Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени




Учение о происхождении государства в метафизике 17 века.

 

Томас Гоббс (1588 - 1679). Государство есть общая власть, способная обезопасить граждан от нападений извне и от внутренних распрей, которой передаются права всех граждан, настолько, насколько это ведет к миру.
Существуют и два пути образования государства:

· естественное происхождение предполагает объединение людей в силу естественного могущества какого-либо лица, которому подчиняются из страха или доверия, так возникают деспотические государства или государства патриархальные.

· объединение основывается на сознательном согласии и решении объединяющихся, таким путем возникает политическое государство.


Политическая философия Аристотеля

Политика — наука о том, как наилучшим образом организовать совместную жизнь людей в государстве. Согласно Аристотелю, люди могут жить только в обществе, в условиях политической системы, так как «человек по природе своей существо политическое». Чтобы правильно устроить общественную жизнь, людям необходима политика. Цель политики — справедливое (общее) благо. Добродетель гражданина состоит в умении исполнять свой гражданский долг и в способности повиноваться властям и законам.


34. Сенсуализм Джона Локка (1632 – 1704 гг.)

 

Основная идея Локка состояла в том, что знания сами по себе возникнуть не могут. Врожденных идей и принципов нет. Все идеи и понятия проистекают из опыта (все то, чем наполняется душа человека в течение всей его индивидуальной жизни).

Внешний мир является первым источником идей, приобретенные в нем чувственные идеи выступают в качестве исходного материала для особой внутренней деятельности души, - рефлексии. Рефлексия - способность души обращать свой взор на собственные состояния- «внутреннее чувство» или внутренний опыт.


35. Основные черты и проблемы схоластики.

 

1 этап: раняясхоластика 9-10в – (Абеляр, АксельмКонтельбергийский);
2 этап: классический 10-12в (ФомаАквинский);
3 этап: поздняясхоластика 12-14в (ДунСкот)

Схоластика – этосовокупностьфилософских («диалектических») и богословскихспособоврассуждения, ставшихгосподствующими в западноевропейской культуре в Средниевека (XI — XIV вв.).Опирались на Священное Писание и учения Аристотеля, но интерпретировали их по-своему. Базовыйпринцип - «Философияестьслужанкабогословия» (ПетрДамиан).

· проблема «универсалий» (общиепонятия) - чтообладаетистинойсвоегосуществования – вещиилипонятиевещей? Тринаправлениярешалиэтупроблемупо-разному: реализм (существуютпонятия, а вещиестьлишьихпроявление), номинализм (существуютвещи, а понятие - неболее, чемназваниевещей) и концептуализм (понятиясуществуюттолько в уме, но в реальностиимсоответствуетнечто, чтосамопосебенеявляетсясубстанцией, нипризнаком).

· проблемаотношениязнания и веры- двойственнаяприродалюбойреальности: знание о мире, полученноепосредствомсвященногописания. Философдолженрешить, как эти формы знаниясоотносятсямеждусобой. Схоластикаоставилатрирешенияэтойпроблемы:
1. знаниеубиваетверу.
2. теориядвойственнойистины - философия и теология. Новскорепредставителицерквирешили, что2-х истиннебывает, а естьтолькотеология.
3. союззнания и веры – вскорепрекратилсвоесуществование, потомучто в данномсоюзевсерелигиозныедогматынеобходимобылообъяснитьпосредствомразума, а этоневсегдавозможнобылосделать.


36. Декарт как философ

Рене Декарт (1596 – 1650) — основатель рационализма как особого направления в философии Нового времени.Рационацизм – как универсальный метод познания.Сущность вещей может быть постигнута разумом, но не чувствами.Истинный метод позволит адекватно познавать природу, а также приобрести власть над ней.

Декарт разделил мир на два рода субстанций – духовную и материальную (т.е. его философия – дуалистическая).Материальная делима до бесконечности, а духовная неделима.Причиной этих двух субстанций выступает Бог.Впечатление, воображение, желание – образ мышления, а фигура, положение – образ протяженности.

 









Философия Фомы Аквинского.

Фома Аквинский(1225 — 1274) - крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма (одного из господствующих направлений католической Церкви). С точки зрения достижения главной цели христианского вероучения (спасения человека) философия - «служанка теологии». Теология — священное учение и наука, основывается на знании, которым обладает Бог и те, кто удостоен блаженства.

Томизм - это философское учение, призванное обосновать догматы христианской религии. Центральное место в томизме заняла идея гармонии естественного, т.е. человеческого разума и религиозной веры. Фома выдвигает 5 собственных доказательств существования Бога:
движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим — следовательно, есть первичный двигатель всего — Бог;
• причина: все, что существует, имеет причину — следовательно, есть первопричина всего — Бог;
случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого — следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;
степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) — следовательно, должно существовать высшее совершенство — Бог;
• цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог.






Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени

 

Представителями эмпиризма Нового време­ни являются Фрэнсис Бэкон, Джон Локк и Томас Гоббс. В качестве единственного источника познания при­знают опыт, а ведущей познавательной способностью считают сенситивную. Душа человека — чистая доска, tabula rasa, на которой природа пишет свои письмена. На этом основании представители эмпиризма называют индукцию универсаль­ным научным методом.

Представителями рационализма Нового времени являются Рене Декарт, Бенедикт Спиноза и Готфрид Вильгельм Лейб­ниц. Рационалисты утверждают, что всеобщее и необходимое знание невозможно получить из опыта, достоверное знание выводимо только из разума, который является главной позна­вательной способностью человека. В разуме изначально зало­жены всеобщие и необходимые истины, из которых по опреде­ленным логическим правилам выводится все содержание знания. Мышление действует наподобие духовного автомата, который производит истину по заранее установленным прави­лам. На этом основании универсальным философским мето­дом рационалисты считали дедукцию.


39. Философия Возрождения.

 

Философия эпохи Возрождения теснейшим образом связана с развитием современного ей естествознания, с великими географическими открытиями, с успехами в области естествознания, а также с античной философией (Платон).

 

3 основные тенденции (этапы) философии Возрождения:
1) гуманизм (от середины XIV до середины XV в.);
2) неоплатонизм (от середины XV до первой трети XVI);
3) натурфилософия (остаток XVI в.).

Философия Возрождения создает новую картину мира, где Бог растворен в природе. Это отождествление Бога и природы называется пантеизмом.
Человек является не только важнейшим объектом философского рассмотрения, но и оказывается центральным звеном всей цепи космического бытия (антропоцентризм).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 461.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...