Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Усиление уголовной ответственности по уголовному законодательству 1947- 1953гг.




 

Кардинальных изменений в этой отрасли права в данный период не происходит. Все законодательные новеллы касаются в основном отдельных правовых институтов. Можно лишь отметить одну общую тенденцию – определенное усиление уголовной репрессии.

Правда, сразу по окончании войны с Германией была проведена довольно широкая амнистия, а в 1947 г. была даже отменена смертная казнь. Однако эта отмена продержалась недолго – уже в 1950 г. смертная казнь была восстановлена по важнейшим государственным преступлениям (измена Родине, шпионаж, диверсии).

В целях повышения бдительности, усиления охраны государственной тайны Президиум Верховного Совета СССР 9 июня 1947 г. издал Указ "Об ответственности за разглашение государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную тайну", по которому предусматривалось также более высокое, чем прежде, наказание. Днем ранее Совет Министров СССР принял постановление, определившее перечень сведений, представляющих собой государственную тайну, разглашение которых карается по закону.

Государство делает новую попытку усилить борьбу с имущественными преступлениями, причем теперь обращается внимание на охрану не только общественной, но и личной собственности. 4 июня 1947 г. были приняты два Указа Президиума Верховного Совета СССР о хищении государственного, общественного и личного имущества. В первом из них кража, присвоение, растрата или иное хищение государственного имущества караются заключением в исправительно-трудовом лагере на срок от 7 до 10 лет с конфискацией имущества или без таковой; при квалифицирующих признаках лишение свободы повышалось до 25 лет. За хищение общественного имущества сроки лишения свободы были несколько меньше, но верхний предел их достигал все же 20 лет. По Указу устанавливалась ответственность даже за недонесение органам власти о достоверно известном готовящемся или совершенном хищении государственного или общественного имущества.

Второй Указ усиливал ответственность за хищение личной собственности граждан, доводя санкцию в наиболее тяжких случаях (разбой) до 20 лет лишения свободы с конфискацией имущества. Недонесение о разбое также каралось.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1948 г. "Об уголовной ответственности за изготовление и продажу самогона" значительно повысил уголовную ответственность за эти преступления. На усиление защиты чести, здоровья, жизни граждан были направлены Указы Президиума Верховного Совета СССР от 4 января 1948 г. "Об усилении уголовной ответственности за изнасилование" и от 14 февраля 1953 г. "Об усилении уголовной ответственности за нарушение правил безопасности ведения работ в угольных и сланцевых штатах".

Советский Союз откликнулся на призыв Конференции сторонников мира в Стокгольме изданием специального акта, носившего скорее декларативный характер,-Закона "О защите мира" (1951 г.), по которому пропаганда войны объявлялась тягчайшим преступлением против человечества, а виновные должны были предаваться суду и судиться как тяжкие уголовные преступники. Практически этот закон не применялся, поскольку в нашей стране, только что вышедшей из страшной войны, было мало охотников призывать к началу новой.

 

149. Семейное право. В отличие от других отраслей в нем произошли заметные изменения. Это было произведено Основами семейного законодательства 1968 г. и созданными на их базе семейными кодексами союзных республик, а также отдельными законами. Был упрощен порядок развода, предусмотренный еще известным Указом от 8 июля 1944 г. Основы законодательства о браке и семье установили, что брак может расторгаться не только в судебном, но и в некоторых случаях в упрощенном порядке - просто органами загса. Отменялось двухстепенное прохождение дела в суде. Теперь народный суд, принимая по-прежнему меры к тому, чтобы убедить разводящихся сохранить семью, мог сразу, если такие попытки не приводили к успеху, принимать решение о расторжении брака. Отменялись объявления о бракоразводном процессе.

Очень важным было возрождение института установления отцовства, начисто запрещенного упомянутым Указом. Основы предусматривали судебный порядок такого установления и критерии для признания мужчины отцом, причем исчерпывающие. Их три: совместное проживание и ведение общего хозяйства матерью ребенка и ответчиком до рождения ребенка; совместное воспитание либо содержание ими ребенка; доказательства, с достоверностью подтверждающие признание ответчиком отцовства. Закон допускает и добровольное признание мужчиной своего отцовства, что раньше исключалось.

Большое место законодательство отводит установлению прав и обязанностей родителей в отношении детей по их воспитанию и обязанностей детей в отношении родителей. В Конституции СССР подчеркивается, что граждане СССР обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь.

 

150. Сельскохозяйственное право явилось продуктом сближения двух форм собственности. Это не означало, однако, что исчезла потребность в специальном правовом регулировании жизни и деятельности колхозов. Именно ему и было посвящено принятие в 1969 г. нового Примерного устава колхоза III Всесоюзным съездом колхозников. Характерно новое название Устава. Прежние, первые, как помним, назывались уставами сельхозартели, поскольку еще имелись другие формы коллективных хозяйств, теперь же в деревне существовал единственный вид производственной кооперации, следовательно, не нужно было выделять его из других форм колхозов.

Новый Устав обобщил те нововведения в колхозной жизни, которые были сделаны еще в предыдущий период, и пошел дальше. В частности, были расширены права колхозников в распределении доходов, в планировании деятельности колхоза. Впрочем, планы хозяйственной деятельности были лимитированы государственными планами заготовок сельскохозяйственных продуктов.

Сближение колхозов с совхозами проявлялось в том, что допускалось создание совместных предприятий - государственно-колхозных, это закреплялось и в Конституции.

В новом законодательстве было предусмотрено право колхозов создавать подсобные предприятия и промыслы на основе использования своих трудовых ресурсов и местного сырья, но не в ущерб сельскохозяйственному производству, что позволяло занимать колхозников в свободное от сельскохозяйственных работ время и получать дополнительные доходы.

В Примерном уставе был закреплен и новый принцип оплаты труда колхозников, опробованный еще в предыдущий период, - ежемесячное авансирование членов колхоза в счет окончательного распределения доходов, производимого в конце хозяйственного года. Это особенно сближало статус колхозника с положением рабочего.

Новый Примерный устав гарантировал обеспечение колхозников приусадебными участками и подтверждал возможность разведения домашнего скота.

Важнейшее значение имело введение государственных пенсий для колхозников, также приравнивавшее их к рабочим и служащим. В Примерном уставе говорилось и о других социальных выплатах, в том числе о пособиях по беременности и родам. В 1978 г. пенсии колхозникам были повышены.

Укрупнение колхозов, произведенное в предыдущие периоды, привело к усложнению руководства ими и повысило роль бригады как важного подразделения артели. Собрания колхозников пришлось заменить собраниями уполномоченных от бригад, а в бригадах - созывать свои собрания. При этом бригадиры стали выборными.

В 1983 г. партия разработала Продовольственную программу страны, предполагавшую ликвидацию дефицита сельхозпродуктов. Однако она так и не была выполнена, хотя в деревню бросили большие денежные и материальные ресурсы.

 

151. Развитие трудового права определяется Конституцией, Основами законодательства СССР и союзных республик о труде 1970 г., кодексами о труде союзных республик, текущим законодательством.

Общая линия развития трудового права - улучшение условий труда и быта советских граждан. Новая Конституция развивает понятие права на труд, включая сюда еще право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей.

Важное место в законодательстве уделяется льготам в области труда женщин и молодежи: определяются работы, на которых запрещается применение женского труда и труда лиц моложе 18 лет. Запрещается увольнение беременных женщин, матерей, кормящих грудью, и женщин, имеющих детей в возрасте до одного года, не допускается прием на работу лиц моложе 16 лет, кроме исключительных случаев, устанавливается бронь приема на работу молодежи и на производственное обучение.

Большие меры проведены по упорядочению заработной платы, с общей тенденцией к ее увеличению. В 70-х гг. введены новые условия оплаты труда в непроизводственных отраслях народного хозяйства для работников массовых профессий и специальностей, непосредственно обслуживающих население Повышена оплата труда для многих работников производственных отраслей.

В 1983 г. была учреждена новая форма руководства делами предприятий и учреждений. Этим стали заниматься непосредственно собрания трудовых коллективов, а в промежутках между ними совместно администрация и выборные органы партийных, профсоюзных и комсомольских организаций. Поскольку в то время профсоюзы объединяли всех трудящихся, то собрания трудового коллектива практически совпадали с профсоюзными собраниями, и разграничить их права было весьма затруднительно. На практике получалось так, что собрания трудового коллектива больше занимались производственными вопросами, а профсоюзные органы - социальными.

По-прежнему остро стояла проблема трудовой дисциплины. В целях борьбы за нее были предусмотрены уменьшение очередного отпуска для прогульщиков на число дней прогула, перевод на другую, ниже оплачиваемую работу на определенный срок и др. Повышена материальная ответственность рабочих и служащих за ущерб, причиняемый по их вине предприятию при исполнении ими трудовых обязанностей, в том числе и за выпуск бракованной продукции. Для уменьшения текучести кадров было установлено, что рабочий или служащий при увольнении по собственному желанию должен предупреждать об этом администрацию за два месяца. Все эти мероприятия были проведены в основном в конце данного периода. Заметную роль в повышении трудовой дисциплины играли товарищеские суды, положения о которых были утверждены в 1977 г. Президиумами Верховных Советов союзных республик.

 

152. В свое время национализация земли была большим достижением Советского государства. Но, как уже отмечалось, она имела и свои негативные последствия, главное из которых - бесхозяйственное отношение к этому важнейшему природному объекту. Конечно, борьба с таким явлением велась и раньше, но теперь она была усилена. Этому, в частности, были посвящены Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, принятые в 1968 г., и созданные вслед за тем республиканские кодексы.

Общие начала землепользования и землеустройства определяли основные принципы и правила земельного правопорядка на протяжении сорока лет. Новые основы отразили все изменения в правовом режиме отдельных категорий земель, первоначально, как правило, излагавшихся во многих подзаконных правовых актах (чаще всего в совместных постановлениях Совета Министров и ЦК ВКП(б), либо Примерном уставе сельскохозяйственной артели, Положении о землях, предоставленных транспорту, и др.).

Вопросы землепользования и землеустройства теснейшим образом связаны с условиями и порядком использования лесного фонда и вод. Поэтому лесное и водное законодательство рассматривается как продолжение земельного законодательства.

В 1970 г., - первый в истории общесоюзный акт, регулирующий водные отношения в стране. Закон направлен на рациональное использование вод для нужд населения и народного хозяйства, охрану вод от загрязнения и истощения, предупреждение и ликвидацию вредного воздействия вод, улучшение состояния водных объектов, укрепление законности в области водопользования.

Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах, принятые в 1975 г. Закон предусматривает меры по охране недр, обеспечению безопасности работ при пользовании недрами, а также по охране прав предприятий, организаций, учреждений и граждан, укреплению законности в этой области.

Основы лесного законодательства 1977 г. направлены на повышение продуктивности лесов, улучшение их воспроизводства и усиление охраны.

Многовековое стремление русских людей к расширению территории страны обеспечило ее громадными природными ресурсами. В пересчете на душу населения она обладала такими возможностями, которых не имело ни одно развитое государство. Задача состояла в том, чтобы не только сохранить, но и приумножить эти богатства.

 

153. Административное право. Вспомним, что такое законодательство до сих пор не было кодифицировано. Единственным кодексом, созданным в стране за весь советский период в этой отрасли, был Административный кодекс Украины 1927 г., о котором мы уже говорили. Но в данный период сделали большой шаг в кодификации административного права. В 1980 г. приняли Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях. Вслед за ними в республиках разрабатывались соответствующие кодексы.

       Согласно его ст. 10 административное правонарушение (проступок) – это посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Административная ответственность наступает, если правонарушение по своему характеру не влечет за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Как видно даже из названия упомянутых законов, они посвящены более узкой сфере правоотношений, чем старый украинский кодекс. В новых законах Союза и республик речь идет именно об административных правонарушениях, об их определении, борьбе с ними, формах ответственности. Следовательно, затрагивается отнюдь не вся сфера административных правоотношений.

Тем не менее это законодательство было полезным. Оно, в частности, отграничивало административные правонарушения от уголовных, позволяло тем самым по-разному подходить к различного рода антиобщественным явлениям, по-разному реагировать на них и в то же время не оставлять без внимания, хотя грань была проведена не очень четко.

 

154. Наряду с государственным жилищным строительством в послевоенных условиях важно было привлечь и средства населения. 26 августа 1948 г. Президиум Верховного Совета СССР издает Указ "О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов", а Совет Министров СССР принимает соответствующие постановления. Исполкомы местных Советов обязывали отводить земельные участки под строительство. При этом отпадала необходимость в институте застройки, предусмотренном законодательством 20-х гг.

Названные акты имели практический успех: гражданами было построено значительное количество жилой площади. Государство оказывало помощь населению путем предоставления кредитов.

Проблема собственности затрагивала также законодательство о кооперативном и индивидуальном жилищном строительстве. Государство еще в предыдущий период нашло хорошую форму для решения жилищной проблемы, привлекая для этого свободные средства граждан. В стране развернулось создание большого числа жилищно-строительных кооперативов, обеспечивших граждан современными, благоустроенными квартирами. Правда, основная масса населения по-прежнему получала жилую площадь бесплатно, хотя, естественно, и не столь быстро, как в кооперативах.

В ст. 16 перечислены действующие на период принятия Основ жилищного законодательства СССР и союзных республик 1981 г. и ЖК 1983 г. государственные органы, которые в соответствии с их компетенцией должны осуществлять управление в области использования и обеспечения сохранности жилищного фонда. Например, Совет Министров СССР осуществлял меры по совершенствованию управления жилищным хозяйством, улучшению планирования, финансирования и организации работ по эксплуатации и ремонту жилых домов, развитию производственно-технической базы ремонтно-строительных организаций, улучшению материально-технического обеспечения работ по эксплуатации и ремонту жилищного фонда и др. Госплан СССР разрабатывал годовые, пятилетние и перспективные планы капитального ремонта жилищного фонда. Госгражданстрой СССР осуществлял единую техническую политику в области капитального и текущего ремонта, устанавливал порядок согласования типовых проектов жилых домов с министерствами жилищно-коммунального хозяйства (министерствами коммунального хозяйства) союзных республик, разрабатывал и утверждал нормы проектирования помещений для жилищно-эксплуатационных организаций и их баз. Советы Министров союзных республик, министерства и ведомства СССР разрабатывали и утверждали схемы управления жилищным хозяйством, находящегося в ведении исполкомов местных Советов, предприятий и организаций; обеспечивали проведение обследования состояния жилых домов и разработку перспективных планов капитального ремонта.

 

155. В середине 60-х годов была начета работа по новой кодификации советского законодательства. В ходе общего упорядочения советского законодательства были разработаны и изданы:

* основы законодательства СССР и союзных республик и общесоюзные законы;

* республиканские кодексы и законы в соответствии с общесоюзными;

* хронологические собрания законодательства и систематические собрания действующего законодательства.

Начата работа по созданию Свода Законов СССР и Сводов законов союзных республик. Приняты Конституции 1977 и 1992 годов.

В 1978-1985 гг. появились законодательные акты, существенно обновившие советское законодательство. Условно их можно разделить на несколько групп.

1. Часть законодательных актов детализировали конституционные положения о правах советских граждан, расширяли участие трудящихся в управлении производством:

2. Вторая группа законодательных актов была нацелена на развитие и совершенствование органов государственной власти и управления, охрану государственных интересов СССР, регламентации правового положения иностранных граждан в СССР. К ним относятся:

3. К третьей группе следует отнести правовые акты, определяющие полномочия, формы и методы работы правоохранительных органов, в т.ч. законы:

4. Законы детализирующие положения Конституции СССР об охране окружающей среды.

2 сентября 1976 г. принято постановление о создании комиссии по разработке Свода Законов СССР. В 1986 г. была завершена работа по изданию Свода законов Союза ССР, в который вошли 1367 законодательных актов и постановлений Правительства СССР, из них 350, изданных после принятия Конституции 1977 г. В ходе подготовки Свода 1,5 тыс. законодательных актов были признаны частично или полностью утратившими силу, во многие внесены изменения и дополнения. Свод законов состоял из 7 разделов:

1. Об общественном и государственном устройстве.

2. О социальном развитии и культуре - социально-экономических правах граждан.

3. О рациональном использовании и охране природных ресурсов.

4. О народном хозяйстве.

5. О международных отношениях и внешних экономических связях.

6. Об обороне страны и охране государственных границ.

7. О правосудии, прокурорском надзоре и охране правопорядка.

9 января 1986 г. Президиум ВС СССР и СМ СССР приняли постановление "Вопросы обновления Свода законов СССР", в котором предусматривалось периодическое обновление материалов Свода законов СССР (в 1986 г. - по состоянию на 1 января, 1987-1988 гг. - не реже одного раза в полугодие, в последующие годы - ежеквартально).

Создание Свода законов СССР и союзных республик было призвано служить базой для укрепления законности, дисциплины, правопорядка в стране, а также для дальнейшего развития права.

 

156. Так называемые перестроечные процессы связаны с деятельностью Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева. В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС Горбачев изложил замысел обширных реформ. На всем протяжении 1985 - 1991 гг. Горбачев давал весьма противоречивое объяснение генезиса своего реформаторского курса. Сегодня можно уверенно утверждать; реальная, просчитанная и продуманная стратегия демократизации отсутствовала.

Традиционно начало всем изменениям положила ротация партийных кадров, фактически руководивших системой государственного управления: к началу 1987 г. было заменено 70% членов Политбюро, 60% секретарей областных партийных организаций, 40% членов ЦК [5, С. 306].

Вслед за этим начались реформы в экономике. В 1985 г. был принят Закон о госприемке, который создавал еще одно звено в системе контроля промышленной продукции - службу государственных инспекторов по надзору за качеством промышленной продукции. К 1 января 1987 г. они действовали на всех крупных промышленных предприятиях. Однако эффект от введения еще одной административно-командной структуры оказался нулевой.

В июне 1987 г. Верховный Совет принял Закон о государственном предприятии (объединении), вступившей в силу с 1 января 1988 г. Закон изменял отношения между министерствами и предприятиями, наделяя последние большей экономической самостоятельностью: предприятия сами определяли численность работающих, устанавливали объем заработной платы, выбирали хозяйственных партнеров, реализовали продукцию, произведенную сверх госзаказа, получали право выхода на внешние рынки, поиск инвесторов и т.п. Роль министерств сводилась к определенной стратегии развития отрасли, подготовке контрольных цифр экономического развития, определению государственного заказа. К 1989 г. стало ясно, что закон потерпел фиаско.

Практическое воплощение идей политической перестройки получили в решениях ХIХ Всесоюзной конференции КПСС (июнь 1988 г.). В 6 резолюциях конференции, в частности “О некоторых неотложных мерах по практическому осуществлению реформы политической системы страны” речь шла об изменении системы управления страной. Соответствующие изменения в Конституцию СССР 1977 г. внес Верховный Совет.

Высшим органом государственной власти стал Съезд народных депутатов, Верховный Совет должен был работать на постоянной основе, подобно парламенту. Усиливалось значение поста Председателя Президиума Верховного Совета.

Выборы народных депутатов зимой - весной 1989 г. проходили по следующей схеме: одну треть депутатов направляли общественные организации (КПСС, ВЛКСМ, ВЦСПС и др.), две трети избирались на конкурентной основе. В мае 1989 г. собрался Первый съезд народных депутатов СССР.

В марте 1990 г. III Съезд народных депутатов отменил ст.6 Конституции СССР и избрал М.С. Горбачева Президентом СССР, однако без всенародных выборов этот пост был лишен необходимой легитимности.

В условиях все более обостряющегося системного кризиса, поразившего и КПСС, номенклатура предпринимала лихорадочные усилия по обеспечению в будущем контроля за бывшей государственной собственностью. В частности, с 1985 г. по 1991 г. советский золотой запас сократился с 2.500 до 240 т., судьба более чем 2 тыс. т. до сих пор остается неизвестной. Реформы М.С. Горбачева и возвращение к якобы более демократическим формам парламентаризма носили поверхностный, почти неуправляемый характер, что вело к ослаблению связей между республиками, ослаблению государственности, развитию национально-сепаратистского движения.

 

157. Съезд народных депутатов СССР — высший орган государственной власти в СССР в 1989—1991 годах. Последний раз собирался 5 сентября 1991 года, когда по предложению М. С. Горбачёва V съезд народных депутатов СССР принял решение о самороспуске.

Выборы народных депутатов СССР прошли 26 марта — 21 мая 1989 года. Съезд состоял из 2250 депутатов, избранных на 5 лет. Точное количество депутатов от каждой общественной организации (в пределах установленных законом квот) определялось на совместных заседаниях руководящих органов данных организаций, созываемых Центральной избирательной комиссией по выборам народных депутатов СССР.

Съезды народных депутатов СССР:

I Съезд: 25 мая — 9 июня 1989

II Съезд: 12 декабря — 24 декабря 1989

III Съезд: 12 марта — 15 марта 1990

IV Съезд: 17 декабря — 26 декабря 1990

V Съезд: 2 сентября — 5 сентября 1991

5 сентября 1991 года V съезд народных депутатов СССР принял «Декларацию прав и свобод человека», объявил переходный период для формирования новой системы государственных отношений, подготовки и подписания Договора о Союзе Суверенных Государств. По предложению М. С. Горбачёва съезд фактически самораспустился, приняв закон «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период». В проекте закона предлагалось принять решение о нецелесообразности проведения в переходный период очередных съездов народных депутатов СССР, однако при голосовании народные депутаты отклонили это предложение.

9 декабря 1991 года, на следующий день после подписания соглашения о создании СНГ, президент СССР Михаил Горбачев сделал заявление, в котором говорится, что, каждая союзная республика имеет право выхода из Союза, но судьба многонационального государства не может быть определена волей руководителей трех республик. Вопрос этот должен решаться только конституционным путем с участием всех союзных республик и учетом воли их народов. Также говорится о необходимости созыва съезда народных депутатов СССР.

17 декабря 1991 года народные депутаты СССР — члены Совета Союза Верховного Совета СССР приняли заявление в связи с подписанием соглашения о создании СНГ и ратификацией его Верховными Советами РСФСР, Беларуси и Украины, в котором объявили принятые решения о ликвидации общегосударственных органов власти и управления незаконными и не отвечающими сложившейся ситуации и жизненным интересам народов и в случае дальнейшего осложнения обстановки в стране заявили, что оставляют за собой право созыва в будущем Съезда народных депутатов СССР.

27 декабря 1991 года «в связи с прекращением существования Союза Советских Социалистических Республик и образованием Содружества Независимых Государств» Верховный Совет Российской Федерации постановил прекратить депутатскую деятельность народных депутатов СССР на территории Российской Федерации со 2 января 1992 года. С того же дня было запрещено применять нормативные акты СССР, регулирующие деятельность народных депутатов СССР.

Между тем, некоторые бывшие народные депутаты СССР попытались организовать в годовщину всесоюзного референдума — 17 марта 1992 года — в Москве VI Съезд народных депутатов СССР. Президиум Верховного Совета России признал попытки возобновления деятельности любых органов бывшего СССР на территории Российской Федерации посягательством на государственный суверенитет России и несовместимыми со статусом Российской Федерации как независимого государства.

 

158.Идея создания специального органа, контролирующего соблюдение Конституции (Комитета конституционного надзора СССР), была выдвинута М.С.Горбачевым на XIX Всесоюзной конференции КПСС в июне 1988 года в рамках программы реорганизации системы органов государственной власти СССР и республик, запланированной на 1989-1990 годы.

1 декабря 1988 года в Конституцию СССР были внесены изменения и дополнения, предусматривающие (ст.125) создание Комитета конституционного надзора (ККН) СССР, избираемого Съездом народных депутатов СССР сроком на 10 лет из числа специалистов в области политики и права в количестве Председателя, заместителя Председателя и 21 члена Комитета, включая представителей от каждой союзной республики.

Численность ККН увеличена до 27 человек в ответ на требование автономий предоставить им 4 места в Комитете. С целью поэтапной ротации состава Комитета было предусмотрено непосредственно после избрания членов ККН провести жеребьевку и определить 13 членов Комитета, полномочия которых прекратятся не через 10, а через 5 лет.

При избрании Комитета 23 декабря 1989 прибалтийские делегации отказались принимать участие в процедуре. Кандидаты в члены ККН от этих республик сняли свои кандидатуры. Съезд избрал председателем ККН СССР С.С.Алексеева (1644 голоса за), а заместителем Председателя - Б.М.Лазарева (1382 голоса). По предложению депутата, фамилия которого в стенограмму не попала, Съезд поручил избрать членов ККН (25 человек, в том числе по одному от каждой союзной республики и четырех от автономных образований) Верховному Совету СССР. 26 апреля 1990 Верховный Совет избрал 19 членов ККН СССР.

Согласно законодательству Комитет имел право проверять на предмет соответствия Конституции СССР проекты союзных законов и уже действующие акты, принятые Съездом народных депутатов СССР, Верховным Советом СССР и его палатами, акты Генерального прокурора СССР, Главного государственного арбитра СССР, нормативные акты других государственных органов и общественных организаций. Комитет мог рассматривать разногласия между Союзом ССР и союзными республиками, а также между самими республиками и другими национально-территориальными образованиями по инициативе любой из спорящих сторон. Комитет имел право надзора за законодательной инициативой. При введении в марте 1990 года должности Президента СССР в Конституции было записано, что для смещения Президента с должности в случае нарушения им Конституции и законов СССР требуется заключение Комитета конституционного надзора.

За время свой деятельности Комитет конституционного надзора СССР принял более 40 актов. Помимо заключений это были также решения (о принятии вопросов к рассмотрению), постановления (носящие рекомендательный характер) и заявления.

В "Ведомостях Верховного Совета СССР" за 1990 и 1991 годы опубликованы итоговые акты по 23 вопросам, рассмотренным Комитетом. В их числе решения о необходимости замены разрешительного порядка прописки регистрационным; о недопустимости применения неопубликованных актов, затрагивающих права и свободы граждан; об освобождении граждан, направленных на принудительное лечение по мотивам, не связанным с нарушением ими общественного порядка или прав других лиц.

В 18 случаях Комитет конституционного надзора СССР констатировал несоответствие рассмотренных актов Конституции, международным актам и международным обязательствам СССР, в 12 случаях признал не соответствующие Конституции акты утратившими силу, в двух случаях приостанавливал действие актов, в двух - обязал прокурорские органы принести протесты на правовые акты.

 

159. Пост президента Советского Союза был введен 15 марта 1990 года Съездом народных депутатов СССР с внесением соответствующих поправок в Конституцию СССР. До этого высшим должностным лицом в СССР был Председатель Верховного Совета СССР.

По Конституции СССР Президент СССР должен был избираться гражданами СССР путём прямого и тайного голосования сроком на 5 лет. В порядке исключения первые выборы Президента СССР были проведены Съездом народных депутатов СССР. В качестве кандидатов были выдвинуты Михаил Горбачёв, а также Николай Рыжков и Вадим Бакатин, снявшие свои кандидатуры. Всенародные выборы Президента СССР не проводились.

Первым и единственным Президентом СССР был Михаил Горбачёв, который принёс присягу в качестве Президента СССР на заседании Внеочередного III Съезда народных депутатов СССР в Кремлёвском дворце съездов 15 марта 1990 года. Одновременно вице-президентом СССР был избран Геннадий Янаев.

· Являлся гарантом соблюдения прав и свобод советских граждан, Конституции и законов СССР;

· Обязан принимать необходимые меры по охране суверенитета СССР и союзных республик, безопасности и территориальной целостности страны, по реализации принципов национально-государственного устройства СССР;

· Представлял СССР внутри страны и в международных отношениях;

· Должен был обеспечивать взаимодействие высших органов государственной власти и управления СССР;

· Должен был представлять Съезду народных депутатов СССР ежегодные доклады о положении страны и информировать Верховный Совет СССР о наиболее важных вопросах внутренней и внешней политики СССР;

· По согласованию с Верховным Советом СССР формировал Кабинет Министров СССР, вносил в его состав изменения, представлял Верховному Совету СССР кандидатуру на пост Премьер-министра; по согласованию с Верховным Советом СССР освобождал от должности Премьер-министра и членов Кабинета Министров СССР.

 

Официальной резиденцией президента СССР являлся Московский Кремль. Должность Президента СССР прекратила своё существование 25 декабря 1991 года с отставкой М. С. Горбачёва.

 

160. Причины распада СССР:

1. авторитарный характер советской власти, гонения на церковь, преследование КГБ диссидентов, принудительный коллективизм, господство одной идеологии, запрет на общение с заграницей, цензура, отсутствие свободного обсуждения альтернатив и т.д.;

2. кризис доверия к власти, растущее недовольство населения к качеству жизни, перебоями в снабжении продовольствием, дефицитом необходимых товаров, всевозможн. запретами, постоянным отставанием в уровне жизни от развитых стран Запада;

3. рост техногенных катастроф (авиакатастрофы, чернобыльская авария, крушение «Адмирала Нахимова», взрывы газа и др.) и сокрытие информации о них;

4. неудачные попытки реформирования советской системы, приведшие к стагнации, а затем развалу экономики и политической системы;

5. Афганская война, холодная война, непрекращающаяся финансовая помощь странам соцлагеря, развитие ВПК в ущерб другим сферам экономики;

6. моноцентризм принятия решений (Москве), что приводило к неэффективности управления, усилению центробежных националистических тенденций, присущих многонациональной стране и проявляющихся в желании отдельных народов самостоятельно развивать свою культуру и экономику;

7. самой пагубной оказалась идея заключения нового Союзного договора. Своим появлением он ставил под сомнение все предыдущие конституции, как бы признавал СССР нелегитимным. С этого момента дезинтеграция начала набирать силу.

8. снижение мировых цен на нефть, инициированное американским правительством, окончательно пошатнуло экономику СССР.

Процесс распада СССР – укладывается в три этапа

· Это период перестройки, когда выросла политическая активность народа, сформировались массовые, в том числе радикальные и националистические движения и организации, когда попытки реформирования советской системы привели к углублению экономического, внешнеполитического и демографического кризиса в стране. Ситуация усугублялась противостоянием на политическом пространстве Президента СССР Горбачёва и Президента РСФСР Ельцина.

· Начинается «парад суверенитетов», что в свою очередь подталкивает руководство СССР к создание нового Союзного Договора

· Союзный Договор - ГКЧП и развал СССР. Ряд государственных и партийных деятелей, под лозунгами сохранения единства страны и для восстановления жёсткого партийно-государственного контроля над всеми сферами жизни, предприняли попытку государственного переворота, известную как «августовский путч». Поражение путча привело к краху центральной власти СССР, переподчинению властных структур республиканским лидерам и ускорению распада Союза. В течение месяца после путча объявили о независимости одна за другой власти почти всех союзных республик. Некоторые из них для придания легитимности этим решениям провели референдумы о независимости.

25 декабря Президент СССР М. С. Горбачев объявил о прекращении своей деятельности на посту Президента СССР «по принципиальным соображениям», подписал указ о сложении с себя полномочий Верховного главнокомандующего Советских Вооружённых Сил и передал управление стратегическим ядерным оружием Президенту России Б.Ельцину.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 289.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...