Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Эмпиризм и рационализм в философии Нового времениСтр 1 из 2Следующая ⇒
Учение о происхождении государства в метафизике 17 века.
Томас Гоббс (1588 - 1679). Государство есть общая власть, способная обезопасить граждан от нападений извне и от внутренних распрей, которой передаются права всех граждан, настолько, насколько это ведет к миру. · естественное происхождение предполагает объединение людей в силу естественного могущества какого-либо лица, которому подчиняются из страха или доверия, так возникают деспотические государства или государства патриархальные. · объединение основывается на сознательном согласии и решении объединяющихся, таким путем возникает политическое государство. Политическая философия Аристотеля Политика — наука о том, как наилучшим образом организовать совместную жизнь людей в государстве. Согласно Аристотелю, люди могут жить только в обществе, в условиях политической системы, так как «человек по природе своей существо политическое». Чтобы правильно устроить общественную жизнь, людям необходима политика. Цель политики — справедливое (общее) благо. Добродетель гражданина состоит в умении исполнять свой гражданский долг и в способности повиноваться властям и законам.
Основная идея Локка состояла в том, что знания сами по себе возникнуть не могут. Врожденных идей и принципов нет. Все идеи и понятия проистекают из опыта (все то, чем наполняется душа человека в течение всей его индивидуальной жизни). Внешний мир является первым источником идей, приобретенные в нем чувственные идеи выступают в качестве исходного материала для особой внутренней деятельности души, - рефлексии. Рефлексия - способность души обращать свой взор на собственные состояния- «внутреннее чувство» или внутренний опыт.
1 этап: раняясхоластика 9-10в – (Абеляр, АксельмКонтельбергийский); Схоластика – этосовокупностьфилософских («диалектических») и богословскихспособоврассуждения, ставшихгосподствующими в западноевропейской культуре в Средниевека (XI — XIV вв.).Опирались на Священное Писание и учения Аристотеля, но интерпретировали их по-своему. Базовыйпринцип - «Философияестьслужанкабогословия» (ПетрДамиан). · проблема «универсалий» (общиепонятия) - чтообладаетистинойсвоегосуществования – вещиилипонятиевещей? Тринаправлениярешалиэтупроблемупо-разному: реализм (существуютпонятия, а вещиестьлишьихпроявление), номинализм (существуютвещи, а понятие - неболее, чемназваниевещей) и концептуализм (понятиясуществуюттолько в уме, но в реальностиимсоответствуетнечто, чтосамопосебенеявляетсясубстанцией, нипризнаком). · проблемаотношениязнания и веры- двойственнаяприродалюбойреальности: знание о мире, полученноепосредствомсвященногописания. Философдолженрешить, как эти формы знаниясоотносятсямеждусобой. Схоластикаоставилатрирешенияэтойпроблемы:
Рене Декарт (1596 – 1650) — основатель рационализма как особого направления в философии Нового времени.Рационацизм – как универсальный метод познания.Сущность вещей может быть постигнута разумом, но не чувствами.Истинный метод позволит адекватно познавать природу, а также приобрести власть над ней. Декарт разделил мир на два рода субстанций – духовную и материальную (т.е. его философия – дуалистическая).Материальная делима до бесконечности, а духовная неделима.Причиной этих двух субстанций выступает Бог.Впечатление, воображение, желание – образ мышления, а фигура, положение – образ протяженности.
Философия Фомы Аквинского. Фома Аквинский(1225 — 1274) - крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма (одного из господствующих направлений католической Церкви). С точки зрения достижения главной цели христианского вероучения (спасения человека) философия - «служанка теологии». Теология — священное учение и наука, основывается на знании, которым обладает Бог и те, кто удостоен блаженства. Томизм - это философское учение, призванное обосновать догматы христианской религии. Центральное место в томизме заняла идея гармонии естественного, т.е. человеческого разума и религиозной веры. Фома выдвигает 5 собственных доказательств существования Бога: Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени
Представителями эмпиризма Нового времени являются Фрэнсис Бэкон, Джон Локк и Томас Гоббс. В качестве единственного источника познания признают опыт, а ведущей познавательной способностью считают сенситивную. Душа человека — чистая доска, tabula rasa, на которой природа пишет свои письмена. На этом основании представители эмпиризма называют индукцию универсальным научным методом. Представителями рационализма Нового времени являются Рене Декарт, Бенедикт Спиноза и Готфрид Вильгельм Лейбниц. Рационалисты утверждают, что всеобщее и необходимое знание невозможно получить из опыта, достоверное знание выводимо только из разума, который является главной познавательной способностью человека. В разуме изначально заложены всеобщие и необходимые истины, из которых по определенным логическим правилам выводится все содержание знания. Мышление действует наподобие духовного автомата, который производит истину по заранее установленным правилам. На этом основании универсальным философским методом рационалисты считали дедукцию.
Философия эпохи Возрождения теснейшим образом связана с развитием современного ей естествознания, с великими географическими открытиями, с успехами в области естествознания, а также с античной философией (Платон).
3 основные тенденции (этапы) философии Возрождения: Философия Возрождения создает новую картину мира, где Бог растворен в природе. Это отождествление Бога и природы называется пантеизмом.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 546. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |