Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Занятие: Знакомство родителей с программой «30 шэдитэ абдарханууд»




Пояснительная записка

“Сегодня современный мир меняется очень быстро, наши дети совсем другие, чем мы с вами, они-представители цифрового поколения, которые помешаны на гаджетах, смартфонах, планшетах и прочей другой технике. Их мир сжался до экрана смартфона. Современные дети забыли каково это-бегать под дождем, пускать кораблики, лазать по деревьям или просто болтать, играть друг с другом. И в результате, ни для кого не секрет, молодое поколение страдает расстройством внимания, плохой памятью, низким уровнем самоконтроля, подавленностью, депрессией, чего не было у представителей старшего поколения. Исследование показывает с 1970 года радиус активности детей (пространства вокруг дома, в котором дети свободно исследуют окружающий мир) сократился на 90%. Удивительно, как быстро сформировался совершенно новый тип среды, где вкус обоняние и осязание не стимулируется, где большую часть времени мы сидим у экранов, а не гуляем на свежем воздухе и не проводим время в разговорах лицом к лицу”,- говорит Сьюзен Гринфилд (английский ученый, писательница, профессор всю жизнь изучающий физиологию работы головного мозга и влияние современных технологий на человеческое сознание).

И я, сама мама троих детей, так же заинтересована, как же помочь современным детям выйти из интернета и оторваться от компьютерных игр? Как же научить детей исследовать окружающий мир физически, а не виртуально? И я пришла к выводу, что мы, взрослые не понимаем, недооцениваем величайшего значения игры. Очень важно не упустить сензитивный период овладения детской игрой, когда наши дети покладисты, слушаются нас, пока их умы не завоевал всемогущий интернет, пока для них являемся авторитетом, или же, нам нужно успеть завоевать авторитет, научив их играть в игры, вместе, рядом, с глазу на глаз. Нельзя нам, родителям упустить этот благоприятный период, когда наши дети еще нуждаются в нашей эмоциональной поддержке. В этом поможет целенаправленная, организованная игровая деятельность в семье: начиная с покупки игрушек, затем сами игры в семье с папой, мамой, братьями и сестрами, с родственниками, с друзьями эмоционально окрашенные совместными переживаниями, времяпровождениями, несомненно эта практика даст свой результат- это и есть первый опыт сотрудничества, первая ступенька активности, которая пригодится в дальнейшем. Я считаю, наигравшийся ребенок в семье, будет учится «играючи» в школе.

      Возникает вопрос, в какие же игры играть нашим детям? Какие игрушки покупать?

Современный рынок, индустрия игрушек навязывает нам, родителям, всевозможные игрушки. И наша задача, научиться разобраться в мире игрушек. Мы, родители как поступаем? Лишь бы ребенок не болтался по дворам с приятелями, не играл в компьютерные игры, детей заваливаем всевозможными «развивающими» играми, где все по правилам, пошагово нужно что-то делать. Так дети привыкают к «готовым» играм, где все продумано до мелочей. Современные дети играют в магазин только с набором «Магазин», а моя задача, как педагога, научить фантазировать, превратить всю комнату в магазин, а вместо специальных пластиковых помидоров из набора предложить продавать любые подручные игрушки красного цвета. Изобилие готовых игрушек с готовыми ответами гасит в наших детях любые творческие порывы. Ребенок послушно делает только то, что необходимо. Вот почему они, порой растут пассивными, инертными, безынициативными. А каждый родитель мечтает видеть своих детей успешными, активными, энергичными! И мы, взрослые, родители, педагоги должны понять, что в этом поможет игра свободная, творческая, сначала организованная в семье, среди близких людей. Она является ведущей деятельностью для дошкольников, такой же важной остается и в школе. Игра и учеба как два крыла, чтобы ребенок «взлетел» легко в школе, адаптировался, он должен наиграться до школы, а в этом должна помочь семья. Речь идет об организации такой игры, где ребенку предоставляется свобода выбора, возможность играть спонтанно, фантазировать, сделать невозможное. Побывать на Луне, побыть летчиком, превратить любую игрушку в то, что ты задумал.

Вот несколько правил для организации игр с детьми:

1. Мы, взрослые, должны поменять свое отношение к детским играм, это не ради забавы, лишь бы ребенок был занят. Для осознания важности и нужности игры, можно сравнить игру с любимой работой для взрослого, где все интересно, серьезно и важно.

2. Речь пойдет не такой игре (выше писала об этом), где каждое занятие должно приносить практическую пользу, чему-то служить и что-то развивать, а именно о свободной игре - не нормированной, не структурированной, в которой главное - возможность сделать невозможное. А для такой игры не понадобятся дорогие, готовые игрушки, которыми завален рынок. Достаточно 10-20 штучных игрушек из киндер-сюрприза, самодельных, семейных, дорогих вам предметов для того, чтобы отправиться с вашим ребенком на «необитаемый остров», завтра на Луну, послезавтра…так в свободной игре ваш ребенок почувствует могущественным волшебником, с удовольствием делает то, что еще не умеет делать в реальности и приходит первое осознание своей способности влиять на окружающий мир - это осознание себя и окружающих (друзей, родных, чужих) - постигает первые «правила жизни»:

· Учится общению, взаимодействию, взаимопомощи;

· Формируется самостоятельность, настойчивость, изобретательность;

· Воспитывается спокойное отношение к собственным победам, так и поражениям, т.е. творческий подход к решению проблем;

      И в самый важный и нужный момент жизни – вы рядом с своим ребенком, вы – самый лучший друг (как же, вместе побывали на Луне, еще где-то, это только вам известно), поддержка, опора, вера - и это осознание единства, целостности, семьи останется на всю жизнь у вашего ребенка. Вы не упустили свой шанс и на всю жизнь вы вместе с ребенком. Благодаря совместным переживаниям в игре, где он чувствовал то волшебником, вершителем судеб, или еще кем-то, повзрослев, он сможет выполнить кажущееся невыполнимым задания, реализовать свою самую амбициозную цель. Не пережив этого в детстве, ребенок каждый раз будет отступать перед трудностями, оправдываясь «здравым смыслом».

3.У ребенка обязательно должно быть свободное время, когда над ним никто не нависает, когда он делает, что хочет, или не делает ничего. Нам, родителям, кажется, что чем больше разных занятий посещает ребенок, тем лучше, что он будет развит всесторонне. Современный ребенок загружен по максимуму – это учеба, танцы, рисование, иностранные языки, спорт. Все это хорошо, но все должно быть  в меру!

Увы, сегодня игра сдает свои позиции – и поэтому, родители должны очень внимательно и серьезно отнестись играм своих детей. Организовать, обеспечить детям пространство для игры (где можно спрятаться, побыть одному) и не мешать играть! Не мешать пробовать, ошибаться, придумывать, сочинять, творить! Когда простая ветка становится волшебной палочкой, потом превращается в ружье и затем лошадкой, на которой можно проскакать по дорожке, чтобы убить КощеяБессмертного! И если, вы рядом с ним в этот момент-это здорово! Вместе победили врага! Именно в эту секунду, ваш ребенок в своей игре, в своем воображаемом мире стал другим, повзрослев, станет уверенным и самодостаточным человеком! И снова вы были рядом! Тем самым, вы дали возможность своему ребенку смотреть на мир своими глазами, совершать самостоятельные открытия!

4. И теперь, самое важное, находить время и силы, чтобы иногда играть вместе с детьми, когда они нуждаются в нашей поддержке, вовремя подсказать, понять. Тогда у нас появляется возможность установить особый контакт, участвовать в его жизни, ненавязчиво помогать, направлять где-то.

Внимательно наблюдая за играми детей, мы многое узнаем: чем живет наш ребенок, что интересно, какой у него характер, предпочтения. И мы, взрослые, всегда должны помнить, что ребенок должен сам открыватьэтот огромный мир, пробовать, ошибаться, падать, подниматься, пока в игре, затем уверенно во взрослой жизни и приобретать свой личный опыт.И мне хочется поделиться своим собственным опытом, как меня воспитывали в семье и теперь, когда я сама мама, как я воспитываю своих детей и использовать этот опыт в работе с воспитанниками лицея.

Я считаю, что все хорошее, так же как и плохое, начинается из детства и семьи. Очень многим, возможно и всем, я обязана своей маме, Дышеновой Сэсэг Цыбик-Доржиевне. Именно ее образ жизни, душевная теплота, щедрость, отношения с окружающими, и та атмосфера любви, спокойствия, в которой мы (ее дети) выросли, определили всю мою жизнь. Мама научила нас главному - любить, любить жизнь, окружающих. Эти уроки, полученные в семье, как яркий фонарик, освещают всю мою жизненную дорогу.

Я очень благодарна маме за счастливое детство и, эти воспоминания связаны с моими беззаботными детскими играми. Все мои игрушки всегда хранились в коробке. Вот это ощущение волшебства,когда достаешь свои игрушки и ожидание чуда-«Вот сейчас я буду играть и придумывать» осталось во мне до сих пор.

Будучи сама, мамой троих детей, на протяжении многих лет, наблюдая за их играми пришла к выводу, что наигравшийся в детстве ребенок, это счастливый ребенок. Так я усвоила первый урок!

Игра для ребёнка-это целый мир с своими правилами, запретами, ссорами, компромиссами, “мирилками”, где они учатсядоговариваться, уступать, понимать друг друга, общаться, дружить. Это второй урок!

И чтобы ребенок научился играть, состоялась полноценная игра, необходимо создать условия, предложить интересные игрушки, дать возможность самому придумывать из подручных материалов, научить и “разрешать” играть.Да,да «разрешать» играть. Помню в детстве,когда мои сверстники всегда были заняты по дому, по присмотру за своими братьями и сестрами,  я также была занята, но сделав дела, я играла, мама меня всегда поддерживала. И это очень важно для ребенка, в будущем, чтобы творить и научиться создавать свое. Однажды увидела, что  дети мои с удовольствием играют и бережно собирают игрушки из киндер-сюрприза. У сына были свои игрушки-солдатики, машинки, а у дочерей-куклы, посудки, безделушки всякие разные, но такие ценные для них. Когда подросли дочери, они стали хранить игрушки в красивых коробках-шкатулках, стали их украшать.И когда приходили гости, дети мои так важно доставали свои волшебные шкатулки, в которых хранились столько всего интересного. И тут я подумала, что хранить игрушки в коробках, тем более украшенных по своему желанию, вместе с родителями очень мило, красиво, аккуратно, практично, много места не занимает и можно придумать любую игру в удобное время. Еще один урок усвоен!

Итак, подрастая, старший сын незаметно передал свои игрушки средней дочери, а теперь средняя передала самой младшей. Ведь любимую игрушку не каждому подаришь, так же и в нашей семье! Вся наша семья знает историю каждой игрушки, кто подарил, первые игрушки из киндер-сюрприза подарила моя сестра Нина, когда ее дети подросли, есть украденная игрушка-сердечка, дочка говорит, не устояла, такая красивая была, это тоже воспитательный момент. Эта история нашей семьи в наших игрушках: Кто подарил? Откуда? Сколько стоило? И очень светлые и важные воспоминания детства! Таким образом, усвоила четвёртый урок: как можно приучать к бережному отношению не только к игрушкам, но и друг  другу.

Воспитывая своих детей, наблюдая за их играми, увидела, как они учатся общаться между собой, уступать, дарить, бережно относиться к игрушкам, друг другу. В какой-то книге я прочитала, что игра-это язык ребенка, а игрушки-это его слова. Если мы взрослые способны выражать свои переживания в разговоре, а ребенку это трудно, ему намного легче показать в игре. Таким образом, каждый ребенок создаёт свою игру, выражая своё эмоциональное состояние,если радуется, то чувствует спокойсвие, хорошее настроение, открытость в общении, а если ему просто плохо,то освобождается от таких негативных эмоций, как обида, страх, злость, разочарование. Играть с игрушками по его собственному желанию-такая игра позволяет ребёнкупочувствовать себя свободным.Все это несметное богатство может храниться в маленькой коробочке! Откройте коробочку-откроется целый мир! Мир детства! И своим открытием я решила поделиться ссвоими воспитанниками лицея-интерната №1.

Для полноценной, занимательной игры понадобится “30 шэдитэ абдарханууд” т.е. “30 волшебных шкатулок” с любимыми игрушками, это сокровище для маленького человечка. Почему 30? Потому что, по количеству детей в моем 1”а” классе.

Моя задача, как педагога, научить детей быть открытыми, дружелюбными, внимательными друг к другу, проявлять правильно свои эмоции и помочь привыкнутьк новым условиям лицея-интерната. Отличиеинтернатного учреждения от общеобразовательного, в том, что дети в интернате находятся круглосуточно,и жизнь в таком огромном социуме, как лицей-интернат, диктует свои правила учащимся, соблюдение режима, насыщенная воспитательно-образовательная программа, всегда у всех на виду, а использование этой методики дает возможность ребенку “ прожить” в игре волнующие его ситуации, побыть, на какое-то время наедине. Любая игра предполагает какие-то правила, ограничения, которые дают возможность научиться самоконтролю, учатся просить (для творческого замысла у ребенка не хватает игрушек, а у соседа есть), обмениваться, уступать, договариваться, дружить.Таким образом, постепенно формируется здоровая атмосфера в классном коллективе.А в начале обучения первоклассникам , я глубоко убеждена, только игра поможет им легко преодолеть трудности адаптации.Ведь им приходится научитсясосредоточиться, удерживать внимание на уроках, сдерживать свои эмоции, регулировать поведение и двигательную активность. Многие при этом быстро утомляются, устают, состояние меняется, даже ухудшается. Проходит первый интерес, внешняя привлекательность школы (бантики, красивая форма, ранец, краски, карандаши и.т.д.) и может наступить кризис “Не хочу”. И тут игровая терапия – как палочка выручалочка, которая поможет ребенку  привыкнуть кшколе. Если в школе, в первой половине дня учащиеся должны  соблюдать такие правила: сидеть на месте во время урока, не разговаривать, не ходить по классу,не бегать по школе во время перемен, то во второй половине дня ребенку предостовляется возможность заняться любимым делом, таким знакомым-игрой. Для этого у каждого ребенка должна быть, всего-то ничего, коробка с любимыми игрушками.

Организация:

· Данная программа адресована учащимся 1 класса, а также может быть использована в других классах начальной школы.

· Идеальный вариант-одновозрастные группы.

· Игровая деятельность проводится во второй половине дня, в игровой комнате.

· Достаточное свободное пространство для игры.

· Специально подобранная музыка для релаксации и снятия психоэмоционального напряжения.

· В каждую неделю запланировано одно образовательное событие с детьми – это совместная игровая деятельность под руководством педагога, в остальные дни недели – свободная, самостоятельная игровая деятельность учащихся.

·  Индивидуальные встречи с стеснительными, малообщительными детьми для оказания эмоциональной поддержки, чтобы ребенок почувствовал уверенность в период адаптации.

· Предоставление достаточно большой свободыорганизатору-педагогу в выборе темпа проведения занятий. Продолжительность количества занятий может быть увеличена или же уменьшена в зависимости от количества учащихся и интереса, который дети проявили к тем или иным заданиям.

· Обязательное условие - участие родителей в реализации данной прграммы.Оборудование:

· Коробка – шкатулка;

· 20 маленьких игрушек (киндер-сюрприз);

· Деревянные брусочки;

· Мягкие подушечки.

Условия:

· Игра начинается по желанию детей.

· Нельзя не торопить, не замедлять игровой процесс.

· Все, что сделал ребенок, соорудил-это шедевр, не трогать, только с разрешения ребенка.

· Свобода фантазии, творчества.

Позиция педагога:

· Создание необходимых условий для игры:

· выбор удобного времени в режиме дня, желательно во второй половине дня или в вечернее время;

· Организация пространства для игры и общения;

·  Приглашение в игру, наличие игрушек у каждого ребенка;

· Три позиции в управлении деятельностью детей во время игры:

1.Активная позиция у ребенка-замысел, сюжет, ход игры по желанию ребенка;

2.Пассивная позиция у педагога-наблюдение за ходом игры со стороны, но активна в эмоциональной поддержке;

3.По мере развития игры, на втором и третьем этапах воспитатель может выступать в роли руководителя-координатора для организации и обучения новым играм, для придумывания игр и только для того, чтобы содать благоприятные условия для перехода игры на более высокий уровень.

· Ограничения должны быть минимальными и выполнимыми.

· Принятие чувств ребенка.

· Игра не оценивается взрослыми.

· Игра должна быть весёлой для них(Алтана - моя дочка,8 лет, добавила этот пункт)

Ожидаемые результаты:

1. Усвоение знаний о саморегуляции, о правилах поведения и бесконфликтного общения;

2. Приобретение навыков сотрудничества;

3. Повышение самооценки;

4. Сотрудничество с родителями

 

Целью моей авторской программы«30шэдитэ абдарханууд» является обучение навыкам сотрудничества.

Исходя из цели я поставила следующие задачи:

1.Научить договариваться.

2.Снизить тревожность.

3.Повысить уверенность в себе.

· Учится общению, взаимодействию, взаимопомощи;

· Формируется самостоятельность, настойчивость, изобретательность;

· Воспитывается спокойное отношение к собственным победам, так и поражениям, т.е. творческий подход к решению проблем;

 

 

Этапы игровой терапии “30 волшебных шкатулок”

Этапы Поведение
I “Я” “Все мое”
II “Я и Ты» “Давай играть вдвоем”
III “Мы” “Давайте играть вместе”

 

Содержание программы:

На первом этапе “Я”-ребенок утверждает-“Все мое!”

Предварительная работа:

1. Ознакомление родителей с программой, ее целью, задачами и основной идеей.

2. Самопрезентация игрушки.

На первом родительском собрании объявляю о введении игровой терапии«30 шэдитэ абдарханууд» во второй половине дня, в удобное для детей время и знакомлю с условиями игры. Для игры понадобится 20 маленькихигрушек(киндер–сюрприз) и для хранения красивая коробочка, которую предлагаю украсить вместе с ребенком. Желательно, чтобы каждая игрушка ребенка имела свою историю появления у него,например, подарок любимого родственника, случайная находка, самодельная игрушка, даже покупку какой-нибудь игрушки можно сделать событийным, сказав, что это игрушка для игры в школе с друзьями. Тем самым, родители дают позитивную установку на дружбу, сотрудничество, разрешение поиграть с другими детьми. Разнообразие собранных игрушек, игрового материала облегчат моим детям жизнь в таком огромном социуме, как школа-интернат.

По мере того, как ребенок будет приносить свои игрушки, в игровой комнате будет проводиться самопрезентациякаждой коробки-шкатулки с игрушками. Ребенок рассказывает историю игрушек: Как появилась игрушка? Кто покупал? У кого-то самодельная? У кого-то старая?. Но у каждого ребенка своя история игрушек и тем самым очень значимая для ребенка, эмоционально связанная с родителями, с семьей. И еще ребенок учиться навыкам самопрезентации, говорить, выступать перед своими сверстниками. На первом этапе формируется представление о своем и чужом предмете, то есть ребенок очень хорошо понимает, что коробка с игрушками его и только его, и если кому-то хочется посмотреть, поиграть с его игрушками он должен попросить у него разрешения.

Очень важно продумать место для игры и хранения игрушек. Здесь ребенок учится убирать игрушки, бережно относиться к ним, потом и к чужим игрушкам.

Итак, ребенок впервые пришел в школу и принес из дома коробку с любимыми игрушками, это его сокровище, любуется, играет один и наблюдает за другими. Эти игрушки очень важные в период адаптации, когда вокруг все новое, незнакомое. Когда рядом его любимые игрушки, с которыми он может поделиться со своими переживаниями, это  придает ему чувство защищенности, уверенности иснижает его тревожность.

На данном этапе я-воспитатель  в роли только наблюдателя, ни в коем случае не управляю, не руковожу игрой, не навязываю сюжет. Замысел, развитие сюжета осуществляется детьми без посторонней помощи. Дети могут свободно и самостоятельно объединиться в группы. Педагог может вступить в игру как играющий партнер.

На втором этапе “Яи Ты-ребенок говорит-“Давай играть вдвоем!”

Ребенок уже нашел себе друга, предпочитаемое лицо, с кем может поделиться с самым сокровенным, значит учится новым способам общения. Это игра вдвоём или же втроем, дети усвоили правило, что чужое нельзя брать без разрешения, посмотрели презентации игрушек, уже знают у кого какая игрушка и для его творческого замысла, сюжета какая-то деталь не хватает, а у кого-то точно есть. Так один просит игрушку, другой предлагает или же отказывается, обмениваются, рассказывают истории, делятся своими секретами, даже друг другу дарят игрушки-подарки безвозмездно, но так же могут на завтра обратно забрать. Так они усваивают новые формы поведения.На данном этапе игры, дети , симпатизирующие друг другу, объединяются в игровые группы и подчиняются ее правилам. Очень важный этап, где в зависимости от игрового сюжета, содержания игры складываются реальные внутригрупповые взаимоотношения, пока в игре, которые станут общими нормами поведения за пределами игры, но уже на следующем этапе.Здесь они учатся контролировать себя и друга, подчиняться, уступать и помогать друг другу. Для этого этапа характерны ролевые игры, в которых  дети берут на себя роли взрослых, подражают им, показывают их взаимоотношения и учатся выполнять правила, согласно взятой на себя роли. Если игровая группа состоялась, то до начала следующей игры дети договариваются, планируют, подбирают необходимые игрушки, распределяют роли между собой, а в ходе игры постоянно контролируют друг друга, критикуют, подсказывают. В зависимости от умения договариваться, уступать, подчиняться зависит продолжительность как самой игры, так и существование игровой группы, и состав ее участников. И на данном этапе развития игры воспитатель переходит от позиции наблюдателя в позицию руководителя, организатора детской игрой, жизнью для формирования взаимоотношений, нравственных качеств личности и познавательной активности ребенка в «детском обществе».

В 6-7 лет ребенок живо интересуется игрой с правилами и поэтому я предлагаю поиграть в дидактические игры, используя наши же игрушки, цель которой содействовать формированию познавательной активности ребенка:

1. В игре «Из чего сделаны игрушки?» дети узнаютиз каких разных материалов изготовлены их игрушки, воспитывается бережное отношение к игрушкам.

3. Игра «Что изменилось?» развивает память, внимательность, выдержку, понадобится 10 игрушек, дети закрывают глаза, и не должны открывать их, пока не будет дан специальный сигнал,а водящий игрушки меняет местами. Ребенок должен вспомнить и просто перечислить все 10 игрушек в первом случае, а позже можно усложнить игруназвать по порядку расположения. Ребенок учится строго выполнять правило игры, тем самым эта игра с правилами развивает и волю ребенка.

4.В игре «Угадай-ка!» ребенок подробно описывает свою игрушку, а дети должны угадать, развивается речь, умение правильно говорить, учиться составлять описательный рассказ, закрепляется навыки самопрезентации.

5.Игра «Веселый счет»-при выполнении домашнего задания на начальном этапе обучения предлагаю использовать игрушки как счетный материал для закрепления навыков сложения и вычитания, придумывания задач.

На данном этапе обучения играм, если ведущая роль отводится воспитателю как руководителю дидактических игр, то на следующем этапе дети занимают ведущую позицию, т.к. они усвоили правила, поняли содержание, запомнили игровые действияи выработано огромное желание достичь конкретной цели (ив силу возраста больше их интересует не роль и не игровая ситуация, а правила и задача)

 

Вмешательство воспитателя в детскую игруна данном этапе только по мере необходимости:

· Регулировать взаимоотношения;

· Разрешать конфликты, возникающие во время игры;

· Давать яркие игровые роли детям с низким социометрическим статусом;

· Включать в игровую деятельность застенчивых, неуверенных, малоактивных детей.

Моя ведущая позиция как руководителя детской игрой теряет свои силы, как только ребята научатся играть самостоятельно, в дальнейшем моя помощь лишь для создания благоприятных условий для перехода игры на более высокий уровень. Дальше игра остается самостоятельной, свободной деятельностью детей, где дети сами опять занимают активную позицию. Очень важно сохранить эту свободу и непринужденность. И не вмешиваться в ее естественный ход.

На третьем этапе “МЫ”- ребенок говорит -“Давайте играть вместе!”

Это уже более высокий уровень игры, где дети соблюдают правила совместной игры, придумывают сами. Характер, состав, продолжительность игры может зависеть от умения, сноровки, личных качеств ребенка, мальчики и девочки могут играть отдельно и придумывать свою игру.

На данном этапе, дети готовы выйти на новый, более высокий уровень игры, так как освоили главные правила общения и поведения в группе:

1. Чужое нельзя брать без разрешения!

2. Все, что придумал, сделал, смастерил одноклассник-это шедевр, нельзя ломать! Все любуется работами друзей, радуются чужому труду и своему!

3. Образованы игровые группы, где дети учатся строить реальные внутригрупповые взаимоотношения, именно в игре ребенок добровольно соглашается, подчиняется различным требованиям , согласно правилам игры. Если ребенок в роли “врача”, то никакие соблазны не уведут его уйти, прежде чем он закончит свое дело. Так игра является и первой школой воли, и школой первой роли, открытия нового, первой школой морали, дружбы.

4. Игра продолжает оставаться самостоятельной деятельностью детей, их жизненный опыт в игре стал полнее, шире, научились играть в разные игры, используя свои игрушки. И я как воспитатель в роли руководителя-координатора предлагаю с целью развития игры новые роли, игровые ситуации, игровые действия и придумывание новых игр, используя те же игрушки. Дети активно взаимодействуют и используютв  дальнейших играх результаты, полученные на предыдущих этапах. Они уже умеют самостоятельно выполнять разные игровые задания.

В роли организатора и участника игры предлагаю поиграть в игру “Магазин игрушек”, для того, чтобы состоялась игра, дети должны принести свои игрушки и “сдать” в магазин. Чем больше игрушек принесут, тем больше игрушек в магазине. И дети в роли покупателей могут купить игрушки.

Правила игры:

Продавцам и покупателям быть взаимно вежливыми.Загадать загадку, составить интересный рассказ о задуманной покупке, придумать новую игру, новые способы использования игрушек. Помогать друг другу выполнять задание.

Игра “Магазин игрушек” начинается под руководством воспитателя, обязательным выполнением необходимых правил, где дети учатся сочинять, придумывать, фантазировать, вежливо общаться с продавцом,  помогать друг другу. Игра воспитывает чувство ответственности, взаимовыручки, самостоятельность (ребенок, если захочет, то один может совершать покупки, играть, придумать, выбирать с кем играть), активность (быстрее купить, сочинить, договориться для новой игры итд).

Содержание игры:

1. Открытие магазина. Чтобы заработал магазин, надо принести свои игрушки. Так начинается игра. Дети на предыдущих этапах наигрались и с удовольствием приносят игрушки для новой игры. А кто не хочет, никто никого не заставляет. Здесь побеждает любопытсво, любознательность, характерное для данного возраста. Все вместе размещаем игрушки на полках магазина. В начале игры беру на себя роль продавца, чтобы ознакомить детей с правилами новой, интересной игры.

2.Покупка…По правилам игры, сама покупка игрушек превращается в импровизированную игру, где нужно выполнить ряд необходимых заданий (сочинить, рассказать, придумать, решиться одному идти в магазин за покупкой и “купить” т.е выполнить задание или же с кем-то вместе договориться, так же сочинить, придумать и “купить” нужное для дальнейшей игры.

3.Новая игра по желанию детей. В третьей части игры,это когда дети купили игрушки, решили как и с кем играть, начинается новая игра на более высоком уровне, свои “старые” игрушки начинают использовать по новому назначению, придумывать новую игру, где и роли новые, и игровые ситуации, игровые действия. Так начинается самостоятельная, совместная, коллективная игра. Самый высокий уровень игры-это, когда дети решаются добровольно соединить все необходимые игрушки для одной игры. Вот тогда появляется чувство “Мы”-это мы ученики 1”а” класса лицея-интернат, осознание себя как члена орпеделенного коллектива.В процессе развития игры, совместного общения, дети вступили в более сложные взаимоотношения и в новые коллективные игры, под влиянием которых воспитываются нормы коллективного поведения. Затем они переносятся за пределы игры, которые станут нормами поведения в школе и дома.

Необходимый багаж уже есть и друзья, которые помогут всегда, да и в “Магазине игрушек” можно купить любые игрушки для своего творчества. А детьми усвоены правила общежития: Можно “купить” чужие игрушки, поиграть, но обязательно вернуть хозяину, не сломать и можно оставить у себя, если тебе подарили. Культивировать щедрость, лицейское братство, умение договариваться, понимать чувство и состояние другого человека, чувство единения в игре, которое перейдет и в реальную жизнь. Играть вместе с друзьями-ведь это так здорово!

Таким образом, в доступной, доброжелателной обстановке, в стенах школы-интернат, да и в любой другой школе и дома, можно организовать игротерапию “30 волшебных шкатулок”, при помощи незатейлевых игрушек можно воспитать у своих детей, учащихся интеллектуальные, волевые (умение управлять собой) и нравственные (честность, доброта, взаимовыручка, товарищество, сочувствие..) качества.

Позиция воспиателя на данном этапе:

· Суметь организовать начало игры;

· Заинтересовать детей на новую игру;

· Уметь самому включиться в игру на главных или второстепенных ролях;

· Устанавливать игровые отношения с детьми;

· Создавать благоприятные условия дляперехода игры на более высокий уровень.

· Регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты, возникающие в процессе игры.

Тематический план занятий

Темы занятия Кол-во часов
1  Знакомство родителей с программой «30 шэдитэ абдарханууд» 1ч.
  Домашнее задание: Оформление коробки-шкатулки для хранения игрушек. 1ч.
  Выставка шэдитэ абдарханууд (волшебных коробок-шкатулок) 1ч.
  Знакомство с игрушками и самопрезентация «История моих игрушек» 3ч.
  Конкурс портретов любимых игрушек 1ч.
  Индивидуальная игровая терапия «Расскажи про свою игрушку» (с замкнутыми, стеснительными, малообщительными детьми) 3ч.
  Дид. игры: «Из чего сделаны игрушки?»,«Что изменилось?», «Угадай-ка!», «Веселый счет» 2ч.
  Индивидуальная игровая терапия «Как же хороши игрушки моих друзей!» (с гиперактивными, агрессивными, эмоционально неустойчивыми детьми) 1ч.
  Игра «Магазин игрушек» 1ч.
  Конкурс синквейнов 3ч.
  Мини-спектакль «Игрушки в лицейском царстве» 1ч.
  Выставка «Самые любимые и ценные игрушки нашей семьи» 1ч.

 

занятие: Знакомство родителей с программой «30 шэдитэ абдарханууд»

Цель:Ознакомление родителей с программой, ее целью, задачами и основной идеей – введение игротерапии для успешной адаптации учащихся 1 класса к школьной жизни.

Формы и методы: Родительское собрание, лекция «Игры детей», мастер-класс по игровой терапии “Моя семья” (с использованием шкатулки с игрушками)










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 244.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...