Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Указ от 8 июля 1944 г. и его значение в семейно-брачных отношениях.




 

Демографическая политика. 08 июля 1944г. ПВС СССР принял Указ «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать- героиня» и учреждении ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства».

Устанавливалось, что только зарегистрированный брак порождает права и обязанности супругов. Фактические брачные отношения более не приравнивались к зарегистрированному браку. Лица, которые состояли в фактических брачных отношениях до издания Указа, могли оформить свои отношения, зарегистрировав брак с указанием срока совместной жизни. Несправедливость была частично устранена указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 ноября 1944г. "О порядке признания фактических брачных отношений в случае смерти или пропажи без вести одного из супругов" допускалось в виде исключения судебное установление фактических брачных отношений, если они возникли до 08 июля 1944г. и не могли быть зарегистрированы вследствие смерти или пропажи без вести на фронте одного из супругов. Оставшийся в живых супруг может обратиться в суд с заявлением о признании его супругом умершего или пропавшего без вести. Однако далеко не все могли воспользоваться таким правом, как из-за его незнания, так и боязни иметь дело с судом. Кроме того, не всякий обратившийся с подобным иском мог представить необходимые доказательства и получить решение суда в свою пользу. Указ от 8 июля 1944г. предусмотрел обязательную запись зарегистрированного брака в паспортах с указанием фамилии, имени, отчества и года рождения супруга, место и времени регистрации брака.

Чем были вызваны такие установления государства? Дело в том, что, не признавая фактические браки, государство освобождало себя от обязанности выплачивать пенсию детям погибших военнослужащих, состоявших до призыва на военную службу в фактических брачных отношениях, но не сумевших оформить их в ЗАГСе.

По-иному регулировалось положение внебрачных детей. Указ не допускал установление отцовства ни в регистрационном ни в судебном порядке. Отменялось существовавшее право обращения матери в суд с иском об установлении отцовства и о взыскании алиментов на содержание ребенка, родившегося в незарегистрированном браке. При регистрации внебрачного ребенка в органах ЗАГСа такой ребенок записывался по фамилии матери с присвоением ему отчества по указанию матери. Данные правила не распространялись на детей родившихся до издания Указа от 08 июля 1944г.

Указ ПВС ССР от 08 июля 1944г. содержал ряд моральных и материальных стимулов для увеличения деторождаемости в стране. Выплата государственного пособия устанавливалась при рождении 3-го ребенка. Денежная сумма пособия возрастали при рождении каждого последующего ребенка. Многодетным матерям устанавливались почетное звание «Мать- героиня», орден «Материнская слава» и «Медаль материнства». Увеличивался отпуск по беременности и родам с 63 до 77 календарных дней, для низкооплачиваемых родителей снижалось плата за помещение детей в детские сады и ясли.

Указ ПВС СССР от 08 июля 1944г. значительно осложнил процедуру расторжения брака. Согласно Указу брак можно было расторгнуть только через суд. При выдаче свидетельства делалась отметка о разводе в паспорте каждого из супругов и взималось с одного или обоих супругов по определению суда, от 500 до 2000 рублей.

Указом ПВС СССР от 14 марта 1945г. было расширенно право детей на получении пенсии за погибшего на фронте отца, с которым мать не находилась в зарегистрированном браке. Ребенок имел право на обеспечение пенсий по случаю потери кормильца наравне с детьми, родившимися в зарегистрированном браке, при соблюдении 2-х условий: 1) Если он родился до Указа от 08 июля 1944г.; 2) В книге актов гражданского состояния имелась запись об отце ребенка.

В целях материального обеспечения детей, оставшихся без родителей, и получения ими надлежащего воспитания Постановлением СНК СССР от 22 января 1942г. были определены правовые основы патроната. Постановлением предусматривалось направление детей-сирот в приемники-распределители, а затем в детские учреждения или на патронирование в семьи трудящихся. При этом отделом народного образования с одним из членов семьи заключался договор на патронирование сроком на 3 года. Воспитатель ребенка получал ежемесячно 50 руб. в месяц, а также одежду и обувь для ребенка. Другой формой устройства детей, было усыновление. Указ ПВС СССР от 8 сентября 1943г. внес значительные изменения в действовавший ранее порядок усыновления. В частности, разрешалось по просьбе усыновителя присваивать фамилию и отчество усыновителя, записывать усыновителя в качестве родных родителей в актовых книгах о рождении. Благодаря такой мере обеспечивалась тайна усыновления. Дети считали себя родными детьми усыновителей не только в силу существующих фактических связей, но и официально, по имеющимся документам.

 

146. Перестройка государственного аппарата ни мирный лад. Активизация деятельности органов власти в послевоенный период. Упразднение чрезвычайных органов.

 

Перестройка государственного аппарата была обусловлена окончанием войны, необходимостью восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства, внешнеполитической обстановкой.

Представительные органы власти.Во время войны выборы в Советы не производились. После ее окончания в феврале 1946 г. были проведены выборы в Верховный Совет СССР, а через год – в Верховные Советы союзных и автономных республик. При этом был повышен возрастной ценз для депутатов Верховного Совета СССР до 23 лет, а для депутатов Верховных Советов союзных и автономных республик – до 21 года. В декабре 1947 г., в январе – феврале 1948 г. прошли выборы в местные Советы во всех союзных республиках. Было избрано почти 1,5 млн. депутатов.

Верховный Совет СССР в марте 1946 г. создал Редакционную комиссию для выработки предложений об изменении Конституции. В феврале 1947 г. Верховный Совет СССР внес по предложению этой комиссии ряд изменений в Конституцию Союза, носивших по преимуществу редакционный характер.

Верховный Совет СССР в первые послевоенные годы собирался чаще, чем во время воины, но все же реже, чем это было предусмотрено Конституцией (2 раза в год).

В марте 1946 г. количественный состав Президиума Верховного Совета СССР был сокращен на 9 человек (из прежних 42) с целью превращения его в более оперативный орган. В феврале 1947 г. была несколько расширена компетенция Президиума Верховного Совета СССР, к его ведению было отнесено денонсирование международных договоров СССР, установление почетных званий СССР, воинских звании, дипломатических рантов и иных специальных званий. Органы государственного управления. Сразу же по окончании войны были упразднены чрезвычайные и другие органы, вызванные потребностями военного времени. Дела упраздненного ГКО были переданы Совету Народных Комиссаров. Военно-промышленные наркоматы преобразованы в органы управления мирными отраслями производства.

В марте 1946 года Верховный Совет Союза принял закон о преобразовании Совета Народных Комиссаров СССР, совнаркомов союзных и автономных республик в соответствующие Советы Министров, а наркоматов – в министерства. по существу было простым переименованием.

Поиски лучшей организации управления народным хозяйством породили тенденцию к разукрупнению ведомств, созданию новых отраслевых органов. В феврале 1947 г. в стране уже имелось 36 общесоюзных и 22 союзно-республиканских министерства. Однако вскоре процесс дифференциации ведомств сменяется обратным процессом. В 1948-1949 гг. происходит объединение ряда министерств. В результате к марту 1949 г. их количество уменьшилось до 28 общесоюзных и 20 союзно-республиканских. В последующие годы процесс создания и упразднения ведомств шел, по существу, беспрерывно, часто без должных оснований.

Попытки совершенствования системы органов государственного управления проводились не только за счет количественных изменений, но и по линии перераспределения компетенции между органами.

Органы государственного управления много сделали для успешного выполнения четвертой пятилетки и приложили максимальные усилия для реализации заданий пятого пятилетнего плана (1951-1955 гг.). Судебные органы перестраивались на работу в мирных условиях. После окончания войны в местностях, где ранее существовало военное положение, восстанавливались обычная подсудность военных трибуналов и обычный порядок их деятельности. С отменой военного положения военные трибуналы железнодорожного и водного транспорта были реорганизованы в линейные и окружные суды. Были также восстановлены транспортные коллегии Верховного Суда СССР.

В соответствии с Конституцией и Законом о судоустройстве выборы в народные суды, которые не успели провести до войны, были произведены теперь, притом непосредственно населением. Учитывая, что осуществление правосудия требовало определенного жизненного опыта, Указом Президиума Верховного Совета СССР 16 сентября 1948 г. был установлен возрастной ценз для народных судей и народных заседателей в 23 года.

Большую роль в улучшении работы суда сыграл Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 июня 1948 г., установивший ответственность судей перед дисциплинарными коллегиями. Эти коллегии были образованы при областных, краевых, Верховных Судах СССР, союзных и автономных республик, военных трибуналах округов, флотов и приравненных к ним специальных судов.

В 1945-1947 гг. военные трибуналы разбирали дела военных преступников, бывших военнослужащих германской армии, которые совершили массовые убийства, истязания гражданского населения и военнопленных, угон мирных советских граждан в Германию и другие злодеяния. В 1946-1947 гг. После войны органы суда, прокуратуры и другие государственные органы не были в достаточной степени обеспечены специалистами-юристами. Большое значение в ликвидации такого положения имело постановленние ЦК ВКП(б) от 5 октября 1946 г. о юридическом образовании в стране.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 355.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...