Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Административно-правовая организация управления обороной




Организация обороны России включает в себя систему политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по обеспечению военной безопасности, готовности государства к защите от вооруженного нападения, а также собственно саму защиту суверенитета и независимости, государственной и территориальной целостности Российской Федерации. Основная цель такой деятельности – предотвращение и готовность в любой момент отразить военную агрессию против России и ее союзников, создание условий для мирного и демократического развития страны.

Правовые основы обеспечения обороноспособности страны закреплены в Конституции РФ, Федеральных законах: «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих»; указах Президента России и постановлениях Правительства РФ, приказах и инструкциях Министерства обороны Российской федерации.

В случае вооруженного нападения на РФ другого государства или при необходимости выполнения международных соглашений устанавливается особый порядок правового регулирования в области обороны. Федеральные законы «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», «О военном положении» направлены на заблаговременное обеспечение готовности экономики страны к защите государства от внешней агрессии, а в случае вооруженного конфликта – позволяют мобилизовать все имеющиеся у страны ресурсы на отражение вооруженного нападения и удовлетворение потребностей государства и нужд населения в военное время.

Управление в области обороны включает в себя: правовое регулирование в этой сфере; прогнозирование и оценку военной угрозы; разработку военной доктрины и формирование на ее основе военной политики государства; строительство и поддержание в готовности вооруженных сил, планирование их применения; проведение мероприятий гражданской обороны, мобилизационную подготовку на случай военного положения; создание запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резерве; гражданский контроль расходов на оборону; совершенствование военной техники, развитие военной науки, обеспечение военной тайны. Организация управления обороной строится на основе жесткой централизации, принципах единоначалия и воинской дисциплины в Вооруженных силах.

Общее руководство Вооруженными Силами в соответствии со ст. 87 Конституции РФ осуществляется Президентом РФ. Именно он, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил РФ, призван определять основные направления военной политики, утверждать военную доктрину и планы строительства и применения Вооруженных Сил, их структуру и состав, программы развития оборонного промышленного комплекса, мобилизационные планы, а в случаях агрессии против Российской Федерации, Президент РФ вправе объявлять общую или частичную мобилизацию, вводить на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение.

Вместе с тем, непосредственное руководство Вооруженных Сил РФ осуществляет министр обороны Российской Федерации.

В систему органов военного управления входят:

Министерство обороны Российской Федерации;

Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ;

Органы управления (оперативно-стратегическое командование) военных округов, флотов;

Органы управления войсковых соединений и воинских частей, гарнизонов и комендантских служб, соединений кораблей, военно-морских баз и кораблей;

территориальные органы военного управления (военные комиссариаты). В условиях военного времени в систему органов управления также могут входить:

органы управления внутренними войсками;

органы управления инженерно-техническими и дорожно-строительными воинскими формированиями;

органы управления федеральных служб безопасности, государственной охраны, службы внешней разведки и др.

В настоящее время Российские Вооруженные Силы (далее - ВС РФ) структурно включают в себя три вида:

1) Сухопутные войска, 2) Военно-воздушные силы, 3) Военно-Морской Флот; и три рода войск:1) Ракетные войска стратегического назначения; 2) Космические войска, 3) Воздушно-десантные войска, а такжевойска, не входящие в виды Вооруженных Сил, организации и воинские части строительства и расквартирования войск.

В целях оптимизации структуры управления ВС РФ, а также совершенствования их взаимодействия с другими войсками, воинскими формированиями и органами при решении в регионах Российской Федерации задач в области обороны Вооруженные силы РФ объединены в военных округа и флота. Сегодня территория России поделена на 4 военных округа – это Центральный, Южный, Восточный и Западный военные округа.

Командующий войсками военного округа руководит всеми находящимися на территории округа (военно-стратегического командования) воинскими частями, военными комиссариатами и гарнизонами через соответствующие штабы, управления, отделы и службы.

Оперативными объединениями Военно-морских сил являются флоты (Балтийский, Северный, Тихоокеанский, Черноморский), возглавляемые командующими флотами, которым подчинены соответствующие штабы, управления, отделы и службы флотов.

Большое значение в подготовке людских и транспортных ресурсов для призыва и направления в Вооруженные Силы Российской Федерации имеет деятельность военных комиссариатов, которые структурно входят в состав военных округов и являются территориальными органами Министерства обороны в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, на территории которых они находятся.

Военные комиссариаты совместно с органами местного самоуправления организуют воинский учет и подготовку граждан к военной службе, а также учет транспортных средств организаций и граждан, которые в военное время могут быть использованы в целях обороны.

Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется: 1) военнослужащими – путем призыва граждан Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления граждан Российской Федерации на военную службу по контракту; 2) гражданским персоналом – путем добровольного поступления на работу.

Согласно п. 1 ст. 59 Конституции Российской Федерации служба по призыву является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Целью воинской обязанности является обеспечение Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов личным составом в мирное время, а также в период мобилизационного развертывания, в период военного положения и в военное время.

Воинская обязанность не распространяется на иностранцев и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации. Вместе с тем иностранные граждане могут проходить военную службу добровольно по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

В случае если исполнение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию призывника, то он в соответствии с ч. 3 ст. 59 Конституции РФ и федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе» имеет право на альтернативную гражданскую службу, которая представляет собой особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Однако срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза больше годичного срока военной службы по призыву и составляет 21 месяц, а для проходящих альтернативную службу в организациях ВС РФ или в воинских формированиях иных органов власти в качестве гражданского персонала, срок альтернативной гражданской службы составляет 18 месяцев. При этом ее прохождение осуществляется на основе срочного контракта и, как правило, за пределами субъекта РФ, в котором постоянно проживает гражданин.

Организация альтернативной гражданской службы возложена на Федеральную службу по труду и занятости и Министерство обороны РФ.

По действующему законодательству формами исполнения воинской обязанности являются: воинский учет; обязательная подготовка к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

В период мобилизации, военного положения и в военное время воинская обязанность граждан предусматривает призыв на военную службу, прохождение военной службы и военное обучение.

При объявлении мобилизации или военного времени лица, подлежащие призыву по мобилизации, обязаны выполнять требования, изложенные в полученных ими предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссаров, а собственники в целях обеспечения обороны страны - предоставлять здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящееся в их собственности, с возмещением государством понесенных ими убытков.

Граждане в период мобилизации и в военное время могут привлекаться к выполнению работ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также зачисляться в специальные формирования гражданской обороны. Эффективность обеспечения обороноспособности страны во многом зависит от чёткой координации действий органов военного управления с иными правоохранительными органами, в том числе и с органами внутренних дел. Такое взаимодействие должно осуществляться постоянно и в любых условиях как мирного, так и военного времени, а также в период чрезвычайного положения.

В условиях мирного времени МВД России призвано организовывать взаимодействие органов внутренних дел с военными комиссариатами по вопросам учёта военнообязанных граждан, розыска лиц, уклоняющихся от воинского учёта и призыва на военную службу, содействовать развитию тесных связей подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения с военной автомобильной инспекцией[551].

При осуществлении организации территориальной обороны органы внутренних дел призваны принимать меры по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности. В этой связи МВД России в условиях военного времени обязано развертывать специальные формирования, предназначенные для охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, охраны важных государственных объектов. При введении военного положения и проведении мероприятий гражданской обороны на подразделения МВД РФ и внутренние войска возлагается выполнение таких функций, как: оцепление (блокирование) и охрана очагов поражения, зон заражения, затопления, массовых пожаров; участие в поиске без вести пропавших людей и имущества, оказание первой медицинской помощи пострадавшим; учет потерь населения, опознание погибших и идентификация трупов; охрана общественного порядка при эвакуации населения; надзор за соблюдением должностными лицами и населением режимов радиационной, химической, бактериологической защиты, пожарной безопасности, карантина, светомаскировки, выполнением решений органов власти по вопросам охраны общественного порядка; пресечение (недопущение) паники, распространения ложных и провокационных слухов; предупреждение и раскрытие преступлений, характерных для условий военного времени; проведение мероприятий по предупреждению и пресечению паники, ликвидации массовых беспорядков. В системе территориальной обороны страны МВД России отвечает за охрану и оборону важных государственных объектов, объектов на коммуникациях и специальных грузов, участвует в обеспечении установления и поддержания режима военного положения, а также в борьбе с диверсионно-разведывательными, террористическими группами и десантами противника вблизи охраняемых объектов, пресекает диверсии и террористические акты на них[552].

В тесном взаимодействии с армией, органы внутренних дел и внутренние войска призваны обеспечивать проведение контртеррористических операций и проводить оперативно-войсковые мероприятия по установлению мест дислокации незаконных вооруженных формирований, их разоружению и ликвидации; перекрывают основные направления движения боевиков; осуществляют блокирование мест (районов) расположения незаконных вооруженных формирований; охраняют коммуникации (дороги, мосты и т.д.); осуществляют досмотр транспорта и грузов; сопровождают и охраняют колонны с войсками, грузами и гуманитарной помощью; осуществляют оперативную отработку задержанных, подозреваемых, пленных, беженцев и вынужденных переселенцев[553].

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 386.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...