Экология – наука о нашем доме. Экологические факторы ( классификация, эволюция и взаимосвязь). Экологическая валентность.

Экологические факторы — свойства среды обитания, оказывающие какое-либо воздействие на организм. Индифферентные элементы среды, например, инертные газы, экологическими факторами не являются.

Экологические факторы отличаются значительной изменчивостью во времени и пространстве. Например, температура сильно варьирует на поверхности суши, но почти постоянна на дне океана или в глубине пещер.

По характеру воздействия

• Прямо действующие — непосредственно влияющие на организм, главным образом на обмен веществ

• Косвенно действующие — влияющие опосредованно, через изменение прямо действующих факторов (рельеф, экспозиция, высота над уровнем моря и др.)

По происхождению

• Абиотические — факторы неживой природы:

• климатические: годовая сумма температур, среднегодовая температура, влажность, давление воздуха

• эдафические (эдафогенные): механический состав почвы, воздухопроницаемость почвы, кислотность почвы химический состав почвы

• орографические: рельеф, высота над уровнем моря, крутизна и экспозиция склона

• химические: газовый состав воздуха, солевой состав воды, концентрация, кислотность

• физические: шум, магнитные поля, теплопроводность и теплоёмкость, радиоактивность, интенсивность солнечного излучения

• Биотические — связанные с деятельностью живых организмов:

• фитогенные — влияние растений

• микогенные — влияние грибов

• зоогенные — влияние животных

• микробиогенные — влияние микроорганизмов

Антропогенные (антропические):

• физические: использование атомной энергии, перемещение в поездах и самолётах, влияние шума и вибрации

• химические: использование минеральных удобрений и ядохимикатов, загрязнение оболочек Земли отходами промышленности и транспорта

• биологические: продукты питания; организмы, для которых человек может быть средой обитания или источником питания

• социальные — связанные с отношениями людей и жизнью в обществе

По расходованию

• Ресурсы — элементы среды, которые организм потребляет, уменьшая их запас в среде (вода, CO2, O2, свет)

• Условия — не расходуемые организмом элементы среды (температура, движение воздуха, кислотность почвы)

По направленности

• Векторизованные — направленно изменяющиеся факторы: заболачивание, засоление почвы

• Многолетние-циклические — с чередованием многолетних периодов усиления и ослабления фактора, например изменение климата в связи с 11-летним солнечным циклом

• Осцилляторные (импульсные, флуктуационные) — колебания в обе стороны от некоего среднего значения (суточные колебания температуры воздуха, изменение среднемесячной суммы осадков в течение года)

Экологическая валентность-степень приспособляемости живого организма к изменениям условий среды. Э. в. представляет собой видовое свойство.

Определение науки экология. Среда как экологическое понятие. Факторы среды. Экосистема, биогеоценоз, антропобиоценоз. Интегральный критерий качества среды, компенсаторнык возможности среды.

Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания.

Среда -природа, в которой обитает живой организм.

Факторы среды, которые воздействуют на организм, называют экологическими факторами:

1. абиотические факторы – факторы неживой природы (температура, свет, влажность);

2. биотические факторы – взаимоотношения между особями в популяции и между популяциями в природном обществе;

3. антропогенный фактор – деятельность человека, приводящая к изменению среды обитания живых организмов.

«экосистема»- исторически сложившиеся открытые, но целостные и устойчивые системы живых и неживых компонентов, имеющие односторонний поток энергии, внутренние и внешние круговороты веществ и обладающие способностью регулировать все эти процессы.

«биогеоценоз» - открытая природная система, состоящая из живых и неживых компонентов, занимающая территорию со сравнительно однородным растительным сообществом и характеризующаяся определенным потоком энергии, круговоротом веществ, движением и развитием.

Лес, поле, луг – это экосистема. Но когда характеристика леса и его тип конкретизуется определенным растительным сообществом (ельник – черничник, сосняк – брусничник) - это биогеоценоз.

Среда обитания человека представляет собой переплетение взаимодействующих есте-ственных и антропогенных экологических факторов, набор которых различается в разных природно-географических и экономических регионах планеты.

антропобиоценоз -биоценоз, находящийся под воздействием хозяйственной деятельности человека.

интегральный критерий качества среды - совокупность переплетения взаимодействующих естественных и антропогенных экологических факторов, набор которых различается в разных природно-географических и экономических регионах планеты.

Компенсаторные возможности среды- способность к восстановлению в течении некоторого времени.

Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 635.