.

6. Характеристика переходных форм от высших обезьян к человеку. Ответ оформить в виде таблицы 56.

7. Общая характеристика класса Жгутиковые. Систематика, особенности организации. значение для медицины. Ответ оформить в виде таблицы 57.

Вариант IX

1. Обмен веществ и энергии в клетке. Основные этапы энергетического обмена. Ответ оформить в виде таблицы 53, см. Приложение.

2. Ядро – структурный компонент эукариотической клетки, строение, химический состав, функции. Понятие о хромосомах и кариотипе. Ответ оформить в виде таблицы 54, см. Приложение.

3. Основные понятия генетики. Разделы генетики. Ответ оформить в виде таблицы 55, см. Приложение.

4. Комбинативная изменчивость. Ее значение в обеспечении генетического разнообразия людей. Явление гетерозиса.

5. Учение академика В.И. Вернадского. Эволюция биосферы. Биогенез – процесс от неживого к живому. Ноогенез. Ответ оформить в виде таблицы 56, см. Приложение.

6. Общая характеристика класса Инфузории. Систематика, особенности организации. значение для медицины. Ответ оформить в виде таблицы 57, см. приложение.

7. Аскарида, систематика, особенности организации, цикл развития, значение для медицины. Ответ оформить в виде таблицы 58, см. Приложение.

Вариант X

1. Фундаментальные свойства живого и атрибуты жизни. Ответ оформить в виде таблицы 59, см. Приложение.

2. Особенности морфологического и функционального строения хромосом. Гетерохроматин и эухроматин. Ответ оформить в виде таблицы 60, см. Приложение.

3. Особенности гибридологического метода исследования наследования признаков. Ответ оформить в виде таблицы 61.

4. Характеристика мутаций в зависимости от причин возникновения. Спонтанные и индуцированные мутации. Ответ оформить в виде таблицы 62, см. Приложение.

5. Концепция креационизма и трансформизма. Эволюционная теория Ж-Б Ламарка и ее оценка.

6. Общая характеристика класса Сосальщики. Систематика, особенности организации, значение для медицины. Ответ оформить в виде таблицы 63, см. приложение.

7. Балантидий. Систематика, особенности организации, цикл развития, значение для медицины. Ответ оформить в виде таблицы 64, см. Приложение.

 


ЛИТЕРАТУРА:

Основная литература:

  1. Биология / Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор. – в 3 т. – М. : «Мир», 1990.
  2. Биология. Современный курс / под ред. А.Ф. Никитина. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб. : «СпецЛит», 2006.
  3. Биология / под ред. Н.В. Чебышева. – 2-е изд., стереотипное. – М., 2008. – 416 с.
  4. Биология / под ред. В.Н. Ярыгиной. – М. : Высш. шк., 1997. – 448 с.
  5. Биология / Н.В. Чебышев, Г.Г. Гринева, М.В. Козарь, С.И. Гуленков [и др.]. – М. : ВУМНЦ, 2000. – 592 с.
  6. Мамонтов, С.Г. Основы биологии / С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Т.А. Козлов. – М. : «Просвещение», 1992.
  7. Основы общей биологии / под ред. Э. Либберта. – М. : «Мир», 1982.
  8. Пехов, А.П. Биология и общая генетика // А.П. Пехов. – М. : Изд-во РУДН, 1994. – 440 с., ил.
  9. Слюсарев, А.А. Биология / А.А. Слюсарев, С.В. Жукова. – Киев, 1987. – 415 с.
  10. Слюсарев, А.А. Биология с общей генетикой / А.А. Слюсарев. – М., 1978. – 472 с, ил.

Дополнительная литература:

  1. Генетика человека / В.А. Шевченко, Н.А. Топорнина, Н.С. Стволинская. – М. : Гуманитарн. издательск. центр ВЛАДОС, 2002.
  2. Гилберт, С. Биология развития / С. Гилберт. – М., 1993.
  3. Керролл, Р. Палеонтология и эволюция позвоночных / Р. Керролл. – М., 1993.
  4. Лобашов, М.Е. Генетика / М. Е. Лобашов. – Ленинград, 1967.
  5. Чебышев, Н.В. Биология клетки / Н.В. Чебышев, С.В. Кузнецов. – М., 1992.
  6.  Чебышев, Н.В. Простейшие / Н.В. Чебышев, А.М. Супряга. – М., 1992.



ПРИЛОЖЕНИЕ

ТАБЛИЦЫ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

 

ПРАВИЛА ЗАПОЛНЕНИЯ ТАБЛИЦ

Перед изложением ответа необходимо написать полный текст вопроса. если ответ оформляется в виде таблицы, то больше ничего добавлять не нужно, так как заполненная таблица дает полный и исчерпывающий ответ на поставленный вопрос.

Особое внимание при ответах на вопросы следует обратить на заполнение таблиц, так как каждая графа таблицы должна включать только несколько слов – результат анализа проработанного материала. Формы таблиц приведены в приложении. Работа с таблицами включает:










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 324.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...