Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Билет 29. Традиционные и современные общества.




Традиционное общество — общество, которое регулируется традицией. Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества стремится сохранить в неизменном виде социокультурные устои жизни. Традиционное общество — аграрное общество.

Для традиционного общества, как правило, характерны:

•      традиционная экономика

•      преобладание аграрного уклада;

•      стабильность структуры;

•      сословная организация;

•      низкая мобильность;

•      высокая смертность;

•      низкая ожидаемая продолжительность жизни.

В традиционном обществе преобладают коллективистские установки, индивидуализм не приветствуется (так как свобода индивидуальных действий может приводить к нарушению заведённого порядка, проверенного временем). В целом для традиционных обществ характерно преобладание коллективных интересов над частными, в том числе примат интересов имеющихся иерархических структур (государства и т. п.). Ценится не столько индивидуальная дееспособность, сколько то место в иерархии (чиновничьей, сословной, клановой и т. д.), которое занимает человек. В традиционном обществе, как правило, преобладают отношения перераспределения, а не рыночного обмена, а элементы рыночной экономики жёстко регулируются. Это связано с тем, что свободные рыночные отношения повышают социальную мобильность и изменяют социальную структуру общества (в частности, разрушают сословность); система перераспределения может регулироваться традицией, а рыночные цены — нет; принудительное перераспределение препятствует «несанкционированному» обогащению/обеднению как отдельных людей, так и сословий. Преследование экономической выгоды в традиционном обществе зачастую морально осуждается, противопоставляется бескорыстной помощи.В традиционном обществе большинство людей всю жизнь живёт в локальном сообществе (например деревне), связи с «большим обществом» довольно слабые. При этом родственные связи, напротив, очень сильны.Мировоззрение (идеология) традиционного общества обусловлено традицией и авторитетом.

Современное общество охватывает два периода развития, соответствующих двум типам общества- индустриальному и постиндустриальному. Современное понимание "общества" сформировалось в европейской культуре не ранее 17-18 веков. В конце 18 века возникло понятие "гражданское общество". Оно описывало нравы и обычаи всего народа, самодеятельность и самоуправление населения, наконец, участие в политической жизни простых людей, не направляемое государством, а возникающее стихийно.

Средняя продолжительность жизни растет, увеличивается и численность населения. Урбанизация- расширение доли городского населения и распространение городского образа жизни на все слои населения- становится неотъемлемым спутником другого процесса- индустриализации. Индустриализация- применение научных знаний к промышленной технологии, открытие новых источников энергии, позволяющих машинам выполнять ту работу, которую прежде выполняли люди или тягловые животные. В доиндустриальном обществе, которое еще называют традиционным, определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, с церковью и армией как главными институтами. В индустриальном обществе- промышленность, с корпорацией и фирмой во главе. В постиндустриальном- теоретическое знание, с университетом как местом его производства и сосредоточение.

Билет 30. Теоретические модели современности и постсовременности.

Подвергается ли общество трансформациям?Модель Хабермас: общество- современное. Лиотар, Джеймсон - общество резко изменяется, необходимы новые способы мышления.

С переходом общества к информационной модели развития возникает необходимость создания теории, адекватно описывающей коммуникативный характер информационного общества. Переход от индустриального к информационному обществу, формирование информационной инфраструктуры общества приводят к тотальному изменению форм социальности, которое не сводится только к множеству социальных взаимосвязей, а определяется коммуникативным характером самой социальной реальности. Таким образом, описание современных социальных процессов с позиции традиционных теорий оказывается невозможным хотя бы в силу того, что анализ социальной проблематики предполагает обращение к теории коммуникации.

Анализируя эволюцию современного общества, Хабермас определяет его как общество модернового типа, которое функционирует на стыке системы (имеется в виду капиталистический способ производства) и жизненного мира, причем сферы экономики и пространство жизненного мира переплетаются таким образом, что формирование нормативных механизмов социального управления определяется взаимодействием данных подсистем.

Билет 31. Проблемы российской трансформации

Трансформация – взаимно стимулирующие изменения моделей социального действия, с одной стороны, и функционирования социальных институтов, связанного с измеренным, целенаправленным воздействием номинальных установлений (формальные нормы, процедуры или правила) - с другой.Содержание процессов российской трансформации на рубеже XX и XXI в. можно определить как переход к инновационной модели развития. Такая модель предполагает постоянную оптимизацию возможностей (как процесс) и наличие ресурсного обеспечения, позволяющего соразмерять цели развития с интересами значимых его участников. В числе важнейших таких ресурсов — готовность основных социальных субъектов к согласованию интересов в целях развития.

1. Нет глубокого анализа реальности

2. Нравственные противоречия власти

3. Медленный распад традиций (по-слойный, Россия страна вывесок, запад+варвары)

4. Проблема территориальной диспозиции

5. Отсутствие укоренённых нравственно-этических принципов( Гражданская война, октябрьская революция)

Билет 32. Социальные проблемы современной России.

1. Опора на интересы власти

2. Пагубное влияние СМИ

3. Бедность

4. Алкоголизм

5. Коррупция

6. Наркомания

7. ВИЧ

8. Эпидемии (туберкулез)

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 318.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...