![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Раздел IV. Популяционно - видовой уровень организации живого.
Филогенез систем органов.
Филогенез органов и функциональных систем хордовых: кровеносной, нервной, выделительной. Возможные отклонения в анатомической организации человека как проявление предковых форм. Онтофилогенетическая обусловленность врожденных пороков развития органов и систем человека. Индивидуальное и историческое развитие. Закон зародышевого сходства (К. Бэр). Биогенетический закон. Учение о филоэмбриогенезах (А. Н. Северцев). Филогенез как процесс эволюции онтогенеза. Раздел V. Биогеоценологический уровень организации живого.
Экология - наука об отношениях организмов между собой и средой обитания. Экосистема - природный или природно-антропогенный комплекс живых организмов. Биогеоценоз. Биотип. Биоценоз. Антропоценоз. Составные части экосистем: абиотические вещества, продуценты, микро - и макроконсументы, поток энергии и экологическая энергетика. Пищевые цепи и структура биопродуцентной экологической энергетической пирамиды. Экологический гомеостаз и экологическая суссекция как главные события эволюции экосистем. Среда как сложный комплекс абиотических, биотических и антропогеных факторов. Влияние на организм абиотических факторов: температуры, света, влажности, шума, ионизирующего излучения. Влияние на организм ботических факторов. Биологические ритмы и их связь с внешними ритмами. Формы взаимодействия между организмами в популяции: паразитизм, коменсализм, аменсализм, мутуализм, конкуренция, нейтрализм, хищничество.
1. Биологические аспекты антропогенных характеристик среды.
Экология человека. Биологический и социальный аспекты адаптации человека и населения к условиям жизнедеятельности. Антропогенные системы связи как результат индустриализации, химизации, урбанизации, развития транспорта, выхода в космос. Основные направления и результаты антропогенных изменений в окружающей среде. Охрана природы и рациональное использование растительных ресурсов лекарственного сырья, человек как объект фармакологического воздействия. Понятие об экологических типах людей, условия их формирования в историческом развитии человечества. Морфофизиологические характеристики людей ряда экосистем и географических районов.
2. Паразитизм и паразитарные болезни человека.
Организм как среда обитания. Экологические основы паразитизма. Паразитизм как экологический феномен. Специфика среды обитания паразитов, особенности обмена веществ у паразитических животных. Экологические основы выделения групп паразитов. Классификация паразитических форм животных. Взаимодействия паразита и хозяина на уровне особей. Факторы действия хозяина на организм паразита. Факторы действия паразита на организм хозяина. Пути морфофизиологической адаптации к паразитическому образу жизни. Специфичность в отношениях между паразитом и хозяином. Расселение и проблема поиска хозяина. Жизненные циклы паразитов. Чередование паразитов и феномен смены хозяев. Промежуточный и основной хозяева. Трансмиссивные и природно-очаговые паразитарные и инфекционные заболевания. Экологические основы их выделения. Структура природного очага. Основные элементы природного очага: возбудитель, резервуар возбудителя, переносчик. Понятие об антропонозах и зоонозах. Экологические принципы борьбы с паразитарными заболеваниями. Роль К. И. Скрябина, Е. Н. Павловского в развитии общей и медицинской паразитологии. 3. Простейшие - возбудители заболеваний.
Тип простейшие. Характерные черты организации. Значение для медицины. Класс Саркодовые. Дизентерийная амеба. Класс Жгутиковые. Лейшмании - возбудители кожного и висцерального лейшманиоза. Трихомонады - влагалищная и кишечная. Лямблия. Трипаносомы. Виды малярийных плазмодиев, патогенных для человека. Класс Инфузории. Балантидий. Морфологическая характеристика, циклы развития, пути заражения, патогенное действие, обоснование методов лабораторной диагностики и профилактики, лекарственные средства. 4. Гельминты.
Понятие о гельминтах. Био- и геогельминты. Тип Плоские черви. Характерные признаки организации. Медицинское значение. Класс Сосальщиков. Печеночный, кошачий, кровяной сосальщики. Морфология, циклы развития, пути заражения, патогенное действие, обоснование методов диагностики и профилактики. Класс Ленточные черви. Бычий, свиной, карликовый цепни. Эхинококк. Широкий лентец. Морфология, циклы развития, пути заражения, патогенное действие, обоснование методов диагностики и профилактики. Тип Круглые черви. Характерные черты организации и медицинское значение. Аскарида, острица, власоглав, анкилостома, трихинелла, ришта. Морфология, циклыразвития, пути проникновения в организм, патогенное действие, обоснование методов лабораторной диагностики и профилактики, лекарственные средства. Гельминтозы человека, вызываемые мигрирующими личинками гельминтов животных. 5. Членистоногие - переносчики заболеваний.
Тип Членистоногие и их значение в медицине. Характерные особенности типа и классов, имеющих эпидемиологическое значение. Класс Ракообразные. Высшие и низшие раки - промежуточные хозяева гельминтов человека. Класс Паукообразные. Клещи: переносчики, природный резервуар, эктопаразиты, возбудители заболеваний. Иксодовые клещи (собачий, таежный, дермаценторы), аргазовые клещи (поселковый). Чесоточный зудень. Строение, циклы развития, меры борьбы и профилактики. Трансовориальная передача таежным клещем вируса весенне-летнего клещевого энцефалита. Профилактика. Класс Насекомые. Отряды, имеющие эпидемиологическое значение. Насекомые - переносчики возбудителей инфекционных и паразитарных заболеваний (тараканы, мухи, вши, блохи, комары, москиты). Использование продуктов жизнедеятельности насекомых в фармации. Раздел VI. Биосферный уровень организации живого.
Биосфера как глобальная экосистема Земли. В. И. Вернадский - основоположник учения о биосфере. Организация биосферы. Границы биосферы. Состав биосферы: живое, костное, биогенное, биокостное вещества. Функции биосферы в развитии природы Земли и поддержание в ней динамических равновесий (окислительно-восстановительная, газообмен, кондиционирование рассеянных в геосфере элементов, синтез и разложение органического вещества). Биогеоценоз - элементарная структурная единица биосферы и элементарная единица биогеохимического круговорота Земли. Человек и биосфера. Человек как природный объект. Биосфера как среда обитания и источник ресурсов. Ноосфера - высший этап эволюции биосферы. Биотехносфера. Медико-биологические аспекты ноосферы. Проблемы охраны окружающей среды и выживания человечества. ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В результате изучения курса биологии студент фармацевтического вуза должен знать: · предмет, цель и задачи дисциплины и ее значение для будущей профессиональной деятельности провизора; · структуру и функции белков, углеводов, жиров и нуклеиновых кислот; · основные этапы энергетики клетки; · строение биологических мембран: механизмы транспорта веществ через мембраны; · строение и функции органелл клетки; · классификацию клеток в зависимости от их специализации; закономерности структурно-функциональных взаимосвязей в клетке; · принцип и этапы передачи наследственной информации в поколениях организмов; этапы биосинтеза белка на рибосомах, регуляция этих этапов; · понятие о гомеостазе; · механизмы бесполого и полового размножения организмов, сущность митоза, мейоза и гаметогенеза; · этапы онтогенеза, происхождение различных тканей из зародышевых листков; · особенности детского организма, определяющие тактику применения лекарств у детей; · особенности стареющего организма, предопределяющие образ жизни и тактику применения лекарств у лиц пожилого и старческого возраста; · закономерности взаимосвязи организма со средой обитания, адекватные и неадекватные реакции организма на действие различных факторов среды; · законы Г. Менделя; · понятие о генотипе и фенотипе; · закономерности моно- и дигибридного скрещивания; · закономерности сцепленного наследования признаков; · основы генетики пола; · биологические основы наследственных болезней человека; · социальные аспекты биологии человека; · основные положения экологии человека; · задачи провизора в деле охраны здоровья человека и среды обитания.
В результате изучения биологии студент фармацевтического вуза должен уметь: · использовать знания строения и функций биомолекул клетки для понимания физиологических и патологических процессов, протекающих в клетке, а значит и для рационального применения лекарств; · охарактеризовать органоиды клетки и их роль в осуществлении жизнедеятельности клетки для поддержания оптимальной регуляции клетки; · на основе знаний этапов синтеза белка и факторов, обуславливающих его, уметь регулировать механизмы долгосрочной адаптации клетки; · объяснять закономерности взаимосвязей в клетке и уметь пользоваться этими знаниями для вмешательства в патологический процесс клетки; · пользоваться знаниями гомеостаза, адаптации в применении к конкретным жизненным ситуациям; · определять пути регуляции деятельности клетки и управлять этой деятельностью; · установить принципиальные различия между митозом и мейозом для понимания роли этих процессов в эволюции; · использовать знания о разных видах адаптации для понимания этиологии некоторых болезней и для определения оптимальной фармакотерапии; · использовать в будущей практической деятельности знания закономерностей наследования, установленные Г. Менделем, для решения, в частности, вопросов применения лекарств; · проводить в жизнь систему мероприятий, профилактирующих здоровье человека и обеспечивающих охрану окружающей среды; · самостоятельно работать с литературой по биологии, а также с учебной, учебно-методической и справочной литературой по медико-биологическим предметам; · решать ситуационные задачи и тестовые задания для формирования эвристического мышления; · оценивать общебиологические закономерности жизнедеятельности организма человека; · оценивать возрастные особенности физиологических систем организма человека под углом зрения дифференцированного применения лекарств у лиц разного возраста.
Программа по биологии должна помочь студентам: - развивать общебиологический подход к решению различных общих, а также частных вопросов фармации; - развивать биологическое мышление, вооружающее специалиста методологическими установками при решении жизненных ситуаций; - глубже понять закономерности жизнедеятельности организма человека; - обобщать и осмысливать данные различных медицинских, фармацевтических наук и общебиологических позиций для того, чтобы в дальнейшем решать экологические проблемы; - улучшить профессиональную подготовку провизора на современном этапе развития общества. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ Вариант I 1. Качественные особенности живой материи. Уровни организации живого. Ответ оформить в виде таблицы 1 (см. Приложение, здесь и далее). 2. Митотический цикл клетки. Характеристика периодов, митоз, его биологическое значение. Ответ оформить в виде таблицы 2. 3. Периодизация постнатального развития человека. Период роста и формирования. Влияние внешних и внутренних факторов. Ответ оформить в виде таблицы 3. 4. Закон Моргана. Хромосомная теория наследственности. Ответ оформить в виде таблицы 4. 5. Виды изменчивости. Норма реакции генетически детерминированных признаков. Фенокопии. Ответ оформить в виде таблицы 5. 6. Экологическая система – элементарная единица биосферы, влияние на организм абиотических факторов среды: температура, свет, влажность. Ответ оформить в виде таблицы 6. 7. Бычий цепень. Систематика, особенности организации, цикл развития, значение для медицины. Ответ оформить в виде таблицы 7. Вариант II 1. Прокариоты и эукариоты. Клеточная теория, история и современное состояние. Ответ оформить в виде таблиц 8, 9. 2. Особенности строения половых клеток. Стадии процесса оплодотворения. Ответ оформить в виде таблицы 10. 3. Размножение – основное свойство живого. Формы бесполого размножения. Определение, сущность, биологическое значение. Ответ оформить в виде таблицы 11. 4. Генные и геномные мутации, механизм их возникновения. Значение для биологии и медицины. Ответ оформить в виде таблицы 12. 5. Биосфера: состав, структура и функции биосферы. Ответ оформить в виде таблицы 13. 6. Антропогенез, доказательство животного происхождения человека. Место человека в системе классификации. Ответ оформить в виде таблицы 14. 7. Общая характеристика класса Ленточные черви. Систематика, особенности организации, значение для медицины. Ответ оформить в виде таблицы 15. Вариант III 1. Основные структурные компоненты клетки, органоиды мембранного и немембранного строения. Их строение и функции. Ответ оформить в виде таблицы 16. 2. Мейоз. Особенности первого и второго деления мейоза. Биологическое значение. Ответ оформить в виде таблицы 17. 3. Половое размножение у одноклеточных организмов. Конъюгация и копуляция. Ответ оформить в виде таблицы 18. 4. Законы Менделя. Гипотеза «чистоты гамет» и ее цитологические основы. Ответ оформить в виде таблицы 19. 5. Основные понятия генетики пола. Цитогенетические методы определения пола. Наследование, сцепленное с полом. Ответ оформить в виде таблицы 20. 6. Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина. Ответ оформить в виде таблицы 21. 7. Дизентерийная амеба. Систематика, особенности организации, цикл развития. значение для медицины. Ответ оформить в виде таблицы 22.
Вариант IV 1. Клетка как открытая система. дыхание и брожение. Фото- и хемосинтез. Ответ оформить в виде таблицы 23. 2. Сперматогенез: характеристика стадий размножения, роста, созревания, формирования. Ответ оформить в виде таблицы 24. 3. Половое размножение многоклеточных организмов. Половой диморфизм. Партеногенез. Биологическая роль полового размножения. Ответ оформить в виде таблицы 25. 4. Аллельные гены. Формы взаимодействия. Наследование групп крови. Множественные аллели. Примеры. Механизмы возникновения. Ответ оформить в виде таблицы 37, см. Приложение. 5. Понятие о виде. Критерии вида, популяции, видообразование. Микро- и макроэволюция. Ответ оформить в виде таблицы 27. 6. Общая характеристика типа Простейшие. Систематика, особенности организации, значение для медицины. Ответ оформить в виде таблицы 28. 7. Кошачий сосальщик. Систематика. Особенности организации, цикл развития, значение для медицины. Ответ оформить в виде таблицы 29. Вариант V 1. Ассимиляция и диссимиляция, как основа самообновления биологических систем. Определение, сущность, значение. Ответ оформить в виде таблицы 30. 2. Овогенез: характеристика стадий размножения, роста, созревания. Ответ оформить в виде таблицы 31. 3. Основные этапы эмбриогенеза. Зародышевые листки и их производные. Гистогенез и органогенез. Ответ оформить в виде таблицы 32. 4. Взаимодействие неаллельных генов: комплементарность, эпистаз, полимерия. Плейотропия. Ответ оформить в виде таблицы 33. 5. Основные понятия экологии. Экологические факторы среды. Ответ оформить в виде таблицы 34. 6. Общая характеристика типа Плоские Черви. Систематика, особенности организации, значение для медицины. Ответ оформить в виде таблицы 35. 7. Малярийный плазмодий. Систематика, особенности организации, цикл развития, значение для медицины. Ответ оформить в виде таблицы 36. Вариант VI 1. Строение и функции ДНК. Механизм редупликации ДНК. Биологическое значение. Ответ оформить в виде таблицы 37. 2. Кариотип и идиограмма хромосом человека. Характеристика кариотипа человека в норме. Ответ оформить в виде таблицы 38. 3. Общая характеристика эмбрионального развития. Внезародышевые или провизорные органы плода. Ответ оформить в виде таблицы 39. 4. Значение генетики для медицины. Цитологический и популяционно-статистический методы изучения наследственности человека. Ответ оформить в виде таблицы 40. 5. Хромосомные аберрации (мутации) или перестройки. Ответ оформить в виде таблицы 41. 6. Общая характеристика типа Круглые черви. Систематика, особенности организации, значение для медицины. Ответ оформить в виде таблицы 42. 7. Лямблия. Систематика, особенности организации, цикл развития. значение для медицины. Ответ оформить в виде таблицы 43.
Вариант VII 1. Роль РНК и ДНК в передаче наследственной информации. Основные этапы: транскрипция, процессинг, трансляция. Ответ оформить в виде таблицы 44. 2. Сравнительная характеристика типов деления клеток. Ответ оформить в виде таблицы 45. 3. Жизненные циклы развития. Прямое и непрямое развитие. Ответ оформить в виде таблицы 46. 4. Методы изучения наследственности человека: генеалогический и близнецовый методы, их значение для медицины. Ответ оформить в виде таблицы 47. 5. Биотические факторы среды. Роль организмов в круговороте веществ в биосфере, цепи питания. Взаимоотношения организмов. Ответ оформить в виде таблицы 48. 6. Общая характеристика класса Споровики. Систематика, особенности организации, значение для медицины. Ответ оформить в виде таблицы 49. 7. Печеночный сосальщик. Систематика, особенности организации, цикл развития, значение для медицины. Ответ оформить в виде таблицы 50. Вариант VIII 1. Клетка – основная форма организации живой материи. Химическая организация клеток. Ответ оформить в виде таблицы 51. 2. Особенности строения яйцеклеток. Типы яйцеклеток по наличию и характеру распределения питательных веществ. Ответ оформить в виде таблицы 52. 3. Роль наследственности и среды в онтогенезе. Критические периоды развития. тератогенные факторы среды. Ответ оформить в виде таблицы 53. 4. Мутационная изменчивость. Классификация мутаций по характеру нарушений генотипа. Ответ оформить в виде таблицы 54. 5. Основные понятия паразитологии. Система паразит-хозяин. Трансмиссивные заболевания. Ответ оформить в виде таблицы 55. 6. Характеристика переходных форм от высших обезьян к человеку. Ответ оформить в виде таблицы 56. 7. Общая характеристика класса Жгутиковые. Систематика, особенности организации. значение для медицины. Ответ оформить в виде таблицы 57. Вариант IX 1. Обмен веществ и энергии в клетке. Основные этапы энергетического обмена. Ответ оформить в виде таблицы 53, см. Приложение. 2. Ядро – структурный компонент эукариотической клетки, строение, химический состав, функции. Понятие о хромосомах и кариотипе. Ответ оформить в виде таблицы 54, см. Приложение. 3. Основные понятия генетики. Разделы генетики. Ответ оформить в виде таблицы 55, см. Приложение. 4. Комбинативная изменчивость. Ее значение в обеспечении генетического разнообразия людей. Явление гетерозиса. 5. Учение академика В.И. Вернадского. Эволюция биосферы. Биогенез – процесс от неживого к живому. Ноогенез. Ответ оформить в виде таблицы 56, см. Приложение. 6. Общая характеристика класса Инфузории. Систематика, особенности организации. значение для медицины. Ответ оформить в виде таблицы 57, см. приложение. 7. Аскарида, систематика, особенности организации, цикл развития, значение для медицины. Ответ оформить в виде таблицы 58, см. Приложение. Вариант X 1. Фундаментальные свойства живого и атрибуты жизни. Ответ оформить в виде таблицы 59, см. Приложение. 2. Особенности морфологического и функционального строения хромосом. Гетерохроматин и эухроматин. Ответ оформить в виде таблицы 60, см. Приложение. 3. Особенности гибридологического метода исследования наследования признаков. Ответ оформить в виде таблицы 61. 4. Характеристика мутаций в зависимости от причин возникновения. Спонтанные и индуцированные мутации. Ответ оформить в виде таблицы 62, см. Приложение. 5. Концепция креационизма и трансформизма. Эволюционная теория Ж-Б Ламарка и ее оценка. 6. Общая характеристика класса Сосальщики. Систематика, особенности организации, значение для медицины. Ответ оформить в виде таблицы 63, см. приложение. 7. Балантидий. Систематика, особенности организации, цикл развития, значение для медицины. Ответ оформить в виде таблицы 64, см. Приложение.
ЛИТЕРАТУРА: Основная литература:
Дополнительная литература:
ПРИЛОЖЕНИЕ ТАБЛИЦЫ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ
ПРАВИЛА ЗАПОЛНЕНИЯ ТАБЛИЦ Перед изложением ответа необходимо написать полный текст вопроса. если ответ оформляется в виде таблицы, то больше ничего добавлять не нужно, так как заполненная таблица дает полный и исчерпывающий ответ на поставленный вопрос. Особое внимание при ответах на вопросы следует обратить на заполнение таблиц, так как каждая графа таблицы должна включать только несколько слов – результат анализа проработанного материала. Формы таблиц приведены в приложении. Работа с таблицами включает: |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 389. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |