Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Административные правонарушения, посягающие на права граждан




Составы административных правонарушений, посягающих на права граждан, закреплены в главе 5 КоАП РФ. Объектом названных правонарушений являются отношения, возникающие при реализации гражданами своих конституционных прав. Следует отметить, что данной главой охватываются составы правонарушений, посягающие на отдельные права граждан, а именно на избирательные права, свободу совести и вероисповедания, трудовые права, права ребенка, права на участие в массовых мероприятиях, забастовках, право на образование и тайну личной жизни. Кроме того, статьи этой главы устанавливают ответственность за нарушение права на получение информации, социальных прав инвалидов.

Первая группа статей (ст. 5.1 – 5.25, 5.45 – 5.52, 5.56 КоАП РФ) предусматривает правонарушения, объектом посягательства которых являются избирательные права граждан, которые предусмотрены ст. 32 Конституции Российской Федерации и, детально регламентированы Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции от 4 октября 2010 г.).

Под избирательным правом понимается конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, в том числе участвовать в выдвижении кандидатов (списков кандидатов), предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в других избирательных действиях.

Для некоторых составов данной группы правонарушений характерно наличие предмета правонарушения к которым относятся списки избирателей и кандидатов, избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдум, агитационные материалы – печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования в ходе избирательной кампании, при проведении референдума.

Избирательные права и порядок их реализации регламентируются многими другими нормативными актами, среди них: Федеральный Конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (в редакции от 24 апреля 2008г.), Федеральный закон от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации» (в редакции от 23 декабря 2010 г.), Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (в редакции от 4 декабря 2010 г.). Некоторые положения этих законов получили оценку Конституционного Суда Российской Федерации, отдельные аспекты избирательных технологий уточнены и детализированы в ряде Постановлений Центральной избирательной Комиссии Российской Федерации.

По существу, правонарушения, посягающие на избирательные права граждан, представляют собой большой комплекс противоправных деяний совершаемых как в форме действия, так и бездействия. В зависимости от непосредственного объекта посягательств и характера противоправных действий рассматриваемые правонарушения условно можно разделить на три основные группы:

– нарушения, связанные с работой избирательных комиссий, комиссий по референдуму;

– нарушения порядка информационного обеспечения выборов, референдумов;

– нарушения, связанные с деятельностью кандидатов на выборные должности и избирательных объединений, избирательных блоков;

– нарушения установленного порядка проведения предвыборной агитации.

Субъектами таких правонарушений являются как физические лица – граждане и должностные лица, так и юридические лица. Среди специальных субъектов следует отметить лиц, имеющих определенное должностное или служебное положение и использующее его при правонарушении. Ими могут быть также должностные или юридические лица средств массовой информации, члены избирательных комиссий, лица, которым участие в предвыборной агитации запрещено федеральным законом: наблюдатели, некоторые категории государственных и муниципальных служащих в период служебных командировок или при исполнении служебных обязанностей и т.п., кандидат, зарегистрированный кандидат, лицо, избранное депутатом, избирательный блок, инициативная группа по проведению референдума, кредитная организация, председатель избиркома.

Субъективная сторона данных правонарушений выражается, как правило, в форме умысла, то есть нарушитель должен или может сознавать, что он целенаправленно вмешивается в избирательный процесс. В этом плане следует отличать составы иных правонарушений совершаемых, например, из хулиганских побуждений: срывание, порча, уничтожение различных афиш, плакатов, вывесок, объявлений размещенных в установленном порядке от состава, предусмотренного ст. 5.14 КоАП РФ, при котором повреждение агитационных материалов, совершается не из хулиганских побуждений, а с целью повлиять на ход избирательного процесса.

Совершение административного правонарушения в рассматриваемой сфере влечет наказание в виде административного штрафа.

Вторая группа статей (5.27 – 5.34, 5.40) предусматривает правонарушения, посягающие на трудовые права, регламентированные статьей 37 Конституции РФ. Деяния, указанные в диспозиции этих статей нарушают законодательство о труде, к которым относятся Трудовой кодекс Российской Федерации (в редакции от 29 декабря 2010 г.), Федеральный закон от 4 февраля 1999г. № 22-ФЗ «Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (в редакции от 20 апреля 2007 г.), Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в редакции от 9 декабря 2010 г.), Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (в редакции от 1 июля 2010 г.).

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 5.27 КоАП РФ заключается в действиях и бездействиях работодателя нарушающих законодательство о труде и об охране труда, связанных с несоблюдением предусмотренных законодательством условий труда, при этом ч. 2 рассматриваемой нормы устанавливает повышенную ответственность за совершение данного правонарушения лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение. Понятие «аналогичное административное правонарушение» разъяснялось в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому под аналогичным правонарушением, указанным в части 2 статьи 5.27 КоАП РФ, следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда.

Правонарушения, предусмотренные статьями 5.28 – 5.31 КоАП РФ обусловлены несоблюдением и нарушением процедур, связанных с заключением коллективного договора или соглашения. Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый работниками организации, филиала, представительства с работодателем. Соглашение – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями и заключаемый на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, территории, отрасли, профессии.

Статьи 5.32 – 5.34 предусматривают составы правонарушений совершаемых в связи с возникновением коллективного трудового спора и с нарушением условий примирительных процедур, при этом под коллективным трудовым спором понимаются неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда, заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений. Примирительные процедуры – рассмотрение коллективного трудового спора с целью его разрешения примирительной комиссией, сторонами с участием посредника, в трудовом арбитраже.

Субъектом данного вида правонарушений может быть лицо, являющееся стороной в трудовых отношениях. В качестве специального субъекта выделяется работодатель и страхователь.

Субъективная сторона правонарушения проявляется, как правило, в форме умысла.

Наказанием за совершение правонарушений, посягающих на трудовые права граждан, является административный штраф. В качестве альтернативной административному штрафу санкции предусмотрен новый вид административного наказания – административное приостановление деятельности указанных лиц на срок до 90 суток. За совершение правонарушения по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ в качестве наказания предусмотрена дисквалификация. При применении дисквалификации следует учитывать, что в ст. 3.11 КоАП определен перечень лиц, которым этот вид наказания может быть назначен.

Статья 5.38 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании. Данные права относятся к категории политических и гарантируются статьей 31 Конституции Российской Федерации.

Детальная регламентация организации и проведения массовых мероприятий закреплена в Федеральном законе от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (в редакции от 8 декабря 2010 г.).

Объективная сторона рассматриваемого деликта выражается в воспрепятствовании организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо участию в них, а равно принуждение к участию в них.

Если публичное массовое мероприятие проводится без нарушения закона, то никто, в том числе и должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления не должны препятствовать его проведению. Деяние, сопряженное с воспрепятствованием может проявляться в любой форме.

Субъектом данного правонарушения, могут быть как граждане (в том числе представители общественных объединений), участники и организаторы митингов, так и должностные лица.

Субъективная сторона выражается в форме прямого или косвенного умысла.

Административная ответственность за правонарушения, посягающие на права ребенка, закреплены статьями 5.35 – 5.37 КоАП РФ. К числу основных нормативных правовых актов Российской Федерации о правах ребенка можно отнести Конституцию Российской Федерации (ст. 38), Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции от 17 декабря 2009 г.), Семейный кодекс Российской Федерации (в редакции от 23 декабря 2010 г.).

Права несовершеннолетних детей на содержание, воспитание и образование регламентируются ч. 2 ст. 54 и ч. 1 ст. 60 Семейного Кодекса Российской Федерации, причем содержание должно обеспечиваться в размерах, предусмотренных разделом V данного кодекса. Обязанность родителей по воспитанию, образованию и содержанию – статьями 63 и 80 указанного кодекса. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 5.35 КоАП РФ заключается в неисполнении или ненадлежащем исполнении родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних. Деяние, предусмотренное ст. 5.36 заключается в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей связанных с передачей нуждающихся детей на усыновление (удочерение) или под опеку (попечительство), а также предоставление заведомо недостоверных сведений о таких несовершеннолетних и укрытие несовершеннолетних от передачи на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей.

Субъектом данных правонарушений являются лица, на которых в установленном законом порядке возложена обязанность по содержанию, воспитанию, обучению и защите прав несовершеннолетних ими могут являться родители, лица их заменяющие (приемная семья), опекуны, попечители, воспитатели, педагоги и другие должностные лица воспитательных учреждений для несовершеннолетних – 5.35. Руководители учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностные лица органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления – 5.36.

Субъективная сторона данной группы правонарушений характеризуется умышленной формой вины.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 272.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...