Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Раздел III. Организменный уровень организации живого. Размножение живого.Стр 1 из 4Следующая ⇒
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО БИОЛОГИИ
Для студентов заочного факультета
Пермь 2009
Методическое пособие составили, дополнили и переработали сотрудники кафедры ботаники и общей биологии Пермской фармацевтической академии: профессор Петриченко В.М., доцент Шестакова Т.С., ассистент Марценюк В.Б. при разработке пособия использован материал методического пособия
Заведующий кафедрой ботаники и общей биологии: профессор Петриченко В.М.
Рецензент: заведующая кафедрой микробиологии Пермской фармацевтической академии, профессор Одегова Т.Ф.
Методическое пособие по общей биологии для студентов очного факультета рекомендовано к изданию советом Пермской фармацевтической академии (протокол заседания № от )
СОДЕРЖАНИЕ Введение Общие указания по методике самостоятельной работы и порядок оформления контрольных работ Программа по биологии для студентов фармацевтических вузов Знания и умения Контрольные задания Литература Приложение ВВЕДЕНИЕ Биология является базисной дисциплиной в системе подготовки специалистов с высшим фармацевтическим образованием. Совместно с другими дисциплинами она формирует специалиста, способного решать современные медико-социальные проблемы, связанные с разработкой и использованием высокоэффективных лекарственных средств. В ряду медико-биологических предметов биология является основой для изучения ботаники, микробиологии, физиологии, биологической химии, фармакологии и других специальных дисциплин. Ознакомление студентов с новейшими достижениями современной биологии повышает общетеоретическую и биологическую подготовку провизоров. При изучении курса биологии предполагается ознакомить студентов с научной картиной живой природы, развитием органического мира, клеточной и эволюционной теорией, основными закономерностями наследственности и изменчивости, взаимоотношениями видов, сообществ со средой.
ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО МЕТОДИКЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Изучение биологии в учебном плане студентов заочного обучения фармацевтических вузов проводится в соответствии с программой и состоит из: · самостоятельной проработки учебной литературы по биологии; · использования письменных, заочных и очных консультаций по вопросам, представляющим определенные трудности для понимания и усвоения материала; · выполнения контрольной работы; · освоения лекционного материала и посещения семинарских занятий. Самостоятельная работа студента является основным звеном в системе заочного обучения и должна проводиться по индивидуальному плану: 1. Студенту необходимо ознакомиться с программой курса биологии, изложенной ниже. 2. Подобрать соответствующие пособия. 3. Изучить материал и ответить на вопросы. В процессе изучения курса студент обязан выполнить одну контрольную работу, которая состоит из семи вопросов. Номер варианта работы определяется по последней цифре шифра. Контрольную работу рекомендуется выполнять в тетради разборчиво, без сокращения слов, справа оставлять поля для замечаний рецензента. На обложке тетради указывается домашний адрес, фамилия, имя, отчество, шифр и вариант. Ответы на вопросы контрольной работы должны полностью раскрывать биологическую сущность изучаемых явлений и аргументировать соответствующими примерами, схемами, рисунками. Перед изложением ответа необходимо написать полный текст вопроса.Формы таблиц приведены в приложении. Работа с таблицами включает: Перенесение формы таблицы с перечнем признаков и вопросов в тетрадь для контрольных работ. Краткий ответ разместить напротив признака или вопроса. Ответ рекомендуется составлять после изучения данной темы по учебнику и дополнительной литературе. В конце работы указывается список используемой литературы, дата выполнения и личная подпись студента. Работа высылается в адрес деканата согласно установленного им графика выполнения работ. Кроме контрольной работы студентам заочного факультета предоставляется возможность послушать лекционный курс в объеме 8 часов и посетить семинарские занятия (6 часов). Изучение дисциплины заканчивается сдачей тестового зачета. ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ВУЗОВ Организация жизни на Земле
Развитие представлений о сущности жизни. Определение жизни с позиций системного подхода. Организация открытых биологических систем в пространстве и во времени. Системность и организованность живой природы Земли. Дискретность и целостность. Живые существа - дискретная форма жизни, их разнообразие и единый принцип организации. Фундаментальные свойства живых систем (самообновление, саморегуляция, самовоспроизводство) и атрибуты жизни: обмен веществ, энергии, раздражимость, гомеостаз, размножение, наследственность и изменчивость. Уровни организации живого. Проявление фундаментальных свойств живого на основных эволюционно-обусловленных уровнях организации: молекулярно-генетическом, клеточном, онтогенетическом, популяционно-видовом, биогеоценологическом, биосферном. Закономерности и механизмы жизнедеятельности человека на эволюционно обусловленных уровнях его организации для медицины. Раздел I. Молекулярно-генетический уровень организации живого.
Единство материального субстрата жизни и жизненных явлений на молекулярном уровне. Природные биогенные макро- и микроэлементы. Молекулярная организация наследственного материала. Универсальная организация и функции нуклеиновых кислот в хранении, передаче и реализации наследственной информации. Конвариантная репродукция – молекулярный механизм наследственности и изменчивости живых организмов. Участки ДНК с уникальными и повторяющимися последовательностями нуклеотидов, их функциональное значение. Наследственный аппарат клеток человека. Морфофункциональная характеристика и классификация хромосом. Кариотип человека. Кодирование и реализация генетической информации в клетке. Кодовая система в ДНК. Синтез белка. Белки - непосредственные продукты и реализаторы генетической информации. Биологическая роль белков, полисахаридов, липидов и АТФ. Раздел II. Клеточный уровень организации живого.
Клетка - элементарная биологическая система. Клетка - элементарная генетическая и структурно-функциональная единица многоклеточных организмов. Прокариотические и эукариотические клетки, их характеристики. Клеточные мембраны, их роль в пространственной и временной организации клетки. Цитоплазма: цитоплазматический матрикс – внутренняя среда клетки. Система эндомембран как основной компонент пространственной субклеточной организации, транспорт веществ через мембрану. Органеллы клетки, их морфофункциональная организация и классификация. Цитоплазматические включения. Ядро - система управления клетки. Ядерная оболочка. Нуклеоплазма - внутренняя среда ядра. Ядерно-цитоплазматические взаимодействия. Патология клетки. Раздел III. Организменный уровень организации живого. Размножение живого. 1. Размножение организмов. Размножение - универсальное свойство живого, обеспечивающее материальную непрерывность в ряду поколений. Бесполое и половое размножение. Партеногенез. Полиэмбриония. Клеточный цикл, его периодизация. Митотический цикл, фазы авторепродукции и распределения генетического материала. Строение хромосом и динамика их структуры в клеточном цикле. Значение митоза для размножения организмов. Биологическая роль и формы бесполого размножения. Мейоз, цитологическая и цитогенетическая характеристики. Гаметогенез. Строение половых клеток. Оплодотворение. Биологический аспект репродукции человека. 2. Наследственность и изменчивость.
Предмет, задачи и методы генетики. Наследственность и изменчивость - фундаментальные свойства живого. Понятия об аллельности, гомозиготности, гетерозиготности. Уровни организации наследственного материала: генный, хромосомный, геномный. Ген - функцональная единица наследственности. Тонкая структура гена и его свойства. Понятие о признаках. 3. Закономерности наследования.
Типы наследования. Моногенное наследование как механизм передачи потомству качественных признаков. Моногибридное скрещивание. Г. Мендель и его законы. Гибридологический метод, примененный Менделем. Первый закон Менделя - закон единообразия гибридов первого поколения. Второй закон Менделя - закон расщепления гибридов второго поколения. Ди - и полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя - закон независимого комбинирования неаллельных генов. Статистический характер менделевских закономерностей. Менделирующие признаки человека. Сцепленное наследование признаков и кроссинговер. Основные положения хромосомной теории наследственности. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследование признаков, контролируемых генами Х- и У- хромосом человека. Полигенное наследование как механизм наследования количественных признаков. Генотип и фенотип. Фенотип как результат реализации наследственной информации (генотипа) в определенных условиях среды. Взаимодействие аллелей в детерминации признаков: доминирование, промежуточное наследование, рецессивность, кодоминирование. Множественные аллели. Наследование групп крови АВО. Взаимодействие неаллельных генов. Эпистаз. Комплементарность. Полимерия. Количественная и качественная специфика проявления генов в признаке: пенетрантность, экспрессивность, плейотропия, генокопии. Мультифакторный принцип формирования фенотипа. Формы изменчивости: модификационная, комбинативная, мутационная и их значение в онтогенезе и эволюции. Модификационная изменчивость. Норма реакции генетически детерминированных признаков. Фенокопии. Адаптивный характер модификаций. Генотипическая изменчивость (комбинативная и мутационная). Механизмы комбинативной изменчивости. Значение комбинативной изменчивости в обеспечении генотипического разнообразия людей. Мутационная изменчивость. Мутации как качественные или количественные изменения генетического материала. Классификация мутаций: генные, хромосомные, геномные. Мутации в половых и соматических клетках. Полиплоидия, гетероплоидия, гаплоидия и механизмы, мутагенность тератогенность лекарственных веществ их обуславливающие. Значение полиплоидии в создании новых сортов лекарственных растений. Хромосомные мутации: делеция инверсия, дупликация и транслокация. Спонтанные и индуцированные мутации. Мутагены: физические, химические, биологические. Мутагенез у человека. Мутагенез и канцерогенез, мутагенность и тератогенность лекарственных веществ. Генетическая опасность загрязнения окружающей среды и меры защиты. Медицинская генетика. Человек как специфический объект генетических исследований. Основные методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, популяционно-статистический, биохимический. Возможности и ограничения методов генетики человека. Понятие о наследственных болезнях, роль среды в их проявлении. Врожденные и неврожденные наследственные болезни. Генные наследственные болезни, механизмы их развития. Хромосомные болезни, связанные с изменением числа хромосом у человека, механизмы их развития. Генная инженерия, перспективы ее в лечении генных наследственных болезней. Профилактика наследственных болезней. Медико-генетическое консультирование как основа профилактики наследственных болезней. Медико-генетическое прогнозирование - определение риска рождения больного ребенка в семье. Пренатальная (дородовая) диагностика. 4. Биология развития.
Индивидуальное развитие (онтогенез). Периодизация онтогенеза (предэмбриональный, эмбриональный и постэмбриональный периоды). Характеристика эмбрионального периода (прогенез, дробление, гаструляция, гисто- и органогенез). Стадии эмбриогенеза (зигота, бластула, гаструла). Взаимодействия материнского организма и плода. Роль наследственности и среды в онтогенезе. Критические периоды развития. Тератогенные факторы. Постнатальный онтогенез. Дорепродуктивный, репродуктивный, пострепродуктивный периоды. Взаимодействие социального и биологического факторов в периоды детства, молодости, зрелости. Биологические аспекты старения, смерти. Молекулярные, генетические, клеточные и системные механизмы старения. Проблемы долголетия, основные этапы онтогенеза у растений. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 276. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |