Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЛЕТНЯЯ БЕСЕДКА И БАССЕЙНЫЙ САДИК




Экскурсионный рассказ

По историческому отделу

Музея истории и культуры крымских татар

 

 

Переутвержден научно-методическим советом ГБУ РК БИКАМЗ 27 февраля 2015 г.

 

Бахчисарай, 2016 г.

ПЛАН ТРОМБАРО

Ханский дворец – главная резиденция крымских ханов. С 1917 г. дворец получил официальный статус музейного учреждения.

История строительства дворца связана с событиями,произошедшими на территории Крыма в средние века.Средневековье для большей части Европы и Азии характеризуется многочисленными межфеодальными войнами, в результате которых образовывались более крупные феодальные объединения.То же самое происходило на относительно небольшой по площади территории Крымского полуострова.

Результатом этих процессов явилось образование независимого Крымского ханства ивозведение на престол потомка чингизидов– Хаджи Герай хана.Произошло это при помощи местных беев и поддержке Великого Литовского князя Казимира в первой половине XV в.

Изначально административным центромКрымского ханства являлся город Крым (Солхат, ныне Старый Крым). Впоследствии Хаджи Герайпереносит свою ставку в достаточно укрепленную крепость Кырк-Ер, расположенную в 3-х километрах от нынешнего дворца и именуемую в настоящее время Чуфут-Кале. В середине XVв. в крепости и у ее подножья возводятся летний и зимний дворцы, монетный двор, мечеть,медресе(духовное училище) и другие объекты, служащие атрибутами административного центра и государственной власти.

В 1466г. умирает Хаджи Герай хан. С этого времени начинается период нестабильности. На территории Крымского полуострова пересекаются интересы местной знати, правителей Золотой Орды, консулов генуэзской колонии Кафы, князей Мангупа.Вторжение в 1475 г. войск Османской империи на территорию Крыма еще более усложнило политическую обстановку.Период относительной политической стабильности в жизни Крыма наступает после восхождения на Крымский престол в 1478г. сына Хаджи Герая– МенглиГерая.

Приобретя могущественного сюзерена в лице Османской империи, и утратив часть своего суверенитета, Крымское ханство получает гаранта своей внешней безопасности. Это приводит к тому, что ставка переносится из узкой долины Ашлама-Дере в долину горной речки Чурук-Су.

Многие исследователи дворца считают, что произошло это в первой половине XVI в.,а ханом, при котором были возведены основные постройки дворцового комплекса, был сын МенглиГерая хана Адиль СахибГерай, правивший в 1532-1551гг.Именно при этом хане впервые упоминается топоним «Бахчисарай» в качестве ханского местопребывания. Бахчисарай в переводе означает «Дворец в саду». В этом названии отразилось наличие садов с плодовыми деревьями и виноградниками, которые окружали постройки дворцового комплекса.

Историю дворца можно разделить условно на три периода:

Первый начинается с первой половины XVI в. – времени основания и сооружения основных построек дворца. Длился он до пожара 1736 г.

Следующий этап начинается сразу после этого пожара и длится по следующий пожар 1771 г. – в это время дворец возникает в еще более пышном и декоративном своем убранстве. Период начался с восстановления поврежденных и строительства новых зданий. В это время складывается нынешний ансамбль с его яркими и выразительными чертами.

Третий период начинается с 1783 г.после присоединения Крыма к Российской империи.Его можно охарактеризовать как время ремонтов,реставраций и переделок. На этом этапе интерьеры дворца утратили свою былую роскошь и богатство убранства.

Большая часть предметов, представленных в экспозиции музея, это предметы, собранные после 1917 г.,т.е. времени создания музея. Они закупались у богатых людей Бахчисарая, либо реквизировались из мечетей.

В 1787 г. во время ремонта был изготовлен план дворцового комплекса в авторстве Дж. Тромбаро. Сейчас дворцовый комплекс занимает площадь 4 га.Изначально площадь всего дворцового комплекса была больше. В XIX в. проводились многочисленные ремонтные работы, в результате которых часть построек была снесена в виду своей ветхости. На плане бледно-розовым цветом обозначены здания, которые не сохранились до наших дней.

В центре плана под цифрой 3 обозначена дворцовая площадь. С левой стороны от нее расположено культовое здание – Большая Ханская мечеть, далее следует Ханское кладбище, Конюшенный корпус. В наши дни на существование ханских садов указывают огороженные стенами дворики. Под цифрой 4 на плане обозначена территория бывших «висячих» садов, располагавшихся на южном склоне дворцового комплекса. Малые сады– Персидский, Бассейный и Посольский расположились в западной части дворцовых построек.По правой стороне дворцового комплекса находятся административные и жилые покои, знакомство с которыми начинается с парадного входа – Портала «Демир Капы».

 

ПОРТАЛ ДЕМИР КАПЫ

Самым раннимдатированным памятником дворца является Портал «Демир Капы»(в переводе с крымскотатарского – «Железная дверь»).Портал Демир Капы выстроен венецианским архитектором АлоизиоЛамберти да Монтаньяна (АлевизФрязин Новый) в 1503 г.

Алоизио побывал в Крыму в 1503-1504 гг. по пути в Московию, куда он был приглашен Великим князем Московским Иоанном III для строительства храма в Кремле. В Крым итальянский мастер попал случайно. Алоизио и несколько других мастеров оказались заложниками политических событий того времени. На пути из Венеции в Москву они были арестованы молдавским князем Стефаном Великим из-за дипломатического конфликта Московии с Молдавией. По просьбе Иоанна III, его союзник крымский хан Менгли І Герай сумел договориться со Стефаном Великим об освобождении арестованных мастеров, и помог им добраться до границы Московии. АлоизиоЛамберти да Монтаньяна провел год в Крыму, выстроив для Менгли І Герая великолепный портал. Затем он добрался до московской границы, получив от крымского правителя рекомендательное письмо к Иоанну III. В письме хан похвально отзывался о мастерстве архитектора и просил Великого князя щедро наградить Алоизио.

Каменный резной портал с полукруглым фронтоном, типичный для итальянского Ренессанса, обрамляет дубовую дверь, покрытую полосами кованого железа. Пышность порталу придают резные детали в виде листьев, цветов и нитей жемчуга.Портал Демир Капу сконструирован следующим образом. Небольшое дверное отверстие окаймлено богатым наличником, состоящим из резных орнаментальных полос. По его обе стороны стоят пилястры с коринфскими капителями. На них лежит архитрав, над ним фриз и карниз. Над карнизом возвышается полукруглый тимпан с вписанным кругом посередине и с акротериями по концам карниза и под вершиной.

Двериявлялись парадными, о чем свидетельствует надпись в тимпане, в кругу:

«Владетель этого дворца и повелитель сей страны, султан Всемилостивый МенглиГерай хан, да помилует Аллах его и родителей в обоих мирах». В центре круга можно увидеть символ – «таракъ тамга» – родовой символ правящей династии Гераев.

Ниже на месте фриза надпись следующего содержания:

«Этот великолепный вход и величественные двери сооружены по повелению султана двух материков ихакана двух морей, султана, сына султана МенглиГерай хана, сына Хаджи Герай хана». В левой части надписи высечена дата постройки памятника – 909 – год по мусульманскому календарю, оно соответствует 1503 г. по христианскому летоисчислению.

Известный исследователь дворца Н.П.Кондаков писал:«Даже в самой Италии эти ворота считались бы памятником, достойным хранения в музее, для Крыма же это, конечно, драгоценность». Есть предположение, что Портал когда-то украшал дворец Девлет Сарай в Салачике, на что указывает в надписи дата постройки портала – 1503 г. В подтверждение перенесения портала говорит и тот факт, что основные постройки Ханского дворца датированы более поздним временем (годами правления хана Сахиба Герая – 1532-1550 гг.).

В 1983 г.во время реставрационных работ была осуществлена расчистка окраски портала, после чего было установлено,что 11 блоков, из которых состоит портал, сильно повреждены; что углы многих блоков сбиты, кроме того, есть и расколотый блок. Резной орнамент на некоторых блоках сбит, а утраты восполнены алебастровой лепкой. По заключению специалистов, такие повреждения могли появиться только при разборке и транспортировке блоков.

 

ХАНСКАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ

К числу сооружений, сохранившихся от первого строительного периода, относится Зал Дивана – это здание высшего государственного Совета и высшей судебной инстанции Крымского ханства.

Во время реставрации 1960-1962 гг. перед Залом Дивана были убраны деревянные панели с оконными переплетами. Они огораживали, так называемую, ханскую канцелярию. Под обшивкой деревянных щитов находилась колоннада. При изысканиях этой части дворца были обнаружены дубовые окрашенные темно-красной краской колонны с простыми точеными базами, резной деревянный потолок с наборным плафоном и орнамент XVIII в. Реставраторы заменили колонны, т.к. старые оказались ветхими, потолок был восстановлен и окрашен в первоначальный желто-оранжевый цвет.

По свидетельству очевидцев, здесь располагалась ханская канцелярия, которую адъютант фельдмаршала МинихаМанштейн назвал «сенями». Сохранились сведения о том, что здесь вдоль стен располагались диванчики. Сидя на них, посетители ожидали приема в Зал Дивана.

Вход в зал украшает каменный портал с арочным проемом. В верхней нише портала вставлена мраморная плита с надписью:

«Двери Дивана. СеляметГерай хан, сын Хаджи Селим Герай хана, 1156 г.Х. (1743 г.).

У входа в Зал Дивана на восточной стене расположено генеалогическое древо правителей Крымского ханства с датами их правления. Курсивом без годов правлений обозначены имена отцов, не занимавших престол.Известно, что за время существования Крымского ханства, на престол восседало 48 ханов. Правлений было 53.Это значит, что несколько ханов к власти приходили дважды и трижды.Слово османских султанов, особенно в поздний период, приобрело решающее значение как в вопросах назначения и смещения правителей Крыма, так и в определении их дальнейшей судьбы. Как правило, отставной крымский хан, лишившийся по султанскому указу ханского титула и замененный на престоле новым кандидатом, покидал Бахчисарай и отправлялся по усмотрению в Стамбул либо в имение, предоставленное ему в Турции, либо в почетную ссылку на Родос, где и проживал до конца своих дней. Вместе с тем, не было исключением, что в будущем султан мог вернуть отставнику ханские полномочия и снова отправить его в Крым. Так, например, Селим IГерай четыре раза возводился на престол (1671-1678, 1684-1691, 1692-1699,1703-1705), Крым Герай дважды (1758-1764, 1768-1769).

 

ЗАЛ ДИВАНА

Строительство Зала Дивана датируется XVI в. Здание вытянуто с севера на юг и имеет направленность в сторону Мекки. Характерной особенностью этого сооружения являются каменные капитальные стены. Исследовательские работы, проводившиеся в 1960-1962 гг. киевскими реставрационными мастерскими, определили, что Зал входил в ядро первоначального комплекса.

«Диван» в переводе означает «Собрание». Здесь собирался высший государственный Совет, на котором решались вопросы внутренней и внешней политики, а также рассматривались важнейшие судебные дела.

Побывавший во дворце в середине XVIII в. посланник Прусского короля Фридриха Великого лейтенант фон дерГольц пишет: «Я вступил в длинную залу, высокий плафон которого был расписан всякого рода фигурами в ярких и чудесных композициях, между тем как стены сверкали золотыми изображениями и украшениями разнообразных видов».

До пожара 1736 г. со всех 4-х сторон помещения располагался верхний ряд окон витражей, над входом и выходом тайник «хор» с наружными лестницами. Стены были выложены разноцветным фарфором (сегодня мозаичное покрытие сохранилось лишь в Ханской ложе Большой Ханской мечети). В верхнем ряду стёкла были разноцветные. Нижние же окна, большей величины, были снабжены двойными ставнями, из которых внутренние были легкими, решётчатыми, красиво выточенными из букового дерева, пропускавшие прохладу. Маркиз де Кастельно,описывая Зал Дивана, указывал следующее: «Три прекрасные люстры висели в зале суда в четвероугольном богато разукрашенном своде».

Вдоль боковых стен были расположены, покрытые оранжевой тканью диванчики, на которых сидели члены Совета, приближенные хана. Посередине южной стены находился трон хана, обитый оранжевым сукном с золотым полумесяцем, вышитым на внутренней стороне спинки.

В первой половине XIX в. проводились ремонтные работы, в результате которых была срублена лепнина с потолка и стен, исчезли мраморные полы и фонтан, о котором упоминали адъютант Манштейни французский посланник при дворце крымских ханов барон де Тот.

К архитектурным элементам, сохранившимся со времен Крымских ханов, относится центр потолка в виде черно-красного паркета, он датируется XVIII в.; верхний ряд окон витражей XVI в. Витражи образуют замечательный по пестроте рисунка орнамент, не повторяющийся ни в одном окне, каждый является отдельным произведением искусства. Падуги плафона потолка были расписаны в стиле «ампир» в 20-е г. XIX в.

На западной стене зала сохранился орнамент под роспись «виноградная гроздь» и «серый мрамор», он датируется XVII-XVIII вв. Данная росписьбыла вскрыта киевскими реставраторами в результате зондажа в 60-е г. XX в.

В этом некогда роскошно убранном зале собирался высший государственный Совет, который назывался «Диван». В центре у южной стены на троне восседал крымский хан, справа от него сидел калга-султан, слева нуреддин-султан. В состав Совета входили высшее духовенство, крымская знать, судьи, военачальники. Власть хана ограничивалась Диваном, без согласия большинства которого хан не мог издавать приказы и выносить решения. Форма государственного управления Крыма была схожа на формы ограниченных монархий Западной Европы, в отличие от абсолютной власти турецких султанов, либо российского самодержавия.

Французский путешественникПейсонель, побывавший на заседании Дивана, перечисляет его состав по старшинству– хан, калга, нуреддин, ширин-бей, муфтий, четверо карачи-беев и др., т.е. иерархический порядок Дивана Крымского ханства мог со временем меняться, но в целом он выдерживался. Последовательность руководящего состава – хан, калга,нуреддин –оставалась неизменной.

Значимую роль в решении государственных вопросов играли представители знатныхкрымских родов – Ширин, Мансур, Барын, Яшлав и Седжеут. Другими членами Дивана были четыре великих улема (сословие мусульманских богословов и законоведов) –Колечский, Качинский, Чёюнджийский и Ташлынский шейхи. Затем шли мурзы и «капы куллары» (дворцовая гвардия). Сначала рассматривались внешние дела. Светские депутаты –карачи и мурзы, посовещавшись и приняв решение, передавали его улемам. Улемы же проверяли, не противоречат ли принятые решения шариату. Дав фетву (решение муфтия о соответствии того или иного действия или явления Корану и шариату), дело передавали для подписи и печати хану.

Должность крымского хана была назначаемой и утверждаемой османским султаном, а также местной знатью. На престол могли претендовать лишь представители рода Гераев. Доподлинно откуда произошло имя «Герай» до сих пор неизвестно. По одной из легенд основатель Крымского ханства Хаджи Герай хан прибавил эту приставку как дань благодарности своему воспитателю, который был из черкесского племени Герай.

Вторым лицом в государстве был калга-султан – престолонаследник. Обычно им был младший брат или старший сын правящего хана. Калга имел свою ставку, свой Диван, свое войско и резиденцию в Ак-Месджите (ныне г. Симферополь).

За калгой в иерархии крымской власти следовал нуреддин-султан – военачальник. Его избирали из ближайшего родственного окружения хана.При военных походах калга командовал правой стороной войска, нуреддин– левой.

Очень необычным для мусульманского государства было то, что в состав Совета входила женщина. Должность называлась Анабеи. Это могла быть мать правящего хана или мать наследника. По степени влияния на хана мало кто из членов Дивана мог с ней соперничать, разве что калга-султан.

Экономической основой крымского ханаана были владения, располагающиеся в долинах рек Альма, Кача и Салгир. Кроме того, хану принадлежали все соляные озера, необработанные земли. Существовал налог в виде ханской десятины с урожая хлеба и приплода скота. Хан ежегодно получал жалованье от турецкого двора. Поступала дань из Москвы, Польши, Северного Кавказа, а также собираемая таможенная пошлина с купцов.

Имения, пожалованные Гераям султанским двором, находились по большей части в нынешней европейской части Турции, где проживало немалое число представителей крымской династии. Там сохранились могилы ряда крымских правителей второй половины XVIII в. и их окружения. Отставные ханы отправлялись на жительство также в города Янбол (ныне г. Ямбол в Болгарии), Карын-Абад (ныне г. Карнобат в Болгарии), а изредка – в Западную Анатолию.

 

ЛЕТНЯЯ БЕСЕДКА И БАССЕЙНЫЙ САДИК

Летняя беседка с трех сторон окружена Бассейным садом.

На рубеже XVII-XVIII вв. часть территории дворцовой площади была урезана под устройство Бассейного сада, у южной стены которого белеет мраморный фонтан с большим водоемом. Над ним – увитая зеленью решетчатая галерея. Когда-то в водоеме плавали рыбы, вокруг бассейна было расположено восемь клумб, в которых росли розы, туберозы, ронункулы и лилии.

Побывавший в Бахчисарае в 1820 г. французский путешественник Маркиз де Кастельно подробно описывает эту часть дворца. Он упоминает галереи с балюстрадами, восемь клумб с цветами, и рыб плавающих в водоёме. А академик Паллас пишет, «посреди покоев хана виден прелестный сад роз, окружённый стеною». Центральным организующим сооружением дворика является каскадный фонтан так называемого смешанного типа (себил-чешме, чешме – простой фонтан, где можно набрать воды в водоёме, себил – где можно напиться).

Что касается Летней беседки, то в 1960-1962 гг. реставраторами было выявлено, что она первоначально была одноэтажной, имела тонкие колонны и стрельчатые арки. После пожара 1736 г. колонны были усилены, и над беседкой строивается второй этаж. Комната, которая находится над беседкой, называется Фруктовая, или Золотой кабинет. Изначально Летняя беседка была открыта с трех сторон, стены и потолок были расписаны придворным мастером Омером, соорудившим Фонтан слез.

В 20-х гг. XIX в., во время ремонта под руководством архитектора Колодина беседку застеклили, поставили деревянные панели с оконными переплетами и цветными стеклами. Тогда же были установлены деревянные диванчики«сеты» вдоль стен.

Во время реставрации 1960-1962гг. были обнаружены изящные узоры на падугах потолка ипейзажи над входом, возможно, принадлежащие мастеру Омеру. Беседка служила местом отдыха ханов и их гостей. Здесь звучала музыка, поэзия, велись неспешные беседы на различные темы, проходили поэтические состязания. Помимо придворных поэтов и сами правители государства участвовали в литературном процессе. Большинство представителей ханского рода были творчески талантливыми людьми, проявляли способности в стихосложении, в игре на музыкальных инструментах и в области изобразительного искусства. Известно, что более 30-ти представителей из рода Гераев были писателями, поэтами, музыкантами. О некоторых из них сохранились лишь отрывочные сведения, другие оставили богатое литературное и музыкальное наследие.

 

МАЛАЯ ДВОРЦОВАЯ МЕЧЕТЬ

Малая дворцовая мечеть датируется XVI в.Это однокупольное здание, вытянутое по продольной оси с востока на запад. Малая дворцовая мечеть соединяет в себе элементы византийского и мусульманского искусства. В центре южной стены находится молитвенная ниша –михраб. Она указывает направление в сторону Каабы – священного храма мусульман, расположенного в г. Мекка, лицом, куда должен обратиться верующий во время молитвы. Малая дворцовая мечеть была предназначена для исполнения религиозного культа крымскими ханами и их окружением.

Во время реставрационных работ, проводимых на территории дворца в XX в., в этом здании был снят набел и обнаружены росписи. Орнамент, обрамляющий михраб, восходит к XVII в., роспись стен – XVII-XVIII вв., а купола – к XIX в.

Ислам возник в VII в. на Аравийском полуострове. Его основателем является Мухаммед, живший в 570-632 гг.

Ислам, что в переводе означает «покорность», зиждется на 5 столпах:

1. Шахада. – каждый мусульманин должен верить сердцем и произносить языком, что Аллах един и Мухаммед посланник Его.

2.Намаз– ежедневная 5-кратная молитва.

3. Ораза– пост в месяц Рамазан. В дневное время суток запрещается прием пищи, питье воды, вдыхание табачного дыма и др. Но с наступлением темноты все запреты снимаются. Однако, не рекомендуется придаваться излишествам, а проводить время в чтении Корана. Пост предписан, чтоб укреплять мусульман в самодисциплине и точном исполнении Божьих наказов; он не связан с искуплением грехов или смягчением Божьего гнева.Ислам признает, что физические нужды и желания, такие, как пища, питье и половое влечение, являются важными факторами в человеческой жизни, делая человека зависимым от телесных нужд и желаний. Поэтому от мусульманина требуется один месяц в году, в определенное время суток, воздержаться от удовлетворения этих потребностей для того, чтоб посвятить себя Богу и духовному развитию.

4. Зекят– лица, считающиеся состоятельными, независимо от того мужчина это или женщина, должны ежегодно отдавать часть своего дохода, в размере 2,5 % (1/40 часть) нуждающимся людям. Арабское слово зекят буквально означает «очищение». Считается, что выплата зекята является той частью состояния мусульманина, право на которую принадлежит Богу, очищает его остальное имущество и делает человека законным владельцем. Зекят очищает его сердце от жадности и эгоизма и отучает считать дарованное ему щедротами Бога исключительно своим. А сердца тех, для кого предназначен зекят, он очищает от зависти и ненависти по отношению к тем, кто богаче их. Зекят является обязательной формой распределения средств и проявления заботы, уравнивающей богатство в обществе.

5. Хадж – паломничество в Мекку и другие святые места в окрестностях этого города. Паломничество совершается в первые дни месяца Зиль-хидж по лунному календарю.Основным местом, собирающим паломников во время Хаджа, является Кааба. Кааба представляет собой кубообразное здание, находится она в центре мечети Аль-Масджит-Аль-Харам. Ежегодно Кааба покрывается черной тканью, на которой золотом вышиты стихи из Корана. Каждый год это покрывало заменяют новым, по прошествии паломничества старое покрывалоразрезается, и фрагмент можно приобрести и привезти с собой домой. В центральной витрине находится фрагмент такой ткани XIX в.

Рядом с мечетью Аль-Масджит-Аль-Харам находится источник Зем-Зем. В серебряном сосуде каждый паломник мог привезти с собой домой священную воду.

Священной книгой мусульман является Коран(с срабского – «чтение»). Он был ниспослан в форме рифмованной прозы и состоит из 114 сур – откровений. В первой витрине представлен рукописный Коран XVIII в.

Ислам делится на два крупных течения – суннизм и шиизм. Суннизм в свою очередь подразделяется на четыре толка или мазхаба – богословско-правовые школы – ханафитов, маликитов, мафиитов и ханбалитов. Крымские татары являются суннитами ханафитского толка.

Ислам, как одна из мировых религий, сыграл значительную роль в истории человеческой цивилизации и в настоящее время оказывает значительное влияние на различные сферы жизни многих стран мира.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 281.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...