Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРАВИЛА РАБОТЫ С МИКРОСКОПОМ




Министерство здравоохранения ЛНР

Государственное учреждение
«Луганский государственный медицинский университет»

Кафедра биологии

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по научно-педагогической работе, доцент__________ Бибик В.В.

«____» _______________ 20_ год

 

 


МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ  

К практическим занятиям

(лабораторным занятиям, семинарам)

Для студентов

По дисциплине (курсу)

«БИОЛОГИЯ»

 

 

Факультет: Медицинский. Стоматологический.

Специальность(и) Лечебное дело. Стоматология.

Курс I

 

Луганск - 2015


 

Методические разработки рекомендованы к утверждению на заседании кафедры биологии «28» августа 2015 г., протокол №1.

 


Заведующий кафедрой, д.б.н., профессор                             Федченко С.Н.

 

Методические разработки согласованы на заседании ЦМК по гуманитарным дисциплинам «1» сентября 2015 г., протокол №1.

 

Председатель ЦМК по гуманитарным дисциплинам              Кащенко С.А.

 

Методические разработки пересмотрены и рекомендованы к утверждению на заседании кафедры биологии 

«____» _______ 20___ г., протокол №___.

 

Заведующий кафедрой, д.б.н., профессор                             Федченко С.Н.

Методические разработки пересмотрены и согласованы на заседании ЦМК по гуманитарным дисциплинам «___» _______________ 20___ г., протокол №___.

 

Председатель ЦМК по гуманитарным дисциплинам              Кащенко С.А.

 

Методические разработки пересмотрены и рекомендованы к утверждению на заседании кафедры биологии «____» ____________ 20___ г., протокол №___.

 

Заведующий кафедрой, д.б.н., профессор                             Федченко С.Н.

Методические разработки пересмотрены и согласованы на заседании ЦМК по гуманитарным дисциплинам «___» _______________ 20___ г., протокол №___.

 

Председатель ЦМК по гуманитарным дисциплинам              Кащенко С.А.

 

ТЕМАТИКА ЗАНЯТИЙ:

Тема №1: Вступление в курс медицинской биологии. Уровни организации живого. Оптические системы в биологических исследованиях. Клеточный уровень организации биологических систем. (2ч)

Тема №2: Общий план строения клетки. Структурно-функциональная характеристика цитоплазмы. Цитоскелет. Межклеточные контакты. Транспорт веществ через плазмалемму. (2ч)

Тема №3: Молекулярная организация ядра. (2ч)

Тема №4: Молекулярные основы наследственности. Нуклеиновые кислоты. Репликация ДНК. Репарация и самокоррекция ДНК. Генетический код, его свойства. (2ч)

Тема №5: Организации наследственного аппарата у прокариот и эукариот. Структурно-функциональная классификация генов. Строение гена. Передача генетической информации в клетке. Биосинтез белка. Посттрансляционные превращения белков (пространственная конформация). (2ч)

Тема №6: Регуляция биосинтеза белка. Геном человека. Геномные технологии. Геномика. (3 ч)

Тема №7: Организация клетки во времени. Клеточный цикл, его периодизация. Деление клеток. Молекулярные механизмы клеточной пролиферации. Гибель клеток. (2 ч)

Тема №8 Рубежный рейтинг №1. Коллоквиум. Компьютерное тестирование. Сдача практических навыков. (3ч)


Занятие №1

Тема:«Вступление в курс медицинской биологии. Уровни организации живого. Оптические системы в биологических исследованиях. Клеточный уровень организации биологических систем»

1. Актуальность темы:

Учение о клетке или цитология составляет один из важнейших разделов общей биологии. Клетка является основной структурной и функциональной единицей жизни. На клеточном уровне проявляются основные свойства живого: самообновление, самовоспроизведение, саморегуляция. Знание закономерностей процессов, происходящих в клетке, и назначение строения и функций тех или иных структур клетки необходимы для выявления характера патологических изменений в органе, для формирования диалектико – материалистического понимания сущности патологических процессов, происходящих в организме.

2. Учебные цели занятия:

 Знать:

- основные свойства живого: самообновление, самовоспроизведение, саморегуляция

- отличительные признаки про- и эукариотических клеток

- строение светового микроскопа

-правила работы со световым микроскопом.

 Уметь:

- пользоваться световым микроскопам для изучения микроскопического строения эукариотической клетки

- читать электронограммы.

3. Цели развития личности: профессиональные

4. Оснащение:а)методический материал,таблицы; б) световые микроскопы, в) постоянные микропрепараты (митоз в клетках корешка лука, политенные хромосомы, амитоз),контролирующие компьютерные программы, мультимедийные презентации

5. Материалы для самоподготовки:

5.1. Вспомогательный учебный материал


УСТРОЙСТВО МИКРОСКОПА

Микроскоп состоит из трех основных частей: механической, оптической и осветительной. К механической части относятся: штатив с основанием, предметный столик, тубус, тубусодержатель, револьвер, макрометрический и микрометрический винты (рис.).

Штатив состоит из массивного основания прямоугольной формы, которое имеет снизу четыре опорные площадки, обеспечивающие устойчивое положение микроскопа на рабочей поверхности стола. От основания вверх идет колонка штатива, к которой крепится кронштейн конденсора и предметный столик с отверстием в центре, тубусодержатель. На столик помещают изучаемые объекты, поэтому называют его предметным. Для фиксации препарата на столике имеются зажимы или клеммы. Через отверстие в столике приходит пучок света, т.к. объекты в данном типе световых микроскопов изучаются в проходящем свете.

 

10
11
14
13
12
9
8
7
6
5
4
3
1
2

 

Рис. Микроскоп студенческий – БИОЛАМ – Р11.

1 – основание штатива; 2 – колонка штатива; 3 – макровинт (кремальера); 4 – микровинт; 5 - предметный столик; 6 – тубусодержатель; 7 - тубус; 8 – револьвер; 9 - объектив; 10 – окуляр; 11 – конденсор; 12 – диафрагма; 13 - зеркало; 14 – винт конденсора.

На боковых сторонах тубусодержателя находятся два макро-метрических винта (кремальеры), служащие для фокусировки микроскопа при малом увеличении.

Микрометрический винт вмонтирован в основание штатива и служит для тонкой фокусировки при большом увеличении. Вращать микрометрический винт можно только на пол-оборота в обе стороны.

Осветительная часть микроскопа состоит из зеркала, конденсора и диафрагмы. Зеркало укреплено на штативе с помощью подвижной вилки ниже предметного столика. Оно имеет две поверхности: вогнутую и плоскую. Вогнутая поверхность сильнее концентрирует световые лучи и используется при более слабом освещении. Зеркало можно вращать в любом направлении, что дает возможность использовать источники света, расположенные в различных направлениях от микроскопа, и направлять пучок света на объект через отверстие в предметном столике. Конденсор находится под предметным столиком. Он состоит из двух линз, заключенных в цилиндрическую гильзу. Пучок света, направляемый зеркалом, проходит через систему линз конденсора. Меняя положение конденсора (выше, ниже), изменяют интенсивность освещения объекта, его контрастность. Перемещения конденсора производят винтом, расположенным с правой стороны микроскопа, на кронштейне конденсора. Конденсор микроскопа снабжен ирисовой диафрагмой, которая открывается и закрывается с помощью рукоятки (рычажка) и дополнительной откидной линзой, применяющейся при работе с объективами малого увеличения. Диафрагма состоит из ряда пластинок, расположенных по кругу и частично перекрывающих друг друга таким образом, что в центре остается отверстие для прохождения светового пучка. Увеличивая или уменьшая отверстие, регулируют освещенность.

Оптическая система микроскопа представлена окулярами и объективами. Окуляр находится в верхней части тубуса и обращен к глазу исследователя. Он представляет собой систему линз, заключенных в цилиндрическую гильзу. На верхней поверхности окуляра находятся цифры, указывающие на кратности его увеличения (х7; х10; х15; х20).

На противоположной стороне тубуса находится вращающаяся пластина - револьвер, с гнездами для объективов. Объектив (как и окуляр) представляет собой систему линз, заключенных в металлическую гильзу. Объективы имеют различную кратность увеличения, которая обозначается цифрой на его оправе. Модели студенческих микроскопов С-11, Р-11 комплектуются объективами: малого увеличения (х8), большого увеличения (х40) и иммерсионными (х60, х90). Объективы ввинчиваются в гнезда револьвера и заменяются при работе вращением револьвера. Общее увеличение микроскопа равно произведению кратности увеличения объектива на кратность увеличения окуляра.

 

ПРАВИЛА РАБОТЫ С МИКРОСКОПОМ

Вид деятельности Система действий
I. ПОДГОТОВКА МИКРОСКОПА К РАБОТЕ. 1. Установить микроскоп слева, предметным столиком от себя. 2. Поднять конденсор до уровня предметного столика. 3. Открыть диафрагму поворотом ее рычага по часовой стрелке. 4. Поворотом револьвера установить объектив малого увеличения в рабочее (фиксированное) положение над отверстием предметного столика. 5. Опустить объектив малого увеличения на 8 мм над предметным столиком. 6. Глядя в окуляр и вращая зеркало в сторону источника света, добиться яркого и равномерного освещения поля зрения. (Не пользуйтесь прямыми солнечными лучами!!!) 7. Положить на предметный столик микропрепаратпокровным стеклом вверх!!!
II. ПОЛУЧЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПРИ МАЛОМ УВЕЛИЧЕНИИ. 1. Глядя в окуляр, плавно вращайте макровинт на себя до получения четкого изображения объекта. 2. Установите объект в центре поля зрения, перемещая препарат на предметном столике в нужном направлении. 3. Если объект не появляется в поле зрения, необходимо осуществить его поиск. Для этого получите изображение одного из углов покровного стекла, а затем перемещайте препарат последовательно (сверху вниз и слева направо) до обнаружения искомого объекта. Установите его в центре поля зрения.
III. ПОЛУЧЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПРИ БОЛЬШОМ УВЕЛИЧЕНИИ. 1. Поворотом револьвера установите над препаратом объектив большого увеличения. 2. Посмотрите в окуляр. Если изображение объекта не четкое, то вращением микровинта добейтесь четкого изображения объекта. 3. Если в поле зрения объект не виден, то под контролем зрения со стороны опустите объектив почти до соприкосновения с покровным стеклом. Затем, глядя в окуляр, вращайте макровинт на себя до получения изображения. 4. Вращая микровинт на пол-оборота на себя и от себя рассмотрите объект на глубину. 5. Окончив микроскопию, переведите микроскоп на малое увеличение и уберите препарат со столика.  
IV. УСТРАНЕНИЕ ОШИБОК, ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ ПРИ РАБОТЕ С МИКРОСКОПОМ.     1. При наведении света: а) часть поля зрения затенена, так как объектив не зафиксирован на оптической оси микроскопа. Для устранения затенения повернуть револьвер до щелчка; б) в поле зрения видны предметы окружающей обстановки: переплеты оконных рам, светильники). Для устранения помех опустить конденсор до исчезновения изображения предметов. 2. При переходе с малого увеличения на большое:  а) объектив упирается в предметное стекло препарата. Причина – препарат лежит на предметном столике покровным стеклом вниз;  б) микроскоп не фокусируется на большом увеличении. Проверить, переведя микроскоп на малое увеличение:  -не сместился ли объект из центра поля зрения;  -не положен ли препарат покровным стеклом вниз. Устранить ошибки и перейти на работу с объективом большого увеличения.  
V. ЗАВЕРШЕНИЕ РАБОТЫ С МИКРОСКОПОМ.      1. Перевести микроскоп на малое уве-личение.  2. Убрать препарат с предметного сто-лика.  3. Опустить конденсор.  4. Опустить объектив малого увеличения до уровня предметного столика. 5. Поставить микроскоп под колпак.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 283.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...