Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Проблемы эффективности руководства.
Многие считают, что если кто-то хочет быть руководителем в какой-то области, то он должен быть хорошим экспертом в этой области, и чем больше у него знаний, тем лучший он будет руководитель.
Так что большинство людей обучаются быть как можно лучшими экспертами, но оказывается, что такие люди не более и не менее эффективные руководители, чем не обученные.
Что же такое эффективность руководства и как его добиться? Исследователи этой проблемы пронаблюдали за работой эффективных лидеров и выявили, что их поведение не является постоянным... Иногда они (руководители) оказывались диктаторами, иногда были очень милы, вообщем, в каждый момент они могли принимать самые разные решения. И вскоре наблюдатели перестали наблюдать только за лидерами, а начали наблюдать и за работниками. И обнаружили, что именно поведение работников вызывало те или иные реакции руководителей, те или иные стили их поведения, и что лидеры принимали свои решения исходя из ситуации, в которой они оказались.
Было открытием, что эффективному лидеру недостаточно делать правильный выбор, но и необходимо быть великолепным наблюдателем. Здесь и стали искать путь к обучению эффективному лидерству. В настоящий момент можно сказать, что эффективный лидер может выбирать между 4-мя основными видами поведения, что существует 4 основных стиля поведения,который выбирает руководитель.
36 Менеджер- профессионально подготовленный руководитель. Однако по эффективности своего руководства менеджеры различаются. От чего это зависит? Опрос выдающихся менеджеров США, Европы, Японии показал, что они в качестве важнейших факторов успеха в деятельности менеджера выделяют следующие:
1. Желание и интерес человека заниматься деятельностью менеджера. 2. Умение работать с людьми, умение общаться, взаимодействовать, убеждать, влиять на людей (коммуникативные качества). 3. Гибкость, нестандартность, оригинальность мышления, способность находить нетривиальные решения. 4. Оптимальное сочетание рискованности и ответственности в характере. 5. Способность предвидеть будущее развитие событий, предвидеть последствия решений, интуиция. 6. Высокая профессиональная компетентность и специальная управленческая подготовка.
Как видно, первые пять важнейших качеств преуспевающего менеджера представляют собой собственно психологические качества. Дальнейшее изучение личностных психологических качеств, обусловливающих эффективность руководства, позволило выделить следующие необходимые качества и черты личности (Р. Стоцилл):
1. Доминантность - умение влиять на подчиненных. 2. Уверенность в себе. 3. Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость (умение руководителя контролировать свои эмоциональные проявления, саморегулировать эмоциональное состояние, осуществлять самоуправление и оптимальную эмоциональную разрядку). 4. Креативность, способность к творческому решению задач, высокий практический интеллект. 5. Стремление к достижению и предприимчивость, способность пойти на риск (разумный, а не авантюрный, готовность брать на себя ответственность в решении проблем). Д. Макклелланд отмечает следующий интересный факт: для бизнесменов, отличающихся выраженной потребностью в достижении цели, деньги сами по себе редко означают большую ценность, гораздо чаще они важны как показатель успеха. 6. Ответственность и надежность в выполнении заданий, честность, верность данному обещанию и гарантиям. 7. Независимость, самостоятельность в принятии решений. 8. Гибкость поведения в изменяющихся ситуациях. 9. Общительность, умение общаться, взаимодействовать с людьми.
Менеджеру требуются: • способность управлять собой, • разумные личные цели, • четкие личные ценности, • упор на постоянный личный рост и самосовершенствование, • навык системного решения проблем, • изобретательность и способность к инновациям, • высокая способность влиять, взаимодействовать с людьми, • знание современных управленческих подходов, • способность руководить, • умение обучать и развивать подчиненных, • умение формировать эффективные рабочие группы.
37 ДИАГНОСТИКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ Профессиональная деятельность управленца, которая всегда считалась одной из наиболее содержательных, интересных и престижных за рубежом, в последние годы начинает получать аналогичную оценку и в нашей стране, приобретает популярность, все чаще называется старшеклассниками в числе наиболее привлекательных. Изучению особенностей этой деятельности, условий и факторов достижения в ней успеха посвящено очень большое количество публикаций у нас и за рубежом. Можно констатировать, что психологические особенности деятельности руководителя, менеджера изучены достаточно полно. Поэтому при исследовании психологического содержания их труда мы опирались на уже имеющиеся и обобщенные данные о деятельности и профессионально важных качествах управленцев разного уровня и на собственные эмпирические результаты. Все, известные нам по публикациям, исследования профессиональных качеств управленцев велись либо на основе комплекса известных диагностических методик (тест Д. Векслера, опросник Р.Кеттелла и пр.), что, на наш взгляд, не позволяло в полной мере выявить специфику структуры способностей специалистов данного профиля, либо с помощью опросников, надежность и валидность которых не доказаны . Поскольку нам не известен ни один отечественный тест специальных способностей, предназначенный для управленцев, был разработан оригинальный Общий тест управленческих способностей (ОТУС). Зарубежные тесты, такие, например, как Graduate Management Admission Test (GMAT) [13], не могут быть использованы не только по причинам социально-культурных различий, но и потому, что зарубежные менеджеры очень далеко продвинулись в профессионализме по сравнению с нашими, а критерии профессионально важных качеств, принятые в России, не в полной мере соответствуют их стандартам. Разные авторы предлагают свою структуру способностей и личностных качеств руководителей. Так, например, М. Шоу выделяет общие (интеллектуальные) и специальные способности [14]; есть данные о том, что наиболее эффективно работают руководители со средним уровнем интеллекта [12]. По мнению Р.Л.Кричевского, руководитель высокого уровня должен обладать высоким интеллектом, однако это должен быть не столько интеллект теоретический (что, собственно, и выявляют классические тесты), а практический [4]. Среди специальных способностей выделяются информированность, компетентность, специальные умения [12].
39Классификация управленческих задачПри рассмотрении управленческих задач следует выделить определенные критерии, по которым они могут быть расклассифицированы. Согласно эмпирическим данным, полученным в нашей работе с руководителями различных управленческих звеньев, стало возможным
использовать следующие критерии в оценке управленческих задач.
Типы управленческих задач
1 Содержательный критерий. Согласно этому критерию, все управленческие задачи могут быть разделены на значимые и малозначимые.
2. Критерий выполнимости задач, на основании которого все управленческие задачи могут быть разделены на решаемые и нерешаемые
3 Критерий знания руководителя о задачах. Согласно этому критерию все задачи управления делятся на входящие в сферу компетенции руководителей и не входящие в эту сферу
4. Критерий степени функциональных затрат В соответствии с ним все задачи управления делятся на легкие и трудные /4/.
"Легкими" задачами бывают текущие производственные задачи, например, контроль за соблюдением техники безопасности К разряду "трудных" относятся задачи стратегического планирования, прогнозирования, моделирования и т п.
|